Войти

Китай предлагает электронику в обмен на ракетные двигатели

4680
23
0
Макет РД-171 (М 1:4)
Макет РД-171 (М 1:4).
Источник изображения: www.lpre.de

Поставки электронной компонентной базы России Пекин увязывает с предоставлением ему уникальных технологий двигателестроения

Китай готов поделиться с Россией технологиями, необходимыми для создания радиационно стойкой электронной компонентной базы (ЭКБ) космического применения, получив в обмен технологии создания жидкостных ракетных двигателей. Об этом «Известиям» сообщил высокопоставленный источник в госкорпорации «Роскосмос», принимающий участие в подготовке встреч комиссии вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина и заместителя премьера госсовета КНР Ван Яна.

Пакетное обсуждение вопросов передачи технологий ЭКБ и ракетных двигателей также отражено в официальном протоколе по итогам последнего заседания комиссии Рогозин–Ян, проходившей в декабре 2015 года (копия документа есть в «Известиях»).

«Комиссия одобряет достигнутые договоренности по сотрудничеству в области ракетных двигателей и электронной компонентной базы и поручает космическим ведомствам Сторон подготовить к подписанию необходимые нормативно-правовые документы, способствующие реализации сотрудничества в указанных областях», — говорится в протоколе комиссии, подписанном Рогозиным и Яном.

Примечательно, что остальные вопросы взаимодействия в космической сфере вынесены в отдельные темы и обсуждаются без привязки друг к другу: речь идет о взаимодействии в сфере космической навигации (совместимость системы ГЛОНАСС и BeiDou), дистанционного зондирования Земли и программам по исследованию Луны.

— Ракетные двигатели и ЭКБ увязаны воедино, потому что в этих пунктах речь идет об обмене технологиями, а в остальных случаях просто о взаимодействии на более тесном уровне, — говорит собеседник «Известий» в «Роскосмосе». — Китайские партнеры хотят получить у нас не просто сами кислород-керосиновые ракетные двигатели, но и технологии их производства. А в обмен предлагают технологии производства ЭКБ категории Space для использования в космических аппаратах. Честно говоря, пока нам этот обмен не представляется равноценным. Россия — признанный лидер в области жидкостного двигателестроения, наши двигатели покупают американские компании. А китайцы, при всем уважении, пока не смогли скопировать самые продвинутые американские разработки. Некоторые кристаллы для ЭКБ не умеют выращивать в Китае до сих пор, особенно это касается ПЛИС (программируемые логические интегральные микросхемы), АЦП (аналого-цифровой преобразователь), фотоприемных матриц. В области сверхчастотного излучения китайцы американцев уже догнали, а местами и обошли, но тут надо сказать, что и российские институты по части СВЧ всегда были сильны. Поэтому пока достаточных резонов для обмена мы не видим.

Такая точка зрения в полной мере согласуется с ранее высказанной официальной позицией «Роскосмоса» по вопросу поставок в Китай ракетных двигателей.

— Мы учитываем, что в настоящее время в отличие от России Китай не является участником режима контроля за ракетной технологией (РКРТ), поэтому для организации сотрудничества в области ракетостроения необходимо создать надежную нормативно-правовую базу, — заявляли «Известиям» в пресс-службе госкорпорации. — Она бы регламентировала обязательства сторон по охране и нераспространению ракетных технологий. У «Роскосмоса» созданы рабочие группы с китайскими коллегами по многим направлениям, и мы ищем решения, которые, может быть, найдем к концу 2016 года.

Об интересе к российским жидкостным ракетным двигателям Китай заявил в 2014 году. Китайские партнеры тогда обозначили интерес к нескольким темам, в которых российские технологии занимают лидирующие позиции на мировом рынке: речь шла о большегрузных вертолетах, системах ПВО и жидкостных ракетных двигателях. В качестве ответного шага со стороны Китая прозвучала готовность предоставить российской космической промышленности необходимую для космоса ЭКБ. Предложение было актуально, поскольку после введения США технологических санкций российская промышленность была лишена возможности приобретать ЭКБ класса military и space американского производства. В то же время власти КНР заявляли о готовности снять ограничения на экспорт электронно-компонентной базы космического применения в РФ.

— Нам стоит обменяться технологиями с Китаем, — считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — Потому что технологические связи крепче экономических. Вот американцы пытались разорвать с нами связи, чтобы наказать нас. Но есть МКС и есть ракета Atlas 5, на которую ставят российские двигатели. И сенатор Маккейн может сколько угодно кричать, что США продолжают финансировать Путина, но сотрудничество по этим проектам американцы с нами продолжают. Не получается разорвать технологические связи. Просто обмениваться товарами смысла особого нет, это ничего не гарантирует. Получится как с Южной Кореей: они нам заказали первую ступень ракеты, мы для них ее сделали. И потом разошлись в разные стороны. Нам стоит связать себя с Китаем технологическими связями через крупные проекты, тогда это будет новый уровень партнерства.


Иван Чеберко

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
25.05.2020
Советское наследие Америки
29.11.2016
Космос по-китайски
25.12.2014
Дмитрий Рогозин: "Вооружаем армию, чтобы не воевать"
07.10.2014
Российский космос: славное прошлое, сложное настоящее, неясное будущее
01.07.2014
Россия проигрывает космическую гонку Китаю
23.07.2013
Улет нормальный
23 комментария
№1
20.04.2016 07:53
нечего китаю предложить космосу
Цитата, vpk-news.ru
     До этого момента госконтроль за экспортом ЭКБ был очень строгим. Сейчас создается механизм, который сделает все китайские космические электронные компоненты абсолютно доступными для российской промышленности».

        Но надежда на Поднебесную довольно быстро угасла. Тестовые образцы, поставленные в адрес ИСС и «Лавочкина», испытаний не прошли.

http://vpk-news.ru/articles/29967

китайцы у нас покупают военную электронику на фрегаты 054, за РД-180 лучше пусть передадут лицензии на немецкие станки
0
Сообщить
№2
20.04.2016 08:29
Странная логика у Андрея Ионина: продажу двигателей американцам он готов назвать технологическими связями, а продажу китайцам - нет, типа это простой обмен товарами (если конечно журналисты не переврали).
0
Сообщить
№3
20.04.2016 10:23
Цитата, q
но сотрудничество по этим проектам американцы с нами продолжают.
вот и пусть США взамен продолжают поставки электроники, а
раз поставки электроники запретили, то нужно запретить поставки движков.

Никуда они не денутся... им движки нужны позарез, как и нам их электроника.
У них встанет программа запусков. У нас УЖЕ сроки поплыли из-за их запрета.
Мы сидим - обтекаем... Чего ждём?

Рано или поздно они разработают свой движок и откажутся от нашего.
Нужно возобновить поставки электроники из США приостановлением поставок
им движков и начинать самим учиться делать электронику.

Пока они движки делают, мы сделаем электронику.
У обоих программы запусков не будут сорваны. Все довольны.

А технологии продавать или менять нужно ОЧЕНЬ аккуратно...
+1
Сообщить
№4
20.04.2016 13:59
Цитата, Тынис сообщ. №2
Странная логика у Андрея Ионина: продажу двигателей американцам он готов назвать технологическими связями, а продажу китайцам - нет, типа это простой обмен товарами (если конечно журналисты не переврали).

Читайте внимательно. Американцам мы продаем готовые агрегаты, а Китайцы хотят получить технологию производства. А это две большие разницы.
+1
Сообщить
№5
20.04.2016 14:08
Цитата, Олег Бахарев сообщ. №4
Китайцы хотят получить технологию производства. А это две большие разницы.
с Китаем надо быть ОЧЕНЬ аккуратным... У него потенциал серьёзный
и общая с нами граница.
Он например нам вывернул руки с ценой на газ и т.п. - воспользовался
нашим положением + копирует не стесняясь,
так что рассчитывать на его дружбу сильно не стоит...

+100500 раз надо подумать прежде чем продавать такие технологии...
+5
Сообщить
№6
20.04.2016 14:15
Цитата, q
Американцам мы продаем готовые агрегаты, а Китайцы хотят получить технологию производства. А это две большие разницы.
Да, но взамен они предлагают свои технологии так же критически важные для России.. так что в принципе считаю данный обмен технологиями вполне равноценным..
Цитата, q
+100500 раз надо подумать прежде чем продавать такие технологии...
Павел.. Здесь речь идёт не о ПРОДАЖЕ а об ОБМЕНЕ технологиями.. При чём критически важными для обеих стран.. Т.е. взамен технологии ракетных двигателей Россия получит ТЕХНОЛОГИИ производства а не сами ЭКБ как тут пытаются некоторые представлять радиационно-стойких ЭКБ для спутников..
0
Сообщить
№7
20.04.2016 19:06
Цитата, q
Да, но взамен они предлагают свои технологии так же критически важные для России..
Если Вы думаете, что у нас нет такой технологии, то вы глубоко ошибаетесь. Вопрос не в технологии, а в серийности.
+1
Сообщить
№8
20.04.2016 19:15
Цитата, q
Если Вы думаете, что у нас нет такой технологии, то вы глубоко ошибаетесь.
Ну а если есть то чего же тогда сами не делают в России такую ЭКБ а покупают ту же американскую окольными путями..?
Цитата, q
Вопрос не в технологии, а в серийности.
А что наладить серийность при наличии технологии производства такая большая проблема..? По моему это Вы что то такое думаете..
0
Сообщить
№9
20.04.2016 19:40
Проверить двигатель легко - проработал на стенде 15мин из положенных 10мин (сколько надо на вывод носителя) и хорошо.

Проверить чип, мне кажется, сложнее - облучить можно, но облучать надо 3-5 лет (я к примеру - сколько косм.аппарат на орбите плюс запас) и получить хороший результат?

Или другой вариант, быстрый - поверить на слово китайцам.
0
Сообщить
№10
20.04.2016 19:46
Цитата, q
Или другой вариант, быстрый - поверить на слово китайцам.
Есть ещё один вариант. Сделать самим. Качественно. Но по технологии взятой у китайцев, поскольку своей аналогичной технологии нет.
0
Сообщить
№11
20.04.2016 19:57
ДУРОШЛЁПСТВО технологии производства микросхем радиационно стойких 200 мкм это 40 летней давности их меньше сделать нельзя там проблема в серийности только не так много китайских аппаратов летает с пиндосами обмен мы двигатели нам микросхемы китайцы 60 лет назад миги получили а свмолёты делать так и не научились
0
Сообщить
№12
20.04.2016 20:04
IBM делает чип 7nm, Китай - больше, где-то 24nm (могу соврать) , Россия где-то 32-64nm (тоже могу соврать). Если от технологии до запуска в пром.партию уходит лет 3-5, то купив технологию у Китая и через 3-5 лет обнаружить, что не работает - то время/деньги пропали. Или совместная разработка, или покупать готовое.
0
Сообщить
№13
20.04.2016 20:30
Цитата, q
А что наладить серийность при наличии технологии производства такая большая проблема..?
Да! Вам нужно  100 комплектов ЭКБ, а минимальная партия 10000. Поэтому за основу берется европейская платформа Spacebus 4000, они их делают десятками. С введением санкций начались проблемы.
0
Сообщить
№14
20.04.2016 21:27
Цитата, q
Вам нужно  100 комплектов ЭКБ, а минимальная партия 10000. Поэтому за основу берется европейская платформа Spacebus 4000, они их делают десятками. С введением санкций начались проблемы.
Ну так вам китайцы и дают шанс решить эту проблему путём обмена технологий.. А там хоть 100 комплектов делайте хо 100 000 тысяч это уже ваши проблемы.. В чём вопрос то..?
0
Сообщить
№15
20.04.2016 21:41
Цитата, q
В чём вопрос то..?
Вопрос в том, что технология есть, но такого количества не надо. Если совсем просто, Вам нужен один холодильник, но Вы должны купить сто холодильников или один, но по цене ста.
0
Сообщить
№16
20.04.2016 21:55
Цитата, q
Вопрос в том, что технология есть, но такого количества не надо.
Ну так если технология такая у вас есть сделайте столько сколько вам надо зачем делать больше.. И зачем тогда покупаете американскую ЭКБ окольными путями если у вас есть своя технология..? Кто вам мешает отказаться от покупки американских компонентов и начать делать свои в том количестве в каком нужно..? Вы так и не ответили на этот простенький вопрос..
0
Сообщить
№17
21.04.2016 06:37
Цитата, Игорь 50 сообщ. №16
Ну так если технология такая у вас есть сделайте столько сколько вам надо зачем делать больше.. И зачем тогда покупаете американскую ЭКБ окольными путями если у вас есть своя технология..? Кто вам мешает отказаться от покупки американских компонентов и начать делать свои в том количестве в каком нужно..? Вы так и не ответили на этот простенький вопрос..
цена. вам три раза уже ответили. выпуск трех микросхем чудовищно дорого.
а у китайцев брать нечего, кб лавочника уже посмотрел.
0
Сообщить
№18
21.04.2016 07:03
Цитата, q
Кто вам мешает отказаться от покупки американских компонентов и начать делать свои в том количестве в каком нужно..?
Ну как Вам объяснить? Есть фабрика по производству кристаллов микросхем. И на этой фабрике технологический процесс "заточен" на массовый выпуск продукции.  Минимальная партия запуска  составляет порядка 10000 кристаллов. Такие микросхемы являются "заказными", т.е. Вы единственный заказчик. Если Ваша потребность 1000 микросхем, то Вы должны оплатить выпуск всех 10000 кристаллов. И если Вы готовы платить за 1 (одну) микросхему порядка 1000000 рублей при закупочной цене на "рынке" $1200-1500, то, наверно, ничего не мешает отказаться от покупки американских компонентов.
0
Сообщить
№19
21.04.2016 07:24
Пентагон: преждевременный отказ от российского двигателя РД-180 обойдется США в $1 млрд
https://news.mail.ru/politics/25536641/

чем не рычаг??? Чего ждем???
Авось пронесёт?
0
Сообщить
№20
21.04.2016 07:29
Цитата, Павел 1978 сообщ. №19
чем не рычаг??? Чего ждем???
Авось пронесёт?
ждем когда Россия оправиться от советского эксперимента, уйдут потерянные поколения, не привыкшие работать. сша нужны двигатели много меньше, чем нам нужны всякие виндовсы, ораклы, циски. в ответ на запрет движков они почти наверняка тоже ответят и сейчас у нас веса не хватит на равных бодаться. эмбарго на американский софт не просто сместит вправо военные заказы.
вояки России от сша получают много больше, чем вояки сша. надо это понимать.
+1
Сообщить
№21
Удалено / Офтопик
№22
Удалено / Офтопик
№23
Удалено / Офтопик
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 27.04 02:02
  • 3
ЦКБР заявил, что РФ необходимо создать мобильные команды для уничтожения FPV-расчетов ВСУ
  • 27.04 01:00
  • 1065
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 26.04 20:54
  • 121
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 26.04 20:10
  • 2709
Как насчёт юмористического раздела?
  • 26.04 13:13
  • 0
Сопротивление на Украине: борьба с неонацизмом
  • 26.04 13:11
  • 2
Американский дрон Mojave с Minigun DAP-6 с общей скорострельностью 6000 выстрелов в минуту поразил наземные цели в ходе испытаний
  • 26.04 12:21
  • 1
Россия настаивает на необходимости запрета любого оружия в космосе, а не только ядерного - постпред РФ при ООН
  • 26.04 05:50
  • 1
Омрачить День Победы и инаугурацию: каких ударов ожидать от ВСУ в майские праздники
  • 26.04 00:07
  • 0
Танцы с бубном: США, Украина и военная помощь
  • 25.04 17:21
  • 2
Суд арестовал замминистра обороны РФ, на которого ФСБ пять лет собирало материалы по коррупции
  • 25.04 13:48
  • 3
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 25.04 13:40
  • 463
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 25.04 12:48
  • 0
«Освей»: Космическая Беларусь берется за строительство самолетов
  • 25.04 10:13
  • 478
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 25.04 09:30
  • 2
Разящий луч: как развиваются боевые лазеры