Войти

Глава Роскосмоса ищет главную космическую идею

3906
26
+2
Олег Остапенко
Олег Остапенко.
Источник изображения: www.arms-expo.ru

Перед Олегом Остапенко стоит непростой выбор: полет на Марс, разработка ГЛОНАСС или защита от астероида

Олег Остапенко совершил в минувшие выходные первую рабочую поездку на Байконур в новой должности главы Роскосмоса. Сделал там первые заявления для прессы, которые вселили надежду: мы возродим культуру производства ракет, реанимируем проект тяжелой ракеты-носителя «Энергия», поставим, наконец, для отрасли «сверхзадачу». В числе одной из таких возможных идей глава ведомства назвал защиту Земли от астероидов. Однако удастся ли реализовать все эти оптимистические цели, еще большой вопрос. Для этого необходимо, чтобы новый глава попал, что называется в яблочко с национальной идеей и собрал вокруг себя настоящих профессионалов.


Остапенко достался в наследство, если цитировать экспертов из Роскосмоса, «дырявый баркас» - отрасль не живет, а выживает. Однако ему в этой ситуации гораздо легче, чем предшественнику Владимиру Поповкину, - с появлением Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК), к которой отойдет все производство ракетной техники, главе Роскосмоса не придется отвечать за ее качество. Остается лишь одна главная цель — как можно быстрее разработать правильную стратегию развития отрасли. И если вы думаете, что это очень легко, то ошибаетесь. Тут недостаточно просто выдать популярный лозунг: «Летим на Марс!», надо чтобы в правительстве поверили, что ты можешь туда лететь, поняли причину, ради которой ты туда собрался лететь, и выдали под эту программу деньги. Так вот для этого главе Роскосмоса сейчас остро необходимо подобрать себе подходящие кадры, правильных консультантов для разработки нужной стране стратегии развития космонавтики. Таких, кто может это сделать, остались единицы. И, похоже, Олег Остапенко, как опытный и мудрый руководитель, уже собирает вокруг себя таких людей.


Как сообщил «МК» пресс-секретарь Роскосмоса Сергей Горбунов, Олег Остапенко в понедельник провел совещание, на котором обсуждались дальнейшие шаги по развитию отрасли, и в числе главных вопросов стоял вопрос тесного взаимодействия с учеными. Уже намечена встреча с президентом РАН Владимиром Фортовым, идут обсуждения со специалистам Института космических исследований РАН. Директор ИКИ РАН Лев Зеленый, по словам многих экспертов, как раз тот человек, который сегодня наиболее четко и квалифицированно может ответить на вопросы — надо ли лететь к Марсу или Луне, зачем нам это надо и что для этого надо сделать. Зеленый отвечает: «Надо». Человечеству необходимо развиваться, изучать соседние планеты с целью дальнейшего их использования. Может, в качестве базы для переселения, может, как источников новой энергии.


А вот ученые из Института астрономии РАН считают, что главной задачей Роскосмоса надо выбрать защиту от космической угрозы. Ведь над нами летают десятки тысяч астероидов, один из которых может в любой момент уничтожить жизнь н Земле. Между тем у нас уже есть определенный потенциал для предотвращения падения. Эта идея была обозначена, как возможная «национальная» вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Ее выделил в беседе с журналистами и Олег Остапенко. Однако скептики утверждают, что это очередное сотрясение воздуха. «Как только метеорит, в частности, челябинский, упал, все только и говорили о необходимости разработки системы противометеоритной обороны, а потом все успокоилось, - говорит один из экспертов космической отрасли. - Так и сейчас, все вновь активно заговорили о метеоритах после сообщения крымской обсерватории об обнаружении 400-метрового астероида, который может упасть на нас в 2032 году. Но нет уверенности, что эти разговоры так же скоро не забудутся».


Есть и совершенно иная точка зрения по поводу главной космической идеи России. Связана она не с полетами к иным планетам и не с защитой от астероидов, а с развитием отечественной спутниковой группировки. «ГЛОНАСС почти дотягивал до национальной идеи, пока его не сбросили со счетов, - негодует один из экспертов. - А ведь он мог заинтересовать всех: и простых граждан, чей уровень жизни стал бы выше с внедрением современных навигационных технологий, и власти, которые имели бы возможность создавать с развитием наземной инфраструктуры дополнительные рабочие места на земле, получать потом с работающих граждан дополнительные налоги... Кому-кому, а уж Минфину это точно понравилось бы больше, чем полет на Марс. Ну, слетает туда горстка заинтересованных людей, и что дальше?»


Что будет дальше, должен ответить Олег Остапенко. Причем, идея должна быть не слишком долгосрочной. Как высказался недавно член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Юрий Караш, все планы национальной космической стратегии должны укладываться максимум в 10-летний срок. Желательно, чтобы в течение этого времени не менялись ни генконструкторы, ни глава Роскосмоса.



Наталья Веденеева

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
07.10.2014
Российский космос: славное прошлое, сложное настоящее, неясное будущее
19.03.2013
«У России должна быть независимая космическая политика»
15.01.2013
Ближе к звездам
11.11.2011
Капитал Марса
29.07.2011
Заглянуть в дыру
27.07.2011
Заявка на лидерство в космосе
26 комментариев
№0
Удалено
№0
23.10.2013 12:07
Жаль - нельзя поставить вопрос на голосование.
Думаю результат был бы за ГЛОНАСС.

ГЛОНАСС имеет хоть какую-то практическую пользу.

Что касается Марса - то непонятно - нафиг он вообще нужен.

А по поводу метеоритной угрозы - можно только констатировать - под Луной ничто не вечно. От всех бед не застрахуешься. Тем или иным образом человечество рано или поздно - все равно вымрет. Лучше РВСН развивать. Так надежнее будет. 8)
0
Сообщить
№0
23.10.2013 12:21
Цитата
Что касается Марса - то непонятно - нафиг он вообще нужен.
Мне тоже это непонятно. Всех кто проголосует за марс надо туда и отправить, имхо
-4
Сообщить
№0
23.10.2013 12:44
защита от "метеорита" - это прежде всего защита от гиперзвуковых объектов, движущихся в верхних слоях атмосферы. необязательно природного происхождения. Поэтому я за нее
+6
Сообщить
№0
23.10.2013 12:53
На мой взгляд, текущей "Главной Космической Идеей" должна быть идея снижения себестоимости вывода 1 кг на низкую орбиту. Всё остальное - задачи 2-го порядка, т.к. цена вывода 1 кг является сейчас тем 'узким горлышком' которое не даёт Человечеству улететь за пределы земных орбит.

Ну подумайте сами, если цена вывода 1 кг на НОО будет ~$100, то вывод 100 тонного объекта обойдётся 'всего' в $10 млн! А на 100 тоннах можно уже лететь хоть к Венере, хоть к Марсу или далее (ну пусть 500 т).

Скольким рисковым людям это даст возможность проявить личную инициативу, рискнуть и таки слетать к Марсу или Юпитеру, пусть ценой своего здоровья или даже жизни. Ситуация, на новом уровне вернётся к эпохе великих географических открытий...  Технофрики в гаражах приступят к разработке и изготовлению самобытных и разнообразных конструкций для полётов в дальний и ближний космос. Таким вот путём, путём проб и ошибок, личной инициативы и с риском для своей жизни Романтики Космоса освоят для всех остальных землян ближайшие космические окрестности.

Нужны новые средства выведения, обеспечивающие такие низкие затраты, но это противоречит устоявшемуся ходу вещей который устраивает ракетные корпорации: монотонное, ритмичное изготовление одноразовых РН по $30 - 100 млн.

Цитата, ArtemLV от 23.10.2013 12:21
Мне тоже это непонятно. Всех кто проголосует за марс надо туда и отправить, имхо
- лет 15-20 назад полетел бы даже в один конец, ещё спасибо бы сказал.
+11
Сообщить
№0
23.10.2013 13:03
Peter Tsk
Цитата
На мой взгляд, текущей "Главной Космической Идеей" должна быть идея снижения себестоимости вывода 1 кг на низкую орбиту.
Согласен. Поэтому довольно актуальной является программа создания многоразовых блоков первых ступеней (а в перспективе и вторых) - МРКС
+3
Сообщить
№0
23.10.2013 13:22
to Peter Tsk:
Цитата
лет 15-20 назад полетел бы даже в один конец, ещё спасибо бы сказал.
И вам не жалко так свою жизнь тратить? Что на марсе есть такое, чего нету на Земле и ради чего стоило бы туда лететь?
0
Сообщить
№0
23.10.2013 13:35
ArtemLV
И вам не жалко так свою жизнь тратить? Что на марсе есть такое, чего нету на Земле и ради чего стоило бы туда лететь?
Человечество всегда двигало стремление увидеть и познать новые территории и пространства. От людей "прошедших" через Берингов пролив, и освоивших Америку, до Нэйла Армстронга ступившего на поверхность Луны. Это будет продолжено в своё время, и в отношении Марса и далее...
+3
Сообщить
№0
23.10.2013 13:39
Цитата
то на марсе есть такое, чего нету на Земле и ради чего стоило бы туда лететь

Жизнь же. Настоящая такая жизнь. А не существование.
+1
Сообщить
№0
23.10.2013 13:41
Цитата
Глава Роскосмоса ищет главную космическую идею

Поскольку с постановкой задач у нас всегда были проблемы, предлагаю сформулировать главную идею как Победить НАСА!. Хотя бы по качеству, хе-хе.
0
Сообщить
№0
23.10.2013 13:44
Цитата
защита от "метеорита" - это прежде всего защита от гиперзвуковых объектов,
Насколько я понимаю, защита от астероидов и метеоритов предусматривает их уничтожение/корректировку курса до того, как они войдут в плотные слои атмосферы, а понятие "гиперзвука"
относится к полетам в воздушной среде.
0
Сообщить
№0
23.10.2013 13:57
Цитата
Жизнь же. Настоящая такая жизнь. А не существование.
Может просто в монастырь, потом в гроб для самоотречения и до первых клопов?
Вот поэтому я и предлагаю отправить туда желающих, чтобы потом они рассказали, как там им чудесно живется. Лет этак на 10, потом забрать, авось они поменяют свое мнение...)
Я бы понял, если бы Марс был благоухающей планетой с такой же атмосферой..
to BrIg
Цитата
Человечество всегда двигало стремление увидеть и познать новые территории и пространства. От людей "прошедших" через Берингов пролив, и освоивших Америку, до Нэйла Армстронга ступившего на поверхность Луны. Это будет продолжено в своё время, и в отношении Марса и далее...
Люди которые совершали путешествия на Земле как-то могли жить, тут и воздух есть и земля пригодная для жизни, моря и главное тут везде есть пища, чтобы жить... а что на Марсе, вам кто-то внушил, что там "медом помазано"?
0
Сообщить
№0
23.10.2013 14:09
Цитата
Люди которые совершали путешествия на Земле как-то могли жить, тут и воздух есть и земля пригодная для жизни, моря и главное тут везде есть пища, чтобы жить..

ArtemLV, - подзабыли Вы покорителей Севера и обоих полюсов... да и в тайге, сельве или пустыне, - попробуй ещё выживи.
+1
Сообщить
№0
23.10.2013 14:13
ArtemLV

Как бы ни извращались гуманисты в словоблудии, человеческая жизнь сама по себе ничего не стоит - важно то, чем человек ее наполняет. И если многие согласны отдать жизнь ради попытки человечества достичь других планет, то кто Вы такой, чтобы осуждать их за эти приоритеты?

http://newzz.in.ua/uploads/posts/2011-05/thumbs/1304879108_24437477_1941_12.jpg

Может и их осудите за то, что жизнь для них была не на первом месте?
+1
Сообщить
№0
23.10.2013 15:04
ArtemLV
Цитата
Люди которые совершали путешествия на Земле как-то могли жить, тут и воздух есть и земля пригодная для жизни, моря и главное тут везде есть пища, чтобы жить... а что на Марсе, вам кто-то внушил, что там "медом помазано"?
Есть много проектов как сделать жизнь на Марсе возможной для человека, хотя это проекты не сегодняшнего дня. В своём посте я сделал акцент на этом - "в своё время". Дело тут не в "мёде", а в том, что так устроен человек. Человек освоил всю планету , и вышел за её пределы, а к примеру человекообразные приматы как жили в Африке миллионы лет назад, так там и остались.
0
Сообщить
№0
23.10.2013 15:08
Я во всем согласен с Peter Tsk! Если мы сможем наладить дешевое сообщение с низкими орбитами, то это откроет огромные возможности для освоения космоса.
0
Сообщить
№0
23.10.2013 17:36
Цитата
Как бы ни извращались гуманисты в словоблудии, человеческая жизнь сама по себе ничего не стоит - важно то, чем человек ее наполняет. И если многие согласны отдать жизнь ради попытки человечества достичь других планет, то кто Вы такой, чтобы осуждать их за эти приоритеты?
Вам бы поменять гуманистов на буддистов и было бы на много логичнее, потому как приносить пользу человечеству - это и есть гуманизм, а избегают страданий именно буддисты.

Цитата
человекообразные приматы как жили в Африке миллионы лет назад, так там и остались.
А они там так до сих пор и живут. Некоторых, правда, в космос отправили, хорошо хоть не всех.

Цитата
Может и их осудите за то, что жизнь для них была не на первом месте?
Увы ваша картинка не работает.(
Есть определенная категория людей, которые своей жизни не жалеют для других, жертвуют ею: врачи. миссионеры, например, но это другое дело. Они это делают, чтобы других спасти или помочь, а не чтобы через 100 млн. лет кто-то там на Марсе себе дом построил на скале в стеклянной колбе...чтобы руду добывать. Поэтому если хотите кому-то помочь, лучше накормите бездомного, думаю от этого будет больше пользы,)
0
Сообщить
№0
23.10.2013 18:30
Цитата
Есть определенная категория людей, которые своей жизни не жалеют для других, жертвуют ею: врачи. миссионеры, например, но это другое дело. Они это делают, чтобы других спасти или помочь, а не чтобы через 100 млн. лет кто-то там на Марсе себе дом построил на скале в стеклянной колбе...чтобы руду добывать. Поэтому если хотите кому-то помочь, лучше накормите бездомного, думаю от этого будет больше пользы,)

А давайте по-другому посмотрим. В Землю врезается астероид в несколько км диаметром и все человечество прекращает свое существование. Полностью. Исчезает как вид. А вот если бы человечество научилось колонизировать космос, создавать условия для своего существования в других мирах - оно смогло бы выжить.
+4
Сообщить
№0
23.10.2013 19:14
Всё уже давно сказано классиками:


:)

P.S. Подсмотренно у Already Yet.
P.S.2. Надеюсь все знают чьи это слова и кто изображён на граффити.
+5
Сообщить
№0
23.10.2013 19:47
Peter Tsk
Конечно же знаем слова этого выдающегося человека.. Но вот человечество в его нынешнем виде вообще нельзя пускать на другие планеты. Оно (человечество) у себя дома на планете Земля такое творит.. Пока не станет по настоящему цивилизованным и РАЗУМНЫМ нынешнему человечеству делать нечего на других планетах.. ИМХО конечно же..
0
Сообщить
№0
23.10.2013 21:04
Блин!
Да уже давно все понятно с главной космической идеей, я не пойму только одного - почему так зашорены глаза у тех, кто стоит у "кормила" - "рулила"?
Это же обычная войсковая операция.
1.этап - "Войска десант высадили и плацдарм захватили":- орбитальные станции.
2.этап - "Расширение плацдарма, переброска дополнительных сил, укрепление на захваченных рубежах" - создание сети специализированных (в т.ч. промышленных) орбитальных станций (материально-технического снабжения, ремонта, сети складов). (Развитие и усовершенствование систем выведения на орбиту
3. этап  - развитие наступления:- "освоение орбитальных операций (Ядерный буксир Коротеева А.С.), вплоть до Луны, создание Базы на Луне"
Ну а потом можно и высунуться подальше за орбиту Луны............. Ну кто там хочет нас притормозить, покажитесь - вломим по самое "не балуйся".
Вот где-то так я себе представляю "Главную космическую идею".....
+2
Сообщить
№0
23.10.2013 21:17
Не надо искать "Главную космическую идею", она уже давно понятна. Главное, что бы наши чинуши её увидели, а дальше мы сами её раскрутим..........................
+1
Сообщить
№0
23.10.2013 22:54
Цитата
Люди которые совершали путешествия на Земле как-то могли жить, тут и воздух есть и земля пригодная для жизни, моря и главное тут везде есть пища, чтобы жить... а что на Марсе, вам кто-то внушил, что там "медом помазано"?
Рождённые ползать расступитесь, я взлетаю...;)
+2
Сообщить
№0
23.10.2013 23:22
Черток успел закончить книгу "Космонавтика XXI века. Попытка прогноза развития до 2101 года".
Очень грубо:
Консультация с людьми, которые ее составляли + смотреть на чем можно зарабатывать. Не только на пусках - уже здесь скоро могут начать поджимать частники - но и в сегменте спутниковых услуг, наземного оборудования, станций контроля. Легко сказать, конечно.
Главная космическая идея для России - "не застрять" только на носителях и развивать науку.

Радиоастрон показал, что могем. Но и там не без проблем (к вопросу станций контроля и обработки информации).

ДАН - еще один успех.
"Атмосфера Марса лучше защищает от радиации, чем считалось ранее"
http://ria.ru/studies/20131015/970194547.html
Цитата
Марсианская атмосфера значительно сильнее, чем ожидалось, экранирует потоки высокоэнергетических частиц, а значит сможет лучше защитить от радиации будущих путешественников на Марс, сказал РИА Новости заместитель руководителя эксперимента ДАН Максим Литвак из Института космических исследований РАН.

Прибор ДАН ("Динамическое альбедо нейтронов"), созданный в ИКИ, облучает поверхность планеты нейтронами, а детектор по свойству потока вторичных нейтронов определяет содержание водорода, а значит — воды и гидратированных минералов. Прибор также фиксирует потоки космических частиц.

Наметившийся синдром "Фобос-грунта" надо преодолеть.
Недавно начали оплевывать НПО Лавочкина, а ведь на Венере они на пределе отработали! Могли!

Главная идея - покорение окружающего нас пространства и колонизация новых миров - после Марса, в том числе лун газовых гигантов. При условии "улучшения" человечества (в морально-нравственном плане, в умственном, в социально-экономическом и далее)
Я думаю, нам бы только подключиться к энергосистеме Юпитера-Ио и все будет нормально ;)
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7a/Iotorus.jpg?uselang=ru
Условие не выполнено, наоборот пошел какой-то регресс (в том числе под воздействием внешних факторов - грубо говоря - истощение ресурсов, изменение климата).

Пока нами движет только стремление к выгоде и комфорту, автоматически-корпоративный подход к изучению космоса далеко нас не поведет. Будем жить пока вот так. Но все-таки будем, скажем так :)
0
Сообщить
№0
24.10.2013 01:19
Цитата
И вам не жалко так свою жизнь тратить? Что на марсе есть такое, чего нету на Земле и ради чего стоило бы туда лететь?

Халява и свобода!

Когда студентом летал с геологами в Сибирь в 70-е, то как только разберемся на новом месте, сразу сбегал в незнакомую тайгу, чтобы заблудиться и ощутить планету, новое... Ну ориентиры, понятно заранее то намечал... Но понимаете -  новое это новое... Это то, чего раньше не было. Возможно - результат сенсорной недостаточности, поскольку реально новые данные - результат реальных исследований, а не это.
0
Сообщить
№0
24.10.2013 02:41
Ничего себе, "халява" - несколько "триллиардов у.е". Да и свобода сомнительная... максимум десяток км от базы. Конечно при современных технологиях, но все же...
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 19.04 18:09
  • 103
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 19.04 16:43
  • 917
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 19.04 16:43
  • 0
«Новая Америка». Как западные корпорации осваивают земли «незалежных» индейцев
  • 19.04 16:35
  • 111
В России запустили производство 20 самолетов Ту-214
  • 19.04 16:24
  • 117
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 19.04 12:18
  • 17
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 19.04 11:50
  • 13
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью - Интервью ТАСС
  • 19.04 11:40
  • 1
Новый участник в битве за Арктику
  • 18.04 19:22
  • 18
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 18.04 18:25
  • 12
Британская ПВО может и не выдержать первого удара России (The Telegraph UK, Великобритания)
  • 18.04 17:34
  • 2702
Как насчёт юмористического раздела?
  • 18.04 15:42
  • 1
Сергею Шойгу в парке "Патриот" представили более 30 перспективных образцов вооружения и техники
  • 18.04 15:29
  • 0
Кипящий «котёл» Закарпатья остужать никто не собирается
  • 18.04 13:38
  • 1
Норвегия может приобрести фрегаты класса "Тип-26"
  • 18.04 11:46
  • 74
Членство в НАТО в обмен на территорию. Зачем Армения проводит военные учения с США