Универсальная малая тактическая платформа.
1 сообщение
№1
Юра
01.05.2016 21:43
С высокой степенью вероятности можно предположить, что в ближайшие 30-50 лет весь мир будет сотрясаться от множества локальных вооружённых конфликтов: высокомобильных, высокотехнологичных, основанных на прогрессивных тактических приёмах ведения боя и очень жестоких (кровавых) по своей сути.
Вместе с тем эволюционный путь развития вооружённых сил вообще и систем вооружения, в частности, не даёт кардинального превосходства одной противоборствующей стороны над другой (без учёта фактора весьма спорного в применении тактического ядерного оружия).
Одним из способов революционного, качественного изменения Сухопутных войск является переход от классической схемы построения войск (большая масса пехоты + лёгкая бронетехника (БТР, БМП) + тяжёлая бронетехника (САУ, танки)) к новой схеме с массированным использованием сверхлёгкой (1-5 т) вооружённой бронетехники и немногочисленными пехотой (мелкая зачистка территории) и САУ (огневое прикрытие).
В качестве сверхлёгкой бронетехники предполагается использовать два типа БТ: малую (проект «Крау», одноместная, масса 1,2 т, вооружение 1 ПКТ + 2 вертикальных ПТУРСа) и универсальную (тактическая платформа, масса до 5 т, двухместная, с модульным блоком вооружения калибра до 30 мм).
Принципиально сверхлёгкая бронетехника отдалённо напоминает танкетки времён II Мировой войны, но, будучи исполненной на новом технологическом уровне, способна образовать совершенно новый класс БТ. Идеологически она стоит в одном ряду с унифицированной тяжёлой гусеничной платформой «Армата» или с ракетой «Ангара»: модульность исполнения позволяет получить широкую номенклатуру изделий, основанных на нескольких базовых элементах.
Основное качество (как малой, так и универсальной БТ) – это сверхкомпактность, очень малое заброневое пространство, достигнутое за счёт оригинального компоновочного решения. Так, пилот размещается лёжа в задней части корпуса машины и попадает в неё через задний бортовой люк на выдвигающемся наружу (по салазкам) кресле-лежаке (подобно спичечному коробку). Отпадает надобность в протискивании через верхний узкий люк во внутренности машины. Более того, появляется совершено уникальная возможность в случае смертельной опасности катапультировать из повреждённой машины пилота (танкиста), сохранив тем самым ему жизнь. При повреждении корпуса в отсеке управления срабатывают автоматические датчики (давления, температуры, разрыв контактной сетки корпуса), инициируются пиропатроны и кресло-лежак вместе с пилотом и задней бронекрышкой за 0,1 сек. отстреливаются по салазкам назад за пределы бронетехники на 3-5 м.
Подобные компоновочные решения возможны только при отказе от визуального наблюдения за местностью через стандартные смотровые приборы и системы наведения оружия. Только с помощью многочисленных видеокамер и на мониторах. В этой схеме есть определённые риски, но и огромные перспективы. Резкое снижение стоимости электронных компонентов, а также возможность видеть всё и везде помогут сравнительно легко преодолеть возможный скептицизм старой конструкторской школы. Тем более, что «Армата» проложит дорогу первой.
Что касается конкретно универсальной тактической платформы, то предполагаю, что именно она (а не унифицированная тяжёлая гусеничная платформа «Армата») по совокупности своих боевых возможностей может стать основой Сухопутных войск России и на её основе будет создан целый кластер компактных высокомобильных бронесредств огневого подавления и обслуживания. Чтобы это понять, достаточно спросить любого пехотного командира, что бы он предпочёл в атаке-обороне – один танк или 12-15 танкеток (сопоставимых по общей массе, себестоимости, эксплуатационным расходам, огневой мощи)?..
Базовое шасси лёгкой платформы имеет круговое бронирование 20 мм с возможностью усиления лобовых проекций. Выбор 20 мм брони обусловлен минимальной массой при гарантированной защите от любого стрелкового оружия и осколков снарядов и мин. От более серьезных калибров «спасает» массовость, подвижность и минимальные лобовая и боковая проекции.
Двигатель серийный автомобильный, мощностью до 130 л.с., сопряжён с электрическим генератором, питающим электро-механические приводы колёс большого диаметра (возможно использование соответствующих наработок электрошасси «Крымск» БТР-90). Соответственно сплошные металлические диски колёс являются своеобразными экранами, защищающими борта от РПГ.
Если базовое шасси используется в качестве ударного, то на нём размещается башня с соответствующим вооружением: 30 мм автоматическое орудие 2А72; спаренные 12,7 мм пулемёты либо пулемёт 7,62 (12,7) + АГ (ПТУРС, НУРС). Возможные варианты исполнения весьма многообразны.
Базовое шасси (без вооружения) может использоваться в качестве высокомобильного транспортёра (боеприпасы, снаряжение, эвакуация раненых, доставка подкрепления, эвакуационный тягач, РЛС наведения) как в пилотируемом, так и в дистанционно управляемом варианте (либо в режиме самоуправления по данным навигационных систем). Подобные челночные рейды из тыла на передовую (на удалении 0,1-5 км) могут кардинально изменить всю тактическую обстановку в интересах взвода-батальона.
Модульность исполнения тактической платформы на базе серийных автомобильных узлов позволит не только минимизировать издержки производства, но и унифицировать совершенно разные по сфере применения машины. Так, колёсное шасси может иметь разные схемы: 2-х, 3-х, 4-х осные, сочленённые 2+1, 2+2, 3+1, 3+2 и др. с непременным полным приводом. Тактические платформы также можно использовать в качестве мобильных электрогенераторов для снабжения электричеством войск, штабов, узлов связи, РЛС, госпиталей, жилого сектора. Имея на борту мощный источник электроэнергии, можно установить на платформе импульсную узконаправленную РЛС для борьбы (подавления, уничтожения) БПЛА противника.
Система управления универсальной тактической платформой унифицирована, имеет 2 полностью идентичных рабочих места. Каждый пилот может управлять движением и стрельбой (при наличии систем вооружения) с одного рабочего места. Но с целью повышения боевой эффективности предполагается разделение труда: один пилот будет заниматься управлением, а второй – стрельбой. При ведении боевых действий со стационарных позиций (в качестве ДОТа), с коротких остановок либо при ранении (отсутствии) другого пилота все боевые функции выполняет один пилот либо (в перспективе) дистанционно оператор.
При проектировании универсальной тактической платформы необходимо уделить особое внимание техническому камуфлированию. Малые линейные размеры необходимо дополнить обязательной термоизоляцией всего корпуса и ствола орудия (снижение тепловой сигнатуры), экранировать активный электромагнитный фон, установить наружную систему пожаротушения (от коктейлей Молотова). Обязательно наличие маскировочной сетки и нескольких баллончиков с цветной камуфляжной краской (для точной подгонки под фон данной конкретной местности). Скрытное выдвижение (просачивание) на небольшую дистанцию по передовой возможно на бортовых электрических аккумуляторах.
Колёсный ход базового шасси 6 х 6 легко преобразовать в гусеничный (для тяжёлых условий снежной целины и бездорожья), надев облегчённые резино-тросовые гусеницы шириной 300 мм.
Для скрытного наблюдения за местностью можно применить выдвижной телескопический TV перископ.
В последнее время наметилась общемировая тенденция насыщения пехотных подразделений автономными системами связи, видения (ИК, тепловизоры), систем позиционирования..., которые делают экипировку каждого «солдата будущего» астрономически дорогостоящей. Я считаю, что всю эту высокотехнологичную технику необходимо передать микробронетехнике (что гораздо более эффективно, дешевле, меньше количественно, не критичны масса, габариты, энергопитание), а пехоте оставить её основные функции, не пытаясь возвести её в ранг супергероев.
По совокупности боевых характеристик 2-3 платформы с вооружением вполне заменят тяжёлую БМПТ («Терминатор») в случае потребности прикрытия ОБТ. Здесь даже более важно не броня и вооружение, а рассредоточенность на местности, количество наблюдающих за полем боя пар глаз, мобильность и малозаметность. Да и себестоимость отдельной единицы БТ, возможность насытить поле боя необходимой техникой немаловажно. Как и транспортировка её на поле боя.
Думаю, неизбежен конфликт с разработчиками-производителями (от сарказма до скрытого противодействия) классических полноразмерных БМП-БТР-ОБТ, т.к. возможная минимизация производства последних в случае перевооружения армии, скажется на себестоимости основного производства, объёмах НИиОКР, престиже заводов, КБ, отдельных личностей... В модернизированном виде могут остаться только БТРы, как средство доставки пехоты (лёгких «Ратников» и тяжёлых «Воевод») и средства артиллерийского прикрытия («Мста-С», «Нона-СВК»). «Армата», конечно, перспективна, но это, всё же, уровень Т-34 (пусть и очень высокий уровень). Пришло время многочисленных «волчьих стай», которые загрызут любого «динозавра».
Массированная скоординированная атака моторизованной «волчьей стаи» в 130-150 «карманных танков» в условиях высокоманёвренной гибридной войны без чёткой линии фронта и с возможностью глубокого охвата (скрытного просачивания), способна решить большинство тактических задач (в т.ч. с куполом ПВО в 2-3 км) в рамках БТГ (батальонной тактической группы). На начальном этапе (первые 2-3 года) предполагается развернуть около 3-5 подобных тактических групп (в рамках Сил Специальных Операций), а в дальнейшем нарастить их количество до 100 (Сухопутные войска). Для ССО необходимо дополнительно разработать подводные десантные транспорты, специализированные автомобильные трейлеры, средства десантирования с воздуха, специализированные автономные ж/д составы (для БАМа).
В рамках нестандартных гибридных войн будущего, где контактные виды боя будут доминировать, массированное присутствие активной рассеянной бронемассы резко усилит ударную мощь Сухопутных войск (при значительном сокращении численности «голой» пехоты). Сам факт наличия подобных ударных группировок будет сильно сковывать и деморализовывать противника, который начнёт скорее зарываться в землю в глухую оборону, чем пытаться атаковать и контратаковать.
«Карманные танки» ещё не сказали своё слово. За ними – будущее.
Предполагаемые ТТХ универсальной тактической платформы (с вооружением):
Экипаж, чел. – 2 (1)
Масса, т – 4 (с 2А42)
Габариты:
длина, мм – 3.000
ширина, мм – 2.000
высота, мм – 1.300
клиренс, мм - 300
Вооружение:
пушка (калибр), мм – 30
боекомплект, выс. – 300
угол возвышения, гр. – 74
высота линии огня, мм - 1.200
Броня, мм – 20 (круговая)
Мощность двигателя, л.с. – 130
Максимальная скорость, км/ч – 90
Запас хода, км – 300
Себестоимость, тыс.$/шт. – 70-100
Вместе с тем эволюционный путь развития вооружённых сил вообще и систем вооружения, в частности, не даёт кардинального превосходства одной противоборствующей стороны над другой (без учёта фактора весьма спорного в применении тактического ядерного оружия).
Одним из способов революционного, качественного изменения Сухопутных войск является переход от классической схемы построения войск (большая масса пехоты + лёгкая бронетехника (БТР, БМП) + тяжёлая бронетехника (САУ, танки)) к новой схеме с массированным использованием сверхлёгкой (1-5 т) вооружённой бронетехники и немногочисленными пехотой (мелкая зачистка территории) и САУ (огневое прикрытие).
В качестве сверхлёгкой бронетехники предполагается использовать два типа БТ: малую (проект «Крау», одноместная, масса 1,2 т, вооружение 1 ПКТ + 2 вертикальных ПТУРСа) и универсальную (тактическая платформа, масса до 5 т, двухместная, с модульным блоком вооружения калибра до 30 мм).
Принципиально сверхлёгкая бронетехника отдалённо напоминает танкетки времён II Мировой войны, но, будучи исполненной на новом технологическом уровне, способна образовать совершенно новый класс БТ. Идеологически она стоит в одном ряду с унифицированной тяжёлой гусеничной платформой «Армата» или с ракетой «Ангара»: модульность исполнения позволяет получить широкую номенклатуру изделий, основанных на нескольких базовых элементах.
Основное качество (как малой, так и универсальной БТ) – это сверхкомпактность, очень малое заброневое пространство, достигнутое за счёт оригинального компоновочного решения. Так, пилот размещается лёжа в задней части корпуса машины и попадает в неё через задний бортовой люк на выдвигающемся наружу (по салазкам) кресле-лежаке (подобно спичечному коробку). Отпадает надобность в протискивании через верхний узкий люк во внутренности машины. Более того, появляется совершено уникальная возможность в случае смертельной опасности катапультировать из повреждённой машины пилота (танкиста), сохранив тем самым ему жизнь. При повреждении корпуса в отсеке управления срабатывают автоматические датчики (давления, температуры, разрыв контактной сетки корпуса), инициируются пиропатроны и кресло-лежак вместе с пилотом и задней бронекрышкой за 0,1 сек. отстреливаются по салазкам назад за пределы бронетехники на 3-5 м.
Подобные компоновочные решения возможны только при отказе от визуального наблюдения за местностью через стандартные смотровые приборы и системы наведения оружия. Только с помощью многочисленных видеокамер и на мониторах. В этой схеме есть определённые риски, но и огромные перспективы. Резкое снижение стоимости электронных компонентов, а также возможность видеть всё и везде помогут сравнительно легко преодолеть возможный скептицизм старой конструкторской школы. Тем более, что «Армата» проложит дорогу первой.
Что касается конкретно универсальной тактической платформы, то предполагаю, что именно она (а не унифицированная тяжёлая гусеничная платформа «Армата») по совокупности своих боевых возможностей может стать основой Сухопутных войск России и на её основе будет создан целый кластер компактных высокомобильных бронесредств огневого подавления и обслуживания. Чтобы это понять, достаточно спросить любого пехотного командира, что бы он предпочёл в атаке-обороне – один танк или 12-15 танкеток (сопоставимых по общей массе, себестоимости, эксплуатационным расходам, огневой мощи)?..
Базовое шасси лёгкой платформы имеет круговое бронирование 20 мм с возможностью усиления лобовых проекций. Выбор 20 мм брони обусловлен минимальной массой при гарантированной защите от любого стрелкового оружия и осколков снарядов и мин. От более серьезных калибров «спасает» массовость, подвижность и минимальные лобовая и боковая проекции.
Двигатель серийный автомобильный, мощностью до 130 л.с., сопряжён с электрическим генератором, питающим электро-механические приводы колёс большого диаметра (возможно использование соответствующих наработок электрошасси «Крымск» БТР-90). Соответственно сплошные металлические диски колёс являются своеобразными экранами, защищающими борта от РПГ.
Если базовое шасси используется в качестве ударного, то на нём размещается башня с соответствующим вооружением: 30 мм автоматическое орудие 2А72; спаренные 12,7 мм пулемёты либо пулемёт 7,62 (12,7) + АГ (ПТУРС, НУРС). Возможные варианты исполнения весьма многообразны.
Базовое шасси (без вооружения) может использоваться в качестве высокомобильного транспортёра (боеприпасы, снаряжение, эвакуация раненых, доставка подкрепления, эвакуационный тягач, РЛС наведения) как в пилотируемом, так и в дистанционно управляемом варианте (либо в режиме самоуправления по данным навигационных систем). Подобные челночные рейды из тыла на передовую (на удалении 0,1-5 км) могут кардинально изменить всю тактическую обстановку в интересах взвода-батальона.
Модульность исполнения тактической платформы на базе серийных автомобильных узлов позволит не только минимизировать издержки производства, но и унифицировать совершенно разные по сфере применения машины. Так, колёсное шасси может иметь разные схемы: 2-х, 3-х, 4-х осные, сочленённые 2+1, 2+2, 3+1, 3+2 и др. с непременным полным приводом. Тактические платформы также можно использовать в качестве мобильных электрогенераторов для снабжения электричеством войск, штабов, узлов связи, РЛС, госпиталей, жилого сектора. Имея на борту мощный источник электроэнергии, можно установить на платформе импульсную узконаправленную РЛС для борьбы (подавления, уничтожения) БПЛА противника.
Система управления универсальной тактической платформой унифицирована, имеет 2 полностью идентичных рабочих места. Каждый пилот может управлять движением и стрельбой (при наличии систем вооружения) с одного рабочего места. Но с целью повышения боевой эффективности предполагается разделение труда: один пилот будет заниматься управлением, а второй – стрельбой. При ведении боевых действий со стационарных позиций (в качестве ДОТа), с коротких остановок либо при ранении (отсутствии) другого пилота все боевые функции выполняет один пилот либо (в перспективе) дистанционно оператор.
При проектировании универсальной тактической платформы необходимо уделить особое внимание техническому камуфлированию. Малые линейные размеры необходимо дополнить обязательной термоизоляцией всего корпуса и ствола орудия (снижение тепловой сигнатуры), экранировать активный электромагнитный фон, установить наружную систему пожаротушения (от коктейлей Молотова). Обязательно наличие маскировочной сетки и нескольких баллончиков с цветной камуфляжной краской (для точной подгонки под фон данной конкретной местности). Скрытное выдвижение (просачивание) на небольшую дистанцию по передовой возможно на бортовых электрических аккумуляторах.
Колёсный ход базового шасси 6 х 6 легко преобразовать в гусеничный (для тяжёлых условий снежной целины и бездорожья), надев облегчённые резино-тросовые гусеницы шириной 300 мм.
Для скрытного наблюдения за местностью можно применить выдвижной телескопический TV перископ.
В последнее время наметилась общемировая тенденция насыщения пехотных подразделений автономными системами связи, видения (ИК, тепловизоры), систем позиционирования..., которые делают экипировку каждого «солдата будущего» астрономически дорогостоящей. Я считаю, что всю эту высокотехнологичную технику необходимо передать микробронетехнике (что гораздо более эффективно, дешевле, меньше количественно, не критичны масса, габариты, энергопитание), а пехоте оставить её основные функции, не пытаясь возвести её в ранг супергероев.
По совокупности боевых характеристик 2-3 платформы с вооружением вполне заменят тяжёлую БМПТ («Терминатор») в случае потребности прикрытия ОБТ. Здесь даже более важно не броня и вооружение, а рассредоточенность на местности, количество наблюдающих за полем боя пар глаз, мобильность и малозаметность. Да и себестоимость отдельной единицы БТ, возможность насытить поле боя необходимой техникой немаловажно. Как и транспортировка её на поле боя.
Думаю, неизбежен конфликт с разработчиками-производителями (от сарказма до скрытого противодействия) классических полноразмерных БМП-БТР-ОБТ, т.к. возможная минимизация производства последних в случае перевооружения армии, скажется на себестоимости основного производства, объёмах НИиОКР, престиже заводов, КБ, отдельных личностей... В модернизированном виде могут остаться только БТРы, как средство доставки пехоты (лёгких «Ратников» и тяжёлых «Воевод») и средства артиллерийского прикрытия («Мста-С», «Нона-СВК»). «Армата», конечно, перспективна, но это, всё же, уровень Т-34 (пусть и очень высокий уровень). Пришло время многочисленных «волчьих стай», которые загрызут любого «динозавра».
Массированная скоординированная атака моторизованной «волчьей стаи» в 130-150 «карманных танков» в условиях высокоманёвренной гибридной войны без чёткой линии фронта и с возможностью глубокого охвата (скрытного просачивания), способна решить большинство тактических задач (в т.ч. с куполом ПВО в 2-3 км) в рамках БТГ (батальонной тактической группы). На начальном этапе (первые 2-3 года) предполагается развернуть около 3-5 подобных тактических групп (в рамках Сил Специальных Операций), а в дальнейшем нарастить их количество до 100 (Сухопутные войска). Для ССО необходимо дополнительно разработать подводные десантные транспорты, специализированные автомобильные трейлеры, средства десантирования с воздуха, специализированные автономные ж/д составы (для БАМа).
В рамках нестандартных гибридных войн будущего, где контактные виды боя будут доминировать, массированное присутствие активной рассеянной бронемассы резко усилит ударную мощь Сухопутных войск (при значительном сокращении численности «голой» пехоты). Сам факт наличия подобных ударных группировок будет сильно сковывать и деморализовывать противника, который начнёт скорее зарываться в землю в глухую оборону, чем пытаться атаковать и контратаковать.
«Карманные танки» ещё не сказали своё слово. За ними – будущее.
Предполагаемые ТТХ универсальной тактической платформы (с вооружением):
Экипаж, чел. – 2 (1)
Масса, т – 4 (с 2А42)
Габариты:
длина, мм – 3.000
ширина, мм – 2.000
высота, мм – 1.300
клиренс, мм - 300
Вооружение:
пушка (калибр), мм – 30
боекомплект, выс. – 300
угол возвышения, гр. – 74
высота линии огня, мм - 1.200
Броня, мм – 20 (круговая)
Мощность двигателя, л.с. – 130
Максимальная скорость, км/ч – 90
Запас хода, км – 300
Себестоимость, тыс.$/шт. – 70-100
0
Сообщить