Российский предприниматель придумал, как заработать на космических путешествиях без отрыва от Земли. Он вместе с партнерами создал интерактивный обучающий аттракцион площадью 600 кв. м, моделирующий работу марсианской станции. Учредители вложили в проект 40 млн руб. собственных средств. Проект уже приносит прибыль. Сейчас в планах компании открыть еще несколько образовательных площадок, посвященных другим темам: экологии, архитектуре и медицине
В 2009 году предприниматель с двумя успешными компаниями в сфере полиграфического производства Алексей Глебов наткнулся в Интернете на исследование McKinsey Global Institute, посвященное анализу мирового рынка труда. Согласно отчету, дефицит высококвалифицированных кадров в мире к 2020 году составит 40 млн человек.
Бизнесмену пришла в голову идея создать сеть игровых площадок, где дети и взрослые в интерактивном режиме могли бы получать новые знания и навыки. Алексей Глебов решил ориентироваться на методики обучения в спорте и стал думать об игре, которая бы совмещала и элемент соревнований, и систему тренировок.
«Психологи доказали, что для достижения статуса высококвалифицированного специалиста по общемировым меркам человеку нужно не менее 10 тыс. часов практики, — рассказывает г-н Глебов. — Я решил попробовать уменьшить этот срок за счет «полного погружения» ребят в обучение. Например, скорость подготовки парашютистов-акробатов сильно возросла, после того как изобрели вертикальные аэродинамические трубы: можно отрабатывать прыжки не в течение 40 с свободного падения, а за как минимум 10—15 мин. на тренажере. Что-то подобное мы решили повторить для обучения детей».
Однако г-н Глебов не знал, в каком «игровом мире» реализовать задуманное. На образовательной конференции EduCamp 2010 он познакомился с Борисом Головацким, на тот момент консультантом ГК «Прогрессор» и экспертом в применении ролевых игр в консалтинге. Глебов и Головацкий основали компанию «Парки развития». Борис Головацкий предложил для тестирования образовательной методики сделать интерактивную модель станции на Марсе и отправлять посетителей в путешествия на Красную планету.
Предприниматели сняли помещение площадью 800 кв. м в павильоне «Космос» на ВВЦ и отвели на площадку для строительства интеракториума «Марс-Терраформинг» 600 кв. м. За аренду компания платит около 500 тыс. руб. ежемесячно.
Затем предприниматели собрали команду из пяти сценаристов, группу архитекторов-декораторов и нашли строительного субподрядчика для оборудования павильона. В общей сложности на декорации и экспонаты основатели компании потратили 40 млн руб. Например, в 2 млн руб. обошлась модель ядерного реактора, для которой детали пришлось изготавливать по чертежам инженеров компании на нескольких заводах. Еще 1 млн руб. стоила капсула-симулятор (обычно они устанавливаются как кинотеатры 5D), которая вскоре будет имитировать полет на Марс.
Каждый сюжет, придуманный сценаристами, проходил оценку ученых и представителей бизнеса: Глебов и Головацкий консультировались с Роскосмосом, «Росатомом» и Институтом космических исследований РАН. Советы об оснащении станции команде «Марс-Терраформинг» давали и писатели-фантасты.
С декабря 2013 года в «Марс-Терраформинг» работают три отсека: научный, энергетический и командный. Участники путешествия получают общекомандное задание, а затем распределяют роли — ученый, энергетик, руководитель экипажа, журналист и т.д. После «телепортации» на Марс ученые начинают исследовать поверхность планеты, управляя с помощью манипулятора копией марсохода Curiosity, энергетики настраивают солнечные батареи, атомные реакторы и встроенные в станцию аккумуляторы. В командном отсеке путешественники собираются, чтобы обсудить проблемы.
Участники «Марс-Терраформинг» попадают в некое приключение — от песчаной бури до помощи другой марсианской станции в борьбе с пришельцами. Если же играть приходят взрослые, каждый из них помимо командной роли получает личное задание. Один из членов экипажа может оказаться роботом или шпионом, засланным с другой планеты. Happy end, подчеркивает г-н Глебов, не гарантирован.
Марсонавты
Клиенты «Марс-Терраформинг» — посетители трех возрастных категорий. Дети от 5 до 10 лет, для которых игра оказывается ближе к интерактивному спектаклю. Подростки от 10 до 16 лет получают на площадке интересные иллюстрации того, что было пройдено на уроках. Взрослые же используют игру для корпоративных мероприятий или командных игр.
Дошкольников и школьников отдел продаж «Парков развития» привлекает, в основном обзванивая работников по внеклассной работе в образовательных учреждениях. Многие родители приводят детей на необычную площадку, узнав о ней из форумов в Интернете. В интеракториуме каждый месяц по расписанию проходят три-четыре игры для детей. Организованные группы (от 8 до 28 человек) записываются отдельно.
За месяц «Марс-Терраформинг» посещают более 1 тыс. детей. Для них также есть форматы мастер-классов и лекториев. Вход на экскурсию стоит 500 руб., билет на игру — 1—2 тыс. руб.
Василий Богин, директор Новой гуманитарной школы в Москве, рассказывает, что среди побывавших в интеракториуме учеников его школы не было ни одного, которому бы не понравилась игра. «Современная педагогика строится не только на банальной триаде «знания — умения — навыки», она основывается на таких важных понятиях, как «опыт творческой деятельности», «опыт совместной деятельности», «опыт значимых переживаний», — говорит г-н Богин. — Без этих видов опыта практически невозможно воспитать зрелую, ответственную и тем более творческую и социально активную личность. И та деятельность, в которую встраивается подросток на «Марсе», как раз и создает такие виды опыта».
Группы взрослых (18—20 человек) для более сложных игр набираются по расписанию два раза в неделю. Параллельно «Марс-Терраформинг» принимает коллективы компаний. Стоимость игр (обычно это тимбилдинг) — 2 тыс. руб. на человека. По словам Алексея Глебова, площадка проводит восемь—десять корпоративных мероприятий в месяц. «Марс-Терраформинг» ищет таких заказчиков не только через продвижение своего сайта, но и через ивент-агентства. Сейчас компания работает с 30 партнерами, которые удерживают до 20% с чека каждого клиента.
В итоге за 2013 год оборот «Марс-Терраформинг» составил 20,3 млн руб. Каждый месяц основатели бизнеса тратят на зарплаты сотрудникам (на площадке на ВВЦ работают десять человек) около 700 тыс. руб. На поддержку работы оборудования в павильоне и рекламное сопровождение проекта ежемесячно уходит еще несколько сот тысяч рублей. В итоге, по подсчетам РБК daily, при нынешнем интересе к площадке и таком же уровне издержек проект окупится в течение восьми—десяти лет.
До конца 2014 года Глебов и Головацкий хотят открыть в интеракториуме на ВДНХ еще пять отсеков. Предприниматели также планируют построить кафе (отсек «кают-компания») на территории павильона.
Наука в тираж
В 2014 году Алексей Глебов планирует открыть несколько новых образовательных площадок. Тема интеракториума может быть любой, но предприниматель делает ставку на интеракториумы, посвященные экологии, технологиям в медицине, 3D-транспорту и архитектуре.
Предприниматель хочет продавать универсальные модули, на базе которых за четыре—семь месяцев можно оборудовать интеракториум. В модуль входят два отсека и коридор между ними, в который спрятан центр управления, а также капсула-симулятор. Себестоимость системы — 15 млн руб. Глебов предлагает купить установки администрациям регионов и частным инвесторам. В списке потенциальных покупателей — более 20 компаний. О размещении станции в формате образовательного кафе основатель бизнеса хочет договориться с владельцами торговых центров. Также интерес к строительству интеракториумов проявили крупные компании, которые хотят готовить технические кадры.
Инсталляция модуля с десятью отсеками, четырьмя капсулами и тренажерами в них обойдется в 35 млн руб. За год расходы на обслуживание такой площадки (включая аренду и зарплаты 20 сотрудникам) составят чуть больше 2,5 млн руб. По задумке основателей «Парков развития», через 19 месяцев после начала работы каждого модуля интеракториум должен вырасти до площадки 2,4 тыс. кв. м и обеспечить оборот в более чем 60 млн руб. К этому сроку рентабельность проекта, по подсчетам г-на Глебова, составит около 55%.
Сложность развития этих «Парков» в том, что популярность игровой площадки падает без обновления хотя бы 30—40% всех ее экспонатов и игровых сюжетов. Компания Алексея Глебова планирует взять разработку новых сценариев и поставку оборудования на себя.
Подобная экономическая модель, как планирует г-н Глебов, будет работать для каждой новой точки. Условия соинвестирования, которые обсуждают предприниматели с потенциальными партнерами, Глебов и Головацкий не раскрывают.
Борьба за космос
«С точки зрения бизнес-перспектив проект выглядит рискованным и не гарантирует быстрой окупаемости, — говорит Роман Соркин, глава архитектурно-инжиниринговой компании Homeland Group. — Думаю, большинство профильных инвесторов (игроков строительного рынка) это не заинтересует. Возможно, единицы согласятся на совместный проект с компанией, исключительно будучи увлеченными идеей воспитания молодежи. Те, кто руководствуется бизнес-логикой, скорее подождут, когда в России появится хотя бы один такой интеракториум (построенный на деньги одной из местных администраций), и уже потом рассмотрят возможность поддержки необычного проекта».
Интерактивные форматы обучения в Москве широко используются в музее «Экспериментаниум». По словам Наталии Потаповой, одного из его сооснователей, за год музей посещают более 300 тыс. человек, при этом на площадке проходят и интерактивные экскурсии, и мастер-классы, и научные шоу, и циклы лекций. Все эти форматы в «Экспериментаниуме» близки к игровым. «Мы понимаем «интерактивность» иначе, чем коллеги из «Марс-Терраформинг», — говорит Наталия Потапова. — Для нас важно, чтобы дети могли потрогать предметы руками, увидеть проявления законов физики в чем-то, что окружает нас каждый день. Мы, наоборот, хотим увести детей и взрослых от виртуальной реальности, симулятивных тренажеров».
«Космические» развлечения предлагают жителям столицы Звездный городок, Московский планетарий, лектории Политеха и несколько культурных центров. Но все они работают как музеи и в отличие от «Парков развития» не организовывают сюжетных игр. Впрочем, все интерактивные площадки в той или иной форме позволяют активно взаимодействовать с экспонатами: в «Экспериментаниуме», например, проходят мастер-классы по сборке роботов, а в Звездном городке можно слетать на Марс в экспериментальном комплексе, в котором в 2007—2011 годах проводился проект «Марс-500» — серия имитаций пилотируемых полетов на Марс.
Владимир Коваленок, президент Федерации космонавтики:
«Марс-Терраформинг» — очень своевременный проект. Сегодня мы наблюдаем вспышку интереса мирового сообщества к изучению Марса — за такими проектами, как «Марс-500» и Mars One, за работой марсохода Curiosity следит весь мир. Важно, чтобы мальчики семи—десяти лет в России вначале воспринимали космос и возможность «потрогать» его как фантастику, затем — как мечту, а после — как цель. Тогда в России вернется то время, когда дети мечтали стать космонавтами.
Виталий Егоров, представитель частной космической компании Dauria Aerospace:
- Образовательные центры, созданные для популяризации темы космоса NASA, вполне коммерчески выгодные проекты — они полностью окупаются за счет платных показов и лекций, а также продаж сувениров. В этом смысле бизнес-модель «Марс-Терраформинг» вполне может быть той же. Музеи Москвы, посвященные теме космоса, обычно предлагают только осмотр экспозиции, без сильного вовлечения посетителей в обучение, в игру. Поэтому проект на ВВЦ уникален. Думаю, государство могло бы помочь проекту скидками на аренду площадки или налоговыми льготами. С остальным, уверен, ребята справятся сами.
Елена Краузова