Войти

Дозаправку в воздухе автоматизируют

3343
15
+13
Первый полет первого летного образеца самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А в Ульяновске. 25 января 2018
Первый полет первого летного образеца самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А в Ульяновске. 25 января 2018.
Источник изображения: © Фото : ПАО Ил

Экипажам "летающих танкеров" облегчат выполнение одной из самых опасных операций

Российская авиация получит надежную защиту от "воздушных самоубийств". Так на сленге летчиков иногда называют дозаправку в полете. Модернизированные воздушные танкеры Ил-78-2 (Ил-78МД-90А) оснастят системой управления сближением с получающими топливо самолетами. За их маневрированием и стыковкой приемных устройств со шлангом танкера пилоты заправщиков смогут следить на специальном экране. Автоматика будет корректировать взаимное положение бортов. По мнению экспертов, автоматизация значительно повысит безопасность полетов и облегчит нагрузку на пилотов.

Как сообщили "Известиям" в главкомате ВКС, новая система управления дозаправкой прошла все этапы наземной отработки и компьютерного моделирования. Ее летные испытания проведут на базе модернизированного воздушного танкера Ил-78-2, который совершил первый полет 25 января.

В компании "Ильюшин" подтвердили факт разработки новой системы управления дозаправкой, но от дальнейших комментариев воздержались.

Комплекс контролирует несколько десятков параметров, в том числе положение танкера и заправляемого самолета, скорость и направление ветра, другие метеоданные. На основании этой информации с точностью до нескольких сантиметров создается 3D-модель процесса сближения и стыковки. Она отображается на экранах в кабине экипажа. Система контролирует и корректирует положение танкера и заправляемого самолета. Это позволяет произвести безопасную стыковку и перекачать топливо.

Дозаправка в воздухе позволяет увеличить дальность полета ударных самолетов и массу полезной нагрузки, сократить время перебазирования авиации, провести взлет с минимальным запасом топлива с укороченных полос. Однако она требует очень высокого уровня подготовки пилотов и считается одной из самых опасных летных операций. Экипажи двух воздушных судов должны сблизить их на расстояние до 26–28 м. И это на высоте 6–10 тыс. м при скорости 440–600 км/ч.

В российских ВКС для выполнения этой процедуры танкер выпускает подвижный шланг с конусом, а пилоту заправляемой машины нужно попасть в него специальной штангой. Ил-78-2 может одновременно заправлять два самолетов. В минуту перекачивается до 2,7 т топлива. Резкое изменение любого из параметров полета может привести к разрыву шланга, разливу топлива и его воспламенению.

При дозаправке в воздухе пилоты теряют до 4–5 кг веса. Во время этой процедуры у абсолютно здорового военного летчика фиксировали частоту пульса в 180–200 ударов в минуту (норма – 76-80), а в отдельных случаях она достигала 220 ударов.

В США и ряде других стран используется иная схема дозаправки. С заправщика выпускается специальная штанга, которая соединяется с горловиной на корпусе заправляемого самолета. Штангой управляет специальный оператор. Такая система теоретически безопаснее, но она значительно снижает скорость процедуры и накладывает серьезные ограничения на параметры полета.

— В случае внедрения новой системы сближения и стыковки дозаправка самолетов в воздухе упростится, — заявил заместитель главного редактора журнала "Авиапанорама" генерал-майор Владимир Попов. — Компьютер будет получать полетные данные одновременно с борта танкера и заправляемого самолета, сопоставлять их и выдавать пилотам удобную для восприятия картинку.


Самолет-заправщик Ил-76МД-90А.
Источник: iz.ru

Эксперт отметил, что при этом система бортовых автопилотов помогает выдерживать благоприятный режим сближения и процесса дозаправки.

— Можно сказать, что появится еще один член экипажа — виртуальный. Хорошая автоматизация при дозаправке — залог безопасности полетов, добавил Владимир Попов.

Обновленный Ил-78-2 получил новое пилотажно-навигационное, оптико-электронное и светотехническое оборудование, более совершенные средства обороны и связи, усовершенствованную радиоэлектронику. В результате его возможности значительно возрастут. Самолет способен выполнять полеты с крейсерской скоростью до 750 км/ч на высотах до 10 тыс. м. Танкер вмещает до 118 т топлива. Новые Ил-78-2 смогут оставаться в строю до 40 лет.


Сергей Вальченко, Алексей Рамм

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Страны
Продукция
Проекты
Похожие новости
25.04.2013
"Ил" - на подъеме!
10.04.2013
Вооружаться рачительно и с умом
06.11.2012
Привычка проигрывать
11.07.2012
Полетный лист
05.07.2012
Фарнборо-2012" станет мировой премьерой Як-130
15.06.2009
Обречено ли наше государство... иметь авиапромышленность?
15 комментариев
№1
02.02.2018 01:26
По -хорошему её бы нужно сделать полностью автоматической
0
Сообщить
№2
02.02.2018 07:10
Я конечно всё понимаю, но вот это какая-то херня, чесслово:

"При дозаправке в воздухе пилоты теряют до 4–5 кг веса. Во время этой процедуры у абсолютно здорового военного летчика фиксировали частоту пульса в 180–200 ударов в минуту (норма – 76-80), а в отдельных случаях она достигала 220 ударов."

Если лётчик испытывает такой стресс, то либо он что-то делает не верно, либо это делать не надо вовсе, либо он профнепригоден по состоянию здоровья и нервной системы. Кому будет лучше, если у него случится инфаркт во время дозаправки?

Куда, блин, девается 4-5 кг веса, автор статьи ...нулся? Даже если дозаправка будет длиться час, это как надо потеть, чтобы 4 кг влаги потерять? Да от этого даже у здорового отборного лётчика начнутся глюки и обмороки.
Попробуйте представить себе комбез лётчика в который вылили 5 литров воды. Или он там сутки дозаправляется и ему специально не дают пить?
Ну элементарную логику включить можно, зачем писать всякую охинею?
+2
Сообщить
№3
02.02.2018 07:42
Было бы странно наоборот: перед тобой в 25 м летит громадина со шлангом, в которому ты должен подсоединиться. Если разорвешь контакт, то есть нехилый шанс угробиться, ибо корпус самолета наэлектризован. И это все при постоянном рыскании и тангаже самолета. А ты должен иметь пульс 80 уд/мин? У нарика может быть, они к звездам летают и при 60 уд/мин, а у нормального человека и пульс удвоится, и очко сожмется.
+4
Сообщить
№4
02.02.2018 09:33
Цитата, NANOBOT сообщ. №3
нормального человека и пульс удвоится, и очко сожмется.

удвоится это 130-140. Т.к. пульс здорового молодого человека в покое 60-70. Чтобы испытать 180 достаточно просто поприседать со штангой или быстро побегать. Если хотите испытать 200 - ваше дело, физнагрузка в помощь, только посоветуйтесь с кардиологом. Помереть-не помрете, наверняка и такой пульс был у каждого в жизни, но это редкости при критических, стрессовых ситуациях. Это не норма. А автор написал так, что это чуть ли не фон для операций по дозаправке.
+1
Сообщить
№5
02.02.2018 09:39
Цитата, VK сообщ. №2
В принципе согласен,сейчас и 2-3 дозоправки за полет бывают,4-5*3=12-15 кг,сомнительно.
+1
Сообщить
№6
02.02.2018 12:36
Наверно, автор намекает, что потеря веса идет не только через пот. Так сказать, хозяин леса тоже при стрессе теряет массу, а когда летит "медведь" Ту-95 с дозаправкой..., теряют вес все 10 человек на заправщике и бомбере. Бред конечно, высокий пульс не связан с такой потерей веса. У Гагарина пульс был 200 при первом полете в космосе, на потерю веса не жаловался :)
+1
Сообщить
№7
02.02.2018 14:42
Цитата, NANOBOT сообщ. №6
Наверно, автор намекает, что потеря веса идет не только через пот.
Да не, не может у пилота быть столько "органических шлаков", даже в жидком состоянии. 8)
-2
Сообщить
№8
03.02.2018 08:42
По поводу потери веса, я думаю чушь, да какая то потеря есть, но грамм 200-400 не больше, все в рамках сложной работы. У меня дача находится под полигоном МИГ-31 и пару раз в год там обкатывают молодежь, да и повышают классность летчиков, так за два-три часа летая возле ИЛа, МИГи раз 10 отрабатывают дозаправку, если каждый раз терять килограмм по 5, до аэродрома долетит один костюм.
-1
Сообщить
№9
03.02.2018 12:34
Цитата, VK сообщ. №4
это редкости при критических, стрессовых ситуациях. Это не норма. А автор написал так, что это чуть ли не фон для операций по дозаправке.
Операция ручной дозаправки в нынешнем виде это не норма, а критическая стрессовая ситуация как фон. И автор, в отличие от местных специалистов по военной медицине, опирается на мнение профессионалов, а не на собственные обывательские выдумки.
Цитата, прохожий сообщ. №8
так за два-три часа летая возле ИЛа, МИГи раз 10 отрабатывают дозаправку, если каждый раз терять килограмм по 5, до аэродрома долетит один костюм.
Возможно Вы путаете дозаправку и ее имитацию. И Вы же не взвешивали пилотов до и после упражнения? - может там и правда остается "один костюм" :)
Патрулирование с выполнением боевой задачи, с дозаправкой в воздухе, может длиться много часов и вес теряется не только от самой дозаправки. Ну и указанные 4-5 кг. потери веса это, по видимому, максимальные зафиксированные значения.
-1
Сообщить
№10
03.02.2018 12:53
Цитата, BorSch сообщ. №9
И автор, в отличие от местных специалистов по военной медицине, опирается на мнение профессионалов
Автор статьи -Алеша Рамм,авантюрист придумавший для себя биографию https://twower.livejournal.com/478122.html     https://twower.livejournal.com/757743.htmlон такой же "специалист" и "ескперт" как и вы,то есть прийти поумничать,сказать что все дураки и не чего не понимают.
0
Сообщить
№11
03.02.2018 13:00
Цитата, q
Перспективный истребитель F-35A Lightning II с бортовым номером "AL-1" совершил первый трансатлантический перелет, сообщает Flightglobal. Самолет принадлежит ВВС Италии. Перелет состоялся 5 февраля 2016 года. Истребитель вылетел из Португалии, пролетел над Канадой и приземлился на авиабазе ВМС США "Патаксент-Ривер". В общей сложности самолет провел в воздухе около семи часов. В полете F-35 дозаправлялся от танкера KC-767 ВВС Италии.

Часть пути F-35 сопровождали истребитель Typhoon и два военно-транспортных самолета C-130 Hercules. По совам итальянского летчика, пилотировавшего истребитель, большая часть полета проходила в сложных метеорологических условиях. В общей сложности F-35A произвел четыре дозаправки, первые из которых прошли в условиях плотной облачности, а третья - при сильной турбулентности. В четвертый раз боевой самолет дозаправился уже при подлете к "Патаксент-Ривер".

В США на AL-1 будут проходить подготовку итальянские летчики. Кроме того, истребитель поместят в безэховую камеру для проверки на электромагнитную совместимость. Первый полет "AL-1" состоялся в сентябре 2015 года. Самолет был собран на итальянском предприятии на авиабазе "Камери", управляемом совместно компаниями Alenia Aermacchi и Lockheed Martin, и стал первым F-35, построенным и совершившим первый полет за пределами США.
Ну все ,наверное одни скелеты прилетели.
0
Сообщить
№12
03.02.2018 13:01
Цитата, beka1 сообщ. №1
По -хорошему её бы нужно сделать полностью автоматической
Да, но и то что проводят частичную автоматизацию - отличная новость, до сих пор вообще не было упоминаний.

Реализация полностью автоматической заправки требует огромных ресурсов и высокого общего технологического уровня государства-разработчика. Даже в США к этому шли десятилетиями.
Хотя, согласен с Вами, такую цель и РФ ставить перед собой необходимо. Также как и разработку новой высокопроизводительной системы с жесткой штангой.

Пока скорость емнип у нас 2300 л/мин., у американцев - 4500 л/мин. Соответственно, можно подсчитать, сколько времени и какая дистанция уходит для передачи скажем 50 тонн топлива (62,5 м3) на скорости самолетов 500 км/ч. у нас (27 минут, 225 км.) и у них (14 минут, 116 км.).

Ну и, помимо снижения нагрузки на пилотов и повышения безопасности, процедура сближения и стыковки в автоматическом режиме думается должна происходить быстрее. Хотя в статье, неясно правда почему, утверждается обратное:

Такая система теоретически безопаснее, но она значительно снижает скорость процедуры и накладывает серьезные ограничения на параметры полета.
0
Сообщить
№13
03.02.2018 13:08
Цитата, Сергей-82 сообщ. №10
Автор статьи -Алеша Рамм,авантюрист придумавший для себя биографию https://twower.livejournal.com/478122.html     https://twower.livejournal.com/757743.htmlон такой же "специалист" и "ескперт" как и вы,то есть прийти поумничать,сказать что все дураки и не чего не понимают.
Сережа, конкретно о Вас могу с полной убежденностью сказать - Вы безграмотный дурак, почти ничего не понимающий в том, о чем беретесь рассуждать, ищущий аргументы для своих "разоблачений" в помойном анонимном ЖЖ.

В отличие от специалистов главкомата ВКС, компании "Ильюшин" и заслуженного военного летчика РФ генерала-майора В. Попова, на слова которых ссылаются авторы статьи.
0
Сообщить
№14
03.02.2018 13:25
Цитата, BorSch сообщ. №13
Хамло и быдлота,где слова Попова там выделено,
Цитата, BorSch сообщ. №13
авторы статьи.
Для непонятливых(для тебя Борщ),этот автор выдумал себе биографию,при том крайне цинично,а уж что то другое придумать и на кого то сослаться,ну это он конечно не посмеет))) Ну как я и сказал выше,вы с ним одного поля ягоды.
0
Сообщить
№15
03.02.2018 13:28
Цитата, q
то данный офицер лгал о своем участии в боевых действиях, что среди ветеранов считается большим позором
Борщ подозреваю что ты такой же человек,у которого нет моральных принципов, главное чтоб только тебе было хорошо.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 01.05 22:38
  • 1127
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 01.05 19:17
  • 4
МС-21 готовится к первому полету
  • 01.05 17:28
  • 93
В США оценили российские Су-34 с УМПК
  • 01.05 17:19
  • 12
Севморпути нужны железные дороги и мосты
  • 01.05 16:30
  • 11
США желают увеличения военного присутствия Индии в Индо-Тихоокеанском регионе для сдерживания КНР - СМИ
  • 01.05 16:29
  • 486
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 01.05 13:52
  • 277
Космонавтика Илона Маска
  • 01.05 13:35
  • 26
Глава Военного комитета НАТО заявил о необходимости проведения дополнительной мобилизации на Украине
  • 01.05 13:20
  • 7
Какое оружие может оказаться эффективным против боевых беспилотников
  • 01.05 13:10
  • 31
Национальная политика и миграция
  • 01.05 13:05
  • 1
«Известия» показали работу расчета ПЗРК «Верба» в зоне спецоперации
  • 01.05 12:59
  • 297
Главком ВМФ России: проработан вопрос о создании нового авианосца
  • 01.05 12:52
  • 1
Уйти от ракеты. Почему бомбардировщики Ил-28 почти не несли потерь
  • 01.05 12:45
  • 1250
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ
  • 01.05 12:42
  • 4
Ракета на колесах