Войти

ВВС России останутся без "летающей парты" L-39

5623
22
+2

Самолеты выходят из строя из-за отсутствия запчастей. Две трети из них уже не могут летать

Учебно-тренировочные самолеты L-39, составляющие сегодня основу парка учебно-тренировочных самолетов ВВС России, в подавляющем большинстве выйдут из строя в течение ближайших 4-5 лет, выяснили "Известия".


Этот самолет чехословацкого производства не попал под программу модернизации и постепенно "вымывается" из учебных подразделений в связи с физическим старением и нехваткой запчастей, сообщил "Известиям" источник в военном ведомстве.


- Для L-39 не стали принимать программу глубокой модернизации, так как появился Як-130. Но сегодня контракт на Як-130 завис в связи с разборками между Минобороны и Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) о цене машины, и сроки масштабных поставок этого самолета постоянно сдвигаются. А L-39 тем временем списываются - ресурс этих машин активно расходуется в учебных полетах, а замены им нет, - сказал собеседник газеты.


Проблема L-39 связана с его происхождением. Чехословацкая машина с украинским двигателем была разработана в 1960-е годы как основной учебно-тренировочный самолет для ВВС стран организации Варшавского договора (ОВД). После распада ОВД, а затем и СССР, поставки запчастей для этих машин практически прекратились.


Долгое время ВВС России поддерживали парк L-39 за счет разборки на запчасти самолетов, выведенных на хранение, но этот источник не вечен и он постепенно иссяк. Формально в составе ВВС насчитывается сегодня около 300 L-39, однако подняться в воздух могут, по некоторым данным, не более трети этих машин, большая часть которых "уйдет" в ближайшие годы.


Потребности ВВС в современном учебно-тренировочном самолете составляют примерно 120 машин, однако на сегодняшний день российская военная авиация располагает только 10 машинами Як-130. Как известно, контракт на поставку 65 самолетов этого типа до 2015 года, который планировалось подписать на авиасалоне МАКС-2011 в августе, так и не был заключен - Минобороны и ОАК не сошлись в цене.



Денис Тельманов

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
05.02.2024
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
15.09.2021
Торговец пушками
01.06.2020
Як-130 усилит подготовку пилотов
27.03.2019
Имитация любого истребителя. Чем "умный" Як-130 превосходит зарубежных конкурентов
09.04.2015
Рост вопреки сложностям
19.08.2009
Учебно-боевая конкуренция
22 комментария
№0
30.09.2011 11:38
Давно пора списать - это чудо... Еще при союзе было принято неправильное решение о закупках.
+2
Сообщить
№0
01.10.2011 17:20
И слава богу если их не будет. Быстрейбы весь парк на Як-130 перевели.
+1
Сообщить
№0
01.10.2011 18:40
Списать то спишут, а вот построят ли в нужном количестве новых, вопрос.
+3
Сообщить
№0
01.10.2011 18:57
согласен.. тем более пару дней назад уже сообщали что контракт по 130-му расторгнут, опять раком встает вопрос цены между ОПК и МО..
+1
Сообщить
№0
01.10.2011 19:15
Яковлевская машина по сравнению с сей партой как гоночная машина для Ле-Мана отличается от семейной Шкоды.

Может рассмотреть такой вариант:
Цена остаётся от Минобороны а за это производитель получает заказ машин на 200-250. Оптовые скидки.
Вдобавок эта "парта" может быть очень полезна как противопартизанский в случае если хлынут к нам из Афганистана через Туркмению, Точикистон, Узбекистон и пр.  Дополнить 100-120ЛА 3-5десятками Су-25 и готово.
Пока летающих сетей нет это вариант. С ними - при нанесени ударов по более-менее серьёзной цели.
0
Сообщить
№0
01.10.2011 20:10
Нормальный вариант я уже писал здесь.. каталожная цена за ЯКи как и для иноземцем за вычетом экспортных пошлин.. да получится дороже, да партия будет не 65машин как хотели а 50.. Зато жесткий контракт, и персональная ответственность ОАК за ненадлежащее выполнение контракта.. В срок не поставили.. Идите Сюда на Шишку+ плюс штрафы за просрочку, качество хер-ое самолет свалился Иди Сюда Опять -да еще подручки в прокуратуру ответственных от ОПК..
Все это должно быть в контракте прописано! Я вообще вижу в этих спорах две хитрожопые стороны.. Одни хотят отличное подешевле и побольше, другие продать по дороже, похуже и желательно без персональной ответственности.
+2
Сообщить
№0
02.10.2011 10:48
С Як-130 паршиво получилось.
Нужна была парта, с делали дорогущий недоштурмовик.
И для парты, Як-130 слишком дорогой. Нужна была дешёвая машина для обучения летать, а получили какой то маленький универсальный самолёт.
Для учёбы конечно сгодится, но для учёбы нужна действительно простецкая парта, а не аналог спарок (типа Су-27УБ или МиГ-29УБ), которые по стоимости эквивалентны Як-130.
Чисто парту сделали в виде МиГ-АТ, который кстати дешевле оказался, только до ума не довели российские двигатели РД-1700 для него.
0
Сообщить
№0
02.10.2011 11:07
Реанимация МИГ-АТ возможна?
0
Сообщить
№0
02.10.2011 15:21
А он нужен?
Это чисто летающая парта, хотя и много дешевле Як-130, для боя он бесполезен. В США такого класса по весу (МиГ-АТ) машины немногим более 6млн на сверхзвук есть.
Разве в небольшом количестве в учебки как первый реактивный самолёт, хотя при современных тренажёрах вероятно лучше сразу на цессне а затем часов через 120 на Яках.
Достоинство МиГа одно - он должен быть в несколько раз дешевле в эксплуатаци оставаясь реактивным, т.е. не для военных пилотов а в ДОСААФ такие машины наверное нужны при цене не более 1,5млн Евро. Впишуться ли в такие цены? Вряд ли.
0
Сообщить
№0
02.10.2011 16:52
Цитата
Это чисто летающая парта, хотя и много
дешевле Як-130, для боя он бесполезен.
Насколько полезен для боя Як-130 при наличии Су-25? Кстати, на основе Су-25 хотели сделать УТС, даже прототип остался.
0
Сообщить
№0
02.10.2011 17:16
Як маневреннее, перегрузки терпит больше.
Нагрузка на крыло существенно меньше, так Грач имеет площадь крыла, м2 33.70. при весе до 17,6 тонн, а яковлевская машина: Площадь крыла,м2   23.52
Масса, кг   
  пустого самолета   4500
  нормальная взлетная   6350
  максимальная взлетная   9000
нагрузка до 3 тонн.


Нагрузка полезная у грача безусловно больше но при большем времени в воздухе (двигатели Яка меньше кушают) и ВТО это различие меньше, да и у них цели различны.
При разнице в нагрузке на крыло вдвое и возможности совершать под большим чем грач углом атаки манёвры в горных условиях Як вполне приличен для штурмовок, в том члучае если эти работы не модет провести БПЛА, скажем тяжёлая термобарическая бомба под пещеры.


Минус есть и он существенен хотя не против 23мм и выше - машина небронирована. Если сушкеможно летать и так то сей в обязательном порядке нужны средства ослепления и обеим машинам - средства РЭБ, а также ПРО от ПЗРК.
0
Сообщить
№0
02.10.2011 18:41
Минус есть и он существенен хотя не против 23мм и выше - машина небронирована.
да, это минус существенный. У Яка даже баки вроде не протектированы
+1
Сообщить
№0
03.10.2011 16:35
п.7 - инженегр: "...но для учёбы нужна действительно простецкая парта, а не аналог спарок (типа Су-27УБ или МиГ-29УБ), которые по стоимости эквивалентны Як-130.
Чисто парту сделали в виде МиГ-АТ, который кстати дешевле оказался, только до ума не довели российские двигатели РД-1700 для него."

-- Весьма точно подмечено (+) (увы, мой браузер "плюсы" не ставит).
Оценка по критерию "стоимость-эффективность", не в пользу Як-130.

Желание "Яковлевцев" ВЛЕЗТЬ в освободившуюся (по их мнению) "нишу ША" (завод по теме Су-25 остался в Тбилиси)- вполне ПОНЯТНО.
Непонятно желание "энтузиастов-любителей" подставить дорогущие и беззащитные УТС под Стингеры и пули ДШК!(?)
В штурмовых задачах Российских ВВС (Афган, Чечня, Ю.Осетия...) - даже сверх-бронированные Су-25, несут потери на грани приемлимых! (порой и ЗА ГРАНЬЮ!)

А применять ВТО без входа в зону досягаемости огня войсковых ЗА-установок и ПВО группировок (как планируют авторы Як-130) - у нас самолётов и без Яков хватает!
На это способны ВСЕ без исключения боевые самолёты, модернизированные под эти самые "системы ВТО" (А модернизировать парк ВВС - "полюбому" надо, замена на новые Су-35 и Т-50 растянется на несколько десятилетий).
Тот же МиГ-29, кроме "сброса" ВТО, ещё и задачи истребителя способен выполнять (при сопостовимой с Яком цене).
Вот с УТС Як-130, так не получится ("два - в одном стакане"), и дело не только в уязвимости самолёта.
Ответственность (!) за решение - бросить на штурмовку УТС с неподготовленными для боя инструкторами, ни один Главком на себя НЕВОЗМЁТ! (не 41-й год! Даже если УТС будут типа Су-39!).

Як-130, может быть штурмовиком - но только в "банановых" республиках.
"Яковлевцы", со своей идеей лёгкого штурмовика, "не в те двери ломятся" - ниша универсального ПАЛУБНОГО истребителя-штурмовика, для ЛЁГКИХ авиа-несущих крейсеров (авианосцев) - ПУСТУЕТ! (и самолёт бронировать не придётся!)
Лучше бы они, для 3-го и 4-го "Мистралей" (на верфях РФ) - по эскадрильи палубных Як-130 предложили...
+1
Сообщить
№0
03.10.2011 16:45
У Мистраля палуба короткая, а катапульты займут много места и времени. Максимум трамплин. А адекватнее всего БПЛА различные и вертолёты.

Я отмечал специально что  Су-25 и Як-130 для выполнения функций по штурмовке нужны средства ослепления и РЭБ. Как Вы предстваляете стрелять против лазера коорый вам всю точку прицеливания засвечивает или вообще изделие которое на время видение отрубает? Очки даже специальные не помогут. Максимум беспорядочный огонь на ощупь.

Инструкторы разные бывают, например по боевому применению.
0
Сообщить
№0
03.10.2011 17:47
п.7: "...для учёбы нужна действительно простецкая парта..."

-- А ведь был такой проект УТС от "РОС-АЭРОПРОГРЕСС" Т-504 Борец.
http://www.airwar.ru/enc/attack/t504.html
И не только для учёбы!

Боевая модификация "Ой-как" пригодилась-бы и в Чеченских компаниях и в Ю.Осетии... Особенно в качестве лёгкого "патрульно-разведывательного" штурмовика, над районами банд-формирований! (до 4 часов)

Такой лёгкий штурмовик - способен сущесттвено снизить боевую напряженность с частей армейской авиации Ми-24 (Ми-8) и Су-25 (и боевые потери, то-же могли-бы быть ниже).
В то же время, большое количество "сопутствующих" задач армейской авиации, он способен выполнять с более высоким качеством и меньшим риском.

Да и сегодня, вместо "Цесны" (и других заморских УТС) - будет то "что надо"
0
Сообщить
№0
03.10.2011 18:32
п.14: "...У Мистраля палуба короткая, а катапульты займут много места и времени"

-- Это для тридцати-тонного Су-33 палуба короткая.
А для Яка "нормальная взлетная =6350кг" (Ваша цитата) - С трамплина будет в самый раз!
(катапульты оставим атомным авианосцам).

Средствами РЭБ (в той или иной мере) должны оснощаться все военные самолёты и вертолёты!
Только ОСНОЩЕНИЕ - это уже другая тема.

Цитата: "Инструкторы разные бывают..."
У боевого летчика, уровень подготовки определяется степенью прохождения специального "Курса БП".
За выпуск в полёт, сложность которого, привышает уровень подготовки лётчика - командиров снимаю с должности!  
У инструкторов ИНАЯ нагрузка, и ОРГАНИЗАЦИОННО учебные части также далеки от боевых частей, как авиа-компании.
Так что, "участие в войне" - инструкторам не грозит.
0
Сообщить
№0
03.10.2011 18:58
Это аналог Бронко но потяжелее. Такого класса есть что в ЮАР что в Ю.А.

В общем это штурмовик, но как ни странно не для бедных. У него ТВД а в обслуживании данные двигатели стоят рядом с турбореактивными, винты хорошие денег стоят вдобавок на такие скорости вращения. В общем Борец встал бы как минимум в миллиона четыре-пять евро при скорости вдое ниже и худшей тяговооружённости что в горах весьма важно.

Легкие совсем штурмовиуи и ударные вертолёты нужны разве спецназу, а так в отстой их. БПЛА (не путать с частично  ДПЛА вроде Рипера) уже занимают данную нишу. За ними будущее.
Нужно хотя бы 3-4 тонны нагрузки иметь для пилотируемой машины, а это либо в нашем случае грач - специальная весьма удачная противотанковая машина, либо когда ПВО убито или его нет Як-130.
0
Сообщить
№0
03.10.2011 21:57
Если не можем обеспечить техническую живучесть - изменим тактику. Бомбометание с кабрирования - это то, что позволит Як-130 (131) атаковать стационарные или малоподвижные цели без захода в зону обстрела ПВО. Либо атака с большой высоты планирующими боеприпасами.
И ещё. Применение НУР с пикирования считаю атавизмом.
Попахивает Ил-2 с РСами. Большие потери обеспечены что в 41, что 2008-м.
Самолет непосредственно над полем боя - самоликвидатор.
+1
Сообщить
№0
03.10.2011 22:19
п.17: "... У него ТВД а в обслуживании данные двигатели стоят рядом с турбореактивными, винты хорошие денег стоят вдобавок на такие скорости вращения..."

-- Владислав, Вы явно преувеличиваете ЦЕНУ моторов, НИЗШЕЙ ценовой категории, для УТС Т-504 Борец.

Турбовинтовой ТВД-10 (940л.с.) создан для самолёта Бе-30;
ТВД-10Б – для пассажирского Ан-28 местных авиалиний;
ТВД-20 – для самолета с/х авиации Ан-3, а также модификация этого двигателя для Ан-38.

Может быть что, для опыления колхозных полей, и развозки чабанов по кашарам - эти двигатели дороговаты...

Однако сравнивать их по ЦЕНЕ с украинскими АИ-222 для УТС Як-130 (больше "лимона зелени"), мягко говоря НЕКОРЕКТНО (разница на порядок!).
0
Сообщить
№0
03.10.2011 22:38
Ан-3 потому и загнулся что его первоначальная цена и стоимость обслуживания была намного больше на круг чем у предшественника.

Серия и гражданка есть важная часть. На самаолётах с дизельнами стоят конверсированные автомобильные моторы. Даже при простой сравнительно переделке ценник возрос в разы. При ТВД она выше до 10 раз за кВт. Вдобавок то же самое при обслуживании. Их зона целесообразности наступает где-то с 25-30 человек пассажиров или 3 тонн груза при постоянной высокой загрузке. Причём при болших дальностях полёта и времени в воздухе ТВД обдаёт перевенство либо ТРДД, либо поршневому/гибридному.
0
Сообщить
№0
03.10.2011 23:04
п.18 PPSh: "...Бомбометание с кабрирования - это то, что позволит Як-130 (131) атаковать стационарные или малоподвижные цели без захода в зону обстрела ПВО"

-- Звучит так, что можно подумать, мол МиГи и Сухие на  "Бомбометание с кабрирования" - НЕСПОСОБНЫ, а лётчики ЭТОМУ необучены...
Не обижайте наших летчиков и славные КБ МиГ и Сухого.
Они СПОСОБНЫ и ОБУЧЕНЫ! (И без Як-130 они это делали, делают, и будут... )
Более того, в Афганестане, при бомбомнтании с кабрирования по приграничным базам "духов" в Пакистане (через перевал), бомбой сбили пакистанский Ф-15, выскочивший из-за перевала.

Так что, и для "Бомбометание с кабрирования" самолётов и без Як-130 хватает, а вот курсантов обучать (из-за ЦЕНИКА на Яке) скоро будет неначем.
Сначало пусть училища УТС укомплектуют, а не транжирят бюджетные деньги на амбициозные фантазии (типа Супер-штурмовик)! Наверно именно от этих "ФАНТАЗИЙ" цена на УТС и РАСПУХЛА до неприличия.
0
Сообщить
№0
03.10.2011 23:08
Последняя модификация ТРДД АИ-222-25Ф форсажный. Тяга на форсаже 4200. Разработан специально по китайскому заказу для L-15. Позиционируется производителем как двигатель 5 поколения.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 16.04 15:45
  • 111
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 16.04 15:22
  • 2
Ответ на пост Razgon'а (важные IMHO вопросы)
  • 16.04 15:12
  • 74
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 16.04 13:10
  • 841
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 16.04 12:10
  • 1
Перспективная ракета "Амур-СПГ" сможет повторно использоваться от 50 до 100 раз
  • 16.04 11:28
  • 0
Поляки не могут разобраться, как же летать на южнокорейских самолётах FA-50
  • 16.04 09:24
  • 14
В спецоперации на Украине задействован триумвират крылатых ракет - "Калибр", "Оникс" и Х-35
  • 16.04 09:05
  • 5
Никита Михалков: России больше не нужно окно в Европу, которая окончательно деградировала
  • 16.04 08:51
  • 2
"Вампиры" против "Гераней" на Украине
  • 16.04 08:31
  • 0
Почему Израилю нужна полномасштабная война на Ближнем Востоке
  • 16.04 01:21
  • 2
Названо количество прикрывающих российские объекты «Панцирей»
  • 15.04 22:40
  • 1
Российские «Солнцепеки» получили дополнительную защиту
  • 15.04 22:39
  • 0
О русском патриотизме
  • 15.04 20:18
  • 22
Национальная политика и миграция
  • 15.04 17:12
  • 2
В России назвали главный козырь Ирана