VR-шлем "Сварог" позволит не только указывать беспилотникам высоту и направление полета, но и рассмотреть объекты на земле в высоком разрешении
Российские военные получат уникальный шлем виртуальной реальности, который позволит им не только увидеть поле боя с камер беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), но и управлять им, просто поворачивая голову и направляя взгляд. Новейший шлем "Сварог", разработанный Главным научно-исследовательским испытательным центром робототехники Министерства обороны (ГНИИЦ) совместно с Марийским государственным университетом, станет первым боевым шлемом виртуальной реальности в российской армии.
Принцип работы шлема виртуальной реальности (VR) достаточно прост - это носимый на лице небольшой видеоэкран, разделенный на две части перегородкой. Он выводит на каждый глаз человека отдельное изображение с легким смещением друг от друга, за счет чего создается иллюзия объемности изображения. Устройства также оснащаются комплексом датчиков, отслеживающих положение глаз человека (айтрекерами) и наклон его головы. Это позволяет шлему еще более точно имитировать реальность происходящего.
- В настоящее время "Сварог" проходит внутренние испытания и уже в начале 2017 года будет поставлен непосредственно Минобороны, - рассказал "Известиям" научный сотрудник Марийского государственного университета Алексей Печкин. - В данный момент шлем продолжает дорабатываться, мы экспериментируем с характеристиками обзорных линз, но уже сейчас экран имеет вдвое большее разрешение, чем у зарубежных конкурентов, а угол обзора, который может обеспечить "Сварог", ограничивается лишь естественным полем зрения оператора.
Российский шлем в отличие от гражданских VR-устройств и навесных очков дополненной реальности, применяемых в армиях стран НАТО, оснащается сразу двумя видеоэкранами. За счет такого решения "Сварог" намного шире своих аналогов - его края выступают на 10 см в сторону от головы оператора. Но несмотря на внешне громоздкий вид, весит он стандартные для современных шлемов виртуальной реальности 400 г. Именно это новшество - отдельный экран для каждого из глаз оператора - позволило разработчикам "Сварога" достичь разрешения 5120x2180 пикселей, что в четыре раза превосходит показатели стандартного компьютерного монитора. Что позволяет оператору наблюдать местность с беспилотного летательного аппарата в мельчайших подробностях, различая с большой высоты не только танки и боевые машины пехоты, но и отдельных солдат.
"Сварог" "умеет" не только осуществлять наблюдение с беспилотника, но и управлять им с помощью достаточно простых движений. Оператор может изменять высоту полета дрона, поднимая и опуская голову, - встроенные гироскопические датчики в реальном времени отслеживают наклон шлема и в зависимости от получаемых данных заставляют беспилотный летательный аппарат взлетать выше или ниже.
Еще два датчика, фиксирующих положение зрачков, позволяют оператору взглядом корректировать направление полета дрона - достаточно посмотреть в нужную сторону и беспилотник без задержки будет поворачивать в сторону взгляда.
- Применение устройства виртуальной реальности для управления разведывательным беспилотным летательным аппаратом имеет множество достоинств в сравнении с традиционным экраном и джойстиками, - рассказывает "Известиям" Максим Чижов, директор по развитию компании "Интеллект и инновации" и эксперт в области VR. - Современный VR-шлем дает оператору дрона ощущение полета над полем боя, при этом такая имитация позволяет быстрее принимать решения и адекватно управлять беспилотником на больших скоростях.
Как отметил эксперт, в настоящее время в армиях стран НАТО нет подобных устройств, единственное место, где их можно встретить, - спортивные соревнования для операторов беспилотных летательных аппаратов, причем и там это можно назвать новым веянием среди наиболее продвинутых пилотов. Отсутствие военных аналогов и высокие показатели даже по сравнению с гражданскими разработками позволяют назвать шлем виртуальной реальности "Сварог" действительно уникальным, констатировал Чижов.
Алексей Моисеев