Войти

Двигатель прогресса?

5772
11
-2
Старт ракеты-носителя Antares
Старт ракеты-носителя Antares. Источник: www.channelnewsasia.com.
Источник изображения: www.channelnewsasia.com

Американская компания Orbital Sciences Corporation покупает российские двигатели РД-181 для ракет «Антарес». Но надо ли нам радоваться такому прорыву?

С фанфарной торжественностью на днях было объявлено о сделке космического масштаба: американская компания Orbital Sciences Corporation (OSC) покупает 60 первоклассных российских двигателей РД-181 для своих ракет «Антарес». Аж на 1 млрд долларов. Получается, и про санкции можно забыть, если того требуют собственные интересы... Но надо ли нам радоваться такому прорыву?

Мажорные оценки сделки в наших СМИ сопровождаются горячими дискуссиями в Рунете. Одни поддерживают подписание контракта, другие, наоборот, остро критикуют соглашение, не выбирая порой выражений. Почему же этот торговый контракт, отнюдь не первый в космической сфере, вызвал неприятие у многих граждан?

Прежде напомню некоторые детали. Двигатели РД-181 выпускает наше прославленное предприятие, расположенное в подмосковных Химках, — НПО «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко. Именно здесь был создан на закате Советского Союза самый мощный в мире (около 20 млн лошадиных сил) жидкостный ракетный двигатель РД-170. Он превзошел по ряду важнейших характеристик детище американских конструкторов — двигатель F-1. В 1960-е пять двигателей F-1 были установлены в хвостовой части ракеты «Сатурн-5», на которой американцы стартовали к Луне, чтобы совершить посадку на ее поверхность. У нас тогда не было таких мощных ракетных моторов, и мы проиграли лунную гонку. Но позже на «Энергомаше» создали свой ракетно-космический шедевр. РД-170 использовался на нашей знаменитой «Энергии».

Затем на основе базовой конструкции был разработан двигатель РД-180, один из самых надежных и лучших в мире. Его у России купили американцы для своих ракет «Атлас». Другая модификация — РД-191 — предназначена для новых российских ракет «Ангара». Наконец, специально для американского носителя «Антарес» подмосковный «Энергомаш» разработал, используя новые материалы и эффективные конструкторские решения, двигатель РД-181, являющийся облегченной версией установленного на «Ангаре» РД-191.

Иными словами, речь идет о наших новейших, перспективных ракетно-космических моторах.

Как их собирается использовать американская компания Orbital Sciences Corporation, которая занимается космической и военной техникой? По условиям контракта — только в мирных целях. Компания разработала беспилотный космический грузовой корабль «Сигнус», который уже трижды летал на Международную космическую станцию. Компания запускает «Сигнус» на «Антаресе» — ракете собственной разработки. Чтобы увеличить ее грузоподъемность, а также обеспечить большую надежность (в октябре прошлого года произошла авария во время запуска ракеты с другими движками), потребовался новый двигатель.

Могут ли в США создать конструкцию, которая не уступала бы по характеристикам нашему РД-181? Конечно, могут, но для этого потребуется, по оценкам экспертов, более 3 млрд долларов и 7-10 лет. Так что американцы, покупая наши готовые изделия, получают немалый выигрыш. Но эта масштабная сделка (почти миллиард долларов — не шутки) выгодна и российскому «Энергомашу». Так чем же недовольны оппоненты?

«Я не отношу себя ни к противникам новой России, ни к ярым антиамериканистам, ни к антирыночникам, — пишет на одном из сайтов Денис Николаев. — Обеими руками — за развитие международной торговли с участием России. Но только с одной чрезвычайно важной оговоркой: на равноправных условиях. В данном же случае мы продаем наши ракетные двигатели, помогая экономить миллиарды долларов и драгоценное время Соединенным Штатам, которые именно сейчас ведут беспрецедентную враждебную кампанию против нашей страны, нанося огромный экономический, политический и иной урон. Речь не только о санкциях. Американские дирижеры вместе с подпевающими им европейскими политиками в огромной степени способствовали развязыванию братоубийственной войны на Украине. Мечта США — побольнее ударить Россию. А мы, мило улыбаясь, в ответ продаем им самое лучшее, что есть в нашей космонавтике. Прогибаемся...»

Что ж, на мой взгляд, в этих рассуждениях, отнюдь не бесспорных, есть определенные резоны. С одной стороны, испытываешь чувство гордости за наших конструкторов, создавших великолепные космические двигатели, которые и для технически продвинутой Америки являются лучшим выбором. Это действительно высший класс, наше серьезное достижение в области высоких технологий. Но с другой стороны, столько хамского и обидного проявилось в отношении Вашингтона к нашей стране в последние месяцы... Хотят — запрещают не только продажу России своей продукции, но даже и официальные контакты астронавтов с космонавтами на международных конференциях, как это было, например, в минувшем году в Пекине. Но если им что-то надо, то достаточно показать пачку долларов — и мы уже счастливы предоставить Штатам самое лучшее?

«Это взаимовыгодно», — не устают повторять руководители нашей космической отрасли. Выгодно — это когда разговор на равных. А вот равноправности что-то не просматривается.

Помню, как в 1960-е годы наши конструкторы никак не могли создать двигатель, аналогичный «Сатурну-5». На предприятии в Химках засиживались до полуночи. Под Загорском испытывали одну конструкцию за другой: Но все мимо! Вот если бы американцы продали нам тогда свои двигатели: Мне могут возразить: в то время в разгаре была холодная война. Это правда. Но вот вопрос: сейчас Соединенные Штаты разве не ведут себя так же, как в той печально известной холодной войне?

«Мне довелось ранее присутствовать на некоторых переговорах, касающихся поставок нашей космической техники американцам, — рассказывает мне известный космический ас, пять раз летавший на околоземную орбиту (более 650 суток за пределами планеты!), Герой Советского Союза Анатолий Соловьев, которому до сих пор принадлежит мировой рекорд продолжительности работы в открытом космосе (78 часов 48 минут). — Должен сказать, наши переговорщики не очень умело занимались порученным делом. Тушуются они перед американцами, что ли? Что же касается нынешнего контракта о продаже за океан ракетных двигателей РД-181, то хотелось бы все-таки знать подробности. Например, увязан ли этот контракт с аналогичными ответными шагами Соединенных Штатов в области высокотехнологичного оборудования? Ставились хотя бы такие вопросы на переговорах? И выходила ли американская компания с этим в соответствующие властные структуры? Все это важно: Разумеется, принципиально отказываться от продажи наших ракетных двигателей было бы ошибкой. Но можно было бы, к примеру, отложить сделку на какое-то время, если в ходе переговоров не удалось выйти на взаимоприемлемые условия. А пока, похоже, мы выступаем в роли на все согласного покорного просителя. Для такой страны, как Россия, абсолютно неприемлемая роль».

Я полностью согласен с Анатолием Соловьевым. Разумеется, не может быть и речи о курсе на самоизоляцию, «опору только на собственные силы», сворачивание международных контактов. Это путь в тупик, в прошлое. Будущее, конечно же, за международной интеграцией. Но идя по этому пути, мы ни в коем случае не должны терять чувство собственного достоинства, должны знать цену себе и своим трудам, уметь отстаивать свои интересы.

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
25.05.2020
Советское наследие Америки
23.01.2018
Свои ребята
31.05.2016
Не догоняем
20.01.2015
США поставили себя в неловкое положение новым контрактом по ракетным двигателям
31.10.2014
После аварии на ракеты Antares поставят двигатели от «Ангары»
04.03.2014
Как битва советских конструкторов привела к созданию лучшего ракетного двигателя
11 комментариев
№1
23.01.2015 08:40
Не так давно г-н Горбачев заявил, что разочарован США. Обобщая, это выглядит следующим образом- пусть СССР распался, пусть Россия обнищала, зато г-н Горбачев в конце-концов просветлел. Также не так давно г-н Путин признал свою ошибку во взгляде на экономику как главенствующую над политикой. Это ведь тоже не дешевое понимание?
Кто же окажется последним в очереди на самую дорогую ошибку?
-1
Сообщить
№2
23.01.2015 09:02
Цитата, Baltas сообщ. №1
Кто же окажется последним в очереди на самую дорогую ошибку?
А в чём ошибка-то?
+1
Сообщить
№3
23.01.2015 09:45
Цитата, Teddy сообщ. №2
А в чём ошибка-то?
В непонимании психики противника. Уступки воспринимаются проявлением слабости и порождают усиление давления. Поэтому майдан, не будучи разогнанным в Киеве, продолжается уже в виде войны. До сих пор „телячья“ политика не принесла ничего, кроме убытков. Отчего ЕС не усилить санкции, если Россия уже опять ввозит свинину? Cанкции европейцам безнаказанны. Отчего армии Порошенко не обстреливать жилые районы, если Москва все равно принудит жителей прекратить изгонять карателей со своей территории?
Вы хотите, ничего не замечая, продавать им двигатели? А Вы поинтересовались, может американцам нужно еще полы помыть?
0
Сообщить
№4
23.01.2015 10:07
Цитата, Baltas сообщ. №3
Вы хотите, ничего не замечая, продавать им двигатели? А Вы поинтересовались, может американцам нужно еще полы помыть?
Им же продают, а не даром дают.  Можно подумать, что если им их не продать, это поставит их в безвыходное положение?
Им просто дешевле покупать их у России, чем налаживать собственной производство. Но если потребуется - они наладят его очень быстро, всевозможная база для этого у них есть.
+4
Сообщить
№5
23.01.2015 10:26
Цитата, q
Я полностью согласен с Анатолием Соловьевым. Разумеется, не может быть и речи о курсе на самоизоляцию, «опору только на собственные силы», сворачивание международных контактов. Это путь в тупик, в прошлое. Будущее, конечно же, за международной интеграцией. Но идя по этому пути, мы ни в коем случае не должны терять чувство собственного достоинства, должны знать цену себе и своим трудам, уметь отстаивать свои интересы.
правильно...
как компромисс можно продавать, но при этом поднять цену,
чтобы было супервыгодно...
0
Сообщить
№6
23.01.2015 14:19
Цитата, Teddy сообщ. №4
Но если потребуется - они наладят его очень быстро
Не уверен. Есть много примеров, когда их база не очень-то помогает.
Но не это главное. Главное это граница, которую может позволить себе Ваш противник во взаимных отношениях. Ее нельзя  бесконечно отодвигать.
Ваше вечное молчание, будь то на унижения Ваших соотечественников в „бывших“ странах, будь то на грузинскую агрессию, будь то на санкции, на слив Югославии, Ливии и т.п. Не приведут к забыванию взаимных  обид и стереотипов. Но как раз наоборот, „наезды“ будут только усиливаться. Что мы, кстати, наблюдаем давно, отмечая постоянство тенденции.
В приводимом  подходе не стоит видеть курс на самоизоляцию. Мир велик. Не все хотят Вас сожрать.
0
Сообщить
№7
23.01.2015 16:04
Цитата, Baltas сообщ. №6
    Но если потребуется - они наладят его очень быстро

Не уверен.
А Вы ознакомтесь с планами американцев на ближайшие 5 лет. В этом году должен быть первый пуск «Falcon Heavy» с ПН на НОО 53т на своих двигателях. В 2018 пуск SLS с ПН на НОО 80т, опять же на своих двигателях.
Цитата, q
Мир велик. Не все хотят Вас сожрать.
Более того, я бы сказал таких практически не существует. Подавиться ведь можно.)))
0
Сообщить
№8
23.01.2015 16:37
Цитата, BrIg сообщ. №7
Подавиться ведь можно
Не все боятся. Боялись бы, не лезли в Украину.
Планы отличаются от фактов. Пусть сначала свой истребитель доведут до того, что принималось в планах.
Но, согласен с тем, что свои ошибки надо съедать по полной, иначе они не видны и не слышны.
0
Сообщить
№9
23.01.2015 21:45
Их же главный лозунг....
Все можно купить!
0
Сообщить
№10
23.01.2015 21:50
Цитата, Витязъ сообщ. №9
Их же главный лозунг....
Все можно купить!
Это верно!
А что нельзя купить за деньги, то можно купить за очень большие деньги... :))
0
Сообщить
№11
26.01.2015 08:48
Цитата, Teddy сообщ. №4
Им же продают, а не даром дают.
Им дают возможность выводить большие грузы в космос. Кроме того, предоставленные двигатели очень помогут в строительстве собственных. Это закончится созданием орбитальных станций, наводнением космоса оружием, освоением Луны. Будет налажено производство, требующее высокого вакуума. Они получат огромный толчок вперед.
Цена чрезвычайно выгодной для них сделки - меньше стоимости одного Б-2. И даже еще меньше,- в лучшем случае доллары напечатают, но скорее просто допишут строчку в банке.
-1
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 19.04 19:48
  • 104
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 19.04 16:43
  • 917
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 19.04 16:43
  • 0
«Новая Америка». Как западные корпорации осваивают земли «незалежных» индейцев
  • 19.04 16:35
  • 111
В России запустили производство 20 самолетов Ту-214
  • 19.04 16:24
  • 117
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 19.04 12:18
  • 17
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 19.04 11:50
  • 13
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью - Интервью ТАСС
  • 19.04 11:40
  • 1
Новый участник в битве за Арктику
  • 18.04 19:22
  • 18
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 18.04 18:25
  • 12
Британская ПВО может и не выдержать первого удара России (The Telegraph UK, Великобритания)
  • 18.04 17:34
  • 2702
Как насчёт юмористического раздела?
  • 18.04 15:42
  • 1
Сергею Шойгу в парке "Патриот" представили более 30 перспективных образцов вооружения и техники
  • 18.04 15:29
  • 0
Кипящий «котёл» Закарпатья остужать никто не собирается
  • 18.04 13:38
  • 1
Норвегия может приобрести фрегаты класса "Тип-26"
  • 18.04 11:46
  • 74
Членство в НАТО в обмен на территорию. Зачем Армения проводит военные учения с США