Войти

Как возродить в России промышленный дизайн

3237
2
+5
Василий Бровко.
Василий Бровко.
Источник изображения: Ростех

Василий Бровко о дефиците промышленных дизайнеров в стране и путях решения этой проблемы

Cтереотипы о бесконечной технологической отсталости России зачастую не имеют под собой оснований: вопреки расхожему мнению наша промышленность может создавать очень сложные высокотехнологичные решения и продукты, однако отстает в маркетинге и промдизайне, что сказывается на ее конкурентоспособности.

В своей колонке для Sostav.ru директор по коммуникациям, аналитике и стратегическим исследованиям Госкорпорации Ростех Василий Бровко попытался раскрыть эту проблему и предложить пути ее решения.

Я несколько лет отвечаю в корпорации за сбор аналитических данных и являюсь частью команды по разработке и внедрению стратегии корпорации, которая является комплектатором для почти всех производителей высокотехнологичной промышленной продукции страны. У нас есть технологии, есть производственная база, есть специалисты. Наша продукция по тактико-техническим характеристикам соответствует лучшим европейским, американским, японским, корейским и китайским аналогам, а подчас и превосходит их.

В чем мы действительно серьезно отстали, так это в вопросах маркетинга в самом широком смысле: у нас отсутствует продуктовое мышление, мы зачастую не умеем грамотно вывести на рынок новый продукт, плохо налажена система послепродажного обслуживания. Одной из ключевых наших проблем является внешний вид девайсов: некоторые из них выглядят так, что ими можно пугать детей.

Данная ситуация применима к подавляющему большинству отраслей российской промышленности. Во многих отраслях мы уже не способны преодолеть дизайн-барьер, что влечет за собой проблемы как в развитии экспорта, так и в отвоевывании доли внутреннего рынка.

В России редко понимают, что современный продуктовый дизайн - это не только внешний вид, а дизайн технологий, новых материалов, инновационных конструкторских решений и более широких возможностей кастомизации. Основные задачи промдизайна заключаются в улучшении продуктовых свойств, пользовательских характеристик и функциональных возможностей девайса.

В СССР была очень сильная школа промышленного дизайна - Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), созданный в 1962 году для "улучшения качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования". ВНИИТЭ занимался разработкой образцовых дизайнерских проектов и созданием центра информации в области технической эстетики и эргономики. Кроме того, институт заложил основы профессиональной деятельности промышленных дизайнеров, которых сам же и готовил.

Советский Союз с точки зрения промышленного дизайна не отставал от наиболее развитых индустриальных стран: создавались такие шедевры, как пылесос "Чайка", радиоприемник "Сюрприз", настольная лампа "Радуга", авоська, банка сгущенки, складная металлическая сетка для яиц.


Дмитрий Медведев
Источник: vestiavto.ru

Советские машины "Победа", "Чайка" и "Запорожец" до сих пор считаются одними из лучших автомобилей своего времени с эстетической точки зрения. Конечно, один институт не мог решить всех проблем с дизайном в масштабах промышленной империи, но многое было сделано. Помимо собственных разработок, к проектам привлекались именитые мировые дизайнеры.

К примеру, автор дизайна бутылки Coca-Cola, гоночного автомобиля Studebaker Avanti и оформления космической станции Skylab Раймонд Лоуи в СССР разработал дизайн холодильника ЗИЛ, а также облик автомобиля "Москвич" для завода АЗЛК, впоследствии не принятый заказчиком. В то же время известный финский дизайнер Тимо Сарпанева разработал форму бутылки экспортной русской водки. А немецкий дизайнер Луиджи Колани, создававший форму концепт-каров для Mercedes-Benz, Ferrari, Porsche, Mazda и Ford, разработал также внешний вид автомобиля "Нива".


Автомобиль "Нива"
Источник: www.migsa.ru

После распада СССР промышленность пришла в упадок, а о промышленном дизайне забыли вовсе. В то время как во всем мире он стал неотъемлемой и важной частью маркетинга, в постсоветской России предприятия вовсе не уделяли внимания эстетической стороне выпускаемой продукции.

Разумеется, сегодня есть свои бестселлеры: это и вертолет "Ансат", и лазерный микроскоп МИМ, и КАМАЗы, которые обрели новый облик, и LADA, которая была изменена уже в последние годы до неузнаваемости.

Что интересно, у нас нет проблем с дизайном по части вооружений: наши боевые вертолеты, автоматы Калашникова, "Искандеры", "Панцири", "Торнадо" и "Тайфун" знает весь мир. И они выглядят соответствующе потому, что там не стоят задачи дизайна, чистая инженерия. А, как известно, любое военное инженерное изделие красиво и гармонично, потому что облик определяет чистая математика, направленная на достижение максимума возможностей.


Автомат Калашникова
Источник: http://www.popmech.ru/

В то же время стратегия Ростеха до 2025 года подразумевает выход на новые рынки и увеличение экспорта гражданской продукции. И здесь мы сталкиваемся с отсутствием актуального внешнего вида.

Справедливости ради, сдвиг с мертвой точки есть: в "Вертолетах России" работает целая команда промышленных дизайнеров, КАМАЗ активно работает над обликом новых грузовиков, для разработки нового модельного ряда LADA (Vesta и Xray) пригласили британского дизайнера Mercedes-Benz и Volvo Стива Маттина.

Но для разработки внешнего вида массовой продукции гражданского потребления нам нужен целый штаб компетентных специалистов. Для развития промышленного дизайна как отдельной отрасли нужно сформировать четко отстроенную систему и рынок. Затраты на промышленный дизайн должны стать обязательной статьей расходов при разработке новых промышленных девайсов, в первую очередь в гражданской сфере.

У нас уже есть такие звезды, как Владимир Пирожков, автор дизайн-решения для самолета Sukhoi Superjet 100 и дизайна факелов Олимпийских игр в Сочи. В 1992 году он уехал в Европу, где приобрел основные компетенции, работая в таких компаниях, как Citroën и Toyota, и лишь в 2000-х, вернувшись в Россию, начал применять свой опыт и знания на благо страны. Однако таких "возвращенцев" у нас, увы, единицы.

Как и Пирожков, многие опытные дизайнеры уехали из страны после распада СССР. Новых специалистов в России выпускают только Строгановка, МАМИ, Муха в Санкт-Петербурге и УрГАХУ в Екатеринбурге. Но и выпускники этих вузов зачастую после получения диплома эмигрируют в Европу и США. Разумеется, есть и те, кто остается. Однако проблема молодых российских дизайнеров в том, что их футуристичные проекты слишком сильно оторваны от реального производства.

Они не понимают требований рынка и, как следствие, не могут разработать проект внешнего вида продукта так, чтобы это было применимо к реалиям индустрии, а производство не помогает разобраться, что и как устроено. Директора промышленных холдингов и предприятий должны понимать необходимость затрат на дизайн в создании новых продуктов и в соответствии с этим формировать четкое задание для дизайнеров, которое обычно на 50% уже обеспечивает решение задачи. Это улица с двусторонним движением.

Чтобы преодолеть разрыв между производством и дизайном в России, Ростех взял на себя возрождение ВНИИТЭ и создал центр компетенций в области промдизайна. Центр должен стать инструментом формирования квалифицированного спроса на услуги в сфере промышленного дизайна со стороны компаний корпорации Ростех. В качестве одной из ведущих экспертных площадок и в партнерстве с другими организациями возрожденный ВНИИТЭ будет содействовать развитию промышленного дизайна как фактора создания добавленной стоимости и повышения конкурентоспособности произведений отечественной промышленности.

Кроме того, мы используем и альтернативные пути поиска дизайнеров. Сейчас Ростех совместно с ВНИИТЭ запустил конкурс "Дизайн для российских технологий". Он станет первым шагом на пути формирования современной школы промышленного дизайна в стране. Я искренне надеюсь, он поможет нам в формировании комплексного представления о состоянии рынка промышленного дизайна и уровня развития профессии в стране и станет площадкой для диалога специалистов.

Мы предложили участникам конкурса на выбор три реальных продукта предприятий Ростеха: медицинский браслет "Опека-03", мультизадачный системный блок и шумозащищенную гарнитуру. Участники разрабатывают дизайн-проект для представленных продуктов в виде скетчей, графических решений, проекционных чертежей, 3D-моделей с учетом жизненного цикла продукта.


Дизайн-проект экстерьера атомного ледокола проекта 10510 (ЛК-110Я, шифр «Лидер»)
Источник: airbase.ru

В рамках работы над дизайном мы просим участников обращать внимание на идеологию продукта, органичность его существования в контекстной среде, брендированность продукта, упаковку, инструкцию, интерфейс и оптимальные каналы продвижения. Мы стремимся привлечь к участию профессиональных дизайнеров, студии и профильные учебные заведения, а с победителями конкурса мы планируем сделать опытные образцы их дизайн-решений в условиях реального производства.

На сегодняшний день уже более 100 участников зарегистрировались. До 29 июня можно еще успеть подать заявку и прислать свое дизайн-решение.


По материалам Sostav.ru

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
2 комментария
№1
30.06.2016 12:51
Когда я вижу фото со стройки космодрома "Восточный", первая мысль которая у меня всегда возникает, почему отсутствует пром.дизайн? Какое-то скопление бараков и сараев, а ведь он мог мощно сыграть на имидж России (точнее против имиджа сырьевого-придатка европы)б но этого не происходит =(
+2
Сообщить
№2
01.07.2016 10:25
Промышленный дизайн , в частности, по транспорту предлагает внешний облик и в большинстве случаев футуристический. Это относится больше к дипломным проектам той же Строгановки , "Мухе" и УрГАХУ. Вот на этом этапе, как правило, производственники уже конфузятся и ударяются в критику,  тем самым убивая всякое дальнейшее развитие дизайн-проекта. Если представитель Ростеха желает возродить промдизайн, то пусть покопается в дипломных проектах за прошедшие 10-15лет на кафедрах промдизайна указанных ВУЗов. А за основу подхода внедрения промдизайна на действующих предприятиях надо обращатся к опыту Алексеева Р.Е,(Главный конструктор по экраноланам). Своим приказом по КБ по  СПК был создан художественно-конструкторский отдел куда сразу же , после окончания "Мухи"(ныне СПб художественно-промышленная академия им. Штиглица) были приняты на работу около 30(!) выпускников. И облик первого советского СПК "Ракета" формировали они. Так становился промдизайн на гражданском флоте.
+1
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 22.12 17:43
  • 61
Уроки Сирии
  • 22.12 16:55
  • 6575
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 22.12 16:54
  • 8546
Минобороны: Все авиаудары в Сирии пришлись по позициям боевиков
  • 22.12 13:34
  • 2
Еще немного в тему о танках (конечно, не без повторений :))
  • 22.12 07:45
  • 1
Китай показал запуск гиперзвуковых беспилотников с борта воздушных носителей
  • 22.12 03:15
  • 1
Немного о терминах.
  • 21.12 20:11
  • 2756
Как насчёт юмористического раздела?
  • 21.12 13:42
  • 1
Израиль нанес массированные авиаудары по Йемену
  • 21.12 13:02
  • 1
Путин заявил, что если бы и изменил решение о начале СВО в 2022 г., то в том, что его нужно было принимать раньше
  • 21.12 02:42
  • 1
Ответ на "Оружие, спровоцировавшее новую гонку ядерных вооружений, — в которой побеждает Россия (The Telegraph UK, Великобритания)"
  • 20.12 17:19
  • 1
РХБЗ: теория или практика
  • 20.12 16:07
  • 0
В системе стандартов серии ISO 55000 прошло масштабное обновление в 2024 году
  • 20.12 09:18
  • 0
Азиатский кейс Беларуси
  • 20.12 08:47
  • 0
Ответ на "В ЦРУ оценили легендарный Т-34. Как принципы производства советского танка влияют на СВО"
  • 20.12 05:07
  • 1
Израиль вынуждает новую Сирию возродить арабское военное искусство