Войти
Экономика и политика

Приземление ракеты-носителя Falcon прошло неудачно, но "Почти получилось, - Будет над чем поработать"

7196
24
+3
Falcon 9 v.1.1
Старт модифицированной ракеты Falcon 9 v.1.1, с шестью спутниками, c военной базы Вандерберг, в Калифорнии.
Источник изображения: Global Look Press

Запуск "Фалькона" состоялся в субботу утром

Американская частная компания SpaceX сообщила, что ракета-носитель Falcon, отправивший к МКС грузовой корабль, совершил жесткую посадку на платформу в Атлантическом океане.

Задачей Falcon было доставить грузовую капсулу Dragon на орбиту к Международной космической станции. Запуск Falcon 9 был произведен в субботу с мыса Канаверал, Флорида, в 04.47 по местному времени (09.47 GMT).

В настоящий момент капсула находится на орбите и приближается к МКС, стыковка должна состояться в понедельник.

С первой частью задачи Falcon справился. После он должен был совершить управляемое возвращение и приземлиться на платформу у берегов Флориды.

Гендиректор компании Елон Маск сообщил у себя в "Твиттере", что во время приземления разгонный двигатель сильно ударился о платформу и был поврежден.


"Почти получилось, - добавил он, - Будет над чем поработать"


Видео посадки сделать не удалось из-за плохой погоды.

Компания продолжит работать над проблемой повторного использования ракеты-носителя. Если специалисты SpaceX смогут осуществить посадку первой ступени на платформу в море, это сильно удешевит запуск ракет. Мягкая посадка будет означать, что первую ступень можно будет восстановить и использовать еще раз.

В перспективе таким же образом можно будет возвращать космические корабли за Землю.

Это первый запуск ракет с октября, когда орбитальная грузовая платформа, принадлежащая компании-конкуренту Orbital Sciences Corporation взорвалась во время запуска.

На сегодняшний день ракеты спроектированы таким образом, что первая ступень отсоединяется в верхних слоях атмосферы, и сбрасывается оставшееся топливо. Таким образом, уменьшается вес второй ступени, которая сохраняет необходимую скорость, чтобы выйти на орбиту Земли.

Первая ступень тем временем падает на Землю и полностью разрушается. Это означает, что для нового полета нужно строить новую ракету, что очень дорого.

Компания SpaceX поставила перед собой задачу сохранить ключевые элементы первой ступени с тем, чтобы потом их использовать вновь.

Двигатель первой ступени, созданный компанией, при возвращении замедляет полет еще в воздухе, так как имеет оперение, помогающее снизить скорость, и опоры, при помощи которых совершается посадка на платформу.

До сегодняшнего момента компания проводила тренировочные посадки на платформу.

Размер платформы менее 100 м в ширину, а предыдущие эксперименты с управляемой посадкой показали, что радиус приземления может доходить до 10 км.

Тем не менее компания воодушевлена успехами, в частности тем, что первая ступень приземлилась на платформу, что раньше было не получалось.


Идея привлекательная, но не все так просто


Джон Логстон, почетный профессор Института космической политики Университета Джорджа Вашингтона говорит, что идея повторного использования ракет является чрезвычайно привлекательной.

"Если запуск ракеты станет дешевле, мы сможем позволить себе неудачи. А это значит, что при создании новых спутников и космических кораблей вам не придется тратить столько денег как раньше, чтобы быть абсолютно уверенным, что корабль выполнит свою задачу".

Доктор Адам Бейкер из Ракетной лаборатории Университета в Кингсттоне, Великобритания, говорит: "На сегодняшний момент исследование космоса представляется чрезвычайно дорогим делом. Если SpaceX сможет снизить стоимость запуска на 50%, применение космической техники станет более широким. Люди смогут использовать космос в своих целях – например, для получения солнечной энергии, запускать больше спутников, готовить большее количество астронавтов. Полеты в космос станут более частыми, и мы все сможем попробовать это. Станут возможны экспедиции на Луну, Марс, возможно, даже колонизация Марса, и мы продвинемся дальше в Солнечную систему".

По мнению научного корреспондента Би-би-си Джонатана Эймоса, эти фантастические путешествия не так близки, как кажется.

Действительно, система, которую можно восстановить и использовать еще раз, расширит возможности человечества. Однако надо помнить, что двигатель первой ступени состоит из 50 тысяч деталей.

Компания SpaceX старается избежать постройки нового двигателя, сконструировав его таким образом, что его можно будет восстановить. На сегодня ее двигатель "Мерлин" способен совершить 40 пусков без какой-либо серьезной замены деталей.

Однако проблема заменяемости деталей, по мнению Райчел Валейн, сотрудника аналитической компании Euroconsult, является проблемой компании SpaceX. "У заказчика всего три требования: время, качество и цена".

Каковы бы ни были результаты экспериментов с Falcon, они вынуждают мировую космическую индустрию действовать более решительно.

В Европе сейчас идет работа над более дешевым вариантом ракеты-носителя "Ариан", который должен быть готов к 2020 году. Он, однако, не будет подлежать повторному использованию.

Права на данный материал принадлежат Экономика и политика
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
17.01.2022
Вселенские амбиции и полеты наяву
21.11.2019
Отчет НАСА по аудиту программы коммерческих пилотируемых полетов
29.07.2019
Хозяева возвращаются
03.01.2019
Уходят с орбиты
20.09.2017
Веселые поминки
29.12.2011
Американские сюрпризы российскому космосу
24 комментария
№1
12.01.2015 13:14
Цитата, q
Если специалисты SpaceX смогут осуществить посадку первой ступени на платформу в море, это сильно удешевит запуск ракет.
Но уменьшит вес выводимой ПН.
0
Сообщить
№2
12.01.2015 19:20
Brlg,  SpaceX имеет другую ракету, где первая ступень не будет возвращаться.
Посмотрите здесь , нажмите маленький Плюс для увеличения.
http://sploid.gizmodo.com/i-love-this-american-spaceship-lineup-graphic-1669355756
0
Сообщить
№3
12.01.2015 19:37
Цитата, BrIg сообщ. №1
Но уменьшит вес выводимой ПН.
и не даст гарантии, что бу ступень, долбанувшись о платформу не погубит в следующий раз груз.
0
Сообщить
№4
12.01.2015 20:05
Orion, вы же знаете, что запусков к 1 Мая или к & Ноября не будет, бу проверят даже очень хорошо. Конечно, shit happened, может и погубить. Но давайте, на данном этапе, воздадим должное компании Маска, всё-таки с высоты 70 км, опускаясь соплом вниз и при этом держать равновесие, попасть на футбольное поле и почти мягко сесть - это уже успех. Вы же технарь, понимаете всю сложность.
+2
Сообщить
№5
12.01.2015 20:20
Цитата, ViewfromUSA сообщ. №4
Но давайте, на данном этапе, воздадим должное компании Маска, всё-таки с высоты 70 км, опускаясь соплом вниз и при этом держать равновесие, попасть на футбольное поле и почти мягко сесть - это уже успех.
на сколько мне известно эту задачу с успехом решали в 60х-70х годах прошлого века всякие луноходы. во всяком случае советские.
Цитата, ViewfromUSA сообщ. №4
Вы же технарь, понимаете всю сложность.
честно говоря не впечатлен, потому, что не понимаю как это можно использовать, даже если сядет без видимых деформаций. как убедиться, что удар ничего не повредил. сколько будет стоить проверка вех систем, обследование на микротрещины и т.п. ведь явно в разы дороже нового экземпляра. почему бы не сажать на аэродром, как шатл ?
0
Сообщить
№6
12.01.2015 20:40
Цитата, ViewfromUSA сообщ. №2
Brlg,  SpaceX имеет другую ракету, где первая ступень не будет возвращаться.
Не понял. Falcon 9 это её РН, и первую ступень сей РН пытались посадить. Об этом речь и в статье.
0
Сообщить
№7
12.01.2015 21:11
Brlg, вы правы, ракета та же. Просто в варианте Falcon 9H эта ступень возвращаться не будет.
http://www.spacex.com/falcon-heavy
0
Сообщить
№8
12.01.2015 22:01
Зачем такое усложнение с посадкой на морскую платформу?! В морской воде ведь ракетный двигатель не растворится :)
+2
Сообщить
№9
16.01.2015 12:09
Цитата, BorSch
Зачем такое усложнение с посадкой на морскую платформу?! В морской воде ведь ракетный двигатель не растворится :)
Планируется, что ступень будет садиться обратно на космодром. На морскую платформу сажали для более безопасного тестирования.

По поводу прошедшего запуска есть отличная статья на хабре.

Причина неудачи — "в гидроприводах решетчатых рулей не хватило рабочей жидкости. Рули отработали отлично на сверхзвуковой скорости при входе в атмосферу, но оказались парализованными в последние мгновения полета. Как объясняет Маск, в отличие от обычных гидроприводов, в его ракете использована незамкнутая схема — рули работают всего 4 минуты, и приводы получаются проще и легче, если отработавшую жидкость просто сливать за борт. Во время следующего испытания запас жидкости будет увеличен в полтора раза".

Здесь видно, что за решетчатые рули:



На этом видео предыдущая посадка - просто в воду:



Странно, что все так вяло приняли новость. Ведь это событие огромной важности - если технология реально даст экономию хотя бы 20-30% от запуска , не говоря уже о 50%, то это может стать сильнейшим толчком в развитие космической отрасли.
+2
Сообщить
№10
16.01.2015 12:16
Цитата, Владимир сообщ. №9
Ведь это событие огромной важности - если технология реально даст экономию
как можно получить экономию, если нужно таскать с собой огромный запас топлива на посадку, снижая забрасываемый вес на тонну, да еще и получая микротрещины по всему корпусу от удара, превращая последующие пуски в лотерею ?
+1
Сообщить
№11
16.01.2015 14:36
Orion, у каждого способа возврата есть свои минусы - у нашей темы с "Байкалом" нужно таскать с собой такой же "огромный" вес, только в виде крыльев и тоже происходит "удар" при приземление. Эти вопросы решаемы и если они над этим работают, то уж наверно сделали необходимые расчеты и продумали детали, которые сейчас уже тестируют в реальности.

Или у вас есть расчеты профессиональных инженеров, которые в корне опровергают предлагаемый способ посадки и экономию на запуске? Иначе не понимаю, почему вы так уверенно об этом вещаете - выглядит как критика ради критики, в тему "загнивающего запада".
0
Сообщить
№12
16.01.2015 15:23
Цитата, q
Зачем такое усложнение с посадкой на морскую платформу?! В морской воде ведь ракетный двигатель не растворится :)

Уже 3 раза растворились.

Цитата, q
Ведь это событие огромной важности - если технология реально даст экономию хотя бы 20-30% от запуска , не говоря уже о 50%, то это может стать сильнейшим толчком в развитие космической отрасли.

Кому? Уж точно не России. Гос. финансирование перспективных разработок мизерное а космическая программа России - фактически топтание на месте.

Не известно когда или вообще появится РН "МРКН"(разработчик - Центр имени Хруничева). Это перспективная частично многоразовая ракета носитель(горючие - жидкий метан). Боковые ускорители возвращаются на землю и приземляются как самолёт и потом их готовят для нового запуска. Этот проект намного продвинутый чем амерский Фэлкон-9Р - но он бумажный и нужны деньги.

0
Сообщить
№13
16.01.2015 15:43
Цитата, Сан Василич
Этот проект намного продвинутый чем амерский Фэлкон-9Р
Очень спорное высказывание :) Оба варианта имеют одинаковое право на жизнь, только Falcon уже воплощается.

Цитата, Сан Василич
Кому? Уж точно не России. Гос. финансирование перспективных разработок мизерное а космическая программа России - фактически топтание на месте.
Я предпочитаю радоваться космическим достижениям любой страны, ура-патриотизм здесь не к месту. Просто когда дело касается России - радости больше, но не всегда всё делается у нас. А на счет кому - если они добьются своего, то это подтолкнет всю отрасль и в России в особенности! Чтобы не отставать, у нас максимально активизируют подобные разработки, тот же МРКН ("Байкал-Ангара"), либо что-то другое. Космос от этого только выиграет.
+2
Сообщить
№14
16.01.2015 17:59
Orion- №10
в этой статье кое-что найдёте
“The reality is that achieving orbit with a single vehicle and a pure rocket engine, whereby all of the fuel and oxidiser for combustion is stored on-board the vehicle, remains out of reach. Even with a propellant mass of 90% of the entire vehicle weight, expendable launch vehicles must tread an extremely fine line between the masses of the propellants, the supporting vehicle and the payload. This means that the payload mass which achieves final orbit is typically no more than 2% to 4% of the initial weight of the launcher.The only way we can currently achieve orbit is by stripping away the needless mass of the supporting structure and fuel tanks as the launcher's fuel begins to empty. This creates a multistage rocket. These stages may be in series, stacked one on top of the other, as in SpaceXs' Falcon 9-R rocket, or in parallel as in NASA's Space Shuttle.”

http://phys.org/news/2015-01-reusable-rockets-hard.html

или здесь:
http://www.bloomberg.com/news/2015-01-05/musk-s-spacex-to-test-reusable-rocket-with-mars-mission-in-sight.html
0
Сообщить
№15
16.01.2015 22:41
Цитата, Владимир сообщ. №9
Ведь это событие огромной важности - если технология реально даст экономию хотя бы 20-30% от запуска , не говоря уже о 50%, то это может стать сильнейшим толчком в развитие космической отрасли.
ОК, спасибо за развернутый комментарий.
Тогда возникает следующий вопрос:
Экономия в данном случае возможна за счет повторного использования дорогостоящего двигателя. Но:
ресурс одноразового двигателя первой ступени - одно включение, ~100 секунд. Под этот ресурс подбираются относительно экономные материалы и технические решения.

Потребный ресурс многоразового двигателя по предложенной схеме:

~100 секунд х 2 (два включения за рейс) х 5 рейсов (допустим). То есть необходимо применение значительно более дорогих материалов, значительно более сложной конструкции, значительного утяжеления массы (критичный параметр для любого ЛА), инфраструктуры и затрат для межполетного обслуживания (по опыту Space shuttle - полная переборка и замена значительного числа узлов и деталей).
Экономии не просматривается...
0
Сообщить
№16
16.01.2015 22:57
BorSch - вы совершенно правы, когда говорите “необходимо применение значительно более дорогих материалов, значительно более сложной конструкции, значительного утяжеления массы (критичный параметр для любого ЛА), инфраструктуры и затрат для межполетного обслуживания”, и Маск об этом знает!  Он хочет экспериментальным путём найти ответ - экономен этот путь или нет. Вот второй успешный/неуспешный запуск первой ступени, которая уже была в полёте, покажет. Хорошо, что он делает “опыты” за свои деньги.
0
Сообщить
№17
16.01.2015 23:13
Поправка к п. 15 - не два, а четыре включения за рейс.
0
Сообщить
№18
17.01.2015 00:41
9 двигателей а не один.
+1
Сообщить
№19
17.01.2015 06:33
Момент жёсткой посадки возвращаемой ступени Falcon 9R (только сегодня выложили в сеть):

+1
Сообщить
№20
17.01.2015 16:16
Цитата, JackTheRipper сообщ. №19
Момент жёсткой посадки возвращаемой ступени Falcon 9R (только сегодня выложили в сеть):
Да уж, более чем жёстко. Ветер наверно был выше нормы.)))
0
Сообщить
№21
17.01.2015 18:20
+1
Сообщить
№22
17.01.2015 19:46
Вот экономический критерий, что хочет Маск получить, самое последнее предложение:
And there will be a next time. Musk, you see, is on a mission to change the economics of space exploration and to cut the cost of space launches by as much as 74% off what his rivals at Boeing and Lockheed Martin charge the U.S. government for satellite launches. As he testified before the U.S. Senate last year, the Falcon 9R rockets that SpaceX uses cost only $100 million to launch. That's compared to an average launch cost of $380 million at United Launch Alliance, or ULA -- the Boeing-Lockheed joint venture that handles satellite launches for the U.S. government.

What's more, if SpaceX can figure out a way to recover and reuse the rocket engines -- instead of dropping them into the atmosphere to burn up on reentry, as ULA does -- well, that would drop the cost of space launches even further.

How much further? SpaceX puts the cost of its Falcon 9 rocket at about $61.2 million per unit. If SpaceX can teach its rockets to "return to base" on their own power, therefore -- and assuming the cost of repair and maintenance of a recovered rocket isn't excessive -- it could conceivably cut its launch costs by more than half.

$40 million per launch, as opposed to ULA's $380 million.
+1
Сообщить
№23
17.01.2015 22:33
Цитата, ViewfromUSA сообщ. №22
What's more, if SpaceX can figure out a way to recover and reuse the rocket engines -- instead of dropping them into the atmosphere to burn up on reentry, as ULA does -- well, that would drop the cost of space launches even further.

Ну тут опять вопрос, выше заданный - а  как определить, кто двигатель рабочий? Надо ставить его, обнюхивать, облизывать и стартовать.

Итого
1) Требования к двигателю растут
2) Думаю, что и масса и стоимость вырастут, причем серьезно
3) Мероприятия проверки годности двигателя тоже стоят денег. Стенды, все дела

Надо цифирь считать. И да, у Маска нет альтернатив, насколько я в курсе - он вынужден снижать стоимость таким способом. Наши могут не поддаться и продолжить наращивать серию\работать над упрощением двигателя, более дешевым вариантом.

Черт его знает, цифирь не такая очевидная в итоге.
0
Сообщить
№24
17.01.2015 23:44
РД-191 тоже на 10 пусков сертифицирован. Вообще вариантов удешевления много в этом случае - либо цена запуска снижается последовательно, в зависимости от того, какой по счету раз используется  двигатель, либо, в результате удешевления, поставщик берет на себя какие-то расходы по страховке и т.д.
+1
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 25.04 21:23
  • 1040
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 25.04 17:21
  • 2
Суд арестовал замминистра обороны РФ, на которого ФСБ пять лет собирало материалы по коррупции
  • 25.04 15:58
  • 120
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 25.04 13:48
  • 3
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 25.04 13:40
  • 463
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 25.04 12:48
  • 0
«Освей»: Космическая Беларусь берется за строительство самолетов
  • 25.04 10:13
  • 478
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 25.04 09:30
  • 2
Разящий луч: как развиваются боевые лазеры
  • 25.04 09:27
  • 9
Российские разведывательно-ударные мультикоптеры предложат на экспорт
  • 25.04 09:12
  • 276
Космонавтика Илона Маска
  • 25.04 09:02
  • 26
Национальная политика и миграция
  • 25.04 08:46
  • 19
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 25.04 05:17
  • 3
Ходаковский: важно понять, для чего мы начали СВО и как будем дальше жить с побеждённой Украиной
  • 25.04 04:48
  • 2706
Как насчёт юмористического раздела?
  • 25.04 01:52
  • 1
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО