Войти

Удар с палубы

7455
21
+1

ВМФ России получит новые атомные авианосцы

"Я чувствую себя спокойно каждый раз, когда на мой вопрос к оперативному офицеру 'Где находится ближайший авианосец?', тот может ответить: 'Он как раз в том самом месте!'"

генерал Армии США Джон Шаликашвили



В России все же будет вестись проектирование и строительство новых авианосцев, несмотря на то, что ранее чиновники и высокопоставленные военные неоднократно утверждали, будто таких планов не существует. По данным Объединенной судостроительной корпорации, проектирование нового тяжелого авианесущего крейсера начнется в 2016 году, а первый такой корабль будет построен уже в 2023 году. Однако во что обойдется бюджету строительство авианосца и какова будет концепция применения таких кораблей, пока остается не ясным.


И все же - строить


Объединенная судостроительная корпорация в 2016 году приступит к проектированию и постройке авианосца для Военно-морского флота, объявил 29 июня 2011 года президент ОСК Роман Троценко, добавив, что "авианосцы России нужны". Впрочем, уже на следующий день глава судостроительной корпорации непоследовательно заявил, что постройка авианосца начнется в 2018 году, а сам корабль будет полностью готов уже в 2023-м. При этом он не уточнил ни сроков проведения испытаний, ни сроков ввода авианесущего крейсера в состав российского флота.


Подробностей о новом российском авианосце озвучено не много. Впервые информация о проведении проектных работ по этому классу кораблей появилась в российской прессе в 2009 году. Сообщалось, что работы ведет одно из предприятий ОСК, но не уточнялось, на какой стадии находится проект. Как тогда рассказал руководитель направления гособоронзаказа ОСК вице-адмирал Анатолий Шлемов, новые авианосцы будут атомными; их водоизмещение составит 60 тысяч тонн. По оценке вице-адмирала, флоту требовалось минимум три таких корабля с возможностью увеличения их количества до шести единиц.

В июне 2009 года главком ВМФ России Владимир Высоцкий объявил, что российский флот получит вместо классических авианосцев морские авиационные комплексы, которые будут включать в себя "космическую составляющую, авиационную, морскую и передовые технологии в других областях". 30 июня 2011 года Троценко пролил еще немного света на программу перспективного корабля - он точно получит атомную силовую установку, но его водоизмещение составит 80 тысяч тонн. Прежде строительством авианосцев занимался СССР, однако максимальное водоизмещение советских кораблей не превышало 50 тысяч тонн. На этом подробности о новом авианосце заканчиваются.

В начале декабря 2010 года российские СМИ сообщили, что в стране до 2020 года начнется строительство серии из четырех авианесущих крейсеров, причем работы над проектно-технической документацией уже начались. Предполагалось, что строительство кораблей будет вестись за счет средств госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы, объем финансирования которой составит около 20 триллионов рублей. Впрочем, вскоре после этого министр обороны России Анатолий Сердюков информацию о скором начале строительства авианосцев опроверг, отметив, что у военных нет планов на покупку таких кораблей.


Чуть позже слова Сердюкова подтвердил и вице-премьер России Сергей Иванов, курирующий оборонно-промышленный комплекс, пояснив, что финансирование строительства авианосцев не заложено в госпрограмму вооружений. Он также добавил, что документ не предусматривает и строительство экранопланов, о скором начале которого в сентябре 2010 года заявил генеральный директор ЦКБ имени Алексеева Сергей Платонов. Ни слова об авианосцах в конце февраля 2011 года не сказал и тогда еще первый заместитель министра обороны России Владимир Поповкин, озвучивший многие параметры госпрограммы вооружений.


После всего этого слова Троценко о том, что авианесущие крейсера все же будут проектироваться и строиться в России, стали полной неожиданностью.


На правах размышлений


В настоящее время в мире существует три типа авианесущих крейсеров, которые в международной классификации обозначаются как CATOBAR (Catapult Assisted Take Off But Arrested Recovery), STOBAR (Short Take-Off But Arrested Recovery) и STOVL (Short Take-Off and Vertical Landing). Первые, как, например, американский "Авраам Линкольн", обеспечивают старт самолетов с палубы при помощи катапульты, а посадку - при помощи аэрофинишеров. На вторых вместо катапульты установлен трамплин, а самолеты взлетают исключительно при помощи тяги собственных двигателей, однако посадка истребителей обеспечивается аэрофинишерами. К такому типу авианосцев относится российский "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов".


Наконец, третий тип авианосцев предназначен для истребителей с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. К этому типу относится, например, испанский легкий авианосец "Принсипе де Астуриас" ("Принц Астурийский").


К какому классу будет относится перспективный российский тяжелый авианесущий крейсер, пока неизвестно. Большое водоизмещение заставляет предположить, что на корабле будут установлены катапульты и аэрофинишеры. В этом случае не исключено, что в основу может лечь корабль проекта 1143.7 "Ульяновск" - атомный авианосец типа CATOBAR, разработка которого началась в 1984 году и завершилась из-за отсутствия финансирования в 1991 году.


Согласно проекту, водоизмещение "Ульяновска" должно было составить 74 тысячи тонн, а сам корабль должен был получить четыре атомных силовых установки. При длине 323,7 метра, ширине - 78 метров и осадке 10,7 метра авианосец должен был служить базой для 70 летательных аппаратов, включая вертолеты Ка-27 и Ка-31, а также палубные истребители МиГ-29К и Су-33 и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления Як-44. "Ульяновск" предполагалось оснастить двумя катапультами, трамплином и аэрофинишером.


Впрочем, в настоящее время российская авиационная промышленность не выпускает палубные самолеты, которые могли бы стартовать с палубы авианосца при помощи катапульты. Существующие сегодня палубные учебно-тренировочные самолеты Су-25УТГ, истребители МиГ-29К/КУБ и Су-27К/Су-33 осуществляют взлет с палубы при помощи трамплина. Таким образом, строительство авианосца типа CATOBAR потребует и разработки нового палубного истребителя.


Ранее некоторые эксперты высказывали предположение, что таким истребителем может стать палубная версия российского Т-50 (ПАК ФА), разработка которого ведется "Сухим" в интересах ВВС России. В частности, об этом в 2009 году заявил вице-адмирал Шлемов. Тем не менее, если такой самолет и будет создан, вероятнее всего ему для старта также не потребуется катапульта - согласно официально объявленным характеристикам, ПАК ФА может использовать для взлета и посадки взлетно-посадочные полосы длиной 400 метров. То есть, трамплина для палубной версии самолета, очевидно, должно быть более чем достаточно.


Впрочем, помимо "Ульяновска", в СССР также велась разработка тяжелого атомного авианесущего крейсера проекта 1153 "Орел", в основу которого лег нереализованный проект 1160. Его водоизмещение должно было составить 65 тысяч тонн. В авиагруппу корабля планировалось включить до 50 летательных аппаратов. Проект "Орел" был закрыт в конце 1976 года, а на освободившиеся средства был построен авианосец "Адмирал Горшков" (ныне "Викрамадитья", куплен ВМС Индии в 2000 году) проекта 1143.4. Не исключено, что наработки, полученные в рамках программы 1153, также будут использованы при проектировании нового российского авианосца.


Вопросы применения


Говоря о начале проектирования и строительства авианосцев в России, Троценко не уточнил ни бюджет, ни стратегию применения таких кораблей в составе ВМФ России. Вероятно, ни то, ни другое пока еще не определено. Постройка только лишь авианесущего крейсера потребует значительных расходов. Например, стоимость американского авианосца класса "Нимиц" составляет около пяти миллиардов долларов, а достройка и модернизация "Горшкова" для Индии за вычетом 16 палубных МиГ-29 - около двух миллиардов долларов. При этом не следует забывать и о необходимости формировать авиагруппу корабля, которая, судя по водоизмещению в 80 тысяч тонн, составит не менее 60 летательных аппаратов.


Кроме того, авианесущий крейсер редко действует как самостоятельная единица и требует обязательного присутствия кораблей сопровождения. В их задачу входит обеспечение противовоздушной и противолодочной безопасности авианосца, несмотря на то, что соответствующее вооружение у него должно наличествовать. Наконец, под перспективный авианосец придется создать и инфраструктуру, способную не только обеспечить базирование корабля большого водоизмещения, но и его техническое обслуживание и ремонт. Одним словом, на проектирование и постройку даже одного авианосца нужны средства поистине колоссальные, не говоря о принятии на вооружение четырех или шести таких кораблей.


В настоящее время в состав ВМФ России входит один авианосец "Адмирал Кузнецов", принадлежащий к Северному флоту. Он был включен в состав ВМФ России 20 января 1991 года. Считается, что нормальным сроком службы кораблей такого класса являются 50 лет, после чего их необходимо менять. Почти половину своего срока российский авианосец уже отслужил, а учитывая, сколько времени сегодня занимает процесс разработки и производства военной техники (не только кораблей), настало время подумать о замене авианосца. К слову, "Адмирал Кузнецов" был заложен 2 сентября 1982 года, а включен в состав флота спустя почти девять лет (это к вопросу о пяти годах, заявленных Троценко).


При этом не ясно, каким образом ВМФ России будет использовать новые авианосцы. Сказать по правде, даже для одного-единственного "Кузнецова", очевидно, не нашлось сколько-нибудь определенной задачи - чем занимается корабль, где ходит, какие задания выполняет, сказать точно вряд ли получится. Есть и есть.


С одной стороны, обладание авианосцами как бы ставит страну в разряд "агрессивных" держав, занятых проведением военных операций за рубежом. Это ярко видно на примере США, в состав ВМС которых сегодня входят 11 авианосцев (один из них в настоящее время участвует в операции западной коалиции в Ливии). Но Россия придерживается сугубо оборонительной стратегии и отдаленных военных операций не проводит. Теоретически авианосец может пригодится лишь для обеспечения безопасности Курильских остров, учитывая обострение территориальных споров с Японией. Но это на первый взгляд.


У военных же свое видение. В разное время представители ВМФ заявляли, что России авианосцы нужны для уничтожения соединений надводных кораблей и для противолодочной борьбы, разрушения объектов противника на побережье и в глубине территории, завоевания и удержания господства в воздухе в районе боевых действий и блокады отдельных морских районов и проливных зон. Но эта тактика опять-таки предполагает ведение военных действий той или иной интенсивности, а таковые, напомним, не предусмотрены стратегией России и возможны только в случае агрессии со стороны другой страны.


Ранее главком ВМФ Высоцкий рассказывал, что России авианосцы нужны и для выполнения еще одного рода задач - прикрытия районов патрулирования собственных стратегических атомных подводных лодок, для чего нужна, в частности, морская авиация. По словам Высоцкого, "если на севере мы не будем иметь авианосец, то боевая устойчивость ракетных подводных крейсеров Северного флота в тех районах будет сведена к нулю уже на вторые сутки, потому что основной противник лодок - это авиация".


Как бы то ни было, следует учитывать еще и сложность принятия решения о строительстве не только авианосцев, но и других типов кораблей. Ведь не вызывает сомнения тот факт, что постройка флота требует десятилетий, на протяжении которых политическая и экономическая обстановка в России и в мире может значительно поменяться. Это значит, что решение, принятое сегодня, может оказать решающее влияние на судьбу страны в отдаленном будущем.




Василий Сычев

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
27.06.2012
Точки опоры в океане
28.03.2012
Разумный баланс между «хочу» и «могу»
12.10.2011
«Плавающие аэродромы» для отечественного флота
03.10.2011
Каким быть российскому авианосцу?
13.07.2011
Самолеты вместо рулеток
17.08.2010
Российский авианосец – мечта становится былью?
21 комментарий
№0
01.07.2011 03:36
Цитата
он точно получит атомную силовую установку, но его водоизмещение составит 80 тысяч тонн.

Цитата
В этом случае не исключено, что в основу может лечь корабль проекта 1143.7 "Ульяновск"


Луч света в нашем темном царстве. Хватило хоть ума не пытаться все запихнуть в 50т.т. Только строить где? В бассейн Севмашеский не войдет. Постройку нового сухого дока собатировали, строить его не начинали, при сроке постройки в 10 лет. Остается Николаев.
0
Сообщить
№0
01.07.2011 10:32
очередная фантастика от наших утопистов.Троценко очевидно забыл что ОСК корветы сегодня по 5-7 лет строит и не надо надеяться что кто-то способен ускорить этот процесс.Чисто гипотетически это возможно,но в реальности такого застоя в делах и мозгах у нас никогда не было...
+2
Сообщить
№0
01.07.2011 10:50
Военное судостроение только сейчас выходит из кризиса, продолжавшегося 20 лет, отрасль набирает обороты. Будем верить, что все будет ок. Темп по постройке корветов и фрегатов набирает обороты. К 2016 году спустят, дай бог, эсминец, а к 2023 году - авианосец. По крайней мере структурирование постройки НК от меньшего к большему ( корвет = авианосец ) идет.
+2
Сообщить
№0
01.07.2011 10:59
Ну кстати было бы странно, если бы гражданский Троценко пролил  бы свет на стратегию применения авианосцев)) а с временем постройки... думаю, не корректно сравнивать с текущими темпами. Во-первых, проблемы с развалом кооперации сказались, во-вторых, объективное техническое состояние заводов, проводить модернизацию которых, когда на них висят заказы, довольно трудно, либо одно, либо другое, либо что-то очень хорошо скоординированное. А полностью ОСК-то до сих пор не сформирована, янтарь только недавно вошел, СВ и Балтийский все еще мучительно "входят". То есть оперативного простора для перекидывания общих заказов и использования момента для модернизации производств сейчас нет. отсюда и новые верфи, а следовательно и современные технологии, мощные краны, которые позволят корпуса формировать крупными блоками,а  следовательно круглый год фактически строить сегменты под крышей.
+1
Сообщить
№0
01.07.2011 12:26
Только строить где? В бассейн Севмашеский не войдет.

На Котлине. Они там в рамках выноса Балтзавода, Севверфей и Адмиралтейства хотят эллинг на 200-килотонники и как минимум один сухой док для таких кораблей. О чём сказали там же.

Вот сделают ли, другой вопрос.
+1
Сообщить
№0
Скрыто, низкий рейтинг.
№0
01.07.2011 16:11
не следует забывать и о необходимости формировать авиагруппу корабля, которая, судя по водоизмещению в 80 тысяч тонн, составит не менее 60 летательных аппаратов.

Откуда инфа про 80 тт?

VashEstambid, дохрена петросян?
+3
Сообщить
№0
03.07.2011 09:48
Цитата
Остается Николаев.
Вполне реально. Нулевой стапель с его кранами как раз под такое и строился. Однако реактор запускать будет необходимо как минимум в средиземном море. Босфор иначе не пройти. Соответственно ходовые испытания в в черном море не провести и достройкой в Николаеве заняться тоже.
0
Сообщить
№0
03.07.2011 22:02
А не плохо так да, восемьдесят тысяч тонн?
0
Сообщить
№0
03.07.2011 22:05
Ну главное сделать морскую версию Т-50.
+1
Сообщить
№0
03.07.2011 22:17
Цитата
А не плохо так да, восемьдесят тысяч тонн?
Цитата
Ну главное сделать морскую версию Т-50.
А я бы его ещё и ударным сделал,запихнув УКСК яч.так на 50+4 УВП под ПВО контур яч.так на 50 каждая!!!
-1
Сообщить
№0
03.07.2011 23:04
А что если 80 тыс т это опечатка/оговорка, а на самом деле 8-10 тыс т)))) тогда на севмаше можно будет сразу несколько штук закладывать))
0
Сообщить
№0
03.07.2011 23:25
Глава ОСК пиарит свой проект (откровенно попахивающий попилингом) противоречащий заявлениям министра обороны, а в интеренетах на сем медиа-поводе уже все построили и авиакрыло оснастили.
0
Сообщить
№0
03.07.2011 23:54
Министр обороны тем не менее сообщил о работе над аванпроектом, так что может в 2016 позиция мо поменяется и работу над АВ подтвердят, может быть. А Троценко . Да конечно пиарит, но я не уверен , что сейчас есть какие-то убедительные доказательства , что вся его деятельность приносит вред судостронию. Вот напротив, последние сообщения утверждают, что адмиралтейские верфи например уже с этого года будут выполнять субподрядные работы по мистралю. Специалисты с сп дэу будут стажироваться на верфях в Корее на постройке афрамаксов, есть сп в Финляндии и теперь в Кронштадте . В общем, безусловно все может оказаться попилом, но это все же не столь однозначно, как мне кажется
+1
Сообщить
№0
04.07.2011 00:01
Цитата
(откровенно попахивающий попилингом)
Когда то я такие заявы слышал и про Бореи,Ясени,корветы,фрегаты а уж про ПАКФА и ССЖ так вообще ППЦ сколько г.вылили-однако всё строят,испытывают,спускают,вводят в строй!
Поживём увидим КАКОЙ это будет ПОПИЛИНГ!
+1
Сообщить
№0
04.07.2011 07:17
Я не говорю, что вред судостроению. Наоборот, человек перетягивает ресурсы и фин. потоки на себя, что с ведомственной точки зрения благо из благ. Но вот в общем для страны, тут есть вопросы. Никто же так и не смог убедительно сформулировать на кой нам этот, мягко говоря, недешевый вид флота, как авианосцы, когда других более насущных проблем, хоть поварешкой загребай.
0
Сообщить
№0
04.07.2011 07:50
А я бы его ещё и ударным сделал,запихнув УКСК яч.так на 50+4 УВП под ПВО контур яч.так на 50 каждая!!!
ПВО согласен, запихнуть можно на всякий случай, но ударное вооружение нафиг надо, авиация с АВ действует дальше, чем Оникс, да и прикрытие у АВ нормальное, так что нече проект удорожать=)
+1
Сообщить
№0
04.07.2011 16:54
Цитата
но ударное вооружение нафиг надо, авиация с АВ действует дальше, чем Оникс,
Да согласен!Нужен палубный ударник + истребитель!
вскоре будут гз ПКР,КР-вот их бы на ЭМ а с АВ Ониксами и КР авиация будет работать!
0
Сообщить
№0
04.07.2011 17:00
вскоре будут гз ПКР,КР
вскоре, это когда?=)
0
Сообщить
№0
04.07.2011 17:14
Цитата
вскоре, это когда?=)
ХЗ :-)Может лет через 10.
Но хотелось бы их уже на первом серийном ЭМ  увидать!
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 25.04 17:49
  • 1035
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 25.04 17:21
  • 2
Суд арестовал замминистра обороны РФ, на которого ФСБ пять лет собирало материалы по коррупции
  • 25.04 15:58
  • 120
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 25.04 13:48
  • 3
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 25.04 13:40
  • 463
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 25.04 12:48
  • 0
«Освей»: Космическая Беларусь берется за строительство самолетов
  • 25.04 10:13
  • 478
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 25.04 09:30
  • 2
Разящий луч: как развиваются боевые лазеры
  • 25.04 09:27
  • 9
Российские разведывательно-ударные мультикоптеры предложат на экспорт
  • 25.04 09:12
  • 276
Космонавтика Илона Маска
  • 25.04 09:02
  • 26
Национальная политика и миграция
  • 25.04 08:46
  • 19
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 25.04 05:17
  • 3
Ходаковский: важно понять, для чего мы начали СВО и как будем дальше жить с побеждённой Украиной
  • 25.04 04:48
  • 2706
Как насчёт юмористического раздела?
  • 25.04 01:52
  • 1
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО