Войти

Зачем Россия продала Армении "Искандеры" (Hetq, Армения)

3762
13
-1
ОТРК "Искандер-М"
Ракетный комплекс "Искандер-М".
Источник изображения: Юрий Смитюк/ТАСС

Визит президента Ирана в Армению Хасана Роухани вызвал интерес и в то же время беспокойство в других столицах региона. Азербайджан больше не скрывает свое недовольство, угрожая еще больше углубить стратегическое сотрудничество с заявленным врагом Ирана - Израилем. Тем временем, состоявшийся 13 декабря визит премьер-министра Израиля Биньяминa Нетаньяху в Баку сам по себе был углублением отношений, и сделавшие из этого свои выводы иранцы дадут соразмерный ответ из Еревана.

Это о борьбе позиций наших соседей. Что касается стратегических и политических интересов армянской стороны, то кроме продвижения интересов супердержав Ереван пока не делал значительных шагов для продвижения своих национальных интересов. В этом контексте следует рассматривать также демонстрацию "Искандеров", зенитно-ракетных систем "Смерч", современных средств радиоэлектронного противодействия "Инфауна" на параде Независимости в сентябре 2016г.

Это вызвало панику в Азербайджане и Турции, но спустя некоторое время российская сторона поспешила успокоить их с помощью своих политических и публичных рупоров. Сначала известный российский политический аналитик Вадим Дубнов заявил, что "Армения не нажмет на кнопку "Искандеров без согласия Москвы", а Москва не позволит стрелять по Баку и Анкаре. С другой стороны, периодически командируемый из России в Баку заместитель премьер-министра Дмитрий Рогозин 15-ого декабря, находясь в Баку, не скрыл, что одна из целей его поездки дать объяснения в связи с решением России поставлять Армении системы "Искандер". Хотя текст его объяснений неизвестен, после встречи с Рогозиным азербайджанская сторона больше не говорит об опасности "Искандеров".

Что собой представляет "Искандер", которого так боятся восточные и западные соседи Армении? Это системы суперточных баллистических ракет 280-500-километровой дальности. Она предусмотрена для уничтожения живой силы, инфраструктур, движущихся целей противника. По другим расчетам: расстояние от границ Армении до Баку составляет приблизительно 351 километр, а от соответствующих мест Нагорно-Карабахской республики до Баку - всего 271 километр, а до важных военных объектов Азербайджана даже меньше 100 километров.

Дальность поражения поставленных Армении систем "Искандер" составляет 300 километров, более того, система практически непробиваема, преодолевает системы воздушной обороны противника, естественно, кроме некоторых систем ПВО российского производства.

Именно эти данные вызывают беспокойство и панику на азербайджанско-турецком направлении, но спустя краткое время после этого между Анкарой и Москвой начались секретные переговоры, которые в ноябре 2016 года дали ответы на некоторые вопросы.

Во-первых, Турция еще с 2009 года имела желание приобрести новейшие системы ПВО С-400, которые считаются одними из лучших в мире в этой сфере. Та цена, которую требует российская сторона, не была выгодна Турции, а появление "Искандеров" в Ереване заставило турецкую сторону отказаться от попыток снизить цену и согласиться на российский вариант. Другими словами, русские использовали парад в Ереване и продемонстрированные "Искандеры", чтобы продать С-400 Турции по нужной цене. Руководитель Федерального агентства по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин 21-ого ноября 2016 года официально заявил, что переговоры с турецкой стороной перешли на финальный этап, и скоро осуществится поставка систем С-400 "Триумф".

Система противовоздушной обороны С-400 может поражать в том числе и баллистические ракеты. Она замечает цели на расстоянии до 600 километров, а сбивает баллистические ракеты с расстояния 60 километров.

Получается, что Армения без разрешения Москвы не сможет использовать "Искандеры", а благодаря продаже этого вооружения Москва смогла продать Анкаре С-400, использование которой не будет зависеть от желания Москвы. С другой стороны, премьер-министр Израиля Нетаньяху в Баку подтвердил, что существует межгосударственная договоренность поставлять Азербайджану системы ПВО "Железный купол". Министр оборонной промышленности Азербайджана Явер Джамалов не скрыл, что израильская система вряд ли сможет противостоять российским "Искандерам", но пока действует обещание заместителя премьер-министра РФ, они могут быть спокойны.

В контексте всего этого запутанного регионального расклада визит президента Ирана Хасана Роухани в Армению официально представляется как шаг экономического сотрудничества, но может стать ответом Ирана и Армении на действия Азербайджана и Израиля (хотя, для армянской стороны будет более выгодно, вместо баррикадирования в отношениях с Израилем, сформировать новое качество отношений, даже стать посредником между Ираном и Израилем).

По убеждению ираниста Вардана Восканяна, "с точки зрения еще большего углубления отношений, сложно было представить более удобного момента, чем сейчас, когда два наших соперника в некоторых региональных проектах, связанных с Ираном, успели сделать несколько опрометчивых шагов, которые значительно испортили их отношения с Тегераном".

В то же время, Армения должна задать несколько вопросов России: зачем нужно давать какие-то объяснения Азербайджану в связи с поставкой нам "Искандеров", а когда Азербайджан убивает армянских солдат российским оружием, это объясняется простой логикой бизнеса.


Наири Гохикян

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Оригинал публикации
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ВПК.name
  • В новости упоминаются
Похожие новости
13.08.2021
Есть ли средство против дронов
12.10.2020
Еврейский экспресс
07.10.2020
Закавказье: султан и дроны
01.04.2019
Стратегическое партнерство
05.10.2016
ADEX 2016: фарс и безденежье в Баку
03.06.2015
Проекция силы
13 комментариев
№1
26.12.2016 01:17
Цитата, q
Получается, что Армения без разрешения Москвы не сможет использовать "Искандеры", а благодаря продаже этого вооружения Москва смогла продать Анкаре С-400, использование которой не будет зависеть от желания Москвы

Интересный поворот... Поставлять Турции С-400. А оно нам так надо в свете всего последнего? Себе еще много нужно, КНР и Индия на очереди. По-моему, перенакрутили журналисты.
0
Сообщить
№2
26.12.2016 12:51
Цитата, q
Москва смогла продать Анкаре С-400
Сильно сомневаюсь что это случится.
+6
Сообщить
№3
26.12.2016 16:52
статья полный понос, простите! Больной бред махрового армянского националиста. Особенно доставили несколько моментов в статье (прямо ржал - ну очень профессиональная статья):
Цитата, q
зенитно-ракетных систем "Смерч"
:))) а что не зенитно-ракетных бронированных фрегатов?
Цитата, q
Руководитель Федерального агентства по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин 21-ого ноября 2016 года официально заявил, что переговоры с турецкой стороной перешли на финальный этап, и скоро осуществится поставка систем С-400 "Триумф"
вооружение, подобное С-400 (новейшее и способное изменить стратегический балланс сил) поставляется в конкретные страны только с писменого разрешения Верховного Главнокомандующего Вс РФ. Он пока такого разрешения для Турции не давал. И врядли даст, а чиновники могут заявлять много чего, не думаю что турки получат С-400, хотя бы потому что Турция член НАТО. Короче - очередное бла-бла.
Цитата, q
"Армения не нажмет на кнопку "Искандеров без согласия Москвы", а Москва не позволит стрелять по Баку и Анкаре.
Офицально ОТРК Искандер запрещён к продаже на экспорт и другого пока с Кремля ни кто не заявлял, хотя очередь за ним стоит уже очень давно и не маленькая. На самом деле суть в том, что в связи со сложной ситуации на БВ и конкретно вокруг Сирии, предвоенным состоянием отношений с Турцией, после уничтожения ими Су-24М, МСК скрытно разместила СВОИ Искандеры в Армении, но дабы избежать обвинений в их развертывании на Южном Кавказе, договорилась с  Арменией, что бы те изобразили вид что они их "купили". Все кому надо, в мире, всё поняли сразу. Взамен армянам пообщеали чего-нибудь, например ещё С-300ПТ (б/у) подкинуть, да, и азербайджан обхезался после этого парада:)

после этих ляпов статью читать не стал более - полное фуфло. Перелестнуть и забыть.:)
-1
Сообщить
№4
26.12.2016 19:19
Цитата, старик сообщ. №3
Офицально ОТРК Искандер запрещён к продаже на экспорт и другого пока с Кремля ни кто не заявлял
А о запрете "с Кремля" заявляли, значит?
Цитата, q
Для иностранных заказчиков предлагается упрощенный вариант ракеты Искандер-М под названием Искандер-Э. Упрощение комплекса касается сокращения дальности до 280 км (MTCR) и варианты поставки не включают кассетные боевые части с самоприцеливающимися элементами.
...
В 2013 году Армения приобрела в России ОТРК «Искандер-Э».
Это, конечно, не умаляет факта, что статья не шедевр, но матчасть хорошо бы знать. Экспортный вариант есть, но продавать мы его не будем... Чемезов, похоже, сам не понял, что сказал.
+2
Сообщить
№5
27.12.2016 01:01
Цитата, q
А о запрете "с Кремля" заявляли, значит?
конечно, не раз и в различных СМИ, различные высокопоставленные чиновники РФ. Надо больше читать и слушать аналитики по ТВ, и будете вкурсе
Цитата, q
но матчасть хорошо бы знать
благодарю, всегда рад узнать новое, чего не знаю сам, за сим тут и трусь, на сайте.:) Но вы уверены, что сами владеете достоверной информацией по поводу ОТРК Искандер, или, что более вероятно, правильно поняли то, что вы прочитали в википедии по этой теме?
Цитата, q
Экспортный вариант есть
конечно есть, он был всегда, с начала создания Искандер, но только как опция, потенциальное предложение, разрабатывался сразу для потенциальных покупателей, но только после разрешения на экспорт, причём разрешения для каждой отдельной страны
Цитата, q
Чемезов, похоже, сам не понял, что сказал
всё он правильно рассказал. "Экспортный вариат Искандер разработан, начальная цена определена (скорее всего), но разрешения на экспорт от пр-ва РФ пока не получено." - примерно это он сказал.
Вы вот с векипедии скопировали этот текст, что привели в посте, но серединочку, 2-ой абзац не стали приводить, типа схитрили, а зря:
Цитата, q
Ракетные комплексы «Искандер» находятся в списке продукции, запрещённой к экспорту, и, несмотря на интерес военных из Саудовской Аравии, не будут продаваться за рубеж. Директор госкорпорации Ростех Сергей Чемезов: Это серьезное наступательное оружие, способное нести ядерный боезаряд. «Искандер» находится в списке продукции, запрещённой к экспорту
помимо саудитов Лукашенко с Белорусии не раз уже слезёно уговаривал нас их ему продать, причём давно уже просил, Назарбаев изявлял желание приобрести, но ... И это несмотря даже на то что ещё несколько лет назад у нас с белорусами была почти любовь, но все равно - нет! Белорусам отказали а армянам продали:)) Сами то в это верите?
я всё же продолжаю утверждать, что ни какой реальной продажи Искандеров в Армению не было (Армения бедная страна, они вон даже за старые (б/у) ЗРК С-300ПТ несмогли нам заплатить, мы им так 5 зрдн подогнали, по дуржбе, а тут новые ОТРК) а просто это таким образом РФ разместила свои Искандеры в Армении, поближе к Турции и Катару с саудией (с Армении Искандер покрывает весь восток СА, Катар, и весь Ирак), что бы те думали как себя вести. Но что бы ненагнетать истерию в мире, не пугать США в Ираке, придумали что типа, вдруг:), их купил Ереван.
неплохо бы и вам матчасть подоучить, любезный
0
Сообщить
№6
27.12.2016 11:27
Цитата, старик сообщ. №5
Но вы уверены, что сами владеете достоверной информацией по поводу ОТРК Искандер
Нет, не уверен. Поэтому и не оспариваю Вашу версию, что мы таки поставили в Армению для себя  полноценные Искандер-М под видом урезанных Искандер-Э "на экспорт за деньги". Ибо опровергнуть не могу. Но и доказать это Вы тоже не сможете. Так что... слова, слова, одни слова...
Цитата, старик сообщ. №5
"Экспортный вариат Искандер разработан, начальная цена определена (скорее всего), но разрешения на экспорт от пр-ва РФ пока не получено." - примерно это он сказал.
Да не это он сказал.
Цитата, q
Насколько серьезен интерес Саудовской Аравии к оперативно-тактическому комплексу "Искандер-Э"?
Саудиты постоянно спрашивают о нем, но "Искандер" находится в списке продукции, запрещенной к экспорту, и делать для них исключение мы не собираемся. Это серьезное наступательное оружие, способное нести ядерный боезаряд.
Есть ли шанс, что он будет когда-нибудь исключен из этого списка?
Крайне маловероятно.
Вы разницу не ощущаете? Не экспортируется и не будет. Несет откровенную х.ню, не находите? Особенно про ядерный заряд доставило. А СКАДы не могут нести ядерный заряд? А Точки? Его даже в 152-мм снаряд запихивают - всё теперь, не будем гаубицы продавать?
Цитата, старик сообщ. №5
Вы вот с векипедии скопировали этот текст, что привели в посте, но серединочку, 2-ой абзац не стали приводить, типа схитрили, а зря:
Если бы я хотел схитрить, я бы переписал абзац Википедии так, что Вы бы ни в жизнь его не узнали. Не мните себя Ш.Холмсом )). Я там даже точечки на месте лакуны поставил.
Просто эти 1 и 3 абзац противоречат второму. Цитировать одновременно все 3 - признак слабоумия, это значит, человек сам не понимает, что цитирует (ну, Википедия - она такая). А чему из написанного верить - вопрос религии.
Цитата, старик сообщ. №5
не раз уже слезёно уговаривал

Цитата, старик сообщ. №5
давно уже просил

Цитата, старик сообщ. №5
изявлял желание
Фу-фу-фу. Топорный ура-патриотизм вызывает рвотные позывы. Так-таки и умолял? На коленях ползал? А журнашлюха, которая это пишет, рядом стояла?
Цитата, старик сообщ. №5
неплохо бы и вам матчасть подоучить, любезный
Вы не сможете достоверно опровергнуть поставку Искандер-Э. Поэтому давайте вместе учить матчасть, но добавлять ИМХО.
+1
Сообщить
№7
27.12.2016 11:51
Запрет на экспорт комплексов Искандер снят примерно год или два назад. Об этом заявлялось в средствах массовой информации. Гуглить не буду. Кому интересно, найдёт сам.
0
Сообщить
№8
27.12.2016 12:21
Цитата, ankh-andrej сообщ. №7
Запрет на экспорт комплексов Искандер снят примерно год или два назад.
Ничего подобного найти не удалось. Кроме того, Чемезов "заявил о запрете" 06.06.2016.
Успешная реализация гособоронзаказа по ракетным комплексам «Искандер» создала условия для поставок их зарубежным покупателям, заявил представитель Коломенского конструкторского Бюро машиностроения (КБМ) (входит в холдинг «Высокоточные комплексы»), разработавшего экспортную модификацию «Искандер-Э»
Это - не сообщение об отмене запрета, а заявление производителя, что его мощности позволяют клепать Искандер-Э без ущерба ГОЗ. И не более. Поставлять или нет - не их ума дело.
Есть мнение, ФСВТС не выдало Искандер-Э паспорт экспортного облика на основании отказа МО.
0
Сообщить
№9
27.12.2016 12:51
Цитата, q
Ничего подобного найти не удалось. Кроме того, Чемезов "заявил о запрете" 06.06.2016.
Не буду глубоко копать, но вот ближайшее:
Цитата, q
Оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) "Искандер" разрешен к экспорту и будет поставляться за рубеж при поступлении соответствующего запроса. Об этом АРМС-ТАСС в эксклюзивном интервью на выставке "Оборонэкспо-2014" сообщил глава холдинга "Высокоточные комплексы" Александр Денисов.
"Оперативно-тактический ракетный комплекс "Искандер" внесен в список продукции, разрешенной к поставке на экспорт, - сказал Денисов. - Разумеется, решение о продаже тому или иному государству будет приниматься очень тщательно".
http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/93030/
0
Сообщить
№10
27.12.2016 13:06
Заявил
Цитата, ankh-andrej сообщ. №9
глава холдинга "Высокоточные комплексы" Александр Денисов.
в 2014 году. А Чемезов его начальник и заявил в 2016.
Похоже, все-таки запрещен экспорт. Система управления там какая-то шибко навороченная, и она одинаковая для 9М723 и "недоделанной" с буковкой Э.

На ракетах "Искандер"/"Искандер-Э" и "Искандер-М" используется топливо разного типа.
0
Сообщить
№11
27.12.2016 14:04
Цитата, q
Похоже, все-таки запрещен экспорт.
Ну если продали Армении, то вряд ли. В список по экспорту внесён. Чемезов воду мутит.
Цитата, q
Денисов. - Разумеется, решение о продаже тому или иному государству будет приниматься очень тщательно".
Вот все ограничения. Ну и исполнение в варианте "Э" конечно ещё.
0
Сообщить
№12
27.12.2016 23:50
Цитата, старик сообщ. №5
поближе к Турции и Катару с саудией (с Армении Искандер покрывает весь восток СА, Катар, и весь Ирак), что бы те думали как себя вести

Добрых суток!
Из Армении по официальным характеристикам "Искандер" не достанет ни до Катара, ни до Саудовской Аравы, тем более ее восточной части.

Цитата, старик сообщ. №3
МСК скрытно разместила СВОИ Искандеры в Армении
Возможно и так. Ваш тезис не противоречит моему предположению в другой ветке про поддержание баланса сил в регионе и сдерживание войны в Закавказье.
Тогда наличие наших грозных ОТРК в Армении преследует две основных цели:
1. Охлаждение горячих голов в Азербайджане и гарантия безопасности Армении.
2. Повышение договороспособности Турции (воз-но Ирана) по каким-то отдельным вопросам.

По каким-таким вопросам, легально продали или скрытно разместили свои, разрешен или запрещен экспорт - по большому счету уже просто нюансы. Про поставки С-400 туркам (в статье) - мне кажется бред.
+1
Сообщить
№13
28.12.2016 00:18
Цитата, q
Добрых суток!
добрых
Цитата, q
Из Армении по официальным характеристикам "Искандер" не достанет ни до Катара, ни до Саудовской Аравы, тем более ее восточной части.
да, вы правы. Прошу прощения, погорячился, спасибо что поправили. Написал навскидку. Сейчас сходил померял на глобусе и ... вы правы, до залива не достёт, увы. Но до Багдада как раз достанет:)))
Ну значит конкретно против турок его там нарисовали, в Армении, что бы те не думали на Армению и нашу бригаду в Гюмри дёргаться, хотя в первой половине 2016 они сухопутные войска в Карскую область подтягивали.
Цитата, q
Ну если продали Армении, то вряд ли. В список по экспорту внесён.
да в список можно много чего внести, если очень нужно скрыть (дабы избежать обвинений в эскалации напряженности) размещение серьёзного наступательного вооружения. Если бы серьёзно заключили контракт на продажу Армении ещё в 2013 году, как уже сейчас вдруг пишут, то тогда сразу бы об этом объявили, т.к. уже лет 15 как в РФ подобные контракты не принято скрывать, скорее даже наоборот, полная открытость и огласка. Но до 2016 была полная тишина об этом, а после резкого осложения дел с Туцрцией из-за Сирии, после того как в ноябре 2015 Су сбили, в первой половине 2016 Искандеры вдруг появились в Армении уже. Слишком много нестыковок и совпадений, что бы поверить в просто продажу.:)
+ более чем странные заявления чинов МО РФ о том что мол армяне ОТРК купили, да, но без нашего (РФ) разрешения пользоваться ими не будут ни в коем случае:)) Вы ещё где-нибудь такое слышали?:))
+1
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 19.04 01:12
  • 902
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 18.04 20:05
  • 96
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 18.04 19:22
  • 18
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 18.04 19:04
  • 110
В России запустили производство 20 самолетов Ту-214
  • 18.04 18:25
  • 12
Британская ПВО может и не выдержать первого удара России (The Telegraph UK, Великобритания)
  • 18.04 17:34
  • 2702
Как насчёт юмористического раздела?
  • 18.04 15:42
  • 1
Сергею Шойгу в парке "Патриот" представили более 30 перспективных образцов вооружения и техники
  • 18.04 15:29
  • 0
Кипящий «котёл» Закарпатья остужать никто не собирается
  • 18.04 13:38
  • 1
Норвегия может приобрести фрегаты класса "Тип-26"
  • 18.04 11:46
  • 74
Членство в НАТО в обмен на территорию. Зачем Армения проводит военные учения с США
  • 18.04 09:59
  • 2
Следующий пуск тяжелой "Ангары" с космодрома Восточный состоится в 2027 году - Борисов
  • 18.04 08:34
  • 1
Критический момент. Шансы Украины вернуть инициативу стремятся к нулю (The Wall Street Journal, США)
  • 18.04 05:12
  • 1
Разработчик анонсировал поступление в зону СВО трех бункеров-укрытий для личного состава
  • 18.04 02:38
  • 1
Названа особенность украинских «шаров-террористов»
  • 18.04 01:17
  • 1
Совфед одобрил закон о доступе федерального казначейства к системе гособоронзаказа