Войти

Как реформировать науку в России

3184
13
0
Совет по науке
Заседание Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
Источник изображения: http://www.kremlin.ru/

Уже несколько лет идет реформа науки России, инициированная сверху. Исхожу из презумпции позитивных намерений тех, кто затеял эту реформу, и их желания улучшить ситуацию в российской науке. Был создан Российский научный фонд, проведены первые конкурсы. Их результаты показали, что фонд действительно в основном поддержал активно работающих ученых. Судя по информации, полученной из научно-координационного совета ФАНО, аппарат агентства действует, максимально учитывая пожелания членов совета, терпеливо относится к тому, что академики отчетливо выражают свое неприятие существенных изменений.


Два центра сопротивления реформам


По моим ощущениям, первый центр сопротивления реформам науки России, инициированным сверху, — это большинство академиков РАН. Чтобы придать протестам характер массовости, академики Кулешов, Рубаков и Захаров совместно с профсоюзом академии организовали второй центр сопротивления — Конференцию научных работников. На заседаниях конференции также не выносится никаких предложений о реформах и озвучивается желание сохранить все по-старому.


В итоге реформу ведут управленцы, слабо разбирающиеся в сути дела, пусть даже и с хорошими намерениями. Опираться при этом они вынуждены на тех же самых академиков. Отсюда возникают и проблемы, вызывающие обоснованное непонимание и растущее раздражение активно работающих ученых, к ним относится, например, растущий вал бюрократических запросов, обрушившийся на дирекции институтов.


Проблема сторонников реформ — отсутствие организационного оформления


В поддержку реформам Минобрнауки создало Совет по науке, председателем которого был избран академик Алексей Хохлов. Давно знаю его как активно и плодотворно работающего ученого. Его выступления, в которых он высказывает свои взгляды, мне понятны и близки. Мне запомнилось его образное сравнение, что говорить в России о недостатках оценки труда ученых по индексу цитирования — все равно что было бы говорить узникам Освенцима о вреде переедания.


Однако складывается впечатление, что сторонники Совета по науке — ученые, активно работающие на мировом уровне, — предпочитают заниматься наукой, а не организационно-научной деятельностью. А вот противники хорошо организованы, очень шумны и делают все для создания видимости, что они пользуются поддержкой большинства ученых.


Вывод: нужно создать опору реформе из числа ученых, работающих на мировом уровне, которые сейчас абсолютно не организованы. Хотелось бы преодолеть разрыв между усилиями власти и интересами активно работающих ученых и консолидировать их усилия ради достижения общих целей. Для этого я бы предложил начать организационное оформление Союза ведущих ученых России.


Формирование сообщества ведущих ученых


Прежде всего, необходимо отобрать членов союза. Цель отбора — понять, какими активно работающими учеными реально располагает сейчас Россия, и организовать их. Те академики и членкоры РАН, которые являются активно работающими учеными и пройдут отбор на общих основаниях, станут членами союза. Это обеспечит восприятие лучших традиций РАН и АН СССР. Опираясь на союз, наши власти могли бы перевести реформу в разумное русло и довести ее до конца, удовлетворив насущные нужды активно работающих ученых: они лучше знают свои проблемы и принципы устройства научной сферы у мировых лидеров.


Первый шаг мог бы быть таким. В отбор следует включить всех докторов физико-математических, химических, биологических и геолого-минералогических наук любой ведомственной принадлежности.


Они разбиваются на пять групп по таким областям, как математика, физика, химия, биология, науки о Земле.


Рейтинги по каждой группе формируются в четыре этапа: на первом составляется рейтинг по полному индексу цитирования на работы, опубликованные с 2001 года (так как нас интересуют только действующие ученые, этот интервал — максимальный). На втором этапе необходимо исключить автоссылки, на третьем — ссылки соавторов.


На данный момент ссылки на статью с одним или десятью авторами уравнены в весе, поэтому на четвертом этапе каждой ссылке приписывается ее вес, равный единице, деленной на число соавторов. Последним требованием к ученым должно быть постоянство работы в России — например, не менее 16–18 месяцев за последние два года.


Стоит учесть и тот факт, что с возрастом индекс цитирования ученого может увеличиваться. Для того чтобы оценка была объективной, исследователей можно разбить на возрастные группы: например, моложе 40 лет, от 40 до 50, от 50 до 60, старше 60 лет.


Пороговые критерии для каждой группы должны монотонно возрастать с увеличением возраста. Значения пороговых критериев для каждой области науки можно установить исходя из разумности баланса этих значений и числа победителей.


Не надо пытаться объять необъятное


До сих пор не учитывались доктора технических, медицинских, ветеринарных, сельскохозяйственных и географических наук. Накапливая опыт, те же процедуры следует провести и для них, а затем применить их и для экономики, истории, филологии, философии и других наук, при необходимости включив в оценку и другие, помимо Web of Science, базы данных, например European Reference Index for the Humanities.


За рамками я оставил закрытые работы и реальную технику, конструкторов, поскольку здесь необходимо применять другие критерии. Союз мог бы стать площадкой для взаимного согласования интересов, целей и возможностей.


Проблемы надо решать последовательно, накапливая опыт, создавая отделения Союза ведущих ученых России поэтапно, не пытаясь сразу объять необъятное и этим торпедировать весь процесс.


При всей смысловой ограниченности наукометрических показателей лучших способов отбора ведущих ученых я не вижу. Кроме того, сегодня для научного сообщества это главный способ отстаивать национальный приоритет на международном уровне.


Речь идет о создании новой инфраструктуры российской науки


Совет по науке при Минобрнауки недавно предложил, чтобы ведущие ученые получали не только адресное финансирование их групп, но и их самостоятельность, автономию внутри институтов и даже мобильность. По существу, речь идет о создании новой инфраструктуры российской науки, об установлении связей между научными группами по всей России. Эти связи могут стать важнее связей между институтами.


Противники создания групп ведущих ученых говорят об опасности того, что финансирование будут получать лишь эти группы. Чтобы такого не произошло, союз должен не распределять деньги, а выработать правила для распределения денег на науку вообще и на программы фундаментальных исследований в частности.


Правила должны обеспечить достойное финансирование всем работающим группам, вплоть до самых небольших, и ученым-одиночкам. Для этого к руководству программ фундаментальных исследований должны прийти руководители наиболее успешных групп вместо директоров, как сейчас.


Создание новой инфраструктуры российской науки позволит поручить союзу во взаимодействии с органами государственной власти сформировать обоснованный перечень программ фундаментальных исследований. Этот канал стал бы одним из основных каналов финансирования российской науки, включая вузы.


Генри Норман

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Страны
Проекты
Похожие новости
25.09.2006
Роскосмос рассматривает перспективные проекты полетов на Луну и Марс
15.09.2006
Запуск пилотируемого "Союза" к МКС будут страховать 14 самолетов, 18 вертолетов и один военный корабль
14.09.2006
Горьковский автозавод посетил министр обороны России Сергей Иванов
06.09.2006
Успешные переговоры А.Н.Перминова в ЮАР
29.08.2006
Месяц электронной промышленности
28.08.2006
Пятый Международный аэрокосмический конгресс начинал работу в Москве
23.08.2006
О текущей ситуации развития промышленного производства (январь-июль 2006)
13 комментариев
№1
11.01.2016 07:58
Чтобы классифицировать в интернете как идет реформа РАН а также роль ФАНО и ФПИ нужно просто набрать в поисковике соответствующие картинки и если одни фото одних чиновников то что то не то,если идут научные фото ставящие проблемы-значит паровоз тронулся.
0
Сообщить
№2
11.01.2016 08:53
Никак ее не надо реформировать, надо лишь создать условия, в которых исследователи и инженеры будут востребованы в большом количестве и за нормальные деньги. Тогда эта каста станет престижной и люди сами в нее будут тянуться. А быть тупорылым "контактиком" станет пошло. Это же самое касается и многих квалифицированных рабочих специальностей, а не только науки и инженерии.

Реформировать для этого надо экономику, а не науку.
+3
Сообщить
№3
11.01.2016 23:33
10 % "пердунов"  которым за 70-т поглощают 90% бюджета ВУЗов не создавая ничего нового и полезного.
Это ситуация, характерная для большинства Российских ВУЗов.

Почти все гениальные изобретения совершили люди до 30 лет- это уже статистика.

Нужна реформа Вузов, аналогичная Сердюковской в армии, уволить почти всех, а затем создать новые структуры.
Начать нужно срочно, пока не потеряли остатки чуть теплящейся науки.
Посмотрите на новую армию России, мы ей гордимся!
Через 5 лет мы сможем гордится и нашей наукой.
-1
Сообщить
№4
11.01.2016 23:42
Я бы так не разгонялся с "пердунами" (зря вы так). Очень многие из стариков - опытные инженерные кадры. Например, на УВЗ реальный выхлоп сейчас есть в основном от тех, кому за 40 и тех, кому сильно за 40. Но Армата - таки танк.

Вот в образовании ввели аттестации - создан искусственный кадровый голод, многие поуходили из образования. Если этим же старикам предложить работу в образовании (где многие из них и так работают) то те, у кого еще хватает терпения на общение со студентами - пойдут.

Мотивация с возрастом слабеет, но взвешенность и способность к комплексному видению задачи растут.
+1
Сообщить
№5
12.01.2016 00:43
Если старперы такие хорошие, то чего они так держатся за свои места и оклады, в каждой монографии обязательно его фамилия. Иди на должность простого МНС, покажи молодым выскочкам, что можешь двигать науку и в 70, а не звиздеть в домашних конференциях и симпозиумах.

Ресурсы надо давать работающим учёным и группам, а не вузам и НИИ. Эта система изжила себя в 70-х.
0
Сообщить
№6
12.01.2016 01:10
Цитата, NANOBOT сообщ. №5
Если старперы такие хорошие, то чего они так держатся за свои места и оклады, в каждой монографии обязательно его фамилия. Иди на должность простого МНС, покажи молодым выскочкам, что можешь двигать науку и в 70, а не звиздеть в домашних конференциях и симпозиумах.

По поводу этого "подкласса" я согласен. От них в молодости мало проку было. В основном там карьеристы от науки.

Цитата, NANOBOT сообщ. №5
Ресурсы надо давать работающим учёным и группам, а не вузам и НИИ. Эта система изжила себя в 70-х.

Таковым ресурсы в нормальном мире перепадают через найм в заинтересованных предприятиях. Сегодня у нас есть такая тенденция, но предприятий и промышленных групп, у которых есть ресурсы для вложений в собственные иссследования (а это достаточно рисковые вложения), не так много, как хотелось бы.
0
Сообщить
№7
12.01.2016 21:11
Кто такой знаменитый учёный Генри Норман. У нас уже "реформировали" и среднее и высшее образование результат налицо.  Учёный или есть или его нет. То, что у нас в науке есть и бездари и карьеристы и приспособленцы это факт , но они есть во всём мире. У нас же чиновники дорвались до науки, вернее до бабла. Не в восторге от деятельности Академии, но если туда дорвались "эффективные мененджеры", то это полный пушистый зверёк. Они уже прошлись по ВуЗам и школам. Одно ЕГЭ что стоит. Все ФГОСы и Болонская система для чего они. Если они улучшили образование почему идёт дебилизация  России. Мы стали проигрывать на международных олимпиадах, зарубежные специалисты константируют падение культурного уровня молодёжи. Что ещё осталось" реформировать"  разве только Минобраз.
+3
Сообщить
№8
12.01.2016 22:06
У меня есть статистика по профессорско-преподавательскому составу ВУЗОВ одной из областей, граничащих с Московской областью (не буду уточнять какой).
Так вот, то что я написал выше, как раз написано на основании анализа и экспертизы той статистики.
НА 110 докторов и кандидатов одного из Вузов  "с громким именем " только 11 еле живых НИРов, остальное  полная муть, либо темы из 60-х не применимые уже нигде  типа - "автоматизация  поточного производства при помощи электрофицированного инструмента".
Зарплата "именитых" старпёров 80-90 тысяч  плюс отсос с грантов, а молодые получают 12-15 тыс..
Сумма грантов на 11НИР -4,5 млн. Руб,  и это господдержка.........
0
Сообщить
№9
13.01.2016 17:33
Пора кончать с этими "реформами образования", и науки тоже.
А образование откатить прямо 1985-й год.
Новые правила и законы сжечь вместе с новыми учебниками.
0
Сообщить
№10
13.01.2016 17:41
Редко, очень редко людям от науки присуще чувство иронии, но тогда он остаётся человеком. Как то  услышал от уже учёного агрария, что "столько написано кандидатских и докторских про улучшение плуга, что плуг должен уже толкать трактор".
0
Сообщить
№11
13.01.2016 20:15
Ох, резанули по живому.

Цитата, q
олько 11 еле живых НИРов, остальное  полная муть, либо темы из 60-х не применимые уже нигде  типа - "автоматизация  поточного производства при помощи

Цитата, штурм сообщ. №8
Зарплата "именитых" старпёров 80-90 тысяч  плюс отсос с грантов, а молодые получают 12-15 тыс..

Плюсую.  Если построить рандомно взятую кафедру и спросить "А какого хера вы тут делаете то вообще? - с вероятностью в 0.7 будет налитая водой ерунда. Из того что видел - даже если отдельные аспиранты что-то делают, то все эти работы не увязаны между собой, вектора, куда копать, нету, все в броуновском движении.  

И да, разговоры о том, "как бы нам составить бумагу чтобы денег дали". Какая в дупу наука, кому это надо. Надо чтобы цитируемость была и публикации. Друг в британостане учится - дак у него научный руководитель за всю жизнь 4 публикации имеет, зато все по делу. У нас надо чтобы аспирант имел три и плевать какие. Но это детали ,если работа идет то публикацию состряпать - дело пяти минут. Но намекает.

Ладно сейчас с новым ФГОС наконец-то уберут нахрен все эти древние как дерьмо мамонта детальные стандарты кому и что преподавать. Сделают набор "что должен уметь", а дальше как хочешь так и читай, только бумажкой прикройся - развязывает руки, у нас планируют на некоторых предметах MITовские стандарты натянуть, просто чтобы весело было.

Ну и да, заниматься наукой первые К лет нереально - полная ставка преподавателя(ассистент, на старшего постоянно требования повышаются) дай бох в 15к выйдет. Если есть стипендия аспирантская, то уже лучше, но она когда 7к, когда 11к.

Резюмируя, взгляд "снизу", из окопа

- Каждая кафедра должна иметь четкую программу(или несколько) куда она идет. Разбитую на подзадачи, свежий аспирант берет подзадачу и делает по ней диссертацию. Не рожать велосипед каждый раз, а строить целостную картину в некоей области знания. Набирать аспирантов можно по принципу того, что они могут дать для данной программы.
- Начать платить столько, чтобы аспиранты работу не искали. Нашел работу, понюхал деньги - да в задницу эту науку.


Остальное все, со скрипом и через известное место, но работает. У меня трое друзей по грантам в США\ВБ\Сингапур укатили учиться, хотя бы это работать начало(хотя тоже местами все потрачено).

Поддерживаю выше про Сердюкова, с поправкой - поделить вузы на две группы
1) Там, где все как-то работает - МФТИ, НГУ, МГУ и так далее(это 20%)
2) Остальные (это 80%)

И вот остальные под сапог Эдуардыча лет на 8
1) Полный финансовый аудит. Секретарше столешничу за 300к покупает некий вузик, такие вот эффективные траты. С посадками и прочим
2) Выработка стандартов по принципу "равнение" на лучшего. Стараться преподавать физику как в МФТИ, а не как получится, и так далее.
3) Кол-во студентов не должно влиять на оплату - иначе отдельных долбоклюев хрен отчислишь, другие, видя как такой удод за вечер закрывает 3 предмета тоже бросают учиться.
4) Со всех стребовать планы деятельности, или(для особо ленивых) - назначить сверху.

Ну и дальше много чего. Но встряхнуть надо. В половине вузов страны уже поздно стенать о том, что полимеры могут этосамое - полимеры там давно уже протухли.
0
Сообщить
№12
13.01.2016 23:41
Цитата, никодим сообщ. №10
Редко, очень редко людям от науки присуще чувство иронии, но тогда он остаётся человеком. Как то  услышал от уже учёного агрария, что "столько написано кандидатских и докторских про улучшение плуга, что плуг должен уже толкать трактор".

)))
Поверьте, судя по объему работ по РЭА, наша электроника должна уже с точностью до каждой частицы и в реалтайме моделировать солнце на одном кристалле.

Вообще, ВУЗы в первую очередь должны учить по профильным программам.
И все деньги и движения должны быть ориентированы на именно то, что бы годные студенты и годные преподаватели могли именно нормально учиться и учить, а все остальные оставались в стороне как по деньгам, так и по жизни.

А научная деятельность прямого отношения к образованию и деньгам в образовании иметь не должна. Потребители науки - крупные объединения производителей, они могут как во взаимодействии с вузами, так и сами покупать науку. Но на качестве просто профильного образования это не должно сказываться.

Почему вся "научная общественность" собирается обычно в лице представителей "НИИ нихренанеделания и литературного творчества" и рвет лотку на тему "науку убивают".? Потому что за "науку" всех этих деятелей, включая "выдающихся", на рынке никто гроша ломаного платить не согласен, и без бюджета они просто вынуждены будут идти работать и проверять свое "величие" в деле.

От всех "писателей трудов" конечно не избавишься. Вне нашей империи они за свой счет пишут патенты и копится хлам патентного мусора. Но это - за свой счет - это всегда пожалуйста.
0
Сообщить
№13
25.01.2016 15:16
Цитата, q
В итоге реформу ведут управленцы, слабо разбирающиеся в сути дела, пусть даже и с хорошими намерениями. Опираться при этом они вынуждены на тех же самых академиков.

Дальше можно было и не читать и лучше было бы даже и не писать. Вот собственно говоря он, корень всех российских проблем и не только кстати в науке. Кто хочет, тот не смел, кто смел, тот не хочет. В результате, кто в лес, а кто и по дрова. А воз и ныне там. О реакционной роли российской науки известно давно. Речь при этом идёт не о российских учённых с мировым именем, меняющих научные представления людей об окружающем их мире, а учёных-администраторах, которые администраторами не являются априори, ибо не обучены, а учёными со студенческой скамьи, ибо Бог окромя хорошо развитого хватательного рефлекса никакими больше талантами их собственно говоря и не наградил. В результате штаб реформ формируется у нас из тех, кто ничего менять не будет, а если, не приведи чего и начнёт, так только лишь в ущерб делу. Ибо главный принцип жизнедеятельности этих радетелей за народ от науки кратко можно сформулировать так:  "Таити-Таити…не были мы ни на каком Таити! Нас и здесь неплохо кормят!" Не были, не хотят быть и, поверьте, никогда не будут ни на каком-таком "Таити", ибо пресыщены сверх меры, а ленивы итого пуще. Перестаньте их кормить, пусть научатся сами ложку держать, а чтобы для них это не стало шоком, растяните это "удовольствие" им во времени на пару лет. Но только не топчитесь на месте, а то зрелище с нынешней попыткой реформировать науку в РФ, мягко говоря, начинает напоминать конфликт в песочнице элитного дошкольного учреждения.

Разомкнуть порочный круг должна власть и должна это сделать не где-нибудь на "Таити", а у себя под носом. Это не мыслимо, когда управлять наукой поручают чиновникам "слабо разбирающимся в сути дела". Вообще, что это за постановка вопроса. Неужели не ясно, что администратор клиники, например, должен пройти базовый курс медицинской подготовки, а только после этого получить знания и навыки управленческой работы. Как можно рулить финансами армии и не иметь ни одного выхода на полигон, да что там на полигон, хотя бы в тир, мы уже видели,- на примере Васильевой.

Власть, если она намерена осуществить масштабную реформу российской науки, должна начать в первую очередь с изменения своего собственного подхода к управлению, как самой наукой, так и ходом её преобразований. И никаких хороших намерений, ибо благими намерениями услана дорога во ад. Опираться необходимо на чёткий расчёт имея в качестве ориентира дорожную карту преобразований в сфере науки как социального института. Главным отличием этой карты, от всего того, что мы были вынуждены видеть до сих пор, что иначе как пародией на реформу назвать язык не поворачивается, должен стать системный подход. Он должен не просто задать логическое пространство в котором будут даны чёткие ответы на  вопросы: зачем? что? кто? как? когда?, но и заложить сам механизм воплощения задуманного на практике с обязательной привязкой ко времени и наличием механизма контроля и коррекции самого процесса перехода российской науки из статистического состояния в динамическое или прогрессивное.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 26.04 09:05
  • 2
ЦКБР заявил, что РФ необходимо создать мобильные команды для уничтожения FPV-расчетов ВСУ
  • 26.04 07:46
  • 1047
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 26.04 05:50
  • 1
Омрачить День Победы и инаугурацию: каких ударов ожидать от ВСУ в майские праздники
  • 26.04 00:07
  • 0
Танцы с бубном: США, Украина и военная помощь
  • 25.04 17:21
  • 2
Суд арестовал замминистра обороны РФ, на которого ФСБ пять лет собирало материалы по коррупции
  • 25.04 15:58
  • 120
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 25.04 13:48
  • 3
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 25.04 13:40
  • 463
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 25.04 12:48
  • 0
«Освей»: Космическая Беларусь берется за строительство самолетов
  • 25.04 10:13
  • 478
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 25.04 09:30
  • 2
Разящий луч: как развиваются боевые лазеры
  • 25.04 09:27
  • 9
Российские разведывательно-ударные мультикоптеры предложат на экспорт
  • 25.04 09:12
  • 276
Космонавтика Илона Маска
  • 25.04 09:02
  • 26
Национальная политика и миграция
  • 25.04 08:46
  • 19
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине