Войти

Споры вокруг перспективной боевой машины десанта

5162
19
+1
Rogozin_003
Дмитрий Рогозин. Источник: iguides.ru.

На протяжении нескольких последних лет командование воздушно-десантных войск «воюет» с руководством министерства обороны за новую боевую машину. Боевая машина десанта БМД-4М стала объектом споров чуть ли не на уровне своей концепции: обе стороны требуют от нее взаимоисключающие характеристики. Одна из последних новостей о БМД-4М появилась в августе этого года. Тогда первый замминистра обороны А. Сухоруков заявил, что Минобороны не будет закупать эти боевые машины из-за уровня защиты, который чиновники военного ведомства посчитали недостаточным. Сейчас же, на фоне перестановок на высших постах министерства обороны, тема БМД-4М снова может стать актуальной и, кроме того, может измениться отношение к новой машине.


Боевая машина десанта БМД-4М на выставке в Нижнем-Тагиле 2011. Фото с сайта http://stomaster.livejournal.com/


Согласно августовским заявлениям Сухорукова, бронирование БМД-4М не обеспечивает должный уровень защиты от снарядов и мин. Первого заместителя министра поддержали и другие руководители военного ведомства. Однако с таким «вердиктом» не согласился командующий ВДВ генерал-полковник В. Шаманов. Он полагает, что воздушно-десантным войскам уже давно нужна новая боевая машина и БМД-4М полностью удовлетворяет требованиям, которые выдвигаются руководством «крылатой пехоты». В результате такого столкновения мнений и через четыре с половиной года после презентации новая модель боевой машины десанта остается опытным образцом с не совсем ясными перспективами. Попробуем разобраться в конфликте и понять, каким мог бы быть выход из сложившейся ситуации.


Боевая машина десанта БМД-4М на выставке в Нижнем-Тагиле 2011. Фото с сайта http://stomaster.livejournal.com/


Сам класс бронетехники «боевая машина десанта» является советским новшеством, предложенным для повышения ударной мощи десантных подразделений. Созданная в шестидесятых годах прошлого века концепция БМД подразумевала создание сравнительно легкой авиадесантируемой машины с возможностью полноценного участия в бою, в том числе и против тяжелой бронетехники. Дальнейшим развитием той старой концепции в итоге стала БМД-4М. Со времен разработки БМД-1 облик этого класса техники ощутимо изменился. В частности, почти вдвое увеличилась боевая масса (13,5 т у БМД-4М против 7,2 у БМД-1), а также повысилась огневая мощь. Так, вместо 73-мм пушки новая машина десанта располагает 100-мм орудием-пусковой установкой, 30-мм автоматической пушкой и пулеметом калибра 7,62 мм. В результате таких преобразований огневая мощь новой машины выросла в разы.


Платой за лучшее вооружение оказалась сравнительно большая боевая масса. Тем не менее, даже при весе машины в 13 тонн транспортный самолет Ил-76 может перевозить и десантировать сразу две БМД-4М. Кроме того, одной из предпосылок к увеличению массы оказался лучший уровень защиты. Тем не менее, даже более защищенная боевая машина десанта не устроила руководство министерства обороны. При этом дальнейшее повышение защиты приведет к утяжелению всей машины, что не позволит ей уложиться в требования ВДВ по возможностям десантирования.


В общем, основные споры вокруг БМД-4М касаются именно баланса защиты и веса. При этом история советских, а затем и российских воздушно-десантных войск не позволила проверить верность той или иной точки зрения на практике. Вернее, БМД старых моделей участвовали в конфликтах, им не довелось работать в условиях крупных десантных операциях, для которых они изначально предназначались. В Афганистане и Чечне боевые машины десанта чаще всего использовались в качестве еще одного варианта боевой машины пехоты, что имело соответствующие последствия. К примеру, БМД-1 и БМД-2, что не удивительно, оказались уязвимыми для противотанковых гранатометов. По этой причине возникли требования о повышении уровня защиты, пусть даже и ценой десантных возможностей, которые по факту оказались невостребованными.


Судя по высказываниям руководителей министерства обороны, они хотят получить некую гусеничную машину с вооружением не хуже чем у БМД-4М, противоснарядным бронированием и противоминной защитой. Вполне очевидно, что с такими требованиями почти невозможно «уложиться» в боевую массу, пригодную для десантирования с самолетов. Однако Минобороны стоит на своем. На днях по поводу перспективной боевой машины десанта высказался вице-премьер Д. Рогозин. Он считает БМД-4М хорошей машиной, но согласен с военными по поводу ее характеристик бронезащиты. Что касается решения споров между ВДВ и министерством, то Рогозин видит решение этой проблемы в создании новой машины, удовлетворяющей всем требованиям. Вице-премьер подтвердил, что в настоящее время на базе бронеплатформы «Курганец-25» разрабатывается, в том числе, и новая боевая машина десанта.


Вероятно, проектирование новой бронемашины для десанта является еще одним фактором, который мешает принятию на вооружение БМД-4М. Причем, судя по всему, в настоящее время именно проектирование «Курганца» является главной причиной всех проблем БМД-4М. Тем временем воздушно-десантные войска продолжают обновлять имеющийся парк техники за счет ремонта и модернизации. В ближайшее время все имеющиеся в войсках БМД-1 будут доведены до состояния БМД-2. Ожидается, что такая переделка позволит хоть немного обновить парк техники ВДВ и увеличить его боеспособность. Иными словами, пока нет БМД «Курганец», а БМД-4М не соответствует требованиям министерства обороны, российским десантникам придется использовать старые БМД-2, в том числе и переделанные из машин первой модели.


Также Рогозин высказал интересное предложение относительно оснащения ВДВ новой техникой и особенностей ее применения. По опыту зарубежных государств он предлагает вооружать «крылатую пехоту» не только боевыми машинами десанта, но и легкими бронеавтомобилями, такими как «Тигр» или «Рысь». На первый взгляд, такая альтернатива смотрится далеко не полноценной. Однако стоит вспомнить, что подавляющее большинство десантирований бронетехники относится к учениям. В реальных конфликтах ВДВ почти всегда действовали в одних боевых порядках с мотострелками и танкистами. Этот факт может сказаться на пересмотре всей концепции применения воздушно-десантных войск с последующим полным изменением их целей, задач и методов боевой работы.


И все же пока никто не собирается изменять облик ВДВ и значительно перерабатывать какие-либо документы, связанные с их структурой, вооружением и т.д. В целом, ситуация, сложившаяся вокруг перспективной боевой машины для десантных войск напоминает классический спор между теми, кто будет использовать заказываемую технику и теми, кто будет ее оплачивать. Судя по предыдущим заявлениям и процессам, последнее слово в деле переоснащения ВДВ будет не за командованием этого рода войск, а за Генштабом и другими структурами министерства обороны. И вряд ли окончательное решение будет в пользу многострадальной БМД-4М.



По материалам сайтов:

http://ria.ru/

http://vpk-news.ru/

http://vestnik-rm.ru/

http://otvaga2004.ru/



Рябов Кирилл

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
10.08.2020
«Войска дяди Васи» стали мировым брендом
20.12.2018
"Будка" для десанта. Зачем Минобороны взялось за старые БМД-2
30.07.2012
Противодесантная операция
12.05.2012
ВДВ надеются, что Рогозин поможет им с новой боевой машиной
12.05.2012
БМД-4М станет перспективной боевой машиной ВДВ - генерал Шаманов
24.02.2012
Шаманов: ВДВ готовы решать любую задачу у границ РФ и в других странах – интервью
19 комментариев
№0
14.11.2012 10:05
а на сколько курганец соответствкет требованиям и задачам ВДВ? Не станет ли ВДВ вооружившись курганцем, просто пехотой?
0
Сообщить
№0
14.11.2012 10:25
Цитата
В реальных конфликтах ВДВ почти всегда действовали в одних боевых порядках с мотострелками и танкистами. Этот факт может сказаться на пересмотре всей концепции применения воздушно-десантных войск с последующим полным изменением их целей, задач и методов боевой работы.

Согласен.
+4
Сообщить
№0
14.11.2012 10:45
Вообще в течение всего периода с момента окончания второй мировой войны я не припомню случая когда ВДВ действовали по своему прямому назначению т.е.именно как ВОЗДУШНО_ДЕСАНТНЫЕ войска.. Они наоборот применялись какнаиболее подготовленная и боеспособная ПЕХОТА так было и в Афганистане ив первой и второй чеченских войнах и это безусловно накладывпает отпечаток на представление о том какой именно техникой они должны быть вооружены исходя из того КАК именно их применяют если не вдаваться в дискуссию о том правильна ли в принципе или нет сама нынешняя концепция применения этих войск..
+2
Сообщить
№0
14.11.2012 11:30
Народ, подскажите, а используются ли композитные материалы в бронетехнике? Можно ли делать из композита, ну скажем перегородки или еще что внутри техники? Это же по-идеи должно облегчить машину.
0
Сообщить
№0
14.11.2012 11:56
Э-Эх
Композиты в бронетехнике используются уже вовсю.. Например  в легкой бронетехнике для защиты от например мин или против кумулятивных боеприпасов например специальная керамика которая обладает повышенной противокумулятивной стоикостью.. Но она так же обладает недостатками такими как низкая ударная стойкость как у любой керамики..
0
Сообщить
№0
14.11.2012 12:09
Но ведь должны же быть пути снижения веса. Как пример M-777.
0
Сообщить
№0
14.11.2012 12:40
Э-Эх
ну дело в том что та же керамика применяемая в бронетехнике имеет меньший вес нежели броневая сталь например..
0
Сообщить
№0
14.11.2012 13:59
Вот и я про то же. Но в статье написано:о
Цитата
ни хотят получить некую гусеничную машину с вооружением не хуже чем у БМД-4М, противоснарядным бронированием и противоминной защитой. Вполне очевидно, что с такими требованиями почти невозможно «уложиться» в боевую массу, пригодную для десантирования с самолетов.
. Сразу вспоминается фильм: Никогда не говори никогда
0
Сообщить
№0
14.11.2012 14:10
На танках десантура ездить не будет, значит усовершенствовать броневую защиту БМД надо, американцы это делают, почему мы не должны. Наверно можно разделить их на плавающие, и улучшенной броневой защиты, если там проблемы с весов. Плавающие держать позади, ну нельзя их оставлять как консервные банки, не ужели нашего солдата не жалко.
+1
Сообщить
№0
14.11.2012 17:59
Дело в том что создать легкую по массе т.е. авиадесантируемую бронемашину и к тому же имеющую противоснарядное бронирование практически невозможно, тут автор статьи прав.. И исходя из этого нужно выбирать либо боевые машины для ВДВ с мощной противоснарядной бронёй либо менее защищённые но авиадесантируемые и тут нужно определится с концепцией примененияВДВ так как за весь период с окончания второй мировой ни разу не было ни одной воздушно-десантной операции где либо в мире.. А в концепциях современных войн так же не просматривается ничего подобного..
+2
Сообщить
№0
14.11.2012 19:34
Для широкомасштабной войны нужна БМД-4М.Для локальных конфликтов другая машина с другими Т.Т.Х.Если иметь машину для ВДВ, которая не может десантироваться и плавать значит идесантникам не нужно прыгать.Вывод тогда один ВДВ перевести в пехоту.Так что это вопрос принципиальный.
+1
Сообщить
№0
15.11.2012 03:18
Как раз для БМД-4М конструкторам удалось частично решить это противоречие между защитой и авиатранспортабельностью. На земле на неё может навешиваться дополнительная специально разработанная бронезащита,значительно повышающая защищенность. И это,кстати,правильный путь. И,наверное,единственно верный. Только так можно сохранить способность к десантированию и надежной защиты. Теоретически,можно навесить броню любой степени защиты - лишь-бы шасси выдержало.
+1
Сообщить
№0
15.11.2012 09:38
aleks55
В том то и вся проблема.. Что на протяжении всего периода с момента окончания второй мировой войны НИГДЕ в мире ещё не проводилось хоть сколько нибудь масштабной десантной операции с выброской войск парашютным способом а если где и применялисьвоздушно-десантные части то исключительно просадочным способом.. А как показал российский опыт ВДВ применялись во всех военных конфликтах начиная с Афганистана исключительно как высокоподготовленная и наиболее боеспособная ПЕХОТА.. Вот поэтому и необходимо окончательно определиться с концепцией применения этих войск в современных войнах и военных конфликтах и уже исходя из этого определять какую технику для них разрабатывать и производить.. Считаю что так будет правильнее всего..
+2
Сообщить
№0
15.11.2012 15:14
Пендосы во время второй иракской компании десантировали около 1000 человек на севере Ирака:
http://www.bratishka.ru/archiv/2006/3/2006_3_6.php

Интересно, что прыгали они с 200 метров. Естественно без тяжелой техники. Интересно, у нас БМД можно десантировать с 200 метров?
0
Сообщить
№0
15.11.2012 20:41
БМД можно десантировать с высоты от 5(пяти) метров.
0
Сообщить
№0
15.11.2012 20:50
ВДВ - силы быстрого реагирования. Они первыми должны в любую горячую точку успевать, поэтому им первична мобильность. Хотя, имхо, парашютное десантирование техники - это уже перебор. В лучшем случае что-то типа Визеля, чтобы и на вертолет влезло и чтобы могло краткосрочно поддержать огнем для захвата аэродрома.
0
Сообщить
№0
15.11.2012 23:00
Цитата
На танках десантура ездить не будет
Это почему это? Вы состав дивизии ВДВ советского типа видели там даже танки были.
Цитата
броневую защиту БМД надо, американцы это делают, почему мы не должны
У американцев впринципе нету машины типа БМД. БМД это исключительно советсткое изобретение.
У амеров есть бригады парашютные т.е. вообще почти без техники или аэромобильные бригады т.е. на технике влезающей в их транпортные самолеты и выгружающейся на аэродромах.
Повторюсь техники типа БМД у западных стран нету.
Цитата
окончания второй мировой войны НИГДЕ в мире ещё не проводилось хоть сколько нибудь масштабной десантной операции с выброской войск парашютным способом
Ирак и Аргентина.
Цитата
Вот поэтому и необходимо окончательно определиться с концепцией применения этих войск в современных войнах и военных конфликтах и уже исходя из этого определять какую технику для них разрабатывать и производить.. Считаю что так будет правильнее всего..
Согласен.

Кроме того есть некоторая проблема:) В ИЛ-76 влезает 2 БМД4м
допустим в зависимости от штата в роте ВДВ 9-10 БМД4м, значит батальоне их уже 30 + 9 нон итого минимум около 40 машин в батальоне. Итого для переброски одновременно ОДНОГО батальона ВДВ нужно около 20 самолетов ИЛ-76.
Не очень дружу со штатами ВДВ но хотелось бы понять сколько нужно самолетов для переброски дивизии в 2-3 волны.
С нынешним развитием ПВО и ВВС такое количество одновременно летящих грузовых самолетов это мечта зенитчика.
Кстати про навесное оборудование даже если его перевозить отдельно всё равно ж самолет нужен. От перемены мест слагаемых сумма не изменяется.
Вот тут и возникает вопрос в каком виде должны быть ВДВ.
+1
Сообщить
№0
16.11.2012 20:54
Цитата
даже при весе машины в 13 тонн транспортный самолет Ил-76 может перевозить и десантировать сразу две БМД-4М.
Вроде ж Ил-476 тонн на 10 больше таскает? Вполне можно немного увеличить вес БМД. И зачем возобновляют производство Ан-124 да ещё и модернизированного - с большей грузоподъёмностью?

Цитата
Однако с таким «вердиктом» не согласился командующий ВДВ генерал-полковник В. Шаманов. Он полагает, что воздушно-десантным войскам уже давно нужна новая боевая машина и БМД-4М полностью удовлетворяет требованиям, которые выдвигаются руководством «крылатой пехоты».
Шаманов саботаж устраивает. БМД на базе "Курганец-25" точно будет лучше, а с другой стороны - она будет унифицированная с мотострелковыми БМП на базе того же "Курганца", а это и общее снижение стоимости производства и эксплуатации. Точно стоит подождать новую БМД на базе "Курганца", тем более, что никакой войны сейчас нет и не планируется - немного подождать вполне можно.


Игорь ну дело в том что та же керамика применяемая в бронетехнике имеет меньший вес нежели броневая сталь например..
БМД не алюминиевые ("алюминиевые гробы" - защита символическая)? Вроде вместе с "Рысями" закупили и технологию немецкой лёгкой брони.
0
Сообщить
№0
16.11.2012 21:54
Враг
Цитата
Вроде вместе с "Рысями" закупили и технологию немецкой лёгкой брони.
Так насколько я понимаю та немецкая лёгкая броня представляет из себякерамические бронепанели/плиты, естественно по своему составу она здорово отличается от  обычной керамики..
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 29.03 13:10
  • 440
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 29.03 09:50
  • 16
Российские корабли накрыла «Штормовая тень»
  • 29.03 09:44
  • 3
Нарышкин призвал окончательно очнуться от либерального дурмана девяностых
  • 29.03 09:29
  • 1
Стало известно о преодолевающей любую ПРО российской ракете
  • 29.03 09:19
  • 2683
Как насчёт юмористического раздела?
  • 29.03 09:02
  • 16
Теракт в "Крокусе" свидетельствует о целесообразности создания специальной российской силовой структуры
  • 29.03 07:39
  • 4
Ходаковский: экономика и демография - две «ахиллесовых пяты» Украины
  • 29.03 07:28
  • 1234
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ
  • 29.03 07:22
  • 11
Глава Ростеха анонсировал возобновление выпуска самолётов радиолокационного обнаружения и управления А-50У
  • 29.03 03:34
  • 4
Раскрыто назначение трехтонной российской бомбы
  • 28.03 22:28
  • 1
Заявления Генерального прокурора России о деприватизации предприятий ОПК
  • 28.03 18:33
  • 2
Источник сообщил об успешном применении ВС РФ перспективных "прыгающих мин" в зоне СВО
  • 28.03 16:17
  • 0
Force de Frappe. Франция перебрасывает истребители Rafale в Румынию
  • 28.03 15:34
  • 1
Представлен модуль акустической разведки, находящий беспилотники по звуку
  • 28.03 13:54
  • 5
«Дальность полета возрастет в три раза»: французская компания представила управляемую бомбу Hammer 1000