Войти

На стапеле и на кульмане

12795
32
0
АПЛ "Владимир Мономах"
Атомная подводная лодка "Владимир Мономах".
Источник изображения: Российская газета

Эстафету поколений подхватывает «Хабаровск»

Минувший год показал, что у России есть достаточно современный и мощный флот, способный выполнять реальные задачи. Как учебные, когда стратегические ракетоносцы успешно поражали мишени в других частях света, в том числе залповыми пусками «Булавы», так и боевые.


Большие десантные корабли, не привлекая до поры до времени внимания, обеспечили развертывание целой военной базы в Сирии. Малые ракетные корабли из Каспия поразили жизненно важные объекты террористов запрещенного в России ИГ. Столь же высокоточной стрельбой на сотни километров из подводного положения, чуть ли не мимоходом, отметилась ДЭПЛ «Ростов-на-Дону», следовавшая с Севера к месту службы на ЧФ.

“Стремительное развитие «москитного» флота стало одной из примет современной России”


Данные эпизоды, получившие международный резонанс и заставившие весь мир убедиться, что перед Россией лучше не играть мускулами ни на суше, ни в воздухе, ни на море, обозначают основные тенденции пятого возрождения российского флота за его без малого 320-летнюю историю.


В прошлом году флот получил почти полсотни новых кораблей и вспомогательных судов, приблизившись к задаче, которую на майском совещании в Сочи с руководством Министерства обороны и представителями ОПК поставил президент Владимир Путин: «К концу года предстоит выйти на установленные параметры по современным образцам вооружения и военной техники. В Сухопутных войсках и ВВС их доля должна составить соответственно 32 и 33 процента. В ВДВ – 40 процентов, в Военно-морском флоте и Войсках ВКО – более половины».


Успешнее всего обновляется атомный подводный флот. Из восьми стратегических ракетоносцев проекта «Борей» и «Борей-А» (разработчик – ЦКБ МТ «Рубин»), которые запланировано построить, на боевую вахту уже заступили «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах».


В разной степени готовности на Севмаше – «Князь Олег», «Князь Владимир», «Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III». На повестке – закладка еще одного «Борея». На борту такого подводного крейсера 16–20 МБР «Булава» (каждая может нести по 6–10 ядерных боевых зарядов).


170-метровые водоизмещением 24 тысячи тонн «Бореи», способные погружаться на 450 метров и развивать скорость 29 узлов, до середины нынешнего века станут основой морских ядерных сил России. Пока эту миссию безупречно выполняют «Дельфины» проекта 667 БРДМ (по натовской классификации Delta-IV), которые проходят поэтапную модернизацию, в частности вооружаются более мощными ракетами «Синева».


Стабилизировалось строительство и нового семейства универсальных ракетных подводных крейсеров «Ясень» водоизмещением свыше 13 тысяч тонн, погружающихся на 600-метровую глубину и разгоняющихся до 30 узлов. «Концептуально этот проект, головным кораблем которого стал атомный подводный крейсер «Северодвинск», оказался чуть впереди разработок многоцелевых атомоходов в США, – рассказал Владимир Дорофеев, генеральный директор проектанта – морского бюро машиностроения «Малахит». – Особенность «Ясеня» в том, что он оснащен комплексом оружия, который помимо торпедных аппаратов – они впервые в практике отечественного кораблестроения размещены под углом к диаметральной плоскости – включает еще и вертикальные пусковые установки крылатых ракет. Причем из одних и тех же установок и торпедных аппаратов без переоборудования корабля может применяться оружие разного назначения. То есть сегодня вышли с одним боекомплектом, чтобы решать задачи, допустим, по борьбе с надводными кораблями и подлодками, завтра перезагрузились и готовы залповым огнем поражать береговые цели. Механика и бортовое радиоэлектронное вооружение без проблем работают с разными типами оружия. В процессе государственных испытаний крейсера «Северодвинск» успешно осуществлены пуски крылатых ракет, предназначенных для поражения как надводных кораблей, так и береговых целей на большой дальности. С помощью этого корабля Военно-морской флот, наше государство смогут осуществлять новую функцию – нестратегического ядерного сдерживания за счет применения высокоточных крылатых ракет большой дальности».


Головной универсальный подводный крейсер «Северодвинск» заступил на боевое дежурство, а Севмаш строит четыре таких атомохода: «Казань», «Новосибирск», «Красноярск» и «Архангельск» и готовится к закладке еще одного.


АПЛ "Северодвинск" на переходе в район испытаний.
Источник: Олег Кулешов / Росийская газета

АПЛ четвертого поколения «Ясень» поддержат атомарины прошлых лет, которые, поэтапно перевооружаясь, находятся на службе: рубиновские проекты 949 и 949А, малахитовские 671РТМК и 971, лазуритовские 945 и 945А.


Одновременно на Севмаше строится самая секретная на сегодня атомная стратегическая подводная лодка «Хабаровск», разработчик – ЦКБ МТ «Рубин». Это атомарина, вероятно, уже пятого поколения, где активно используются роботизированные комплексы (подробнее – «Необходимая и достаточная»).


Между тем четвертое поколение неатомных подводных кораблей еще не вышло из стадии опытной эксплуатации, хотя головная рубиновская лодка «Санкт-Петербург» заложена 26 декабря 1997 года, а спущена на воду 28 октября 2004-го. Сам по себе проект «Лада», когда его представлял, будучи генеральным директором ЦКБ МТ «Рубин», академик Игорь Спасский, выглядел очень привлекательно: «Впервые отказались от двухкорпусной конструкции лодки – уменьшилось на 700 тонн водоизмещение, а отсюда улучшились весогабаритные характеристики, снизились шумность, электромагнитные поля, лодка сможет вдвое дольше находиться под водой. Главный показатель – скрытность – увеличен вдвое по сравнению с «Кило». «Лада» будет достойно конкурировать в мире».


Однако более сотни ноу-хау в условиях научно-технологической турбулентности России начала ХХI века приживается порой болезненно.


В этом плане у создателей морской техники, по словам главного инженера ЦКБ МТ «Рубин» Валентина Фролова, есть своя специфика: «В отличие от танко- и самолетостроения у нас нет опытных образцов, на которых все отрабатывается и доводится, после чего запускается в серию. У нас головной корабль является реальным морским полигонным испытателем».


В конце концов передовые технологии, накапливаемый опыт, мастерство ученых и производственников, взаимодействие с моряками победили. Проект «Лада» состоялся, что и подтвердил главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков: «Подводные лодки 677-го проекта («Лада») – перспективные по своим характеристикам, значительно лучше предшественников. Чем мы сегодня занимаемся – внутренним насыщением подлодок современными механизмами, узлами. Ко всем предъявляем высокие требования по шумности, по возможностям обнаружения в подводной среде подлодок вероятного противника, а также по их поражению на более значительных дистанциях. Я сам и группы экспертов осуществляем поездки на все предприятия ОПК, которые занимаются подготовкой узлов и механизмов подводных лодок, и на месте смотрим, что нас устраивает, что – нет, и требуем от промышленности высокого качества».

Владимир Дорофеев:

«Сегодня вышли с одним боекомплектом, чтобы решать задачи по борьбе с надводными кораблями, завтра перезагрузились и готовы залповым огнем поражать береговые цели».

Игорь Спасский:

«Отказались от двухкорпусной конструкции лодки – снизили шумность, электромагнитные поля, лодка может вдвое дольше находиться под водой.

Главный показатель – скрытность – увеличен вдвое».

Александр Бузаков:

«Дальность обнаружения противника увеличена. Идея простая: кто первый засек оппонента, тот выиграл дуэль».


В ближайшее время моряки ждут воздухонезависимую энергетическую установку для этих кораблей, что обеспечит их длительное скрытное нахождение под водой, и тогда работа пойдет быстрее. Во всяком случае строительство уже серийных «Лад» – «Кронштадт» и «Великие Луки», находящихся в эллинге Адмиралтейских верфей, оживилось. Ожидается контракт на следующую подлодку.


Как планировалось, «Лада» станет самым массовым семейством среди неатомных субмарин, его корабли будут проходить службу на всех флотах.


При этом стоит отдать должное ответственности военных моряков, не пожелавших гнать в серию неотработанный проект, хотя горячие головы это и предлагали. Да и дизельный подводный флот России к концу 90-х скукожился. На ЧФ, к примеру, де-факто осталась боеспособной лишь одна ДЭПЛ «Алроса». Поэтому руководство страны еще задолго до присоединения Крыма приняло решение о создании на Черном море целого соединения из шести новых подлодок, нареченных в честь городов воинской славы. «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол» и «Краснодар» уже переданы морякам. Крайние ПЛ из этой серии – «Великий Новгород» и «Колпино» строятся по графику. Все они улучшенной версии полюбившегося морякам проекта 636.3 «Варшавянка» (по классификации НАТО – Improved Kilo). ДЭПЛ водоизмещением 3950 тонн способна погружаться на 300-метровую глубину и двигаться со скоростью 20 узлов. Экипаж из 52 моряков может совершать полуторамесячные автономные походы. По словам генерального директора Адмиралтейских верфей Александра Бузакова, проект прошел глубокую модернизацию: «От предыдущих моделей отличается в первую очередь комплексом вооружений. Полностью изменена боевая информационно-управляющая система, появились непроникающие выдвижные устройства, что позволило высвободить дополнительные полезные объемы. Установлена новая аккумуляторная батарея с более длительным циклом эксплуатации. Улучшена конструкция главных электродвигателей. Но главное – лодка стала еще тише. То есть фактически ее шум ниже фона моря, в котором она находится: шум моря слышен, а ее нет. И дальность обнаружения противника увеличена. Идея простая: кто первый засек оппонента, тот выиграл дуэль. Вооружен корабль торпедами калибра 533 миллиметра (шесть аппаратов), минами и ударным ракетным комплексом «Калибр». Теперь он работает по наземным, надводным и подводным целям». Что и продемонстрировала ДЭПЛ «Ростов-на-Дону», ударившая ракетами из подводного положения по целям в окрестностях сирийского города Ракка – столицы «Исламского государства». Не исключено, что строительство «Варшавянок» будет продолжено и после «укомплектования» Черноморского флота.


Аплодисменты новому российскому оружию заслужили наши МРК проекта 21631 «Буян-М», когда 7 октября минувшего года четыре корабля синхронно выполнили 26 пусков крылатых ракет «Калибр» по позициям игиловских боевиков прямо из Каспийского моря. Как сообщил заместитель главкома ВМФ вице-адмирал Виктор Бурсук, до 2019 года флот получит порядка 10 таких МРК, а продолжением проекта «Буян-М» станут корветы легкого класса, разработанные ЦМКБ «Алмаз» и вооруженные теми же «Калибрами».


И пусть каждый из малых охотников несет меньше зарядов, чем бомбардировщик или крупный корабль, они в определенных условиях способны стать незаменимыми. Легендарный директор судостроительной фирмы «Алмаз» Анатолий Королев, сохранивший в разрушительные 90-е производство небольших, но юрких всепогодных боевых единиц, не без гордости говорил: «Любой крейсер или эсминец всегда на виду, под прицелом, его «ведут», а мои кораблики рассредоточатся по акватории – их не увидишь, за ними не угонишься, но каждый по команде готов выпустить боекомплект».


Стремительное развитие «москитного» флота стало одной из примет современной России. Морские рубежи надо было защищать, даже когда значительную часть кораблей сгноили на пирсах или пустили «на иголки». А МРК, корветы и катера относительно дешевые, цикл их создания короче, значит, построить их можно больше, а технологии XXI века позволяют «упаковать» мощное вооружение в скромные габариты. Не случайно эти типы строят и в Петербурге, и в Зеленодольске, и в Нижнем Новгороде, и в Комсомольске-на-Амуре, и во Владивостоке...


Обновление кораблей дальней морской зоны продвигается медленнее, чем хотелось. Главным образом из-за предательства нынешнего украинского руководства: наша страна, похоже, до конца верила, что соседи не станут рубить сук военно-технического сотрудничества, дающего реальные средства в их задыхающуюся экономику, – и по космической технике, и по двигателям для кораблей, самолетов и вертолетов. Но запуск производства отечественных энергетических установок, в том числе корабельных, на подходе. Под них уже готовятся корпуса в Петербурге и Калининграде.


Пока же головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» (разработка Северного ПКБ) – первый крупный надводный боевой корабль, заложенный на верфях России после распада СССР, проходит испытания на Севере, чтобы вступить в состав флота в этом году. В разной степени готовности на Северной верфи фрегаты «Адмирал флота Касатонов», «Адмирал Головко» и «Адмирал Флота Советского Союза Исаков». На данном этапе флот планирует заказать постройку восьми таких 135-метровых кораблей водоизмещением 4500 тонн, вооруженных 130-миллиметровой артустановкой, ракетами «Оникс» или «Калибр-НКЭ» и ЗРК «Полимент-Редут». В перспективе фрегат может стать самым массовым кораблем дальней морской зоны.


Одновременно на государственных испытаниях находится детище калининградского завода «Янтарь» – сторожевой корабль «Адмирал Григорович». Проект 124-метрового фрегата водоизмещением 3600 тонн с ракетным и артиллерийским вооружением, разработанный Северным ПКБ для Индии, после модернизации органично вписался в российскую программу кораблестроения под кодом 11356. Сторожевики «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» готовятся к сдаче, строятся корабли, нареченные в честь адмиралов Г. И. Бутакова и В. И. Истомина.


Начинается долгожданное обновление десантных кораблей. На прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» начались испытания головного корабля проекта 11711 «Иван Грен». Правда, не исключено, что помимо 120-метрового водоизмещением пять тысяч тонн «Грена» и его аналога БДК «Петр Моргунов» будет построена серия более крупных «морских десантников».


Возрождается и специализированный высокотехнологичный флот.


Под Новый год в состав ВМФ вошло спасательное судно проекта 21300 «Игорь Белоусов», созданное в содружестве ЦКМБ «Алмаз» и Адмиралтейских верфей для помощи аварийным подводным лодкам на полукилометровых глубинах. Первенец будет служить на ТОФ, но рассматриваются перспективы строительства спасателей для каждого из флотов.


Северная верфь и КБ «Айсберг» порадовали новым «морским разведчиком» – судном связи «Юрий Иванов» для обеспечения связи и управления силами флота, РЭБ, радио- и радиотехнической разведки, а также слежения за компонентами американской системы ПРО. В готовности серийный корабль проекта 18280 «Иван Хурст».


Средненевский судостроительный завод выполнил из немагнитных материалов головной тральщик проекта 12700 «Александр Обухов», уже построен и первый серийный корабль противоминной обороны «Георгий Курбатов».


В наши дни, впервые в послевоенные годы, обратили внимание на обновление вспомогательного флота.


Морской транспорт вооружения «Академик Ковалев» проекта 20180ТВ построен в центре судоремонта «Звездочка» в Северодвинске.


На ТОФ подняты флаги на двух рейдовых буксирах для обслуживания «Бореев».


Северная верфь испытывает головное судно тылового обеспечения проекта 23120 «Эльбрус» и готовит серийный «снабженец» «Всеволод Бобров».


Дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180, заложенный на Адмиралтейских верфях, будет эффективно обеспечивать действия корабельных группировок в арктической зоне.


Церемония закладки новейшего морского танкера проекта 03182 «Михаил Барсков», приспособленного для работы в арктических льдах, прошла на заводе «Восточная верфь» во Владивостоке.


Невский судостроительно-судоремонтный завод строит универсальный танкер «Академик Пашин».


Второе рождение в ближайшие годы получит дальневосточная верфь «Звезда». До 2050-го здесь предусматривается возведение модульных многоцелевых платформ для подводных лодок и надводных кораблей, а также 116 судов и другой шельфовой техники.


На Северной верфи начинается сооружение нового судостроительного комплекса, которое обойдется в 31 миллиард рублей. Кроме современнейшего корпусообрабатывающего цеха, склада металла и логистического терминала здесь обоснуется крупнейший в стране сухой док длиной 400 и шириной 70 метров. Предполагается, что комплекс ежегодно сможет выпускать до восьми судов, в том числе и уникальные – 300-метровой длины.


Вероятнее всего, именно на Северной верфи в ближайшие годы начнется строительство эскадренного миноносца океанского класса. Подробности проекта «Лидер» пока не разглашаются. Известно, что корабль будет оснащен атомной энергетической установкой.


В Северодвинске в плановом порядке проводится модернизация крупных надводных кораблей: крейсеров 1164 «Атлант» («Москва», «Варяг» и «Маршал Устинов») – на «Звездочке» и ТАРК проекта 1144 «Орлан» («Адмирал Нахимов», «Петр Великий») – на Севмаше.


Но самым долгожданным событием в пятом возрождении российского флота станет строительство нового авианесущего крейсера с атомной энергетической установкой. Его водоизмещение – порядка 80 тысяч тонн. На борту океанского флагмана смогут обслуживаться до 90 летательных аппаратов, в том числе пятого поколения.


На обновление морской техники в Государственной программе вооружения до 2020 года предусмотрено пять триллионов рублей. Подобные траты понятны и объяснимы. Россия со всех сторон окружена морем. Однако в отличие от других стран нашим Вооруженным Силам приходится оборонять одновременно пять крупных морских театров (с учетом Каспия), а государству соответственно содержать пять самостоятельных флотов, консолидация сил которых одномоментно практически невозможна. Современный же флот должен и обеспечивать безопасность российской экономической зоны, и представлять интересы нашего государства, демонстрируя Андреевский флаг во всех районах Мирового океана.


Говоря о развитии ВМФ, министр обороны Сергей Шойгу отметил: «В результате реализации Госпрограммы вооружения до 2020 года на флот должны поступить восемь ракетных подводных крейсеров, 16 многоцелевых подводных лодок, 54 надводных боевых корабля различного класса». Выполнить эти планы с учетом беспрецедентного давления со стороны «вероятных друзей» во главе с США чрезвычайно сложно, но и по-другому нельзя. В конце концов дело не в контрольных цифрах. Главное – российский флот уверенно смотрит в будущее.


Алексей Захарцев


Подводный тихоход

У «Борея» может быть экономичная альтернатива


Тактика подводных ракетоносцев всегда была жестко привязана к дальности действия оружия, которое они несли на борту.


Немного истории. Первые дизельные ракетные лодки с комплексами Д-1 (ракета Р-11ФМ, дальность – 150 км, система надводного старта) были вынуждены подходить к противнику на «пистолетный выстрел», подвергая громадному риску не только выполнение боевого задания, но и собственное существование. По мере разработки более совершенных ракетных комплексов зоны пуска ракет удалялись от Американского континента в глубь Мирового океана, что снижало вероятность обнаружения и уничтожения их носителей. В середине 1963 года произошла революция – ракеты ушли под воду. Проект 629 с комплексом Д-4 (ракета Р-21, подводный старт, дальность – 1400 км) более 17 лет был рабочей лошадкой морской составляющей СЯС.


Проект 658 с комплексом Д-9 (ракета Р-29, подводный старт, дальность – 7800 км) еще более отодвинул районы боевого патрулирования от берегов противника и уменьшил уязвимость наших ракетоносцев. Оснащение атомных субмарин последних серий («Дельфин», «Борей») ракетами межконтинентального радиуса действия 8 тысяч – 11 тысяч километров («Булава», «Синева») произвело еще одну революцию в тактике ПЛАРБ. Появилась возможность поразить цели противника «с пирса». Не надо выходить в дальние районы боевого патрулирования, прорываться через стационарные системы ПЛО НАТО и США, уклоняться от охотящихся за нашими ракетоносцами надводных, подводных и воздушных сил противника. Достаточно спокойно дойти до стартовых позиций, расположенных в наших прибрежных районах, охраняемых отечественными ВМФ и ВВС от любых посягательств. Такая тактика резко повышает неуязвимость ПЛАРБ, значительно увеличивает срок их нахождения на боевых позициях за счет сокращения времени, необходимого для выхода в районы пусков и возвращения на базы для проведения ремонтных и регламентных работ.


Возникает принципиальный вопрос: зачем им ядерные реакторы, высокая подводная и надводная скорость, максимальная глубина погружения, если надо всего лишь выйти с базы, не спеша дойти до стартовых позиций и спокойно обосноваться на них в ожидании команды «Пуск». Использовать для этой цели лодки проекта «Борей», мягко говоря, расточительно, но альтернативы пока нет.


Требуется принципиально отличная от существующих конструкция, которую и лодкой трудно назвать. Это скорее ракетный подводный комплекс стратегического назначения (РПКСН), отличающийся от сухопутных аналогов способностью менять позиции под покровом моря. Ему не нужны большая скорость, высокопрочный корпус (достаточно глубин, с которых осуществляется подводный старт), мощная энергетическая установка. Ее возможностей должно быть достаточно для обеспечения функционирования комплекса и экипажа, передвижения на боевых позициях, которых определено несколько, чтобы менять их в течение дежурства, повышая скрытность. Необходимо уже сегодня профинансировать проектирование такой платформы с целью определения ее тактико-технических характеристик, сроков и стоимости строительства. С учетом ее оснащения (воздухонезависимая энергетическая установка, отсутствие систем дальней гидролокации и многого еще, что необходимо для прорыва вражеских систем ПЛО и выполнения боевых задач в Мировом океане и совершенно излишне для РПКСН, находящихся на охраняемых позициях у родных берегов) стоимость и скорость проектирования и постройки таких платформ будет в разы, если не на порядок меньше существующих и заложенных ПЛАБР. Переход на новую концепцию позволит резко увеличить неуязвимость нашей морской компоненты СЯС от быстрого глобального удара. По мере поступления на вооружение РПКСН высвободившиеся средства можно пустить на переоборудование находящихся в настоящее время на вооружении ПЛАРБ под другие задачи, более соответствующие их высоким тактико-техническим характеристикам, например оснащение их противокорабельными баллистическими ракетами типа китайских «Дунфэн-21Д». Потребуется пересмотреть состав сил, необходимых для надежной защиты районов дежурства РПКСН. В паре со «Статусом-6» новая конфигурация морской составляющей СЯС навсегда похоронит идею мгновенного глобального удара.


Борис Лозневой, инженер


Опубликовано в выпуске № 01-02 (616-617) за 27 января 2016 года

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Оригинал публикации
  • В новости упоминаются
Похожие новости
31.07.2019
Богатыри Невы
01.08.2018
Андреевский флаг в четырех средах
02.08.2017
Салют Андреевскому флагу
22.03.2017
Верфи России: ядерные "Бореи", хищные "Ясени" и корабли-невидимки
31.10.2016
Верфи России: "великокняжеские" "Бореи", хищные "Ясени" и корабли-невидимки
04.07.2013
Программы по обновлению корабельного состава ВМФ РФ, реализованные в первой половине 2013 года
32 комментария
№1
27.01.2016 11:51
Цитата, q
высвободившиеся средства можно пустить на переоборудование находящихся в настоящее время на вооружении ПЛАРБ под другие задачи, более соответствующие их высоким тактико-техническим характеристикам, например оснащение их противокорабельными баллистическими ракетами типа китайских «Дунфэн-21Д».
давно об этом пишу...
АВ - огромная мишень, его прекрасно видно из космоса.
Только зачем такие ПКР выносить в океан?
Проще и ДЕШЕВЛЕ на суше, где её прикроет эшелонированная ПВО.
+1
Сообщить
№2
27.01.2016 13:11
Цитата, q
Обновление кораблей дальней морской зоны продвигается медленнее, чем хотелось. Главным образом из-за предательства нынешнего украинского руководства: наша страна, похоже, до конца верила, что соседи не станут рубить сук военно-технического сотрудничества, дающего реальные средства в их задыхающуюся экономику, – и по космической технике, и по двигателям для кораблей, самолетов и вертолетов. Но запуск производства отечественных энергетических установок, в том числе корабельных, на подходе. Под них уже готовятся корпуса в Петербурге и Калининграде.

за эту "наивность" и ничем не обоснованную веру в соседа, а если говорить прямо - бездействие и безответственность в вопросе национальной безопасности, кто-то должен ответить
+2
Сообщить
№3
27.01.2016 16:35
"оснащение их противокорабельными баллистическими ракетами типа китайских «Дунфэн-21Д»"

Это прекрасно, но нужно целеуказание, которого нет!
Кто, что и как будет это делать? Надеятся на развед самолеты наивно. Даже на ТУ-22М3Р. Собьют на подлете. Нужна космическая система, о чем уже давно и много пишут, но воз и ныне там.
+1
Сообщить
№4
27.01.2016 16:38
Цитата, ID: 1701 сообщ. №2
за эту "наивность" и ничем не обоснованную веру в соседа, а если говорить прямо - бездействие и безответственность в вопросе национальной безопасности, кто-то должен ответить

Наивность была в политике невмешательства в дела экс-СССР.
+1
Сообщить
№5
27.01.2016 17:32
1. "Сам по себе проект «Лада» ... выглядел очень привлекательно: ... уменьшилось на 700 тонн водоизмещение..."; "... проекта 636.3 «Варшавянка»... ДЭПЛ водоизмещением 3950 тонн..." - как я понимаю, наконец появилась информации о подводном водоизмещении "Лады", до этого была информация только о надводном (1 765 т. Википедия).

2. Подскажите, пожалуйста, кто знает, "Лады", которые строят для ВМФ РФ, не способны стрелять крылатыми ракетами "Калибр" через торпедные аппараты ?
0
Сообщить
№6
27.01.2016 17:38
У них полномерные ТА...

Кстати, по теме статьи.
При нанышних дальностях ракет бомбовозам действительно мало нужна АЭУ.
Но она нужна обычным тактическим лодкам, и нужна позарез всем и каждой.
ДЭПЛ с ВНЭУ не является заменой АПЛ ни с какого ракурса.
+1
Сообщить
№7
27.01.2016 17:56
Цитата, Ghon Ghon сообщ. №5
"Сам по себе проект «Лада» ... выглядел очень привлекательно: ... уменьшилось на 700 тонн водоизмещение..."; "... проекта 636.3 «Варшавянка»... ДЭПЛ водоизмещением 3950 тонн..." - как я понимаю, наконец появилась информации о подводном водоизмещении "Лады", до этого была информация только о надводном (1 765 т. Википедия).
Ну почему? Подводное в 2650 т. давно фигурирует. (иногда 2300-2400т)
С чего эти инженеры взяли что водоизмещение меньше на 700т. чем у 877 проекта непонятно.

тем более непонятно какое водоизмещение берут в расчёт эти инженеры. Как мне кажется они берут подводное ВИ 877 проекта без забортной воды между корпусами (3100т) и просто подводное ВИ 677 проекта в 2400т. Но 877 проект ещё 900т забортной воды с собой таскает.
Но если не считать эти 900т то да, получится 700т разницы.

Но тут вопрос как доверять данным о наших лодках. Вон уже уникальные динамические данные Бореев подверглись серьёзным сомнениям. Есть предположение что там не скоростные 29 узлов а всего 20. И габариты заметно скромнее.
http://russianships.info/podlodki/955.htm
Так что всё надо трижды перепроверять и во всём сомневаться.

Цитата, Ghon Ghon сообщ. №5
Подскажите, пожалуйста, кто знает, "Лады", которые строят для ВМФ РФ, не способны стрелять крылатыми ракетами "Калибр" через торпедные аппараты ?
Да вроде как инфа была только про торпеды. Да и на кой им эти калибры? Это должна быть скрытная подлодка с тихим оружием.

--------

PS Ну вот инженеры хоть тут но всунут своё пенпердикулярное решение. Как ещё обошлось без ракетных барж на дне Байкала???
0
Сообщить
№8
27.01.2016 18:03
Цитата, madmat сообщ. №7
Так что всё надо трижды перепроверять и во всём сомневаться.

Могу продуть 955 ради интереса :) Хотя бы сравнить "публичные" размерения и мощность на валу с продувкой.
0
Сообщить
№9
27.01.2016 18:12
Цитата, Викторович сообщ. №8
Могу продуть 955 ради интереса :) Хотя бы сравнить "публичные" размерения и мощность на валу с продувкой.
А как? У Вас точные размеры известны? Была "азбука" про длину в 170 метров, пока не появились фотки где Борей рядом с какой-то другой лодкой. Фотки из космоса. И так получилось что размер Борея ЗАМЕТНО не совпадал с ранее заявленным. Поэтому я и не знаю что там в реале.

Ну а так, помня как давались параметры Бореев, можно догадаться что скоростные данные заметно не сходятся с реальностью.

первоначально давалось ВИ 24кт и мощность 90тлс. Тут скорость в 29уз вполне допустима.
Потом параметры реактора сдулись в полтора раза до 60тлс, но скорость осталась та же! Получился явный дисбаланс.
А теперь утверждается что реактор на валу даёт 49клс, параметры лодки ужались тоже.
Ну 20 узлов как-то тоже нереально малая скорость, Скорость узла 22-23 вполне приемлема. Ну если там не напортачили как с пограничными сторожевиками.

но если у Вас есть точные параметры(габариты) Бореев, то с удовольствием!!! Озвучте их и продуйте.
0
Сообщить
№10
27.01.2016 18:26
На пост 2. Вы не правы.
   Реальные деньги на ВС (в результате наведения порядка с налогами, в том числе "нефтяными", значительного роста стоимости нефти, окончания войны в Чечне, наступления социальной стабильности (тоже "заливали" бюджетными средствами) и т.д.) появились только 10 лет назад.
   Оглянулись в 2005 г. - везде разруха и нужны огромные деньги на НИОКР/производство: атомных подводных лодок "Борей" и "Ясень", баллистических ракет "Балава", "Тополь-М" и "Ярс", систем ПВО "Триумф", стратегических РЛС "Воронеж" (ведь большинство их предшественников осталось в странах СНГ), ПАК ФА и новый двигатель для него, двигатель НК-32 для стратегической авиации (Ту-160), Суперджета, МС-21 и двигателей для них, перенос производства Ил-76 в Россиию, базу Черноморского флота в Новоросийске вместо Севастополя, НИТКу в Краснодарском крае вместо Крыма, ракету "Ангара" и космодром "Восточный", наконец, на приведение вооруженных сил в более-менее нормальный вид и восстановление из руин ВПК, в том числе, через создание ОАК, ОДК, ОСК, и прочее, прочее, прочее.
   Сделано очень много. Как быстро некоторые все это забыли. Украина в СССР специализировалась на целой линейке ГТД. В связи с нехваткой ресурсов руководство России совершенно правильно выбрало политику технической кооперации с Украиной по этому направлению, Вы зря считаете это наивностью и верой. Кроме того, Украина уникальная страна, вероятно, она единственная страна в мире, которая сознательно, не в результате военного разгрома, решила уничтожить все свои высокотехнологические отрасли и переориентироваться на сельское хозяйство. На такое, действительно, было очень сложно рассчитывать.
+2
Сообщить
№11
27.01.2016 18:33
На пост 7.
   madmat, спасибо за развернутый ответ.
0
Сообщить
№12
27.01.2016 19:39
Цитата, madmat сообщ. №9
А как? У Вас точные размеры известны? Озвучте их и продуйте.

Попробую максимально приблизить по фото в цехах и в море, больше 3-5% не ошибусь - есть приметные вещи, вроде стоек стапелей, касок, зимних флотских шапок, выдвижных устройств. Уже "ваяю".

ЗЫ. Они таки "разные". Все первые три корпуса - точно разные.
Прикину по всем и возьму среднее.
0
Сообщить
№13
27.01.2016 20:16
Полное водоизмещение по внешним обводам 24 тт. никак не выходит.
Этот параметр точно наврали.
В разных вариантах у меня получается от 18.6 до 20.7
+1
Сообщить
№14
27.01.2016 22:51
В общем, по первым трем я насчитал L / B 168 / 13.2 без резины
Обвод взял первого корпуса, собранного из запчастей горбатого крокодила.
Водоизмещение по границам металла вышло 22.1 тонны,
Полное сопротивление необросшего корпуса на 24.5 узлах - 2.6 меганьютон,
это примерно 32МВт эффективной гребли и 40МВт или 53 000 л.с. на валу.
Реальная скорость выходит порядка 23.5 - 24 узлов при номинальных 50 000 л.с.
Это при очень оптимистичной оценке КПД гребной системы в 80%,
обычно для больших судов я принимаю 75% для очень большого открытого винта в хорошем спутном потоке, а тут непонятно, не то фенестрон, не то турбина, и диаметра там всего метра три. Спутный поток, судя по продувке, слабый (~15%), а какое у привода скольжение - можно только гадать.

Не стал дожидаться плолной конвергенции, возможно все чуть лучше (до 25 узлов), но не сильно, речь идет об ошибке 3...5%.
+1
Сообщить
№15
27.01.2016 23:14
У морды большое сопротивление, морда не то эллипс, не то парабола со сферой на торце и тором в переходе. Можно бесконечно писать, что самые эффективные морды - двухрадиусные (торосферические), но отечественный гений будет продолжать рождать ненужные изыски. На морде могли бы отыграть 0.20-0.30 меганьютона.

Рубка мала по сравнению с лодкой, практически не вносит, хотя отрицаетльный угол если убрать и дать плавный прилив по основанию рубки - еще 0.05-0.10 МН

Длина тороидального перехода в хвостовой конус несколько затянута по длине, хотя это мало влияет. Сам конус слишком острый, при этом с замысловатым затуплением почти в 30 градусов полураствора в окончании. В принципе, картина обтекания хвоста мне понравилась.

Резкий переход палубной части в цилиндрическую - тоже явный минус, учитывая его длину. Не знаю сколько, но там тоже можно отыграть.
+1
Сообщить
№16
27.01.2016 23:42
Мне кажется, что сознательно пожертвовано ходом ради тишины.
Очень радует гладкое лежание обшивки, без "впуклостей" которые наминает обычно в тонком внешнем металле двухкорпусных лодок.
И даже пижонский угол легкой рубки вперед мне нравится. И что сама надстройка всего лишь 4 метра выстой - тоже.
0
Сообщить
№17
27.01.2016 23:43
Цитата, Викторович сообщ. №13
В разных вариантах у меня получается от 18.6 до 20.7
Ну там лодки собирали, если не ошибаюсь, из недостроев других проектов. Как это возможно и как это отразится на качестве я не знаю. Но что читал то говорю.

Возможно лодки во многом по этому и отличаются.

Но 25 узлов, мне кажется, несколько оптимистично. С учётом того что мощность всё таки 49 000лс.
Но, скорее всего, и не 20. Короче говоря останется загадкой )))
0
Сообщить
№18
27.01.2016 23:45
Цитата, madmat сообщ. №17
Но, скорее всего, и не 20. Короче говоря останется загадкой )))

Ну, по крайней мере, я теперь точно уверен, что и 30 и 26 - сказки ).
0
Сообщить
№19
02.04.2016 11:38
Цитата, q
«В отличие от танко- и самолетостроения у нас нет опытных образцов, на которых все отрабатывается и доводится, после чего запускается в серию. У нас головной корабль является реальным морским полигонным испытателем»

Как сказал бы великий комбинатор: КОНГЕНИАЛЬНО. В этой фразе всё. Все наши поражения, все наши нестроения, все наши горести в области судостроения. Вы только себе представьте авиатора, который мог бы себе позволить такой перл. Немыслимо. Это было бы нечто из разряда приговора по причине профнепригодности. А вот корабел пожалуйста вам, может. Может наш корабел жить в ХХI веке, опираясь при этом на разумения начала века ХХ. И ведь как легло это делает. Видно не он один, вся братия запрягает колесницу, никак запрячь не может. Скоро уже и рак свисток сломает, а они сердешные всё никак кобылу с телегой сопрячь не могут. А что если их, всех, по очереди, не в ущерб конечно производственному процессу, свозить на действующие предприятия аэрокосмической отрасли, дабы они увидели, что из себя представляет современный испытательный стенд. А заодно объяснить им, что компьютерное моделирование призвано не только, и даже не столько, экономить бумагу, сколько время и материальные ресурсы. Чтобы они, наконец, уразумели, что головной корабль это не испытательный полигон, а объект на котором отрабатывается технология производства работ и нарабатывается статистика для последующего совершенствования изделия. И если кто-то ещё, глядя на наши скромные успехи в деле восстановления количественного состава линейных кораблей отечественного флота до приемлемого уровня, задаётся вопросом "кто виноват" и "что делать", то вот вам, милостивые бояре, и ответы на них. А до тех пор будем радоваться огромному количеству новых буксиров на наших рейдах. В тайной надежде, что им долго скучать не придётся.
+1
Сообщить
№20
02.04.2016 14:56
Цитата, Викторович сообщ. №8
Могу продуть 955 ради интереса :) Хотя бы сравнить "публичные" размерения и мощность на валу с продувкой.
смысла нет
ее водомет затачивался на малошумность а не скорость
0
Сообщить
№21
02.04.2016 14:59
Цитата, Sherp60 сообщ. №19
Видно не он один, вся братия запрягает колесницу, никак запрячь не может. Скоро уже и рак свисток сломает, а они сердешные всё никак кобылу с телегой сопрячь не могут. А что если их, всех, по очереди, не в ущерб конечно производственному процессу, свозить на действующие предприятия аэрокосмической отрасли, дабы они увидели, что из себя представляет современный испытательный стенд. А заодно объяснить им, что компьютерное моделирование призвано не только, и даже не столько, экономить бумагу, сколько время и материальные ресурсы.
не порите чушь ей больно
в данном конкретном случае афтор статьи как раз прав - отказ от ускоренной модернизации кораблей 3 поколения боевыми средствами 4 (с их упреждающей отработкой перед строительством "корпусов" 4 поколения) - самая серьезная дурь последних лет

причем во многом умышленная и преднамеренная

а "компьютерное моделирование" в наших условиях (когда нужен "нужный результат", а не объективный) в значительной мере - шулерство (хотя бы за счет заведомо липовых математических моделей)
+1
Сообщить
№22
02.04.2016 16:28
Цитата, mina сообщ. №21
не порите чушь ей больно
в данном конкретном случае афтор статьи как раз прав - отказ от ускоренной модернизации кораблей 3 поколения боевыми средствами 4 (с их упреждающей отработкой перед строительством "корпусов" 4 поколения) - самая серьезная дурь последних лет

причем во многом умышленная и преднамеренная

а "компьютерное моделирование" в наших условиях (когда нужен "нужный результат", а не объективный) в значительной мере - шулерство (хотя бы за счет заведомо липовых математических моделей)

А я позволю себе согласится полностью особенно в части:

Цитата, q
Чтобы они, наконец, уразумели, что головной корабль это не испытательный полигон, а объект на котором отрабатывается технология производства работ и нарабатывается статистика для последующего совершенствования изделия.

Это ведь настолько очевидно даже с "дивана" что все головные единицы новых проектов от 955 (855/677) до 22350 превратили в испытательные полигоны....
Относительно безболезнено сдали только первый корпус 11356 по известными причинам давней налаженности проекта для индусов.
Все остальное идет мучительно сложно и долго, а в случае с 22350 вообще уже запредельно затянуто по сроками.

И кстати г-н Мина вы очень много пишите о технических деталях и проблематике (что конечно вызывает уважение поскольку вы в деталях понимаете о чем речь), но мне как-то не разу не попадалось ваше мнение почему в целом все так сложно идет по перевооружению флота по срокам и главное что делать то ???
Очевидно что ГПВ 2020 провалят по срокам вчистую особенно по надводным единицам...
+1
Сообщить
№23
02.04.2016 16:39
Цитата, X-102 сообщ. №22
Это ведь настолько очевидно даже с "дивана" что все головные единицы новых проектов от 955 (855/677) до 22350 превратили в испытательные полигоны....
это следствие неотработанных систем
т.е. отказа от их упреждающией (к постройке самих кораблей) отработки

Цитата, X-102 сообщ. №22
Относительно безболезнено сдали только первый корпус 11356 по известными причинам давней налаженности проекта для индусов.
нет
высокая готовность систем:
ударная - на базе "Клаба"
ЗРК отработан на "китайцах"
ПЛО - антиквариат

Цитата, X-102 сообщ. №22
но мне как-то не разу не попадалось ваше мнение почему в целом все так сложно идет по перевооружению флота по срокам и главное что делать то ???
скоро
статья ВМФ-2020
;)
+1
Сообщить
№24
02.04.2016 16:42
Цитата, leonbor1 сообщ. №3
Это прекрасно, но нужно целеуказание, которого нет!
Кто, что и как будет это делать? Надеятся на развед самолеты наивно. Даже на ТУ-22М3Р. Собьют на подлете. Нужна космическая система, о чем уже давно и много пишут, но воз и ныне там.
а нафига космическая ? вашу лиану сбить многократно проще, чем ту-22. когда будет принято решение стрелять в авианосец, на орбите почти гарантированно уже одни обломки будут. нужны скоростные беспилотники, которые не так просто как спутники сбить.
0
Сообщить
№25
02.04.2016 17:01
Цитата, Akula сообщ. №24
скоро
статья ВМФ-2020
;)

Будем ждать это интересно !!!
В конце концов нужно какие то четкие контуры уже давно создать.


Предваряя выскажу свое ИМХО (потом интересно сравнить в чем вы видите корень проблемы)

Меры:
1. Полная ревизия всех верфей и КБ (где чего сколько не хватает по софту/оборудованию/кадрам).
2. Создание четкой программы действий (с привлечением успешных проектных менеджеров из других областей по укреплению всех задействованных верфей (недостающее по железу докупить, по кадрам переманить/перевести при необходимости дав гражданство). Финансированние прямое целевое, при необходимости ввести целевой доп.налог на доходы как физ так и юр.лиц (~ 0.05% никого не разорит).
3. Параллельная в ходе реализации п.1-2 разработка по одному четко выверенному проекту по всей линейке от МРК до Эсминца. ОДИН ТОЛЬКО ОДИН ПРОЕКТ ВСЕГО от 450 тонного ракетного катера-МРК-СТОРОЖЕВИКА-ФРЕГАТА до ЭСМИНЦА, с четким расписанным до мелочей графиком сколько чего потребно на каждую единицу....
4. После укрепления компетенций начала программы строительства большой унифицированной по максимуму серии по каждому выработанному проекту.
5. На период постройки мораторий на любые упоминания и обсуждения публичных о других проектах кораблей и лодок (НИОКР с  целью выхода уже на реально условное поколение 5+ конечно должен проводится, но без публичной трепотни и показа макетов), а также полное прекращение трепотни про авианосец/УДК/экранопланы и любые другие "звезды смерти"
+1
Сообщить
№26
02.04.2016 17:26
Цитата, Akula сообщ. №24
а нафига космическая ? вашу лиану сбить многократно проще, чем ту-22.
интересно чем Вы собираетесь сбивать спутники Лианы.. ? тем более проще да ещё многократно чем тот же ту-22..? В общем как говорит г-н Мина "не порите чушь, ей же больно.."..))))))
+1
Сообщить
№27
02.04.2016 17:43
Цитата, Игорь 50 сообщ. №26
интересно чем Вы собираетесь сбивать спутники Лианы.. ? тем более проще да ещё многократно чем тот же ту-22..? В общем как говорит г-н Мина "не порите чушь, ей же больно.."..))))))
примитивный ящик гвоздей на туже орбиту в состоянии вывести даже кндр. сша и китай сбивали спутники и прямым попаданием, а уж загадить целиком орбиту для них вообще не проблема.
-1
Сообщить
№28
03.04.2016 09:32
Цитата, mina сообщ. №23
это следствие неотработанных систем
т.е. отказа от их упреждающией (к постройке самих кораблей) отработки
я не понимаю, а что мешает
скомпоновать системы корабля на суше, на стенде, на барже в озере
или на барже в заливе и отрабатывать некоторые детские болезни параллельно
постройке корпуса?
0
Сообщить
№29
03.04.2016 09:45
Цитата, Akula сообщ. №27
примитивный ящик гвоздей на туже орбиту в состоянии вывести даже кндр.
Ну если по Вашему спутники так легко уничтожаются путём забрасывания на орбиту простого ящика с гвоздями то зачем тогда США и СССР в своё время тратили громадные деньги и весь свой научно-технологический потенциал на создание сложнейших систем противоспутникового оружия..?
+1
Сообщить
№30
03.04.2016 11:06
Цитата, Павел 1978 сообщ. №28
я не понимаю, а что мешаетскомпоновать системы корабля на суше, на стенде, на барже в озереили на барже в заливе и отрабатывать некоторые детские болезни параллельнопостройке корпуса?
в т.ч. сознательные действия (саботаж)
зная о проблемах стремление оттянуть их вскрытие как пожно позднее (а там или "ишак или падишах")
0
Сообщить
№31
03.04.2016 11:42
Цитата, Игорь 50 сообщ. №29
Ну если по Вашему спутники так легко уничтожаются путём забрасывания на орбиту простого ящика с гвоздями то зачем тогда США и СССР в своё время тратили громадные деньги и весь свой научно-технологический потенциал на создание сложнейших систем противоспутникового оружия..?
ну а вы считаете, что для стран способных состыковать аппараты на орбите сложно вывести ящик гвоздей на нужную орбиту ?
ссср больших денег не тратили на проспутниковое, были планы лишь дешевой ракеты для миг-31, которая могла поразить что-либо лишь на низкой орбите и то, скорее это отрабатывали войну с шатлами, когда думали, что шатлы могут сбрасывать бомбы и уходить снова в космос.
серьезные боевые системы, те же КР полагаются на инерциальные системы.
0
Сообщить
№32
14.04.2016 22:01
Цитата, mina сообщ. №23
скоро
статья ВМФ-2020
;)

Пока над своей работаете Шурыгин вот написал свое виденье.
http://svpressa.ru/war21/article/146618/

Правда лишь констатировав общие безобразия и отделавшись вербальным предложением в стиле расширить и углубить усилия )))))
Хорошо что еще не предложил разобраться как следует и наказать кого попало ))))

з.ы.
По части БДК я с ним согласен. Это просто жуть что творится. Патроны и снаряды таскать гробя моторесурс (((
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 19.03 07:34
О современном оборонительном и наступательном оружии
  • 19.03 04:55
  • 145
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 19.03 04:24
  • 1
Александр Михеев: система ПВО С-400 "Триумф" в разы превосходит конкурентов
  • 19.03 03:01
  • 54
В США оценили российские Су-34 с УМПК
  • 18.03 21:08
  • 3
Минобороны показало работу нового ЗРК «Бук-М3» в ходе спецоперации
  • 18.03 19:22
  • 268
Космонавтика Илона Маска
  • 18.03 19:15
  • 8
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 18.03 18:31
  • 28
Армия США отменила программу 155-мм дальнобойной самоходной гаубицы ERCA
  • 18.03 18:05
  • 1
ВСУ несут больше потери из-за высокоточного оружия, заявили в Минобороны
  • 17.03 14:05
  • 3
Боррель: словами о "белом флаге" Папа Римский "залез в сад", куда его не звали
  • 17.03 13:37
  • 3
«Дальность полета возрастет в три раза»: французская компания представила управляемую бомбу Hammer 1000
  • 17.03 12:04
  • 453
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 16.03 20:46
  • 8
Украина получит два 35-мм зенитных артиллерийских комплекса Rheinmetall Skynex
  • 16.03 19:11
  • 3
Видео: зенитная ракета "358" сбила американский беспилотник Scan Eagle
  • 16.03 13:50
  • 24
ЗРК «Тор-М2»: сбивает все, что попадает в зону поражения