Войти

Ил-20 погубила поразительная случайность

3989
3
-6
Ил-20
Ил-20.
Источник изображения: кадр из видео

Газете ВЗГЛЯД стали известны новые обстоятельства гибели российского самолета-разведчика Ил-20 в Сирии. Данная катастрофа может оказаться наиболее уникальным примером поражения воздушной цели в истории авиации. Предварительные итоги расследования, проведенного по факту катастрофы Ил-20, разъясняют все нестыковки заявлений как российского Минобороны, так и Израиля.

За время, прошедшее с момента катастрофы Ил-20, вопросов по поводу трагедии стало немногим меньше. Заявления Минобороны РФ и представителей израильского руководства прямо противоречат друг другу. Ведомство Шойгу винит Израиль в гибели 15 российских военнослужащих, Тель-Авив же настаивает, что всему виной "беспорядочная стрельба", которую устроили расчеты ПВО Сирии.

С одной стороны, подробные аргументы Минобороны России вызывают доверие, с другой – израильские летчики, бомбившие Сирию все последние годы, тщательно избегали любых столкновений с российскими силами. Трудно поверить, что в этот раз они внезапно решили спровоцировать конфликт с Россией, который уже привел к большим проблемам для Израиля в виде поставок в Сирию российских комплексов С-300.

Газета ВЗГЛЯД получила доступ к информации, которая позволяет в какой-то мере распутать этот клубок. Все дело в том, как именно ракета сирийского ЗРК поразила Ил-20.

Высокопоставленный источник, близкий к руководству ВВС России, рассказал газете ВЗГЛЯД предварительные итоги расследования, проведенного Минобороны по факту катастрофы Ил-20. По словам источника, сказанные сразу после трагедии слова Владимира Путина о "цепи трагических случайных обстоятельств" надо воспринимать практически буквально. Что, как ни парадоксально, не отменяет официальных заявлений Минобороны о вине израильских ВВС.

"В это трудно поверить, но ракета сирийского комплекса С-200 не наводилась на Ил-20. Она просто задела винты самолета в полете по направлению к израильскому F-16,

– рассказал газете высокопоставленный генерал ВВС РФ. – Ракет было две. Полет первой ракеты мимо себя экипаж видел и доложил об этом на землю. А вторая, предположительно, лишь задела самолет, разрушила винты, вызвала пожар – но не взорвалась. Экипаж боролся с пожаром, включал вторую и третью систему пожаротушения (первая включилась автоматически), докладывал обстановку на землю, но катастрофы не удалось избежать".

Данная версия позволяет объяснить парадоксальные для любого специалиста заявления официального представителя Минобороны Игоря Конашенкова. Он, напомним, утверждал, что командир экипажа "успел доложить о пожаре на борту", а сам самолет-разведчик исчез с радаров через четыре минуты после попадания ракеты. Но дело в том, что при обычном попадании ракеты в Ил-20 экипаж не смог бы ничего доложить – он бы мгновенно погиб. Масса боевой части (взрывчатки) ракеты комплекса С-200 – 217 кг, наполненных десятками тысяч поражающих элементов. Взрыв подобной силы наносит самолету (особенно такому, как Ил-20) катастрофические повреждения, после которых он камнем падает вниз. Однако отметка разведчика с радаров пропала, как сказано выше, только через четыре минуты – и это достаточно большое для такой катастрофы время. Что с высокой вероятностью означает, что самолет не падал вертикально вниз, а экипаж боролся до последней секунды.

Версия, тем не менее, подтверждает главные обвинения Минобороны РФ в адрес ВВС Израиля – ракета комплекса С-200 летела именно в сторону F-16, а на ее пути действительно оказался Ил-20. Она также полностью оправдывает расчет ПВО Сирии, который четко наводил ракету именно на израильский истребитель.

Другое дело, что столь современные истребители, как F-16, обладают большими возможностями обороны против столь устаревших ЗРК, как С-200. Комплекс С-200 в принципе не предназначен для поражения настолько высокоманевренных современных целей. Несомненно, израильский летчик четко видел полет ракеты именно по его самолету, об этом же ему говорила и автоматическая система предупреждения. Он был уверен в полной возможности уйти от ракеты, а значит, как заявляют в ВВС Израиля, не было смысла прикрываться российским Ил-20.

Бывший замкомандующего ПВО Сухопутных войск России генерал-лейтенант Александр Лузан, который в свое время инспектировал сирийские С-200, в комментарии газете ВЗГЛЯД отметил, что ракета комплекса С-200 вполне могла не взорваться. "Эта ракета бьет по середине корпуса самолета, а не по головной части. Скорее всего, не сработала боевая часть и она просто физически долбанула по Ил-20, после чего самолет загорелся от кинетического удара", – подчеркнул он.

При этом Лузан предположил, как могли развиваться события. По его словам, система работает следующим образом: наземный радиолокатор С-200 подсвечивает цель, по которой должна произойти стрельба. На самой ракете имеется головка самонаведения, которая летит на подсвеченную цель и поражает ее.

"Это уже старенький комплекс. Ширина луча подсвета большая. Поэтому в область подсвета, если цель групповая, может попасть несколько целей. Тогда головка самонаведения ухватывает в полете ту цель, у которой самая большая отражающая поверхность, от которой наибольший сигнал.

Скорее всего, сирийцы действительно стреляли по F-16, но так как F-16 вдруг подлетел к нашему Ил-20, то головка самонаведения перенацелилась на Ил-20", – объяснил собеседник.

Нечто похожее произошло в 2001 году, когда украинская С-200 сбила над Черным морем российский пассажирский Ту-154, указал Лузан. "С-200 стреляла по мишени, но в поле зрения попал Ту-154. Головка сбросила мишень и пошла на гражданский лайнер. Примерно такая же картина произошла и здесь", – добавил он.

И все же, даже если данная версия полностью соответствует действительности, она оставляет и некоторые вопросы. В том числе не самые приятные для Минобороны РФ.

Знал ли руководитель полетов, находившийся в момент катастрофы на авиабазе Хмеймим, о расположении и действиях израильских истребителей? Если да – почему он направил Ил-20 на посадку именно в это время и именно по такому маршруту и не уведомил сирийскую ПВО, что в зоне ее стрельбы находится российский самолет? Если нет – как в таком случае в целом функционирует система управления полетами российской авиагруппы в Сирии и как она координируется с работой сирийских войск ПВО?

И еще. Даже очень опытные летчики не припомнят подобных случаев поражения самолетов зенитной ракетой – без ее подрыва и без захвата уничтоженного самолета как цели. Если указанная версия будет официально подтверждена в ходе расследования, гибель Ил-20 в Сирии останется в истории авиации как поистине уникальный пример трагического стечения обстоятельств.


Михаил Юрьев

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
3 комментария
№1
28.09.2018 20:48
...Другое дело, что столь современные истребители, как F-16, обладают большими возможностями обороны против столь устаревших ЗРК, как С-200. Комплекс С-200 в принципе не предназначен для поражения настолько высокоманевренных современных целей.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ерунда, проводились  успешные  экспериментальные  стрельбы  С-200  по  оперативно-тактическим  ракетам.
***************************************************************
...Масса боевой части (взрывчатки) ракеты комплекса С-200 – 217 кг, наполненных десятками тысяч поражающих элементов. Взрыв подобной силы наносит самолету (особенно такому, как Ил-20) катастрофические повреждения, после которых он камнем падает вниз.
--------------------------------------------------------------------------------
  Это  при  малом  промахе. Обычно  промах  больше ,  и  цель  уничтожается
поражающими  элементами.
****************************************************************
P.S. Надо  провести  не  келейное,  а  публичное  расследование   на  предмет
наличия  или  отсутствия  характерных  отверстий  в  обшивке  от  поражающих
  элементов
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
0
Сообщить
№2
29.09.2018 02:52
Цитата
Версия, тем не менее, подтверждает главные обвинения Минобороны РФ в адрес ВВС Израиля – ракета комплекса С-200 летела именно в сторону F-16, а на ее пути действительно оказался Ил-20. Она также полностью оправдывает расчет ПВО Сирии, который четко наводил ракету именно на израильский истребитель.
Нет, не оправдывает. Какого хрена они вообще стреляли в F-16, который был за Ил-20? Т.е. сирийцы знали, что там был Ил-20, всё понимали, но выстрелили и сбили не тот самолёт, но вина, причём полностью, только на Израиле! Да как так? Полностью она была бы, если Ил-20 был сбит ракетой из F-16, как в своё время был сбит турками Су-24 - вот там без вопросов полностью вина на турках была. Возможно среди сирийцев сидели и наши инструкторы - их выгораживают.

Цитата
Несомненно, израильский летчик четко видел полет ракеты именно по его самолету, об этом же ему говорила и автоматическая система предупреждения. Он был уверен в полной возможности уйти от ракеты, а значит, как заявляют в ВВС Израиля, не было смысла прикрываться российским Ил-20.
Согласен. Понимали это и стрелки из С-200, но палили в сторону Ил-20, который тоже видели и знали что это за самолёт.

Цитата
"Это уже старенький комплекс. Ширина луча подсвета большая. Поэтому в область подсвета, если цель групповая, может попасть несколько целей. Тогда головка самонаведения ухватывает в полете ту цель, у которой самая большая отражающая поверхность, от которой наибольший сигнал.
Знали всё это, знали про то, что там дружественный Ил-20, но стреляли, но вина полностью на Израиле. Смешная "логика". А кто учил сирийцев стрелять? А если ещё и в тот момент руководили стрельбой наши - тогда вообще...

Цитата
И все же, даже если данная версия полностью соответствует действительности, она оставляет и некоторые вопросы. В том числе не самые приятные для Минобороны РФ.

Знал ли руководитель полетов, находившийся в момент катастрофы на авиабазе Хмеймим, о расположении и действиях израильских истребителей? Если да – почему он направил Ил-20 на посадку именно в это время и именно по такому маршруту и не уведомил сирийскую ПВО, что в зоне ее стрельбы находится российский самолет? Если нет – как в таком случае в целом функционирует система управления полетами российской авиагруппы в Сирии и как она координируется с работой сирийских войск ПВО?
Да, хороший вопрос. Но своих ведь надо прикрывать и потому всю вину полностью валить на других. Зачем нам истина? Она не выгодна нам, нам надо спасать честь мундиров, нам хочется оставаться на своих должностях и плевать на отношения с Израилем.


Терентий_410
Цитата, Терентий_410 сообщ. №1
Ерунда, проводились  успешные  экспериментальные  стрельбы  С-200  по  оперативно-тактическим  ракетам.
А оперативно-тактические ракеты - это высокоманевренные аэродинамические цели, сравнимые по маневренности с F-16 или даже круче?

Цитата, Терентий_410 сообщ. №1
Это  при  малом  промахе. Обычно  промах  больше ,  и  цель  уничтожается
поражающими  элементами.
И что, приняв эти поражающие элементы экипаж жив-здоров и ещё долго борется за спасение самолёта, т.е. самолёт не совсем развалился и долго ещё? Так обычно бывает?
-2
Сообщить
№3
29.09.2018 20:22
А оперативно-тактические ракеты - это высокоманевренные аэродинамические цели, сравнимые по маневренности с F-16 или даже круче?
------------------------------------------------------------------------------------------
Первое боевое применение ЗРС С-200 произошло в 1982 году в Сирии, где на дистанции 190 км был сбит самолет ДРЛО E-2C «Hawkeye», после чего американский авианосный флот отошел от берегов Ливана.
http://war-arms.info/raketnoe-oruzhie/zenitnie-raketnie-kompleksi/sssr-rf/zenitniy-raketniy-kompleks-s-200v-vega.html
   Куда  же  они, маневренные,  побежали
****************************************************
И что, приняв эти поражающие элементы экипаж жив-здоров и ещё долго борется за спасение самолёта, т.е. самолёт не совсем развалился и долго ещё? Так обычно бывает?
---------------------------------------------------------------------------------
  Совершенно  с  вами  согласен. Так  ведь  вся  нижеприведенная  версия
гласит  о  том, что  ракета  чиркнула  по  винтам  (вероятность доли  процента),
  БЧ   почему-то   не  взорвалась (вероятность  также  доли  процента)  а  далее
  по  непонятной  причине  возник  пожар.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 02.11 16:29
  • 5359
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 02.11 15:22
  • 1
Способен ли китайский танк «Тип 99» превзойти М1 «Абрамс» или российский Т-90? (The National Interest, США)
  • 01.11 21:17
  • 3
"Удары неизбежны". Пентагон нащупал "слабость" в российской обороне
  • 01.11 13:59
  • 0
Вашингтон берется за Босфор и Дарданеллы
  • 01.11 05:48
  • 1
На Западе оценили «революционную» ракету Ирана
  • 01.11 04:24
  • 1
Глава МИД Армении: у нас с Россией есть разногласия, но у стран крепкие экономические связи
  • 01.11 02:58
  • 1
Правительство Марокко близко к закупке самолетов ВТА C-390 "Миллениум"
  • 31.10 12:10
  • 0
Отчаяние Киева: удар по Беларуси
  • 31.10 08:52
  • 1
NYT: США готовятся к возможной войне с КНР, изучая опыт украинского конфликта
  • 31.10 08:39
  • 4
Даже с ограниченными возможностями Зеленский продолжает искать для Украины путь вперед (The New York Times, США)
  • 31.10 03:26
  • 1
В США рассказали о неожиданной роли бомбардировщика B-21
  • 31.10 03:16
  • 0
К вопросу о "мировой истории войн", и не только. Часть 3.
  • 31.10 01:16
  • 0
К вопросу о "мировой истории войн", и не только. Часть 2.
  • 31.10 00:07
  • 0
К вопросу о "мировой истории войн" :), и не только. Часть 1.
  • 30.10 17:52
  • 1
Российские подлодки класса "Борей" — пожалуй, лучшие на планете (The National Interest, США)