Войти

Ракета-носитель "Союз-СТ" с европейским телескопом "Гайя" стартовала с космодрома Куру

4013
24
+3
Союз-СТ
Запуск ракеты-носителя «Союз-СТ» с площадки Куру (Французская Гвинея).
Источник изображения: Benoit Tessier/Reuters

МОСКВА, 19 декабря. (АРМС-ТАСС). Ракета-носитель "Союз-СТ" с разгонным блоком "Фрегат-МТ" и европейским космическим телескопом "Гайя" стартовала с космодрома Куру во французской Гвиане.

"Запуск успешно произведен в 06:12 по местному времени (13:12 мск)", - сообщили ИТАР-ТАСС в представительстве Европейского космического агентства (ЕКА) в Москве.

"Отделение разгонного блока с телескопом от ракеты-носителя запланировано через девять минут, в 13:21 мск", - уточнил представитель космического агентства. "Аппарат "Гайя" отделится от разгонного блока через 42 мин после старта, в 13:54 мск", - добавили там.

"Гайя" изготовлен компанией "ЕАДС Астриум" (EADS Astrium) по заказу ЕКА. Его расчетное время работы в космосе - 5 лет. Телескоп предназначен для составления трехмерной карты распределения звезд нашей Галактики. Предполагается, что с помощью телескопа ученые откроют около 10 тыс. экзопланет.

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Продукция
Компании
Проекты
Похожие новости
20.07.2012
Российские планы на исследование планет
06.12.2011
Новые пуски ракет с космодрома Куру
02.11.2011
И все-таки она улетела!
25.10.2011
Ушла на грозу
24.10.2011
Российская ракета доставила европейские спутники на орбиту
02.07.2009
Звездное партнерство
25.09.2006
Европейское космическое агентство считает РФ стратегическим партнером
24 комментария
№1
20.12.2013 01:15
А какой телескоп ? Оптического диапазона ?
0
Сообщить
№2
20.12.2013 01:43
Цитата, Андрей 2 сообщ. №1
А какой телескоп ? Оптического диапазона ?
Оптического, более подробно здесь
0
Сообщить
№3
20.12.2013 03:19
Хорошо если только телескоп будет обращен к звездам.
0
Сообщить
№4
20.12.2013 03:29
Цитата, Андрей 2 сообщ. №3
Хорошо если только телескоп будет обращен к звездам.
Конечно, хорошо бы. А то в статье, на которую дал ссылку, весьма недвусмысленное сравнение
Цитата, q
с Земли можно было бы увидеть монету евро на поверхности Луны.
0
Сообщить
№5
20.12.2013 08:53
Цитата, Андрей 2
Хорошо если только телескоп будет обращен к звездам.
А что если нет?

Цитата, http://www.bbc.co.uk/russian/international/2013/12/131219_space_gaia_satellite_launched.shtml
Примерно через месяц после запуска "Гайя" должна выйти на орбиту на расстоянии около 1,5 миллионов километров от Земли в противоположном от Солнца направлении.
+2
Сообщить
№6
20.12.2013 20:53
Вот отличная статья про данный телескоп, с картинками, видео и подробными объяснениями. Gaia должна решить несколько научных задач:
1) Определить местоположение одного миллиарда звезд яркостью вплоть до +20-й звездной величины. Эта яркость в 400 тыс. раз слабее чем способен различить человеческий глаз.
2) Определить спектр и провести фотометрию этих звезд. Таким образом получится установить к какому типу звезд относятся наблюдаемые объекты, и, если повезет, найти возле них экзопланеты.
3) Измерить скорость перемещения звезд и крупных галактических структур в нашей «половине» Галактики.
4) Построить трехмерную карту нашей части Галактики.

+3
Сообщить
№7
20.12.2013 21:47
Да, перечень научных задач, напоминает оглавление учебника по астрономии... Такое впечатление, что человечество до сей поры, астрономией не занималось...

-- Потому, можно не сомневаться, карту огневых позиций Искандеров, Тополей и БЖРК, он составит точную, и сможет транслировать координаты всех ПУ в движении (реал-тайм) круглосуточно и неприрывно (без дискретности на витки), с точностью до сантиметра!  
-- Точка Лагранжа это позволяет, наводить Тамагавки на ПУ в движении..
Стратегия "Глобального удара" обретает реальную инфра-структуру...
-2
Сообщить
№8
20.12.2013 22:15
Поздравляю с успешным запуском ценного груза
+2
Сообщить
№9
20.12.2013 22:59
Цитата, Буду-850 сообщ. №7

-- Потому, можно не сомневаться, карту огневых позиций Искандеров, Тополей и БЖРК, он составит точную, и сможет транслировать координаты всех ПУ в движении (реал-тайм) круглосуточно и неприрывно (без дискретности на витки)
А как с вращением Земли? И ничего, что он будет висеть в L2, с "темной" стороны Земли?
Цитата
-- Точка Лагранжа это позволяет, наводить Тамагавки на ПУ в движении..
В оптическом - непрерывно?
+2
Сообщить
№10
21.12.2013 08:53
Цитата, q
"...L2, с "темной" стороны Земли?"
-- А вы уверены, что столь грандиозное изделие, работает только в узком диапазоне видимого спектра?
-- "Узкий диапазон только видимого спектра" мне представляется не логичным, даже для чисто научных целей... Ну и к тому-же, системы "двойного назначения" -- это общемировой тренд, который не рекламируется по вполне понятным причинам.
Цитата, q
"В оптическом - непрерывно?"
-- А что необычного в "авто-сопровождении" целей авиационными или зетными электронно оптическими системами (ЭОС), тепло-пеленгаторами и прочими системами пассивной разведки?
Ну а производительность системы и матрицы телескопа (озвученные в СМИ), позволяют предположить, что телескоп способен на очень многое, помимо "карты галактики"...
0
Сообщить
№11
21.12.2013 10:25
Цитата, Буду-850 сообщ. №7
-- Потому, можно не сомневаться, карту огневых позиций Искандеров, Тополей и БЖРК, он составит точную, и сможет транслировать координаты всех ПУ в движении (реал-тайм) круглосуточно и неприрывно (без дискретности на витки), с точностью до сантиметра!  
На расстоянии 1,5 миллиона км?

Цитата, Буду-850 сообщ. №10
-- А что необычного в "авто-сопровождении" целей авиационными или зетными электронно оптическими системами (ЭОС), тепло-пеленгаторами и прочими системами пассивной разведки?
Автосопровождение позволит увидеть то, что находится на обратной стороне Земли? Однако ж.
0
Сообщить
№12
21.12.2013 12:19
Цитата, Буду-850 сообщ. №10
-- А что необычного в "авто-сопровождении" целей авиационными или зетными электронно оптическими системами (ЭОС), тепло-пеленгаторами и прочими системами пассивной разведки?
Ну хотя бы то, что на прохождение света до телескопа и затем радио на Землю нужно 10 секунд, не считая времени обработки. Не очень удобно целиться...
Кроме того, я опять не понимаю, у нас чо, Сахара? Каждый раз, когда я слышу, что "коварный враг ежесекундно все видит из космоса", я задаюсь вопросом - а куда все время деваются облака?
Цитата
Ну а производительность системы и матрицы телескопа (озвученные в СМИ), позволяют предположить, что телескоп способен на очень многое, помимо "карты галактики"...
Вы не ответили. Как он может "непрерывно" транслировать координаты, если он висит в L2, а Земля вращается, и Евразия вместе с БЖРК и Искандерами - тоже?
Кроме того, тут либо позиции вскрывать, либо хвезды фотать. Не будут они его вертеть туда-сюда сотни раз.
Я допускаю, что этот девайс подробную карту России снимет, двойное назначение ник то не отменял. Но использовать его как элемент системы ЦУ - имхо невозможно.
+3
Сообщить
№13
21.12.2013 12:53
Был такой грубый, пошлый советский анекдот, про вырезание гланд, через ж., и автогеном. Так вот, направлять "спутник-разведчик" за 1,5 млн от Земли для слежения хоть за чем-то на её поверхности, ИМХО, это и есть "тот самый случай, - про автоген, гланды и *опу".

Смотрим на Землю с расстояния орбиты Луны (365-405 тыс. км.):



Цитата, фото
Восход Земли (Earthrise), - фото, сделано с борта космического корабля «Аполлон-8», астронавтом Уильямом Андерсом 24 декабря 1968 года, во время полёта вокруг Луны.

- кажется на Земле уже видны открытые шахты ракет..., или это только кажется?

Может надо отлететь ещё дальше, скажем на 1 млн. км? - наверное, будет "лучше видно". Пожалуйста:
Цитата, Juno
Космический аппарат Juno снял нашу планету с расстояния в 966'000 километров.
На сайте NASA появилось уникальное видео нашей планеты, снятое из космоса приближающимся зондом Juno.


Обратите внимание на указанное на видео увеличение и угловые размеры планет (Земли и Луны). Ага, и на этом видео шахты видны "точно"... :))

- и это расстояние по-прежнему меньше (в 1,5 раза), чем то, на котором будет находиться  телескопом "Гайя".
+5
Сообщить
№14
21.12.2013 15:26
Ну да, было бы странно что телескоп Хаббл запущенный лично американцами 20 лет висел в космосе всего-то на расстоянии 500 км от земли(меньше чем от Питера до Москвы) и по какой-то глупости всё пялился на звёзды а не занимался своим "истинным предназначением" )))
Несколько лет назад запустили Кеплера. Тоже американским носителем и тоже, почему-то, он всё звёздами занимается ))).
"обыкновенная паранойя, у кого во вселенной её нет"(к/ф Автостопом по галактике.)

Получается это третий телескоп находящийся в космосе? Хаббл, вроде как, ещё не списали, но спишут вот вот. Интересно, как в техническом плане соотносятся эти телескопы.
На этой Гайе вроде как цифровая фотоматрица на порядок больше чем у Хаббла. Но Хаббл в 5 раз тяжелее Гайи. Вполне возможно за счёт большей оптики.
В любом случае это круто.
Недавно как раз передача была про эти телескопы. В ней обещали что вскоре выложат фотографии Хаббла в открытый доступ в интернете, чтобы каждый мог скачать себе хоть миллиард его снимков и самостоятельно изучать космос. Может уже выложили*
+2
Сообщить
№15
21.12.2013 17:48
Цитата, madmat сообщ. №14
"обыкновенная паранойя, у кого во вселенной её нет"(к/ф Автостопом по галактике.)
Главное, не сообщать параноикам, что Россия запускает чужие спутники дистанционного зондирования земли.
0
Сообщить
№16
22.12.2013 15:52
П.11
Цитата, q
"...позволит увидеть то, что находится на обратной стороне Земли?"
П.12 Илья
Цитата, q
"...радио на Землю нужно 10 секунд..."...
"непрерывно" транслировать координаты, если он висит в L2, а Земля вращается..."
"Не будут они его вертеть туда-сюда сотни раз..."
-- Ну... ! "вертеть туда-сюда сотни раз" вовсе не требуется!
Повернуть потребуется только ОДИН раз, в момент "R" начала "Массированного удара" первой тысячи КР "Томогавк"!  
Массированные удары КР проводятся исключительно в ночное время.
Поэтому в час "R", земля будет повёрнута к телескопу как раз нужной "рабочей" територией.
Продолжительность МУ - обычно несколько часов (и вращение земли, выполнению задачи -- не помеха). Запаздывание информации на 10 сек, при ЦУ для ГСН КР "Томогавк" (по подвижным ПУ "Ярс") -- не критично!  
Очевидно, термины "сопровождение, наведение" -- трактуются слишком своебразно... Уточним понятия. От телескопа требуется: Выдача координат ПУ (Ярс, Тополь) в момент подхода КР к позиционному району, с потребной для ГСН КР точностью (полагаю, отклонение в ЦУ на 500-800м, не затруднит работу ГСН по обнаружению подвижных ПУ). И всё! -- Работы всего-то на пару часов...
(Высокое разрешение картинки, и прочие "звёздные навороты", для ЦУ - без надобности!)
Ну а до часа "R", ни что не мешает телескопу любоваться звёздами.

П.13
Цитата, q
"...вырезание гланд, через ж.,"
"Смотрим на Землю с расстояния орбиты Луны (365-405 тыс. км.)..."
-- Ну если вы такой крупный спец по "гландам", то может быть подскажите "тупому руководству Пентагона", где взять координаты наших подвижных ПУ (Ярс, Тополь) для ГСН КР, если низко-орбитальные спутники "разведки и ЦУ", будут уничтожены ещё в самом начеле операции (в чем уже давно никто не сомневается). Заодно нашему ВМФ поможите, ибо проблема ЦУ для КР, ПКР и БРК у нас вообще не решена.
А вот телескоп в точке L-2 (в отличии от низко-орбитальных КА) "замочить" трудновато будет (много время потребуется...), -- Такое решение "резервного источника ЦУ", -- следует признать весьма удачным.

Относительно фоток. Да, Земля с Луны смотрися "маловатенькой"...
-- Однако, СМИ утверждают, что телескоп на такой дальности, надписи на монете читает...!
-- А для ЦУ требуется, не монету, а всего лишь "пятидесяти метровую ПУ" обнаружить, причём, с весьма "вольготной погрешностью" (в 500-800м)... -- Такая задача, мне представляется вполне посильной.
Цитата, q
"обыкновенная паранойя"
-- Именно так бы ответила Ангела Меркель год назад, если-бы кто-то (например Путин) сказал, что её телефон "на прослушке" у ЦРУ.
-1
Сообщить
№17
22.12.2013 16:43
Буду-850 [16], - извиняйте конечно, но этот ваш пост похож на бред заядлого травокура...

Земля с орбиты Луны, значит вам кажется маловатой? так ведь точка L2 находится на расстоянии почти в 4е раза дальше чем орбита Луны! Написал-же в своём посте [13]: L2 = 1,5 млн. км. орбита Луны 0,36-0,40 млн. км. Вы хоть посчитайте угловой размер Земли с такого расстояния-то... что там разглядеть то можно?

Единственный, в своём роде, европейский спутник, по чудному желанию пентагона он начнёт "передачу" в его интересах...
0
Сообщить
№18
22.12.2013 17:40
Цитата, q
" L2 = 1,5 млн. км. орбита Луны 0,36-0,40 млн. км"
-- По вашим расчетам, угловой размер монеты (20мм) на дальности  0,40 млн. км,
получился больше, чем объект 50м (50 000мм) на дальности 1,5 млн. км...?!
-- Да вы наверно все уроки школьной геометрии "прокурили"... и арифметику с задачами на "доли и части" тоже... (а про синус и косинус наверно даже не слышали...)

Углы не от "милионов" зависят, а от соотношения сторон!

Ну а то что Евро-союз членство в НАТО имеет (где испокон веку США рулит), тоже "прокурили"?
0
Сообщить
№19
22.12.2013 17:47
Цитата, Буду-850 сообщ. №16
Поэтому в час "R", земля будет повёрнута к телескопу как раз нужной "рабочей" територией.
Телескоп состоит из 106 ccd-матриц, работающих в ОПТИЧЕСКОМ диапазоне. Не в ИК, не в УФ, не в радио, а в ОПТИЧЕСКОМ.
Третий раз вопрошаю, как он будет работать по "темной" стороне Земли?
0
Сообщить
№20
22.12.2013 18:05
"ИК, УФ," это хоть края, но ещё ОПТИЧЕСКОГО диапазона...
А про наличие прибамбасов к телескопу, заявку в СМИ писать не обязательно...  
О том, что на некоторых советских мирных космических кораблях пушки ГШ-23 стояли (для самообороны), я с огромным удивлением узнал совсем недавно, из рассказов космонавтов...
0
Сообщить
№21
22.12.2013 18:07
Илья, Вы сильно "сложно" спрашиваете, Буду похоже не задумывается, где  находится L2 и потому не осознаёт важности вашего вопроса.



- из точки Лагранжа L2 Земля всегда будет видна с ночной стороны.
- более того,  поскольку точка L2 находится в "полутени" Земли, то "смотреть" придётся против Солнца!
0
Сообщить
№22
22.12.2013 18:24
Цитата, q
"в "полутени" Земли"
-- На вашей картинке, и если верить СМИ -- то в "ТЕНИ" Земли, без всяких "полу-"...
Но здесь утверждать не могу, -- не астраном...

А вот "ночная сторона", как раз для ЦУ и НУЖНА...
Я же писал... -- МУ проводят только по ночам!
0
Сообщить
№23
22.12.2013 19:48
Насколько я знаю, орбита телескопа расчитана так, чтобы в ближайшие 5 лет он не попал ни в тень, ни в полутень. Он на солнечных батареях.
Буду, я может, чего не понимаю. Как ночью можно следить за объектами с помощью устройства, работающего в ОПТИЧЕСКОМ диапазоне?
УФ установки НЕ излучают. ИК - да, но на таком расстоянии зафиксировать это технически невозможно. Облака опять-же напрочь "выключают" любые оптические средства слежения, в т.ч. ИК.
0
Сообщить
№24
23.12.2013 02:10
Цитата, q
"Облака опять-же напрочь "выключают" любые оптические средства слежения, в т.ч. ИК."
-- А для низко-орбитальных КА оптической разведки, облака не такие?
-- Однако группиолвку таких спутникиков на орбите имеют и поддерживают все космические державы.
Причём, много-функциональные КА "двойного назначения" (не редко под легендой скрывающей главное назначение) становятся всё более популярны.

Приципы приёма и обработки излучения в ИК диапазоне, теже что и "видимого спектра".
Поэтому, имеет-ли телескоп режим "тепло-пеленгатора", нам с вами никто и никогда не скажет (разведка умеет хранить свои секреты)...

Однако, мы можем анализировать, оценивать эфективность и потенциальные выгоды вероятных решений. Ну и делать выводы. А выводы таковы:
-- Если на телескопе установить теплопеленгатор, то, по своему "гео-политеческому ЗНАЧЕНИЮ", это "тех-решение" будет КРУЧЕ, чем вся программа "Евро-ПРО", ибо появляется РЕАЛЬНАЯ возможность нейтрализовать самые живучие компоненты наших СЯС, и изменить "Стратегический баланс" в свою пользу.
И если был хоть один шанс (в технологическом плане) сделать режим ТП телескопа, - то он уже сделан!

В противном случае, следует констатировать, что в Пентагоне, ЦРУ и Госдепе сидят тупые "Лохи", не способные видеть очевидных путей решения свох гео-стратегтческих проблем. А элита западной науки, способна только "игровые приставки рожать"...
-- Я так не думаю...
Недооценка противника ведёт к неминуемому поражению (историческая Аксиома!)
Да и, само появление "Стратегии обезъоруживающего безъядерного удара", без подобного "Целеуказателя", как телескоп, - выглядит страшилкой. Однако, оба события, очень даже логичны...
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 26.04 09:05
  • 2
ЦКБР заявил, что РФ необходимо создать мобильные команды для уничтожения FPV-расчетов ВСУ
  • 26.04 07:46
  • 1047
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 26.04 05:50
  • 1
Омрачить День Победы и инаугурацию: каких ударов ожидать от ВСУ в майские праздники
  • 26.04 00:07
  • 0
Танцы с бубном: США, Украина и военная помощь
  • 25.04 17:21
  • 2
Суд арестовал замминистра обороны РФ, на которого ФСБ пять лет собирало материалы по коррупции
  • 25.04 15:58
  • 120
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 25.04 13:48
  • 3
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 25.04 13:40
  • 463
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 25.04 12:48
  • 0
«Освей»: Космическая Беларусь берется за строительство самолетов
  • 25.04 10:13
  • 478
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 25.04 09:30
  • 2
Разящий луч: как развиваются боевые лазеры
  • 25.04 09:27
  • 9
Российские разведывательно-ударные мультикоптеры предложат на экспорт
  • 25.04 09:12
  • 276
Космонавтика Илона Маска
  • 25.04 09:02
  • 26
Национальная политика и миграция
  • 25.04 08:46
  • 19
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине