Войти
30.10.2018

ERP. Промышленность. Шаг 1 – мы готовы.

4228
10
+7


Как я не пытался выкрутиться, но первую статью цикла о возможностях реализации ERP на российских промышленных предприятиях, придется начать со слегка отвлеченных пояснений.

О чем будет цикл.

Хочу предложить Вам цикл статей о реализации ERP систем на промышленных предприятиях в российских реалиях:
  • без привязки к какой-либо конкретной ERP;
  • без привязки к какой-либо компании, предлагающей на рынке или внедряющей ERP;
  • в режиме диалога с читателями.

Это означает – что цикл пишется не для рекламы, а для раскрытия внутренней кухни внедрения таких крупных проектов в самой тяжелой отрасли внедрения - промышленных предприятиях со сложной внутренней и внешней кооперацией, большой номенклатурой продукции, ДСЕ и МКИ, и разными типами производств.

Как построен.

У меня нет готовых статей всего задуманного цикла - есть только план статей, поэтому после каждой статьи я могу внести корректировки, если вопросы под статьей в комментариях будут затрагивать актуальные темы, которые я упускаю из виду по ходу изложения.

Стоит ли меня читать.

14 лет опыта внедрения ERP на крупном промышленном предприятии, анализ опыта внедрения ERP на других предприятиях промышленности, которые удалось лично посетить за 14 лет или пообщаться на семинарах и конференциях. Опыт интеграции крупных модулей из других систем в ERP. Внесудебный и судебный опыт закрытия работ по неудачным внедрениям модулей внешних систем к ERP.
Решать Вам.

Кому нужен.

Тем, кто:
  • собирается внедрять;
  • находится в процессе внедрения;
  • намерен менять систему;
  • предлагает консалтинговые услуги по внедрению ERP предприятиям российской промышленности.

Кому не нужен.

Тем, для кого ERP является аббревиатурой чего-то из трех букв или они примерно знают, что они означают. Цикл не будет рассматривать теоретических вопросов вокруг ERP в том числе и тем о том, зачем оно нужно.

Ну что - начнем потихоньку.

Готовы ли мы к внедрению, когда говорим «мы готовы».




У каждого предприятия свой уникальный путь от первой мысли о необходимости внедрения ERP, до согласия руководства предприятия на открытие работ. И этот этап, мы пока опустим, потому что, чаще всего, самое интересное начинается после того, как получено это самое долгожданное добро на реализацию.

Кто-то приходит к этому моменту с уже выбранной ERP и уже выбранной компанией консалтером или внедренцем, кто-то с анализом рынка и систем ERP, но редким исключением является компания, которая уже на данном этапе знает ответы на вопросы:
  1. с чего начать?
  2. какие ресурсы (люди, ИТ-архитектура, деньги) нужны на первые несколько этапов?
  3. как внедрять?

С чего начать?


У этого вопроса, в точке «мы хотим начать внедрять ERP» очень много смыслов, но в материале я затрону только ДВА ключевых момента:
  1. с какого модуля?
  2. какова ключевая цель?

С какого модуля начать?

Начать внедрение реально можно с любого модуля ERP, НО при рассмотрении именно промышленных предприятий, круг возможных модулей для начала внедрения резко сужается, до:
  • производства
  • продаж
  • закупок
  • складского учета
  • финансов

Помимо приоритетов конкретных предприятий в выбор стартового модуля вмешивается длинная логическая цепочка зависимостей информации всех этих модулей между собой, которая в итоге оставляет только ТРИ:
  • производство
  • закупки
  • финансы

Мне известны случаи начала внедрения с каждого из трех модулей на разных предприятиях. Есть удачные внедрения, есть – нет. Необходимо отметить, что успех внедрения не зависит напрямую от выбранного стартового модуля, однако неправильно выбранный стартовый модуль может очень сильно усложнить, увеличить стоимость и очень сильно затянуть по времени внедрение ERP.



Чаще всего, на предприятиях выбор стартового модуля происходит под нажимом одного из двух или сразу обоих событий:
  1. руководитель с наибольшим «весом» на предприятии, считает, что надо именно с такого-то модуля.
  2. руководитель, непосредственно отвечающий за внедрение системы хочет пройти первый этап с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки, но однозначно успешно и заметно для предприятия – «первая быстрая победа».

Учитывается ли при этом логика реализации функциональности самой ERP – нет, напрямую нет. Безусловно, все понимают, что нет смысла начинать с заработной платы или сбыта, не имея вообще ничего вокруг, однако более глубокого анализа зависимостей, чаще всего на данном этапе не производится. И это большая ошибка.

Давайте посмотрим, без учета затрат, на дальнейшие шаги внедрения, если мы начали внедрение с:
1. с финансов.



Уже в ходе внедрения финансового модуля мы сталкиваемся с проблемами – отсутствия модулей закупок и продаж.

Закупки МКИ и ПКИ для промышленного предприятия являются одной из основных и регулярных статей расходов, следовательно, большой частью ежедневных расходных операций.

Продажи для любой коммерческой структуры являются основой бизнеса и, по хорошему, многие расходные операции, должны бы осуществляться в разрезе договоров продаж, а доходные с прямым отнесением на договора продаж.

Реализация модуля закупок и продаж упирается в нормативную информацию по бизнес-партнерам, составу изделия, маршруту и технологии изготовления изделий.

Самое страшное заключается в том, что при начале внедрения с финансов, Вы не можете запустить следующий этап внедрения – выверку базового НСИ по изделиям, потому что из него нет прямого выхода на финансы.

Таким образом, для руководства предприятия проект как бы остановится во времени, потому что период подготовки НСИ является весьма продолжительным, а модули Закупок и Продаж без них либо будут урезанными и неподтверждаемыми по качеству информации, либо должны будут просто стоять в ожидании качественного НСИ…

2. С закупок.



При реализации закупок первым модулем вполне можно пренебречь такими данными, как договора продаж и параметры расчета логистического плеча, однако отсутствие информации о составе изделия и технологии, а также о заменах приводит к реализации модуля с урезанными данными с отсутствием возможности контроля качества информации.

Следующим шагом после внедрения Закупок просматривается складской учет на центральных складах (при территориально распределенной структуре предприятия), складах подразделений и CRM по закупкам. Однако, реализация складского учета сталкивается с потребностью в качественной НСИ по номенклатуре, технологиям и заменам, а реализация CRM на данном этапе будет только больше замыкать модуль закупки на себе, без расширения внедрения ERP на предприятии, и при этом, требовать ещё более жестких данных по технологии, циклу изготовления, циклу закупки и разрешенным заменам или альтернативным материалам.

Отвлечение



Кто-то наверняка скажет – а почему нельзя начать с продаж, «вот мы» мол «например, так и сделали»… Да, начать можно и с продаж, тем более, что конечной целью предприятия, по сути, являются именно продажа продукции и извлечение прибыли.

НО, что нужно, для того, чтобы продажи заработали не как функционал, который просто есть, для того, чтобы быть в рамках реализации ERP на предприятии, а для предоставления руководству отдела продаж - полной картины состояния исполнения договоров и перспектив их исполнения, а руководству предприятия – прогнозов доходов с продаж и отгрузок в разрезе контрольных аналитик.

Для отражения в системе договора с нестандартной комплектацией (а такое на всех предприятиях сплошь и рядом), ещё до начала исполнения договора, необходимо иметь качественный состав продаваемых изделий, ЗИПов и рем. комплектов к ним, а также параметров испытаний для подтверждения качества и учета этих единиц при составлении договора.

Качественный состав нужен не только для того, чтобы была возможность управления составом при включении в договор изделия нестандартной комплектации, но и для заключения договоров кооперации и закупок.

Для контроля исполнения договора необходимо иметь в системе информацию о состоянии отгрузок и состоянии оплат, что подразумевает наличие модулей закупок, складского учета и финансов.

Для предоставления отчетов руководству по прогнозам необходимо, помимо составов изделий, как минимум иметь информацию по технологии и маршрутам для формирования циклов производства и состояния производства каждого изделия в каждом подразделении по маршруту изготовления.

3. С производства.



Реализацию модуля производство в принципе невозможно начать без НСИ по составу изделия, маршруту изготовления и технологии. Кроме того, для отражения производственных операций в системе, как минимум необходим работающий модуль складского учета.

Да, ERP очень логическая связанная в себе вещь – это и её плюс, и, как мы увидели чуть выше, минус. И хотя многие ERP перешли в продажах от предложений приобретения сразу всей системы к покупке модулями, что, кстати, может реально сэкономить средства при внедрении, требования к качеству информационных связей при этом только выросли.

Неочевидная необходимость.




Без первичных, базовых данных по изготавливаемой продукции, внедрение системы будет буксовать на любом модуле.

Я видел очень много проектов, зашедших в тупик, застрявших во времени, затянувшихся во внедрении по причине некачественного или отсутствия базовой НСИ.

Начинать нужно именно с PDM/PLM систем. А сейчас, находясь в 2018-м году необходимо думать уже не просто о том, чтобы внедрять системы проектирования и переводить изделия в них, нужно сразу задумываться над:
  1. построением системы сквозного проектирования;
  2. совместной работы по проектированию в единой среде с ключевыми компаниями в проектной кооперации.

Поскольку тема у нас не PDM/PLM, которые сами по себе являются сложными и огромными проектами, я скажу лишь, что должно получиться на выходе, для первого шага во внедрении ERP:
  • чертежи в электронном виде
  • трехмерные модели
  • состав изделия
  • технология изготовления
  • технологическое оснащение (ТО)
  • нормы МКИ
  • нормы труда
  • нормы ТО
  • технический документооборот с электронным согласованием, хотя бы на уровне компании внедряющей PLM, а лучше по всей проектной кооперации;
  • технология актуализации и вывода альтернатив и замен;
  • технология актуализации и вывода альтернативных маршрутов.

Какова ключевая цель?


Уже на этом этапе нам придется слегка коснуться Lean – совсем чуть-чуть, но это крайне важно для всей последующей логики внедрения.



На картинке показаны целевые характеристики повышения эффективности, для себя я называю его – треугольником противоречий.

Всем нам хотелось бы, чтобы при внедрении улучшалось сразу всё и риски при этом были бы минимальны, однако, в жизни так не бывает. Какую бы из вершин мы не выбрали главной, нам всегда придется искать компромиссное решение между повышением качества, сокращением сроков поставок и затратами, при этом зачастую идя на осознанные и непланируемые риски.

Для примера при разговоре об эффективности я держу под рукой такой, возможно неоднозначный, пример:
  • Японская Toyota Land Cruiser 200 2016 г., созданная с целевой вершиной сокращения затрат (C) имея полную массу 3350 кг. с дисками R18, получила размеры передних тормозных дисков – диаметр 340 мм., толщина 32 мм. и возвращает клиенту тормозной путь со скорости 100 км/час. – 44 м. с холодной системой торможения и 56 м. с разогретой десятком торможений
  • Немецкая Audi Q7 2016 г., созданная с целевой вершиной качество (Q), имея полную массу 1995 кг. с дисками R18, получила размеры передних тормозных дисков – диаметр 350 мм., толщина 34 мм. и возвращает клиенту тормозной путь со скорости 100 км/час. – стабильные 34,6 м.

От цели зависит очень многое на всех этапах реализации проекта, поэтому с ней необходимо определиться уже на старте.

Здесь не может быть никаких однозначных рекомендаций, потому что в формирование цели вмешивается слишком много различных факторов. Однако стоит отметить, что:
  1. в дальнейшем цель будет определять не только то, как Вы будете выстраивать процессы внутри компании при внедрении ERP, но и то – внедрение какого модуля для вас может стать одной из ключевых задач реализации всей системы.
  2. Со временем, по мере приближения к поставленным показателям достижения  целевой вершины – цель может быть изменена, что запустит новую волну оптимизации процессов и совершенствования системы – а это всегда хорошо и для бизнеса и для сотрудников компании.

Продолжение: ERP. Промышленность. Шаг 1 – мы готовы. Ресурсы.

Автор: Андрей Лабутин
10 комментариев
№1
30.10.2018 21:56
О. Заканчивал Академию Гос службы - диплом решил по ERP делать, не все преподы тогда понимали что это. Лучше бы выбрал другую тему - на середину нулевых было слишком мало фактологии по таким системам/или плохо искал) Так себе вышло, хоть и защитился - весьма поверхностно на мой придирчивый взгляд.
   С интересом почитаю. Спасибо.
0
Сообщить
№2
31.10.2018 10:29
Буду стараться выпускать по одной статье в неделю, чтобы успеть услышать вопросы по теме и подискутировать в комментах о том, что уже будет написано...
+2
Сообщить
№3
31.10.2018 11:11
Андрей, спасибо за статью!
Полностью согласен, что надо делать сквозную систему. Добавлю, что за основу для сквозной системы нужно брать очередность стадий жизненного цикла технологии (А - идея, эскиз, экспертиза; Б - проект; В - производство оборудования; В - эксплуатация; Г - утилизация). Также структура системы должна быть однородной, то есть охватывать макро-, мезо-, микро- и прото- уровни. На мой взгляд, речь должна идти не об отдельном инструментарии, а о полном проектировании и внедрении современной Национальной системы сопровождения производства.
0
Сообщить
№4
31.10.2018 11:42
Циклом статей я хотел бы показать неочевидные острые углы внедрения, то, на что не обращают внимание и то, к чему хорошо бы стремиться, чтобы было легче при внедрении на любом пром. предприятии.

Я ни в коем случае не замахиваюсь на перекройку функций инструментов или совмещение функций из разных инструментов, и уж тем более на национальную систему сопровождения производства. На мой взгляд, прежде. чем браться даже за единый инструмент поддержки производства просто для предприятия, а не на национальном уровне, необходимо очень хорошо понимать тонкости каждой отрасли промышленности и набрать огромный пакет взаимозаменяемых адаптированных под конкретные подходы шаблонных процессов - опробованных на разных отраслях и имеющих уже как минимум релиз 3.

Иначе получим, что-то типа 275-го ФЗ образца 2015-го года.
0
Сообщить
№5
31.10.2018 21:46
безусловно вы правы... есть такая опасность... но ведь есть опасность и плестись в хвосте?
0
Сообщить
№6
01.11.2018 10:19
Цитата, Евгений Дашут сообщ. №5
есть такая опасность... но ведь есть опасность и плестись в хвосте?

Это не опасность - это реальность. Мы не впереди планеты всей по разработке ПО в области ERP и уж тем более PDM/PLM, но в реальности отстаем мы больше из-за слабой динамики внедрений больших решений на промышленных предприятиях страны. И если в динамике не расти, то отставание во всем остальном будет только увеличиваться.

Я об этом скажу позже может быть не целой статьей, но раздел будет.
0
Сообщить
№7
01.11.2018 20:20
Цитата, Андрей Л. сообщ. №6
Это не опасность - это реальность. Мы не впереди планеты всей по разработке ПО в области ERP и уж тем более PDM/PLM,
А может стоит начинать с того в чем мы впереди планеты всей? Правильно Боровков говорит, если мы сегодня говорим о ERP, то мы просто констатируем факт своего чудовищного научно-технологического отставания.

Очевидно что время ERP уже прошло, как и время точного учета заклепок и болтиков. :))))
Банальное, метод управления не соответствует актуальным задачам. А казалось бы, причем тут метод? :))))
А вот при том самом, что метод организации производства предопределяет средства управления, технологии управления. Теперь у нас не объект управления, а все субъекты. И применять технологии ERP/PLM/MES уже совсем не актуально. Это только технологии. Вопрос совсем в другом, тогда и технологи начнут работать.
В роботизированном производстве и другие парадигмы управления. И другого производства кроме роботизированного уже не будет.
Так что вы сильно припозднились с тематикой.
0
Сообщить
№8
01.11.2018 21:27
Цитата, Корректор сообщ. №7
Так что вы сильно припозднились с тематикой.

Не буду спорить - специально оставил вопрос "нужно ли читать" открытым. Насколько известно мне в различном состоянии и глубине реализации именно ERP находится огромный  слой промышленных предприятий во всём мире - для них реальность именно это. Именно к этой реальности они усиленно добавляют IoT и AR.

Цитата, Корректор сообщ. №7
В роботизированном производстве и другие парадигмы управления

Я бы рекомендовал Вам слушать больше практиков... Ну вот например парень, который сначала сделал, а потом разобрал одно из самых роботизированных производств и вернул ручной труд в производство, потому что.... посмотрите

0
Сообщить
№9
02.11.2018 12:24
Цитата, Андрей Л. сообщ. №8
Я бы рекомендовал Вам слушать больше практиков... Ну вот например парень, который сначала сделал, а потом разобрал одно из самых роботизированных производств и вернул ручной труд в производство, потому что.... посмотрите
Вы уж меня простите, но наркоманы никогда не были для меня авторитетом. А он очевидно наркоман.

А какой он "инженер", тут уже неоднократно обсуждалось. В том числе на примере истории компании Тесла.
Цитата, Андрей Л. сообщ. №8
Не буду спорить - специально оставил вопрос "нужно ли читать" открытым. Насколько известно мне в различном состоянии и глубине реализации именно ERP находится огромный  слой промышленных предприятий во всём мире - для них реальность именно это.
Нужен другой метод организации производства. А вот под него уже нужны технологии. Социальное развитие предшествует применению технологий.
Если не верите "железобетонному" у коммунистов, насчет развития производственных сил, можете послушать либерала Щедровицкого:

Так или иначе, но дальнейшее развитие в пределах текущей модели организации общественного производства просто невозможно. Это конечная остановка. И дальше прежние парадигмы не работают. Вот потому и ключевым становится "вопрос метода". Что собственно давно тут объяснял.
Цитата, Андрей Л. сообщ. №8
Именно к этой реальности они усиленно добавляют IoT и AR.
Угу, спор про аргументацию тут тоже уже был. И помнится популярно объяснял, что тогда рабочие должны иметь системы аргументации на праве собственности. :)))) Или получится анекдотическая ситуация когда мы "таджикам" раздаем экзоскелеты с тактическими компьютерами. Что очевидно равнозначно раздавать гранатометы. Не говоря уже про экономическую составляющую данной "аргументации". :))))
При всем разнообразии, альтернативы нет. О чем тут изначально и писал.
0
Сообщить
№10
03.11.2018 13:26
Перед тем как ответить, мне необходимо было тщательно просмотреть предоставленные Вами материалы - 2 часа 50 минут это на самом деле не мало....

Цитата, Корректор сообщ. №7
Правильно Боровков говорит, если мы сегодня говорим о ERP, то мы просто констатируем факт своего чудовищного научно-технологического отставания.

Вероятно для того, чтобы понять, что же говорит Боровков в целом необходимо посмотреть всю презентацию, а не первые 20 минут. Смотрите на слайд, который возникает в выступлении на 1:42:28 минуте предоставленного Вами материала. Этот слайд на самом деле закрывает добрых 50 минут его выступления, потому что показывает некую сводную информацию, что нужно иметь на каждом этапе цифровой эволюции - именно эволюции, потому что говорит он прямо - нельзя сделать шаг к smart factory не имея digital factory, как невозможно перейти в virtual factory не внедрив smart factory.

Более того, он прямо указывает в Smart Factory (а это напомню - слой цифровых двойников), что он невозможен в отсутствии ERP, SCM и т.д. И этот прямо указано на слайде, однако если бы даже не было указано прямо из самой логики слайда видно, что без CAD/CAM/PDM/PLM/ERP следующий шаг просто невозможен, потому что на нем мы видим MES (Буду об этом говорить позже), реализация которого без планирования производства (ERP) оторвана от планирования на предприятии, а следовательно его деятельности.

Цитата, Корректор сообщ. №7
В роботизированном производстве и другие парадигмы управления. И другого производства кроме роботизированного уже не будет.

Прежде чем перейти к роботизированному производству необходимо пройти путь автоматизации производства, потому что робот может говорить с вами только на языке цифры. А это, всё, что перечислено выше и у меня в статье и в презентации, что Вы показали.

Цитата, Корректор сообщ. №9
Вы уж меня простите, но наркоманы никогда не были для меня авторитетом. А он очевидно наркоман.

Кем Вы считаете Маска это Ваше личное дело, ВАЖНО - он за свои деньги прошел и подарил другим опыт того, как и из какого состояния автоматизации не надо роботизировать производство и почему не надо этого делать.
Выражаясь словами Боровкова - он спас нам сотни человеко лет и сэкономил миллиарды в валюте, осуществив этот эксперимент за свой счет.

Цитата, Корректор сообщ. №9
Нужен другой метод организации производства. А вот под него уже нужны технологии.

Боровков в видео, что Вы дали, посвятил этому моменту много времени в целом в выступлении, потому что постоянно возвращался к теме - цены вхождения в технологии лидеров.
Я не буду пересказывать Вам видео, у меня есть четкие и живые примеры, которые я знаю сам из личного общения и посещения других компаний. Два примера.
Оборудование одного рабочего места технолога для работы в PDM на продуктах Siemens - стоит порядка 5 млн. руб. Что входит в эту стоимость - ПО + техника + обучение, без доработок системы и без дополнительных модулей и ПО для расчета нагрузочных характеристики (а модулей таких много, в том числе и сторонних).
Это чтобы Вы хоть примерно прикинули, почему очень многие компании, в том числе и в Европе, не могут себе позволить большие цифровые КБ и КЦ.

Я не буду даже пытаться считать ЦОД под CAD/CAM/PDM/PLM с Big Data От реального производства (буду об этом говорить позже) - но это не смогут себе позволить 80% компаний нашей страны, как не могут себе позволить очень большое число компаний в Европе.

И у меня есть этому доказательство. Я не могу указать источник информации, потому что за такие данные человека могут просто выкинуть с работы, как я думаю, НО - 4 года назад ситуация в компании  Audi (Германия) по разработке нового самого мощного двигателя в линейке была такой, что двигатель - только натуральные образцы, а не цифровые двойники, тестировался на одновременно большое число параметров, больше 1,5 тыс. Однако, он не редко выходил на режимы, при которых его поведение не поддавалось объяснению, т.е. критериев оценки было мало, НО - большего числа критериев компания не вводила - потому что все их надо обеспечить не только датчиками считывания, но и системами обработки и моделью оценки, в рамках общей концепции, т.е. целостного поведения всей системы.

Для того, чтобы Вы немного поняли, сложно это или нет, могу сказать, что число специалистов способных построить архитектурную модель обучения ИИ или критериальную модель обработки и визуализации Dig Data в нашей стане идет на сотни, а мире всего на тысячи человек.

Далее, думаю нет никакого смысла объяснять, что постройка, сопровождение и оптимизация суперкомпьютера это единичные решения, единичные не для нашей страны, а в целом во всем мире. Более того, все они уникальны - каждое является уникальным решением, стоимость которых недоступна для отдельно взятой компании.

Цитата, Корректор сообщ. №9
И помнится популярно объяснял, что тогда рабочие должны иметь системы аргументации на праве собственности. :))))

Вам надо посмотреть, предложенный Вами же материал, до конца - там этот вопрос тоже затронут, и объяснение также ломает Ваши высказывания об аргументы оратора.

И да, обращаю Ваше внимание - в материале затронут очень интересный и важный момент современного патентования - лжепатенты, патенты, которые регистрируются с двумя целями
1. не показывать полной правды
2. увести ворующих разработки конкурентов на ложный след, который отнимет у них и время и деньги

Так вот, в самой презентации, господин Боровков не побрезговал также использовать этот подход, так как даже в слайде на 1:42:28 минуте видны пробелы, которые можно увидеть, только если ты уже этот шаг прошел или понимаешь принципы его реализации... Хотя возможно просто не получилось засунуть всё самое важное в один слайд....

На будущее, я прошу Вас - больше конкретики и аргументов.
+1
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 11.05 03:40
  • 1245
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 10.05 16:23
  • 1
Борьба за доминирование: Российский и украинский подходы к Черноморскому региону
  • 10.05 14:31
  • 14
Американские «Гадюки» получат ракету большой дальности
  • 10.05 13:08
  • 1
Комбриг спецназа призвал создать БПЛА-носитель для FPV-дронов и внедрить в ВС России
  • 10.05 03:44
  • 4
Визит канцлера в Прибалтику. Все в этот день заставляет воскликнуть: переломный момент! (Der Spiegel, Германия)
  • 10.05 01:20
  • 0
В добавление к мифам - миф новейший, и ОЧЕНЬ надоедливый.
  • 09.05 23:17
  • 1
О некоторых заблуждениях касательно задач и возможностей танков.
  • 09.05 16:32
  • 2720
Как насчёт юмористического раздела?
  • 09.05 12:44
  • 14
Названа цена за вступление Молдавии в НАТО. Страна запылает, как Украина
  • 09.05 10:26
  • 10
В США показали испытания беспилотной подлодки на видео
  • 09.05 09:14
  • 1
Не верьте военной машине Вашингтона: Путин не собирается нападать на страны НАТО (Newsweek, США)
  • 09.05 09:01
  • 1
Китайская станция Chang'e-6 успешно вышла на окололунную орбиту
  • 09.05 08:55
  • 1
"Дни неприступных крепостей прошли". Украинский фронт вот-вот посыплется (Advance, Хорватия)
  • 09.05 02:07
  • 5
NASA успешно передало данные по лазерному лучу на 226 миллионов километров
  • 09.05 02:07
  • 1258
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ