Войти

F-35 налетел на подводные камни

2663
4
-2
Источник изображения: Фото: thelibertarianrepublic.com

В американском истребителе пятого поколения нет ничего нового для отечественных конструкторов

Исчезнувший над Японским морем истребитель F-35 вверг западных экспертов в глубокое уныние: если русские или китайцы первыми найдут и поднимут со дна обломки, на гегемонии США в воздушном пространстве можно ставить крест.

Скорбь понятна. Но во-первых, неясно, отчего пошли разговоры о гегемонии. Ее нет и в помине. А во-вторых, так ли интересен образец американского истребителя для русских или китайских конструкторов?

Помочь "ВПК" разобраться в этом согласился специалист, долгие годы связанный с разработкой боевых самолетов. По его словам, взяв в руки американский истребитель, наши конструкторы вряд ли переживут интеллектуальный шок. Что и каким образом в самолете работает, всем давно известно. Интерес могут вызвать разве что некоторые удачно спроектированные узлы и детали, да и то скорее культурой исполнения, нежели инженерными ноу-хау. И копировать самолет вряд ли кто захочет – к моменту, когда "клон" встанет на крыло, инженерная мысль уйдет далеко вперед и устаревшая машина никому не будет нужна.

Что взять с трофея

Да и культура производства, которой якобы недостает отечественным разработкам, тоже не столь однозначное понятие. Опытные машины вылизываются так, что залюбуешься, а огрехи чаще всего возникают при серийном производстве из-за низкой квалификации работников. Зато, как показал опыт Великой Отечественной, наши боевые машины успешно собирали школьники, а у немцев на заводах без рукастых спецов производство просто остановилось бы.

“ За время проектирования и удовлетворения пожеланий заказчика самолеты солидно прибавили в весе ”

В не столь давние времена самолет противника был весьма лакомой и полезной добычей. Скажем, с Ту-4, едва ли не до заклепки скопированного с американского В-29 в 1947 году, по сути началась новая эра отечественного авиационного производства. Вспомним и обратный пример, когда новейший МиГ-25П, ведомый летчиком Виктором Беленко, в сентябре 1976-го был угнан в Японию. Изначально он направлялся, насколько известно, на авиабазу "Мисава", откуда почти 43 года спустя ушел в свой последний полет F-35, однако сел на первый подвернувшийся гражданский аэродром Хакодате, выкатившись при посадке за полосу. Тогда американцы буквально под микроскопом целый месяц изучали секретную русскую машину. Наши потери – спецы из США зафиксировали тепловую "картинку" двигателей, что оказалось важным для создания головок самонаведения. Изучили локатор. Сперли блок системы "свой-чужой". Но были, как ни странно, и плюсы. Когда с самолета сняли секретность, его сразу стали активно покупать: 20 машин в Иран, 30 – в Сирию и так далее. Модернизировали электронное оборудование, и доработанная модификация МиГ-25ПД очень сильно отличалась от образца, изученного коварным врагом. Закрадывается крамольная мысль: не был ли угон изящным маркетинговым ходом?

Случится ли такое с американским "Лайтнингом"? Нет. Раньше действительно были секреты, за которые стоило сражаться, ныне компьютерное моделирование позволяет находить оптимальные проектные решения и не напрягать заданиями шпионов.

Неведомая война

Раз уж заговорили об F-35, стоит вспомнить и наш Су-57 как ответ американской военщине. Конструкторы в курсе, что оба самолета в самом начале проектных работ представлялись совсем другими машинами. Достаточно вспомнить, что в проекте Т-50 (ПАК ФА), из которого и вырос "пятьдесят седьмой", очень плотно прорабатывалась концепция варианта с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (УВВП). Да, американцы реализовали возможность в модификации F-35B, тогда как у нас эта проектная линия по неизвестным широкой общественности причинам развития не получила.

Американцы же с согласия Минобороны РФ взяли на F-35B ряд технических идей с Як-141, а также ознакомились с основными проблемами подобных машин. Но происходило это еще в середине 90-х, задолго до начала разработки ПАК ФА.

Тем не менее известно, что специалисты КБ Сухого сотрудничали с нашим единственным "вертикальным" КБ Яковлева в ходе создания аванпроекта Т-50 в модификации УВВП.

У "тридцать пятого" американца и русского "пятьдесят седьмого" во многом схожая судьба. Задумывались они как универсальные истребители, способные заменить и легкие, и тяжелые. Но оба за время проектирования и удовлетворения всех пожеланий заказчика солидно прибавили в весе. F-35 можно вообще смело относить к классу истребителей-бомбардировщиков, а Су-57 после оснащения штатным двигателем станет не средним истребителем, как предполагалось, а тяжелым.

“ Двигатели с изменяемым вектором тяги позволят "сушкам" расправляться с американцами, как со стоячими мишенями ”

Интересно рассмотреть базовые концепции боевого истребителя у них и у нас. Американцы уверены, что случись большая война, маневренных воздушных боев не будет – их сверхсовременная электроника позволит задолго до визуального контакта обнаружить вражеский самолет, а сверхумная ракета его благополучно уничтожит где-то там далеко-далеко. Маневренность не нужна, и потому у F-35 она никакая.

Наши же воздушные стратеги уверены, что все решит контактный воздушный бой и двигатели с изменяемым вектором тяги позволят "сушкам" расправляться с "американцами", как со стоячими мишенями. Но надо отдать должное нашим разработчикам и заказчикам – для дальнего воздушного боя Су-57 готов не хуже американского собрата.

При этом какой в действительности может оказаться большая война, никто не представляет и вряд ли угадает. Может, все бои прогрохочут в киберпространстве, никто никуда и не полетит.

Каждая сторона считает, что война пойдет по ее сценарию. Американцы уверены, что русские узнают об атаке, только получив в сопло ракету. Наши же видят в прогнозах обреченно держащихся за ручку управления американцев, безучастно наблюдающих за тем, как к ним заходит в хвост, сверкая на солнце пушками, русский истребитель. Смешно? А если серьезно: все знают – так не будет, но как – тоже не знает никто. Весь опыт применения боевой авиации последних десятилетий ограничивается локальными войнами, а это отнюдь не репрезентативно.

Рассуждая о гипотетической большой войне, вспомним: огромные потери боевая авиация несла не в воздушных схватках, а на земле, массированные удары по аэродромам стали непременным атрибутом боевых действий еще с 40-х годов и успешно повторяются по сей день. Впрочем, мы к этому еще вернемся.

Конечный результат обоих истребительных проектов особо не радует ни нас, ни американцев. США развернули серийное производство, хотя все понимают – машина сырая, ее еще не один год доводить. Две катастрофы этот вывод только подтверждают. Как следствие – зарубежные покупатели, первоначально столбившие F-35 сотнями, начинают серьезно сокращать заказы. Наши, понимая, что успешной замены Миг-29 и Су-35 не получилось, с серией тоже не спешат: технологии отработаны, понадобится много – сделаем, а пока повременим, вдруг придумается что получше. Параллельно отдельные новаторские узлы и агрегаты внедряются в ходе модернизации в современные истребители "4++". Окажется ли такой подход эффективным, неизвестно. Но рациональное зерно в этом есть, особенно с учетом скромного военного бюджета.

Самолет под кустом

Если включить бытовую логику, становится понятным: не Су-57, сколь великолепным он ни получился, нужен российским ВКС. Требуется универсальный истребитель УВВП. Нет авианосцев? Сделать несколько носителей для "вертикалок" куда быстрее и дешевле, чем строить классический авианосец. Север осваиваем? Тоже отличное место для приложения "вертикальных" сил – и возразить на это могут лишь те, кто зарабатывает на жизнь строительством бетонных ВПП на Крайнем Севере. В случае большой войны аэродромы окажутся в числе первых целей. Бомбите. Мы в кустах неподалеку стоим, как взлетим – мало не покажется. Сказать, что этого не понимают военные, нельзя: курирующий оборонпром вице-премьер Юрий Борисов регулярно, раз в год публично сообщает, что работы над перспективной "вертикалкой" ведутся. Но пока лишь, видимо, идут исследования на уровне ЦАГИ и профильных НИИ, до конкретного техзадания дело не дошло.

Скорее всего если ТЗ появится, объявят тендер, на котором все КБ откажутся в пользу яковлевцев. Дело в том, что машины вертикального взлета весьма специфические, и тем коллективам, которые подобной тематикой не занимались, будет затруднительно. Да и незачем, поскольку новые разработки – это риск, и если можно прожить на проектировании классических машин, то и незачем лезть на вертикальную стенку. Американцы, к слову, рассудили так же. При создании модификации УВВП F-35В разработку элементов вертикального взлета отдали английским фирмам, съевшим собаку на создании и доводке "Харриера".

Интересный момент. В США в ходе первого этапа конкурса несколько фирм предложили различные концепции вертикального взлета, в том числе и апробированную на наших Як-38 и Як-141 схему с использованием отдельных подъемных двигателей. Но военных это не устроило – зачем "балласт", который используется лишь короткое время, и вообще двигателей желательно иметь поменьше. В итоге победившая концепция от компании "Локхид Мартин" для осуществления вертикальных взлета-посадки предложила огромный вентилятор, запитанный через систему приводов от главного двигателя. И вместо компактных и легких подъемных реактивных двигателей самолет получил огромный, выступающий за габариты фюзеляжа вентилятор, который весит вместе со вспомогательными агрегатами раза в полтора больше. Как следствие – сверхзвуковой скорости F-35B достигает, но 1,6 М для истребителя пятого поколения выглядит все-таки несерьезно.

Наверное, есть плюс в том, что со своей "вертикалкой" наших разработчиков не стали торопить до тех пор, пока не появилась возможность проанализировать опыт американских конструкторов, располагающих бюджетами, не сравнимыми с нашими. Может, появится в России машина, которой мы сможем гордиться без скидок и оговорок.


Арсений Гришин

Газета "Военно-промышленный курьер", опубликовано в выпуске № 14 (777) за 16 апреля 2019 года

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Оригинал публикации
  • В новости упоминаются
4 комментария
№1
17.04.2019 15:11
Цитата, q
Раньше действительно были секреты, за которые стоило сражаться, ныне компьютерное моделирование позволяет находить оптимальные проектные решения и не напрягать заданиями шпионов.
Вот оно что - компутернае моделирование! Понятно.
0
Сообщить
№2
17.04.2019 16:06
Пафосная чушь. Можно вспомнить войну в Корее, "аллею МиГ-ов", где наши МиГ-15 неплохо нагибали американские F-86 и B-29, но тем не менее наши специально гонялись за F-86 и сбитый Пепеляевым "Сейбр" наши таки украли в почти целом состоянии - всегда есть что посмотреть и даже если счёт побед в нашу пользу.

Я уверен, что было бы интересно поизучать материалы и покрытия, делающие малозаметным F-35, шлем с системой, позволяющей смотреть как бы сквозь корпус и стрелять в свою заднюю полусферу, если на хвост кто-то сел - тоже интересен. Двигатель наверняка был бы интересен, тем более, что ходят слухи, что на самом деле у него тоже есть бесфорсажный сверхзвук, а это однодвигательный самолёт! Наверняка вообще полно в нём всякой интересной электроники - наши всё же всегда отставали в этом. Скопировать может не скопировали бы, но в будущих модернизациях как-то можно применить что-то.

Цитата
Составители инфографики также отметили, что американский истребитель может координировать действия группировки самолетов в зоне противника. К тому же он "более невидимый", указали там.
https://vpk.name/news/271313_kakoi_luchshe_v_turcii_sravnili_su57_i_f35.html
Не надо убедиться в этом, проверить, не? А может это правда, а может можно подсмотреть и что-то перенять и, с одной стороны, сделать, улучшить свой аналог, а другой стороны, сделать в своих самолётах что-то для противодействия всему этому, улучшить имеющиеся системы.
+3
Сообщить
№3
17.04.2019 21:22
Да, посмотреть всегда полезно...
0
Сообщить
№4
18.04.2019 04:19
Цитата, Враг сообщ. №2
Относительно шлема на сегодня всё известно: происходит проецирование изнутри на забрало шлема двумя микро-проекторами. Наши уже показывали такие шлемы с проекторами на выставках. Картинка у F-35 берётся с 6 камер системы EO-DAS которую операционная система "сшивает" в одну. Камеры EO-DAS это стационарные маленькие ОЛСки работающие в ИК и УФ диапазонах. Вся фишка в компьютерном ПО данной системы. Железо давно есть: СОАР и ОЛС уж более 15 лет как разработаны и используются.

По движку согласен: самое интересное - его горячая часть с лопатками турбины и материалами из которых они её делают. Из всех американских двигателей там самая высокая температура на входе в турбину, а это главный компонент тяги. Правда важны не столько материалы, сколько тех-процесс. Относительно бесфорсажного сверхзвука: на вряд-ли. Там аэродинамикой пожертвовали в угоду малозаметности, да и сам самолёт проэктировали под крейсерский полёт на дозвуке над полем боя.

Относительно электроники согласен: всегда по "железу" отставали, хотя ПО немного компенсировало.

Так что согласен: изучить всегда стоит.
+2
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 18.12 03:45
  • 6464
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 18.12 03:12
  • 0
Разделение Запада по "традиционной" линии Франция-Германия?
  • 18.12 00:09
  • 8531
Минобороны: Все авиаудары в Сирии пришлись по позициям боевиков
  • 17.12 22:54
  • 0
Ответ на "«Главное – это попадание в цель»: для усиления ВСУ танки Leopard 1 получили новую башню C3105"
  • 17.12 19:31
  • 0
Ответ на "Госсекретарь Блинкен отправился в Турцию, чтобы обсудить передачу огромных сирийских арсеналов Украине (Military Watch Magazine, США)"
  • 17.12 18:47
  • 1
Госкомвоенпром Республики Беларусь передал инозаказчику подвижные пункты управления
  • 17.12 18:35
  • 1
Госсекретарь Блинкен отправился в Турцию, чтобы обсудить передачу огромных сирийских арсеналов Украине (Military Watch Magazine, США)
  • 17.12 18:26
  • 1
Белоусов: избыточные процедуры в Минобороны можно сократить в 5-10 раз
  • 17.12 16:01
  • 0
«Агрессоры» и «соагрессоры» – тонкости западной диалектики
  • 17.12 15:38
  • 0
НАТО готовит ввод войск на Украину
  • 17.12 05:56
  • 0
Ответ на "Нидерланды не исключают отправку миротворцев на Украину без единогласного решения"
  • 17.12 05:12
  • 6
«Снизит тягу, но улучшит малозаметность»: в прессе США заметили новейший российский истребитель Су-57 с «плоским» соплом
  • 17.12 04:13
  • 3
Продажа Украиной тайн СССР: противоракетные "Дрозды" на Т-84 уплыли в США
  • 17.12 01:33
  • 1
Путин назвал вторжение ВСУ в Курскую область авантюрой
  • 16.12 04:41
  • 0
Ответ на "Ловушка для российской авиации. Битва на море выходит на новый уровень"