Войти

МиГ-29К: от «Викрамадитьи» до «Кузнецова»

6962
18
+1
MiG-29KUB_001
Истребители МиГ-29КУБ на палубе ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов» Источник: fotki.yandex.ru.

Истребители корпорации «МиГ» опробовали новый авианосец

28 июля корабельный истребитель МиГ-29КУБ с бортовым номером 204 совершил первую посадку на авианосец «Викрамадитья», проходящий испытания в Баренцевом море. Машину пилотировали два хорошо известных в нашей стране летчика-испытателя. В первой кабине двухместного МиГа работал начальник летной службы старший летчик-испытатель Летно-испытательного центра имени А. В. Федотова Михаил Беляев. Во второй – Герой России, заслуженный летчик-испытатель Николай Диордица, имеющий большой опыт взлетов и посадок на палубу. Вскоре после первой посадки Беляев и Диордица подняли МиГ-29КУБ в воздух и затем совершили вторую посадку на корабль. К полетам с авианосца готовится еще один самолет – одноместный истребитель МиГ-29К. Успешная работа миговских испытателей окончательно зафиксировала факт превращения тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец «Викрамадитья».


Будущий флагман индийского военного флота вышел на испытания 8 июня 2012 года после длительного переоборудования на Севмашпредприятии (Северодвинск, Архангельская область). До сдачи ВМС Индии, намеченной на декабрь текущего года, корабль должен пройти четырехмесячные испытания. За это время предстоит проверить новые системы и элементы конструкции, установленные в ходе модернизации.


Среди них, в частности, новая силовая установка, расширенная полетная палуба, носовой трамплин для взлета самолетов, современные навигационный и радиолокационный комплексы.


Также испытаниям подлежит большой объем авиационно-технических средств обеспечения полетов самолетов. Это, в частности, аэрофинишеры, оптическая система посадки, стартовые задержники, средства связи и управления авиацией и так далее. Для этой цели к испытаниям, которые проводятся по согласованному с заказчиком плану, привлекаются корабельные истребители МиГ-29К/КУБ.


После сдачи авианосца ВМС Индии именно эти самолеты составят основу авиагруппы «Викрамадитьи».


Элита военной авиации


Работа с палубы авианосца доступна только летчикам высокой квалификации. В России к их числу помимо пилотов морской авиации ВМФ принадлежат летчики-испытатели Летно-испытательного центра имени А. В. Федотова, входящего в состав корпорации «МиГ».


Среди них один из пионеров отечественной палубной авиации Николай Диордица, который, будучи военным летчиком-испытателем, 192 раза сажал самолеты Су-33 и Су-25УТГ на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».


Опыт полетов с этого корабля имеет и Герой России, начальник ЛИЦ имени А. В. Федотова Павел Власов.


Михаил Беляев и Николай Диордица 28 сентября 2009 года впервые посадили на «Кузнецова» МиГ-29КУБ с индийскими опознавательными знаками. Тогда нынешний шеф-пилот «МиГа» прошел шутливую процедуру посвящения в палубные летчики: коллеги приложили его «пятую точку» к гаку истребителя.


Блестяще проведя полеты МиГ-29К и МиГ-29КУБ на ТАВКР «Адмирал Кузнецов», летчики-испытатели «МиГа» открыли самолетам путь к заказчику. В том же году первая партия МиГ-29К/КУБ была передана ВМС Индии.


В начале 2010-го МиГи были официально приняты на вооружение, а вскоре на «МиГ» поступил индийский заказ на 29 самолетов в дополнение к 16, законтрактованным в 2004 году.


Корпорация «МиГ» в 2011-м завершила поставки МиГ-29К/КУБ в Индию по первому контракту и приступила к выполнению второго. Как отмечает генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков, работа идет по графику и в текущем году первые три самолета из новой партии МиГ-29К/КУБ будут переданы заказчику.


Кстати, глава корпорации «МиГ» счел необходимым участвовать в организации первой посадки на палубу «Викрамадитьи». Также поступил в 2009 году и Михаил Погосян, возглавлявший в тот период РСК «МиГ», а ныне руководящий Объединенной авиастроительной корпорацией.


Присутствие главы авиастроительной компании на самых сложных и ответственных полетах – традиция отрасли. Ее смысл не только в том, что работы должны быть организованы на самом высоком уровне, но и в готовности нести личную ответственность за все, что происходит в небе и на земле.


А ответственность в данном случае велика.


Дело не только в сдаче «Викрамадитьи» заказчику. В ходе нынешних полетов российские адмиралы имеют возможность еще раз убедиться, что сделали правильный выбор, заказав МиГ-29К/КУБ для отечественной морской авиации.


Новые МиГи для России


Как заявил накануне Дня Военно-морского флота главнокомандующий ВМФ России вице-адмирал Виктор Чирков, в рамках программы модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» до 2020 года на корабль поступят новые летательные аппараты – МиГ-29. По словам главкома, «конструкторские бюро получили задания по проектированию нового авианесущего крейсера. Деньги на такую работу уже выделены».


Контракт на поставку Министерству обороны РФ 20 МиГ-29К и четырех МиГ-29КУБ в 2013–2015 годах был заключен в феврале текущего года. Министр обороны Российской Федерации Анатолий Сердюков тогда заявил: «Подписание контракта на поставку этих истребителей – реальный вклад в реализацию долгосрочной программы, направленной на переоснащение Вооруженных Сил России. Вслед за ВВС морская авиация ВМФ получит современные боевые самолеты, не уступающие лучшим зарубежным аналогам».


Действительно, в классе палубных истребителей для легких авианосцев МиГ-29К/КУБ сегодня вне конкуренции. Зарубежного самолета класса STOBAR (Short take-off but arrested recovery – короткий взлет, посадка на аэрофинишер) просто нет, хотя западные фирмы и заявляли о намерении построить такие машины на базе существующих истребителей поколения «4+». Современные серийные «палубники» – «Рафаль», F/A-18E/F – относятся к классу CATOBAR (Catapult Assisted Take Off Barrier Arrested Recovery – взлет с катапульты, посадка на аэрофинишер). Для них нужен большой корабль, желательно с атомной силовой установкой.


Впрочем, и на фоне упомянутых западных истребителей МиГ-29К/КУБ выглядит вполне конкурентоспособным. Технологический уровень основных систем, в том числе радара и оптико-электронного комплекса, у МиГа как минимум не хуже. Сопоставимы и летно-технические характеристики. А цена российской машины ниже. Американские новинки для авианосцев – F-35C и F-35B в разы дороже «Рафаля» и «Супер Хорнета» и пока не вышли из стадии испытаний и «детских болезней».


Следует отметить, что МиГ-29К/КУБ имеют значительный потенциал для совершенствования. Эти машины хотя и являются глубокой модернизацией МиГ-29, сохранили от прародителя только аэродинамическую концепцию.


Как отмечает Сергей Коротков, у самолетов новый планер, двигатели с повышенной тягой, более чем в два раза увеличенная боевая нагрузка, в полтора раза возросший запас топлива. Открытая архитектура авионики позволяет наращивать возможности самолета и расширять состав высокоточного вооружения. При проектировании учтено требование снижения заметности в радиолокационном диапазоне.


Проработаны и пути дальнейшего наращивания возможностей авионики. Например, на серийных МиГ-29М/М2 (сухопутные аналоги МиГ-29К/КУБ) установлены оптико-электронные системы обнаружения атакующих ракет и лазерного облучения. В комплексе с имеющейся аппаратурой РЭБ они существенно повышают выживаемость самолета в воздушном бою и при прорыве ПВО.


Следующим этапом может быть внедрение технологий нового поколения, таких как бортовая РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Первые образцы такого радара прошли испытания на истребителе МиГ-35 и показали свою работоспособность и перспективность.


В целом создание и развертывание массового выпуска МиГ-29К/КУБ и самолетов, созданных на его базе, вернуло РСК «МиГ» в высшую лигу боевой авиации. Сергей Коротков отмечает, что имеющийся продуктовый ряд и сформированный на его основе портфель заказов (свыше шести миллиардов долларов) позволяют говорить не о выживании, а о поступательном и обеспеченном доходами развитии.



Опубликовано в выпуске № 31 (448) за 8 августа 2012 года

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Оригинал публикации
  • В новости упоминаются
Похожие новости
12.09.2019
Старые вопросы нового облика: чего ждать от МиГ-35
05.07.2016
Взлет над морем: МиГ-29К усилит боевую мощь флагмана ВМФ России
06.11.2012
Подъемная сила "МиГа"
16.08.2012
МиГ-29К – будущее российской и индийской палубной авиации
10.08.2011
Новая жизнь МиГа
17.05.2011
Сказ о самолетном тендере
18 комментариев
№0
08.08.2012 11:06
Радостная новость. Как же xочется что бы снова весь мир говорил о МиГаx, которые составят отличную конкуренцию Суxому.
+2
Сообщить
№0
08.08.2012 13:16
Цитата
Радостная новость. Как же xочется что бы снова весь мир говорил о МиГаx, которые составят отличную конкуренцию Суxому.
++++++++++++++++++

Согласен , но это может произойти только в случае массовой закупки МИГов ВВС и ВМФ России , что повысит экспортный потенциал МиГов и соответственно обострит конкуренцию с СУ. ....вот только с сухопутными версиями МиГов (29М/м2 и 35) пока больше вопросов чем ответов
+2
Сообщить
№0
08.08.2012 14:19
и какие же к ним вопросы на которые не дано ответов?.... просто их закупать надобно и всё, а пока нет опыта эксплуатации ... откуда взяться вопросам... миг-35 прекрасная машина с АФАР радаром, новой ОЛС,отличными ЛТХ как баз применения КЛИВТ так и с ним (реализуется сверхманевренность)... двигателя неплохие РД-33МК... но именно, что неплохие... провести бы им модернизацию подобную  GE404 до GE414 было бы здорово тогда вообще к самолёту вопросов бы не было ....
+1
Сообщить
№0
08.08.2012 14:24
Статья через чур пафосная, насквозь пропитанная пропагандой. Тянулись руки плюс поставить, да не смог себя побороть:-) А вообще хотелось бы грамотной статьи по поводу замены авиакрыла Кузнецова на МиГи. И плюсы и минусы и перспективы применения. К МиГ-29К отношусь тепло, но хотелось бы объективности и беспристрастности.
+2
Сообщить
№0
08.08.2012 14:31
Да крайне интересно было бы почитать о том какой количественный состав авиакрыла будет после замены су-33 на кузе, будет ли прорабатываться вопрос по созданию самолёта РЭБ по типу F-18G на базе Миг-29К, планируется ли дальнейшее развитие платформы с интеграцией всех новейших систем установленных на 35-м, а ещё интересно было бы узнать планируют ли реанимировать проект Як-44ДРЛО т.к. без него авиакрыло Кузи будет слегка ущербным.... и вообще много есть вопросов для статей только почемуто об этом никто не пишет а только хвалебные или фанфарные опусы получаются....:)
+3
Сообщить
№0
08.08.2012 14:42
И еще не менее интересные вопросы:

1) будет ли на Кузнецове устанавливаться ЯЭУ? (без нее он так и останется тренажером, на котором все время отрабатывают борьбу за живучесть)

2) Что будет на месте "Гранитного модуля"? Увеличат ли за счет него самолетный ангар или поставят на его место УВПУ?

Все остальное второстепенно.
+2
Сообщить
№0
08.08.2012 15:01
Что будет на месте "Гранитного модуля"? Увеличат ли за счет него самолетный ангар или поставят на его место УВПУ?
вроде нереально, там между Гранитом и ангаром что-то есть, вот только что не помню( то ли штаб, то ли еще что-то)


будет ли на Кузнецове устанавливаться ЯЭУ?
боюсь тогда мы его больше не увидим.
Это очень дорого и очень надолго


Что будет на месте "Гранитного модуля"? Увеличат ли за счет него самолетный ангар или поставят на его место УВПУ?

я бы на месте Гранита сделал бы дополнительное хранилище авиатоплива, а то его маловато на Кузе
0
Сообщить
№0
08.08.2012 15:17
Цитата
боюсь тогда мы его больше не увидим.
Это очень дорого и очень надолго
Почему дорого? Можно с Кирова переставить или из списываемых лодок, необязательно новый. Боюсь, что модернизация не будет иметь смысла, если он продолжит на мазуте плавать. Хотя бы "экономичный ход" чтоб ЯЭУ полностью покрывала. Тогда и дальность и автономность у него неограниченная будет.

Цитата
я бы на месте Гранита сделал бы дополнительное хранилище авиатоплива, а то его маловато на Кузе
Ну вот туда и можно реактор поставить.
0
Сообщить
№0
08.08.2012 15:29
Можно с Кирова переставить
Вы думаете, это так просто?)
легче новый сделать тогда уж.
там же все равно свои разъемы, размеры. К тому же неизвестно тех. состояние реактора, в начале эксплуатации вроде именно на нем были проблемы
да к тому же пока вроде в планах есть модернизация Кирова, хотя я склоняюсь к тому, что её не булет
0
Сообщить
№0
08.08.2012 15:39
Цитата
Вы думаете, это так просто?)
Не думаю, но Вы думаете намного легче поставить реактор на ДЭПЛ? Однако над этим работают.

Цитата
там же все равно свои разъемы, размеры. К тому же неизвестно тех. состояние реактора, в начале эксплуатации вроде именно на нем были проблемы
Реакторы КН-3 с Орланов созданы на базе ледокольных ОК-900.  Главное чтоб по габаритам вошли, а остальное доделывается напильником, паяльником и сваркой. Ну либо ОК-650, они на большинстве наших АПЛ стоят. Не думаю, что проще сделать новый, это как раз и дольше и дороже. Проще Секонд Хенд, но в хорошем состоянии. А состояние Кировских и Лазаревских ЯЭУ должен Росатом оценивать.
0
Сообщить
№0
08.08.2012 16:03
Не думаю, но Вы думаете намного легче поставить реактор на ДЭПЛ? Однако над этим работают
я просто боюсь, что придется полностью наизнанку выворачивать корабль. Ему и так бедному уже досталось. Проще наверное котлы сменить.
И реактор больше обычной установки, придется чем-то жертвовать на корабле. Ангаром? Топливом?
отсек с Гранитами не такой большой.
0
Сообщить
№0
08.08.2012 16:15
ОК-900А, КЛТ-40, КЛТ-40М все эти энергетические установки по габаритам вполне влезают в котельное отделение Кузнецова в количестве от 2 до 3 штук... скорее всего это было бы самое правильное решение а то это же не корабль а "БЕДА" какая то с его паротурбинными установкам... можно конечно ещё рассматривать и комбинированную установку с ГТУ+Дизель+ПТУ(утилизатор) или ПГУ+дизель, что в принципе одно и то же только где такие ПГУ взять? ... Я вот в германии видел ПГУ состоящую из 2-х ГТ 60МВт+1-й паровой 24МВт работающей на рекуперации температуры газов с ГТ.... ооочень даже компактная Станция вполне бы в Кузнецова влезла... и к этому есчё 2 ДГ по 12МВт мощности... в сумме получилось бы то что нужно... и полностью уйти ТЗА на электропривод.... получилось бы надёжно, экономично, с большой степенью резервирования... я так думаю...
+1
Сообщить
№0
08.08.2012 16:19
на п.11.... реактор больше ГТУ, но не паротурбинной с турбо-зубчатыми агрегатами это огромное пространство... ведутся работы и по перспективному малогабаритному реактору...
0
Сообщить
№0
08.08.2012 16:26
Цитата
комбинированную установку с ГТУ+Дизель+ПТУ(утилизатор)
Очень дорогой будет в эксплуатации. Нужен атом + какой-то резервный источник. Тобишь не мудрить особо, а сделать две независимых системы- на ЯЭУ и ГТУ или дизеля (что экономичнее и надежней)
0
Сообщить
№0
08.08.2012 16:53
ЯЭУ + Дизель(резерв) самое экономичное.... а по поводу п.14... вы глубоко ошибаетесь на экономичном режиме работает ДГ+ПТУ давая до 32 МВт мощности... для экономического хода в 18 узлов должно хватить ... при необходимости развить большую мощность идля хода в 27-30 узлов подключаются по очереду одна за другой форсажные ГТУ ... главное при нормальной системе автоматизации процесса на такой энергоустановке необходимо иметь 2 оператора в вахту и 10-12 человек рем персонала на чер.сл...итого 18-20 чел максимум...
0
Сообщить
№0
08.08.2012 17:05
Цитата
на экономичном режиме работает ДГ+ПТУ давая до 32 МВт мощности... для экономического хода в 18 узлов должно хватить ...
Я имел ввиду не расход в данном случае, а ЗИПы и ремонт. Очень мудреные комбинации энергетических/силовых систем часто ставят крест на эксплуатации корабля (целых типов кораблей). Сам ремонт может занимать годы и даже десятилетия в наших условиях, ложится многомиллиардным бременем на бюджет и уж тем более поломки сложных комбинированных силовых установок не устранимы силами экипажа и даже силами целых плавмастерских.

Я в грудь бить не буду по поводу энергетики- не мое это, я в этом не силен. Но глядя общим взглядом через призму поговорки: "лучшее- враг хорошего", думаю что нужно ставить то, что наиболее хорошо освоено флотом многолетней эксплуатацией и судоремонтными заводами.

Экспериментировать с новыми ГТУ, ПТУ и прочим можно, но только не на единственном авианосце:-)
+4
Сообщить
№0
08.08.2012 17:53
Согласен ....
0
Сообщить
№0
09.08.2012 05:44
В Арктических широтах мазутный авианосец, это мазохизм! Анахронизм! Абсурд!

Товарищ, я вахты не в силах стоять,-
Сказал кочегар кочегару,
Огни в моих топках совсем не горят,
В котлах не сдержатъ мне уж пару
(С)
+5
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 28.03 13:12
  • 412
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 28.03 10:55
  • 2
Раскрыто назначение трехтонной российской бомбы
  • 28.03 10:12
  • 1
В США вспомнили о советском атомолете
  • 28.03 10:06
  • 62
В США оценили российские Су-34 с УМПК
  • 28.03 10:05
  • 1
Клинцевич рассказал о запускаемых со «Смерча» российских бомбах
  • 27.03 19:52
  • 1
Генпрокурор рассказал, как боевую технику ремонтировали контрафактом
  • 27.03 15:15
  • 454
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 27.03 15:00
  • 10
Глава Ростеха анонсировал возобновление выпуска самолётов радиолокационного обнаружения и управления А-50У
  • 27.03 14:34
  • 8
Александр Михеев: система ПВО С-400 "Триумф" в разы превосходит конкурентов
  • 27.03 14:29
  • 0
Украина начинает экспорт биогаза в ЕС
  • 27.03 11:51
  • 4
В спецоперации на Украине задействован триумвират крылатых ракет - "Калибр", "Оникс" и Х-35
  • 27.03 11:38
  • 1
Индия не хочет отрекаться от России. И дело не только в дешевой нефти
  • 27.03 11:21
  • 9
Теракт в "Крокусе" свидетельствует о целесообразности создания специальной российской силовой структуры
  • 27.03 06:02
  • 107
В России запустили производство 20 самолетов Ту-214
  • 27.03 03:23
  • 2
Россия готовится применять в зоне СВО уникальное оружие