Войти на сайт Зарегистрироваться Забыли пароль?

Иллюзия европейской безопасности

ID: 4048
4
№1
31.05.2013 12:17
«Угроза, вызовы, агрессия, конфликт, санкции, террор» – все чаще встречающиеся теги в западноевропейских СМИ при освещении событий, происходящих в странах старой матушки Европы. Сегодня среднестатистического обывателя это уже не удивляет и даже не настораживает, хотя дыма без огня не бывает. Тогда возникает вполне логический вопрос: «Способна ли сама Европа залатать бреши в собственной системе безопасности?».

Вопрос сохранения мира на европейском континенте особенно актуален в свете предстоящего учения «Запад-2013», проводимого Россией и Беларусью – с одной стороны, и натовских маневров в Восточной Европе под благозвучным названием «Steadfast Jazz-2013» – с другой. Интересна еще сама манера подачи новостей польскими СМИ на фоне истерии ее действующих и бывших политиков – тех же Сикорского и Шереметьева, кричащих о планируемой агрессии Беларуси против Польши.

Не по этой ли причине Россия организовывает конференцию «Военные и политические аспекты европейской безопасности», проведение которой намечено на 23-24 мая в Москве? Принять участие в форуме приглашены генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, руководители военных ведомств стран-членов Альянса, министры обороны стран СНГ и ОДКБ, а также аккредитованные в Москве зарубежные атташе обороны, эксперты российских и международных аналитических центров.

Перспективы международной безопасности, как в региональном измерении, так и в планетарном масштабе, тесно связаны с решением извечных проблем войны и мира, в первую очередь на европейском континенте, ставшем источником двух мировых войн.

Окончание «холодной войны», распад Организации Варшавского Договора и СССР, углубление политической, экономической и военной интеграции в Европе создали ситуацию, при которой страны Европейского союза получили возможность выступить с единых позиций на международной арене, претендовать на роль нового военно-политического центра силы. Была создана европейская система безопасности, основными участниками формирования которой являются ООН, ЕС, ОБСЕ, НАТО, Договор об обычных вооруженных силах в Европе и Российская Федерация.

Однако военный конфликт на Балканах напомнил о том, что война не исчезла с европейского континента и Европа находится перед лицом новых угроз и вызовов. События последних лет показали, что существующая система европейской безопасности не способна к разрешению возникающих споров, конфликтов и кризисному урегулированию, она изжила себя и нуждается в реорганизации. Недееспособность системы очевидна, для ее реабилитации необходимо проанализировать текущее состояние и недостатки, снижающие ее эффективность и сводящие усилия основных политических акторов к нулю.

Основной причиной обострения напряженности в современном мире является нынешняя внешнеполитическая стратегия США, которая строится в соответствии со старой «универсальной» формулой, которая гласит: «Границы американской безопасности лежат везде, где поставлены на карту американские интересы». На пороге ХХІ века Североатлантический альянс обрел «второе дыхание» под эгидой США и фактически отстранил от решения проблем европейской безопасности и превентивной дипломатии Европейский Союз, ОБСЕ, Совет Европы и даже ООН и Совет Безопасности ООН. Основными натовскими инструментами в решении международных проблем является силовое давление и агрессивные действия против суверенных государств под прикрытием так называемой гуманитарной интервенции.

Другой проблемой стало расширение НАТО и ЕС – явное доказательство военной интеграции Европы для продвижения своих политико-экономических интересов на постсоветском пространстве под эгидой США, несмотря на имеющиеся разногласия между ними. Стремление бездумного увеличения количества членов вызвало обострение многих социально-экономических проблем, решение которых займет многие годы.

В настоящее время в мире идет глобальная перестройка, борьба за передел мира, за обладание энергоресурсами, другими природными источниками жизнеобеспечения. Учитывая прогнозирование дефицита ресурсов в ХХІ веке, нельзя исключать и возможность участия стран ЕС в военных операциях. Названная опасность обретает зримые очертания по мере роста милитаризма в Европе. К тому же Старому Свету грозит новый раунд гонки вооружений из-за развертывания элементов противоракетной обороны США на его территории.

Другими словами, международный механизм в области разоружения и контроля, создававшийся на протяжении многих лет, продолжает в одностороннем порядке методично разрушаться Соединенными Штатами. Происходит деградация глобальных и региональных режимов контроля над вооружениями.

Принятые же решения о создании европейской «армии» неуклонно ведут к дальнейшему расколу Европы с далеко идущими последствиями. Новый военный шаг, сделанный Евросоветом, может поставить милитаризацию ЕС на необратимый путь, к новой «холодной войне». Ссылки лидеров ЕС на то, что создаваемые ими мобильные силы быстрого реагирования носят оборонительный характер и предназначены для ликвидации последствий природных катастроф, оказания гуманитарной помощи и поддержания мира, не внушают доверия с учетом их оснащения новейшими видами смертоносного боевого оружия и средств его доставки в районы «кризисных ситуаций».

Надо отметить, что милитаризация Европы не способствует укреплению роли ООН как инструмента мира, наносит новый удар по ОБСЕ, влечет за собой очередной виток недоверия к европейским структурам, в особенности со стороны стран, оставшихся в стороне интеграционных процессов в Европе.

Таким образом, современные тенденции мирового развития накладывают негативный отпечаток на глобальные и европейские процессы, что вызывает серьезную тревогу в среде политиков, обеспокоенных тем, что население европейского континента становится заложником чужой игры, когда ставки делаются за океаном, а расплачиваться придется европейцам.

Прежде всего, для восстановления системы безопасности одной из приоритетных целей Европы в ближайшее время должно стать усиление роли ООН, обеспечение ее всем необходимым для реализации возложенной на нее ответственности. Это единственная организация, которой дано право применения силы, как крайнего средства, для решения международных споров. Не надо подменять ООН ни НАТО, ни Евросоюзом.

Основными направлениями укрепления европейской безопасности можно выделить следующие – политическое сотрудничество со всеми странами Европы, создание национальных и межгосударственных оборонительных структур и укрепление регионального военного сотрудничества вне рамках НАТО, установление межгосударственного военного планирования, сокращение вооружения и перестройка военных структур.

Также понятна и общепризнана невозможность создания в Европе эффективной системы безопасности без российского участия и ее партнеров, в частности стран СНГ. Необходимо изменить статус Российской Федерации в формирующейся системе, предоставить ей достойное место, которое дало бы возможность оказывать влияние на международные политические процессы, происходящие в Европе, с тем, чтобы стать признанным участником в решении проблем, имеющих судьбоносное значение для всего континента.

С учетом изменившейся геополитической ситуации в современном мире необходимо постоянное переосмысление накопленного опыта. Неверное понимание проблем европейской безопасности, а также недооценка и переоценка угроз и вызовов может губительно отразиться на судьбе не только отдельно взятого государства, но и всего европейского политического пространства.
Автор: Денис Гайшун
0
Сообщить модератору
  • Обсуждаемое
  • 17.10 21:24
  • 5
Мимо шахты
другие обсуждаемые темы