Войти

Танки становятся умнее людей

3483
7
0
Проект израильского легкого танка – возможно, образец танка ближайшего будущего
Проект израильского легкого танка – возможно, образец танка ближайшего будущего.
Источник изображения: Кадр из видео

Израиль представил так называемый умный танк – прототип бронемашины ближайшего будущего. Ее особенностью станет, например, специальный шлем для экипажа, подобный тому, который носят летчики истребителя F-35. Каковы главные тенденции в создании бронетехники будущего и что в этом направлении делается в России?

Военная техника эволюционирует, боевые машины совершенствуются, особое внимание уделяется именно аппаратам, действующим без участия человека – или активно помогающим человеку. Сейчас это не только уже привычные БПЛА, летающие дроны, но и подводные лодки и даже танки. Дистанционно управляемая техника не пригибается в атаке, без страха идет под пули и снаряды.

Танки придумали именно для того, чтобы защитить броней находящийся внутри экипаж. Какое-то время это работало, но вскоре появились противотанковые средства, которые способны уничтожить любую бронемашину. По официальным данным, во время Великой Отечественной войны было уничтожено 96,5 тыс. советских танков, немецких немногим более 30 тыс. Понятно, что и танки были несовершенны, а средства противотанкового поражения улучшались, тем не менее, потери были огромными.

Американцы за время войны во Вьетнаме потеряли техники больше, чем за время Второй мировой, из них танков – около 2 тыс. Потери советских танков в Афганистане были значительно ниже, большей частью они выходили из строя по техническим причинам (использовались старые Т-55 и Т-62, которые выдерживали попадания нескольких выстрелов из РПГ), серьезных противотанковых комплексов у моджахедов просто не было. Танки тогда принимали участие в сопровождении колонн, даже штурмовали кишлаки, пробивая глинобитные стены тяжелым корпусом, но большей частью использовались на "блоках", в качестве долговременной бронированной огневой точки.

Танки в своем развитии ушли за последние десятилетия далеко вперед. Но пределов совершенству нет и многие армии рассчитывают получить на вооружение бронетехнику нового уровня, в первую очередь управляемую на поле боя дистанционно.

Например, интересные разработки "умных танков" представил сейчас Израиль – три варианта прототипов боевой машины будущего "Кармель". По внешнему виду и вооружению (30-мм пушка) это скорее боевая машина пехоты (они и созданы в том числе на шасси американского бронетранспортера М113). Экипаж состоит всего из двух человек, при этом они оснащены десятками камер, радарами и датчиками. Вероятно, что танкисты будут взаимозаменяемы – каждый сможет как управлять машиной, так и вести разведку, применять вооружение и прочую технику.

Создателями "умных танков" стали три компании – "Израильская авиационная промышленность" (IAI), "Рафаэль" и "Эльбит Маарахот". В представленных ими концепциях лежат новейшие технологии, которые обеспечивают в том числе единую картину на 360 градусов, получаемую на основе работы многочисленных датчиков. Экипаж боевой платформы, представленной "Эльбитом", получит шлемы Iron Vision, в которых информация выводится на нашлемные дисплеи – такие используют пилоты истребителя 5-го поколения F-35. "Рафаэль" применила "стеклянную кабину", благодаря которой экипаж получает информацию, отображенную по периметру боевого отделения. Инженеры IAI презентовали системы, которые будут выводить данные как на крупные панорамные дисплеи, так и на личные экраны операторов. Можно сказать, что самые совершенные достижения науки и техники, которые ранее использовались только в наиболее дорогих системах вооружений – например, истребителях – теперь все больше захватывают куда более простую наземную технику.

Предполагается, что эти передовые разработки будут интегрированы в уже существующие и будущие бронемашины – как экипажные, так и автономные. На завершение разработки программы "умных танков" и принятие их на вооружение планируется потратить около семи лет. Предполагается, что продемонстрированные технологии будут реализованы в проекте новой версии израильского танка "Меркава 4" "Барак", который должен сойти с конвейера в ближайшие три года.

А что происходит с подобными разработками в России?

По словам начальника Главного управления научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий (инновационных исследований) Минобороны РФ Вячеслава Преснухина, вопросам разработки и снабжения войск перспективными образцами вооружения, в том числе и роботизированными комплексами, уделяется самое пристальное внимание. Действует комиссия по развитию робототехники, которую возглавляет министр обороны.

"Организация разработки робототехнических комплексов для войск – одно из основных направлений деятельности нашего управления, – говорит Вячеслав Преснухин. – Создан Главный научно-исследовательский испытательный центр робототехники Министерства обороны, который призван решать весь комплекс задач по военно-научному сопровождению разработок робототехнических комплексов военного назначения. Армия будущего – это армия инноваций. Они касаются любой оборонной составляющей – от полевой нанокухни до роботизированных космических комплексов".

И действительно – системами искусственного интеллекта уже оснащают российскую бронетехнику. Одна из известных разработок – система ИИДБМС, совместимая с танком Т-80У-М1, которая отвечает за управление танком, ведение огня, способна посредством компьютерных сетей согласовывать свои действия с другой техникой и получать указания из центра управления.

И, скажем, наиболее современный российский танк Т-14 на базе платформы "Армата" (который, правда, пока не пошел в серийное производство) реализует в своем конструкторском замысле концепцию "сетецентрической войны". Иначе говоря, боевая машина используется для разведки, целеуказания и корректировки огня артиллерийских систем и танков из своего сопровождения. Для этого в Т-14 имеется круговой доплеровский радар с АФАР (активной фазированной антенной решеткой), ультрафиолетовые HD-камеры наблюдения с круговым охватом на 360 градусов, способные засекать работу двигателей техники противника по выхлопу. Танк также способен запускать беспилотный аппарат разведки с обзорной РЛС и инфракрасным прицелом.

Кроме того, одна из перспективных разработок, которая вскоре должна появиться на вооружении Российской армии, – это дистанционно управляемый многофункциональный робототехнический комплекс "Удар". В его составе мобильный робот огневой поддержки на базе шасси БМП-3, разведывательный беспилотник вертолетного типа и пункт дистанционного управления на шасси "Урал-4320". Данный комплекс способен обеспечить дистанционное и программное управление движением безэкипажных базовых шасси, колесных и гусеничных – сухопутных робототехнических комплексов различного назначения.

Возможно, подобные бронированные безэкипажные машины будут использоваться в ближайшем будущем при выполнении наиболее опасных задач на поле боя.

Помимо этого, российские ученые уже несколько лет ведут работу над созданием интеллектуальной системы управления движением бронетехники. Научно-производственный центр Юго-Западного государственного университета (г. Курск) разрабатывает систему автоматического движения гусеничной машины, то есть ее искусственный интеллект, еще с 2014 года. Цифровые сигналы управления могут подаваться хоть на трактор, хоть на боевую бронетехнику. Чтобы продемонстрировать возможности искусственного интеллекта, использовали уменьшенный макет советского танка Т-34, который, пользуясь датчиками и "техническим зрением", без помощи человека способен объезжать препятствия. Танк самостоятельно следит за мишенью с помощью движения башни.

Маршрут, который проходит робот, задается двумя способами. Первый – на сенсорном экране указывается точка финиша, к которой танк двигается самостоятельно, объезжая деревья и другие преграды. Второй вариант – на сенсорном экране маршрут рисуется полностью. Помощь роботу требуется лишь на самых сложных участках маршрута, а управление генераторами, дизелем, подача сигналов на электродвигатели осуществляется в автоматическом режиме.

При таком совершенствовании военной техники в технически развитых странах, с наделением бронированных монстров искусственным интеллектом, можно предположить, что в скором времени танки вообще смогут полностью обходиться без экипажа внутри. Роботы будут воевать на поле боя с такими же роботами.


Виктор Сокирко

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
7 комментариев
№1
08.08.2019 09:23
Цитата, q
А что происходит с подобными разработками в России?
      А ничего не происходит, новые криворукие топ-менеджеры от МО  потихоньку моют бабки на этой тематике и уже активно, в духе последних решений наших "классиков", осваивают ИИ.
0
Сообщить
№2
08.08.2019 11:57
Кроме того, одна из перспективных разработок, которая вскоре должна появиться на вооружении Российской армии, – это дистанционно управляемый многофункциональный робототехнический комплекс "Удар". В его составе мобильный робот огневой поддержки на базе шасси БМП-3, разведывательный беспилотник вертолетного типа и пункт дистанционного управления на шасси "Урал-4320". Высокозащищённый танк с комплексом управления боевыми роботами и БЛА  ПатентРФ№26669248     Разведывательно-огневой комплекс вооружения БМОП
ПатентРФ №2658517 Модели этих разработок были представлены на Армии-2018.
0
Сообщить
№3
08.08.2019 13:22
Как по мне,не нужно идти на поводу у "хайпа",а планомерно развивать то что наиболее подходит нам.Основные усилия должны быть направлены на создание танков,бмп и прочей наземной техники с комбинированным управлением.То есть допустим танк Т-14 может управляться экипажем изнутри,может управляться дистанционно из Пункта Управления и при этом имеет актуальное программное обеспечение которое позволяет ему вернутся "домой" в случае потери управления(глушат каналы связи-управления-навигации или просто уничтожен экипаж а танк все еще на ходу) и защиту от дураков.
И опять же все должно быть комбинированным,тот же прицел может выводить информацию на монитор,на шлем,в штаб и банально стандартный функционал как щас "лбом в резинку".
Отработа данные технологие можно уже приступать к созданию москитных дешевых роботизированных комплексов которые будут первым рубежом разведки-атаки.
0
Сообщить
№4
09.08.2019 10:38
Цитата, q
Основные усилия должны быть направлены на создание танков,бмп и прочей наземной техники с комбинированным управлением.
    Согласен с Вами полностью, весь вопрос в "направлении усилий"? Сегодня эти усилия направлены, мягко говоря, не в том направлении, и действительно нужных  СВ РФ , наземных РТК у нас не будет еще долго.Об этих направлениях  усилий говорят уже давно и много, не хочу повторяться, но "воз" и ныне там же. "Куют" эти несчастные "китайские игрушки" типа "Уранов", "Соратников" и прочих "Нахлебников" и радуются, как маленькие дети.
  Насчет роботизации танка Т-14. Да, нужно смотреть вперед и максимально роботизировать Т-14, но прежде  нужно довести его до ума и сделать из него достойную машину, заслуживающую постановки на вооружение и серийного производства. Сегодня она далека от этого и создавать на ее базе РТК рановато. Проще пойти другим путем - роботизировать серийно выпускаемые машины или имеющиеся в наличии в достаточном количестве, например те же 72-ки, 80-ки, БМП-2 и др. Тем более опыт роботизации таких машин был еще во времена СССР, просто к этому нужно подойти с новыми требованиями и ответственностью, чего к сожалению сегодня у руководства МО нет. И превращающееся, к тому же, потихоньку сегодня в коммерческую структуру, для которой главное не безопасность страны, а "эффективное" использование наших с Вами денег - бюджета страны.
0
Сообщить
№5
09.08.2019 15:09
Цитата, Кочколаз сообщ. №4
Согласен с Вами полностью, весь вопрос в "направлении усилий"? Сегодня эти усилия направлены, мягко говоря, не в том направлении, и действительно нужных  СВ РФ , наземных РТК у нас не будет еще долго.Об этих направлениях  усилий говорят уже давно и много, не хочу повторяться, но "воз" и ныне там же. "Куют" эти несчастные "китайские игрушки" типа "Уранов", "Соратников" и прочих "Нахлебников" и радуются, как маленькие дети.
  Насчет роботизации танка Т-14. Да, нужно смотреть вперед и максимально роботизировать Т-14, но прежде  нужно довести его до ума и сделать из него достойную машину, заслуживающую постановки на вооружение и серийного производства. Сегодня она далека от этого и создавать на ее базе РТК рановато. Проще пойти другим путем - роботизировать серийно выпускаемые машины или имеющиеся в наличии в достаточном количестве, например те же 72-ки, 80-ки, БМП-2 и др. Тем более опыт роботизации таких машин был еще во времена СССР, просто к этому нужно подойти с новыми требованиями и ответственностью, чего к сожалению сегодня у руководства МО нет. И превращающееся, к тому же, потихоньку сегодня в коммерческую структуру, для которой главное не безопасность страны, а "эффективное" использование наших с Вами денег - бюджета страны.
Щас не понятный бизнес,наработки есть но чет не видно что на них ставят ставку тот же БМП в виде беспилотного роботехнического комплекса.Про тот же Т-14 кричат разроботчики можем можем,но МО не очень то и дает какие то гарантии и выделяет именно им ресурсы.Вот и получается МО заняло выжидающую позицию,а разработчики ни чего кроме сырых наработок и обещаний дать не могут,особенно когда нет гарантий и вложений.
0
Сообщить
№6
12.08.2019 12:06
Цитата
Экипаж состоит всего из двух человек, при этом они оснащены десятками камер, радарами и датчиками. Вероятно, что танкисты будут взаимозаменяемы – каждый сможет как управлять машиной, так и вести разведку, применять вооружение и прочую технику.
Я давно писал, что перспективному танку (а Т-14 таким является) двух человек экипажа по уши должно хватать при должной степени автоматизации: один рулит, другой командует и стреляет, а может ещё и дронами управляет (нет, не пилотирует их, а лишь даёт команды в какой район лететь/ехать, хотя их ИИ должен мочь и это тоже решать, но командир должен иметь возможность переопределять это). Отдельный стрелок не нужен - командир всё сделает.
+1
Сообщить
№7
18.08.2019 20:45
Цитата, q
Вот и получается МО заняло выжидающую позицию,а разработчики ни чего кроме сырых наработок и обещаний дать не могут,особенно когда нет гарантий и вложений.
    Нет ребята! МО не выжидает, оно идет в будущее уверенным парадным шагом, используя сырые и старые разработки известных "проверенных" контор, которые "не подведут" и обеспечат "эффективное" использование выделяемых средств на эту тематику (НРТК).
  Простой пример,  "роботизация" в МЧС, возглавляемого в свое время нынешним МО, достигла эпопея к концу 2013 года, с его уходом вся роботизация, вместе с безвозвратно потраченными средствами канула в пропасть, и  основным РТК для МЧС стала БСЛ(большая саперная лопата, для тех кто не знает). Предположительно, с большой долей вероятности то же самое может повториться и в МО, ведь уже давно пора  руководителя МО отправлять на повышение, вон ведь как армию возвысил и поднял из руин, аж страшно становится... враг трепещет...
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 18.12 03:45
  • 6464
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 18.12 03:12
  • 0
Разделение Запада по "традиционной" линии Франция-Германия?
  • 18.12 00:09
  • 8531
Минобороны: Все авиаудары в Сирии пришлись по позициям боевиков
  • 17.12 22:54
  • 0
Ответ на "«Главное – это попадание в цель»: для усиления ВСУ танки Leopard 1 получили новую башню C3105"
  • 17.12 19:31
  • 0
Ответ на "Госсекретарь Блинкен отправился в Турцию, чтобы обсудить передачу огромных сирийских арсеналов Украине (Military Watch Magazine, США)"
  • 17.12 18:47
  • 1
Госкомвоенпром Республики Беларусь передал инозаказчику подвижные пункты управления
  • 17.12 18:35
  • 1
Госсекретарь Блинкен отправился в Турцию, чтобы обсудить передачу огромных сирийских арсеналов Украине (Military Watch Magazine, США)
  • 17.12 18:26
  • 1
Белоусов: избыточные процедуры в Минобороны можно сократить в 5-10 раз
  • 17.12 16:01
  • 0
«Агрессоры» и «соагрессоры» – тонкости западной диалектики
  • 17.12 15:38
  • 0
НАТО готовит ввод войск на Украину
  • 17.12 05:56
  • 0
Ответ на "Нидерланды не исключают отправку миротворцев на Украину без единогласного решения"
  • 17.12 05:12
  • 6
«Снизит тягу, но улучшит малозаметность»: в прессе США заметили новейший российский истребитель Су-57 с «плоским» соплом
  • 17.12 04:13
  • 3
Продажа Украиной тайн СССР: противоракетные "Дрозды" на Т-84 уплыли в США
  • 17.12 01:33
  • 1
Путин назвал вторжение ВСУ в Курскую область авантюрой
  • 16.12 04:41
  • 0
Ответ на "Ловушка для российской авиации. Битва на море выходит на новый уровень"