Войти

Прорывные роботы

6864
15
+14
Комплекс "Платформа-М"
Роботизированный комплекс "Платформа-М".
Источник изображения: Г. Будлянский / www.arms-expo.ru

За счет модернизации списываемой техники можно резко сократить потери войск в наступлении

Для сухопутных сил один из наиболее сложных и опасных видов боя – атака для прорыва заранее укрепленной обороны. Необходимы соответствующая система боевых машин и эффективная тактика их применения. Этим условиям современные мотострелковые подразделения не удовлетворяют.


Что представляет собой укрепленная оборона? Например, мотострелковый взвод Российской армии обороняет зону до 400 метров по фронту и до 300 метров в глубину. В опорном пункте взвода создаются окопы для БМП, танков, БТР, орудий, противотанковых сил, возводятся долговременные огневые точки. Передним краем обороны создается зона сплошного многослойного огня, а также устанавливаются противотанковые и противопехотные минные поля и проволочные заграждения.


Ущербность числа и умения


Тактика атаки мотострелковой роты зависит прежде всего от системы боевых машин, которая стоит на вооружении армии. В настоящее время на вооружении Сухопутных войск находятся танки (Т-72, Т-80, Т-90) и боевые машины пехоты (БМП-1, БМП-2, БМП-3).

“ При атаке роботизированной роты людские потери будут минимальными, а вероятность прорыва обороны максимальная ”


В действующем Боевом уставе Сухопутных войск для прорыва укрепленной обороны предписывается: опорный пункт взвода должна атаковать рота на фронте 500 метров в составе трех мотострелковых взводов и танкового взвода, то есть трех танков и 10 БМП, всего около 103 человек и 13 боевых машин. Роте могут придаваться и другие подразделения (противотанковые, инженерные…) Здесь имеется ряд принципиальных недостатков:


1. Скорость роты в атаке определяется возможностями солдат, наступающих в пешем строю, то есть пять – семь километров в час. Очевидно, что чем быстрее атака, тем меньше потери наступающих.


2. Неудовлетворительное преодоление минного поля. Если у танков есть минные тралы, то они проделывают три прохода, через которые при сплошном многоярусном огне обороняющихся должны пройти по очереди 63 человека и 10 БМП. При этом нарушается боевой порядок роты, что неизбежно ведет к большим потерям в живой силе и технике.


3. Солдаты вооружены автоматами и противотанковыми гранатометами, малопригодными для борьбы с дотами, закопанными в землю танками, БМП, БТР и солдатами, укрытыми в окопах полного профиля. Тогда как наступающие являются для обороняющихся по существу полигонными мишенями. БМП, которые передвигаются за мотострелками, также имеют мало шансов уцелеть во время атаки.


Хотя до и во время атаки оборона подвергается ударам артиллерии, минометов, авиации и ракетных войск, опыт прошедших войн показывает: полностью подавить оборону не удается.


«Армата» и «Курганец» ничего не изменят. После принятия на вооружение эти машины при атаке укрепленной обороны, как предписывается Боевым уставом, будут иметь такие же недостатки, как и стоящие ныне Т-72, Т-80, Т-90 и БМП-2, БМП-3. То есть мотострелковые роты и в этом случае остаются небоеспособными при атаке укрепленной обороны.


Возникает вопрос: какая необходима тактика атаки для успешного прорыва укрепленной обороны противника и какая при этом нужна система боевых машин?


Роботы в авангарде


Чтобы при атаке укрепленной обороны сократить до минимума людские и материальные потери, необходимо создать роботизированные роты (РР), вооруженные кроме танков и БМП также дистанционно управляемыми боевыми роботами (ДУБР) и штурмовыми машинами (ШМ).


Наиболее простая роботизированная боевая техника дистанционно управляется оператором с помощью кабеля или радиоканала.


В России создан экспериментальный робототехнический комплекс на базе Т-72, обеспечивающий дистанционное управление танком на расстоянии до двух километров. С помощью ретрансляторов расстояние, на котором возможно телеуправление, может быть увеличено во много раз.


РР можно создать относительно быстро. ШМ целесообразно разработать на основе модернизации Т-72, Т-80 на платформы «Армата» или Т-90. Чтобы преобразовать танк в ШМ, надо заменить боевое отделение новым, оснащенным 152-мм гаубицей, 30-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом, горизонтальным автоматом заряжания. Ствол гаубицы на тонну легче, чем танковой пушки калибра 125 миллиметров, угол возвышения – до 60 градусов. Танковая гаубица может вести огонь боеприпасом для «Мсты» – осколочно-фугасными снарядами (ОФС) 3ОФ64, эффективность которых в четыре раза выше, чем у 125-мм танкового ОФС 3ОФ26. 152-мм кассетный снаряд 3-О-13 всемеро эффективнее 125-мм танкового ОФС 3ОФ26 по осколочному действию по открытым целям. Управляемый снаряд «Краснополь» поражает цели с вероятностью 0,8, при этом расход снарядов уменьшается в 10–15 раз. Дальность стрельбы – 13 километров, скорость снаряда – 500 метров в секунду.


В наступающей роботизированной роте имеется, кроме девяти орудий калибра 125 миллиметров, три 152-мм гаубицы с осколочно-фугасными управляемыми снарядами «Краснополь». Это позволяет вести бесконтактную борьбу с противником на дистанции до 13 километров, что обеспечивает надежное поражение как существующих, так и перспективных бронированных машин, а также других целей как с закрытых, так и с открытых позиций.


Для бесконтактной борьбы командир роты должен иметь необходимые средства, которые не могут базироваться только на космической навигационной системе ГЛОНАСС из-за ее слабой защищенности – в случае крупномасштабной войны необходимо создавать локальные защищенные армейские системы разведки, целеуказания, навигации, связи и управления.


В СССР не было штурмовых машин, что приводило к большим потерям танков и самоходных орудий в городских боях. Например, в Берлине в 1945 году было подбито не менее тысячи наших боевых машин. В России также нет аналогичной техники. Отсюда большие потери техники в городских боях, к примеру в Грозном в 1995-м подбито 225 боевых машин.


Эшелоны идут в атаку


При использовании системы из четырех типов машин – ДУБР, ШМ, танков и БМП при прорыве укрепленной обороны целесообразно применять следующую тактику атаки в три эшелона.


В первом атакуют шесть ДУБРов с минными тралами. Их основная задача – проделать проходы в минных полях для боевых машин с экипажами и провести разведку боем. ДУБРы останавливаются у переднего края обороны на расстоянии, безопасном от разрыва своих боеприпасов, и уничтожают с места ожившие огневые точки и пехоту в первой траншее.


Во втором эшелоне три танка и три ШМ переходят в атаку за ДУБРами на расстоянии 0,2–2 километра. Расстояние зависит от времени обстрела обороны, и чем оно длиннее, тем больше должно быть расстояние между первым и вторым эшелонами. После прорыва танков и ШМ в опорный пункт взвода они подавляют те огневые точки, которые уцелели во время ракетного, артиллерийского, минометного и бомбового удара по обороне.


В третьем эшелоне двигаются семь БМП, десант которых спешивается у края обороны под прикрытием огня ДУБРов, танков и ШМ. Мотострелки подавляют оставшуюся живую силу и готовятся к отражению контратаки. Затем аналогичная атака проводится на вторую линию обороны и так далее.


Таким образом, в операции участвуют шесть ДУБРов (1-й эшелон), три ШМ и три танка (2-й эшелон) и семь БМП (3-й эшелон). Всего в атакующей роте 82 человека, что на 21 меньше списочного состава современной мср, атакующей в одном эшелоне, но в три линии, как этого требует Боевой устав. Стоимость нового вооружения роты с ДУБРами и ШМ выше, зато людские потери будут минимальными, а вероятность прорыва обороны становится максимальной.


РР не имеют принципиальных недостатков. Они атакуют в три-четыре раза быстрее, эффективно преодолевают минные поля, обеспечивают лучшую защищенность мотострелков при атаке. По огневой мощи (количество ОФС в залпе) РР в семь раз превосходят огневую мощь мср, она способна вести борьбу на дистанции до 13 километров.


Перед атакующими подразделениями стоит задача противодействия современным противотанковым средствам, а также системам радиоэлектронной борьбы. Для ее решения танки, БМП должны обладать как индивидуальной, так и коллективной защитой. Атакующие роты должны являться разведывательно-ударным комплексом, включенным в единую систему управления тактическим звеном.



Пока не призвали роботов


Что делать, если завтра война, а мотострелковые подразделения непригодны для прорыва укрепленной обороны? Рассмотрим возможную рациональную тактику прорыва укрепленной обороны при использовании того вооружения Сухопутных войск, которое имеется в настоящее время: танки Т-72, Т-80, Т-90, а также БМП-3, БМП-2 и БМП-1.


В этом случае в первом эшелоне укрепленную оборону атакуют шесть танков с минными тралами, во втором эшелоне – шесть танков, а в третьем эшелоне – семь БМП с мотострелками. Далее атака развивается так же, как в случае c РР. До и во время атаки по обороне наносятся минометный, ракетно-артиллерийский и бомбовый удары, особенно по опорным пунктам около первой и второй траншей. Этот вариант целесообразно использовать для обучения войск эффективной атаке на укрепленную оборону.


Войска еще до создания ДУБРов и ШМ должны отработать комбинированную атаку в три эшелона на укрепленную оборону, используя имеющуюся на вооружении технику, что обеспечит непрерывное повышение боеспособности. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Боевой устав Сухопутных войск.


Основной недостаток использования только танков для прорыва укрепленной обороны заключается в том, что они недостаточно приспособлены для борьбы с противотанковыми средствами и непригодны в боях в городе и горах. Небольшой угол возвышения орудия не позволяет вести огонь с закрытых позиций и по верхним этажам зданий, в горах. Поэтому для прорыва укрепленной обороны совместно с танками должны участвовать штурмовые машины, имеющие большую огневую мощь и способные воевать не только в поле, но и там, где тактика боя должна быть иной. В этом случае солдаты, как правило, спешиваются и их должны поддерживать штурмовые машины.


Сравним состав и структуру мср и РР, которые непосредственно участвуют в атаке. В обеих ротах по 13 боевых машин с экипажами, но в РР имеется дополнительно шесть танков-роботов. Численность солдат и офицеров, принимающих участие в атаке, в мср и РР соответственно 103 и 82 человека. Огневая мощь РР выше в семь раз.


Сравним состав и структуру для тех частей мотострелковой и роботизированной бригад (РБ), которые участвуют в атаке на укрепленную оборону. В этом случае в мсбр и РБ число машин с экипажами практически одинаково, но в РБ дополнительно имеется 54 танка-робота, хотя в мсбр на 280 солдат и офицеров больше.


В настоящее время из тех танков, что стоят на вооружении Российской армии, можно сформировать роботизированные бригады, способные прорывать укрепленную оборону. Например, для создания 30 РБ надо 2430 танков: 810 модернизировать в штурмовые машины и 1620 переделать в роботов. Целесообразно использовать технику, снимаемую с вооружения, но сохранившую боеспособность. Это наиболее быстрый и дешевый способ. Возможен, конечно, более длительный и дорогой путь создания штурмовых бригад – разработка новых специализированных машин для решения перечисленных задач.


Леонид Орленко,

доктор технических наук, профессор МГТУ


Опубликовано в выпуске № 36 (602) за 23 сентября 2015 года

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Оригинал публикации
  • В новости упоминаются
Похожие новости
17.05.2021
Весь интернет обсуждает российский военный парад в честь 76-летия победы в Великой Отечественной войне: чем отличился этот год? (WeChat, Китай)
10.11.2017
Задавить броней. Какого оружия у России больше, чем у других стран
30.08.2017
"Задира" на новых физических принципах
24.08.2017
Открытие "Армии-2017": слова Путина, оценки гостей и перспективы контрактов
25.12.2013
Технологическая наука танкпрома
26.07.2012
От боевых машин солдата – к роботам
15 комментариев
№1
23.09.2015 02:09
Хорошая статья.Да роботизированная дистанционно управляемая техника предопределяет и корректировку уставов и всей тактики штурмовых действий.
+2
Сообщить
№2
23.09.2015 07:33
Цитата
«Армата» и «Курганец» ничего не изменят. После принятия на вооружение эти машины при атаке укрепленной обороны, как предписывается Боевым уставом, будут иметь такие же недостатки, как и стоящие ныне Т-72, Т-80, Т-90 и БМП-2, БМП-3. То есть мотострелковые роты и в этом случае остаются небоеспособными при атаке укрепленной обороны.
Не соглашусь, что совсем ничего не изменят. Если пехота будет уже не пешком бежать за техникой, а находиться внутри очень серьёзно защищённого Т-15, да хотя бы внутри "Курганца", который защищён уже гораздо лучше, чем старые БМП, то три отмеченные пункта становятся неактуальными. Спешиваться нужно уже для окончательной зачистки. Хотя по части роботов всё же согласен - они необходимы в любом случае в первой волне атаки, но только не такие как на фото вверху - их ведь наверно даже из автомата можно уничтожить. Нужны серьёзно укреплённые роботы с мощной бронёй, может со щитами, которые будут прикрывать робота с наиболее опасного направления, а также с КАЗ, ДЗ, радио-электронным подавлением, быть может каким-то гатлингом (возможно лазером) для уничтожения подлетающих боеприпасов на относительно большом расстоянии (по сравнению с КАЗ). В в общем должен быть полный набор всех возможных средств защиты и в том числе противоминной (помимо тралов, подавления радиовзрывателей) - чтоб если и обездвижен бы робот, то потом его было просто и дёшево восстанавливать, приделав новые колёса, защитное модульное дно. И двигаться они должны очень быстро. Для начала пусть это будут дистанционно управляемые "Арматы" - танки и БМПТ на этой платформе. Управление как по радиоканалу, так и по проводам, так и по лучу лазера, направленному в танк, так и навыки какой-то минимальной самостоятельности, если будут потеряны все каналы управления. Хотя уничтожать все найденные им цели можно сразу же автоматически, без подтверждения человеком (считать, что в некотором районе своих быть не может как и мирных жителей). Самостоятельно вернуться - тоже не проблема для реализации на современном уровне развития техники.

Управлять дистанционно нужно с помощью шлемов виртуальной реальности с очень широкими углами обзора (чтоб не только головой крутить, но и зрачками, периферийным зрением видеть) и высокочётким изображением, а бронетехника должна быть буквально усеяна камерами - так, чтобы не было вообще мёртвых зон, а камеры не нуждались в механическом повороте - нужно было бы только плавно переходить на изображения с других камер при повороте головы в шлеме. Камеры по две - для стереоэффекта. Камеры защищены от бронебойного .50 снайперов, барабанный механизм смены повреждённой. Особенно хорошо, если удастся сделать комбинированные камеры: телевизионная, ночного видения и тепловизор. Также дополнить их АФАР на фотонике.

Цитата
ДУБРы останавливаются у переднего края обороны на расстоянии, безопасном от разрыва своих боеприпасов, и уничтожают с места ожившие огневые точки и пехоту в первой траншее.
Не думаю, что они должны останавливаться совсем. В крайнем случае не продвигаться вперёд, но продолжать активно маневрировать на каком-то участке.

Цитата
Солдаты вооружены автоматами и противотанковыми гранатометами, малопригодными для борьбы с дотами
Есть и термобарические выстрелы. Может стоит придумать лёгкий, носимый вариант с управляемой ракетой (в идеале "выстелил и забыл", спрятался тут же) - для высокоточной стрельбы с больших расстояний в амбразуры дотов.
+7
Сообщить
№3
23.09.2015 12:40
Это скорее первые наработки по каналам связи, перед установкой системы на тяжелые платформы, проработка вариантов использования и составление  наброска изменений в устав. Работа идет и это радует.
+2
Сообщить
№4
23.09.2015 12:54
0
Сообщить
№5
23.09.2015 13:20
Укрепленный район гораздо эффективнее для начала хорошо обработать авиацией и артиллерией. И уж потом зачистить роботами и пехотой. Так будет гораздо дешевле во всех отношениях.
+3
Сообщить
№6
23.09.2015 14:11
Цитата, q
Камеры защищены от бронебойного .50 снайперов, барабанный механизм смены повреждённой. Особенно хорошо, если удастся сделать комбинированные камеры: телевизионная, ночного видения и тепловизор. Также дополнить их АФАР на фотонике.
Это было бы здорово, вот только при попадании 23 или 30мм фугасов автопушек, думаю механизм выйдет из строя. Надо как-то продумать данный механизм, чтобы был защищен хорошо.
В данном случае я имею ввиду при установке подобных конструкций на серию "армата"
На не дорогих робот возможно и нет смысла городить такой огород. Но я бы предусмотрел еще  несколько камер "скрытых в теле" с алгоритмом работы с задержкой. К примеру подбили робота, он остановился, камеры все выведены из строя, скажем через 3-5 минут (время можно настраивать в зависимости от задач) выдвигаются камеры из тела и хоть дают картинку вокруг, как вариант, если оружие еще есть и работает то и пульнуть на последок. Логика моя в том, что после подбития робота за ним понаблюдают какое-то время и оставят  в покое. Как вариант, можно задержку выставлять разную на разных роботах, чтобы противнику сложнее было вычислить систему.
0
Сообщить
№7
23.09.2015 18:53
До уточнения оперативно-тактических приемов, неплохо было бы разобраться со стратегией. А то опять будет подготовка к прошлой войне.
С кем и где российская армия может воевать, штурмуя такого рода оборону. Со сплошной линией обороны,  дотами, дзотами, окопами и т.п.?
На польской (финской, норвежской, румынской) границе? На Донбассе? В Китае? В Сирии?
Или  все же будут предполагаться высокоманевренные действия смешанных мобильных групп, с предварительной обработкой маршрута чем ракетами, авмацией и ТЯО?
0
Сообщить
№8
23.09.2015 18:59
Кстати о.
"Одним из основных поражающих факторов ЯО является электромагнитный импульс. И как там поведут себя роботы?  А в условиях интенсивной РЭБ театре действий?
0
Сообщить
№9
24.09.2015 00:48
Статья нехорошая! Автор пытается к старому уставу прилепить псевдо новые средсва (ДУБРы и ШМ) и  использовать"тактику атаки в три эшелона". Ну во-первых ДУБРы и ШМ это по сути те-же танки и БМП, только без экипажеей, а тактика "в три эшелона" это вообще чушь. Похоже профессор МГТУ, как и генералы, готовится к прошедшишей войне. Нет, ребята, так нельзя. Нужно создавать принципиально новые средства ведения боевых действий на суше и под них развивать новую тактику. Такими средствами могут стать только полноценные роботы, а не какие-то ДУБРы и ШМы. Ну а полноценные роботы в нашей стране появятся ох как не скоро, воровать меньше надо. Это не вина проффесора из МГТУ, это его беда.
-2
Сообщить
№10
24.09.2015 01:11
Цитата, танкист сообщ. №9
ДУБРы и ШМ это по сути те-же танки и БМП, только без экипажеей.
Ну а полноценные роботы в нашей стране появятся ох как не скоро
Это вопрос терминологии.
Так про что угодно можно сказать, к примеру БЛА - самолёт, только без экипажа. Беспилотная подводная лодка - подводная лодка, только без экипажа и тд и тп...
Суть не меняется, это управляемые роботы/дроны без экипажа, суть есть "беспилотники".
Да и вообще, что значит "это те же танки, только без экипажа"?  Так и есть! Беспилотные управляемые дроны. А как ещё вы могли посадить в такие миниатюрные модели людей? И что значит "полноценные роботы"? "Полноценный робот" должен выглядеть как человек и держать РПГ у себя на плече? Так это ненужный и излишний примитивизм, это всё равно, что шагающий танк какой-нибудь, когда легче сделать привычный управляемый гусеничный танк.
+3
Сообщить
№11
24.09.2015 23:45
Использование устаревшей бронетехники в качестве  платформы для сухопутных дронов вполне оправдано,
На БМП-1/2 вместо башни нужно установить пакет из 8-12 ПТУР, в десантное отделение мощные аккумуляторы для обеспечения работы  электроприводов  ПУ и системы наведения в течении 3-5 дней.
Наиболее подходящая тактика, скрытый выход на позиции  и устройство засад на важных транспортных артериях.
Управлять группой таких сухопутных дронов может одна  разведгруппа с удалённой на безопасное расстояние позиции.
Для обеспечения скрытности и защиты от средств РЭБ противника управление дронами должно осуществлятся не по радиоканалу, а по оптическим кабелям.
Залп нескольких дронов может уничтожить целую колонну противника, нанеся ущерб на несколько порядков больший стоимости самих дронов.
0
Сообщить
№12
26.09.2015 07:14
Олег Бахарев
Цитата, Олег Бахарев сообщ. №5
Укрепленный район гораздо эффективнее для начала хорошо обработать авиацией и артиллерией. И уж потом зачистить роботами и пехотой. Так будет гораздо дешевле во всех отношениях.
Это само собой и даже в статье об этом говорится. В этом нет как ничего нового, так и особо эффективного. Ну закопаются они хорошо, построят фортификационные сооружения - большинство даже после самых интенсивных обстрелов выживет и останется боеспособными.


MaoDz
Цитата, MaoDz сообщ. №6
Это было бы здорово, вот только при попадании 23 или 30мм фугасов автопушек, думаю механизм выйдет из строя. Надо как-то продумать данный механизм, чтобы был защищен хорошо.
Так я ж даже предложил в процитированной вами фразе такой механизм: револьверный барабан с несколькими камерами (допустим, 3 штуки в барабане), лишь одна из которых смотрит в мир из брони. С другой стороны, камер просто очень много и обзоры соседних в значительной степени пересекаются. Ну и по две их на расстоянии глаз - для стереоэффекта, а заодно и для надёжности.

Цитата, MaoDz сообщ. №6
На не дорогих робот возможно и нет смысла городить такой огород.
Обычные телевизионные камеры уже очень дешёвые (можно и гражданскими вариантами обходиться - благо их менять недорого стоит) и при этом могут давать картинку UltraHD. Дорогие из-за крайне низкой серийности это ПНВ и тепловизоры, а особенно охлаждаемые - тут да, может быть очень дорого.

Цитата, MaoDz сообщ. №6
Логика моя в том, что после подбития робота за ним понаблюдают какое-то время и оставят  в покое.
Ну да, возможно, но такой фокус может сработать ровно один раз. В общем пока робот не будет порван на куски, не будет весь охвачен пламенем - в покое не оставят.


Верблюд
Цитата, Верблюд сообщ. №8
"Одним из основных поражающих факторов ЯО является электромагнитный импульс. И как там поведут себя роботы?
Да и без ядерного взрыва могут уже устраивали американцы такие импульсы в том же Ираке. Полагаю защиту от этого вполне можно сочинить - не такой уж он всепроникающий и всё поражающий этот импульс. Но и сейчас полно войн с разными боевиками (Чечня, Афганистан, ИГ) у которых просто нет ничего подобного и едва ли появится.


танкист
Цитата, танкист сообщ. №9
Такими средствами могут стать только полноценные роботы, а не какие-то ДУБРы и ШМы. Ну а полноценные роботы в нашей стране появятся ох как не скоро, воровать меньше надо.
Эти неполноценные роботы - первый шаг. С чего-то ведь надо начинать? Новый вид любой техники всегда сначала примитивен, обладает огромным числом недостатков (сравните танки 100 лет назад с "Арматой"). На современном этапе развития науки и техники невозможно сделать полноценного робота. Такого рода летающие беспилотные аппараты уже достаточно прилично себя зарекомендовали, хоть они и не полноценные роботы.
+1
Сообщить
№13
28.09.2015 10:21
Цитата, q
Так я ж даже предложил в процитированной вами фразе такой механизм: револьверный барабан с несколькими камерами (допустим, 3 штуки в барабане), лишь одна из которых смотрит в мир из брони
Ну вот я же о том, что надо сделать так, чтобы при попадании снаряда выходила из строя только камера, а не весь механизм барабана. Также надо разнести их подальше, чтобы от разрыва не выбивало соседнюю камеру в барабане. Но это уже совсем тонкости)))
0
Сообщить
№14
28.09.2015 11:53
0
Сообщить
№15
10.10.2015 12:00
На видеоролик в статье.
Ребята, может я многого и не понимаю, но как ЭТО можно применять в боевых условиях (если только это не прототипы с последующим кардинальным улучшением характеристик)?
Во первых, дроны так шумят, что их слышно, не знаю, метров за 300. Во вторых, атака заняла 3 минуты. Учитывая шумность, дроны были бы уже уничтожены на подходе. В третьих. С дистанции 145 м. (как слышно из звукоряда), "киллер" пристреливался пол минуты. В четвертых, что делать с боевым охранением противника (ранним обнаружением)?
В общем то, что показано, в реальных условиях работать не будет. Гораздо эффективнее сработала бы штурм группа.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 23.04 09:45
  • 976
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 23.04 00:32
  • 114
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 22.04 14:32
  • 0
План «Орша»: В Сувалкском коридоре стартовали польско-литовские учения
  • 22.04 11:44
  • 24
Национальная политика и миграция
  • 22.04 11:19
  • 2704
Как насчёт юмористического раздела?
  • 22.04 04:46
  • 18
Американский эксперт: Военный конфликт на Украине показал необходимость создания танков нового поколения
  • 22.04 02:45
  • 6
Севморпути нужны железные дороги и мосты
  • 21.04 13:22
  • 4146
Оценка Советского периода в истории России.
  • 21.04 11:40
  • 295
Главком ВМФ России: проработан вопрос о создании нового авианосца
  • 21.04 11:36
  • 10
США желают увеличения военного присутствия Индии в Индо-Тихоокеанском регионе для сдерживания КНР - СМИ
  • 21.04 09:17
  • 76
Членство в НАТО в обмен на территорию. Зачем Армения проводит военные учения с США
  • 21.04 03:17
  • 4
БМП-3: королева пехоты
  • 20.04 23:22
  • 1
«Аналог российской системы С-400»: Иран представил новый зенитно-ракетный комплекс Bavar-373 на белорусском шасси
  • 20.04 20:24
  • 4
Российская армия получила партию новых танков Т-80БВМ
  • 20.04 20:22
  • 1
Французская корабельная крылатая ракета NCM