Войти

Американский F-22 против российского ПАК ФА: кто победит? ("The National Interest", США)

10379
18
-7
Самолет F-22 Raptor
F-22 Raptor демонстрирует свою маневренность во время авиашоу Wings Over the Pacific 28-го сентября 2014-го года в Joint Base Pearl Harbor-Hickam, Гавайи.
Источник изображения: Raymond Geoffroy / strategypage.com

Битва пятого поколения в небе. Кто завоюет корону?

Прошло десять лет с тех пор, как самолет F-22 Raptor компании Lockheed Martin начал поступать на вооружение в ВВС США.

Его назвали самым боеспособным истребителем для завоевания превосходства в воздухе. Но он лишь год назад продемонстрировал свои боевые качества в небе над Сирией и Ираком. Однако эту машину не применяли для уничтожения советской танковой армады в Фульдском коридоре или для подавления интегрированной системы ПВО современного противника, как планировали ее конструкторы. Вместо этого Raptor в основном выполняет функции летающей платформы с приборами обнаружения.

Тем не менее, настанет день, когда F-22 столкнется с противником, у которого будет шанс сразиться с ним на равных и даже победить (хотя шанс для этого невелик). Россия и Китай напряженно работают над созданием самолетов Т-50 ПАК ФА и J-20. Из этих двух машин ПАК ФА является, пожалуй, наиболее серьезным оппонентом. Несмотря на распад Советского Союза, России каким-то образом удалось сохранить более или менее эффективную военно-промышленную базу — хотя она сегодня напоминает лишь бледную тень советского прошлого.

Все в ПАК ФА говорит о том, что эта машина по своей концепции похожа на «Раптор». Это скоростной, высотный и малозаметный истребитель для завоевания превосходства в воздухе. Тем не менее, как и можно было ожидать, русские уделили больше внимания одним характеристикам и меньше другим.


Истребитель пятого поколения Т-50
Источник: militaryrussia.ru

Хороший пример — малозаметность. В конструкции Т-50 придается гораздо меньше значения всеаспектной малозаметности. Вместо этого конструкторы сосредоточились на невидимости передней его части, из-за чего самолет по своим демаскирующим признакам похож на Пакмана из одноименной компьютерной игры. А вот F-22 больше похож на паука, если смотреть на него не особенно пристально. Малозаметность - это тот аспект, где у «Раптора» есть огромные преимущества над российским самолетом.

Что касается кинематики, то здесь Т-50 и F-22 сопоставимы — особенно когда ПАК ФА получит новые двигатели. Установленный на нем сегодня двигатель под названием «Изделие 117» - весьма приличный, но в конечном итоге на самолет надо будет установить экспериментальный двигатель «Изделие 30», чтобы в полной мере использовать возможности планера.

Оба самолета способны летать на сверхзвуке. У F-22 скорость чуть больше числа Маха 1,8 (без форсажной камеры), а ПАК ФА без компрессора высокого давления сможет развить скорость как минимум М=1,6. Максимальная рабочая высота полета у F-22 20 тысячи метров, как и у Т-50. У «Раптора» есть ограничительный предел максимальной скорости М=2.0, что обусловлено недостатками его радиопоглощающих материалов. Я полагаю, что аналогичная красная черта будет и у ПАК ФА.

Хотя у F-22 есть преимущества по характеристикам малозаметности, русские опережают по маневренности. Т-50 оснащен трехмерным управляемым вектором тяги, и многое говорит о том, что у него имеются преимущества в плане поворотливости. У русских также может быть смонтированная в шлеме система отображения информации. Кроме того, ПАК ФА с самого первого дня вооружен ракетами с непрямой наводкой.

Между тем, «Раптор» в 2017 году получит на вооружение ракету AIM-9X, а ВВС, медленно преодолевая преграды, идет к созданию смонтированной в шлеме системы отображения информации, которая будет готова к 2020 году. Плюс в том, что с учетом состояния российской экономики, ПАК ФА к этому времени вряд ли будет готов.

Что касается бортовой электроники, то у F-22 наверняка будут преимущества в виде сочетания датчиков и интерфейса летчик-машина. Русские не могут похвастать особыми успехами в создании удобных для пользователя кабин — достаточно взглянуть на кабину МиГ-29. Но они совершенствуются. В целом по работе приборов обнаружения и датчиков две машины примерно равны, хотя русские делают вполне приличные РЛС, и у них отличные системы РЭБ.

Итак, при прочих равных показателях, если малозаметность станет решающим фактором, то ПАК ФА окажется в незавидном положении. Но если вера ВВС США в малозаметность ошибочна, ПАК ФА будет иметь преимущества. Тем не менее, война идет по своим правилам, и предсказать ее исход с большой степенью вероятности очень трудно.


Дейв Маджумдар (Dave Majumdar)

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Оригинал публикации
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ВПК.name
  • В новости упоминаются

F-22

Американский многоцелевой истребитель пятого поколения Raptor ("Раптор")

просмотров: 74818   комментариев: 0   изображения
Похожие новости
26.04.2018
Сухой Су-57 — российский самолет 5-го поколения
01.12.2017
Вопрос по третьей мировой войне: смогут ли Россия и Китай одержать победу в бою над F-22 Raptor?
27.09.2016
5 самых смертоносных ВМС, сухопутных сил и ВВС на планете (The National Interest, США)
20.09.2016
Американский F-22 против российского ПАК-ФА и китайского J-20
26.02.2016
ПАК ФА пытаются отказать в принадлежности к пятому поколению
24.02.2015
«Основная цель — завоевание превосходства в воздухе»
18 комментариев
№1
11.09.2015 04:58
Неужели американцы выдали более или менее объективный анализ-сравнение своей и российской техники.
Хотя напрягает то, что F-22 уже 10 лет, а Т-50 только испытывается.
-2
Сообщить
№2
11.09.2015 05:08
Цитата, q
Русские не могут похвастать особыми успехами в создании удобных для пользователя кабин — достаточно взглянуть на кабину МиГ-29.
Ну так взглянем и сравним.
Ф-22


ПАК ФА


миг-29К


Судя по фото кабина миг-29К ни чем не хуже чем у ф-22,ну а у ПАК ФА эрганомика сразу видно что лучше чем у Ф-22.
+11
Сообщить
№3
11.09.2015 05:16
Рафаль


Таифун


Грипен


По мне так самая удобная внешне это пока у Рафаля,сеичас посмотрим другие.
+2
Сообщить
№4
11.09.2015 05:22
су-35


су-30см


су-34 вот это ангар так ангара
+4
Сообщить
№5
11.09.2015 05:27
Ф-16 блок 50


Супер Хорнет


Последняя разработка для Супер Хорнета
+4
Сообщить
№6
11.09.2015 05:33
Ф-15Е


су-30мк2


миг-29смт
+5
Сообщить
№7
11.09.2015 05:35
ф-35
+4
Сообщить
№8
11.09.2015 06:22
Цитата
кто победит?
ЦЕПЪ!
0
Сообщить
№9
11.09.2015 10:49
Ввиду развития систем РЭБ,всё большую роль,в воздушном противостоянии,будет играть ближний бой.Американцы этому практически не уделяют внимания.
А их "невидимок" мы уже видели...
Да,и шлемы уже готовы у нас:
"Шлем пилота ПАК ФА стал воплощением фантастики"
http://www.rg.ru/2015/09/08/shlem-site.html
+4
Сообщить
№10
11.09.2015 19:55
morsikoff -
вы сказали “Ввиду развития систем РЭБ,всё большую роль,в воздушном противостоянии,будет играть ближний бой.Американцы этому практически не уделяют внимания.

Амеры не обращают внимания на ближний бой только потому, что ближний бой между российским пилотом и амером, или амером и китайским пилотом быть не может. По крайней мере ближайшие 20-30 лет. Подумайте сами почему.
Ближний бой между российским пилотом и пилотом из третьей страны за штурвалом самолёта США - возможен. Также возможно и обратное - пилот-амер против третьей-страны пилота за штурвалом российского самолёта. Но так, как амеры тренируются, третья страна себе позволить не может экономически, вот поэтому ближнему бою амеры не уделяют столько внимания, как вам кажется.  

    Kстати - появилась интересная статья того-же автора. Он сравнивает F-15 и Су-35 (англ):
http://www.nationalinterest.org/blog/the-buzz/americas-f-15-eagle-vs-russias-su-35-fighter-who-wins-13815
+1
Сообщить
№11
11.09.2015 20:16
Что касается боев между российскими и американскими пилотами полностью соглашусь с американцем. Вероятность таких боев стремится к нулю. В связи с возможной эскалацией конфликта и выходу ее из под контроля. Но и вероятность воздушных боев между американскими пилотами  и пилотами третьих стран не выше. Если этот не ядерная держава, то ее аэродромы тупо закидают томагавками вместе со всем, что там есть з безопасного расстояния. Не будут рисковать. Это проосто глупо. А мощи ПВО защитить свои обьекты от томагавков нет ни у кого. В том числе и России.  По той простой причине, что томагавков у США просто будет больше. Намного больше. Так что, угрозой ф-22 может быть не пак фа а недобитые системы пво.
0
Сообщить
№12
11.09.2015 21:17
То что Россия ВВП которой в раз в 10 меньше чем у США по номиналу способна конкурировать с американскими решениями в авиации на равных говорит скорее в пользу России. Даже Китайский колосс вынужден закупать российские движки для всего от фронтовой до стратегической и транспортной авиации и опять же не где нибудь а в России.... А давайте себе представим что в ПАК ФА вложили бы столько же денег сколько и в Фу-35... Триллион долларов как минимум уже. То есть порядка  67.712.999.999.999,00 рублей... Я думаю ПАК ФА имел бы не только вертикальный взлет но и способность садится на Луне так сказать.

С другй стороны такие сравнения на уровне популярной механики. Просто бред. Так что соглашусь с нашим местным "американцем":)
+2
Сообщить
№13
11.09.2015 21:50
ФМ -
наши самолёты дорогие только потому, что зарплаты большие на всех уровнях. Китай это уже почуствовал, бизнес оттуда потихоньку перебирается в США (экономия на перевозке). Увеличение зарплат ждёт вашу страну тоже, это нормальный ход при нормальной экономике (вот когда - я не знаю).
  А здесь обещанная статья - сравнивает F-15 и Су-35, но на русском:
http://ria.ru/world/20150911/1244728858.html
0
Сообщить
№14
11.09.2015 22:44
Цитата, q
Что касается бортовой электроники, то у F-22 наверняка будут преимущества в виде сочетания датчиков и интерфейса летчик-машина

это пример, когда заскорузлая мысль о собственном величии подавляет умственные способности.

с компьютером десятилетней давности этот американский клоун рассуждает о каком-то интерфейсе.
+3
Сообщить
№15
12.09.2015 00:15
ID: 1701 -
вы сказали “это пример, когда заскорузлая мысль о собственном величии подавляет умственные способности.
с компьютером десятилетней давности этот американский клоун рассуждает о каком-то интерфейсе.”
  
    Даю вам факты (на англ), где ваши слова могут подтвердиться, а могут и нет. Если нет, то извинитесь перед теми, кто вас заплюсовал (вы их обманули):
F-22 Raptor: Capabilities and Controversies
http://www.defenseindustrydaily.com/f-22-raptor-capabilities-and-controversies-019069/
  И  учтите, что статья написана 2 года назад.
Кстати, узнаете из статьи как самолёт справляется с С-300 и С400.
-1
Сообщить
№16
12.09.2015 00:39
Цитата, q
Даю вам факты (на англ), где ваши слова могут подтвердиться, а могут и нет. Если нет, то извинитесь перед теми, кто вас заплюсовал (вы их обманули):

Ссылка только не работает, а так, всё норм. И C300-400-500-100500 уже побеждены.

Я раньше думал, что академик Сахаров слишком бесчеловечный метод предлагал, чтобы прекратить безобразие, которое творит на земле это безумное племя с манией величия.

но теперь я думаю, что академик предлагал слишком мягкие меры воздействия.
+4
Сообщить
№17
09.10.2015 13:37
Цитата, ViewfromUSA сообщ. №10
Сегодняшняя ситуация в Сирии и появление лётчиков стран-Членов НАТО в Прибалтике-не исключают такой вероятности вовсе.
0
Сообщить
№18
09.10.2015 13:39
Цитата, ViewfromUSA сообщ. №10
Сегодняшняя ситуация в Сирии и появление лётчиков стран-Членов НАТО в Прибалтике-не исключают такой вероятности вовсе.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 01.05 22:38
  • 1127
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 01.05 19:17
  • 4
МС-21 готовится к первому полету
  • 01.05 17:28
  • 93
В США оценили российские Су-34 с УМПК
  • 01.05 17:19
  • 12
Севморпути нужны железные дороги и мосты
  • 01.05 16:30
  • 11
США желают увеличения военного присутствия Индии в Индо-Тихоокеанском регионе для сдерживания КНР - СМИ
  • 01.05 16:29
  • 486
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 01.05 13:52
  • 277
Космонавтика Илона Маска
  • 01.05 13:35
  • 26
Глава Военного комитета НАТО заявил о необходимости проведения дополнительной мобилизации на Украине
  • 01.05 13:20
  • 7
Какое оружие может оказаться эффективным против боевых беспилотников
  • 01.05 13:10
  • 31
Национальная политика и миграция
  • 01.05 13:05
  • 1
«Известия» показали работу расчета ПЗРК «Верба» в зоне спецоперации
  • 01.05 12:59
  • 297
Главком ВМФ России: проработан вопрос о создании нового авианосца
  • 01.05 12:52
  • 1
Уйти от ракеты. Почему бомбардировщики Ил-28 почти не несли потерь
  • 01.05 12:45
  • 1250
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ
  • 01.05 12:42
  • 4
Ракета на колесах