Войти

Аддитивные технологии в двигателестроении

8000
18
+4
НПО «Сатурн»
НПО «Сатурн».
Источник изображения: Ростех

В НПО «Сатурн» обсудили применение современных решений и новых материалов в отрасли

В НПО «Сатурн» состоялось совещание по актуальным вопросам развития гражданского двигателестроения в России. В нем приняли участие делегация Минпромторга во главе с директором департамента авиационной промышленности Сергеем Емельяновым, а также руководители компаний Объединенной двигателестроительной корпорации, в том числе управляющий директор НПО «Сатурн» Виктор Поляков и генеральный конструктор Юрий Шмотин.


Специалисты отметили значительную роль научно-технического задела в области материалов и новых производственных технологий, который головные КБ и отраслевые институты накопили при выполнении ряда проектов.

В 2015 году более 200 опытных деталей, изготовленных с помощью методов 3D-печати из кобальтового, титанового сплавов, нержавеющей стали, успешно прошли стендовые испытания в составе двигателей

Юрий Шмотин, генеральный конструктор НПО «Сатурн»


«От этого задела нельзя отказываться – это будет преступлением, – подчеркнул генеральный директор ВИАМ Евгений Каблов, – так как там использованы самые современные решения по целому ряду материалов нового поколения. При этом, опираясь на мировой опыт, в таком сложном изделии, как современный газотурбинный двигатель, безусловно, необходимо применение абсолютно новых материалов и технологий, которые обеспечат конкурентоспособность изделия, определив его востребованность на рынке. Только при таком подходе государство должно поддерживать этот проект».


Генеральный конструктор НПО «Сатурн» Юрий Шмотин поделился опытом развития аддитивных технологий на базе компании. Именно в НПО «Сатурн» на площадях современного лабораторно-производственного корпуса опытного завода создан один из крупнейших в России Центр аддитивных технологий. Применение аддитивных технологий позволяет изготавливать сложные и уникальные детали с минимальным использованием дорогостоящей оснастки и механообработки, а значит, снижает стоимость изготовления продукции.


«В настоящее время Центром аддитивных технологий апробирована технологическая цепочка изготовления деталей селективным сплавлением, – рассказал Юрий Шмотин, – от разработки 3D-модели до функциональной детали. Активно разрабатываются отечественные металлопорошковые композиции. В 2015 году из пробных партий отечественных металлопорошковых композиций кобальтового суперсплава и нержавеющей стали успешно синтезированы опытные образцы, проведены прочностные и металлургические исследования».


Он также сообщил, что совместно с ВИАМ на период с 2016 по 2019 год запланирована разработка коррозионностойких высокотемпературных материалов и масштабируемой технологии полного цикла изготовления ключевых сложнопрофильных высокопрочных деталей ГТД.


«В 2015 году более 200 опытных деталей, изготовленных селективным сплавлением (один из методов 3D-печати) из кобальтового, титанового сплавов, нержавеющей стали, успешно прошли стендовые испытания в составе двигателей», – подчеркнул Юрий Шмотин.


Во время визита на предприятие представители делегации побывали также в сборочном цехе № 80, в испытательном корпусе № 7, в цехе № 34, в Центре аддитивных технологий.

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
18 комментариев
№1
27.01.2016 02:06
Вон было сообщение, что в США методом аддитивных технологий уже КС сложной формы для гиперзвука изготовили и испытали, а тут только

Цитата, q
с 2016 по 2019 год запланирована разработка коррозионностойких высокотемпературных материалов и масштабируемой технологии полного цикла изготовления ключевых сложнопрофильных высокопрочных деталей
-1
Сообщить
№2
27.01.2016 06:58
Цитата, q
а тут только
Простите, а до приведенной Вами цитаты Вы статью не читали? А там русским по белому написано:
Цитата, q
В 2015 году более 200 опытных деталей, изготовленных с помощью методов 3D-печати из кобальтового, титанового сплавов, нержавеющей стали, успешно прошли стендовые испытания в составе двигателей
+3
Сообщить
№3
27.01.2016 07:56
Центр, это конечно хорошо и зашибись, но кто специалистов будет готовить для этого центра? Насколько я знаю, не кустарно "аддитивщиков" только в ПНИПУ готовят. (кстати лаборатории на средства Авиадвигателя и ОДК отстроены)
+2
Сообщить
№4
27.01.2016 15:04
Цитата, Hazzard сообщ. №3
Центр, это конечно хорошо и зашибись, но кто специалистов будет готовить для этого центра? Насколько я знаю, не кустарно "аддитивщиков" только в ПНИПУ готовят. (кстати лаборатории на средства Авиадвигателя и ОДК отстроены)
А это уже происходит, но совсем не так как вам это представляется. В действительности, аддитивные технологии имеют преимущество только в случае массовости. Если сделать оборудование общедоступным, специалисты начнут готовиться массово сами, самостоятельно и за свой счет. Нужна массовость и доступность.
Но есть одно - "НО". Полное не понимание даже участниками процесса социально-экономических последствий. Это не просто "новый аддитивный станок".
Речь идет о технологическом превосходстве на обозримое будущее. Суть технологии совсем не в "слоях". Это технология трансформации "знаний" в "изделия", и в этом вся суть технологической революции.
0
Сообщить
№5
27.01.2016 17:22
Цитата, Корректор сообщ. №4
Если сделать оборудование общедоступным, специалисты начнут готовиться массово сами, самостоятельно и за свой счет. Нужна массовость и доступность.

Ага. А если сделать металлорежущие станки общедоступными, то так же токари начнут готовиться массово сами, самостоятельно и за свой счет...
+2
Сообщить
№6
27.01.2016 21:21
Цитата, q
Но есть одно - "НО". Полное не понимание даже участниками процесса социально-экономических последствий. Это не просто "новый аддитивный станок".
Речь идет о технологическом превосходстве на обозримое будущее. Суть технологии совсем не в "слоях". Это технология трансформации "знаний" в "изделия", и в этом вся суть технологической революции.
Цитата, q
Ага. А если сделать металлорежущие станки общедоступными, то так же токари начнут готовиться массово сами, самостоятельно и за свой счет...
Хрень вы мужики несете! Умненький "молодняк" воспринимает аддитивные технологии, как детсадовцы - лепку из пластилина. Точно так же, как 3D моделирование.
0
Сообщить
№7
28.01.2016 06:13
Цитата, Алексей60 сообщ. №6
Хрень вы мужики несете! Умненький "молодняк" воспринимает аддитивные технологии, как детсадовцы - лепку из пластилина. Точно так же, как 3D моделирование.

Ну конечно, сначала в ПО деталь двигателя со всеми микронными допусками сделать и учетом сопромата, изготовить деталь с учетом всех технологических параметров, потом провести (и пройти) контроль качества со всеми правилами и испытаниями = то же самое что с 3D принтером баловаться на любительском уровне.
0
Сообщить
№8
28.01.2016 07:05
Цитата, q
то же самое что с 3D принтером баловаться на любительском уровне.
У Вас дома стоит 3D принтер? Я Вам завидую! А так все верно, деталь со всеми микронными допусками и учетом сопромата.
0
Сообщить
№9
28.01.2016 07:49
Цитата, Алексей60 сообщ. №8
У Вас дома стоит 3D принтер?

3D принтер это далеко не все. Посмотрите по моей ссылке какое оборудование стоит в лабораториях. И это не закрытое опытное производство на режимном предприятии, это лаборатории при институте куда любой студент при минимум усилий попасть может.
0
Сообщить
№10
28.01.2016 11:53
Цитата, Hazzard сообщ. №5
Ага. А если сделать металлорежущие станки общедоступными, то так же токари начнут готовиться массово сами, самостоятельно и за свой счет...
Не путайте режущие станки и аддитивные технологии. Тут главное именно технология как единый и неразрывный комплекс ПО, оборудования и материалов.
Цитата, Hazzard сообщ. №7
Ну конечно, сначала в ПО деталь двигателя со всеми микронными допусками сделать и учетом сопромата, изготовить деталь с учетом всех технологических параметров, потом провести (и пройти) контроль качества со всеми правилами и испытаниями = то же самое что с 3D принтером баловаться на любительском уровне.
Да уж точно это не "из пластилина лепить". Здесь нужны серьезные знания и навыки. Да и способность к такому "творчеству" есть далеко не у каждого. Это уже искусство, а не промышленное производство. Именно в этом и парадокс - "специалист" по аддитивным технологиям может появиться только на производстве. И потому, придется устроить "детсадовскую лепку из пластилина" для всех желающих.
Именно про этот социально-экономический эффект я и говорю. Все не так просто как кажется. А ставка в "соревновательной лепке из пластилина" - абсолютное технологическое превосходство.
0
Сообщить
№11
28.01.2016 13:31
Цитата, Корректор сообщ. №10
Тут главное именно технология как единый и неразрывный комплекс ПО, оборудования и материалов.

Не ну связь конечно есть, но примерно как между авиамодельными кружками в школе и авиационным КБ. Школьные авиамодельные кружки хорошее дело, но и миллион таких кружков не заменят одну кафедру авиадвигателестроения или самолетостроения.

Цитата, Корректор сообщ. №10
Именно в этом и парадокс - "специалист" по аддитивным технологиям может появиться только на производстве.

Капитан Очевидность подсказывает, что любой качественный специалист может появиться только на производстве. Другое дело, как говорит он же, что "самоучка" всегда проиграет при прочих равных человеку получившему систематическое образование, хотя бы потому что самоучка оперирует только своим опытом, а человек получивший образование - коллективным опытом+своим.
0
Сообщить
№12
28.01.2016 19:00
Цитата, q
Посмотрите по моей ссылке какое оборудование стоит в лабораториях.
Где ваша  ссылка?
0
Сообщить
№13
28.01.2016 20:09
Цитата, Алексей60 сообщ. №12
Где ваша  ссылка?

Хм. Единственная во всей беседе ссылка, в моем посте №3.
0
Сообщить
№14
28.01.2016 21:55
Цитата, q
Хм. Единственная во всей беседе ссылка, в моем посте №3.
А, это...
Цитата, q
Насколько я знаю, не кустарно "аддитивщиков" только в ПНИПУ готовят.
Я понимаю, каждая лягушка свое болото хвалит, но Вы как-то мало знаете.
Цитата, q
10 февраля 2015 года во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ) состоялась научно-практическая конференция «Аддитивные технологии в российской промышленности».

Конференция проходила под эгидой коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации. В ее работе принял участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин и председатель Научно-технического совета коллегии ВПК – заместитель председателя коллегии Комиссии, академика РАН Юрий Михайлов.

Бауманцы приняли активное участие в работе конференции. Помимо докладов, на стенде МГТУ им. Н.Э. Баумана были представлены разработки кафедр РК9 “Компьютерные системы автоматизации производства” и МТ12 “Лазерные технологии в машиностроении”. Это оригинальный 3D-принтер, разработанный лауреатами выставки “Политехника” (первое место за лучшую изобретательскую работу) Павлом Щвецом и Никитой Лазаревым. А также работа по созданию машины для выращивания изделий из порошковых конструкционных материалов. Ее представил Роман Третьяков, заместитель генерального директора Московского Центра Лазерных Технологий.
Цитата, q
«Аддитивные технологии – 3D печать»: ОТИ НИЯУ МИФИ шагает в ногу со временем
https://mephi.ru/special/press/1412/87333/
0
Сообщить
№15
29.01.2016 07:33
Цитата, q
Я понимаю, каждая лягушка свое болото хвалит, но Вы как-то мало знаете.

Я то как раз знаю) Ну да, в Бауманке есть одна лаборатория аж с одним 3D принтером. Теперь то уж точно переможем.
0
Сообщить
№16
29.01.2016 07:56
Цитата, Hazzard сообщ. №15
Ну да, в Бауманке есть одна лаборатория аж с одним 3D принтером. Теперь то уж точно переможем.
Смотрел чертежи на их 3д принтер. Варварский вариант. От Бауманки, как заказчика оборудования, я ожидал большего.
Цитата, Hazzard сообщ. №11
Школьные авиамодельные кружки хорошее дело, но и миллион таких кружков не заменят одну кафедру авиадвигателестроения или самолетостроения.
Простой вопрос - а откуда возьмется кафедра если не будет школьных кружков???
Цитата, Hazzard сообщ. №11
Капитан Очевидность подсказывает, что любой качественный специалист может появиться только на производстве. Другое дело, как говорит он же, что "самоучка" всегда проиграет при прочих равных человеку получившему систематическое образование, хотя бы потому что самоучка оперирует только своим опытом, а человек получивший образование - коллективным опытом+своим.
Я как раз пытаюсь указать на на наименее очевидное следствие банальной закономерности:
С развитием технологий количество людей задействованных непосредственно в производстве становится меньше, а требования к знаниям и навыкам людей задействованным в производстве становятся выше. Именно по этой причине нам необходимы "школьные кружки", или просто не будет никаких "кафедр". А "школьные кружки предполагают массовое распространение технологии, и широкую доступность технологии для "школьных кружков".
Такое непременное условие производственной модели ничего из истории не напоминает?
0
Сообщить
№17
29.01.2016 08:20
Цитата, Корректор сообщ. №16
Простой вопрос - а откуда возьмется кафедра если не будет школьных кружков???

Тоесть вы намекаете, что без "школьных кружков" невозможно создание кафедры?

Цитата, Корректор сообщ. №16
А "школьные кружки предполагают массовое распространение технологии, и широкую доступность технологии для "школьных кружков".

Да, но технологии промышленности, тем более такой передовой как двигателестроение, и технологии кустарщины в виде школьных кружков это сильно разные вещи. Да, я согласен, для популяризации и распространения технологий в повседневной жизни - "школьные кружки" самое оно, но для промышленного использования это не подойдет от слова совсем. Тут нуже совсем другой уровень умений и знаний.
0
Сообщить
№18
31.01.2016 08:26
Цитата, Hazzard сообщ. №17
Тоесть вы намекаете, что без "школьных кружков" невозможно создание кафедры?
Я не намекаю, а прямо утверждаю. Их не будет, поскольку людских ресурсов для формирования "кафедр" просто не будет. Слишком мало людей непосредственно участвуют в современном производстве, а еще меньше людей имеют доступ к современном производственному оборудованию.
Если еще непонятно, посмотрите на современную электронную промышленной. Технология литографии. Каждый в мире пользуется ее продукцией, но в производстве участвуют единицы. А для формирования "кафедр" приходится собирать людские ресурсы со всего мира, и этого мало, а постом еще и обучать.
Цитата, Hazzard сообщ. №17
Да, но технологии промышленности, тем более такой передовой как двигателестроение, и технологии кустарщины в виде школьных кружков это сильно разные вещи.
Вы ошибаетесь, поскольку мыслите категориями индустриального производства. Но аддитивное производство, это уже другой технический и научный уровень. Посмотрите на современную электронную промышленность - технологию литографии. Это хорошая аналогия.
Аддитивное производство это единый комплекс материал-оборудования-ПО. Единый неразрывный комплекс. Комплекс позволяющий превращать знания и навыки людей в конечную продукцию. И результат аддитивное производства напрямую зависит от "пользователя" - человека. Конечный результат зависит только от пользователя. Если пользователь уровня "школьного кружка", то на выходе будет игрушка. Если вообще будет. Если пользователь профессионал, то на выходе может получиться "двигатель для МБР". Все зависит от пользователя, и только от него. Вот в этом и основная дилемма - откуда эти профессионалы возьмутся?
"Школьные кружки" сегодня нужны совсем не для популяризации, а потому, что произошла технологическая революция, и теперь именно "школьные кружки" основа промышленного развития. Основа промышленности.
Основной капитал современности - люди. Без свободного доступа людей к средствам производства развитие больше не возможно. Это и есть неизбежный социально-экономический эффект аддитивного производства. Все не так просто как кажется.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 18.12 03:45
  • 6464
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 18.12 03:12
  • 0
Разделение Запада по "традиционной" линии Франция-Германия?
  • 18.12 00:09
  • 8531
Минобороны: Все авиаудары в Сирии пришлись по позициям боевиков
  • 17.12 22:54
  • 0
Ответ на "«Главное – это попадание в цель»: для усиления ВСУ танки Leopard 1 получили новую башню C3105"
  • 17.12 19:31
  • 0
Ответ на "Госсекретарь Блинкен отправился в Турцию, чтобы обсудить передачу огромных сирийских арсеналов Украине (Military Watch Magazine, США)"
  • 17.12 18:47
  • 1
Госкомвоенпром Республики Беларусь передал инозаказчику подвижные пункты управления
  • 17.12 18:35
  • 1
Госсекретарь Блинкен отправился в Турцию, чтобы обсудить передачу огромных сирийских арсеналов Украине (Military Watch Magazine, США)
  • 17.12 18:26
  • 1
Белоусов: избыточные процедуры в Минобороны можно сократить в 5-10 раз
  • 17.12 16:01
  • 0
«Агрессоры» и «соагрессоры» – тонкости западной диалектики
  • 17.12 15:38
  • 0
НАТО готовит ввод войск на Украину
  • 17.12 05:56
  • 0
Ответ на "Нидерланды не исключают отправку миротворцев на Украину без единогласного решения"
  • 17.12 05:12
  • 6
«Снизит тягу, но улучшит малозаметность»: в прессе США заметили новейший российский истребитель Су-57 с «плоским» соплом
  • 17.12 04:13
  • 3
Продажа Украиной тайн СССР: противоракетные "Дрозды" на Т-84 уплыли в США
  • 17.12 01:33
  • 1
Путин назвал вторжение ВСУ в Курскую область авантюрой
  • 16.12 04:41
  • 0
Ответ на "Ловушка для российской авиации. Битва на море выходит на новый уровень"