Войти

"Стелс-технология оказалась бумажной фикцией"

9403
8
-1
Истребители F-22А и F-35A
Истребители F-22А Raptor и F-35A Lightning II.
Источник изображения: f35.com

Могут ли американские истребители 5-го поколения преодолеть российскую ПВО

Военные аналитики в США предприняли попытку доказать, что американские истребители пятого поколения способны преодолеть российскую систему ПВО. "Газета.Ru" оценила, могут ли F-22 и F-35 победить комплекс С-400.



Американские аналитики озаботились вопросом, насколько эффективна будет российская система противовоздушной обороны (ПВО) против самолетов пятого поколения F-22 и F-35. При всей сложности многоуровневой системы ПВО Москвы специалисты уверены, что в ней есть бреши и эта система не такая уж непроницаемая. Американский портал The National Interest пишет, что у российской ПВО есть "ахиллесова пята" даже с точки зрения прикрытия от атак боевых самолетов четвертого поколения типа Boeing F/A-18E/F Super Hornet и Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon.

Специалист по российским военным вопросам корпорации CNA Майк Кофман отмечает, что принципы построения системы ПВО, предназначенной для противоборства с самолетами пятого поколения, "вполне понятны".

Современные российские зенитные ракетные системы, такие как С-300, С-400 и находящаяся в разработке перспективная С-500, предназначены для дальнего обнаружения, точного сопровождения и поражения на дальних границах зон малозаметных летательных аппаратов, таких как F-22 и F-35. Проблема, по словам Кофмана, может состоять в том, что радиолокационные комплексы этих систем, работающие в сантиметровом диапазоне волн, обнаруживают самолеты с малой отражающей поверхностью на сравнительно небольшой дальности.

Это может создать дополнительные проблемы в завязке трасс воздушных объектов, запаздывании выдачи целеуказания зенитным ракетным дивизионам и, как следствие, последующему пропуску цели.

Однако следует иметь в виду, что самолет типа Stealth малозаметен только в сантиметровом диапазоне волн. Но он очень хорошо обнаруживается и сопровождается в метровом диапазоне, а именно в этом диапазоне работают средства дежурного режима радиотехнических войск ВКС. И, наконец, стелс-самолет отлично заметен при включенной на излучение бортовой радиолокационной станции.

Утверждение автора, что "для российских средств противовоздушной обороны борьба с самолетами типа стелс продолжает быть актуальной, но маловероятно, чтобы они с этим справились", не подкрепляется ни фактами, ни теоретическими расчетами.

Для ВКС России именно ВВС США остаются основным гипотетическим противником. Поэтому окончательная победа над технологией Stealth входит в приоритеты Москвы, отмечает автор материала.

"Россия испробовала ряд технологий для борьбы со стелс-технологиями, в том числе пытаясь создать интегрированную сеть противовоздушной обороны с множеством радаров, которые бы следили за летательным аппаратом с разных точек. С одной стороны, очень хорошо обнаруживать и сопровождать самолет в том или ином диапазоне радиоволн, но все-таки основная задача - добиться необходимой точности при наведении зенитных управляемых ракет на цель.

До сих пор ни русские, ни китайцы не разобрались с этой проблемой, но становится ясно, что со временем технология стелс перестает быть преимуществом", - пишет издание.

Российские специалисты в области систем противовоздушной обороны расценивают рассуждения американских авторов скорее как дилетантские и политически ангажированные.

"Аналитики, которые это пишут, явно не знают, как ракета наводится на цель. Есть командное наведение, инфракрасное, оптическое и разные системы.

Если головка самонаведения захватила цель, она никуда не денется и подорвется. Может быть слабый сигнал, но все равно стреляют и ракета наводится - они на сигарету реагируют, которая горит за километр", - поясняет принцип работы систем экс-замглавкома войск ПВО генерал-полковник Владимир Литвинов.

Генерал рассказал, что ракете не надо попадать в цель, так как она не является объектом ударного действия, в ней работает радиовзрыватель, и все зависит от того, какая головка самонаведения. "Подрывается оно не прямо, когда попал в цель, а у каждой ракеты есть свое расстояние и есть промах, при котором радиовзрыватель срабатывает. Не ракета бьет, а подрывается боевая часть и разлетается: есть концентрированное направление полета осколков, есть равномерно рассеивающееся. Ракета летит на сигнал, главное, чтобы сработал радиовзрыватель, когда он взрывается и цель попадает в поле разлета осколков, ей не повезло", - разъяснил "Газете.Ru" Литвинов.

Российские системы ПВО имеют целый ряд ракет, которые можно "пустить и забыть", они работают самонаведением, пояснил "Газете.Ru" экс-начальник Главного штаба ПВО генерал-полковник Игорь Мальцев.

Кроме того, смешанные группировки средств малой, средней и большой дальности противовоздушной обороны выставляются на определенных направлениях для прикрытия объектов, наиболее опасных для прорыва авиацией.

Генерал Мальцев считает, что американские аналитики и военные не хотят признавать, что Россия превосходит их системы ПВО, хотя они прекрасно знают возможности российских средств нападения и обороны. "Здесь политика ущемить нас и преследует определенные цели - влияние на рынок оружия.

Возможно, эти версии смогут как-то повлиять на военные умы за рубежом, ведь они не нам адресованы, а тем, кто собирается покупать оружие у России", - сказал он в беседе с "Газетой.Ru".

По его мнению, "хваленый" американский Stealth оказался "бумажной фикцией", так как заявленные возможности самолетов этой технологии оказались намного завышены по сравнению с их реальным функционалом.

Для того чтобы оценить, реально ли могут самолеты пятого поколения США F-22 и F-35 обойти российские системы ПВО, необходима проверка опытным путем, отмечает экс-командующий Московским военным округом генерал-полковник Юрий Соловьев. "Но если брать по характеристикам наших систем обнаружения по системам поражения, то возможности преодолеть их у F-22 и F-35 нет никакой. Когда разрабатываются системы ПВО, это делается с учетом перспективы развития средств нападения. Поэтому эти характеристики были заложены еще в старых системах С-300 и даже С-200, а в новых они ушли далеко вперед. Начиная еще с С-200 все это решалось элементарно", - пояснил он "Газете.Ru".

Кроме того, следует учесть, что в противовоздушных сражениях наравне с зенитными ракетными войсками будет принимать участие и российская истребительная авиация. Для самолетов стелс это создаст значительные трудности.

Тем не менее нельзя не отметить, что у российской промышленности наблюдаются проблемы с испытанием ракет для систем противовоздушной обороны. Как ранее писала "Газета.Ru", ведущий российский производитель комплексов ПВО уже длительное время не может довести новую зенитную ракету морского базирования до заданных характеристик. В связи с задержкой исполнения гособоронзаказа по системе "Полимент-Редут" и утратой доверия с должности генерального директора предприятия-исполнителя (НПО "Алмаз" концерна ВКО "Алмаз-Антей") был снят в начале августа его глава Виталий Нескородов.

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
15.05.2020
"Оборонка" во время пандемии: как работают на карантине мировые производители оружия
16.03.2017
США ведут кампанию по дискредитации российских дальнобойных систем ПВО-ПРО
24.04.2012
Концерну ПВО «Алмаз-Антей» исполняется 10 лет
03.02.2010
Российское оружие не сдает позиций
24.02.2009
Российская ПВО vs. американская ударная авиация. Отечественные зенитные ракетные системы состоят на вооружении армий десятков стран мира
03.09.2007
Воздушный меч и наземный щит. В Летном испытательном институте имени Громова демонстрировались не только самолеты и вертолеты
8 комментариев
№1
23.08.2016 02:04
Да, и как неоднократно замечал Сергей 82, без ТЕСНОГО взаимодействия со средствами РЭБ, РТР, истребительной авиацией все эти С-300, С-400, а так же Патриот и т.п. будут выносится вражеской авиацией на раз-два. Так как инициатива всегда за авиацией.
-1
Сообщить
№2
23.08.2016 07:47
Цитата, beka1 сообщ. №1
Да, и как неоднократно замечал Сергей 82, без ТЕСНОГО взаимодействия со средствами РЭБ, РТР, истребительной авиацией все эти С-300, С-400, а так же Патриот и т.п. будут выносится вражеской авиацией на раз-два. Так как инициатива всегда за авиацией.
Они уже навыносили во Вьетнаме. Сколько там был потеряно американской авиацией? две, три тысячи самолетов? И это без сплошной ПВО...
-1
Сообщить
№3
23.08.2016 08:47
Вы хотите сказать, что вьетнамцы имели господство в своем небе!?
0
Сообщить
№4
23.08.2016 09:30
Цитата, beka1 сообщ. №3
Вы хотите сказать, что вьетнамцы имели господство в своем небе!?

Мне кажется вам человек сказал о том, что ПВО Вьетнама было весьма эффективно. Причем тут "господство в небе" которым должны заниматься "господа" из ВВС мне не очень понятно :)
+4
Сообщить
№5
23.08.2016 22:24
Ну в 82-м  израильтяне обошли советское пво и накрыли советскую базу в ливане. 3 генерала погибли.  Так что тут неизвестно
0
Сообщить
№6
24.08.2016 06:15
Кто-ж спорит. Первичен человек, его умение и мотивация, без этого самое совершенное оружие бесполезно - Саудиты вам пример.
0
Сообщить
№7
11.09.2016 20:14
[bНу в 82-м  израильтяне обошли советское пво и накрыли советскую базу в ливане. 3 генерала погибли.  Так что тут неизвестно][/b]

Вы только забыли написать, что за пультами управления сидели египтяне...Как сказал мне подполковник в отставке , если создать 4 рубежа ПВО, то их никто не сможет преодолеть...
0
Сообщить
№8
12.09.2016 01:55
"они не нам адресованы, а тем, кто собирается покупать оружие у России"

Давно уже понятно, что никакие самолеты стелс не будут "преодолевать" современные ПВО. Зачем рисковать? Их будут выносить авиацией не входя в зону поражения ПВО. Если же зона поражения ПВО превосходит дальность асп мфи, будут использованы другие носители. Возможна поддержка самолетов РЭБ для сокращения зоны поражения ПВО до уровня ниже зоны поражения АСП. Возможности позволяют. Особенно против противника, перед которым имеется абсолютное превосходство. Как в количестве и качестве, так и в разнообразии систем поражения, разведки, целеуказания. Тогда стелс всегда останутся стелсами для ПВО.))) В противодействии с лучшими современными дальнобойными системами ПВО стелс - каша из топора.  Другое дело в завоевании превосходства в воздухе без поддержки ПВО. С относительно высокотехнологичным противником не стэлс. И то. Тут для решающего превосходства желателен авакс. Стэлс не плохой бонус. Но с учетом быстрого развития авиационных систем РЭБ, систем обнаружения стелсов, вопрос упирается в цену и снижение других ттх в жертву этому стэлсу.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 20.04 00:43
  • 462
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 20.04 00:26
  • 105
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 19.04 23:42
  • 919
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 19.04 21:13
  • 2703
Как насчёт юмористического раздела?
  • 19.04 16:43
  • 0
«Новая Америка». Как западные корпорации осваивают земли «незалежных» индейцев
  • 19.04 16:35
  • 111
В России запустили производство 20 самолетов Ту-214
  • 19.04 16:24
  • 117
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 19.04 12:18
  • 17
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 19.04 11:50
  • 13
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью - Интервью ТАСС
  • 19.04 11:40
  • 1
Новый участник в битве за Арктику
  • 18.04 19:22
  • 18
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 18.04 18:25
  • 12
Британская ПВО может и не выдержать первого удара России (The Telegraph UK, Великобритания)
  • 18.04 15:42
  • 1
Сергею Шойгу в парке "Патриот" представили более 30 перспективных образцов вооружения и техники
  • 18.04 15:29
  • 0
Кипящий «котёл» Закарпатья остужать никто не собирается
  • 18.04 13:38
  • 1
Норвегия может приобрести фрегаты класса "Тип-26"