Войти

США не смогут обойтись без российских ракетных двигателей

6944
26
+4
Antares
Ракета среднего класса Antares.
Источник изображения: NASA

Почему американцы не могут обойтись без российских ракетных двигателей? Прилетит ли на МКС китайский космический корабль? Нужна ли МКС России после 2020 года? На эти и другие вопросы "РГ" отвечает заместитель руководителя Роскосмоса Сергей Савельев.


Сергей Валентинович, Америка заявила, что хочет заменить российские двигатели в 14 запланированных запусках ракет "Антарес". Что это значит для нас?


Сергей Савельев: На "Антаресе" используются ракетные двигатели НК-33, что называется, со склада: они были произведены в СССР в конце 60-х-начале 70-х годов и выкуплены американцами еще в 1990-е годы. Это старые двигатели, к тому же конструктивно доработанные американской компанией "Аэроджет", а не вновь произведенные российской промышленностью. Поэтому сокращение их использования, скорее всего, свидетельствует о желании американцев более тщательно подойти к проверке и выбраковке уже имеющихся у них на хранении НК-33.


О том, что это решение приведет к снижению объемов производства российской ракетной промышленности, речь не идет. Напротив, в настоящее время американская компания "Орбитал" - оператор ракеты "Антарес" - стоит перед проблемой поиска нового двигателя. И я не исключаю, что компания сделает выбор в пользу другого российского ракетного двигателя.


Какого?


Сергей Савельев: Скажу так - российского.


Участвуют ли в расследовании причин аварии американского "Антарес" наши специалисты? И когда можно ждать результатов?


Сергей Савельев: Насколько мне известно, представители компании "Кузнецов", которая является разработчиком двигателя НК-33, участвуют в анализе информации, связанной с аварией "Антареса". Еще раз подчеркну: американская компания "Орбитал" - коммерческая организация. Она имеет полное основание рассматривать вопрос об исключении ненадежного компонента ракеты и его замене. Что касается сроков расследования, то речь может идти о нескольких месяцах.


С американцами какие у нас проекты сегодня самые значимые?


Сергей Савельев: Главная работа с американскими партнерами, конечно же, по МКС. Потом идет поставка двигателей, уже не научный проект, а коммерческий. Один из важных международных проектов - "Спектр-РГ". Это международная орбитальная астрофизическая обсерватория, которая должна изучать Вселенную в гамма- и рентгеновском диапазоне. Наш главный иностранный партнер здесь - Германия: на борту космического аппарата планируются к использованию два телескопа - немецкий и российский. Но в нашем используются американские компоненты. Это очень серьезная вещь. Работа идет активно, и мы надеемся, что никаких препятствий не будет.


Санкции не повлияли?


Сергей Савельев: К счастью, нет. Более того, нет ни одного крупного действующего международного проекта с участием России, реализация которого оказалась бы под угрозой закрытия или приостановлена. Их специфика такова, что сменить партнера "на лету" практически невозможно. Почему? Серьезный ущерб от прекращения проекта понесут все участники.


Полностью интервью будет опубликовано в первых номерах "Российской газеты" за 2015 год.


Наталия Ячменникова

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
06.01.2017
Госкорпорация "Роскосмос". Итоги 2016 года
14.01.2015
Жизнь на Марсе и на станции
25.12.2014
Дмитрий Рогозин: "Вооружаем армию, чтобы не воевать"
07.10.2014
Российский космос: славное прошлое, сложное настоящее, неясное будущее
04.03.2014
Как битва советских конструкторов привела к созданию лучшего ракетного двигателя
02.07.2010
Россия прощается с космосом
26 комментариев
№1
08.01.2015 04:31
Уже в который раз замечаю, что российские журналисты не знают или не понимают, что когда речь идёт о частной компании, то надо об этом сказать, а не общим словом США. США этот двигатель нафиг не нужен, он нужен одной частной амерской компании для каких-то её целей, и эти цели для НАСА. Но у НАСА есть и альтернативные частные компании. Ещё в сентябре что НАСА дало разрешение 2м частным компаниям Boeing и SpaceX  доставку космонавтов на МКС, стоимость контракта $6.8 billion.
http://www.washingtonpost.com/blogs/the-switch/wp/2014/09/16/nasa-awards-space-contract-to-boeing-and-spacex/
-4
Сообщить
№2
08.01.2015 14:45
частные там лишь бенефициары, которые делят бюджетное бабло. а так бабло из государственного бюджета мщп, специалисты из государственного наса, заказ в интересах государства. частник там просто прокладка для отмывания денег.
+2
Сообщить
№3
08.01.2015 16:29
Цитата, q
США этот двигатель нафиг не нужен

дадада, не нужен этот, и другой не нужен, ведь USA великая космическая держава и можно сказать лидер, только чисто по недоразумению американские компании используют российские двигатели, один из которых пролежал на складе почти полвека.

А о зависимости от русских только неадекватный американский сенатор Маккейн говорит:

Цитата, q
«Большая проблема, которая нас по-прежнему тормозит, это зависимость от российских двигателей. От них зависят наши главные космические проекты. И русские требуют с нас чрезмерную плату. Очевидно, что от этого следует отказаться. И я думаю, что, оглядываясь назад, мы можем лишь сожалеть, что не построили свои собственные ракеты. Или, скорее, забросили их строительство», - сокрушался сенатор.
http://www.ruscur.ru/themes/0/00/64/6434.shtml?news/0/06/28/62803
+4
Сообщить
№4
08.01.2015 16:34
Сенатор Маккейн ведёт активную работу по замене российских двигателей:

Цитата, q
Orbital Sciences анонсировала контракт на два запуска ракеты «Атлас-5» с совместным предприятием Boeing и Lockheed Martin, компанией ULA. Cygnus всё равно планировалось увеличить, так что был выбран носитель потяжелее. Альтернативой «Атласу» является только «Дельта-4», ракета настолько же дорогая, насколько и грузоподъёмная. Её пуски способно оплачивать только правительство США.

И тут на сцене появляется всем хорошо известный сенатор Джон Маккейн, который уверенно направляет ситуацию к перемоге. Из-за него уже у ULA начинаются те же проблемы, что и у Orbital Sciences. Первая ступень «Атласа» приводится в движение российским двигателем РД-180. Маккейн внёс в сенат предложение запретить ULA не просто закупать у русских двигатели, но и — внимание! — использовать уже купленные РД-180, поставленные после «аннексии Крыма». В качестве альтернативы он предлагает выдать ULA 220 миллионов долларов, чтобы та разработала американский двигатель на замену.

У ULA таким образом под угрозой оказываются собственные контракты, в первую очередь с ВВС США. Военным требуется ещё тридцать запусков до 2020 года, а РД-180 на складах достаточно только для снаряжения шестнадцати ракет. Orbital Sciences со своим «звонком другу» срочно просит ещё две ракеты для своих грузовиков. А тут ещё и Маккейн.

О том, чтобы быстро переделать «Атлас» на какую-то альтернативную тягу, речи не идёт, замены РД-180 не существует. 220 миллионов долларов от Маккейна хватит только на то, чтобы купить скрепок для отчёта о том, почему этих денег недостаточно. Разработка нового двигателя тянет миллиарда на два, а по времени займёт больше пяти лет. Прибавим сюда тот факт, что от нового двигателя к новой ракете тоже путь не мгновенный. Логично предположить, что Маккейн будет последователен и ещё и РД-193 запретит. Тогда Orbital Sciences придётся переделывать свой «Антарес» не минимально, а по полной программе, и в итоге американские запуски сильно зависнут.
http://www.odnako.org/blogs/dvigatelnaya-peremoga-ot-dzhona-makkeyna/
+2
Сообщить
№5
08.01.2015 18:41
Orion,
я где-то в начале 80х проиграл спор своему другу (дело было в СССР). Он спросил меня, сколько экспедиций совершила Америка на Луну.
Я сказал 2, может 3. Правильный ответ был - 6. Почему я ошибся? Да потому, что  писали об этом в советских газетах на предпоследних страницах, а эти страницы никто никогда не читал.
   Это ваше право экстраполировать причины ваших неудач в различных сферах производства, в космосе в том числе, за счёт распила на разработки в США. Вы совершенно правы - у вас пилят. Может и у нас  тоже, но при этом почему-то всё запускается, 3 марсохода до сих пор ездят, Curiosity уже 3 года исполнилось, работает до сих пор.
  Вот вам сайт, где в найдёте 15 удивительных миссий в космосе в 2015 году.
Не пропускайте информацию на предпоследних страницах, читайте всё подряд.
В этой статье Европейские и Американские запуски, российских нет, распили, как вы сами определили.

http://www.mnn.com/earth-matters/space/stories/15-amazing-space-missions-to-track-in-2015
0
Сообщить
№6
08.01.2015 19:13
Цитата, q
сколько экспедиций совершила Америка на Луну.

конечно "Америка". Вот этот "американец" Вернер с простой, типично американской фамилией Фон Браун.


Он разработал самый мощный двигатель для полёта на Луну, а когда он умер, пришлось покупать старые двигатели у России, производства семидесятых годов прошлого века.
+2
Сообщить
№7
08.01.2015 19:24
Цитата, ID: 1701 сообщ. №6
конечно "Америка". Вот этот "американец" Вернер с простой, типично американской фамилией Фон Браун.


Он разработал самый мощный двигатель для полёта на Луну,
Фон Браун не был двигателистом, и соответственно не он разрабатывал ЖРД как для ФАУ-2
так и для Сатурна-5.
0
Сообщить
№8
08.01.2015 19:28
ID:1701 - вы совершенно правы, что гордитесь тем, что  США купила  российскими ракетные двигатели. Эти двигатели, хоть и старой разработки , но надёжные и дешёвые. А амеры, как вы заметили, ползучие прагматики - вывезли из Германии их учёных и их патенты. СССР вывозила станки.
0
Сообщить
№9
08.01.2015 19:29
Цитата, q
Фон Браун не был двигателистом, и соответственно не он разрабатывал ЖРД как для ФАУ-2
так и для Сатурна-5.

Совершенно верно, Фон Браун не был двигателистом.
Вместе с Фон Брауном над вышеуказанным двигателем работала бригада немецких инженеров-двигателитстов, главным конструктором этих ракет был Фон Браун. Соответственно все характеристики двигателей определял именно он.
0
Сообщить
№10
08.01.2015 19:32
Цитата, ViewfromUSA сообщ. №8
А амеры, как вы заметили, ползучие прагматики - вывезли из Германии их учёных и их патенты. СССР вывозила станки.
СССР вывез из Германии учёных, инженеров и даже рабочих в разных областях науки и техники поболе чем США.
+1
Сообщить
№11
08.01.2015 19:36
Цитата, q
СССР вывозила станки.

и опять мимо. СССР также вывез инженеров, но они лишь помогали Сергею Королёву и команде советских инженеров в работе на ракетой, а не возглавляли и разрабатывали весь проект как это было с немцами в USA.

Вам действительно есть чем гордиться - USA самый большой прагматик, разрабатывают технику для USA иностранцы и делают почти всё тоже иностранцы, в своих странах, а государство USA всё это оплачивает, в долг. Да и долг самый большой в мире, этим тоже можно погордиться.
+1
Сообщить
№12
08.01.2015 19:43
Цитата, ID: 1701 сообщ. №9
Вместе с Фон Брауном над вышеуказанным двигателем работала бригада немецких инженеров-двигателитстов,
Ссыль плз, что над F-1 работала бригада немецких инженеров.  Кстати покупка за недорого НК-33 совершенно не означает что у амеров нет своих двигателей. В 2015 должен состоятся первый запуск сверхтяжелой РН Falcon Heavy (ПН на НОО 50т), а в 2018 РН SLS с ПН на НОО 80т, и всё со своими ЖРД (РДТТ).
0
Сообщить
№13
08.01.2015 19:48
Цитата, ViewfromUSA сообщ. №5
Это ваше право экстраполировать причины ваших неудач в различных сферах производства, в космосе в том числе, за счёт распила на разработки в США. Вы совершенно правы - у вас пилят.
на счет "у вас" у меня данных нет, а вот то частная прослойка явно лишь для попила, я вовсе не экстраполировал.
Цитата, ViewfromUSA сообщ. №5
Curiosity уже 3 года исполнилось, работает до сих пор.
вы сейчас разыгрываете идиота или на полном серьезе не догадываетесь благодаря какой стране Curiosity на Марс попала ? чтьи двигатели доставили Curiosity на Марс ? чьи приборы на этом марсоходе знаете ?
-1
Сообщить
№14
08.01.2015 19:52
ID:1701 -
“разрабатывают технику для USA иностранцы и делают почти всё тоже иностранцы ”
Вы говорите цитатами из своего ТВ. Скажите честно - как у вас с английским? Я заметил, что комменты русских, знающих англ., отличаются от комментов людей которые англ не знают. У первых знание и логика шире и  лучше.
Если вы пишете в настоящем времени, то вы понимаете, что все те пленные немцы уже давно умерли, а США привезло много других “пленных” из разных стран. Или создали такие универы, чтоб иностранцы туда пёрли и потом таки-да работали на США. Я понимаю что вы так понимаете. Но ведь и к вам едет много иностранцев из Туркменистана/Казахстана, обучайте их и пусть работают на Россию!
0
Сообщить
№15
08.01.2015 19:53
Цитата, BrIg сообщ. №12
первый запуск сверхтяжелой РН Falcon Heavy (ПН на НОО 50т)
пару месяцев назад он разворотил весь стартовый стол, маловато теперь шансов на 2015 год ...
-1
Сообщить
№16
08.01.2015 20:02
Orion-
“пару месяцев назад он разворотил весь стартовый стол, маловато теперь шансов на 2015 год ...”
то, что произошло с ракетой называется по-англ “Shit happened”, не буду переводить, а то накажут. Главное, что разборка идёт без паники, через пол-года исправят и запустят.
Ещё раз рекомендую посмотреть 15 будущих запусков в 2015 году Европой, США, Японией. Если найдёте российский движок - буду рад.
http://www.mnn.com/earth-matters/space/stories/15-amazing-space-missions-to-track-in-2015
0
Сообщить
№17
08.01.2015 20:04
Цитата, q
Вы говорите цитатами из своего ТВ. Скажите честно - как у вас с английским? Я заметил, что комменты русских, знающих англ., отличаются от комментов людей которые англ не знают. У первых знание и логика шире и  лучше.

Видимо у вас представление о наших СМИ сформировалось под действием ваших СМИ. Поэтому ваша "логика" как две капли воды похожа на "логику" выступлений Джейн Псаки.

Что касается знания языков, то я свободно читаю на английском, немецком и французском. Ваши наблюдения видимо связаны только с английским? наверное меня подвёл мой французский, а может быть немецкий.

Но до момента вашего выступления мне не встречались столь глубокие умозаключения по поводу связи логики и знания языков.

Может это от того, что с логикой вы не вполне знакомы? Если у вас есть конкретные вопросы по логике, обращайтесь.
+1
Сообщить
№18
08.01.2015 20:05
Цитата, Orion сообщ. №15
    первый запуск сверхтяжелой РН Falcon Heavy (ПН на НОО 50т)

пару месяцев назад он разворотил весь стартовый стол, маловато теперь шансов на 2015 год ...
"Он" не мог ничего разворотить, так как в 2015 году будет первый испытательный полёт.
То была авария РН Антарес.
+1
Сообщить
№19
08.01.2015 20:13
ID: 1701 Завидую вашим знаниям языков, честное слово! И извините за обобщение.
Но если вы свободно владеете языками, то вы читаете все новости в оригинале, вы в курсе жизни ВСЕХ стран, культур, политики, и т.д.
Так откуда у вас обобщение, что:
“разрабатывают технику для USA иностранцы и делают почти всё тоже иностранцы, ” . Common, это вы так пошутили?
0
Сообщить
№20
08.01.2015 20:16
Цитата, ViewfromUSA сообщ. №16
Ещё раз рекомендую посмотреть 15 будущих запусков в 2015 году Европой, США, Японией. Если найдёте российский движок - буду рад.
Посмотрел. Можете порадоваться.))) Запуск челнока Х-37 будет осуществлён с помощью РН Атлас-5 со всё теми же РД-180 на первой ступени.
+3
Сообщить
№21
08.01.2015 20:18
Цитата, BrIg сообщ. №18
То была авария РН Антарес.
причем тут антарес ? речь о Falcon 9-R рухнувшей в августе
-1
Сообщить
№22
08.01.2015 20:23
Цитата, q
Так откуда у вас обобщение, что:
“разрабатывают технику для USA иностранцы и делают почти всё тоже иностранцы, ” . Common, это вы так пошутили?

это из практики, я знаю, что большой процент программистов из СССР работают в Майкрософт., также там много индусов, Например нынешний глава Майкрософт Сатья Наделла.
Я знаю, что экран для айфона разработан в Корее, микросхемы тоже. Я знаю, что Сергей Брин, один из основателей Гугл родился в Москве в 1973 году.
Я вижу на компьютерах Делл, Хьюлетт Пакард, АйБиЭм, Компак etc надпись - Сделано в Китае.

И я читал, что USA производит в 4 раза меньше чем потребляет.

Ну и если пройтись по известным личностям из USA - все они выросли за пределами этой страны или дети эмигрантов.
Игорь Сикорский - русский
Энрико Ферми - итальянец,
Шварценеггер - австриец,
Мадонна - Итальянка, Стив Джобс - сириец
Фон Браун - немец
Эйнштейн из Германии и т.д. и т.п.

но мы отклонились от собственно темы и перешли на личности, что не есть хорошо.
+1
Сообщить
№23
08.01.2015 20:27
Цитата, Orion сообщ. №21
причем тут антарес ? речь о Falcon 9-R рухнувшей в августе
Притом , что стартовый стол разворатил Антарес, а авария Falcon 9-R произошла уже в полёте. Кстати это был лёгкий вариант Falcon, а это совсем не то, что  Falcon Heavy.
+1
Сообщить
№24
08.01.2015 20:31
Brlg -
"Посмотрел. Можете порадоваться.)))"


понравилось, добавил 1  )))
0
Сообщить
№25
08.01.2015 20:53
ID:1701 - извините, у меня lunch, возможны задержки.
Ну наконец-то я понял, о каких иностранцах речь! Мы с вами обсуждаем выдающихся личностей, а не друг друга. Хотя, не зная вас, вы тоже выдающийся, но из скромности скрываетесь под ID:1701 )))
  Америка - это большой плавильный котёл национальностей и религий. Мы в слово “иностранец” вкладываем буквальный смысл - без американского гражданства. А остальные, вами перечисленные, и я в том числе - просто амеры.  Мы не будем обсуждать по каким причинам все они оказались в США, а не где-то в другой стране, накажут. Давайте лучше дружить ракетными двигателями...
+1
Сообщить
№26
08.01.2015 21:13
Цитата, q
Америка - это большой плавильный котёл национальностей и религий.

в Гарлеме, в Нью-Йорке над этим посмеются или на Брайтон Бич, или в любом Чайна Тауне любого большого города.

Цитата, q
Мы не будем обсуждать по каким причинам все они оказались в США,

Проблема зависимости США не только в двигателях, в том, что эмигрант в USA как правило сильнее, образованнее, чем местный американец, воспитанный с рождения и получивший образование в США. Даже бедные индусы, благодаря иной культуре и менталитету добиваются большего, чем дети коренных американцев
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 26.04 20:54
  • 121
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 26.04 20:52
  • 1063
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 26.04 20:10
  • 2709
Как насчёт юмористического раздела?
  • 26.04 13:13
  • 0
Сопротивление на Украине: борьба с неонацизмом
  • 26.04 13:11
  • 2
Американский дрон Mojave с Minigun DAP-6 с общей скорострельностью 6000 выстрелов в минуту поразил наземные цели в ходе испытаний
  • 26.04 12:21
  • 1
Россия настаивает на необходимости запрета любого оружия в космосе, а не только ядерного - постпред РФ при ООН
  • 26.04 09:05
  • 2
ЦКБР заявил, что РФ необходимо создать мобильные команды для уничтожения FPV-расчетов ВСУ
  • 26.04 05:50
  • 1
Омрачить День Победы и инаугурацию: каких ударов ожидать от ВСУ в майские праздники
  • 26.04 00:07
  • 0
Танцы с бубном: США, Украина и военная помощь
  • 25.04 17:21
  • 2
Суд арестовал замминистра обороны РФ, на которого ФСБ пять лет собирало материалы по коррупции
  • 25.04 13:48
  • 3
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 25.04 13:40
  • 463
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 25.04 12:48
  • 0
«Освей»: Космическая Беларусь берется за строительство самолетов
  • 25.04 10:13
  • 478
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 25.04 09:30
  • 2
Разящий луч: как развиваются боевые лазеры