Войти
Максим Сорокин

Питание в армии: от петровских времен до современности

6717
29
+2

Известно с давних времен — как солдат полопает, так он и потопает. Историю питания российской армии можно издавать отдельной книгой: столько в ней было противоречий и парадоксов.


В допетровское время стрелецкие полки, можно сказать, были на самообеспечении. Питались они тем, что добывали в дороге, и зачастую это превращалось в банальный грабеж сёл. Ситуация изменилась с созданием регулярной армии Петром I. Он учредил должность генерал-провиантмейстера, который и отвечал за обеспечение армии провизией, а вот готовили солдаты сами. По норме солдат получал в месяц 32 кг муки, 24 кг сухарей, 4 кг крупы, водку и соль, а вот овощи и фрукты в рационе оказывались крайне редко. В суточную норму они просто не включались, зато был стакан вина и почти 3,3 литра пива. А вот для восполнения витаминной нормы солдатам выдавались деньги, чтобы они могли купить в деревнях овощи и фрукты.


Во время Отечественной войны 1812 года сохранилась система питания петровских времен. Еду по-прежнему готовили сами солдаты, а вот на некоторые продукты появилась норма, так каждому бойцу в сутки было положено фунт мяса и 50 грамм водки.


Полевая кухня Турчановича во время Первой мировой войны.
Источник: https://img-fotki.yandex.ru/

Значительная реформа в системе солдатского питания произошла во время Первой мировой войны. Качественный переворот произошёл с изобретением полевой кухни Турчановича. Это двух — и четырехколесные кухни, в которых еда готовилась прямо на ходу. Изменилась и схема организации питания. Теперь пища готовилась сразу на роту. Кстати, и источники солдатского довольствия расширились. Теперь помимо провианта из обоза появились денежные дотации: приварочные и чайные деньги. В конечном итоге на долю каждого солдата в сутки должно было приходиться 200 гр. говядины, 300 гр. - капусты, 320 гр. - гороха, около килограмма картошки, 200 гр. - муки, 40 гр. - масла и 10 гр. - соли. Существенным дополнением стали 10 видов консервов отечественного производства.


Питании солдат в годы Великой Отечественной войны.
Источник: http://krd.rus.team/

Выкуп, хранение и продажа холодильного оборудования. Всегда в наличии новые и бу агрегаты для холодильного оборудования. Монтаж под ключ и запуск цеха любой площади и мощности.


Запасы консервов, а именно тушенки должны были стать подспорьем в питании солдат в годы Великой Отечественной войны, но наступающие немцы захватили склады на европейской территории России. Схема питания в эти тяжелые дни существенно изменилась. На передовую еду доставляли в специальных термосах, но случалось, что немцы убивали ползущего со здоровенным термосом на спине солдата или бомбили машину с провизией, оставляя в окопах голодных бойцов на сутки. Однако вместо того, чтобы подкосить боеспособность нашей армии это порождало множество военных рецептов, которые в мирное время показались бы баландой, но тогда «тюря» или «мурцовка» спасли много жизней. Например, солдатский суп «тюря» — это накрошенные в кипяченую воду лук, хлеб и масло.


В советское время паёк солдата был более чем скромен. В эти годы рацион военнослужащего составлялся исходя из трёх основных принципов: род войск, региональный признак и вид боевых задач (условия прохождения службы).


Трёхразовое питание современных солдат с элементами «шведского стола» советским даже не снились. Изменилось и качество пищи. В первую очередь это связано с тем, что приготовлением еды стали заниматься профессиональные гражданские повара. Нововведения сказались на разнообразии питания. Теперь солдаты сами выбирают, что есть на обед: два вида супа, три горячих блюда, компот или сок, а также закуски из салат-бара. Пришло понимание, что одной кашей на завтрак солдат сыт не будет, поэтому перловку заменили на мясные блюда – его в рационе стало больше. Разнообразие меню радует, помимо традиционных блюд русской кухни на солдатских столах появляются позиции из других стран: Украины, Белоруссии, Грузии и других. В некоторых частях даже организуются целые дни национальной кухни, а в праздники ассортимент блюд заметно расширяется.


Питание военнослужащих ВС России.
Источник: http://kulinariya.lichnorastu.ru/

Даже в тяжелые времена междоусобиц и войн солдатский паёк сохранял боевой дух, и даже небольшое, но сытое войско побеждало многочисленного, но менее сытого соперника. А с усовершенствованием системы питания гипотеза «хороший солдат — сытый солдат»» стала аксиомой.

Права на данный материал принадлежат Максим Сорокин
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
18.09.2017
"Запад-2017" нацелен на защиту Востока
15.09.2017
Стратегическое запугивание (IR, Латвия)
08.02.2017
Основы военной мощи России: букварь для новой администрации (The National Interest, США)
26.01.2015
Жесткий стиль "исключительно оборонительной" доктрины
11.11.2014
Лучше только танки
20.06.2014
Дипломатия истребителей
29.05.2009
ПВО для террориста
29 комментариев
№1
07.05.2018 08:50
даже на реферат не тянет. А тема интересная.
0
Сообщить
№2
07.05.2018 09:03
Задача видимо была не реферат написать.
Да - тема более чем интересная уже хотя бы потому, что сейчас проходит много учений, но нигде я не видел, как происходит во время учений процесс обеспечения, развертывания пунктов питания и как изменились технологии сейчас?

Каков рацион сейчас именно на поле боя?
Кто-то может что-то рассказать, показать?
+1
Сообщить
№3
07.05.2018 09:26
Младший брат когда звонит, всё говорит, что, наверное, я шутил про армейскую еду, т.к. никакой тухло-тушёной капусты им не дают и на завтрак нет перловки. Приятно, конечно, это слышать, ведь ещё каких-то 5 лет назад, когда я служил, это были главные блюда на все приёмы пищи, и никаких праздничных угощений или дней национальной кухни и в помине не было.
0
Сообщить
№4
07.05.2018 09:41
Цитата, q
В конечном итоге на долю каждого солдата в сутки должно было приходиться 200 гр. говядины, 300 гр. - капусты, 320 гр. - гороха, около килограмма картошки, 200 гр. - муки, 40 гр. - масла и 10 гр. - соли. Существенным дополнением стали 10 видов консервов отечественного производства.

Интересно, а как этот рацион выглядит сейчас и для бойцов в ВС России в расположении частей и на поле боя? Разница ведь есть.
Кроме того, было бы интересно узнать и том, как модернизировались полевые кухни, а то вот полевые госпитали, к примеру, сделали огромный шаг вперед, а что с полевыми кухнями?
0
Сообщить
№5
07.05.2018 10:46
Цитата, Андрей Л. сообщ. №4
Интересно, а как этот рацион выглядит сейчас и для бойцов в ВС России в расположении частей и на поле боя?

На поле боя - пайки. В лагере (в зависимости от размера) либо мобильные кухни ПАК-200, либо   кухонные модули всяких вариантов
В реале, сборная солянка от "старых добрых" КП-41 и КП-42 до наворченных кархеровских кухонных модулей купленных при Сердюкве, которым многие гражданские столовые, а то и рестораны позавидуют.
0
Сообщить
№6
07.05.2018 10:48
Нашел - ПАК-200М от НПК "Спецтехмаш" на шасси КамАЗ-5350



а это из ПАК-200

+1
Сообщить
№7
07.05.2018 10:51
Цитата, Андрей Л. сообщ. №6
Нашел - ПАК-200М от НПК "Спецтехмаш" на шасси КамАЗ-5350

Я знаю что эти точно закупали. На них мы оборудование кой-какое из пищевой нержавки делали, и щас потихоньку берут вроде.
0
Сообщить
№8
07.05.2018 10:53
Кстати, оказывается 10 - 15 августа 2015 года проходил международный конкурс под названием - Полевая кухня 2015, там же где был танковый биатлон. Ни у кого оттуда фоток нет случайно?

Цитата, Hazzard сообщ. №5
археровских кухонных модулей

Да, тоже увидел





0
Сообщить
№9
07.05.2018 10:55
Еда в армии - самое главное. От военно-спортивной подготовки никакого проку если мужик голодный и валится без сил! Отрадно сознавать, что в этом направлении у нас все меняется к лучшему.
0
Сообщить
№10
07.05.2018 10:58
Да, про рацион в расположении части вроде более менее понятно - стало явно лучше, и я, честно, даже не знаю - это от того, что аутсорсинг или от того, что деньги пошли в армию и на её обслуживание, хотя аутсорс конечно контролировать легче, чем внутри ВС - это однозначно.

Но вот про нормы для военных во время военных действий было бы интересно узнать и как состав продуктов поменялся.
0
Сообщить
№11
07.05.2018 11:09
Цитата, Андрей Л. сообщ. №8
Да, тоже увидел

У меня забавная история с ними была: отечественный производитель к мне обращался: "наши модули один в один, но эти на 200 человек а наши только 150, мистика какая-то", - походили посмотрели, выяснилось что при том же функционале продумано расположение всех ящичков, плит, овощерезок и общая эргономика так, что ни повара, ни подавальщики, ни окормляемые друг другу не мешались, что и давал существенный прирост в эффективности. Казалось бы, мелочь, ну будут солдатики питаться быстрее на 5 минут, а боеготовность из мелочей и состоит, тут 5 минут, там 3 минуты, здесь еще 10, а в результате часть не успела выйти на заданные рубежи...
+3
Сообщить
№12
07.05.2018 11:12
Цитата, Андрей Л. сообщ. №10
Но вот про нормы для военных во время военных действий было бы интересно узнать и как состав продуктов поменялся.

Сухпай. Но не блее 3х суток. Потом должна приехать полевая кухня, либо над вернуться в лагерь.
0
Сообщить
№13
07.05.2018 11:27
Цитата, Hazzard сообщ. №12
Потом должна приехать полевая кухня

И каковы нормативы по полевой кухне? не сталкивались с цифрами?
0
Сообщить
№14
07.05.2018 11:46
Кстати. я уже не из первого источника слышу о том, что в частях расположения ВС в столовых введена и работает система шведский стол - везде ли по стране, и, я так понял, что это не чистый шведский стол, а такая смесь - много блюд на выбор, как при шведском столе, но выбрав несколько подходов сделать не можешь? Или я не прав?
0
Сообщить
№15
07.05.2018 11:49
Цитата, Андрей Л. сообщ. №13
И каковы нормативы по полевой кухне? не сталкивались с цифрами?

Ну, насколько я знаю, т.н. Норма №1 с примечаниями.
0
Сообщить
№16
07.05.2018 11:54
Цитата, Андрей Л. сообщ. №14
везде ли по стране

Не везде. Но в большинстве уже да.

Цитата, Андрей Л. сообщ. №14

и, я так понял, что это не чистый шведский стол, а такая смесь - много блюд на выбор, как при шведском столе, но выбрав несколько подходов сделать не можешь?

Некоторые блюда можешь. Но в списке "некоторых блюд" я нигде не слышал о чем-то кроме хлеба) Хотя подборка у меня не сильно репрезентативна, может меня и поправят.
0
Сообщить
№17
Удалено / Спам
№18
09.05.2018 08:47
А.В.Суворов: "Главное – это быстрота и натиск! Ваш хлеб в обозе и ранцах врага".

При Суворове в походе полагался четырехдневный рацион в носимом солдатском комплекте и десятидневный - в обозе.
Цитата, Hazzard сообщ. №16
Но в списке "некоторых блюд" я нигде не слышал о чем-то кроме хлеба)
На фото к статье молодой солдат взял сразу 1/4 буханки )
Цитата, Андрей Л. сообщ. №10
про нормы для военных во время военных действий было бы интересно узнать и как состав продуктов поменялся
Вот такая статья попалась, про рацион питания разных армий в П.М.В.:
Голодный солдат - плохой солдат?
За Веру, Царя и Калории! Во все времена рацион русского солдата не отличался особым разнообразием и изысками, но всегда был сытным. Это обусловливалось климатическими особенностями нашей страны и предпочтениями солдат, которые, по большей части, были выходцами из деревень. К слову сказать, солдаты дореволюционной России питались намного сытнее, чем бойцы РККА. Суточный рацион солдата русской императорской армии был следующим:

Хлеб ржаной – 1 кг (могли заменить на 700 граммов ржаных сухарей);
Крупа – 100/200 граммов (в зависимости от места службы);
Мясо – 400 граммов (могли заменить на 300 граммов мясных консервов);
Овощи – 250 граммов (если заменяли на сушёные овощи, то 20 граммов)
Сливочное масло/сало – 20 граммов;
Мука – 17 граммов;
Чай – 6,4 грамма;
Сахар – 20 граммов;
Перец – 0,7 грамма.

4300 калорий.
+1
Сообщить
№19
09.05.2018 19:38
по современным меркам переизбыток и нездорово большое кол-во калорий для здорового человека
ну...если они все были большими толстыми богатырями, то может им и ок 4300))
0
Сообщить
№20
09.05.2018 21:16
Цитата, 4KOt сообщ. №19
по современным меркам переизбыток и нездорово большое кол-во калорий для здорового человека
ну...если они все были большими толстыми богатырями, то может им и ок 4300))
Абсолютно неправильная точка зрения.
Дело в том что армия это в первую очередь значительные физические нагрузки на протяжении всего срока службы. Поэтому классические "гражданские" 2500 калорий крайне мало.
Как правило рацион спортсмена к примеру "качалки" или спортивных единоборств как раз достигает 4000-5000 калорий в зависимости от интенсивности тренировок, нагрузок и характеристик тела таких как рост.
Цитата, q
Теперь солдаты сами выбирают, что есть на обед: два вида супа, три горячих блюда, компот или сок, а также закуски из салат-бара.
И что он в 18 лет после школы умного там навыбирает?
Цитата, q
В первую очередь это связано с тем, что приготовлением еды стали заниматься профессиональные гражданские повара.
Что "гражданский" повар понимает в питание военных?
Рацион и меню должны составлять диетологи на основе исследований. Вплоть до того что меню должно быть индивидуально для бойца. У нас всё таки 21 век на дворе эра компьютеров и технологий. Да и личный состав нынче мало того что ограничен так уже к 18 годам необладает здоровьем:
Цитата, BorSch сообщ. №18
по большей части, были выходцами из деревень.
0
Сообщить
№21
09.05.2018 22:46
Цитата, Hazzard сообщ. №12
Сухпай. Но не блее 3х суток. Потом должна приехать полевая кухня, либо над вернуться в лагерь.
нынешний сухпай 7 меню. так что не надоест да и сытный он. про арктический и горный вобще не говорю
+1
Сообщить
№22
09.05.2018 22:48
Цитата, Grey_wolf сообщ. №20
Что "гражданский" повар понимает в питание военных?
он просто готовит исходя из нормативов.
+1
Сообщить
№23
10.05.2018 09:42
Цитата, Leron сообщ. №21
нынешний сухпай 7 меню. так что не надоест да и сытный он. про арктический и горный вобще не говорю

Вредно сухпаем питаться долго. Это, все таки, не полноценная пища.
0
Сообщить
№24
10.05.2018 10:26
Цитата, Grey_wolf сообщ. №20
Как правило рацион спортсмена к примеру "качалки" или спортивных единоборств как раз достигает 4000-5000 калорий в зависимости от интенсивности тренировок, нагрузок и характеристик тела таких как рост.

Воспользовался калькулятором http://expert.sportwiki.to/calorie.html

Получил, что 4,5 тыс кал. нужны спортсмену массой 100 кг с 12% жира в своём весе (это довольно мало). Видно 4 верхних кубика на прессе. нижние 2 не видно. И этот спортсмен максимально интенсивно тренируется и копит мышечную массу.
Так, 2371 кал. он будет тратить на основной обмен, а остальное 2129 кал. на мышечный рост.

Я конечно не поверю, что солдат при царе батюшке так кормили, даже если допустить, что были такие нормы.
По углеводам и жирам, наверное выполняли норму, иначе солдаты бы быстро худели, но по белку, как самому дорогому компоненту, скорее всего только в послевоенном СССР норма выполнялась.

При длительных переходах, наверное могли доп. питание вводить. Но я не верю, что 5-миллионную армию в ПМВ ежедневно кормили как фитнес-спортсменов. Никакой революции бы тогда не было ;)))

Лично мне тренер прописывал 2800-3000 калорий, которые я выполнял с большим трудом в 6 приёмов при весе 75-77 кг Т.к. это на самом деле много жратвы, если есть много белковой, а не жирной и углеводистой пищи. Сникерсов с арахисом тогда не было, а сожрать столько каши это просто пытка. А масла столько на всех не напасешься.
+1
Сообщить
№25
10.05.2018 12:06
вот именно
лучший ориентир - ты сам
и я могу сказать, как человек, спорту вообще не чуждый и обладающий средним ростом и средним весом, что около 2700 вполне ок, если вы не хотите, конечно, массу наращивать
0
Сообщить
№26
10.05.2018 18:32
Цитата, VK сообщ. №24
И этот спортсмен максимально интенсивно тренируется и копит мышечную массу
Цитата, VK сообщ. №24
Лично мне тренер прописывал 2800-3000 калорий, которые я выполнял с большим трудом
Цитата, 4KOt сообщ. №25
могу сказать, как человек, спорту вообще не чуждый
Попробуйте в течение месяца ежедневно не менее 5 часов копать окопы в мерзлом грунте и спать на морозе не более 5 часов.
+1
Сообщить
№27
10.05.2018 23:36
Цитата, VK сообщ. №24
Лично мне тренер прописывал 2800-3000 калорий, которые я выполнял с большим трудом в 6 приёмов при весе 75-77 кг Т.к. это на самом деле много жратвы, если есть много белковой, а не жирной и углеводистой пищи.
Цитата, VK сообщ. №24
Воспользовался калькулятором http://expert.sportwiki.to/calorie.html

Получил, что 4,5 тыс кал. нужны спортсмену массой 100 кг с 12% жира в своём весе (это довольно мало). Видно 4 верхних кубика на прессе. нижние 2 не видно.
Вы взяли калькулятор для бодибилдера. Который качает АЖ одну большую группу мышц и одну маленькую. А профи так вообще одну группу мышц.
А теперь:
Цитата, q
дистанция в 4-5 километров рекомендуется только самым тренированным и подготовленным людям. Если преодолеть это расстояние за 20 минут, можно сжечь около 800 килокалорий, но такие дистанции по плечу не каждому.
http://body-trener.ru/trenirovki/komplecsi/skolko-kalorij-szhigaetsya-pri-bege.html
А теперь добавляем вещь мешок, автомат, броник, хардкорные кирзачи..... И пробуем 10-ку км.
Так что много это 4000 тыс. калорий?=))
Это кроме того что бодибилдер качается 45 минут за тренировку, он не осуществляет длительные переходы и не копает по несколько часов окопы.
Цитата, BorSch сообщ. №26
Попробуйте в течение месяца ежедневно не менее 5 часов копать окопы в мерзлом грунте и спать на морозе не более 5 часов.
Ну или так. На учения зимою.
0
Сообщить
№28
11.05.2018 10:46
вы говорите о разовых, внештатных ситуациях, когда и питание улучшено или солдат похудеет как в ВОВ
сейчас и войны локально-спорадические, и ведутся в жарком климате (интересно, а это сказывается на калорийности - это сарказм если что), и речь, полагаю, шла о среднем, а не о солдате в окопе на северном полюсе, роющего сутками окопы. Меру спора знайте, зачем пытаться себя оправдать каким-то крайними ситуациями. Есть море статистики потребления калорий средним взрослым мужчиной. При ситуациях повышенной энергетической траты, при возможности, питание корректируется соответственно
-1
Сообщить
№29
12.05.2018 07:42
Цитата, Grey_wolf сообщ. №27
Вы взяли калькулятор для бодибилдера. Который качает АЖ одну большую группу мышц и одну маленькую. А профи так вообще одну группу мышц.

может я на марсианском написал или вы с Борщём кофе с утра не выпили, но я обозначил, что при повышенных нагрузках так могли кормить. Но каждый день так кормить просто не реально. Вы пересчитайте в вагонах жратвы хотя бы на 1 млн человек, при том, что их было до 5 млн.
Да и никакой человек не вынесет большой ежедневной нагрузки как его не корми. Вы бы сами спортом позанимались или иными физнагрузками, а то по таким репликам я смотрю вы про физкультуру забыли ещё в школе.
Я замечу, что столько калорий ни сейчас, ни в армии СССР не давали. Но вы видимо не в курсе..
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 24.04 09:32
  • 1
Интервью. Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет «Ангара»
  • 24.04 09:30
  • 2
Ходаковский: важно понять, для чего мы начали СВО и как будем дальше жить с побеждённой Украиной
  • 24.04 08:44
  • 7
В США показали испытания беспилотной подлодки на видео
  • 24.04 08:39
  • 5
"Вампиры" против "Гераней" на Украине
  • 24.04 08:31
  • 993
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 24.04 05:48
  • 1
Подоляк считает, что третья мировая война уже началась
  • 24.04 05:24
  • 209
МО РФ: точность РСЗО "Торнадо-С" при использовании современных боеприпасов достигает 100%
  • 24.04 01:47
  • 1
Автономный подводный аппарат «Акула-призрак» для ВМС Австралии
  • 23.04 20:46
  • 0
Professional Truck Driving School In Fontana, CA
  • 23.04 19:11
  • 1
Применение аэрозольной завесы российской армией обеспечило результативное продвижение в Белогоровке
  • 23.04 16:49
  • 19
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 23.04 13:01
  • 2705
Как насчёт юмористического раздела?
  • 23.04 00:32
  • 114
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 22.04 14:32
  • 0
План «Орша»: В Сувалкском коридоре стартовали польско-литовские учения
  • 22.04 11:44
  • 24
Национальная политика и миграция