Оригинал взят у коллеги dambiev в Как служит единственный капеллан-буддист в Вооружённых Силах Российской Федерации
Фото (с) Байкал Дэйли, (с) Пресс-служба Восточного военного округа, (с) Буряад Yнэн, (с) пресс-служба Бурятского государственного университета
Небезынтересное интервью с военным ламой капелланом 37-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады (г. Кяхта, Республика Бурятия) Баиром Батомункуевым опубликовано на сайте газеты Буряад
Баир Батомункуев, единственный в стране лама капеллан. Имеет высшее буддийское и светское юридическое образование. Прошёл курсы переподготовки в военном университете. В этом качестве в армии служит шесть лет и знает, для чего нужен капеллан.
- Баир лама, вы имели опыт военной службы до того как ушли в монахи? У вас есть воинское звание?
- Да, я прошел срочную службу в 1988-1990 годах в радиотехнических войсках в Якутии. Рядовой запаса, хотя служил на сержантской должности старшего механика аппаратуры связи.
- А верующим были всегда или это чувство проявилось у вас позднее?
- В юности не задумывался об этом и ни во что не верил, пока не пошел в армию. Перед этим моя бабушка, весьма набожная женщина, решительно повела меня помолиться по нашим святым местам. Вслед за ней я старательно выговаривал незнакомые мне слова мантр и молитв, плохо представляя себе, где и как это может мне пригодиться.
Попал на Крайний Север, где в пургу можно ходить, только держась за леер - туго натянутый трос. Ветер около 30 м\сек., температура при этом 45-50 мороза. Ходить куда-либо одному строго запрещала инструкция. Однажды я пошагал с дежурства в столовую один, без смены, в нарушение всех правил. Но, предварительно уведомив дежурного офицера. Всего- то полтора километра вдоль леера, который, правда, заканчивался за метров 200 до цели.
Был полный штиль. Тундра и северное сияние. И тут начинается пурга, да такая, что не видно не зги. Леер, как назло, закончился, дальше началось веселье. Меня начало болтать и таскать по тундре, я падал и поднимался, снова падал. Дорогу потерял, леер тоже остался где-то позади. Проваливаюсь в сугробы, выкарабкиваюсь оттуда. Понимаю, что часть где-то рядом, но выбился из сил, лежу, и меня заваливает снегом.
Ко мне приходит осознание того, что я нахожусь в конце своего никчемного и короткого существования. Начинаю вспоминать свою родину, друзей, родных и близких. Тут является моя бабуля и молча смотрит на меня своими подслеповатыми глазами. И мне на ум приходят слова молитв, которым она меня учила. Неумело и неуверенно начинаю бормотать эти слова и чувствую, что с каждым разом необъяснимым образом во мне просыпаются какие-то силы. В итоге я нашел дорогу и благополучно дополз до места. Меня уже потеряли и организовали поисковую операцию. Я стоял с обмороженным лицом перед командиром, и он распекал меня с помощью цветастых выражений. Потом благополучно вернулся домой, а через полгода учился в буддийской школе при Иволгинском дацане. Бабушка моя была счастлива.
- Удивительная история! А как вы стали капелланом?
- Совершенно случайно, а может быть и не случайно. Ведь в буддийской философии нет места случайностям, все явления и события имеют некую закономерность. И в давние времена, и сегодня город Кяхта - это город военных. С ним связаны имена великих полководцев - маршалов Жукова и Рокоссовского. Не многие наши земляки знают, что инициатором и идейным вдохновителем создания бурятских казачьих формирований являлся второй Пандито Хамбо лама Содномпил Хэтырхеев.
В 2003-2004 годах ко мне стали обращаться пограничники Кяхтинского погранотряда с просьбами о духовной поддержке. А в 2012 году командование кяхтинской мотострелковой бригады предложило мне занять должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими (войскового священника). На первых порах я работал неофициально, на общественных началах. В этом же качестве принял участие в совместных российско-монгольских военных учениях "Селенга-2012", которые проходили на военном полигоне в ста километрах от столицы Монголии. А в мае 2013 года вышел приказ министра обороны Сергея Шойгу о назначении меня на должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими. С тех пор вот уже шесть лет работаю в этой должности, многое прошел со своими подопечными. Участвовал во многих значимых мероприятиях, в том числе международных российско- индийских военных учениях "Индра". Принимал участие в масштабных военных учениях "Восток-2015" и "Восток-2018", которые проходили на крупнейшем в стране воинском полигоне Цугол в Забайкальском крае.
- Баир лама, вы единственный капеллан - буддийский лама в Российской армии?
- Да, я пока единственный капеллан-буддист в Вооружённых силах России. Хотя термин "капеллан" мне не очень-то и нравится. Слово "капелла" пришло из католицизма, означает походный католический храм. Надо признать, что этот термин прижился во многих традициях. На военных сборах встречаются представители всех основных религиозных конфессий России, работающие в армии. Это православные христиане, их большинство, а также мусульмане, их трое. И ваш покорный слуга, я такой один. Питаю надежды, что нас, буддистов, будет больше. Причины следующие, все- таки военнослужащих буддистов в армии достаточно много, и они хорошо служат. Так, танкисты-буряты регулярно занимают призовые места на всех этапах соревнований "Танковый биатлон".
- Как вы переносите приказную систему армейских отношений?
- Нормально. Вполне естественно. Без подчинения не будет порядка, а будет анархия. Поэтому мы, священнослужители, попав в армию, должны придерживаться уставных взаимоотношений.
- А кто ваш командир в армии? Кому вы подчиняетесь?
- Здесь, в воинской части, я подчиняюсь непосредственно командиру бригады. Также я нахожусь в подчинении у начальника отделения по работе с верующими военнослужащими, который находится в штабе Восточного военного округа.
- Совершаете ли вы религиозные обряды с солдатами и офицерами?
- Регулярно. Иногда по их просьбе посещаю их дома для совершения ритуалов и дарования благословения их родным и близким. Также посещаю госпиталь и медчасть для общения с заболевшими военнослужащими. Часто выезжаю на полигон, где в походных условиях совершаю богослужения, общаюсь с военными в коллективном и индивидуальном порядке. Стараюсь не просто читать молитву и совершать ритуал, но и объяснять их смысл.
- Интересуют ли ваших подопечных вопросы религии? Если да, то какие именно?
- Глубоко в философию солдаты не углубляются. Но встречаются иногда очень продвинутые, начитанные люди, в основном, офицеры. А в основном, интересуются сутью ритуалов, которые я провожу. Или вопросами бытового характера: "Что ожидает меня в этом году?"
- Не противоречат ли ваши религиозные убеждения вашей работе? Ведь в буддизме очень важен принцип ненасилия, сострадания ко всем живым существам?
- На чаше весов - безопасность моих родных и близких, наших народов и государства. Как сказал Наполеон Бонапарт: "Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую".
Буддизму не свойствен абсолютный пацифизм, ибо последователь Учения Будды не остаётся пассивным и бесстрастным созерцателем творящегося зла и насилия, но деятельно выступает против него, исходя из сострадания ко всем живым существам. Одним из ближайших к нам по времени проявлений этого принципа является участие буддистов в Великой Отечественной войне. Не только буддисты-миряне, но и посвящённые монахи-ламы, получившие буддийское образование, без колебаний брали в руки оружие и шли на войну. Соответственно никаких ограничений буддийское Учение не накладывает и на несение воинской службы в мирное время. Страшно не оружие само по себе и важен не характер деятельности (мирный или гневный по необходимости), а мотивация (сострадание к живым существам), сущность (добродеяние) и цель деяния (благо живых существ).
Как сообщает пресс-служба Восточного военного округа с начала минувшего года помощник командира соединения по работе с верующими военнослужащими - буддийский священнослужитель мотострелкового соединения, дислоцированного в Республике Бурятия, провел более сотни обрядов и служб, приняв при этом более 4 тысяч военнослужащих. Баир - лама проводит беседы со всеми желающими военнослужащими, чаще всего приходят за советом женщины военнослужащие. Вопросы у всех возникают разные, в основном бытовые. Также вместе с военнослужащими священнослужитель выезжает на полигоны, проводит обряды перед учениями различного уровня. Командование соединения отмечает что дисциплина и взаимопонимание между военнослужащими стали лучше, морально-психологическое состояние поднялось на более высокий уровень.