Войти

Морским двигателям придали ускорение

14913
11
+11
Двигатель М70РУ
Морской газотурбинный двигатель М70РУ максимальной мощностью 7000 л.с.
Источник изображения: bastion-karpenko.ru

НПО «Сатурн» завершило первый этап опытно-конструкторских работ по созданию трех морских газотурбинных двигателей: М-90ФР, Агрегат ДКВП и М-70ФРУ реверс, которыми должны оснащаться абсолютно все новые отечественные боевые корабли

«Мы рассчитываем, что уже до конца декабря этого года “Сатурн” отчитается перед нами о выполнении и второго этапа этих работ, — говорит директор Департамента судостроительной промышленности Минпромторга Максим Кочетков. — К началу 2017 года все газотурбинные двигатели уже будут разработаны и изготовлены первые опытные образцы, которые отправят на испытания. А с 2018 года запланирована поставка этих агрегатов на корабли для нашего ВМФ». Этот проект имеет высший приоритет в программе импортозамещения в отечественном ВПК, и от его успеха в прямом смысле слова зависит боеготовность как минимум полутора десятков строящихся и проектирующихся фрегатов, корветов, крейсеров и десантных кораблей.

Еще несколько лет назад все морские газотурбинные двигатели для наших кораблей либо приобретали в готовом виде на Украине у николаевского предприятия «Зоря-Машпроект», либо Украина делала их для России в кооперации с НПО «Сатурн». Правда, в последнем случае наиболее высокотехнологичные части двигателя, включая газогенератор и турбину высокого давления, украинцы изготавливали самостоятельно. Но в начале прошлого года после запрета украинских властей на поставку в Россию продукции двойного назначения это сотрудничество полностью прекратилось. При этом уже изготовленные и оплаченные Россией установки были законсервированы, их поставка так и не состоялась.

В общей сложности наша страна использовала при производстве отечественной военной техники порядка 180 комплектующих украинского производства. Подавляющее большинство без проблем можно довольно быстро заменить российскими аналогами. Но только не морские силовые установки для больших надводных кораблей. Во всем мире такие двигатели помимо Украины, изготавливает еще несколько компаний, в частности э британская Rolls-Royce. И найти альтернативного поставщика в такой ситуации, понятное дело, невозможно. В результате из шести сорожевых кораблей проекта 11356, которые должен был построить калининградский завод «Янтарь», наш ВМФ вовремя получит лишь три: «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». А еще три таких корабля: «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» —остались без агрегатов. Еще хуже дела обстоят с фрегатами проекта 22350, которые должна построить для ВМФ петербургская «Северная верфь». Предполагалось, что это предприятие в общей сложности выпустит шесть фрегатов. Но двигатели успели получить только для двух из них. Причем на головном корабле этого проекта — «Адмирал Горшков» — украинская турбина загорелась во время испытаний и частично разрушилась. Сейчас она доставлена для ремонта на НПО «Сатурн». «Специалисты разобрали ее до последней гаечки и обнаружили целый ряд конструкционных особенностей и производственных недостатков, которые были допущены “Зорей-Машпроект”: начиная от надежности системы управления двигателя и заканчивая низким качеством сборки компрессора и турбины, а также сварки деталей вращения. Естественно, что все они будут устранены при создании российских турбин такого класса, — говорит Кочетков. — Что же касается того агрегата, на котором произошел пожар, то он должен быть отремонтирован в следующем году». Заметим, что помимо фрегатов из-за отсутствия морских газотурбинных двигателей наши судостроительные предприятия пока не могут выпускать и целый ряд других кораблей, предусмотренных нынешней госпрограммой развития вооружений. В частности, десантных кораблей на воздушной подушке типа «Зубр» и «Мурена». Тем не менее сейчас уже уверенно можно прогнозировать, что такая ситуация не продлится долго. Как заявил нам Максим Кочетков, параллельно с опытно-конструкторскими работами НПО «Сатурн» по решению Минпромторга сейчас активно занимается капитальным строительством сборочно-испытательного комплекса и стенда, на котором будут тестировать создаваемые на предприятии морские двигатели. В 2016 году эта работа должна быть завершена, после чего завод будет готов проводить все виды испытаний.


Алексей Хазбиев

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
11 комментариев
№1
15.12.2015 13:46
Очевидно, что вследствие разрыва ВТС между Украиной и Россией, на украинской Зоре-Машпроект будут произведены масштабные сокращения сотрудников (в т.ч. по собственному желанию). На мой взгляд, наши спецслужбы должны взять под контроль этот процесс.
+5
Сообщить
№2
15.12.2015 15:59
давайте товарищи, не подкачайте...
+1
Сообщить
№3
15.12.2015 17:43
Морской газотурбинный двигатель М70РУ максимальной мощностью 7000 л.с..
7000 л.с. мало, нужно значительно более мощные газотурбинные установки для кораблей мощностью в 20 000 -25000 л.с. как минимум для современных фрегатов и перспективных эсминцев.
0
Сообщить
№4
15.12.2015 21:04
Цитата, Игорь 50 сообщ. №3
нужно значительно более мощные газотурбинные установки для кораблей мощностью в 20 000 -25000 л.с. как минимум для современных фрегатов и перспективных эсминцев.

   Про М90ФР на 27 500 л.с.:
Первый образец отечественного газотурбинного двигателя для фрегатов будет построен к концу 2017 года.

   "ЦАМТО, 2 июля. Первый образец отечественного газотурбинного двигателя для фрегатов будет построен к концу 2017 года."

   Заказ на двигатели для фрегата «Адмирал Исаков».

1. Стенд появится в 2017-ом; ( из комментов )
2. Первый образец отечественного газотурбинного двигателя для фрегатов будет построен к концу 2017 года.
3. Срок поставки конкретно на «Адмирал Исаков» определен июлем-августом 2018 г.

4. Хотя из первой ссылки - "вполне реально к концу 2017 года получить первый двигатель», – сказал В.Бурсук в рамках церемонии открытия Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге."
0
Сообщить
№5
30.01.2016 20:31
Цитата
НПО «Сатурн» завершило первый этап опытно-конструкторских работ по созданию морских газотурбинных двигателей М-90ФР
Здорово конечно, вот какой момент не очень понятен - корабельные ГТУ у нас и на Украине, надо понимать следуя советской традиции, являются отдельным классом силовых машин.
Между тем на Западе военные судовые турбины являются производными серийных авиационных двигателей, имея с ними унифицированный газогенератор, что удешевляет их за счет большой серии и ускоряет процесс разработки - по сути нужна только отличительная часть, не самая технологически сложная:

- эсминец Арли Берк - 4 х ГТУ GE LM2500 (кстати по мощности равных М-90ФР) - производная широко распространенного General Electric CF6 aircraft engine (А-330, В-747, В-767);

- эсминец Зумвальт - 2 х RR Marine Trent-30, на 80% унифицированные с крупносерийным авиационным Rolls-Royce Trent 800 (В-777).

О создании в России судовых ГТУ на основе серийного авиационного ПС-90А или перспективного ПД-14 нет даже разговоров.

Ну и конечно РФ критически необходим собственный ГТД большой мощности нового поколения - в первую очередь для флота и ремоторизации самолетов Ан-124.
Без создания такого двигателя все разговоры о перспективных крупных неатомных эсминцах, дальнемагистральных широкофюзеляжных лайнерах и ПАК ТА  - пустая болтовня, преступный для безопасности страны и безответственный популизм.
Начинать надо прямо сейчас, невзирая на кризисы и другие отговорки, вроде наличия "перспективных" (40 лет назад) разработок серии НК.
+2
Сообщить
№6
31.01.2016 09:36
BorSch, это Вы правильно отметили =наличия "перспективных" (40 лет назад) разработок серии НК.=. Как  GE LM2500 сразу получить сложно, однако, объединить тему двигателей на базе газогенератора НК-32 для получения морского двигателя единичной мощности на 20МВт и авиационного на тягу 24тонны для ремоторизации Ан-124 и Ил-76(2-ух двигательный вариант) было бы разумно. Причём, на Ил-76 уже проводились лётные испытания Д-18Т. К тому же, "оморячиванием" двухконтурных двигателей НК-8 занимались как в Казани так и в Куйбышеве. Опыт есть.
-1
Сообщить
№7
31.01.2016 12:14
Отметил может и правильно, только смысл до Вас не дошел.
НК-32 место в музее советских достижений нелепостей, пример бессмысленного расточительства ради пустого пропагандистского престижа государства.

Изначально его будто бы высокие характеристики достигались не конструкторским и технологическим совершенством, а за счет утяжеления, применения сверхдорогих материалов, низкого ресурса и перерасхода специально подготовленного топлива.
Задача была любой ценой сделать самыймощныйвмиренеимеющийаналогов.

Да и сколько можно плодить безграмотное утверждение, что на основе НК-32 можно сделать двигатель большой тяги? Его собственная тяга 14 тс (читайте внимательно ТТХ и изучайте устройство, например что такое форсажная камера и как она работает), 24 тс из него никак не получится.

Помимо прочего конструкция НК безнадежно устарела, что твердолобо игнорируется его поклонниками.
Цитата, никодим сообщ. №6
Как  GE LM2500 сразу получить сложно
Более того, если ничего не делать  - невозможно.
Предположу что, например, ГТУ для проекта 11356 (16 мВт) можно создать на основе ПД-14, которая будет легче, компактнее и экономичнее украинских двигателей и их китайских клонов.
-1
Сообщить
№8
31.01.2016 15:14
Цитата, BorSch сообщ. №5
корабельные ГТУ у нас и на Украине, надо понимать следуя советской традиции, являются отдельным классом силовых машин.
Рогозин что-то говорил на докладе Путину
про подобную унификацию.
Вы не слышали?
0
Сообщить
№9
31.01.2016 17:15
Нет, к сожалению.

Вот любопытная информация по стоимости двигателей, прямо сопоставлять авиационный и морской ГТД наверное некорректно, тем более, что авиационный давно выпускается, а морской - первый серийный, тем не менее:

15.09.2014 Турбореактивный двигатель ПС-90А-76 - 215 млн. руб.
19.06.2015 Газотурбинный двигатель М-90-ФР - 593 млн. руб.
+1
Сообщить
№10
01.02.2016 09:28
Цитата, BorSch сообщ. №9
Нет, к сожалению.
ошибся я... немного не то...
http://www.gazeta.ru/business/news/2015/08/03/n_7430657.shtml
0
Сообщить
№11
01.02.2016 22:22
К п. 9, для контраста:

04.05.2015 Стоимость одного нового НК-32, по данным экспертов - около полутора миллиардов рублей.

Разработка НК-32 началась в 1977 году, серийное производство с 1983 года.
В настоящее время серийно не производится, однако еще выпускается микропартиями по несколько штук в год.
В 2015 году ОАО «Кузнецов» планирует передать[?] министерству обороны первый двигатель НК-32, выпущенный на новом производственном оборудовании с использованием новых технологий. Сам двигатель так и не был подвергнут существенной модернизации. Изменения запланированы в электронных системах НК-32, которым уже более 30 лет.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 25.12 05:09
  • 6624
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 25.12 03:59
  • 1
Ответ на "Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец"
  • 24.12 15:44
  • 3
Немного о терминах.
  • 24.12 14:07
  • 1
Китайская Agibot начала массовое производство гуманоидных роботов, опередив Tesla
  • 24.12 13:29
  • 8553
Минобороны: Все авиаудары в Сирии пришлись по позициям боевиков
  • 24.12 09:41
  • 0
Новый мировой порядок: Минск предлагает свою модель безопасности
  • 24.12 05:28
  • 0
Может ли помочь авиация НАТО Бандеростану? И, если да, то чем?
  • 24.12 03:39
  • 1
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец
  • 23.12 21:40
  • 0
Ответ на "В РФ ведется плановая замена кораблей третьего поколения на подлодки четвертого"
  • 23.12 13:31
  • 67
Уроки Сирии
  • 23.12 11:47
  • 2
Россия готова к дуэли "Орешника" и западных ПВО - Путин
  • 23.12 04:01
  • 1
Китайский флот нарастил количество установок вертикального пуска ракет до 50% от имеющихся в ВМС США
  • 23.12 03:15
  • 1
Ответ на "«Прототип бомбардировщика ПАК-ДА может быть близок к завершению»: британский министр оценил состояние стратегической авиации РФ"
  • 23.12 01:25
  • 1
Путин заявил, что уберег Россию, как просил Ельцин
  • 23.12 01:20
  • 1
Путин: бездействие РФ в 2022 году стало бы преступлением в отношении народа