Войти
Накануне.ру

"Итоги реформы вооруженных сил покажет первый военный конфликт"

3427
18
0

Реформа вооруженных сил была рассчитана на 2008- 2012 годы, и основной целью ее было – создать "новый облик" армии и флота. На расширенном заседании министерства обороны верховный главнокомандующий Дмитрий Медведев заявил, что реформа практически завершена. В своем выступлении он подчеркнул, что за это время значительно выросло в процентном отношении количество новых вооружений, увеличено денежное довольствие, укреплены ядерные силы и создан новый род войск – воздушно космическая оборона. Офицеры и военные эксперты, впрочем, сетуют на то, что реальная оценка одной из самых масштабных и затратных реформ так и не дана со стороны высшего руководства страны, сами же они в голос заявляют о том, что она привела к полной деградации вооруженных сил.


Давайте вспомним, что именно предлагалось реформировать четыре года назад и каким образом. Одним из основных преобразований, заявленных авторами, было изменение системы управления войсками, а именно переход от четырехзвенной (военный округ – армия – дивизия – полк) к трехзвенной (военный округ – оперативное командование – бригада). При этом количество военных округов сократилось до четырех и распределилось следующим образом: Западный военный округ включает Московский и Ленинградский военные округа, Балтийский и Северный флот; Южный военный округ включает Северо-Кавказский военный округ, 4-е командование ВВС и ПВО, Черноморский флот и Каспийскую флотилию; Центральный военный округ включает Приволжско-Уральский и западную часть Сибирского военного округа; Восточный военный округ включает Дальневосточный и забайкальскую часть Сибирского военного округа, Тихоокеанский флот. Очевидно, что эта честь реформы была проведена и завершена.


Еще одна часть реформы – сокращение численности для создания "компактной боеспособной армии" – до 1 млн чел. В рамках сокращения предполагалось сократить количество воинских частей, прежде всего, кадрированных, то есть, не имеющих полного состава, но укомплектованных оружием и военной техникой. Согласно плану предполагалось, что сокращения будут иметь следующие пропорции: за четыре года количество частей сухопутных войск должно быть сокращено на 90%, ВМФ – 49%, ВВС – 48%, РВСН – 33%, ВДВ – 17%, космические войска – 15%. В одной из предвыборных статей, посвященных национальной безопасности, Владимир Путин отметил, что все кадрированные части на настоящий момент сокращены.


В то же время, по мнению экспертов, сокращение этих частей говорит не о том, что произошла оптимизация ресурсов, а о том, что фактически уничтожена мобилизационная готовность армии.


"В рамках "нового облика" были полностью ликвидированы все кадрированные и сокращенные части и соединения, предназначенные для быстрого развертывания резервных дивизий второй, третьей очереди за счет получения мобилизационных ресурсов. Вместо этих частей и соединений, которые, в случае военной угрозы, могли быть развёрнуты в почти миллионную группировку, было создано два десятка баз хранения техники и вооружения", – написал в своей статье, посвященной реформе армии, бывший заместитель начальника штаба СибВО генерал-майор Сергей Кончуков.


Сокращение затронуло и кадровый состав армии. Полностью был расформирован состав прапорщиков и мичманов, которых насчитывалось свыше 140 тыс. На 61% предполагалось сокращение непосредственно офицерского состава, при этом максимальным оказалось сокращение старших офицеров, например, количество полковников должно быть сокращено на 80%.


Таким образом, при формировании "нового облика" российской армии, которая "должна быть профессиональной", сокритили огромное количество наиболее профессиональных военных.


"Если 2008 году "профессиональная" часть армии составляла более 65% от её численности, в которую входил офицерский корпус 350 тыс., мичманы и прапорщики 160 тыс. и контрактники около 200 тыс.. Итого 710 тыс. от общей численности 1 млн 100 тыс. После всех сокращений, сегодня, при численности армии в 1 млн человек, профессиональное ядро ужалось до 38%, при этом оставшиеся 62% это солдаты "срочники", 50% из которых служат менее шести месяцев и полноценными солдатами могут считаться лишь условно, а оставшиеся 50% владеют лишь минимальными навыками военных профессий", – отмечает генерал Кончуков.


Сокращения офицеров повлекли, помимо падения уровня профессионализма армии, и другую проблему – социальную. Министр обороны Анатолий Сердюков обещал в 2008 году всем уволенным в запас и попавшим под сокращение жилье, однако и эта проблема далека от разрешения. В декабре прошлого года Владимир Путин заверил, что в 2013 году проблема с жильем будет решена полностью, в то время как по официальным данным на июнь 2011 года нуждающихся в жилье насчитывалось около 40 тыс. семей. По сведениям депутатов Госдумы, реальная очередь на жилье составляет не менее 200 тыс. человек, то есть в пять раз больше.


Сокращение также коснулось системы военного образования. Как известно, было принято решение о создании 10 учебных центров, взамен 65 военных вузов, которые существовали ранее, при этом во время изменения форматов несколько лет набор не велся вообще. Предполагалось сокращение более 200 объектов медицинской инфраструктуры, в том числе, 66 военных госпиталей.


Одной из важных частей реформы стало изменение принципов финансирования военнослужащих, которое затронуло все слои, включая и срочников. Указ президента, который вступил в силу с 1 января 2012, предписывает увеличение денежного довольствия в 2,5-3 раза, а также увеличение военных пенсий в 1,6 раза. Впрочем, не обошлось и здесь без ложки дегтя в виде очередной монетизации льгот для военнослужащих.


Эти моменты были задекларированы четыре года назад, однако о том, что за это время произошло, найти достоверную информацию практически невозможно, ведь еще в ноябре 2008 года начальник Генштаба Николай Макаров подписал директиву, согласно которой все сведения о ходе реформ, о трудностях и настроениях в войсках в связи с этими мероприятиями приравниваются к военной тайне и разглашению не подлежат.


Реформа завершилась громадным ударом по обороноспособности страны. Основная ответственность за такое проведение реформы лежит на непрофессиональных "эффективных менеджерах", которым она была доверена, и первая война покажет ее истинные результаты. Такое мнение озвучил в беседе с Накануне.RU военный обозреватель, главный редактор журнала "Солдаты России" Владислав Шурыгин.


Вопрос: На заседании министерства обороны Дмитрий Медведев заявил, что реформа вооруженных сил практически завершена. Как Вы считаете, удалось ли достичь тех целей и задач, которые перед реформой ставились?

Владислав Шурыгин: Мне очень жаль, что наш президент заявляет о том, что военная реформа завершена, не дав оценку тому, как эта реформа прошла. Моя оценка такова: реформа, может быть, и завершена, но завершилась она громадным ударом по обороноспособности страны. Фактически, этой реформой разрушены все основные системы, на которых эта безопасность держалась, полностью демонтирована и разрушена мобилизационная система, разрушена система боевого управления. Фактически уничтожен офицерский корпус – из него выкинуто 80% и, в основном, это были профессионалы. В итоге армия перешла на ту организацию, которая не соответствует ни вероятным вооруженным угрозам, ни тем конфликтам, в которые она может быть вовлечена. Для меня итоги этой реформы самые печальные, и я считаю, что персональную ответственность за эту реформу несет нынешний начальник генерального штаба Макаров и министр обороны Сердюков.


Вопрос: Такой итог обусловлен изначально поставленными целями, либо дело в исполнении?


Владислав Шурыгин: Я считаю, что дело в реализации, потому что реформу доверили проводить абсолютным непрофессионалам. Реформа проводилась кулуарно узкой группой людей, которые не были никому подконтрольны. Пользуясь тем, что они были прикрыты высшим политическим руководством страны, фактически начали выстраивать эксперименты. Когда эти эксперименты зашли слишком далеко и стало понятно, что за разрушение армии нужно отвечать, они просто сделали все, чтобы свои результаты прикрыть еще большим обвалом, чтобы под общим обвалом никто ничего не заметил. Поэтому, я считаю, что главной проблемой реформы было то, что она проводилась без какого бы то ни было общественного контроля, без участия экспертов и без какой-либо научной проработки. Это было, что называется, ручное творчество людьми, которые ни в чем не разбираются.


Вопрос: На прошлой неделе "единороссы" дали оценку реформе органов МВД и назвали ее "профанацией". Эта реформа может такую же оценку получить?


Владислав Шурыгин: Все эксперты оценку-то давно дали. А когда это начнет звучать от высшего политического руководства не знаю, потому что в таком случае, нужно будет брать на себя ответственность. Во все годы проведения этой реформы в колокола звонили профессионалы, и писали и говорили, обращались к президенту, обращались к премьеру, но толку от этого не было никакого, никто на это внимания не обращал. Поэтому, я думаю, что все будут старательно делать вид, что ничего не происходит, и реформа благополучно завершена. Когда очередная война покажет обратное, вот тогда все дадут оценку военной реформе.


Вопрос: С приходом нового президента будут какие-либо изменения в этой области?


Владислав Шурыгин: Вы знаете, определенные надежды все с этим связывают, но никто не понимает, что будет реально. Будем надеяться, по крайней мере на то, что будет заменен министр обороны и начальник генерального штаба, но, с другой стороны, заявления Путина о том, что его команда его вполне устраивает, о том, что большинство чиновников, которые с ним работали – эффективные менеджеры, которых вполне можно брать в новое правительство, они, конечно, не вызывают большого энтузиазма, потому что господин Сердюков, возможно и эксперт в области сборов и налогов, но в армии он себя показал абсолютно тотальным профаном и разрушителем.


Вопрос: Судя по Вашим словам, армию нужно просто по-новой выстраивать?


Владислав Шурыгин: Я считаю, что в результате реформы армия деградировала, утратила, во многом, боеспособность и образ сильной армии держится только на громадном пиаре, в который сейчас вкладываются огромные деньги. В реальности ничего этого нет и результаты реформы самые плачевные.

Права на данный материал принадлежат Накануне.ру
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
12.08.2019
СССР – СНГ – Российская Федерация: становление новых вооруженных сил
14.01.2013
Океанские перспективы флота России
02.11.2012
Демонстрация флага
28.03.2012
Военная мощь России
05.10.2009
Гремя огнем, сверкая блеском стали
19.11.2008
Град Китеж. В каком состоянии подводный флот России
18 комментариев
№0
23.03.2012 12:50
Владислав Шурыгин: Я считаю, что в результате реформы армия деградировала, утратила, во многом, боеспособность и образ сильной армии держится только на громадном пиаре, в который сейчас вкладываются огромные деньги. В реальности ничего этого нет и результаты реформы самые плачевные.
-3
Сообщить
№0
23.03.2012 13:52
Очередная статья крикунов с Болотной...
aleks55 не зомбируйтесь на негативе. Думайте сами.
0
Сообщить
№0
23.03.2012 14:21
Вобще-то, все в смысле организационном,сделано правильно за исключением несколких позиций. Сама личность г-на Сердюкова малопривлекательна для этих целей как с человеческой так и государственной точки зрения и непопулярна!  Не переход надо было делать от дивизий на бригады, а дивизии создавать на бригадной основе, соответственно в дивизиях должны были быть бригады армейской авиации, и вообще передача армейской авиации в совершенно несвойственные для задач СВ общие ВВС - верх глупости. Вот почему и БЛА пришел абзац. Можно еще порассуждать про ПВО объектовую и войсковую и много про чего еще. Особенно непонятен вопрос с мобилизационной готовностью (тут одни шараханья), а это вопрос жизни и смерти! Хотя как говаривал незабвенный М.Макиавелли в книге "Государь"- Нет дела более трудного, неблагодарного и по результатам непредсказуемого, чем переход от старых порядков на новые. Новые порядки потребуют новых людей, которые  будут недовольны результатами реформ, а старые люди будут изначально недовольны самими реформами, ибо они при новых порядках будут не нужны! В результате Государь попадет в трудное положение (По памяти). Вот и результаты.
0
Сообщить
№0
23.03.2012 14:45
Хм. Какая-то странная статья. Основана на плюсах реформы, которые в ней выставлены как минусы, и на мнении Шурыгина, который видимо настолько крутейший авторитет, что ни в малейшей мере не утруждает себя обоснованием своих тезисов.
+3
Сообщить
№0
23.03.2012 16:03
Цитата
Особенно непонятен вопрос с мобилизационной готовностью (тут одни шараханья), а это вопрос жизни и смерти!

Скорее только смерти, от наличия мобилизации будет зависеть сколько  нулей будет у числа в графе "количество трупов".
0
Сообщить
№0
23.03.2012 16:08
Рекомендую к прочтению опусы Шурыгина, где он касается хоть сколько-нибудь технических вопросов - местные тролли могут поучиться обтекаемости формулировок и позавидовать расплывчатости тезисов.
0
Сообщить
№0
23.03.2012 20:25
Какая-то странная статья. Основана на плюсах реформы, которые в ней выставлены как минусы - №4
--------------------------------------------
Чтобы оценить плюсы и минусы надо представить себе ход возможных боевых действий на разных направлениях.
Первое направление - западное. Странам НАТО мы не сможем оказать существенное сопротивление по своему техническому уровню, а может противопоставить только весьма вероятный героизм военных. Это следует из технического соотношения обычных (не ядерных вооружений). Можно сказать, что НАТО никогда на нас не нападет -это, мол, оборонительный блок. Но стоит вспомнить слова некоего американского деятеля (деятельницы), что Россия не по праву владеет такими богатствами, какие есть на ее территории.
Второе направление - южное. Там у России нет особенных проблем, кроме, возможно, Турции. Турецкая армия практически равна Российской Армии, размещенной в европейской части России. Но турция - это НАТО. Это особо надо учитывать.
Третье направление - среднеазиатское. На среднеазиатском юге наиболее вероятно возникновение войны партизанского типа, когда амеры уйдут из Афганистана. Война такого типа трудная, затяжна, но вполне по силам РА. Хотя в перспективе это направление будет уже в значительной мере "китайским".
Четвертое направление - восточное. Уже многократно было заявлено, что сейчас нет вопроса:  "нападет ли Китай на Россию", а только: "когда он это сделает". И вот здесь Россия и ее армия абсолютно не могут сопротивлятся. Учения "Восток-2010" (если я правильно помню это название) показали полную неспособность РА достаточно быстро и эффективно организовать оборону, полную несостоятельность управления армией, резкую нехватку личного состава и современной техники.
В свое время на о. Даманском СССР сумел быстро ликвидировать китайскую угрозу, за счет значительного технического превосходства. Сейчас у России этого превосходства нет.
Вот и оценивайте плюсы и минусы. А то опять безо всякого размышления: "просралиполимеры" ....
-1
Сообщить
№0
23.03.2012 22:12
Приводил в рекомендуемых материалах
"Спор о сотаве ВС РФ.
Во-1х, не 100, а почти 120. И продолжается формирование новых. Во-2х, Армия США сейчас имеет 45 бригад, и намерена порезать 10 из них, в т.ч. 8 тяжелых. А у нас, наоборот, идет процесс перехода на новые штаты, где большую часть составят бригады тяжелые. В которых только танков - почти как в танковом полку (84 против 94). Так почему Армии США намного меньшего количества бригад достаточно, НОАК тоже считает, что может порезаться на 700тысяч чел. в сухопутных частях, а 120 бригад нам - МАЛО?
-Ну да, только в бригаде тылов - не как в полку, инженерных средств - как у половины дивизии, артиллерии не один, а два дивизиона, и вообще, считать бригаду даже 2009г образца (а с тех пор штаты менялись не раз и меняются сейчас) сугубым эквивалентом полка - может лишь малограмотный офицер. Учитывая, что идеальных полнокровных полков в ВС РФ на момент реформы просто ПОЧТИ НЕ БЫЛО. И дивизий - тем более."
А Шурыгин известен своими просралиполимеры.
0
Сообщить
№0
23.03.2012 22:14
Уже многократно было заявлено, что сейчас нет вопроса: "нападет ли Китай на Россию", а только: "когда он это сделает".

Храмчихин вы?
+3
Сообщить
№0
23.03.2012 22:36
9 Hazzard
Я это, я. Согласен в этом с Храмчихиным. Уж больно смущают китайские манёвры на север. И наращивание танковых войск.
ИМХО: Не создадим кулак на ДВ, могут и напасть.
+2
Сообщить
№0
23.03.2012 23:10
Не создадим кулак на ДВ, могут и напасть.

Зачем? Ну вот зачем им это? Ресурсы? Покупать дешевле, чем посреди лесов воевать. Вон Путин с ними громадное смоглашение подписал. Работай - нехочу. Территории? Дак китайцев в Приморье вон пускают живите-работайте, никаких препон. Только их все равно там меньше чем в Калифорнии. Вот какой смысл теоретического нападения китайцев? Даже если мы выведем за скобки ЯО, то даже конвенциональным оружием и блокировкой транспортных потоков китайцам будет нанесен несопоставимый с теоретическими выгодами урон. Из наших соседей война с Китаем, наиболее маловерятна, ну может разве что с Финляндией еще.
+5
Сообщить
№0
23.03.2012 23:16
11 Hazzard
Цитата
Зачем? Ну вот зачем им это? Ресурсы?
1. Перенаселение.
2. Покупать это одно, а иметь собственные это другое.
3. Комплекс обиды. Они считают, что ДВ, южная Сибирь их территории.
4. Чистой пресной воды не напокупаешся.
ИМХО: Китайцы взвешивают, что выгоднее - напасть, тихим сапом колонизовать или не рыпаться и покупать. Вот и надо положить на "весы" мощный болт - ВС, ВВС, ВМФ.
0
Сообщить
№0
23.03.2012 23:23
Из наших соседей война с Китаем, наиболее маловерятна - №11
------------------------------------------
Ну тогда Козырев прав: у России нет врагов и армию надо распустить.
К сожалению, в межгосударственных отношениях другое важно: насколько страна сильна в экономическом и военном плане. Нет таких сил, то и воевать с ней не надо, надо просто придти и брать то, что надо.
Кто мог подумать, что Германия, находящаяся в крайне тяжелом после ПМВ положении и начавшая "дружить" с СССР, к 39-41 году станет самым мощным врагом.
А кто мог ожидать, что даже в 39 году, в дни "странной" войны на западе наши возможные союзники (Франция и Великобритания)обсуждали планы бомбежки бакинских нефтепромыслов?
+1
Сообщить
№0
23.03.2012 23:39

1. Перенаселение.
2. Покупать это одно, а иметь собственные это другое.
3. Комплекс обиды. Они считают, что ДВ, южная Сибирь их территории.
4. Чистой пресной воды не напокупаешся.


1. У них север и Всоток страны не заселены, и переселяется народ туда с БОООЛЬШИИМ скрипом. Перенаселение Китая миф.
2. Ну да, только это мягко говоря, не причина для войны.
3. Еще один миф. Где кто и когда это говорил? Из серии если Индия будет готовиться к войне с нами ибо мы хотим "помыть сапоги в Индийском океане".
4. Гы, повернуть Сибирский реки в Китай, ради чего начать войну с ядерной державой? Ну ну.
+5
Сообщить
№0
24.03.2012 02:44
Согласен с Hazzard, Китаю нечего делать на нашей территории, тем более они во многом зависят от нас, да и статус ядерных держав ни кто не отменял. НАпряженность у Китая будет с Америкой. Эдакая вторая холодная война, где два действующих лица китай и США, а Россия эдакий пассивный наблюдатель, которому главное чтоб его не зацепило...

Вот, почитайте, интересно: https://vpk.name/news/52351_o_vozmozhnosti_vozniknoveniya_mirovoi_voinyi_i_nekotoryih_osobennostyah_ee_vedeniya.html
+1
Сообщить
№0
24.03.2012 04:28
Цитата
Китаю нечего делать на нашей территории
Полагаю, за остров Даманский они воевали именно от нечего делать.
Цитата
тем более они во многом зависят от нас
В 1969 году КНР, конечно, в меньшей степени зависела от нас.

Новые хозяева острова засыпали протоку, и с тех пор он стал частью китайского берега (Жаланашколь).
Интересно, насколько метров в год смещается к северу русло реки Амур?
+3
Сообщить
№0
24.03.2012 06:37
Проверить ГРУ ВМФ пара пустяков посадить на LCS и в Сомали на борьбу с пиратами в рамках глобальной борьбы с терроризмом.
0
Сообщить
№0
24.03.2012 22:29
14 Hazzard
Цитата
1. У них север и Всоток страны не заселены, и переселяется народ туда с БОООЛЬШИИМ скрипом.
О как. А вы климатическую и почвенную карту посмотрите. Там условия как в Монголии или в центральном Казахстане. Китайцы земледельцы, а не скотоводы. В Алтае, ДВ, Еврейской АО климат и почвы гораздо получше будут.
И, кстати, с чего бы китайцев там полно, несмотря на баръеры?
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 19.04 09:52
  • 14
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 19.04 01:12
  • 902
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 18.04 20:05
  • 96
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 18.04 19:22
  • 18
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 18.04 19:04
  • 110
В России запустили производство 20 самолетов Ту-214
  • 18.04 18:25
  • 12
Британская ПВО может и не выдержать первого удара России (The Telegraph UK, Великобритания)
  • 18.04 17:34
  • 2702
Как насчёт юмористического раздела?
  • 18.04 15:42
  • 1
Сергею Шойгу в парке "Патриот" представили более 30 перспективных образцов вооружения и техники
  • 18.04 15:29
  • 0
Кипящий «котёл» Закарпатья остужать никто не собирается
  • 18.04 13:38
  • 1
Норвегия может приобрести фрегаты класса "Тип-26"
  • 18.04 11:46
  • 74
Членство в НАТО в обмен на территорию. Зачем Армения проводит военные учения с США
  • 18.04 09:59
  • 2
Следующий пуск тяжелой "Ангары" с космодрома Восточный состоится в 2027 году - Борисов
  • 18.04 08:34
  • 1
Критический момент. Шансы Украины вернуть инициативу стремятся к нулю (The Wall Street Journal, США)
  • 18.04 05:12
  • 1
Разработчик анонсировал поступление в зону СВО трех бункеров-укрытий для личного состава
  • 18.04 02:38
  • 1
Названа особенность украинских «шаров-террористов»