Войти

Американская «молния»: состояние и перспективы

11573
25
+4
F-35B_twin_fly
Парный полет истребителей F-35B 22 августа 2012г. Фото: Naval Air Systems Command.

Американский многофункциональный тактический истребитель F-35 Lightning II («Молния») в свое время был причиной многочисленных публикаций и споров, как специалистов, так и любителей современного оружия и авиации. С течением времени страсти вокруг него постепенно улеглись и на смену скоропалительным, а зачастую просто некомпетентным выводам пришли выводы и мнения, которые высказывают специалисты своего дела, те, кто подходит к оценке всего нового более основательно и доказательно. Один из них, кандидат военных наук, редактор журнала «Авиапанорама» Валерий Антошин, в статье «F-35 примеряет тактическое ядерное оружие» (№5-2012) затронул некоторые вопросы, связанные с этим самолетом и его ближайшими перспективами.


В 2011 г. ВВС США определили, что в ближайшие годы им необходимо иметь на вооружении около 1900 тактических истребителей. При этом истребители 4-го поколения постепенно будут заменяться новыми истребителями 5-го поколения, доля которых примерно к 2020 г. в боевом составе должна увеличиться уже в 3 раза. И если парк истребителей F-22A вскоре будет модернизироваться, то истребители F-35 все еще продолжают проходить летные испытания, которые, похоже, растянутся еще лет на 5, а то и более.


Тем не менее, ВВС США отводят истребителю F-35 важную роль в перевооружении самолетного парка на машины нового поколения. В ближайшие 10 лет он должен стать основным носителем тактического ядерного оружия в ВВС США и НАТО. На авиабазе ВВС США Эглин в конце февраля 2012 г. в рамках подготовки к программе обучения летного состава начаты пробные полеты на самолетах F-35А и подготовка к их эксплуатации.


В предыдущих статьях нашего журнала, посвященных истребителям F-35, мы уже отмечали, что разработчик семейства этих новых истребителей 5-го поколения (фирма «Локхид Мартин») прилично «промахнулся» как со сроками разработки программы, так и с ее качеством, а уж тем более со стоимостными показателями. Разработка истребителей продолжается, испытания опытных образцов идут с отставанием более чем на 2 года, программа полетов по количеству летных часов (интенсивности испытательных полетов) как бы выполняется, а кое-где даже превышала план в 2011 г.


А вот оценка процесса летных испытаний по завершенным контрольным точкам, проведенная в 2011 г., показала, что объем испытаний по самолету F-35B составил лишь 9% от плана, а для F-35A и F-35C соответственно 11% и 32%. С такими темпами выполнить план переоснащения ВВС США новыми истребителями быстро не получится.


А как быть с союзниками США по НАТО? Те ведь уже вложили в программу разработки новых истребителей не один миллиард долларов. Некоторые ждут и надеются, другие бурно обсуждают повышение цен на самолеты F-35 (например, Канада, Норвегия). Австралийские друзья США уже закупили вместо этого новые F-18Е/F и считают, что спокойно дождутся в 2020-е гг. истребителей F-35. Норвегия же в 2014 г. вынуждена начать программу модернизации своих устаревших истребителей F-16 с целью продления срока их эксплуатации еще на 10 лет.


Поставка первых двух истребителей F-35 для ВВС Норвегии ожидается в 2018 г. с опозданием на 2 года. Им еще предстоит пройти приемочные испытания, после чего эти истребители будут использоваться для подготовки пилотов. Реально принятие самолета на вооружение можно ожидать не ранее 2020 г., а завершение поставок всех заказанных для ВВС Норвегии самолетов ожидается лишь в 2023 г.


Такие же проблемы со сроками поставок истребителей возникли практически у всех союзников и друзей США, которые могут столкнуться с серьезным дефицитом боевых самолетов для своих ВВС, если программа F-35 продолжит «хромать» и дальше. А вот Великобритания сначала как-то засомневалась в надежности своих американских партнеров, хотя намерена даже участвовать в проведении летных испытаний опытных образцов. В Лондоне взяли быстрый старт, ликвидировали свои уже устаревшие «Харриеры», продав их американцам на запчасти, и думали, что вот-вот получат новые F-35В с укороченным взлетом и вертикальной посадкой.


Но их королевскому флоту суждено и по сей день оставаться всего лишь «вертолетоносным», а получение новых истребителей ранее 2020 г. очень туманно. А тут еще непоследовательность британцев в стремлении сэкономить подпортила картину. По договору фирма «Локхид Мартин» должна была поставить Англии истребители КВВП F-35В, но британцам вдруг вздумалось заменить их палубными истребителями F-35C, тогда, мол, появится возможность выходить в море и выполнять необходимые «миротворческие» задачи совместно с американскими авианосцами.


Когда же специалисты проанализировали новое предложение властей, то оказалось, что это обойдется «в копеечку», так как потребует дополнительных ассигнований, связанных с проведением дорогостоящих доработок, установок новых катапульт и т.д. В итоге в середине 2012 г. Великобритания захотела вновь вернуться «на круги своя», к уже привычному F-35B, но официального документа по этому вопросу пока не опубликовано. То же самое можно говорить и о других «друзьях» США. Все они будут, конечно, волноваться, спорить, но вынуждены ждать завершения испытаний опытных истребителей и поставок серийных машин, так как другого варианта у них нет.


В 2011 г. ВВС США перешли на новый этап программы F-35: поставлены 6 тренировочных истребителей на авиабазу Эглин, по программе летных испытаний достигнут налет 1000 часов для самолета F-35A, который за год совершил 450 испытательных полетов, выполнена первая успешная дозаправка истребителя в воздухе от заправщика КС-10.

В ноябре 2011 г. завершена сборка первого самолета F-35B для Великобритании, которая планировала участвовать в проведении летных испытаний трех опытных экземпляров самолета (из них два истребителя F-35B и один F-35C). В апреле 2012 г. первый F-35B уже совершил полет на базу Эглин. Будет ли Великобритания участвовать в испытаниях F-35C – станет ясно только после официального заявления английских властей об окончательном выборе типа палубного истребителя.


Недостатки, выявленные в ходе летных испытаний опытных образцов самолета:


1. Высокий уровень одновременно выполняемых работ в процессах производства, разработки и испытаний F-35 привел к серьезным проблемам в реализации программы в целом. В частности, подготовка к началу проведения испытательных полетов в центре подготовки летного и технического состава к эксплуатации и обслуживанию перспективного истребителя (авиабаза Эглин, шт. Флорида) проводится на недоработанных самолетах. Фирме-разработчику предстоит перепроектировать некоторые конструктивные элементы истребителя и внести изменения во все модификации самолета, что требует значительного дополнительного финансирования.


2. В 2011 г. проведен лишь ограниченный объем летных испытаний программного обеспечения «систем выполнения боевых задач» (mission systems). По плану «Локхид Мартин» разработка программного обеспечения для самолета F-35 будет завершена не ранее 2015 г., поэтому окончательная доводка, интеграция и летные испытания наиболее важных комплексных элементов данных систем еще только предстоит.


3. В октябре 2011 г. проведены первые испытательные полеты F-35В с палубы десантного корабля. За 19 дней проведено 72 цикла (укороченный взлет – вертикальная посадка) при продольном ветре до 16 м/с и боковом ветре до 5 м/с. Однако обнаруженные дефекты ставят под сомнение оперативное использование данной модификации самолета в ближайшем будущем. Надежность и ремонтопригодность самолета остается недостаточной. Очередной этап испытаний запланирован на август 2013 г.


4. Выполнена полная проверка на системном уровне первого испытательного самолета. Результаты теста показали надежность систем управления полетом и электроснабжения самолета и их способность при необходимости изолировать поврежденные узлы и агрегаты. Испытания с применением оружия показали, что бортовая система генерации инертных газов не способна обеспечить защиту топливных баков самолета от взрыва при повреждении средствами ПВО во время выполнения боевых задач. Данная система и топливные баки подлежат доработке с последующими дополнительными испытаниями.


В ходе испытательных полетов самолетов F-35В выявлены следующие дефекты: залипание привода заслонки верхнего воздухозаборника подъемного вентилятора; не отвечающая требованиям заслонка вспомогательного воздухозаборника; преждевременный износ опорной балки привода заслонки подъемного вентилятора; отрыв заслонок сопла стабилизации крена во время полета; износ заслонок поворотного сопла; растрескивание створки ниш основных опор шасси; чрезмерный перегрев ведущего вала подъемного вентилятора; перегрев муфты привода вала подъемного вентилятора во время обычного (горизонтального) полета; перегрев отсека сопла стабилизации крена.


Выявленные дефекты на самолете F-35С: чрезмерные колебания передней опоры шасси во время буксировки (выруливания); неудовлетворительно продолжительное время уборки шасси; перегрев электро-гидростатической системы привода; необходимость полного перепроектирования конструкции тормозного гака. Ни один истребитель, в ходе восьми тренировочных полетов с имитацией посадки на палубу авианосца не сумел зацепиться выпускным гаком за трос аэрофинишера. Очередной этап испытаний назначен на начало 2013 года; конструкция захвата носового шасси самолета за пусковое устройство палубной катапульты не обеспечивает надежное удержание истребителя при работе его двигателей на взлетном режиме; потеря связи инерциальной навигационной системы и GPS приемника c приборной панелью пилота во время взлета с палубной катапульты; нестабильность работы нашлемных индикаторов.


Отмеченные недостатки, выявленные в ходе летных испытаний, регулярный перенос сроков реализации программы истребителя F-35 опять привлекли внимание к ней руководства ВВС США и Конгресса. Очередная их оценка параметров программы разработки, проведенная в начале 2012 года, представлена в табл. 1.


Оценка параметров программы разработки истребителя F-35, проведенная в начале 2012 года.


На фоне всей этой финансовой картины неудивительно выглядят цифры относительной стоимости самолета F-35. Без учета затрат на разработку цена самолета составляет: F-35A - 83,4$млн, F-35В – 108,1$млн, F-35С – 93,3$млн. Еще более впечатляющим представляется стоимость летного часа этого нового истребителя: F-35А – 35200$, F-35В – 38400$ F-35С – 36300$.


Почему же американцы так держатся за программу F-35? Причин тут несколько. Во-первых, как уже писал наш журнал, самолеты F-35 призваны заменить, в том числе, старые американские истребители F-16 во многих странах мира, а это очень лакомый кусок. Во-вторых, американцы не хотят подорвать свой престиж передовой авиационной державы. А в-третьих, они намерены заменить свои стремительно стареющие F-15 и F-16, которые являются носителями тактического ядерного оружия (бомбы В61-3/4/10), новыми F-35, вооруженными модернизированными и более точными В61-12.


Кроме этого, уже в рамках НАТО также есть носители тактического ядерного оружия, это самолеты «Торнадо», которые тоже могут быть заменены на самолеты F-35. Поэтому ВВС США всячески продвигают программу F-35, вкладывая и вкладывая в нее миллионы долларов, и в то же время проводят очередную модернизацию истребителей F-15 и F-16 для продления их ресурса еще, как минимум, лет на 10. За это время они предполагают «довести до ума» истребитель F-35, оснастить его всем необходимым для применения тактических ядерных бомб, обучить летный и технический состав как в своих ВВС, так и в ВВС своих союзников по НАТО.


ВВС США планируют завершить работы по оснащению и сертификации истребителей F-35 Block IV необходимым оборудованием в районе 2020 г. Хранение ядерных бомб В61-12 планируется организовать в уже существующих в Европе 6 хранилищах, расположенных на территории 5 стран: Бельгия, Германия, Италия, Нидерланды, Турция.


И все-таки некоторые вопросы остаются. Самые крупные союзники США по НАТО, а это Германия, Великобритания и Франция, с одной стороны, поддерживают своего заокеанского партнера, а с другой – проводят несколько независимую политику. В ВВС Германии носителем ЯО являются самолеты «Торнадо», в перспективе его заменят новые «Еврофайтеры», хотя Германия почему-то пока не планирует оснащать их тактическим ЯО. Во Франции есть свои самолеты «Рафаль», вооруженные КР с ЯБЧ, а что касается Великобритании, то на ее территории вообще нет складов тактического ЯО.


При этом очевидно, что инструмент участия европейских стран в этих операциях определяется специальными документами НАТО, а главную роль, как всегда, играют США, которые держат в своих руках и ядерное оружие, и большую часть его носителей, стремясь размещать все это, конечно же, в Европе. А о том, что в случае конфликта страны, с территории которых это оружие может быть применено, будут «подставлены» их главным союзником, все пока молчат.



Анатолий Соколов

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
25 комментариев
№0
16.11.2012 06:28
Ещё одним "Раптором" сталом меньше: http://www.itar-tass.com/c11/573363.html
+4
Сообщить
№0
16.11.2012 20:13
Цитата
Без учета затрат на разработку цена самолета составляет: F-35A - 83,4$млн, F-35В – 108,1$млн, F-35С – 93,3$млн.
Обратите внимание на цены на F-35 - не такие уж и супердорогие они, если не приплюсовывать сюда зачем-то стоимость разработки, испытаний, содержания и т.д.. ПАК ФА думаю не дешевле будет стоить, чем F-35A, а то и дороже. И опять же обратите внимание, что штаты по прежнему хотят закупать 2443 штуки серийных (без учёта 14 опытных) F-35, никаких сокращений не видно и не слышно.
-1
Сообщить
№0
16.11.2012 20:36
2 Враг
Обратили. ПАК ФА со стоимостью разработки, испытаний, содержания дешевле будет.
А Вы обратили внимание на "стоимость летного часа этого нового истребителя: F-35А – 35200$, F-35В – 38400$ F-35С – 36300$"? F-22 он точно превзойдёт, хоть в этом.
+6
Сообщить
№0
17.11.2012 16:48
Обратите внимание на цены на F-35 - не такие уж и супердорогие они, если не приплюсовывать сюда зачем-то стоимость разработки, испытаний, содержания и т.д..

Сильно сказано ))Вспомнилось что-то подобное из монолога А.Арканова:

А путёвка в Хабаровск была бесплатная: за мой счёт только еда и билет в оба конца.
+3
Сообщить
№0
19.11.2012 13:08
Boba Обратили. ПАК ФА со стоимостью разработки, испытаний, содержания дешевле будет.
Важно то, почём F-35 будут продавать, а продажная цена не будет включать в себя разработку, испытания, создание прототипов и т.д.

А Вы обратили внимание на "стоимость летного часа этого нового истребителя: F-35А – 35200$, F-35В – 38400$ F-35С – 36300$"? F-22 он точно превзойдёт, хоть в этом.
F-22 дороже:
Военные выяснили, что стоимость часа летной эксплуатации истребителя пятого поколения составляет более 44 тысяч долларов.

Fox Сильно сказано ))Вспомнилось что-то подобное из монолога А.Арканова
Ещё раз: важна цена продажи потребителям! А всё это не входит в эту цену - ваш сарказм неуместен тут. Страны участницы проекта уже оплатили это. Появятся потом всякие Эмираты, Саудовские Аравии, которые и не оплачивали, только самолёты будут закупать.
-2
Сообщить
№0
19.11.2012 13:39
Враг

Что-то вот странно, смотрим википедию в английском варианте:
Unit cost
F-35A: US$154 million (flyaway cost, 2012)[4]
F-35B: US$237.7M (weap. sys. cost, 2012)[5]
F-35C: US$236.8M (weap. sys. cost, 2012)[5]
Источники датированы февралем 2012 года. Ну, и как это понимать? Мне вот почему-то думается, что у английской статьи с библиографией на 435 пунктов больше шансов на правду, чем у переводной русской с библиографией из 141 пунктов. Ну и кроме того, я не верю, что цена вот так вот вдруг упала, до сих пор она только росла, параллельно с разными переносами сроков.
+1
Сообщить
№0
19.11.2012 13:55
Вот еще оттуда же:

A United States Navy study found that the F-35 will cost 30 to 40 percent more to maintain than current jet fighters.[180] A Pentagon study found that it may cost $1 trillion to maintain the entire fleet over its lifetime.[181]
+1
Сообщить
№0
19.11.2012 17:33
vpd смотрим википедию в английском варианте: Unit cost
Ещё раз: вопрос в том, что включать в эту стоимость. Можно включать запчасти с гарантийным обслуживанием, можно ещё и упомянутую разработку, может и с боеприпасами, а может с послеполётным обслуживанием, а может и с топливом. Повторю:
Цитата
"Без учета затрат на разработку цена самолета составляет: F-35A - 83,4$млн, F-35В – 108,1$млн, F-35С – 93,3$млн."

Мне вот почему-то думается, что у английской статьи с библиографией на 435 пунктов больше шансов на правду, чем у переводной русской с библиографией из 141 пунктов.
Это вообще ничего не может доказывать или опровергать. В лучшем случае можно говорить только о вероятности. Никаких внятных опровержений про цену для Австралии не видно как и именно опровержений про те цены "без учета затрат на разработку" - тоже не видно. Вероятно по-разному считали (что-то включали в стоимость, что-то - нет). По-разному можно посчитать и стоимость ПАК ФА.
-2
Сообщить
№0
19.11.2012 19:29
Враг

Ну так опять же, смотрим в википедию про flyaway cost:

Flyaway cost is one measure of the cost of an aircraft. It values the aircraft at its marginal cost, including only the cost of production and production tools immediately accruing to the building of a single unit.[1] It excludes prior costs such as research and development (treating these as sunk costs), supplementary costs such as support equipment, or future costs such as spares and maintenance.

То есть, вполне недвусмысленно сказано, что это стоимость самого самолета включая одноразовую оснастку, которая используется для его производства. Так вот, для F-35A (самого дешевого из троицы), эта самая flyaway cost составляет по английской вики $154 млн, а вовсе не 83,4.

И цена эта все же нарисована для серии в ~3000 штук, которые еще надо начать производить серийно. То есть, амортизация многоразовой оснастки рассчитана на такую серию, и при меньшей серии стоимость опять поползет вверх.
0
Сообщить
№0
19.11.2012 19:57
+2
Сообщить
№0
19.11.2012 20:10
Ещё раз: важна цена продажи потребителям!

Ух ты! А я грешным делом подумал, что для общечеловеческих любителей считать деньги в чужом кармане и причитать о "супербюджете для Суперджета" куда как важнее карман рядового американского налогоплательщика ) Ведь какому-нибудь слесарю Джону отнюдь небезынтересно было бы узнать, что те 600-700 самолётов, которые (быть может) отправятся на экспорт по "щадящей цене", едва ли в таком случае окупят уже почти 60-миллиардные затраты на их разработку!
+3
Сообщить
№0
20.11.2012 11:27
vpd Так вот, для F-35A (самого дешевого из троицы), эта самая flyaway cost составляет по английской вики $154 млн, а вовсе не 83,4.
И что тогда за цифры эти 83,4? С потолка взятые?

Boba Так, в начале эксплуатации для обслуживания машин требовалось порядка 20 человеко-часов на один летный час. Сейчас этот параметр вплотную приблизился к 12. Точно так же упала и стоимость летного часа – сейчас она находится в районе 19-20 тысяч долларов.
Ну так она наверняка подобным же образом упадёт и для F-35.

Fox Ведь какому-нибудь слесарю Джону отнюдь небезынтересно было бы узнать, что те 600-700 самолётов, которые (быть может) отправятся на экспорт по "щадящей цене", едва ли в таком случае окупят уже почти 60-миллиардные затраты на их разработку!
И ещё раз: не надо путать тёплое с мягким! Сравнивать надо КОРРЕКТНО, а не как удобно. Про "Суперджет" - вообще не понял. Причём тут он, я и цены на истребители и в частности на F-35?
0
Сообщить
№0
20.11.2012 12:07
А я тоже не понял, с какого перепугу любителей считать деньги в кармане бюджета СОБСТВЕННОЙ страны должны волновать бюджетные страдания "слесаря Джона"??? Вот уж правда, продолжение МОНОЛОГА по А.Арканову )))
0
Сообщить
№0
20.11.2012 13:40
Враг
И что тогда за цифры эти 83,4? С потолка взятые?

- Так выходит, у вас два мужа?
- Выходит - два.
(С) "Иван Васильевич меняет профессию" :)

Действительно, откуда взялись цифры, приведенные в статье?
+2
Сообщить
№0
20.11.2012 13:54
Сравнивать надо КОРРЕКТНО, а не как удобно.

Считаете вкус вашего фломастера самым корректным? ))

А я тоже не понял, с какого перепугу должны волновать страдания…

Ваши страдания от непонимания тоже никого не волнуют.
+3
Сообщить
№0
20.11.2012 15:43
на... п.2 1. сравнивать боевые возможности Т-50 и Ф-35 некорректно как минимум
2. Как это не учитывать затраты на разработку, что те десятки миллиардов, которые были потрачены это не деньги и их не надо возвращать? или локхид мартин +США и участники благотворительная организация?
3. 2443 штуки это меньше чем планировалось. но у них выхода нет либо возобновлять производство Супер Хорнетов и Хариеров  или эту молнию недоделанную производить и закупать. Средний срок службы авиапарка ВВС ВМС и КМП США перевалил за 25 лет...у них просто нет выхода и времени на разработку нормального самолёта.
4. Ф-35 по своим ЛТ характеристикам вполне сравним с Ф-4 фантом по ударным характеристикам и возможностям сильно не дотягивает до А-10, особенно по защищённости (который он должен так же заменить), по истребительным возможностям (в основном за счёт совершенной электроники) он относится к поколению 4+, по пресловутой Стелс технологии уступает Ф-22.... Сложив всё это ...Возникает закономерный вопрос неужели это-то и есть суперсамолёт квинтэссенция новейших технологий и концепций ведения БД.???? ОЧЕНЬ Я СОМНЕВАЮСЬ

Скорее это провал проекта вызванный желанием впихать невпихуемое туда куда оно невпихуемое в принципе ...:)
0
Сообщить
№0
20.11.2012 15:49
Fox, я пытаюсь объяснить что меня волнуют мои деньги моей страны, но не деньги чужой страны и страдания по этому поводу "слесаря Джона". Или мы с США уже объединились? )))
0
Сообщить
№0
20.11.2012 15:50
да по поводу цены и на п.8 ... япошкам они обойдутся по 157 млн$ за штуку при условии частичной сборки в японии и без вооружения ... так,что наверное цены приведённые в википедии в английском варианте наверное более корректны, чем рекламные заявления локхида..
+1
Сообщить
№0
20.11.2012 15:53
на п.9 ... прошу прощения за минус по ошибке, чисто по ошибке..
0
Сообщить
№0
20.11.2012 15:56
на п.10... совершенно с вами согласен ... по факту стоимость эксплуатации ф-22 превысила расчетную почти в 2 раза... а Враг как обычно выдает желаемое за действительное
+1
Сообщить
№0
20.11.2012 16:04
Враг... вы себе как представляете законы экономики? Почему "продажная" цена как вы выражаетесь не должна включать расходы на НИР(разработку)? Ещё раз позвольте спросить кто спонсор то 60 миллиардов $ на разработку?... прекращайте бредить вернитесь в реальный мир.........
0
Сообщить
№0
20.11.2012 16:07
Цитата
Fox, я пытаюсь объяснить что меня волнуют мои деньги моей страны, но не деньги чужой страны и страдания по этому поводу "слесаря Джона". Или мы с США уже объединились? )))

madmat, неужели Вы до сих пор не поняли, что дело не в деньгах "слесаря Джона", а в том, что любые проблемы и неудачи (неудачи?) ВРАГА (не путать с одноимённым ником коллеги)как бальзам на душу всякому уважающему себя "патриоту". Отсюда и попытки умалить, поставить под сомнение, вообще доказать полный провал достижений ВРАГА. Кстати особенность всех "патриотов" - русских, американских, китайских и пр.
-1
Сообщить
№0
20.11.2012 16:12
на п.22... не хочу вас переубеждать но вы почитайте что сами янки пишут о этом проекте и самолете.... причём не официальную версию Локхид Мартин +Пентагон, а серьёзные западные эксперты и не только из штатов... и всё станет немного понятней... ведь никто иллюзий не питает по отношению к этой программе...
0
Сообщить
№0
20.11.2012 16:29
Цитата
на п.22... не хочу вас переубеждать но вы почитайте что сами янки пишут
Это вам лучше с коллегой Врагом, он лучше знает, что там буржуйские эксперты писали (изучал проблему), дискуссий было море на эту тему (в частности с Захаром). Я же имел в виду вообще, даже безотносительно проекта F-35
0
Сообщить
№0
20.11.2012 16:43
на п.24 ... согласен если это не относительно этого проекта то да так оно и есть.... по принципу "человеку гадость, сердцу радость"...
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 15.11 08:30
  • 1367
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ
  • 15.11 08:14
  • 2
Летчик-испытатель считает, что Су-57 превосходит китайскую новинку J-35
  • 15.11 05:22
  • 6
Россия вернется к созданию сверхзвуковых лайнеров
  • 14.11 22:10
  • 5555
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 14.11 21:45
  • 4
TKMS показали, каким будет новый фрегат MEKO A-400
  • 14.11 18:35
  • 2
В США «откровенно посмеялись» над российским Су-57 с «бородавками»
  • 14.11 18:34
  • 2
Сыграть на слух: новая гарнитура обеспечит надежную связь на поле боя
  • 14.11 04:35
  • 2
Ответ на достаточно распространенное мнение, а именно: "Недостатки выдают за достоинства. Российские лампасы выдали малокомпетентные требования по сверхманевренности в ущерб не видимости, которые на Украине никак не пригодились."
  • 14.11 01:22
  • 1
Стали ли холоднее приятельские отношения Трампа и Путина? (The Independent, Великобритания)
  • 13.11 20:43
  • 3
Стармер и Макрон хотят убедить Байдена разрешить Украине удары дальнобойными ракетами по РФ - СМИ
  • 13.11 18:26
  • 2
«Полёт русского аса на Су-57 можно смело назвать искусством»: в Китае обсуждают пилотаж на истребителе пятого поколения ВКС РФ в Чжухае
  • 13.11 13:42
  • 1
"Рособоронэкспорт" назвал главное выигрышное отличие Су-57Э
  • 13.11 12:49
  • 0
Трамп – разрушитель, или очередное «Большое американское шоу»?
  • 13.11 10:45
  • 682
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 13.11 01:37
  • 1
Лесть, прибыль, мир: коммерческое предложение Украины Трампу (Financial Times, Великобритания)