Войти

Одряхлевший гарант защиты страны

3558
21
+2

Минфин продолжает противиться укреплению обороноспособности Российской Федерации

Правительство РФ начало разработку бюджета страны на 2012–2014 годы. Как стало известно, Минфин предложил отказаться от увеличения численности офицеров и контрактников Минобороны (экономия 160 млрд. руб.). Более того, предложено не только не увеличивать армию, но и сократить ее на 15% за три года (еще 50 млрд.). Также в ближайшие три года Минфин хочет урезать гособоронзаказ (на 100 млрд. руб. ежегодно). Предлагается отказаться и от увеличения финансового обеспечения накопительно-ипотечной системы для военных (78 млрд. экономии).


Последнее из этих предложений даже не хочется обсуждать, только есть желание предложить руководству Минфина да и вообще всего правительства пожить в тех же условиях, что большинство российских офицеров (и на их денежное довольствие). Обсудить хочется проблему сокращения численности Вооруженных сил и гособоронзаказа, то есть дальнейшее урезание военного потенциала страны.


В представлении большей части людей с либеральными взглядами (именно они в основном «рулят» Минфином) ВС являются гигантским паразитом, от которого нет никакой пользы и который поэтому желательно уничтожить вообще. А поскольку разнообразные тупые ретрограды этого сделать пока не дают, надо хотя бы максимально этого паразита урезать. Подкреплением этого взгляда на жизнь должна являться судьба СССР, который якобы рухнул под бременем непосильных военных расходов.


Дешевизна обманчива


Безусловно, излишние военные расходы наносят ущерб экономике страны. Впрочем, применительно к СССР еще никто точно не смог определить, какую роль в его крахе сыграли именно военные расходы, а какую – общая неэффективность экономической модели и завышенные социальные и внешнеполитические обязательства. Но почему-то совсем забывается, что у ВС есть совершенно конкретная экономическая роль.


Во-первых, ВС защищают страну от внешней агрессии, ущерб от которой заведомо на много порядков превысит военные расходы (вплоть до варианта полного уничтожения страны и, соответственно, ее экономики). Во-вторых, ВС обеспечивают интересы страны на мировой арене, своим потенциалом, в частности, подкрепляя продвижение ее экономических интересов. Соответственно, армия ни в коем случае не является эдаким паразитом.


К сожалению, в России категорически не принято учиться даже на своем опыте, не говоря уже о чужом. Хотя прямо сегодня окружающий мир демонстрирует нам очень интересные примеры того, сколько и для чего нужно тратить на ВС.


Так, мы наблюдаем европейский опыт. Все европейские страны с момента окончания холодной войны непрерывно сокращают свои ВС и расходы на них. Правда, расходы сокращаются медленнее, чем фактические ресурсы ВС, поскольку почти все европейские страны перешли от призывного принципа комплектования к наемному, что резко увеличило расходы на содержание личного состава, несмотря на значительное сокращение его численности. Да и оружие сейчас стало очень дорогим, даже если его закупать мало, все равно получается дорого. Нынешний экономический кризис, который очень сильно ударил по странам еврозоны, привел к очередному витку сокращений, который еще только разворачивается. Кое-где дело доходит уже до обнуления. Например, Голландия отказалась от танков, без которых, вообще-то, нормальную войну вести нельзя (не буду тратить место на доказательство этой очевидной вещи).


В итоге происходит полная утрата европейскими ВС боеспособности. Оставим сейчас в стороне психологическую сторону вопроса (поразивший европейцев пацифизм), возьмем чисто военную. Само по себе сокращение вооружений после некоего определенного уровня приводит к полной потере возможности воевать. Оружия слишком мало, поэтому оно просто будет очень быстро выбито. Кроме того, поскольку его очень мало и оно при этом очень дорогое, его теперь просто страшно отправить в бой. Подобное имело место с линкорами в годы Второй мировой. Теперь такими «линкорами» становится то, что всегда было «расходным материалом» – танки, БМП, истребители.


Как бы дешевая предельно сокращенная армия на самом деле из-за своей военной неэффективности оказывается крайне дорогой. Сейчас мы можем наблюдать это в Ливии, тем более что американцы, самоустранившись от операции, обеспечили нам чистоту эксперимента в смысле демонстрации возможностей европейцев. Которым, как выясняется, воевать практически нечем. Война продолжается уже почти три месяца, причем в чисто полигонных условиях, без сопротивления со стороны противника. Однако достигнутые результаты очень близки к нулю. При этом затраты на войну уже очень высокие. Полностью истрачены (непонятно на что) многие типы современных и крайне дорогостоящих боеприпасов. А конца-то войне не видно. Имей европейцы нормальные ВС – все было бы давно закончено заведомо гораздо меньшей ценой, чем получается сейчас. В итоге экономия оказывается иллюзией, точнее – обманом (или самообманом).


Именно «дешевая» сокращенная армия и становится настоящим паразитом, поскольку деньги на нее все равно тратятся, причем немалые, а выполнять свои задачи она не может. То есть, если перейти на либеральную терминологию, налогоплательщики оплачивают услугу, которая на самом деле им не оказывается. Соответственно экономия на ВС не только является самообманом, но еще и аморальна. К счастью для европейцев, на них некому нападать, к тому же за ними пока стоят США, иначе они бы в гораздо более трагическом варианте убедились в том, как дорого обходится «дешевая» армия.


Самоубийственная экономия на безопасности


Противоположный пример представляет Китай. Еще в конце 1970-х эта страна имела гигантскую армию, которая представляла собой гору металлолома в техническом смысле и огромную толпу одетых в военную форму людей с нулевым уровнем боевой и командной подготовки. Война с Вьетнамом в начале 1979 года покрыла НОАК неувядаемым позором. Единственное, что у китайских «воинов» получалось хорошо, – зверства в отношении мирного населения страны, которую всего 10 годами раньше в Китае называли братской.


На старте реформ НОАК сразу же была значительно сокращена. В начале 1990-х военные расходы КНР составляли жалкие 4,5 млрд. долл. С тех пор ситуация изменилась разительно, за два десятилетия военные расходы КНР выросли в 20 раз, причем руководство страны не скрывает, что они будут расти и дальше. При этом китайская экономика во многом либеральнее российской. И главное – руководство КНР отличается исключительным прагматизмом, оно никогда не будет бесполезно выбрасывать деньги на ветер. Любые их расходы – это вложения в будущее.


Таковыми вложениями в будущее являются и военные расходы, которые растут почти вдвое быстрее, чем ВВП Китая.


НОАК, почти не сокращаясь (а кое в чем и увеличиваясь) количественно, проходит радикальное качественное обновление, уверенно и по всем параметрам входя теперь как минимум в тройку сильнейших армий мира, а по каким-то позициям выходя даже в лидеры. Она уже давно избыточна для обороны, поэтому, казалось бы, пора остановиться, но китайцы останавливаться не собираются. Ведь ясно, что без внешней экспансии, без захвата территорий и ресурсов Китаю не выжить. Поэтому НОАК становится важнейшим экономическим фактором, двигателем этой экспансии. Причем наличие огромной военной мощи в большинстве случаев сделает прямую агрессию необязательной. Просто китайцы, обращаясь к руководству других стран, теперь могут сказать: «Отдайте нам это (территории и ресурсы) по-хорошему – или мы возьмем это по-плохому». Желающих выбрать второй вариант найдется немного. В итоге дорогая огромная НОАК окажется экономически очень эффективной, поскольку принесет больше денег, чем на нее было потрачено.


ВС РФ сейчас доведены до такого состояния, когда необходимо их полное тотальное перевооружение, причем по-настоящему новой техникой, а не советской, коей являются, например, Т-90, БМП-3 или Ми-28. Соответственно даже нынешний гособоронзаказ, пожалуй, маловат. Его урезание – это уже прямое преступление, даже не подрыв, а, по сути, уничтожение обороноспособности страны. Дело усугубляется тем, что вышеупомянутый Китай именно нас в первую очередь попросит отдать ему все «по-хорошему». И не могут быть ВС РФ «небольшими, компактными» из-за размеров страны, разноплановости и разнонаправленности угроз.


Про денежное довольствие и жилищные условия военнослужащих не хочется даже говорить, чтобы не переходить на ненормативную лексику.


Безусловно, экономия бюджетных средств – вещь замечательная. Тем более что резервы для нее у нас на самом деле огромные. В первую очередь, разумеется, это коррупция, суммарные объемы которой, видимо, в разы, если не на порядки превосходят наши военные расходы. Есть еще «официальное» содержание госаппарата (включая тот же Минфин), эффективность которого в расчете на человека, мягко говоря, невелика. Есть разные замечательные мегапроекты типа зимней Олимпиады в субтропиках. Есть еще такая статья расходов, как содержание многочисленных банд хунвейбинов (молодежных патриотических движений). Есть закупаемые на деньги, заработанные в России (точнее, за счет России), яйца Фаберже, крупнейшие в мире яхты и «подвальные» клубы НБА. Впрочем, в Минфине, видимо, скажут, что все это – не в их компетенции…



Александр Анатольевич Храмчихин - заместитель директора Института политического и военного анализа

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
11.03.2014
Экспорт российского вооружения: стратегии влияния
06.10.2011
Работай крыльями!
15.03.2011
Улетая от Китая
25.02.2010
Предел допустимой оборонки
04.08.2008
На пиратских автоматах Калашникова Россия теряет 2 миллиарда долларов в год!
04.01.2007
ЕЩЕ 365 ТЯЖЕЛЫХ ДНЕЙ ДЛЯ ВОЕНПРОМА
21 комментарий
№0
14.06.2011 01:46
С учётом надвигающейся войны и переводу с последующим растворением десятков миллиардов в США, Европу это выглядит как прямое выполнение заказа извне.
+3
Сообщить
№0
14.06.2011 02:15
Цитата
В представлении большей части людей с либеральными взглядами (именно они в основном «рулят» Минфином) ВС являются гигантским паразитом, от которого нет никакой пользы и который поэтому желательно уничтожить вообще
-Приходилось встречать людей с подобной точкой зрения.
Вот только благодаря именной такой консолидации наук и рождались проекты которыми всё пользуются. Начиная от стрелкового оружия, заканчивая реактивными самолетами, сотовой связью и навигационными системами.
Они забывают, что если плевать на средства защиты, то нападение неминуемо.
+9
Сообщить
№0
14.06.2011 03:10
бред экономить во время реформы армии
0
Сообщить
№0
14.06.2011 04:15
Задача минфина уменьшить по-максимуму любые расходы, задача МО увеличить максимально расходы на себя, задача руководства страны найти приемлемый баланс.
+5
Сообщить
№0
14.06.2011 04:35
Бред сивой кобылы в том что касается реформы и перспектив - высосано из пальца
-1
Сообщить
№0
14.06.2011 04:36
как я сразу не приметил что это Харамчихинский бред для НВО - ну теперь совсем все понятно. И без Китая конечно же не обошлось
-1
Сообщить
№0
14.06.2011 12:11
Надо не уменьшать расходы, а увеличивать КПД этих расходов. Уменьшать надо сумму "откатов".
+5
Сообщить
№0
14.06.2011 12:20
не всегда с Храмчихиным согласен, но с основным посылом, что экономить на армии- себе дороже, не согласиться сложно (ну а дальше, да, любимый китай и так далее, старая песня.
Автор, кстати, не привел еще один аргумент в пользу ВС и расходов на них (собственно Русский об этом сказал)-то что именно гособоронзаказ является легальным средством вкладывать деньги в отечественное производство и соответствующие разработки. а доказывать то, что военные разработки потом и в гражданской сфере используются, да и вообще, что прогресс, как ни печально с философской точки зрения, военными тенологиями и закладывается, наверное, излишне. это и так понятно. абсолютно логичный способ развивать отечественное производство- развивать его через заказы для собственной же армии (конечно, не в ущерб качеству такого оснащения). явно сокращение расходов не вписывается в такой механизм. Впрочем, действительно, Минфин минфином, последнее решение не за ним же должно быть, главное, чтобы к его "рекомендациям" на самом верху не прислушались. SteSus прав абсолютно, я считаю
+5
Сообщить
№0
14.06.2011 12:56
Требования минфина понятны. У нашего МО нет четкрй картины развитя ВС. То офицеров сокращаем, то набираем. Контрактников разогнали - теперь пытаемся собрать. Военную полицию - штаты открыли, а через полгода закрыли. Непродуманные эксперименты дорого обходятся налогплательщику.
Если на сертификат военный получает на покупку жилья 29000 р за метр, то по ипотеке - от 45000 и выше..., примеров ещё масса. Я за продуманную реформу и эффективное раходывание денег!
0
Сообщить
№0
14.06.2011 13:01
Сокращение отдельных неэффективных статей- может быть, оправданная мера, но главное чтобы не сложилась общая идеология экономии на армии. а такое,увы, возможно, дай либералам полную свободу действий. К тому же идея сокращения гособоронзаказа к эффективности реформы никакого отношения, имхо, не имеет. оружие нужно любой армии, контрактной или нет
+1
Сообщить
№0
14.06.2011 13:46
Цитата
ВС РФ сейчас доведены до такого состояния, когда необходимо их полное тотальное перевооружение, причем по-настоящему новой техникой, а не советской, коей являются, например, Т-90, БМП-3 или Ми-28.


Не слышно от автора конкретики: а на какую технику он собрался перевооружать армию? Другой нет. Ждать, когда создадут что-то новое, или купить на Западе?
0
Сообщить
№0
14.06.2011 13:57
а зачем на западе покупать все?это тоже будет далеким от понятия эффективность. можно купить "борт" для вертолетов и какие-то системы для танков, что вполне достаточно будет для постепенной модернизации и максимальному соответствию современным реалиям- до той поры, пока не будет разработано что-то принципиально новое (если такое действительно нужно). Но согласен, совершенно непонятно из статьи, чем именно перевооружать армию предлагает автор
+1
Сообщить
№0
14.06.2011 20:03
В РФ через 5 лет закончилась провалом программа развития ВС на 2006-2015 гг. Принята новая программа на 2011-2020 гг. Теперь уже видно (хорошо бы ошибиться), что и эту программу ждет примерно такая же  участь.
Без развитой экономики, без нормальной системы управления в государстве нет и не будет средств для развития ВС. Даже те, которые есть, будут украдены или вложены в "Ивеко", "Мистрали", "Леопарды" и т.п.
Вот Минфин об этом и говорит всем (может быть не желая этого): денег на развитие (в том числе и ВС) нет и не ожидается.
0
Сообщить
№0
14.06.2011 23:33
При грамотном менеджменте ВПК как раз и может стать локомотивом некоторых отраслей экономики. Тут предлагается сократить в том числе и госзаказ а это прямые деньги в производство, его кровь. Что касается кадров то тем более странно надеяться на экономический рост при таком отношении к специалистам, неважно военным или гражданским , это вообще демонстрация отношения к кадровому вопросу- не нужно мол государству на себя это вешать, пусть некая рука рынка все решает. А на что спрашивается государство должно деньги тратить? На саммита и олимпиады? В одних и тех же местах как правило))
+2
Сообщить
№0
15.06.2011 01:17
В РФ через 5 лет закончилась провалом программа развития ВС на 2006-2015 гг. Принята новая программа на 2011-2020 гг. Теперь уже видно (хорошо бы ошибиться), что и эту программу ждет примерно такая же участь.

Олег, скорее всего вы не правы, ибо сейчас наша армия подошла к криттичной точке, после которог отсутствие перевооружения уже ппц как опасно. Будет выполняться программа, другой вопрос полностью или процентов на 70-80 (что тоже будет неплохо)
0
Сообщить
№0
15.06.2011 06:49
У Запада возникают экономические проблемы, им нужны деньги. В связи с этим Пудрин получил заказ из-за бугра и пытается выполнить его, одновременно угробив наш ВПК.
0
Сообщить
№0
15.06.2011 19:34
Будет выполняться программа, другой вопрос полностью или процентов на 70-80 (что тоже будет неплохо) - №15
-------------------------------------------------
Гособоронзаказ опять сорвут
«Сердюков сообщил, что в 2011 году от всего запланированного объема по оборонзаказу заключено лишь немногим более 13% контрактов. По сути, это означает полный срыв», — отметил в беседе с «Росбалтом» один из депутатов.
http://www.rosbalt.ru/main/2011/06/15/859161.html
0
Сообщить
№0
15.06.2011 20:02
13% -это в чем? Количестве контрактов или их суммы?
0
Сообщить
№0
16.06.2011 09:52
вот ведь какая фраза
«Сердюков сообщил, что в 2011 году от всего запланированного объема по оборонзаказу заключено лишь немногим более 13% контрактов. По сути, это означает полный срыв», — отметил в беседе с «Росбалтом» один из депутатов.

По чьей вине-то не закючены? предприятия ВПК обеими руками что ли от контрактов отказывались? в свете недавних обсуждаемых здесь рекомендаций Минфина можно предположить как раз отсутствия пыла с другой стороны, со стороны заказчика.
ну и опять же- 13% в стоимостном выражении или в количественном? может эти 13% контрактов (если считать количество бумажек) формируют до 70% всей суммы (если речь идет о дорогих ракетных или авиационных комплексах или АПЛ).
несколько необъективно все
0
Сообщить
№0
16.06.2011 10:00
Для того, чтобы понять почему не заключены контракты, необходимо, чтобы Сердюков сам лично и прямо рассказал о той реформе, которая идет в его министерстве и ГШ. Как там переплелись функции, как появились дыры в ответственности, какие противоречия были порождены внутренними приказами и указаниями, как получилось замкнуть на конкретных лиц огромные пласты работы, которые невозможно физически выполнить в заданные сроки, как досокращались до 1-2 человек, которые и в отпуска ходят и на больничные и т.д., а отвечают за целые отрасли!!!
Вот если он расскажет об этом - тогда многое станет понятно и сразу станет видно, что причина не в контрактах, а чуть раньше...
И ситуация, надо сказать, не улучшается.
+1
Сообщить
№0
16.06.2011 10:03
ну и плюс- что относится уже к заключенным контрактам- реорганизация военной приемки, которая может и повышает эффективность расходования бюджетных средств (по принципу "нет человека- нет денежной проблемы"), но вызывает много других...вопросов...
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 16.04 04:57
  • 65
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 16.04 01:21
  • 2
Названо количество прикрывающих российские объекты «Панцирей»
  • 15.04 22:40
  • 1
Российские «Солнцепеки» получили дополнительную защиту
  • 15.04 22:39
  • 0
О русском патриотизме
  • 15.04 22:21
  • 1
Ответ на пост Razgon'а (важные IMHO вопросы)
  • 15.04 20:55
  • 827
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 15.04 20:31
  • 13
В спецоперации на Украине задействован триумвират крылатых ракет - "Калибр", "Оникс" и Х-35
  • 15.04 20:18
  • 22
Национальная политика и миграция
  • 15.04 19:53
  • 4
Никита Михалков: России больше не нужно окно в Европу, которая окончательно деградировала
  • 15.04 17:12
  • 2
В России назвали главный козырь Ирана
  • 15.04 13:51
  • 6
В США показали испытания беспилотной подлодки на видео
  • 15.04 11:12
  • 1
Эксперт: российские базы БПЛА у Севморпути нужны из-за эскалации в Арктике со стороны США
  • 15.04 10:54
  • 1
США не хотят большой войны на Ближнем Востоке, пытаются держать баланс и проявлять сдержанность, считает Медведев
  • 15.04 09:26
  • 1
"Вампиры" против "Гераней" на Украине
  • 15.04 08:54
  • 1
Мантуров анонсировал запуск многоразовой метановой ракеты "Амур-СПГ" в 2030 году