Войти

Китай уже победил Россию - в гонке промышленного шпионажа

8042
17
0
Истребитель J-31
Истребитель J-31 (F-60).
Источник изображения: China.org.cn

Однако эксперты советуют: «Расстраиваться не стоит, технологии воруют у лидеров, а не у лузеров»

Много шума в соцсетях наделала публикация, появившаяся в американском издании The National Interest, автор которой утверждает, что Китай сумел достичь своей военной мощи исключительно благодаря промышленному шпионажу — «давно устоявшейся привычке воровать военные технологии у России и Соединенных Штатов».


Китайский самолет 5-го поколения J-31 — гибрид, где что-то взято от нас, что-то — от израильтян и американцев.
Источник: ТАСС/Лысцева Марина

Автор публикации приводит в пример пять образцов вооружения, которые китайцы украли у России и США.

Первым в списке значится еще советский самолет МиГ-21, документацию на который СССР сам передал разработчикам из Поднебесной, в надежде улучшить, пошатнувшиеся на тот момент, отношения с соседом. Китай на основе этих чертежей построил свой образец J-7.

Вторым приводится в пример многоцелевой истребитель Су-27, технологию создания которого Россия опять-таки сама передала Китаю еще в 90-х годах, когда ее ОПК остро нуждался в финансах и потенциальных покупателях российских вооружений. Однако китайские производители нарушили договоренности, создали на базе российского образца собственный J-11, поставив на него свою электронную начинку.

Еще три примера, названные в статье — это все образцы американских вооружений, среди которых истребитель 5-го поколения F-35, который китайские инженеры превратили в J-31.

По утверждению автора, Китай настолько преуспел в воровстве военных технологий, что в области вооружений уже обогнал Россию и буквально наступает на пятки США. Вскоре, делает вывод автор публикации, Китаю самому придется охранять себя от посягательств военных разведок других стран.

«МК» обратился за комментарием по поводу этой статьи к российскому эксперту в области вооружений, директору Центра анализа стратегий и технологий, члену Общественного совета при Минобороны, исполнительному директору Союза российских оружейников Руслану Пухову:

- Думаю, что эта апокалиптическая картинка, нарисованная американцами сразу приобретет другой, более яркий оттенок, если признать: воруют всегда у лидеров. У лузеров не воруют. Так что такое воровство — это всего лишь признание того, что мы — лидеры в области оборонной промышленности.

К тому же, если быть до конца честными, то в свое время, пока США не имели каких-то достойных технологий, они и сами многое заимствовали в Европе. Да и Россия — сначала императорская, затем советская — на протяжении всей своей истории в области военных технологий тоже подсматривала у других стран.

Потом: Китай воровал не только у России и США, он всегда собирал с миру по нитке. К примеру, у французов — системы ПВО «Кроталь», а у голландцев — «Голкипер. Нельзя представлять это так, что китайцы, дескать, брали эксклюзивно лишь у нас и американцев — нет, где могли, там и брали.

Далее: китайцы в отличие от нас достаточно охотно идут на передачу своих собственных технологий, возможно потому, что они пока не самые лучшие в этой области. В частности китайцы неоднократно предлагали нам свою безлицензионную копию французской тепловизионной камеры «Катрина», которую мы устанавливаем на свои танки Т-90.

У нас крупноузловая лицензионная сборка этой французской системы ведется в Вологде, но после введения Евросоюзом санкций против нас, с ней возникли проблемы. Собственная разработка в этой области у нас до ума еще не доведена. И вот китайцы нам неоднократно говорили: у нас есть украденная у французов «Катрина», она прекрасно работает (причем, их нельзя обвинить в прямом воровстве — это именно безлецензионная копия, они как-то удачно обошли французские патенты, и теперь эта система китайская).

Однако мы по-прежнему, не смотря на европейские санкции, все пытаемся играть по европейским правилам. Хотя могли бы их обойти и купить аналогичную систему, ничуть не хуже французской — китайскую копию их оригинала, к тому же еще и более дешевую. Почему нет? Каждый вправе отстаивать свои национальные интересы, как может.

Кроме того, не следует забывать, что китайцы не просто воруют образцы вооружений, они их еще либо клонируют, либо делают некую гибридную систему: что-то украли, а что-то к ней придумали свое.

В этом смысле самолет 5-го поколения, на который американские эксперты ссылаются, как на якобы у них украденный, как раз является тем самым гибридом. Причем китайцы не смогли бы у какой-либо одной из сторон украсть весь объем информации по нему. Они украли только часть. Поэтому их J-31 — гибрид, где что-то взято от нас, что-то от израильтян, американцев и все это замешано на «сумрачном китайском гении».

В любом случае — это безусловно прогресс, и все эти заламывания рук по поводу того, кто у кого ворует, не имеют под собой оснований. Ну пойди, своруй у кого-то, если можешь, а потом клонируй! Это не так-то просто. И мы, и американцы в свое время тоже много чего могли бы украсть, и делали это, но к сожалению, воспроизвести у себя некоторые аналог так и не смогли.

К примеру, в 70-е годы наша промышленность и наука были на таком низком технологическом уровне, и так сильно отставали, что, условно говоря, украденный образец мы могли только разобрать-собрать, но воспроизвести его копию не получалось.

Так что промышленный шпионаж — это не панацея. Когда кто-то из экспертов вам говорит: вот сейчас нашей разведке мы поставим задачу и и она все для нас украдет — не верьте им. Это в 50-60-е годы можно было украсть автомат Калашникова, собрать - разобрать и затем его у себя производить. Сейчас технологии шагнули так далеко, что просто замучаешься разбирать-собрать, теперь все это уже слишком сложно.


Ольга Божьева

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
17.12.2021
Выбор РИА Новости: главные события 2021 года в военной сфере
12.09.2017
Академик Евгений Федосов: "Боевые действия в Сирии показали, что наши самолеты не уступают по возможностям американским истребителям пятого поколения"
06.09.2017
Академик Евгений Федосов: я не верю, что истребитель шестого поколения будет беспилотным
06.05.2013
Лидеры прежние
27.03.2013
Новый лидер в торговле оружием
04.08.2008
На пиратских автоматах Калашникова Россия теряет 2 миллиарда долларов в год!
17 комментариев
№1
12.08.2016 09:32
Цитата, q
К примеру, в 70-е годы наша промышленность и наука были на таком низком технологическом уровне, и так сильно отставали, что, условно говоря, украденный образец мы могли только разобрать-собрать, но воспроизвести его копию не получалось.
Не наука была на низком уровне, а технологии и то не все. В основном, в микроэлектронике. Да и культура производства хромала. Дикость, но многие разработки надо было завершить к праздникам.
Например, в 1973 году для одной темы я смог использовать только американскую идею цифрового частотного дискриминатора. Объём, вместо трёх микросхем у американцев, занял небольшую плату . . .
К 1975 году мы, практически, догнали американцев по электронике. Но тут грянула микроминиатюризация, у нас создавали спец бюро при КБ, но сделали это формально и штаты ушли в отрыв.
А многие идеи и технологии они брали у нас, например рентгеновскую линзу для создания рисунков микросхем.
+5
Сообщить
№2
12.08.2016 10:47
Цитата, q
Однако эксперты советуют: «Расстраиваться не стоит, технологии воруют у лидеров, а не у лузеров»

Мощно задвинули! (с) Хрюн Моржовый

Всегда считал, что воруют там, где плохо лежит. И скупают там, где за бесценок распродают.
+3
Сообщить
№3
12.08.2016 12:46
Цитата, Харон сообщ. №1
Не наука была на низком уровне, а технологии и то не все.

Совершенно верно. По числу изобретений и открытий мы были впереди планеты всей. 6 нобелевских премий по физике и одна по химии. Но благодаря "хрущевской оттепели" и "брежневскому застою" научные открытия не внедрялись в производство.
0
Сообщить
№4
13.08.2016 00:38
Совершенно согласен с siamsky! Именно так - воруют только там, где можно своровать и скутают только там, где можно купить!

А относительно того, что сказал Олег Бахарев... - не согласен! Это не Хрущёв и Брежнев виноваты в вечном оставании, это, как модно сейчас говорить, ментальность народа такая! Ну, вспомним хотя бы царя, который отказался от производства автоматов, потому, что-де много расходуется патронов! :-) Или, скажем, известная история "кибернетика-лженаука"... Так что, неприятие новых веяний в науке и технике - это "всенародная" глупость, ведь эти правительственные "решалы" были наверху только благодаря своему народу, а "народ достоин своего правителя"!
-1
Сообщить
№5
13.08.2016 15:18
В целом да китайцы уже стали асами промышленного шпионажа и копирования.  Но тут уже написали что сам по себе промышленный шпионаж  без развитой научно-технической базы в промышленности бесполезен. Что толку если вы украдёте скажем какое продвинутое американское или западное изделие но в силу отсутствия или слаборазвитости научно-технической базы не сможете его у себя воспроизвести.. И справедливости ради промышленный шпионаж  и копирование чужих разработок существовали всегда во все времена и этим не брезговали даже считающиеся сегодня передовыми и высокоразвитыми страны. Да и сейчас при случае не устоят от подобного соблазна.Другое дело что китайцы занимаются не тупым копированием а так сказать доработкой с учётом собственных возможностей и/или созданием изделий из скопированных в разных странах  технологий. пусть не всегда удачно но тем не менее они уже достигли большого прогресса.
+1
Сообщить
№6
13.08.2016 19:16
Насчёт внедрения... Дело же не просто в народе и правителях, но и в самом хозяйственном укладе.
Так, например, плановая экономика очень тяжело переживала внеплановые инфраструктурные изменения... Они порождали сумятицу, которая покушалась и на самое святое - начинали качаться кресла под чинушами.
А так пример. Наш первый генерал - геолог академик М.Б. Бородаевская рассказывала, как геологи представили в правительство карту залегания ПИ, которая позволяла в разы сократить разведочное бурение. Но правители отказались и сохранили план по бурению квадратно-гнездовым способом, потому что не придумали что делать с буровиками, которых собрали для этих работ... Это огромные затраты, на эти деньги можно было бы продвинуть геологию, или там построить дороги в Сибири...
0
Сообщить
№7
Аккаунт удалён
№8
13.08.2016 23:15
Цитата, q
ФПИ якобы озаботился импортозамещением, но все средства тратит впустую в "тухлых", но авторитетных конторах

На развивать свободу предпринимательства и рыночную экономику
0
Сообщить
№9
14.08.2016 15:18
Цитата, Игорь 50 сообщ. №5
Но тут уже написали что сам по себе промышленный шпионаж  без развитой научно-технической базы в промышленности бесполезен.
Хороший и наглядный пример показан в худ.фильме "Старик Хатабыч": Вольке ибн Алёше потребовалось позвонить по уличному таксафону, но ближайший был занят. По этой причине Хатабыч, используя магию, через мгновение сотворил точную копию будки с таксафоном. Каково ж было удивление и разочаровние Вольки, когда выяснилось, что аппарат не работает. В оправдание Хатабыч стал пояснять, что аппарат был сотворен из самых дорогих пород камня.

Мораль сей истории в том, что без понимания сути явления, и даже украв 99 томов технологии, но не имея единственного тома, где описан химический состав и температурный режим получения сплава, из которого, например, делают турбинные лопатки и другие жаропрочные части реактивных двигателей, китайцам приходится закупать эти движки у России.
+3
Сообщить
№10
Аккаунт удалён
№11
14.08.2016 19:37
Цитата, q
среди которых истребитель 5-го поколения F-35, который китайские инженеры превратили в J-31.
Нужно обладать богатой фантазией, чтобы в J-31 увидеть аналог F-35.
0
Сообщить
№12
14.08.2016 19:40
Цитата, q
Меньше читайте капиталистических газет: геологи как и астрономы
Про геологов мне не надо что то читать. Мой отец был геологом с мировым именем, а М.Б. Бородаевская была его научным руководителем и для кандидатской и для докторской.
Советую иметь в виду, что в СССР я прожил много больше лет, чем после него... И был начальником отдела в ИТМ и ВТ, где разрабатывали Эльбрусы и т.п., а потому отлично знаю как всё было...
А вот вам, вьюнош, не вредно было бы поинтересоваться реалиями, а не фантазировать на тему.
И нам сейчас понятно почему Министерство не стало сокращать планы бурения - по одной простой причине, что в следующий раз ему не выделят в планах достаточного финансирования...

А вот вы, полагаю, даже не слышали, что при Сталине геологам начали давать военные звания, а это о многом говорит.
0
Сообщить
№13
Аккаунт удалён
№14
15.08.2016 13:48
Aviagr, может Вы и незаурядная творческая личность (как говорил Жванецкий - "...Вы знаете ноты...", но хамить-то не надо собеседнику. ))
0
Сообщить
№15
Аккаунт удалён
№16
16.08.2016 11:15
Aviagr
вы как в фильме "американский пирог", была там девочка у которой все истории начинались с "а вот мы с моим оркестром")))
Так и у вас с вашими глайдерами)))
Везде они прям нужны и важны. Вы там на Марс не летите на мега-глайдере?
+1
Сообщить
№17
Аккаунт удалён
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 25.04 01:52
  • 1
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО
  • 24.04 22:05
  • 1026
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 24.04 18:08
  • 477
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 24.04 18:05
  • 43
Россия использует пропаганду как средство войны против Запада - британский генерал
  • 24.04 17:59
  • 6
В JAXA допускают, что лунный модуль SLIM сможет начать выработку электроэнергии
  • 24.04 17:50
  • 21
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 24.04 16:17
  • 0
«Обратная» миграция: что творится в ЕС?
  • 24.04 14:35
  • 5
Клинцевич рассказал о запускаемых со «Смерча» российских бомбах
  • 24.04 13:06
  • 2
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 24.04 11:41
  • 0
Закарпатье: Этнические конфликты и экономические проблемы в тени СВО
  • 24.04 11:28
  • 1
В России работают над 3D-принтером для крупных деталей
  • 24.04 10:51
  • 1
Глава НАСА обвинил Китай в скрытной милитаризации космоса под прикрытием гражданских программ
  • 24.04 09:32
  • 1
Интервью. Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет «Ангара»
  • 24.04 09:30
  • 2
Ходаковский: важно понять, для чего мы начали СВО и как будем дальше жить с побеждённой Украиной
  • 24.04 08:44
  • 7
В США показали испытания беспилотной подлодки на видео