Войти

"Замену СВД мы не сделаем никогда"

5557
18
+2
Источник изображения: Фото: ТАСС/Михаил Метцель

Один из главных разработчиков российских систем вооружений — ЦНИИточмаш (входит в госкорпорацию "Ростех") начал реализацию масштабной программы технического переоснащения стоимостью полмиллиарда рублей. В прошлом году предприятие возглавил Альберт Баков, работавший ранее гендиректором концерна "Тракторные заводы". В интервью "Известиям" Альберт Баков рассказал о разработках новых армейских пистолетов, снайперских винтовок и артиллерийской системы для десанта.

Один из главных разработчиков российских систем вооружений — ЦНИИточмаш (входит в госкорпорацию "Ростех") начал реализацию масштабной программы технического переоснащения стоимостью полмиллиарда рублей. В прошлом году предприятие возглавил Альберт Баков, работавший ранее гендиректором концерна "Тракторные заводы". В интервью "Известиям" Альберт Баков рассказал о разработках новых армейских пистолетов, снайперских винтовок и артиллерийской системы для десанта.

— Как восприняли свое назначение, какие задачи стоят сейчас перед институтом?

— Это предложение было для меня неожиданным. Я окунулся в мир, который очень люблю. Во-первых, я охотник, а во-вторых, мне всегда была интересна тема патронных калибров, стрелкового оружия и неординарных технических решений.

Мы проанализировали проблемы и последствия, связанные с сокращением гособоронзаказа, "закрытием" зарубежных патронных рынков, износом производства и экономическим положением предприятия. Очень серьезно рассмотрели причины убытков. Был проведен серьезный аудит всех направлений, выявлены слабые и сильные стороны деятельности, проанализированы риски и определены приоритетные задачи. В результате была подготовлена стратегия развития ЦНИИточмаша, которая направлена на создание научно-производственного холдинга, ориентированного на разработку высокотехнологичной продукции военного и двойного назначения.

Главным для нас по-прежнему остается выполнение госзадания по производству высокоточных комплексов и боеприпасов. Одновременно мы будем переходить к конкурентоспособной и прибыльной модели управления, диверсифицировать производство, обновлять инфраструктуру и оборудование. Руководством госкорпорации "Ростех" одобрена инвестиционная программа технического перевооружения ЦНИИточмаша на ближайшие три года. Для модернизации оборудования и мощностей уже направлено полмиллиарда рублей — эти инвестиции, по нашим прогнозам, к 2021 году позволят увеличить выручку в два раза. 

Мы останемся системным интегратором исследований, технологий и разработок в сфере производства стрелкового оружия и боеприпасов к нему. Мы продолжим работу и в статусе головного предприятия по созданию боевой экипировки, артиллерии для ВДВ и средств защиты от высокоточного оружия. Продолжится выпуск тренажеров стрелкового оружия, гражданской продукции, например пластиковой тары.

— То есть вы пока не планируете что-то сворачивать?

— Сегодня я не вижу ни одного направления, которое является неконкурентоспособным — для нас представляет ценность любое: сегодня оно кажется малорентабельным и даже убыточным, но со временем может принести хорошие дивиденды. Предприятие, сложившееся как классическое советское НИИ, слишком поздно стало адаптироваться к рыночным условиям. Рынок замечает только тех, кто умеет показать свой товар. Поэтому одна из наших задач — представить уникальные разработки, имеющие перспективы как на внутреннем, так и внешнем рынке.

— Каковы перспективные направления?

— Прежде всего это артиллерия ВДВ. Самоходное артиллерийское орудие "Лотос" — одна из частей этой работы. В 2019 году мы планируем начать госиспытания. Машина будет отличаться высоким уровнем автоматизации процессов наведения, подачи и заряжания выстрелов, передовым разведывательно-прицельным комплексом. Специально для "Лотоса" наши инженеры разработали комплекс индивидуальной защиты от высокоточного оружия.

Мы хотим также определиться по телескопическим выстрелам калибра 45-мм. Эти работы, к сожалению, были остановлены. Пока у нас задача по мелкокалиберной пушке не решена. Вопрос в стадии проработки.

— В чем преимущество такого калибра по сравнению с 57-мм?

— Прежде всего в боеукладке и количестве боеприпасов на борту. В любом случае научно-исследовательские работы в этой области мы прекращать не будем. Кстати, сейчас подобные системы активно развивают западные разработчики, поэтому мы не должны отставать от них.

Наш институт по-прежнему сохраняет хороший задел по созданию артиллерийских систем для ВДВ, средств защиты от высокоточного оружия, разработке прицельно-дальномерных устройств и систем управления ПТРК. Мы также намерены вести работу по робототехническим комплексам, в том числе подводным, а также средствам обнаружения и уничтожения малоразмерных БПЛА.

— А как будет развиваться экипировка "Ратник"?

— Мы начали работы по созданию боевой экипировки третьего поколения. Материалы НИР представлены заказчику. Сейчас институт готовится к проведению опытно-конструкторских работ по созданию такого комплекта. Основные отличия новой экипировки: уменьшение веса, повышение защищенных площадей, увеличение степени защиты, а также интеграция с роботизированными комплексами и беспилотниками. Третье поколение "Ратника" будет более комфортным и эргономичным для бойца, например, за счет кондиционирования и терморегуляции отдельных элементов экипировки.

В дальнейшем мы планируем создавать партнерства для развития следующих поколений боевой экипировки. Разрабатывается и гражданская версия "Ратника", которая будет поставляться на внешний и внутренний рынки. Мы сразу "примеряем" экзоскелет для использования в "невоенных" целях, например при подземных строительных работах, где приходится на себе переносить тяжелые грузы и инструменты, — это и метрострой, и горнопроходческие работы, подземная добыча угля и полезных ископаемых.

— ЦНИИточмаш любят за стрелковое оружие. Что сейчас вы развиваете?

— Идет работа над проектом "Уголек". Речь идет о создании снайперских комплексов для Минобороны — двух полуавтоматических снайперских винтовок.

— На замену СВД?

— Замену СВД мы не сделаем никогда. Потому что на тех дистанциях, где работает СВД, до 800 м, можно потратить несколько миллиардов и ничего не сделать. СВД доведена до совершенства. Ей можно грести, ее можно кидать — на дистанции 500–800 м она идеально работает. Наверное, на ней можно улучшать оптику, что-то еще, но в целом — лучше уже не сделать.

Мы столкнулись с тем, что в ряде случаев нужны винтовки, работающие на более дальней дистанции. Мы разрабатываем винтовки двух калибров — .308 и .338 Lapua Magnum. Но есть небольшая проблема: раньше работа по винтовке велась в интересах спецслужб. У них подход к комплектации несколько иной, чем у Минобороны, которое нам поставило жесткие условия — никаких импортных комплектующих.

Создание новых выстрелов — это наша основная задача. Сейчас первые образцы готовы, проводятся отстрелы, учитываются замечания. В этой работе я вижу будущее нашего института. Отмечу, мы разрабатываем не просто винтовки, а целые снайперские комплексы, куда входит и всё навесное оборудование, и высокоточные боеприпасы.

Еще одна важная тема — разработка короткоствольного оружия. Завершены работы по созданию пистолета "Удав": в конце декабря он успешно прошел госиспытания. На полигонах Минобороны он сравнивался с принятыми на вооружение и перспективными пистолетами. "Удав" зарекомендовал себя очень хорошо. Это совершенно новый пистолет. Мы еще будем над ним работать.

— Это правда, что "Удав" должен заменить пистолет Макарова?

— "Удав" и ПМ — разные пистолеты, предназначенные для решения разных задач. ПМ — это оружие "мирного" времени — например, для несения службы в наряде или патрулирования улиц. "Удав" — это боевой пистолет с мощными убойными характеристиками. Здесь решение остается за Минобороны, чьи требования по созданию нового пистолетного комплекса мы полностью выполнили.

— В случае получения контракта на производство пистолетов, где вы будете их изготавливать?

— Мы готовимся к серийному производству, у нас есть необходимое производство и вся конструкторская документация.

— Каковы планы развития охотничьего оружия?

— Это создание охотничьих самозарядных винтовок высокого уровня и класса на базе двух снайперских комплексов, которые мы разрабатываем. Оба калибра — .308 и .338 — сейчас востребованы. На нашем охотничьем рынке сейчас идет соревнование продукции среднего и ниже среднего классов. Продается в основном недорогое турецкое оружие, которое стоит дешевле российского.

Охотники ориентируются в первую очередь на доступность боеприпасов и на надежность оружия. Что бы мы ни делали, переплюнуть карабин СКС по качеству и доступности еще никому не удалось. Патрон калибра 54 является самым доступным. А качество патронов иностранных калибров, которые делает наша промышленность, оставляет желать лучшего.

В ЦНИИточмаше не будет производиться дешевое оружие. Есть закон машиностроения: если ты обладаешь технологией седьмого класса, никогда нельзя запускать производство уровня пятого класса или третьего. Потому что тогда упадет качество всей продукции. А производство по нашим технологиям не может быть дешевым. Мы можем производить только Hi-end.

— Планируете ли заняться гражданской продукцией?

Перед "Ростехом" в целом стоит задача довести долю гражданской продукции к выручке до половины к 2025 году — на пять лет быстрее, чем по ОПК в целом. Мы как предприятие "Ростеха" работаем в этом направлении. Например, внедряем автоматизированные производственные линии. Они могут использоваться где угодно: от кондитерской фабрики до автомобильного гиганта. Весной планируем запустить в производство септики для очистки воды и системы управления к ним. У нас ведется работа по пластикатам, оборудован цех, который делает аэрозольные боеприпасы, но может производить и гражданскую продукцию. По-прежнему выпускаем охотничьи и спортивные патроны "Олимп".

— Какие перспективы у ваших сотрудников?

— У нас созданы все условия для талантливой молодежи, которая может реализовать самые смелые инженерные идеи и решения. Знаете, сколько лет нашему разработчику "Удава"? Еще и 30 нет! А инженеру, который отвечает за создание десантной самоходки "Лотос", всего 35. А они уже создали современное вооружение.

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
18 комментариев
№1
01.03.2019 15:29
Цитата, q
В прошлом году предприятие возглавил Альберт Баков, работавший ранее гендиректором концерна "Тракторные заводы".
А что там с   "Тракторными заводами"? Просто интересно.
+1
Сообщить
№2
01.03.2019 17:56
Цитата, q
Ей можно грести, ее можно кидать
Это полезные и нужные применения для снайперской винтовки.
Цитата, q
Замену СВД мы не сделаем никогда. Потому что на тех дистанциях, где работает СВД, до 800 м, можно потратить несколько миллиардов и ничего не сделать.
Цитата, q
Идет работа над проектом "Уголек". Мы разрабатываем винтовки [калибра] .308 [7,62x51 NATO]...
Взаимоисключающие утверждения. Либо товарищ прямым текстом заявляет, что на проект "Уголек" будет затрачено несколько бюджетных миллиардов, при этом работа гарантированно не будет завершена.
Цитата, q
Идет работа над проектом "Уголек". Речь идет о создании снайперских комплексов для Минобороны — двух полуавтоматических снайперских винтовок.
То есть идет работа над прямым конкурентом СВЧ от концерна "Калашников"?
-1
Сообщить
№3
01.03.2019 18:21
Цитата, q
если ты обладаешь технологией седьмого класса
Не шибко ли витиевато? Точмаш ёпрст. Нам крестьянам не понять даже.
+2
Сообщить
№4
01.03.2019 19:50
Судя по всему, автор заранее предупреждает, что по теме "Уголек" деньги распилены и больше ничего ожидать не следует. Так сказать упреждающий удар.
А насчет СВД автор совсем неправ! Есть над чем поработать Да винтовка очень неплоха, с точки зрения механики, но боеприпасы очень даже надо подработать, а об оптике вообще промолчу, стыдоба!!!
Где баллистический вычислитель, оптико-электронные преобразователи, где ночной прицел, где тепловизоры?
Стыдно господа! У меня на пневматике стоит баллистический вычислитель, а на СВД, до сих пор нет!!!

А насчет технологии 7 уровня, о, да, это здорово! От чего начинаем мерить? Видимо  от дубины!
Вообще-то это заявление странное. Аффтор сдается, утверждая, что на современном уровне промышленность ВПК РФ не в состоянии сделать продукт лучше уровня 1960-х годов!

В отставку его, не заработанные деньги проедает!
0
Сообщить
№5
01.03.2019 23:04
Цитата, leonbor12 сообщ. №4
Где баллистический вычислитель, оптико-электронные преобразователи, где ночной прицел, где тепловизоры?
Стыдно господа! У меня на пневматике стоит баллистический вычислитель, а на СВД, до сих пор нет!!!
вы слышали наверное только о массовом псо-1м. С 2001года поставляют "Гиперион" 1п59. Увы, срочникам мотестрелкам пожалуй за глаза псо.
0
Сообщить
№6
01.03.2019 23:38
Цитата, Leron сообщ. №5
Увы, срочникам мотестрелкам пожалуй за глаза псо.
За год можно многому научить - если учить.
+1
Сообщить
№7
02.03.2019 11:30
Тех, кто служит год, думаю, вообще бессмысленно подпускать к снайперскому оружию.
+1
Сообщить
№8
02.03.2019 12:18
Цитата, leonbor12 сообщ. №4
А насчет СВД автор совсем неправ! Есть над чем поработать Да винтовка очень неплоха, с точки зрения механики, но боеприпасы очень даже надо подработать, а об оптике вообще промолчу, стыдоба!!!
Ой, не начинайте! О том, что СВД достигла предела своего модернизационного потенциала сказано и написано достаточно.
"Подработать боеприпасы" можно только одним способом - заменить их на безрантовые, что повлечет переработку оружия "с точки зрения неплохой механики".
Да, об оптике лучше промолчите. Принятая на вооружение СВДМ оснащена универсальной планкой. Штатным для винтовки СВДМ является оптический прицел 1 П88–4.


Автор говорит с чужих слов, сам он космически далек от проблематики ЦНИИточмаша.
Альберт Баков - бизнесмен из Чечни, в прошлом вице-губернатор Ульяновской области. Муж Анны Михалковой.
0
Сообщить
№9
02.03.2019 16:39
Ой ёй.. погуглил по персоне.
0
Сообщить
№10
02.03.2019 17:06
Если даже абстрагироваться от информации из интернета,  можно однозначно констатировать - риторика персоны чрезвычайно настораживает. Храни боже этот точмаш, как его там, ЦНИИ.
https://www.youtube.com/watch?v=QhGRmjsphGc
Не думаю, что этот эффект. менеджер хуже других. Просто не фартовый, вероятно. Может тут повезёт? В любом случае, видать это лучшая кандидатура из возможных -  с точки зрения Шефа. Ведь их, эффективных, не так много у нас. А страна вона какая большая и  бестолковая.
0
Сообщить
№11
02.03.2019 17:25
Цитата, BorSch сообщ. №8
для винтовки СВДМ
СВДМ в такой модификации плохо грести.
0
Сообщить
№12
02.03.2019 20:53
Цитата, zhelezyaka сообщ. №11
СВДМ в такой модификации плохо грести.

Прицел на винтовке интересный. Не подскажет ли кто что это за девайс?
Ну и может скажет кто, что все снайперы мотострелковых отделений имеют или будут иметь такой прицел в обозримой перспективе?
Показать на выставке один образец мы можем и заявить, что это штатное оборудование, но это *** *** ***.
Ну многие меня поняли....
0
Сообщить
№13
02.03.2019 21:46
Цитата, leonbor12 сообщ. №12
Прицел на винтовке интересный. Не подскажет ли кто что это за девайс?
Да, об оптике лучше промолчите. Принятая на вооружение СВДМ оснащена универсальной планкой. Штатным для винтовки СВДМ является оптический прицел 1 П88–4.
Цитата, leonbor12 сообщ. №12
Ну и может скажет кто, что все снайперы мотострелковых отделений имеют или будут иметь такой прицел в обозримой перспективе?
в перспективе мотострелки на СВД остаются. А вот снайперов настоящих, потихоньку пересаживают на другие винтовки
0
Сообщить
№14
02.03.2019 21:51
Холдинг «Швабе» Госкорпорации Ростех демонстрирует разработки в области гражданского и военного оптического приборостроения на 21-й Международной выставке средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех – 2017».

В выставке принимают участие четыре предприятия «Швабе» – Красногорский завод им. С.А. Зверева (КМЗ), Научно-исследовательский институт «Полюс» (НИИ «Полюс»), Новосибирский приборостроительный завод и «Швабе – Исследования».

Ключевые изделия КМЗ на стенде «Швабе» – панкратические прицелы 1П88 (-2, -4, -5) для различных снайперских винтовок и прицел постоянной кратности 1П89 для пулеметов. Кроме того, завод показывает снайперские прицелы переменной кратности серии «Гиперон» – 1П71-1 и 1П69, а также гражданский голографический коллиматорный прицел ПКГ.

Цитата, Leron сообщ. №13
А вот снайперов настоящих, потихоньку пересаживают на другие винтовки
СВЧ-308 смотрится эффектно, но вот пойдет ли она в войска?
-1
Сообщить
№15
02.03.2019 22:55
Цитата, BorSch сообщ. №14
СВЧ-308 смотрится эффектно, но вот пойдет ли она в войска?
хотелось бы. Ну а пока снаперов в  паре все чаще и чаще показывают с СВД + АСВК,осв-96. Интересный тандем, для работы на разных дистанциях.
0
Сообщить
№16
02.03.2019 22:56
Цитата, Leron сообщ. №13
Да, об оптике лучше промолчите. Принятая на вооружение СВДМ оснащена универсальной планкой. Штатным для винтовки СВДМ является оптический прицел 1 П88–4.

Вот вам бы лучше промолчать! Коли не в курсе!
Винтовка явно оснащена не штатным прицелом. Это скорее всего или американский или немецкий прицел В России в мотострелковых подразделениях та54ких не видели никогда и не увидят. Это традиционное очковтирательство!!!
Я спросил; что за девайс? Не в курсе, так промолчите!
Традиционно, не имеющее аналогов, впервые в мире и пр... Пора бы говорить правду. В России нет, как и не было приличных прицелов!
Если кто и купил за свои деньги забугорный, это не в счет!
России пора бы уже начать делать свою приличную оптику!
Форму скопировали, пора переходить к содержимому!!!
-2
Сообщить
№17
03.03.2019 07:43
Цитата, leonbor12 сообщ. №16
Это скорее всего или американский или немецкий прицел В России в мотострелковых подразделениях та54ких не видели никогда и не увидят. Это традиционное очковтирательство!
вы хотя бы читайте не через строчку что Вам отвечают. А ещё лучше погуглите про прицелы от Швабе.
+1
Сообщить
№18
03.03.2019 07:43
Цитата, leonbor12 сообщ. №16
Я спросил; что за девайс? Не в курсе, так промолчите!
1 П88–4
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 22.12 20:01
  • 3
Еще немного в тему о танках (конечно, не без повторений :))
  • 22.12 19:04
  • 62
Уроки Сирии
  • 22.12 16:55
  • 6575
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 22.12 16:54
  • 8546
Минобороны: Все авиаудары в Сирии пришлись по позициям боевиков
  • 22.12 07:45
  • 1
Китай показал запуск гиперзвуковых беспилотников с борта воздушных носителей
  • 22.12 03:15
  • 1
Немного о терминах.
  • 21.12 20:11
  • 2756
Как насчёт юмористического раздела?
  • 21.12 13:42
  • 1
Израиль нанес массированные авиаудары по Йемену
  • 21.12 13:02
  • 1
Путин заявил, что если бы и изменил решение о начале СВО в 2022 г., то в том, что его нужно было принимать раньше
  • 21.12 02:42
  • 1
Ответ на "Оружие, спровоцировавшее новую гонку ядерных вооружений, — в которой побеждает Россия (The Telegraph UK, Великобритания)"
  • 20.12 17:19
  • 1
РХБЗ: теория или практика
  • 20.12 16:07
  • 0
В системе стандартов серии ISO 55000 прошло масштабное обновление в 2024 году
  • 20.12 09:18
  • 0
Азиатский кейс Беларуси
  • 20.12 08:47
  • 0
Ответ на "В ЦРУ оценили легендарный Т-34. Как принципы производства советского танка влияют на СВО"
  • 20.12 05:07
  • 1
Израиль вынуждает новую Сирию возродить арабское военное искусство