Там можно потренироваться в развертывании фронта или проведении крупномасштабной войсковой операции
В Вооруженных силах начал работу Центр военных игр (ЦВР). Он создан на базе Военной академии Генштаба. "Играть" в войну будут генералы — слушатели академии. Здесь можно потренироваться в развертывании фронта или проведении крупномасштабной войсковой операции. Центр оборудован с учетом новейших достижений информационных технологий. Специальный симулятор позволяет разыгрывать сценарии реальных военных конфликтов. Эксперты считают, что это повысит эффективность подготовки руководителей оперативного звена, начиная от командования общевойсковой армией.
В Минобороны рассказали "Известиям", что Центр военных игр в академии Генерального Штаба на кафедре военного управления уже введен в строй.
В ЦВИ боевые действия полностью моделируются на компьютере, это напоминает игрушку-"стратегию", где можно двигать виртуальные армии. Это поможет слушателям академии во время командно-штабных учений максимально правдоподобно визуализировать задачи оперативного развертывания войск и ведения операций различного уровня.
От гражданских симуляторов генеральская игра отличатся максимальной достоверностью. Юнитами в ней выступают реально существующие бригады и дивизии российской армии. Базы данных о противнике формируются на основе актуальных разведсведений. Сценарии боев разрабатываются с учетом последнего опыта боевых действий.
Академический игровой центр — это учебные командные пункты стратегического и оперативно-стратегического звеньев управления. Они оборудованы современной вычислительной техникой. Все компьютеры связаны в единую электронную сеть, которая сопряжена с сетями Национального центра управления обороной РФ.
Центр военных игр позволит повысить эффективность подготовки слушателей академии Генштаба, где проходят обучение руководители оперативного звена, начиная от командования общевойсковой армией и выше, рассказал военный эксперт Виктор Мураховский.
— По техническому оснащению комплекс академии Генштаба сопоставим с Национальным центром управления обороной РФ и имеет похожий функционал, — пояснил эксперт. — Это высокотехнологичный командно-штабной тренажер для высших органов военного управления.
По словам Виктора Мураховского, информационная база формируется с помощью единой системы исходных данных, которая аккумулирует всю информацию о состоянии своих войск и противника. В нее занесены постоянно обновляемые сведения о сухопутных войсках, самолетах, которые в данный момент находятся на аэродромах и в небе, подлодках и кораблях в дальних походах и даже космических аппаратах военного назначения.
С учетом этих данных происходит розыгрыш различных ситуаций, в том числе военных конфликтов и ЧС. Каждый слушатель решает определенные учебно-боевые задачи в зависимости от штатно-должностной категории. Система работает в нескольких режимах. Один из них — когда искусственный интеллект действует против человека. Также есть режим двухсторонних занятий, когда слушатели "воюют" между собой, добавил эксперт.
С 1990-х годов в минобороны США действует управление моделирования (сейчас — Modeling and Simulation Coordination Office). Его основной задачей стала разработка архитектуры интеграции натурных, виртуальных и конструктивных средств моделирования. Для создания боевой обстановки американские военные объединяют реальные войска (для этого применяются специальные датчики или сенсоры), виртуальные тренажеры или симуляторы. Дополнительно с помощью компьютера могут создаваться виртуальные войска. Все средства моделирования сведены в едином инфопространстве для отработки боевых задач.
Александр Круглов