Войти

Айтишник сидит без дела

5350
15
+3
Дмитрий Медведев
Дмитрий Медведев.
Источник изображения: www.gazeta.ru

Власти делают ставку на отечественное промышленное программное обеспечение

Российские разработчики инженерного софта получат государственную программу развития уже в 2016 году. Дмитрий Медведев поручил минпромторгу совместно с минкомсвязью разработать и внести в правительство РФ подпрограмму "Разработка отечественного инженерного программного обеспечения".


По словам первого заместителя министра промышленности и торговли России Глеба Никитина, рынок инженерного ПО России в 2013 году показал 18-процентный рост, что гораздо выше мирового. Но без систем собственного промышленного программного обеспечения полного цикла обеспечить развитие новых технологий мы вряд ли сможем.


Решение поддержать развитие отечественного инженерного программного обеспечения эксперты оценивают как своевременное


Как сообщил "РГБ" директор департамента стратегического развития минпромторга Василий Осьмаков, сегодня большое число российских предприятий машиностроительной отрасли, оснащенных автоматизированными системами проектирования, инженерного анализа и управления жизненным циклом продукции, работают с зарубежными решениями. Минпромторг в этом году провел исследование производственного сектора, в нем приняли участие более 200 организаций, использующих инженерное ПО. 72% из них пользуются зарубежными продуктами. А это в основном организации приборостроения, авиа- и ракетостроения.


"Замечу, что многие предприятия, производящие технологически сложную продукцию, какой является, например, двигатель или фюзеляж самолета, имеют целый арсенал программных систем от разных производителей, функционал которых зачастую один и тот же. Смысл в том, чтобы, производя инженерные расчеты на нескольких системах одновременно, минимизировать риск ошибки. Это так называемый робастный подход, - говорит Василий Осьмаков. - Относительно оснащенности отраслей российскими продуктами скажу следующее: отрасли выбирают многофункциональные, проверенные временем и хорошо конвертируемые с другими программными бизнес-приложениями продукты. У нас пока нет массово покупаемых на рынке интегрированных программных платформ российского производства, отечественные вендоры поставляют решения в отдельных сегментах, например CAD, реже - CAM или CAE. Поэтому вне зависимости от отрасли востребованными остаются продукты мировых лидеров. Наиболее сильна, пожалуй, наша позиция в атомной промышленности. ВНИИЭФ совместно с АСКОН недавно разработали для нее интегрированную платформу для компьютерного инжиниринга, которую "Росатом" собирается распространить на свои предприятия".


Решение властей поддержать развитие отечественных инженерных программных продуктов отдельным документом эксперты отрасли оценивают как своевременное. "Никогда еще правительство так глубоко не погружалось в вопросы импортозамещения. Поэтому вопрос, с каким софтом будут работать инженеры, очень важен. У нас есть состоявшиеся на рынке игроки, есть коммерчески успешные продукты, опыт их разработки, вывода на рынок и сопровождения; создавать с нуля никакие решения не требуется. Программа нужна, на наш взгляд, не для того, чтобы давать деньги разработчикам, а чтобы развивать среду, в которой они работают - стимулировать спрос на отечественное ПО со стороны крупнейших заказчиков, - говорит Александр Голиков, председатель правления Ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт", председатель совета директоров компании АСКОН. По мнению эксперта, подобное решение правительства РФ первое для отрасли. Раньше были приняты документы о создании льготных условий по платежам в фонды социального страхования, разработке "Стратегии развития ИТ-отрасли России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года".


"Решение поддержать отечественных разработчиков является давно назревшим, - говорит председатель Общественного совета при минпромторге, генеральный директор "Росэлектроники" Андрей Зверев. - Основная задача - сформировать требования к российскому ПО, чтобы мы не делали завтра продукт, соответствующий нуждам сегодняшнего дня, а закладывали тенденции, которые будут существовать на рынке в будущем".


По данным ассоциации "Отечественный софт", российское ПО востребовано на предприятиях, которые являются не разработчиками изделий, а производителями. "Головные разработчики, например изделий ОПК, не только используют зарубежные программные продукты, но и в соответствии с этим стараются определить ИТ-политику в своем холдинге. Поэтому давление на отечественных игроков довольно сильное", - говорит Голиков.


По словам Андрея Зверева, за последнее время уровень российского инженерного софта сильно поднялся: "К примеру, одна из компаний имеет прямой контракт на создание системы поддержания жизненного цикла изделий с Российским федеральным ядерным центром, и эта работа действительно поднимает уровень разработок на уровень международных стандартов".


Основные проблемы, с которыми сегодня сталкивается отрасль, по мнению Зверева, - отсутствие специалистов, способных сформировать требования к инженерному программному продукту завтрашнего дня, отсутствие наработанной практики внедрения. Такой продукт, как инженерное ПО, является штучным, а каждое его внедрение - уникальным. Это объясняется тем, что на каждом предприятии существует собственная, отработанная десятилетиями методология создания продукции, и при внедрении нового софта приходится каждый раз учитывать предыдущий опыт. Каждое внедрение занимает много времени.


"К этому стоит добавить отсутствие в достаточном количестве специалистов по внедрению, нужно создать специальные программы, направленные на подготовку кадров. Необходима тесная кооперация между представителями промышленности и разработчиками инженерного программного обеспечения. Важно создать учебные программы в вузах, готовить специалистов по управлению данными на всех этапах жизненного цикла изделий", - резюмирует Зверев.


В минпромторге с представителями отрасли соглашаются. "Отдельные разработки были включены в ряд программ и раньше, однако в таком ключе это действительно первая такая комплексная инициатива, - говорит Василий Осьмаков. - У нас есть задел по компетенциям, по продуктам, требуется создать эффективный организационный механизм, чтобы собрать эти компетенции и готовые решения в комплексный конкурентоспособный продукт, востребованный на рынке. Определенным испытанием для нас будет не только разработка с нуля недостающих звеньев платформы или доработки готовых, но и задача рыночного продвижения нового продукта, выстраивание взаимодействия разработчиков инженерного софта и предприятий производственного сектора, отраслевых инжиниринговых центров. Первые разрабатывают или дорабатывают продукт, вторые формулируют требования, а на выходе тестируют его. Кооперация должна быть обязательным условием. Это распространенная практика ЕС, США в реализации такого рода проектов".



Инна Зубарева

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
15 комментариев
№1
15.10.2014 11:44
В России есть одни из лучших в мире программистов. Одни только успехи в создании ИИ чего стоят. А системы радио-электронной разведки, подавления, радары? В них алгоритмы тоже одни из, если не, самые быстрые в мире. Что не могут ПО для компа написать? Специализированное ПО под систему компьютерного моделирования и других немаловажных систем делать в России могут. Не проблема. Молодые способные кадры есть. Главное правильно работу организовать и с финансированием/заказами не оплошать. И естественно не дать сгноить и держат на самом высоком контроле. Не дай бог коррупционер даже близко подойдёт.
+1
Сообщить
№2
15.10.2014 12:38
Вспомнился старый анекдот про программиста (ITшника).
Цитата, q
Ватсон с Холмсом путешествуют на воздушном шаре.
Через какое-то время шар падает в чистом поле.
Ватсон с Холмсом выжили. Идут по полю и встречают человека.
Ватсон спрашивает:
- Любезный, не подскажете, где мы находимся.
Ответ:
- На земле.
Холмс говорит Ватсону:
-Мда, везёт же нам: встретили одного человека и тот программистом оказался...:(
Ватсон:
-С чего вы взяли, Холмс, что он программист?
Хормс:
-Он дал абсолютно точный, но ничего не значащий ответ.

Цитата, Makc сообщ. №1
Молодые способные кадры есть. Главное правильно работу организовать и с финансированием/заказами не оплошать.
Добавлю, надо бы ещё и точную постановку задачи дать.;)
+1
Сообщить
№3
15.10.2014 15:38
Makc
Цитата, q
В России есть одни из лучших в мире программистов....Молодые способные кадры есть.

Проблема в том, что индустрии нет. Так как нет внутреннего рынка. Основные сегменты или полностью обеспечиваются импортом или монополизированы (1С). Много молодых и талантливых в конторках офшорного программирования работают, которые считаю своеобразным каналом утечки мозгов этих молодых и талантливых за рубеж.
0
Сообщить
№4
15.10.2014 18:54
Все программы пишутся с учётом команд  железа,  не меньше внимания надо уделять созданию  российских современных процессоров ,
0
Сообщить
№5
15.10.2014 21:34
Цитата, q
Власти делают ставку на отечественное промышленное программное обеспечение
Это как?
Тотализатор, что-ли.... кто больше!
Ладно, шутки - шутками, только вот действительно - кто и как будет ставить задачи.
У чиновников, да и у Властей, для этого, серого вещества явно недостаточно.
Здесь уже нужен интеллект, как минимум 5-го технологического уклада или 6-го, а у них до 3-го не дотягивает.
+1
Сообщить
№6
16.10.2014 09:50
а что такое технологический уклад?
0
Сообщить
№7
16.10.2014 10:55
Цитата, Витязъ сообщ. №5
Здесь уже нужен интеллект, как минимум 5-го технологического уклада или 6-го, а у них до 3-го не дотягивает.
Ну, я б сказал несколько иначе. Надо бы чтоб те кто будет ставить задачи владели бы системным анализом, или системным подходом, если угодно. Тогда, по моему, в любой уклад можно уложиться.;)
+1
Сообщить
№8
16.10.2014 17:01
Цитата, ash сообщ. №7
Ну, я б сказал несколько иначе. Надо бы чтоб те кто будет ставить задачи владели бы системным анализом, или системным подходом, если угодно.

Это называется Архитектор системы. У конструкторов - ГК (главный конструктор), а в ИТ - архитектор. Их не просто дефицит, а дефицитище.
Это объективный фактор, который даже образованием можно исправить лишь частично. Потому что

Цитата, q
Такой продукт, как инженерное ПО, является штучным, а каждое его внедрение - уникальным.

Безусловно надо готовить спец.программы образования для подготовки архитекторов, но это не сделает их архитекторами конкретной системы, пока они не поработают в отрасли или направлении, для которого будут это писать. Это самое важное.

В России есть система, не инженерная, которая писалась без архитектора ИТ, а с отраслевым архитектором - человеком, который проработал в банке (не в сфере ИТ) от низа, до руководителя по развитию и ушел в ним консультантом по разработке ПО.
Результат показал, что такой подход также имеет право на жизнь!

Вот только уровень такого консультанта должен быть очень высоким, чтобы он мог мыслить как руководитель и знать детали, как исполнитель.
+2
Сообщить
№9
17.10.2014 21:10
Цитата, q
Это называется Архитектор системы. У конструкторов - ГК (главный конструктор), а в ИТ - архитектор. Их не просто дефицит, а дефицитище.
Ну вот и с этой стороны похоже тупик.
Ведь для того, чтобы появился Архитектор или ГК, должно пройти около 10 лет, да и "выборка" должна работать.
Ведь ремесленника можно целенаправленно выучить и из одного увлеченного юноши, а вот творец новых систем должен "вырасти" в этой среде, а среда должна состоять из множества "ремесленников".
+1
Сообщить
№10
17.10.2014 23:36
Цитата, Андрей Л. сообщ. №8
Это называется Архитектор системы. У конструкторов - ГК (главный конструктор), а в ИТ - архитектор. Их не просто дефицит, а дефицитище.
Архитектор матрицы?;)
А если серьёзно, то:
Цитата, Андрей Л. сообщ. №8
В России есть система, не инженерная, которая писалась без архитектора ИТ, а с отраслевым архитектором - человеком, который проработал в банке (не в сфере ИТ) от низа, до руководителя по развитию и ушел К ним консультантом по разработке ПО.
Результат показал, что такой подход также имеет право на жизнь!
это лишний раз доказывает, что человек с навыками системного анализа способен "прокачать" любой проект в любой области.
Цитата, Витязъ сообщ. №9
Ведь ремесленника можно целенаправленно выучить и из одного увлеченного юноши, а вот творец новых систем должен "вырасти" в этой среде, а среда должна состоять из множества "ремесленников".
Согласен с этим постулатом. Однако, имею несколько другой опыт. Был (к сожалению), человек, который под чутким руководством старших товарищей "вырос из среды ремесленников", стал "архитектором", а потом научил несколько поколений "архитекторов" прямо из универа. Таким образом, получается, что "выборка" должна работать на уровне ВУЗа. Нет?
На мой взгляд Архитектор ИТ неравно ГК. А вот ГК вполне может (и должен) соответствовать Архитектору, иначе он не ГК...
0
Сообщить
№11
18.10.2014 10:00
Цитата, ash сообщ. №10
На мой взгляд Архитектор ИТ неравно ГК.

Мой текущий опыт внедрения системы показывает, что, если будет равно - то это позволит внедрить верно и оптимально, если Архитектор будет слабее, то, в части инженерной системы, в целом для предприятия оптимальности не получиться, ГК продавит свои интересы, даже не волей или субординацией, а уровнем владения предмета.
0
Сообщить
№12
18.10.2014 11:25
Цитата, q
Согласен с этим постулатом. Однако, имею несколько другой опыт. Был (к сожалению), человек, который под чутким руководством старших товарищей "вырос из среды ремесленников", стал "архитектором", а потом научил несколько поколений "архитекторов" прямо из универа.
Согласен!
Вы ж понимаете, что нет правил без исключений.
Но, возвращаясь к обсуждаемому вопросу
Цитата, q
"Разработка отечественного инженерного программного обеспечения".
, уже сейчас можно сделать вывод, что не системный подход властей к этой задаче заранее обречен на неудачу.
Нет, конечно отдельные успехи будут, но вот настоящей "лавины" программных комплексов, чего и мечтают добиться - это маловероятно.
Получится как в этом фильме: Последний лимузин.
Досмотрите до конца, не пожалейте времени.
+1
Сообщить
№13
18.10.2014 12:58
Вычислительная техника и ПО прогрессируют такими темпами, что заранее по настоящему научить чему либо, кроме как быстро осваивать новые технологии и быть в курсе - сложно. Более того, считаю, что каждая IT фирма или группа фирм должны иметь выделенных специалистов, которые занимаются исключительно отслеживанием новых технологий, (постоянно проходят on-line или явное обучение), и осуществляют их внедрение в головы сотрудников.
Это должен быть постоянный процесс (а не формальные курсы повышения квалификации), позволяющий "рабочим лошадкам" не устаревать морально в процессе решения текущих рабочих задач. Это так же важно, как каждые 2-3 года менять программистам железо, своевременно обновлять системное и прикладное ПО.
Даже к концу 70-х, когда я закончил институт, все учебники и программы обучения содержали только концептуально важную информацию, прикладные же примеры устарели. Т.е. пришлось обучаться и переучиваться с самого начала и так продолжалось всю жизнь без перерыва!

Я системщик с почти 40-летним опытом. Разрабатывал железо, языки программирования, симуляторы и операционные системы для новых вычислительных машин, занимался и "промышленным программированием" в проектах для иностранных заказчиков, хотя это не моё, но жить то надо, занимался и созданием специализированных SOC от железа до ПО. Всю жизнь получалось так, что в ходе решения одной задачи начиналось постепенное отставание в смежных областях, что приводило к тому, что процесс обучения при переходе в новую область или новую технологию занимал все больше времени и знания становились все менее системными, содержащими только практические навыки. Без постоянного переучивания и систематического пополнения знаний в области IT происходит деградация компетентности, которая не так заметна при узкой специализации, но темп развития технологий так высок, что "незыблемые" принципы, порой, безнадежно устаревают и узкий специалист оказывается не у дел или не способен создавать продукт надлежащего качества.
0
Сообщить
№14
18.10.2014 16:02
Цитата, Андрей Л. сообщ. №8
Это называется Архитектор системы. У конструкторов - ГК (главный конструктор), а в ИТ - архитектор. Их не просто дефицит, а дефицитище.
Это объективный фактор, который даже образованием можно исправить лишь частично.
Вопрос тогда к ВУЗам, которые выпускают будущих Архитекторов (будущих ГК) - почему их выпускники системный анализ (http://victor-safronov.narod.ru/systems-analysis/lectures/rodionov/07.html) на практике применять не способны? Ведь процесс проектирования любого продукта (будь то новый автобус или новое ПО) успешно математически формализован.
0
Сообщить
№15
18.10.2014 16:35
Парни!
Мне нравится копаться в смежных областях и недавно я наткнулся на это Теория специальных операций.
Посидел с карандашиком, порисовал схемы и ............
ash!, Андрей Л.!
Доставьте себе удовольствие прочитайте и представьте в удобоваримом для Вас виде.
Массу удовольствия интеллектуального получите.
Недаром говорят:- гениальное лежит на стыке наук...
Мне особо понравилась глава 3.2.2, особенно когда я разрисовал схему и замкнул ее в систему.
+1
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 15.11 06:22
  • 1
Летчик-испытатель считает, что Су-57 превосходит китайскую новинку J-35
  • 15.11 05:22
  • 6
Россия вернется к созданию сверхзвуковых лайнеров
  • 15.11 05:14
  • 1366
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ
  • 14.11 22:10
  • 5555
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 14.11 21:45
  • 4
TKMS показали, каким будет новый фрегат MEKO A-400
  • 14.11 18:35
  • 2
В США «откровенно посмеялись» над российским Су-57 с «бородавками»
  • 14.11 18:34
  • 2
Сыграть на слух: новая гарнитура обеспечит надежную связь на поле боя
  • 14.11 04:35
  • 2
Ответ на достаточно распространенное мнение, а именно: "Недостатки выдают за достоинства. Российские лампасы выдали малокомпетентные требования по сверхманевренности в ущерб не видимости, которые на Украине никак не пригодились."
  • 14.11 01:22
  • 1
Стали ли холоднее приятельские отношения Трампа и Путина? (The Independent, Великобритания)
  • 13.11 20:43
  • 3
Стармер и Макрон хотят убедить Байдена разрешить Украине удары дальнобойными ракетами по РФ - СМИ
  • 13.11 18:26
  • 2
«Полёт русского аса на Су-57 можно смело назвать искусством»: в Китае обсуждают пилотаж на истребителе пятого поколения ВКС РФ в Чжухае
  • 13.11 13:42
  • 1
"Рособоронэкспорт" назвал главное выигрышное отличие Су-57Э
  • 13.11 12:49
  • 0
Трамп – разрушитель, или очередное «Большое американское шоу»?
  • 13.11 10:45
  • 682
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 13.11 01:37
  • 1
Лесть, прибыль, мир: коммерческое предложение Украины Трампу (Financial Times, Великобритания)