Войти

Танковый осколочно-пучковый снаряд: изобретен в России – производится в Германии

12503
24
+6

Бюрократизм – главный и непреодолимый барьер на пути инновационного вооружения

На всех уровнях, включая самые высокие, много разговоров об острой нужде в инновациях в области оборонной техники. Но вот реальная инновация, представляющая техническое решение мирового уровня, оказывается в России никому не нужной.


Вопреки барьерам


Речь идет о танковом осколочно-пучковом снаряде, создающем два осколочных поля: осевое поле («пучок») готовых поражающих элементов и круговое поле осколков естественного дробления корпуса. Идея снаряда была выдвинута в 1972 году, более 40 лет назад, доцентом МГТУ имени Баумана Владимиром Одинцовым, встречена недружелюбно, долгое время проходила как «никчемная выдумка Одинцова». Употреблялось и более злое определение – «бред».


Удивительно, но изобретателю удалось убедить молодого директора НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) Анатолия Каллистова и его заместителя Владимира Кренева взяться за разработку этого снаряда. Были проведены полунатурные испытания, даже изготовлен выставочный образец. Смежные организации разработали для танка Т-72 (позже Т-90) систему управления воздушным подрывом осколочно-пучкового снаряда «Айнет» и электронный взрыватель для него 3ВМ18. Работа велась практически без поддержки Минобороны и постепенно заглохла.


В 1994 году после изнурительной борьбы с волокитой и противодействием на всех уровнях был получен российский патент № 2018779. В этом патенте автор ввел четкое определение осколочно-пучкового снаряда как многоцелевого, то есть обеспечивающего в зависимости от установки взрывателя как осколочное поражение цели при воздушном разрыве, так и ударное проникающе-фугасное действие по кирпичным и бетонным преградам. Исходя из этого сформулированы четыре основных признака снаряда:

– корпус снаряда выполнен цельноголовым с ввинтным дном;

– головной блок готовых поражающих элементов (осколочный блок) расположен вне корпуса снаряда и выполнен в виде накладки на головную часть корпуса;

– готовые поражающие элементы осколочного блока выполняются из тяжелых сплавов – например, на основе вольфрама;

– применяется донный электронный взрыватель с установками на воздушный подрыв перед целью или на проникающе-фугасное действие с донным контактным или бесконтактным вводом команд.


Танковый унитарный патрон с 120-мм осколочно-пучковым снарядом DM11:1 – контакты ввода команд, 2 – поддон гильзы, 3 – воспламенитель, 4 – пороховой заряд, 5 – электрический кабель, 6 – датчик давления, 7 – донный траекторно-ударный взрыватель, 8 – детонатор, 9 – корпус снаряда, 10 – заряд малочувствительного ВВ, 11 – сверхзвуковая игла, 12 – защита кабеля, 13 – трассер, 14 – хвостовик стабилизатора, 15 – уплотнительные кольца, 16 – блок готовых поражающих документов.


Что является особенно важным для защиты отечественного приоритета и интеллектуальной собственности, в патенте впервые дано описание осколочно-пучкового снаряда для гладкоствольной танковой пушки, снабженного раскрывающимся стабилизатором. Автор тогда же поднял вопрос о необходимости международного патентования снаряда. Мягко говоря, это предложение было встречено весьма прохладно.


Потерянные годы


В 1996 году статья «Новый снаряд для танков» была опубликована в журнале «Военный парад». К этому времени Владимир Одинцов стал одним из самых известных в стране изобретателей-оружейников, в 1998 году ему присвоили звание заслуженный изобретатель РФ. И он получил еще ряд патентов на снаряд.


Отношение специалистов к снаряду постепенно тоже стало меняться. К тому же патенты, развивающие эту идею, стали появляться за рубежом. В 1998 году в авторитетном британском журнале Jane’s international defense review в статье, посвященной борьбе с противотанковыми вертолетами, был детально описан «бауманский» танковый осколочно-пучковый снаряд (Bauman round). В 1999 году на выставке в МГТУ модель снаряда была показана министру обороны маршалу Игорю Сергееву.


Вроде бы лед тронулся. Но первое десятилетие нового века по-прежнему прошло в бесплодной борьбе. За это время разработаны новые направления снарядов пучкового типа, получено 30 патентов, опубликовано большое число статей в журналах и газетах, сделаны доклады на конференциях и семинарах, под руководством Одинцова защищены две диссертации по снаряду, написано множество писем президенту, в правительство, Думу, Министерство обороны, Военно-промышленную комиссию и т.д. Во всех письмах указывалось, что аналогичные разработки ведутся за рубежом и отечественный приоритет на снаряд может быть утрачен.


Письма растворялись в аппаратных лабиринтах, в лучшем случае приходит пустая отписка. Создалось твердое впечатление, что ни снаряд, ни интеллектуальная собственность на него никому не нужны. В то же время в прессе появилось немало положительных и, можно сказать, высоких отзывов о снаряде. Их подборка приведена в НВО № 18 за 2011 год. Справедлива оценка Андрея Гаравского, автора статьи «Снаряд Одинцова» («Красная звезда», 18.08.10): «Нельзя не видеть, что автор сделал все, от него зависящее, для продвижения снаряда в практику… Эта подвижническая деятельность вызывает глубокое уважение».


Германский блицкриг


В 2010 году произошло то, что давно следовало ожидать. Известная германская оружейная фирма «Рейнметалл» (Rheinmetall Defence) разработала и сдала в производство 120-мм танковый осколочно-пучковый снаряд DM11 для танков «Леопард» и «Абрамс». Снаряд выполнен как многоцелевой, обеспечивающий как осколочное действие с траектории, так и проникающе-фугасное. Наличие последнего особенно подчеркивается, учитывая все возрастающую роль региональных войн, проходящих в значительной степени в населенных пунктах. Облик снаряда и основные признаки точно соответствуют нашему патенту № 2018779. Снаряд выполнен со сверхзвуковой иглой, создающей при полете конус Маха, ограничивающий амплитуду колебаний снаряда. Эта схема широко применяется в отечественных и зарубежных танковых кумулятивных снарядах. Применительно к конструкции осколочно-пучкового снаряда она позволяет уменьшить металлическую массу, расположенную впереди блока готовых элементов, что серьезно улучшает условия взрывного метания.


Германский 120-мм танковый осколочно-пучковый снаряд DM11. Фото: Rheinmetall


Конструкция снаряда и унитарного патрона содержит ряд оригинальных технических решений. К ним в первую очередь относятся:

– ввод команд и установка времени в электронный траекторный взрыватель производятся через контакт, установленный в дне гильзы, и электрический кабель, расположенный внутри гильзы. В отличие от отечественной танковой системы «Айнет», в которой ввод команд производится на тракте заряжания при подъеме снаряда из карусельного транспортера, расположенного на полу танка, с остановкой подъемника и надвиганием индукционного колпака на взрыватель, ввод установки производится после закрытия затвора, что значительно уменьшает интервал времени между вводом и выстрелом.

– в конструкцию снаряда введена дополнительная ступень предохранения в виде датчика, срабатывающего от давления пороховых газов после выстрела.


Снаряд DM11 выпускается серийно, принят на вооружение танка «Абрамс» Корпуса морской пехоты США и уже успешно применяется в Афганистане с 2011 года. В январе 2012 года компаниями «Дженерал моторс» (США) и «Рейнметалл дефенс» (Германия) создана венчурная компания Defence Munition Internation (DMI) для разработки и производства новых танковых снарядов. Важная роль в ней отводится совершенствованию снаряда DM11.


Интенсивная разработка 120-мм танковых осколочно-пучковых снарядов ведется также в США и Израиле. В США Пикатиннским арсеналом совместно с фирмами GD-OTS и ATK разработан снаряд Spotter в калиберном (ХМ1065) и подкалиберном (ХМ1068) вариантах. Снаряд защищен патентами США № 6983699 от 10.01.06, № 7451704 от 18.11.08 и № 8109213 от 07.02.12. В Израиле 120-мм танковый осколочно-пучковый снаряд НЕ-МР-Т для боекомплекта танка «Меркава 4» разработан фирмой Israel Military Industries (IMI). Снаряд находится на стадии подготовки к массовому производству.


40 лет – толку нет


В 2012 году на нетерпимое положение с защитой отечественной интеллектуальной собственности на снаряд обратило внимание Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции РФ (ФАПРИД). По его инициативе был заключен договор с МГТУ и 13 сентября 2012 года подана международная заявка на снаряд РСТ/RU2012/000653 во Всемирную организацию интеллектуальной собственности.


Предстоит нелегкая борьба за отечественный приоритет.


Приведу только два отзыва журналов: «Осколочно-пучковый снаряд может быть потерян для России как крупнейший объект интеллектуальной собственности», «Изобретение Одинцова представляет революционный поворот в сфере средств поражения». Положение осложняется тем, что уже начато серийное производство снарядов DM11. Ничего не поделаешь: сработала отлаженная система помех и противодействия российским авторам. По этому поводу вспомнился разговор с Владимиром Одинцовым в 2009 году. Я его поздравил с награждением серебряной медалью «За заслуги в деле изобретательства» Международной академии изобретателей МААНОИ. Он невесело ответил, что медаль как нельзя точнее отражает судьбу изобретателя в России: «На ней изображен изобретатель радио Александр Степанович Попов, ну а дальше – сам понимаешь: радио изобрел Попов, а патент, славу и миллионы получил Маркони».


40-летняя история танкового осколочно-пучкового снаряда может служить хрестоматийным примером крайне низкого уровня государственной поддержки творчества оборонных изобретателей. Призывы к инновациям в оборонной сфере звучат постоянно, но средств на НИОКР изобретателям как не было, так и нет. Гораздо охотнее выделяются миллионы на откровенно провальные проекты, которые успешно осваиваются исполнителями совместно с заказчиками.


В последние годы у бюрократов появилась универсальная формула отказа: «Отказать за отсутствием зарубежного аналога». Отставание в вооружениях таким образом планируется изначально. Россия превратилась в вечно догоняющего. Загубили экранолеты, спустя 20 лет спохватились, поскольку в США начали их строить. Еще в 1960-е разработали первые беспилотные самолеты-разведчики, потом забыли и снова спохватились, когда весь мир вооружился БПЛА. Список продолжает увеличиваться, как и разрыв в уровне оружия между Россией и Западом. Не в пользу России, разумеется.



Виктор Мясников

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
17.10.2016
Российский танк Т-14 "Армата" против японского "Тип 10" и американского M1 Abrams: кто победит? (The National Interest, США)
05.08.2015
ОБТ Т-90: очень бюджетный танк
18.05.2015
Концепт-кар Т-14 «Армата»
05.05.2014
Дальнейшие пути развития основного боевого танка
23.12.2013
Танки наращивают броню
24.05.2012
Российские военные "приземляют" летающий танк Т-90
24 комментария
№0
18.03.2013 01:22
Читая о множестве ,,ненужных,, в России, но реализованных заграницей изобретениях, невольно ловишь себя на мысли, что если бы на земле жили одни русские, то человечество до сих пор жило бы в каменном веке( типа ,,и так хорошо!,,). Мне, как русскому тяжело сознавать   такое, но все же, все же...
+4
Сообщить
№0
18.03.2013 02:11
Печально все это...
Такая же история будет и с снарядом для РСЗО....
http://www.mriprogress.ru/_files/AN_003.pdf
+3
Сообщить
№0
18.03.2013 02:18
Одно и то же, из десятилетия в десятилетие.
+2
Сообщить
№0
18.03.2013 02:54
Не всегда, после войны при Сталине и после него ещё лет 5-10, когда во власти количество настоящих Управленцев, прошедших горнило войны превысило число "паразитов".
+1
Сообщить
№0
18.03.2013 03:22
Цитата
Не всегда, после войны при Сталине и после него ещё лет 5-10,
garry,Вы бы рассказали это генетику Вавилову...
+5
Сообщить
№0
18.03.2013 10:34
Цитата
Одно и то же, из десятилетия в десятилетие.
во всем мире история развивается по спирали...и только в России по окружности
+3
Сообщить
№0
18.03.2013 13:08
Старая песня нового мЫшления. Иисуса тоже распяли, его и помнят. Также и с Вавиловым.
Я написал превысил, а не занял абсолютно все должности.
А исключения подтверждают правило.
0
Сообщить
№0
18.03.2013 14:53
Помню, лет 10 назад, когда я был на втором курсе, препод по Истории Отечества рассказывал о подобном случае во времена ВОВ, который я не помню в деталях, но смысл был такой. На стол к Сталину попало письмо от одного изобретателя, в котором тот говорил о изобретении новой взрывчатки, которая в разы была мощнее традиционного тола и тратила. Он отправлял письма в надлежащие органы, но как и Одинцов ответа не дождался или ему вообще пришел отказ... Короче, Сталин приказал немедленно разобраться что по чем и в итоге новое ВВ поставили на поток и именно с ее помощью была подбита львиная доля немецких танков на Курской Дуге. По его словам, основная часть немецких танков, вопреки убеждению многих, была уничтожена не нашими танками или артиллерией, а с помощью авиации, которая сбрасывала бомбочки начиненные новой взрывчаткой. Так что вот такой вот случай.
А что касается нашего отставания от Запада, я не устану повторять, что поскольку мы часть Запада, мы не сможем конкурировать с Западно европейскими странами, если не будем придерживаться одних и тех же принципов, главные из которых это неприкосновенность частной собственности и личности, главенство закона и прочее. Честно говоря, я пока что скептически отношусь к такой перспективе, ибо вижу что львиная доля нашего народа больше Славянофилы, нежели Западники и реформ особо не жаждут и смысла в них не видят. Что ж, в какою сторону двигаться свой выбор они сделали. Это так, к слову.
+1
Сообщить
№0
18.03.2013 15:17
Урок - самолёт. Который ракетой сбит, которую Китай твердит, он получил от нас.
Полёт ракеты - Гитлера урок. Китай ещё более Панцирей и С-400 получит от нас.
Статья не просит, статья бьёт: Урок даёт марка капиталиста: Германия своё купила, не потеряла. Deutsch Mark, её на неминуемое ведёт. Германия получила от нас.
-4
Сообщить
№0
18.03.2013 16:40
как-то в далёком детстве в "Юном технике" прочитал актуальную до сих пор фразу: немало изобретений рождаются в России, проживают свою жизнь на Западе и возвращаются умирать обратно в Россию...
+6
Сообщить
№0
18.03.2013 16:48
Нв п.2 "Такая же история будет и с снарядом для РСЗО...."
=============================================================
-- Да что это с Вами...? Наверно весенний авитаминоз сказывается... - Срочно, витаминчиков, красного винца, и в бой!
Мы уже вроде обсудили сложившуюся за последние месяцы ситуацию, - самое время проявить АКТИВНОСТЬ!
+1
Сообщить
№0
18.03.2013 17:06
Цитата: "В 2012 году на нетерпимое положение с защитой отечественной интеллектуальной собственности на снаряд обратило внимание Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции РФ (ФАПРИД). По его инициативе был заключен договор с МГТУ и 13 сентября 2012 года подана международная заявка на снаряд РСТ/RU2012/000653 во Всемирную организацию интеллектуальной собственности."
========================================================
-- Это конечно радует... Однако, про перспективу производства этих снарядов для новой платформы "Армата", что-то ничего не сказано...
Неужели "формула отказа: «Отказать за отсутствием зарубежного аналога»" - ещё работает в этом направлении?
- Интересно, куда ФСБ смотрит...? В отличии от тривиальных "откатов", формултровка "Измена..." - просто очевидна!
+1
Сообщить
№0
18.03.2013 20:38
Буду-850
Цитата
Срочно, витаминчиков, красного винца, и в бой!
Согласен..принято !
+1
Сообщить
№0
19.03.2013 04:02
Если быть объективным, то Россия теряет свой НТ потециал. Причин много и не из-за  буракратических, а скорее из-за экономических. Россия регистрирует в 10 раз меньше патентов, чем Япония, в 6 раз меньше патентов, чем США, в 2 раза меньше, чем маленькая Корея. И из этих немногих изобретений внедряется только 0,5%. РФ не попала в первую двадцатку, в которую, помимо европейских стран входят также Индия, Канада и Австралия.
http://www.rusnation.org/sfk/0708/0708-22.shtml
+3
Сообщить
№0
19.03.2013 19:42
RE stan55
Ну это традиционный для нас процесс...  Мы развиваемся волнообразно, мы достигли высоких вершин во второй половине 20 века, затем в 90-е мы опустились на дно, сейчас нижняя точка пройдена и мы потихоньку снова вскарабкиваемся на вершину, пройдет еще не мало времени пока мы достигнем этой вершины, затем снова вниз, потом вверх и так далее. Есть лишь одна альтернатива такому движению, это поступательный рост без катастрофических падений, последнее из которых нас постигло в 90-х. Вот для чего нужны постоянные реформы, а не революции. Обидно что во время последнего кризиса мы потеряли Украину, Белоруссию, часть Кавказа и Закавказье, а также Среднюю Азию. И когда мы все это вернем, одному Богу известно.
+1
Сообщить
№0
20.03.2013 09:25
Когда в 1964 г. я услышал от одного из опытных людей по поводу своего изобретения фразу "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих", то подумал, что он преувеличивает. Но как показал мой последующий опыт утопающего, он оказался  пророком. И не думайте, что такое только у нас. Так везде. Разница лишь в том, что в одних странах институции позволяют новшествам воплощаться в продукты быстрее, а в других медленнее. Обычно, чем больше демократии, тем меньше ограничений для полезной работы человека , тем быстрее технологии входят в жизнь. Лидером в этом являются США по специальному показателю для оценки использования новаций. Вот по этим причинам я свое последнее изобретение (пат.РФ №2235045) перестал поддерживать, потому что получил на него пат.США №8313057. Кстати, примерно об этом же рассказал Шварценнегер в конце своего интервью (АиФ, №5, 2013,"Я сам- ходячая мечта").
Теперь о статье выше: Обычное нытье человека, не понимающего причины, а потому проклинающего нерасторопного дядю в министерстве. Такие призывы я слышу уже больше 50 лет (когда встал в ряды "утопающих"). Выход из этой безнадюги есть, но это связано с (см.выше).
+2
Сообщить
№0
21.03.2013 09:38
Кто-то написал мне в личку. Извините, утерялось, Прошу повторить.
0
Сообщить
№0
21.03.2013 21:43
Имея огромное количество патентов в России..вынужден буду патентовать несколько изобретений в США....так как продавать изделие на мировом рынке, созданное по моему патенту, необходим патент США. Только США будет защищать свои патенты....
0
Сообщить
№0
24.03.2013 10:01
---Только США будет защищать свои патенты....---
=============================================
Это неверно, защищает свой патент патентовладелец, а государство создает законы, которые способствуют защите и использованию новаций в той или иной степени.
-1
Сообщить
№0
24.03.2013 13:47
Starnov
по п.19
Спасибо за разъяснение...я этого не знал...имея российские и европейские патенты :)))))))))))
Цитата
Это неверно, защищает свой патент патентовладелец
Однако, если Вы цепляетесь к словам - то необходимо писать - патентообладатель....
0
Сообщить
№0
24.03.2013 13:56
Несколько лет назад я успешно выиграл несколько патентных споров с производителями, которые продавали изделия и которые попадали под действие моих патентов....
так что как защищать свой патент я знаю не только теоретически но и практически...
Да...и свои патенты я создаю только на изделия, которые будут использоваться в ВВТ....
Вот пример изделия, созданного по моему патенту....
http://www.mriprogress.ru/_files/G5.pdf
Вот еще пример,
http://www.mriprogress.ru/_files/AN_17122012.pdf
0
Сообщить
№0
24.03.2013 15:09
---Имея огромное количество патентов в России..вынужден буду патентовать несколько изобретений в США---
===================================================
Огромное количество патентов в России имеют либо руководители (подписываются под чужими идеями), либо любители купить чужую идею, либо разрабатывающие подземную (для служ.польз. или секретную) жилу, связанную обычно с электроникой, а потому непроверяемую на мировую новизну. Так что я думаю у вас не огромное количество. Кстати, а соавторы и помощники (патентоведы, адвокаты) у вас есть? Или под "я" и "свои" вы подразумеваете действительно только себя?
-1
Сообщить
№0
24.03.2013 16:57
Starnov
Цитата
Так что я думаю у вас не огромное количество. Кстати, а соавторы и помощники (патентоведы, адвокаты) у вас есть? Или под "я" и "свои" вы подразумеваете действительно только себя?
Валерий Васильевич, ну, откуда-то Вы знаете ????
Это Ваши домыслы и не надо на них строить свои утверждения...
Да..да...По Вашей теории и Военную академию не я закончил...а за меня как-то парень...и Вооруженных Силах не я служил....и дипломы я купил и монографии ...ну и патенты за одно....
Валерий Васильевич, смею Вас уверить - патенты лично мои.......где я автор и патентообладатель.
В сооавторы я беру сам....руководство тех или иных предприятий....
А вот причем тут патентный поверенный ?
Если Вы не умеете (это пример, а не утверждение) оформлять и подавать заявку на изобретение - то Вы и обращаетесь к патентному поверенному...
Я умею сам писать и формулу патента и сам могу подавать заявку в Роспатент...
Валерий Васильевич, Ваш патент посмотрел....
http://www.freepatent.ru/patents/2235045
Формулу патента так же посмотрел - обычная формула...
Спорное применение....
Могу только пожелать успехов в продвижении и реализации.
Реализуйте свой патент в ЛА, продавайте лицензии авиационным компаниям и будет Вас счастье !!!!!
Цитата
беспилотные ЛА с посадкой на трос могут составить конкуренцию пилотируемым самолетам сельскохозяйственной авиации. Легкие пассажирские ЛА с посадкой на трос можно сажать высоко над домами практически в центре любого города. Соответственно надо решать вопросы взлета, но эта задача проще.
Да...я представляю такую реализацию патента, например, над Москвой или Лондоном....
Хотя чем черт не шутит.
Вот ведь реализовал г-н Ю.М. Лужков свой патент по монорельсовой дороге...
Успехов Вам, Валерий Васильевич, для реализации Вашего патента, особенно в США для посадки ЛА над Нью-Йорком !
+1
Сообщить
№0
24.03.2013 17:27
Цитата
либо разрабатывающие подземную (для служ.польз. или секретную) жилу, связанную обычно с электроникой, а потому непроверяемую на мировую новизну.
Валерий Васильевич !
Европейские патенты и патенты США проходят проверку на новизну...вот только почему Вы пишите на мировую новизну ?
Может быть что-то изменилось в патентном законе РФ или гл. 4 ГК РФ ?
Может быть что-то изменилось в патентном законе США или
договоре о патентной кооперации (PCT, Patent Cooperation Treaty) ?
Валерий Васильевич, тогда подскажите.....приложите ссылки...
Для информации - про подземную жилу....
Область применения - вооружение и военная техника - системы наведения и стабилизации....электроника.
Вот примеры из этой области....
http://www.findpatent.ru/patent/218/2184938.html
вот еще пример...
http://www.findpatent.ru/patent/217/2176780.html
Как Вы видите - патенты не секретные....
связанную обычно с электроникой, а потому непроверяемую на мировую новизну.
Я думаю, что Вы не правы...и надо признать свою ошибку. Патенты (на электронные изделия и не только) проверяются не только на новизну...но и на техническую реализацию...
А вот проверить Ваше изобретение для технической реализации над городом Москва - очень проблематично (или Вы проверяли ??? Могли бы привести тогда ссылки на опубликованные статьи...и типы ЛА где используется Ваше изобретение).....
Валерий Васильевич, давайте быть объективными, коли Вы затронули тему...и особенно в вопросе кто и что у кого украл ?
Все-таки надо быть аккуратнее в своих домыслах и не высказывать догадки клеветнического плана...
Я всегда с уважением отношусь к изобретателям...и только приветствую их увеличение.....
Почитайте мое техническое предложение....
http://www.mriprogress.ru/_files/AN_003.pdf
Вы увидите простор для изобретателей....перспективных снарядов РСЗО...
Цитата
Известны реактивные снаряды (РС) используемых в реактивных системах залпового огня
(РСЗО) “Смерч” и “Торнадо” типа 9М55К, 9М55К1, 9М55К4, 9М55К5, 9М55Ф, 9М55С, 9М528 и
9М534.
Известна бортовая система управления (БСУ) РС РСЗО, которая содержит блок электрон-
ной и измерительной аппаратуры (БЭИА) [1] в том числе: электронное временное устройство
(ЭВУ) которое вырабатывает команды управления полетом снаряда «Отделение головной час-
ти», «Подключение датчика цели», «Срабатывание предохранительно-исполнительных меха-
низмов» и блок электронной и измерительной аппаратуры (БЭИА)
Вам это ничего не напоминает как изобретателю ?
И далее...
Настоящее техническое решение направлено на повышение кучности и точности стрельбы РС по сравнению с показателями существующих РСЗО.
Задачей предлагаемого технического решения является создание реактивного снаряда реактивной системы залпового огня с улучшенными характеристиками кучности и точности
стрельбы обеспечивающего эффективное поражение целей на дальностях свыше 70 км при
коррекции полета от спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС.

Я это техническое решение (изобретение) не запатентовал !
Внешний вид изделия показан на Рис.3.....
Посмотрите по патентной базе....
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 25.04 21:23
  • 1040
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 25.04 17:21
  • 2
Суд арестовал замминистра обороны РФ, на которого ФСБ пять лет собирало материалы по коррупции
  • 25.04 15:58
  • 120
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 25.04 13:48
  • 3
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 25.04 13:40
  • 463
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 25.04 12:48
  • 0
«Освей»: Космическая Беларусь берется за строительство самолетов
  • 25.04 10:13
  • 478
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 25.04 09:30
  • 2
Разящий луч: как развиваются боевые лазеры
  • 25.04 09:27
  • 9
Российские разведывательно-ударные мультикоптеры предложат на экспорт
  • 25.04 09:12
  • 276
Космонавтика Илона Маска
  • 25.04 09:02
  • 26
Национальная политика и миграция
  • 25.04 08:46
  • 19
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 25.04 05:17
  • 3
Ходаковский: важно понять, для чего мы начали СВО и как будем дальше жить с побеждённой Украиной
  • 25.04 04:48
  • 2706
Как насчёт юмористического раздела?
  • 25.04 01:52
  • 1
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО