Trailergun (трейлерган) - бронированный прицеп для активной защиты.
1 сообщение
№1
Юра
01.05.2016 22:16
Современный мир с его постоянными социально-экономическими потрясениями и кризисами провоцирует бесконечное число местных, локальных конфликтов, трансформировавшихся из масштабных войн прошлого с использованием всех родов войск.
Данное обстоятельство породило небывалое развитие (н-р, в «третьих» странах) военизированных транспортных средств, переделанных из гражданских моделей и имеющих собственное вооружение, а иногда – и бронирование.
Так, в современном Афганистане, в Ливии, Сирии нашли широкое применение пикапы «Тойота» с установленными в их кузове крупнокалиберными пулемётами (technical), ЗУ, либо системами залпового огня.
Во Вьетнаме, в Ираке американская армия для защиты своих транспортных колонн от нападений партизан использовала модернизированные штатные грузовики (guntruck) с установленными на них вооружением (пулемёты) и бронированием.
Как показала жизнь, широкое использование именно гражданских моделей ТС, а не специализированных бронемашин, породило такую популярность «техникалов» и «гантраков». Причина тому – изначально более низкая себестоимость, высокая ремонтопригодность (практически – на любом автосервисе), низкие требования к подготовке ЛС, очень высокая мобильность (что особенно ценно в партизанской тактике «ударил – беги») и т.д.
Существует ещё одна совершенно никем не занятая ниша боевых транспортных средств. Это – бронированный и хорошо вооружённый прицеп (trailergun). Особенно выгоден этот тип боевого ТС как альтернатива гантракам. Ведь в этом случае нет необходимости в переоборудовании (зачастую – весьма нерациональном) тяжёлых транспортных грузовиков и выведения их из грузотранспортного оборота.
Вместе с тем любой тяжёлый грузовик (КамАЗ, «Урал», МАЗ) без особых проблем способен буксировать прицеп достаточной грузоподъёмности. Вполне справится с этой задачей и «Тигр»-2330.
Для защиты транспортных колонн от огня партизан, имеющих, как правило, лёгкое вооружение, вполне достаточно будет наличия в колонне нескольких лёгких (3-4 т) одноосных одноместных прицепов с бронёй до 20 мм и вооружённых автоматическим 30 мм гранатомётом (типа АГ-30) и крупнокалиберным пулемётом (типа «Корд») в модульной автономной башне.
Скорострельный (до 420 выс./мин) АГ создаст плотную стену огня и накроет большую открытую площадь как по настильной, так и по навесной траектории (в т.ч. впереди по курсу колонны, на обратных скатах, в ложбинах). В перспективе – боеприпасы с программируемым подрывам. А крупнокалиберный пулемёт (12,7х108 мм) нужен для поражения противника за укреплёнными позициями, действующего из засады (стены зданий, окопы, брустверы и т.д.), а также – для уничтожения мобильных транспортных средств (в т.ч. вертолётов и БПЛА) на удалении до 2 км. Секундный залп трейлергана – более 3 кг.
Колея колёс, сами колёса, клиренс – идентичны базовому грузовику. Подвеска – независимая, индивидуальная. Днище - с противоминной V-образной защитой.
Наиболее уязвимые боковые проекции трейлергана имеют максимальное бронирование (20 мм), минимальную площадь проекции (3,2 м2) и дополнительно защищены подпружиненными боковыми экранами и колёсами большого диаметра. В идеале бронезащита трейлергана должна выдерживать выстрел в упор из крупнокалиберной винтовки и кумулятивный выстрел РПГ.
Трейлерган имеет два входных люка. Передний, в районе буксирного дышла (трубы), размером 450х600 мм – аварийный. Задний люк размером 700х600 мм состоит из двух частей: верхней и нижней, способных открываться независимо друг от друга. На нижнем люке установлен буксирный фаркоп. В случае буксировки за автомобилем-тягачом сразу нескольких боевых прицепов, нижняя часть заднего люка запирается наглухо.
Трейлерган имеет задние светотехнические приборы автомобильного типа, что позволяет использовать его на дорогах общего пользования. Он также комплектуется автономным электрогенератором, рацией, системами отопления и кондиционирования. В идеале – пищевым блоком и проточным туалетом с люком в днище. Комфортное пребывание стрелка в столь компактном боевом модуле – это не прихоть, а необходимое требование для обеспечения высокой боеспособности. Особенно – в условиях многочасовых изнурительных маршей при минимальном составе экипажа.
Система модульного вооружения позволяет менять вооружение в зависимости от условий местности, вооружения и тактики противника. Вполне возможна «бюджетная» конфигурация вооружения, состоящая из двух пулемётов типа ПКТ (7,62х54 мм) и бинокулярным оптическим прицелом переменной кратности (1х10х). Для защиты транспортных колонн в принципе требуется высокая плотность огня при небольшой дальности стрельбы.
Применение малокалиберных систем залпового огня считаю не совсем целесообразным, т.к. АГ по плотности огня практически им идентичен, но обладает гораздо большей точностью, кучностью огня и позволяет вести стрельбу по крутой навесной траектории, без шлейфа газо-дымового выхлопа.
Возможна и железнодорожная версия трейлергана, установленного задом наперёд впереди ж/д состава либо в его конце.
Наиболее продвинутая версия боевого прицепа при минимальных своих размерах, должна иметь достаточно мощное бронирование (возможно – разнесённое, для защиты от РПГ), т.к. именно на прицепе вначале будет сконцентрирована вся огневая мощь противника.
Особое внимание – на оптико-электронную систему наблюдения и наведения, спаренную с цифровым баллистическим вычислителем и системой позиционирования. По первой же вспышке выстрела с помощью тепловизора, лазерного дальномера, определяется азимут и дальность до цели. Баллистический вычислитель даёт упреждение и команду на разворот башни и её стабилизацию в плоскостях наведения. Стрелок-оператор лишь выбирает тип вооружения и даёт разрешение на выстрел. Время реакции – 1-2 сек. Более того, возможно упреждающее открытие огня по целям, обнаруженным тепловизором, но ещё не начавшим огневой контакт.
Превентивную разведку местности в зоне движения колонны можно поручить нескольким «карманным» БПЛА, развитие которых в последнее время просто стремительно.
Боевые прицепы с установленными опорами могут также выполнять функции стационарных блок-постов, выступать в качестве средства усиления пехотных подразделений в обороне. Из нескольких десятков мобильных трейлерганов (зарытых в землю или обложенных камнями или мешками с землёй) легко оперативно соорудить небольшой укрепрайон (УР) и (что немаловажно) столь же оперативно его свернуть и передислоцировать на новое место.
Тяжёлые грузовики (с полной массой более 15 т) смогут одновременно буксировать 2-3 боевых прицепа (автопоезд), ведь масса каждого – в пределах 3 т.
В сравнении с практикой использования гантраков, трейлерганы более выгодны в том плане, что практически каждый грузовик транспортной колонны может буксировать за собой систему мощного вооружения, тогда как гантраки – это всего лишь несколько боевых единиц в составе большой колонны. Возросшая на порядок (х10) огневая мощь колонны заставит сильно призадуматься нападающую сторону насчёт целесообразности данного мероприятия. При этом время огневого контакта, а значит и потери транспортной колонны, будут минимальны.
Ещё одно качество трейлерганов – они пригодны для серийного заводского производства по типовому проекту при минимальных затратах на организацию производства. Тогда как техникалы, гантраки – это продукт преимущественно кустарного производства по индивидуальным проектам с посредственным качеством и сомнительным конструкторско-технологическим исполнением (вспомним фотографии в газетах перевернувшихся или сгоревших дотла от залпового огня НУРСами «техничек» или раскачивающиеся при стрельбе из ЗУ «Тойоты»).
Именно дешевизна боевых прицепов (при высоком боевом потенциале) должна стать определяющим фактором для их массового применения во всём мире.
Более того, трейлерганами можно значительно усилить и традиционную армейскую бронетехнику. Н-р, трейлерган в паре с танком (БМП, БТР) резко повысит выживаемость последнего на пересечённой местности либо в условиях городского боя, где главный враг танка – пехотинец с РПГ, стреляющий в боковой проекции, либо горожанин с бутылкой с зажигательной смесью.
Данное обстоятельство породило небывалое развитие (н-р, в «третьих» странах) военизированных транспортных средств, переделанных из гражданских моделей и имеющих собственное вооружение, а иногда – и бронирование.
Так, в современном Афганистане, в Ливии, Сирии нашли широкое применение пикапы «Тойота» с установленными в их кузове крупнокалиберными пулемётами (technical), ЗУ, либо системами залпового огня.
Во Вьетнаме, в Ираке американская армия для защиты своих транспортных колонн от нападений партизан использовала модернизированные штатные грузовики (guntruck) с установленными на них вооружением (пулемёты) и бронированием.
Как показала жизнь, широкое использование именно гражданских моделей ТС, а не специализированных бронемашин, породило такую популярность «техникалов» и «гантраков». Причина тому – изначально более низкая себестоимость, высокая ремонтопригодность (практически – на любом автосервисе), низкие требования к подготовке ЛС, очень высокая мобильность (что особенно ценно в партизанской тактике «ударил – беги») и т.д.
Существует ещё одна совершенно никем не занятая ниша боевых транспортных средств. Это – бронированный и хорошо вооружённый прицеп (trailergun). Особенно выгоден этот тип боевого ТС как альтернатива гантракам. Ведь в этом случае нет необходимости в переоборудовании (зачастую – весьма нерациональном) тяжёлых транспортных грузовиков и выведения их из грузотранспортного оборота.
Вместе с тем любой тяжёлый грузовик (КамАЗ, «Урал», МАЗ) без особых проблем способен буксировать прицеп достаточной грузоподъёмности. Вполне справится с этой задачей и «Тигр»-2330.
Для защиты транспортных колонн от огня партизан, имеющих, как правило, лёгкое вооружение, вполне достаточно будет наличия в колонне нескольких лёгких (3-4 т) одноосных одноместных прицепов с бронёй до 20 мм и вооружённых автоматическим 30 мм гранатомётом (типа АГ-30) и крупнокалиберным пулемётом (типа «Корд») в модульной автономной башне.
Скорострельный (до 420 выс./мин) АГ создаст плотную стену огня и накроет большую открытую площадь как по настильной, так и по навесной траектории (в т.ч. впереди по курсу колонны, на обратных скатах, в ложбинах). В перспективе – боеприпасы с программируемым подрывам. А крупнокалиберный пулемёт (12,7х108 мм) нужен для поражения противника за укреплёнными позициями, действующего из засады (стены зданий, окопы, брустверы и т.д.), а также – для уничтожения мобильных транспортных средств (в т.ч. вертолётов и БПЛА) на удалении до 2 км. Секундный залп трейлергана – более 3 кг.
Колея колёс, сами колёса, клиренс – идентичны базовому грузовику. Подвеска – независимая, индивидуальная. Днище - с противоминной V-образной защитой.
Наиболее уязвимые боковые проекции трейлергана имеют максимальное бронирование (20 мм), минимальную площадь проекции (3,2 м2) и дополнительно защищены подпружиненными боковыми экранами и колёсами большого диаметра. В идеале бронезащита трейлергана должна выдерживать выстрел в упор из крупнокалиберной винтовки и кумулятивный выстрел РПГ.
Трейлерган имеет два входных люка. Передний, в районе буксирного дышла (трубы), размером 450х600 мм – аварийный. Задний люк размером 700х600 мм состоит из двух частей: верхней и нижней, способных открываться независимо друг от друга. На нижнем люке установлен буксирный фаркоп. В случае буксировки за автомобилем-тягачом сразу нескольких боевых прицепов, нижняя часть заднего люка запирается наглухо.
Трейлерган имеет задние светотехнические приборы автомобильного типа, что позволяет использовать его на дорогах общего пользования. Он также комплектуется автономным электрогенератором, рацией, системами отопления и кондиционирования. В идеале – пищевым блоком и проточным туалетом с люком в днище. Комфортное пребывание стрелка в столь компактном боевом модуле – это не прихоть, а необходимое требование для обеспечения высокой боеспособности. Особенно – в условиях многочасовых изнурительных маршей при минимальном составе экипажа.
Система модульного вооружения позволяет менять вооружение в зависимости от условий местности, вооружения и тактики противника. Вполне возможна «бюджетная» конфигурация вооружения, состоящая из двух пулемётов типа ПКТ (7,62х54 мм) и бинокулярным оптическим прицелом переменной кратности (1х10х). Для защиты транспортных колонн в принципе требуется высокая плотность огня при небольшой дальности стрельбы.
Применение малокалиберных систем залпового огня считаю не совсем целесообразным, т.к. АГ по плотности огня практически им идентичен, но обладает гораздо большей точностью, кучностью огня и позволяет вести стрельбу по крутой навесной траектории, без шлейфа газо-дымового выхлопа.
Возможна и железнодорожная версия трейлергана, установленного задом наперёд впереди ж/д состава либо в его конце.
Наиболее продвинутая версия боевого прицепа при минимальных своих размерах, должна иметь достаточно мощное бронирование (возможно – разнесённое, для защиты от РПГ), т.к. именно на прицепе вначале будет сконцентрирована вся огневая мощь противника.
Особое внимание – на оптико-электронную систему наблюдения и наведения, спаренную с цифровым баллистическим вычислителем и системой позиционирования. По первой же вспышке выстрела с помощью тепловизора, лазерного дальномера, определяется азимут и дальность до цели. Баллистический вычислитель даёт упреждение и команду на разворот башни и её стабилизацию в плоскостях наведения. Стрелок-оператор лишь выбирает тип вооружения и даёт разрешение на выстрел. Время реакции – 1-2 сек. Более того, возможно упреждающее открытие огня по целям, обнаруженным тепловизором, но ещё не начавшим огневой контакт.
Превентивную разведку местности в зоне движения колонны можно поручить нескольким «карманным» БПЛА, развитие которых в последнее время просто стремительно.
Боевые прицепы с установленными опорами могут также выполнять функции стационарных блок-постов, выступать в качестве средства усиления пехотных подразделений в обороне. Из нескольких десятков мобильных трейлерганов (зарытых в землю или обложенных камнями или мешками с землёй) легко оперативно соорудить небольшой укрепрайон (УР) и (что немаловажно) столь же оперативно его свернуть и передислоцировать на новое место.
Тяжёлые грузовики (с полной массой более 15 т) смогут одновременно буксировать 2-3 боевых прицепа (автопоезд), ведь масса каждого – в пределах 3 т.
В сравнении с практикой использования гантраков, трейлерганы более выгодны в том плане, что практически каждый грузовик транспортной колонны может буксировать за собой систему мощного вооружения, тогда как гантраки – это всего лишь несколько боевых единиц в составе большой колонны. Возросшая на порядок (х10) огневая мощь колонны заставит сильно призадуматься нападающую сторону насчёт целесообразности данного мероприятия. При этом время огневого контакта, а значит и потери транспортной колонны, будут минимальны.
Ещё одно качество трейлерганов – они пригодны для серийного заводского производства по типовому проекту при минимальных затратах на организацию производства. Тогда как техникалы, гантраки – это продукт преимущественно кустарного производства по индивидуальным проектам с посредственным качеством и сомнительным конструкторско-технологическим исполнением (вспомним фотографии в газетах перевернувшихся или сгоревших дотла от залпового огня НУРСами «техничек» или раскачивающиеся при стрельбе из ЗУ «Тойоты»).
Именно дешевизна боевых прицепов (при высоком боевом потенциале) должна стать определяющим фактором для их массового применения во всём мире.
Более того, трейлерганами можно значительно усилить и традиционную армейскую бронетехнику. Н-р, трейлерган в паре с танком (БМП, БТР) резко повысит выживаемость последнего на пересечённой местности либо в условиях городского боя, где главный враг танка – пехотинец с РПГ, стреляющий в боковой проекции, либо горожанин с бутылкой с зажигательной смесью.
0
Сообщить