Войти

Суперкомпьютеры для России

2938
25
0

25 ноября в МГУ имени Ломоносова под председательством Президента РФ Дмитрия Медведева прошло очередное заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Перед его началом глава государства ознакомился с работой нового университетского суперкомпьютера с пиковой производительностью 414 терафлопс, созданного в этом году. В ноябрьском рейтинге наиболее мощных суперкомпьютеров в мире он занял 12-е место из 500. Говоря о показателях нового суперкомпьютера, Дмитрий Медведев на заседании комиссии заметил: «Это, конечно, неплохо. Мы чуть-чуть не вошли в первую десятку, но при понимании того, что девять первых мест - это американские суперкомпьютеры». «Они здесь пока впереди, но это не значит, что с ними невозможно конкурировать», - подчеркнул он, предложив назвать суперЭВМ именем российского ученого Михаила Ломоносова.

В беседе с корреспондентом «Красной звезды» на эту тему академик РАН Андрей Кокошин высказал мнение, что в области создания суперкомпьютеров Россия вполне может занимать одно из ведущих мест в мире. «Мы вполне можем быть в первой мировой тройке-четверке разработчиков и производителей суперЭВМ. При этом надо иметь в виду, что темпы развития этой техники исключительно велики, фактически каждые полгода лидеры здесь меняются», - сказал он. По его словам, «с созданием машины, получившей сегодня название «Ломоносов», МГУ превращается в один из крупнейших в мире университетских научно-образовательных центров, обладающих такими машинами. Здесь будет главный центр подготовки специалистов по суперкомпьютингу, по всем компонентам - по аппаратным решениям в области суперкомпьютинга, по программному обеспечению, по математическому моделированию, которое становится все более сложным, требующим привлечения таких кадров, которые есть в МГУ и ряде институтов Российской академии наук».

Он отметил, что в России уже появился целый ряд отечественных разработчиков суперЭВМ и программных продуктов. В том же Московском государственном университете недавно была установлена суперЭВМ РВС-5 совместной разработки МГУ и Института многопроцессорных вычислительных систем им А.В. Каляева (Таганрог), созданная в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы». Производительность этой машины не так высока, но масштабируема, и создана она как некластерная система, т.е. система адаптируется под задачу.

«Когда таких машин не было, то медленно шла и разработка софта особо сложных математических моделей различных процессов - физических, химических, биологических, климатических, наукоемких промышленных изделий. Сейчас одна из важнейших задач - чтобы наша промышленность повернулась лицом к суперЭВМ отечественного производства, к отечественному программному обеспечению и активно стала использовать компьютерные технологии для повышения качества своей продукции, для ускорения создания новых продуктов, что в общем-то делают сегодня все ведущие страны мира», - отметил академик. В 2007 году он совместно с академиками Е.П. Велиховым и В.Б. Бетелиным представил государственному руководству России развернутые предложения по национальной программе развития высокопроизводительных вычислений (суперкомпьютинга) в России на основе имеющихся в нашей стране фундаментальных и прикладных научных исследований и технологических заделов.

По мнению А. Кокошина, использование отечественных суперЭВМ различных разработок крайне важно и с точки зрения обеспечения информационной безопасности. В последнее время благодаря сотрудничеству ученых и специалистов из нескольких организаций осуществлен определенный скачок в создании суперЭВМ. «Теперь, - подчеркнул ученый, являющийся депутатом Государственной Думы (от «Единой России»), - крайне важной задачей является наращивание усилий по развитию отечественной базы таких суперЭВМ, в том числе по развитию соответствующей микроэлектроники под такого рода машины».

СуперЭВМ - это тема, которая была у нас еще три года назад записана в решениях партии «Единая Россия» как одна из ключевых задач развития нашей страны, сказал он. Этой темой со все большим уклоном в сторону развития программных продуктов мы планируем и дальше заниматься на постоянной системной основе.

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
17.10.2012
Создается российское DARPA
17.03.2011
Суровая отповедь
06.08.2007
РУССКИЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ АМЕРИКАНСКОЙ РАКЕТЫ. Как отечественные моторостроители завоевали заокеанский рынок
03.07.2007
Российские предприятия демонстрируют на салоне в Петербурге технологические новинки в судостроении - Кокошин
23.04.2007
ОКЕАНСКАЯ ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ Зачем понадобилась судостроительная корпорация
02.04.2007
Космос как счастье. Нацпроект Сергея Иванова
25 комментариев, отображено с 1 по 11
№0
03.12.2009 06:42
Мы будем смотреть в этой гонке америке в зад пока в Ломоносове иСКИФах стоят Интеловские процессоры.
0
Сообщить
№0
03.12.2009 13:35
МГУ - для науки всякой.
А так такие системы интересны для прогнозирования и управления погодой, тектоническими процессамми, для  аэродинамики, геофизики (гравика, трёхмерная магнитка, электроразведка отчасти - ВП,ЕП, прогнозирование рудных тел позволит снизить затраты на разработки при тех же биогеохимических методах вкупе скажем с электроразведкой и магниткой), обработка космоснимков - дешифровка. Томография сверхвысокого разрешения реального времени, много ещё где. Вопрос в том, что помимо железа нужен и соответствующий софт и удалённый доступ. Реально же если там шутк 30виртуальных машин запущено, то может быть проще вместо одного такого для некритичных к времени расчётов использовать микросуперкомпы вроде мультиплатных Тесла и узкоспециализированные, например, когда нужно решать нестационарные уравнения Навье-Стокса для динамики сплошных сред и т.д.
0
Сообщить
№0
04.12.2009 00:03
Помнится для обдува стоек некоторых суперкомпьютеров на них подаётся сильно охлаждённый (иногда до +8С) воздух со специальными параметрами, всего на несколько градусов выше точки росы, для нормального теплосъёма. Есть и экзотика, вроде паров азота.
0
Сообщить
№0
04.12.2009 06:32
При всём моём уважении к Бабаяну, он если так можно выразиться "компьютерный экстремист". Помнится довольно много лет назад, после встречи, подойдя, говорил ему, что процы видеоускорителей и игрушек будут использоваться для создания самых быстрых суперкомпьютеров или их важнейших частей. Он же с пеной у рта :-) доказывал, что такое невозможно: "Вы не понимаете, они же embedded".

Вторым фактором некоторой ограниченности Эльбрусов  является то, что мне приходилось раза два говорить с людьми, которые работали, один так несколько лет программистами при них. Отмечали ряд проблем, одна из которых неудобство программирования.

Вместе с тем нельзя не отметить полёт мысли как Лебедева так и Бурцева. Особенно первого, выжавшего из то что имелось максимум и создававшего очень быстрые по тем временам машины. Я бы его сравнил с Амдалом в США.
Кроме них вклад в системы сделал сопоставимый в СССР разве Сарант (Старос) - элементная база и его напарник Иозеф Берг - первые в мире компьютеры полностью управляющие АПЛ ("Узел"). Габариты для таких систем до сих пор являются весьма хорошими. Если бы не недоверие наших военных и общее неважное управление (электроника является одной из барьерных отраслей, также как скажем и газостатная техника, а сейчас нанотехнологии) то реально было выиграть гонку по полупроводникам по крайней мере точно.
Лет 10 назад видел электронный литограф для шаблонов со значительно более высоким, как и положено, разрешением. Возможно ГДР-овский.


Вообще где-то до 1972-74годов говорить об капитальном отставании СССР по крайней мере в машинах для военного применения не приходится. Зато всем остальным доставалось - отец с сотоварищи делал прибор во второй половине 1970-х на микромодулях и стрелочных индикаторах - микросхем не давали. Кстати тот самый стрелочник оказался бонусом - очень легко было работать в тех же шахтах, или в лесу, где света для ЖК не хватало, а нормальных исндикаторов с большими цифрами и низким потреблениесм также не достать было. Работал и на стрелочных и на с ЖК первые в полевых, второые в палатке удобнее.

Помнится видел разграбленные 584 установки в корпусе напротив мясокомбината. Причём незадолго до меня побывали люди и взяли экспериментальный объектив. который позволял получать 0,5мкм небольшим полем (10х10мм, кажется) в 1990году без существенного изменения самой установки. Вершиной же чипостороительной техники был сканнер-степпер изготавлявшийся в самом конце 1980-х - возможно начала 1990-х разрешение 0,35мкм! Установки были убиты неграмотным обращением и отвратительным управлением техпроцессами. Достаточно сказать, что ходили в комнатах класса 100 (реально в зоне работ с открытыми пластинами нужно было иметь не ниже 10класса) в халатиках и тапочках, т.е. о какой-либо производственной гигиене говорить не приходится. Т.е. не было да и сейчас нет, можете взглянуть на фото на 30странице данного журнальчика (Модульно-кластерный комплекс субмикронной литографии (кф л)). Неподалёку от зоны работы с пластинами виднеется знакомая по всем научным учреждениям стойка с хламом, которой по идее вообще не должно было быть в данном помещении.
Ну а как это всё великолепие выглядело можно представить примерно здесь
Кстати беларусы до сих пор из советской ещё линейки делают и умудряются это дело втюхивать в союзные программы

Если интересно текущее состояние по основе, частично оно раскрыто в обзоре Гапонова. Реально построить в серии к 2017году 10нм литограф и к началу-середине 2019года уже запускать фабрики на таких нормах.
Фишка в том, что существуют методы позволяющие существенно увеличить плотность, отказавшись от традиционных элементов на транзисторной логике. Это даёт выигрыш в разы больший чем, скажем память на фазововых превращениях по сравнению с логикой обычных SRAM, используемых для кэша первого уровня в процах.

Касаемо общественно-частного партнёрства вообще непонятно. Всё-таки кому принадлежат те или иные права? Не будет ни один нормальный бизнесмен, разве что если его очччень попросят вкладывать в такое деньги - это разводилово.

Реально либо чисто частная фирма, которой дают деньги на конкретный результат, либо ФГУП с дочками-МГП также созданного под программу с весьма серьёзной, не как сейчас, ответсвенностью и полномочиями. Всё остальное - фикция.
0
Сообщить
№0
04.12.2009 06:43
С учётом менталитета чиновников, мало того что сразу запрашивающих взятки, так и ещё по ходу проектов, можно предположить, что оптимальнее давать деньги сразу не менее чем на законченный этап и отчётом фирме будут не просто писульки, как сейчас, а сделанный образец. И не купленный у дяди Васи - любят купить где-нибудь за бугром добавить обвес провести верез одну-другую фирмы и вот уже "чудо российских инженеров", где российского почти ничего и нет.
Так нанолитограф нужен не менее чем с 10нм разрешением, такой чтобы его не продали. Иначе опять будем в зависимости.

Любое влияние 99% чиновников смерти для сложных проектов подобно. Это показывает опыт с невозможностью что-либо сложное освоить в ВПК, когда даже технологии конца 1980-х не могут повторить из-за архихренового управления и полного морального разложения.
0
Сообщить
№0
04.12.2009 20:00
В части невостребованности ни индустрией ни институтами РФ мозгов с вами совершенно согласен. Если кто по темам и работает, то в фирмах-фирмочках.
0
Сообщить
№0
04.12.2009 23:54
Вы эту ФЦП читали ("Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы")?
Филькина грамота.
Реально распил денег на НИР с минимумом применимых результатов, получаемых в результате отсутсвия нормальных статей на нанолитографию и пр. в массе на устаревшем западном оборудовании.
В целом уровень небольшой страны, входящей в ЕС.
0
Сообщить
№0
05.12.2009 00:17
в частности по нанолитографии к 2015 году до 0,045 микрона, т.е. 45нм, в то время как уже сейчас тот же Nikon-овский NSR-S610C уже сейчас продающийся и стоящий на производственных линиях даёт лучше разрешение при поле 26x33 (примерно дюйм на дюйм с четвертью).
К концу года появится NSR-S620 с разрешением уже 32нм.
ASML уже предлагает степпер-сканнер с чаналогичным разрешением: TWINSCAN NXT:1950i
Ну это как кто счтиает кто node, а кто resolution.

Народ уже литографы требуемого уровня давно продаёт, как не совсем современные...

Мне не понятны дейтсвия ладно чиновников - руководителей страны. Они явно не понимают даже в том, по какому процессу изготовлен камень в их ноуте.
0
Сообщить
№0
06.12.2009 19:43
Цитата
нужно постаратся вытеснить АМD


Мне кажется это уже слишком поздно.
Задача становится сравнимой с вытеснением с рынка авиации Бразилии.
И дело тут уже не в текущей власти.
Когда компания достигает уровня, при котором участвует в ряде серьезных проектов международного уровня - вопрос о её вытеснении становиться либо риторическим, либо переходит в область "сделать любой ценой". Вопрос, а насколько это нужно?

Реально рынок ИТ открыт по куче направлений.
Полагаю, все понимают, что коммерческие проекты, которые продаются на гражданских рынках это позавчерашний день от компаний продавцов. Законы экономики тормозят выброс новейших разработок – рынок дает прибыль на менее старых образцах, все крупные игроки, которые могут составить конкуренцию по выбросу на рынок новинок – включены в технологический союз. Так зачем спешить?

Поскольку Россия не игрок на этом рынке, то имеет все шансы выйти на рынок с продуктом даже сегодняшнего дня. Рынок готов - Россия нет.

Еще прекрасней картина с математическим аппаратом на всех направлениях.
Теоретический матаппарат в России – очень сильный, накоплен и не утрачен. Сделать под него софт с качественной визуализацией и рынок моделирования, разного рода расчетов, от расчетов на прочность, до баллистики – весь будет наш. Рынок готов – Россия нет.

Управление предприятиями – все программы, что есть на рынке, сделаны по книжкам и не имеют механизмов реализации для нестабильной экономики и нестабильного производства. Мы, страна с постоянно нестабильной экономикой и хаотичным производством, для которой это понятие куда привычнее логики машин. Число стран с нестабильной экономикой огромно. Рынок открыт и готов – Россия не готова.

Я выдел отечественные продукты, претендующие на класс ERP – неплохая копия того, что делают иностранцы. Но зачем копия, когда есть оригинал – не понимаю.

Говорю к тому, что дело не в правительстве, а в отсутствии:

    нормально понимания потребностей рынка
    людей, способных оценить перспективы рынка, чтобы сделать ТЗ с запасом на 30-50 лет.
0
Сообщить
№0
06.12.2009 20:58
Вы пытаетесь сравнить несравнимые вещи: состояние автопрома 60-х годов и международную кооперацию 21-го века.

Основным критерием моей оценки трудности решения поставленной задачи является то, что рынки, о которых мы ведем речь, не просто поделены, они поделены между государствами (не компаниями, а государствами), между которыми существуют экономические отношения в этих сферах, вынуждающие их играть по единым правилам.
Таким образом, попытка захватить часть рынка будет "войной" не с конкретной компанией, с которой можно вести борьбу обычными маркетинговыми и финансовыми средствами, а с системой - совокупностью межгосударственных интересов, где законы маркетинга и финансовые инструменты действуют по законам тех, кто их пишет. Законы системы не может писать тот, кто только пытается попасть в эту систему
Согласитесь - это совсем другой уровень.

Я понимаю, что аргументы, приводимые Вами насчет установки Интел или АМД в МБР, выглядят очень красноречиво - но это лишь эмоции, и они, к сожалению, расклад на международных рынках не изменят.

Я же утверждаю, что рынки свободны для продукции уровня сегодняшнего дня - их надо только сделать.
Возможно ими занимаются, но слишком бессистемно и пока слабо результативно.
Соглашусь с Вашим вариантом о частно-государственном партнерстве, но только когда государство
1. сделает нормальное законодательство о соблюдении авторских прав
2. заставит этот закон работать как н территории РФ, так и по отношению к патентам РФ на международных рынках
3. приобретет контрольный пакет в ОАО и на этом свое участие в этой компании закончит.

Государство не может быть эффективным собственником – это уже доказала история и многократно подтвердили политики, в частности устами Медведева и Дворковича.
0
Сообщить
№0
06.12.2009 22:48
Цитата
По моему, Вы противоречите самому себе - так будут противодействовать или же рынок свободен?


Рынок свободен для нас с современными продуктами. Для нас - потому что мы не состоим в экономических договоренностях ИТ сферы, значит ничем не ограничены, кроме отсутствия собственных разработок.

Цитата
назовите крупного российского игрока в ИТ сфере, деятельность которого видна на национальном или международном уровне


На национальном видно многих, только выступает большинство с иностранными продуктами. На межгосударственном уровне - нет ни одной российской компании. Шанс имеет место быть для 1С.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 29.04 17:47
  • 3
Какое оружие может оказаться эффективным против боевых беспилотников
  • 29.04 17:45
  • 20
Глава Военного комитета НАТО заявил о необходимости проведения дополнительной мобилизации на Украине
  • 29.04 17:42
  • 28
Национальная политика и миграция
  • 29.04 17:39
  • 1103
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 29.04 17:24
  • 92
В США оценили российские Су-34 с УМПК
  • 29.04 17:17
  • 23
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 29.04 17:12
  • 1
В Турции объявили о появлении собственного современного ЗРК
  • 29.04 17:07
  • 6
Видео: зенитная ракета "358" сбила американский беспилотник Scan Eagle
  • 29.04 15:47
  • 4
Империя или хаос: зачем Европе украинский конфликт? - Мнения ТАСС
  • 29.04 14:48
  • 0
Сикорский: Если Россия нападет – она проиграет
  • 29.04 09:01
  • 2712
Как насчёт юмористического раздела?
  • 28.04 20:57
  • 7
Основатель Amazon объявил о создании тяжелой космической ракеты
  • 28.04 20:12
  • 140
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 28.04 20:02
  • 1248
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ
  • 28.04 19:50
  • 296
Главком ВМФ России: проработан вопрос о создании нового авианосца