Войти

Шойгу спасает Ил-96

15739
17
+12
Il-96-300_RA-96016
Ил-96-300 RA-96016.
Источник изображения: http://sdelanounas.ru/

Ил-96 превратят в топливозаправщик для истребителей и ядерных бомбардировщиков[b][/b]

В начале года Минобороны объявило о закупке двух самолетов-заправщиков на базе транспортного самолета Ил-96-400Т - модификации последнего советского широкофюзеляжного самолета Ил-96-300, совершившего первый полет в 1988 году. Из-за экономических проблем он так и не завоевал коммерческий рынок, однако может быть востребован в качестве платформы для специальных грузов. Такое решение позволит России сохранить производство больших самолетов.


Минобороны планирует полностью заменить парк летающих танкеров, которые заправляют в воздухе патрульные самолеты-перехватчики и дальние стратегические ракетоносцы. Вместо устаревших и вырабатывающих ресурс советских Ил-78, построенных на базе одного из самых успешных военно-транспортных самолетов в мире - Ил-76, планируется закупить тяжелые транспортные Ил-96-400, переоборудованные в топливозаправщики.


Всего военным требуется более 30 машин, которые в течение ближайших десяти лет должны заменить старые Ил-78.


Контракт на первые два самолета этой конфигурации был подписан между Минобороны и Объединенной авиастроительной корпорацией, в которую интегрированы предприятия, производящие Ил-96, в конце 2013 года.


В штабе ВВС "Газете.Ru" сообщили, что, прежде чем заказать остальные машины, военным нужно убедиться в эффективности первых двух. "Ил-96 будет эксплуатироваться нами впервые, поэтому нужно всесторонне изучить этот самолет, особенности его эксплуатации, поведение в воздухе, что особенно важно для заправки, и только после этого принимать решение. По предварительным оценкам, машина очень надежная, проблем быть не должно", - пояснил представитель ВВС.


Он рассказал, что ранее старые Ил-78 планировали заменить новыми топливозаправщиками Ил-78М-90 на базе Ил-76МД-90А, производство которого налажено на ульяновском авиационном заводе "Авиастар". Однако позднее было принято решение из-за большой загрузки ульяновского завода сосредоточить его на выпуске военно-транспортных Ил-76МД-90А, которые заменят выбывающие из строя десантные Ил-76 еще советской постройки, а также будут использоваться в качестве платформы для самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-100. В качестве же платформы для заправщиков в итоге было решено использовать Ил-96 производства воронежского авиазавода ВАСО.


Ил-96 имеет печальную судьбу: он должен был стать флагманом советского авиастроения, заменив первый и единственный советский "аэробус" Ил-86, но после распада Союза оказался не у дел.


Его первый полет состоялся в 1988 году, а сертификат летной годности он получил лишь в 1993-м, когда авиационная отрасль в России пребывала в упадке. За 25 лет было построено всего 28 таких машин, которые оказались не востребованы в коммерческих авиакомпаниях: двухдвигательные Boeing и Airbus в условиях пассажирских перевозок на дальние дистанции расходуют меньше топлива, чем четырехмоторные Ил-96-300, и обходятся экипажем из двух человек вместо трех у "Ила".


Единственным потребителем больших "Илов" остается правительственный авиаотряд: на базе Ил-96 выпускают президентские самолеты и машины для перевозки крупных чиновников и сопровождающих их лиц. Сейчас на балансе специального летного отряда (СЛО) управделами президента находятся восемь Ил-96-300, еще две такие машины строятся.


Чтобы спасти последний российский широкофюзеляжный самолет, компания "Ильюшин" разработала удлиненный вариант Ил-96-400, а чуть позже его грузовую версию Ил-96-400Т в расчете на то, что для грузовых перевозок характеристики "Ила" окажутся востребованы. Однако эти надежды пока не оправдались.


Для создания первых двух закупленных Минобороны топливозаправщиков Ил-96-400ТЗ будут использованы недостроенные корпуса, пояснили "Газете.Ru" в ВАСО. "У нас есть задел из нескольких корпусов, два из них мы достроим для Минобороны. Остальные заказаны СЛО", - пояснил представитель ВАСО.


По его словам, для возобновления серийного производства Ил-96 потребуется около трех лет, которые уйдут на заказ комплектующих и расширение производственной базы.


"У нас сейчас предприятие загружено. Мы занимается проектом Ан-148, сейчас обсуждается строительство Ил-112, идут работы по компонентам для Ил-76МД-90А, которые мы поставляем в Ульяновск. Поэтому свободных рук нет. Придется нанимать и обучать людей, расширять производственную базу. Это все время", - пояснил представитель ВАСО.


При этом он подчеркнул, что массовый заказ топливозаправщиков на базе Ил-96 позволит предприятию сохранить компетенцию по производству широкофюзеляжных самолетов, которая может пригодиться в будущем.


"У производства больших самолетов есть своя специфика, которую очень сложно будет освоить в будущем, если мы ее утратим сейчас. А планы по созданию в России больших самолетов есть, это периодически обсуждается. К тому же у Ил-96 большой модернизационный потенциал. Если производство будет массовым, а значит, стоимость каждой машины удастся снизить, этот самолет можно будет ремоторизировать на более экономичные двигатели, в том числе сделать его двухдвигательным, как западные аналоги. Кроме того, можно будет полностью поменять бортовое оборудование, систему управления и навигации и так далее. Сам планер у Ил-96 очень надежный и может быть востребован много лет", - пояснил представитель ВАСО.


Глава авиационного агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев пояснил "Газете.Ru", что от успехов Ил-96 у военных во многом зависит судьба не только самолета, но и ВАСО.


"Такому крупному предприятию одной программы Ан-148 с ее довольно туманными перспективами и Ил-112 явно не хватит. Наличие в "продуктовой линейке" одного большого, пусть и штучного, и серийного маленького позволит оптимизировать загрузку предприятия и сохранит компетенцию по производству широкофюзеляжных самолетов", - пояснил Пантелеев.


Он добавил, что в качестве платформы для перевозки топлива Ил-96 намного удачнее, чем Ил-78М-90, но имеет ряд особенностей из-за своего пассажирского прошлого. "У него больше грузоподъемность, больше дальность полета. То есть он сможет заправить больше самолетов на большем удалении от аэродрома базирования. Но для посадки ему требуется хорошо подготовленный аэродром, на грунт он уже не сядет. Хотя, конечно, топливозаправщики и не должны базироваться на грунтовых аэродромах", - отметил Пантелеев.


Главный редактор журнала "Взлет" Андрей Фомин не исключил, что от закупки новой модификации Ил-78М-90 военные совсем отказываться не будут.


"Одно другого не отменяет, потому что самолеты все-таки разного предназначения. У них разные возможности. Понятно, что 96-й может отдавать больше топлива на более дальних рубежах, но тем не менее у 78-го есть преимущество по возможности базирования на таких аэродромах, на которых 96-й просто не сможет приземлиться.


Ил-96 создавался в первую очередь как самолет гражданской авиации для базирования на высококлассных аэродромах - с большой длиной полосы и твердым покрытием. Ил-76 может садиться и на неподготовленные аэродромы. Возможно, что-то с этим могут сделать в будущем", - пояснил Фомин "Газете.Ru". Он добавил, что еще одним преимуществом Ил-78М-90 может стать схожесть по аэродинамике с имеющимися в войсках старыми Ил-78.


Грузоподъемность Ил-96-400Т оценивается в 92 тонны. При этом в качестве топливозаправщика он сможет доставить на расстояние свыше 3,5 тыс. км от аэродрома более 65 тонн топлива.


У Ил-78М-90 более скромные характеристики: на 1 тыс. км от аэродрома он сможет отвезти 74 тонны топлива, на 2 тыс. км - 56 тонн, на 3 тыс. км - всего 40 тонн. У обоих самолетов, которые сейчас существуют только в проектах, для перевозки топлива предусмотрены съемные баки, которые должны встраиваться в грузовой отсек и объединяться с топливной системой самого самолета. При необходимости эти цистерны демонтируют, а танкер превращается в обычный военно-транспортный самолет.


Денис Тельманов

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
17 комментариев
№1
15.01.2015 03:45
Все перспективные топливозаправщики должны иметь возможность использования в качестве самолетов пожаротушения. Когда в танки будет закачиваться вода (вместо топлива).

По сабжу- буду крайне доволен, если новый воздушный танкер будет на базе Ил-96, это полностью укладывается в концепцию рассредоточения морской авиации на удаленные островные аэродромы.
0
Сообщить
№2
15.01.2015 09:39
Цитата, q
Все перспективные топливозаправщики должны иметь возможность использования в качестве самолетов пожаротушения. Когда в танки будет закачиваться вода (вместо топлива).
На пожарной модификации 76-го есть режим сброса 40тон воды за несколько секунд. Это применяется для "локализации пожара" :). Если не ошибаюсь, так тушили один из цехов КАМАЗа. А есть режим постановки "водяного тумана", когда сброс осуществляется медленно - эффективно для тушения пожара лесных массивов в ущельях и при отсутствии ветра. Ил-76 - рамповый самолёт, благодаря этому есть модификация "конвертируемого" топливозаправщика, который при необходимости превращается в транспортник, правда в отличии от "неконвертируемой машины" он берёт несколько меньше топлива. Взаимозаменяемость топливозапращика и пожарника на уровне баков не возможна, слишком уж разные задачи и требования. Теоретически в 96-400Т можно установить пожарную систему, правда без рампы её эффективность будет гораздо меньше Ил78П. К тому же на самолёт придётся ставить прицельно-навигационный комплекс, да и большой вопрос, сможет ли Ил96 обеспечить "требуемый заход на цель" для пожаротушения. А так идея красивая...
+1
Сообщить
№3
15.01.2015 09:44
Отсрочка начала опытной эксплуатации откладывается на три года? Не много ли времени на раскачку? Для увеличения парка топливозаправщиков может стоить сделать прикидку и по изменению назначения Ил-86. То же направление -широкофюзеляжные и есть на хранении.
0
Сообщить
№4
15.01.2015 10:02
Ага, для них (Ил-96) осталось только ВПП настроить (на островах) потребной длинны, да удлинить существующие  :)
0
Сообщить
№5
15.01.2015 11:48
Цитата, q
Ага, для них (Ил-96) осталось только ВПП настроить (на островах) потребной длинны, да удлинить существующие  :)
А для Боинг KC-135 и Airbus A330 MRTT специальные ВПП строили? Или ТТХ этих машин и назначение позволяют их применять с существующих?
+1
Сообщить
№6
15.01.2015 13:04
Цитата, MaxStolica сообщ. №5
А для Боинг KC-135 и Airbus A330 MRTT специальные ВПП строили?
- нет, но и сравнение по количеству, качеству и длинне ВПП в России и НАТО не в пользу России.

Ил-96 - примерно 65 тонн топлива на удалении до 3,5 тыс.км.
Ил-78 - примерно 40 тонн топлива на удалении до 2,0 тыс.км.

- Ил-96 конечно хорошо, да только нужно ВПП на километр длиннее, а так, пока сабж долетит до точки рандеву, сам весь профит и съест.

Тут надо отметить, что сейчас идёт программа восстановления северных АБ.
+1
Сообщить
№7
15.01.2015 13:48
Цитата, q
Ил-96 конечно хорошо, да только нужно ВПП на километр длиннее, а так, пока сабж долетит до точки рандеву, сам весь профит и съест.
Расшифруйте вашу мысль.
0
Сообщить
№8
15.01.2015 13:54
Не много  правды на самом деле эти 2 Ил-96 строились для компании  Полет в грузовом варианте ,компания обанкротилась вот и эти 2 Ил-96 пристроили в МИн.обороне тоесть их переделают в заправщике это несложно и быстро, у Полета есть еще 3 Ил-96 (на хранение) если первые 2 удадутся то эти 3 тоже переделают в заправщики вот как то так.
А так Ил-96 намного лучше чем Ил-76 в роли заправщика.
0
Сообщить
№9
15.01.2015 14:11
На севере и дальнем востоке, кстати, много полос с длиной более 3км.
0
Сообщить
№10
15.01.2015 14:59
Цитата, SteSus сообщ. №9
На севере и дальнем востоке, кстати, много полос с длиной более 3км.
- я пользовался этим ресурсом: "Карта аэродромов России"

в фильтре (справа) выставляете: +Аэродромы - только действующие, + длина ВПП более 2000м (2500м), + Покрытие твердое, + Освещение;
- "изобилия" не наблюдается, на северо-востоке пока только строится.

т.е. на дальних рубежах для Ил-78 (с полной загрузкой) ВПП с потребной длиной есть, а для Ил-96 (с полной загрузкой) пока нет и их значительно меньше (т.е. ниже возможности по базированию и рассредоточению).

"Североморск-1" и "Оленья" пока реконструируются.
0
Сообщить
№11
15.01.2015 16:01
Да, многие вероятно в плохом состоянии или не эксплуатируются. Но сейчас же активно создаётся Арктическое командование, под это дело вернут к жизни часть аэродромов. Не думаю что нужно много для Ил-96.
+1
Сообщить
№12
15.01.2015 16:10
Цитата, q
т.е. на дальних рубежах для Ил-78 (с полной загрузкой) ВПП с потребной длиной есть, а для Ил-96 (с полной загрузкой) пока нет и их значительно меньше (т.е. ниже возможности по базированию и рассредоточению).
Но у нас пока Ил-78М есть,пока  можно на континентальнои части Ил-96,а на Севере Ил-78,а дальше видно будет,Просто и завод подержать заказами да и как заправщик он лучше,а по Ил-76МД-90А на заводе и так заказ на 39 машин возможно еще закажут под А-100.
0
Сообщить
№13
15.01.2015 16:11
Удлинить ВПП - какая фигня, а сколько разговоров!
-1
Сообщить
№14
15.01.2015 16:16
Цитата, q
Но для посадки ему требуется хорошо подготовленный аэродром, на грунт он уже не сядет.
Да можно подумать что Ил-78 когда то с грунтовых полос эксплуатировался,да и Ил-76 тоже у Ил-76 просто есть возможность взлетать, но использовали ее краине редко.
0
Сообщить
№15
15.01.2015 22:54
Цитата, Peter Tsk сообщ. №6
Ил-96 конечно хорошо, да только нужно ВПП на километр длиннее
Ил-76МД-90А Длина разбега 1540м.
Ил-96-400Т Длина разбега 2020м.
0
Сообщить
№16
15.01.2015 23:22
О чём спор пацаны?
Главное будет аероплан и ничего так себе, остальное приложится.
0
Сообщить
№17
16.01.2015 13:14
Цитата, q
О чём спор пацаны?
Главное будет аероплан и ничего так себе, остальное приложится.
Добавлю - будет несколько топливозаправщиков для решения задач, которые не обеспечивает Ил-78.
Причём самолёты будут сделаны из существующих или собраны в рамках серийного производства, за весьма разумные деньги.
+2
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 16.11 18:28
  • 2748
Как насчёт юмористического раздела?
  • 16.11 18:10
  • 5581
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 16.11 16:28
  • 0
Трамп «у руля» или ядерный зонтик в Европе
  • 16.11 13:41
  • 1
Российские бойцы оценили «Сармат-3»
  • 16.11 02:46
  • 2
В США ситуацию с российским танком Т-14 «Армата» описали словами Шекспира
  • 15.11 17:18
  • 683
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 15.11 12:34
  • 1369
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ
  • 15.11 10:15
  • 7
Россия вернется к созданию сверхзвуковых лайнеров
  • 15.11 08:14
  • 2
Летчик-испытатель считает, что Су-57 превосходит китайскую новинку J-35
  • 14.11 21:45
  • 4
TKMS показали, каким будет новый фрегат MEKO A-400
  • 14.11 18:35
  • 2
В США «откровенно посмеялись» над российским Су-57 с «бородавками»
  • 14.11 18:34
  • 2
Сыграть на слух: новая гарнитура обеспечит надежную связь на поле боя
  • 14.11 04:35
  • 2
Ответ на достаточно распространенное мнение, а именно: "Недостатки выдают за достоинства. Российские лампасы выдали малокомпетентные требования по сверхманевренности в ущерб не видимости, которые на Украине никак не пригодились."
  • 14.11 01:22
  • 1
Стали ли холоднее приятельские отношения Трампа и Путина? (The Independent, Великобритания)
  • 13.11 20:43
  • 3
Стармер и Макрон хотят убедить Байдена разрешить Украине удары дальнобойными ракетами по РФ - СМИ