Войти

Долгий закат истребителей Микояна

10716
39
+3

РСК «МиГ» имеет давнюю и яркую историю. На протяжении многих десятилетий аббревиатура МиГ (MiG) была синонимом советского/российского истребителя вообще. Слава, которая пришла к КБ Микояна в ходе боевых действий в Корее в 1950–1953 годах, сопровождала его изделия на протяжении всей холодной войны, когда самолеты марки МиГ составляли основу воздушной мощи СССР, многочисленных союзников и сателлитов Москвы. В 90-е годы эта слава начала тускнеть, а сегодня при словах «российский истребитель» прежде всего вспоминается марка Су. Что же произошло с микояновской фирмой за 20 постсоветских лет и почему она утратила лидирующие позиции?


Особенности советского промышленного менеджмента


Первопричину надо искать в 70-е годы, когда ВВС СССР, а также Минавиапром и научно-исследовательские организации определяли облик перспективных истребителей 4-го поколения. МиГ и Сухой, создавая самолеты соответственно по программам ЛФИ (Легкий фронтовой истребитель) и ПФИ (Перспективный фронтовой истребитель), должны были дать на выходе взаимодополняющую систему из двух машин, подобно тому, как в США параллельно шла разработка перспективного многоцелевого F-15 и более легкого, дешевого F-16.


Советский и американский подходы в значительной мере отличались уровнем кооперации между производителями оборудования и комплектующих, без которых создание современного самолета было невозможно. В США с самого начала шла речь о максимальной унификации обеих программ, в особенности по комплектующим, что, в частности, предопределило совместимость F-15 и F-16 по силовым установкам. Обе машины – и двухдвигательный F-15, и однодвигательный F-16 использовали изделия Pratt&Whitney F100, а более поздние модификации стали оснащать моторами F110 от General Electric. Унификация по силовой установке в значительной мере определила общую унификацию по множеству более мелких комплектующих, что позволило в значительной мере удешевить как переоснащение ВВС новой техникой, так и ее обслуживание.


Следует понимать, что, собственно, КБ Микояна было готово отрабатывать однодвигательную схему и даже реально занималось соответствующей темой, но организация авиапрома СССР не позволила оптимизировать разработку (а также последующее обслуживание и эксплуатацию) истребителей нового поколения подобным образом.


СССР шел своим путем – под головными КБ складывались автономные вертикально интегрированные структуры, трудившиеся только на «своего» конструктора. Выбор одного КБ сразу определял и звенья всей нижестоящей цепочки производителей, в результате чего возможности унификации были довольно ограниченными. Логически оправданное, особенно в условиях роста стоимости машин нового поколения, создание одномоторного истребителя с использованием перспективного двигателя большой тяги АЛ-31 в качестве ответа на F-16 было неприемлемо для советской промышленности по организационным причинам. Именно они в итоге определили совершенно недостаточную степень унификации между будущими Су-27 и МиГ-29.


Нельзя не отметить и еще один негативный фактор: решения по проработке ключевых военно-промышленных тем нередко не учитывали ни мнение военных, ни соображения самих разработчиков. Устаревшая тяжелая структура советской «оборонки», нацеленная на выпуск больших серий, на многократное резервирование и распараллеливание производственных и опытно-конструкторских ресурсов, диктовала собственные условия.


Кроме того, система страдала клиническим нежеланием принимать окончательные решения, что нередко консервировало в составе ВС (а значит, и в производственных линейках) конкурирующие образцы техники. Примеров такой абсолютно ненужной конкуренции более чем достаточно во всех видах военной техники и вооружений – от танков до боевых кораблей и атомных субмарин.


Говоря о микояновских самолетах последних десятилетий, невозможно не упомянуть МиГ-25 и его развитие – МиГ-31. Эти истребители, необходимость создания которых обусловливалась спецификой задач и организации ПВО СССР, изначально были «заточены» под узкую специализацию. И то, что МиГ-31 до сих пор остается на вооружении, объясняется только уникальностью его характеристик в сочетании с потребностью России в подобном самолете, способном обеспечивать противовоздушную оборону огромных малоосвоенных пространств с редкой аэродромной сетью. В ВВС России он наверняка прослужит еще не одно десятилетие. Экспортные же перспективы МиГ-31, несмотря на периодически появляющиеся сообщения о подготовке контракта с той или иной страной, можно оценить как нулевые.


В рыночном омуте


Впрочем, пока СССР существовал, эти проблемы не вызывали особого беспокойства, проходя по разряду теоретических рассуждений о том, что «можно и иначе». Реальные беды грянули позже, когда в 90-е годы выяснилось, что Российская Федерация физически не потянет поддержку двух технологически независимых платформ фронтовой авиации и отдельно – авиации ПВО. При этом нужно отметить, что к этому времени практически завершился процесс «схлопывания» мирового авиапрома, в ходе которого количество независимых разработчиков и производителей авиатехники, как боевой, так и гражданской, резко сократилось. Мир перешел к унифицированным платформам, использующим стандартизированные комплектующие. Жизненный цикл боевых самолетов, в том числе истребителей, многократно вырос, основным процессом стала не столько разработка, сколько продуманная системная модернизация платформ, имевших резерв для совершенствования с развертыванием «рыночной линейки» пакетов.


Кроме того, в 90-е годы во весь рост поднялась проблема технологического барьера, впервые обозначившаяся еще в конце 60-х – начале 70-х годов именно в авиации как одной из наиболее передовых в научно-инженерном плане областей техники. Дальнейшее повышение ЛТХ самолетов на основе известных физических принципов и освоенных инженерных решений оказалось очень дорогим и трудоемким делом, занимающим многие и многие годы. Цена машин увеличивалась на порядок с каждым новым поколением.


После распада СССР практически все программы отечественной оборонной промышленности подверглись жестокому секвестру – многократное сокращение военных расходов вкупе с общим развалом производственной инфраструктуры привело к обвальному падению выпуска продукции ОПК. В сложившихся условиях неизбежными стали и резкое уменьшение численности армии и флота, и особенно давно напрашивавшееся сокращение номенклатуры видов вооружения и военной техники, использовавшихся ВС России. Военно-воздушные силы РФ не были исключением – из их состава практически одномоментно, меньше, чем за три года, вывели почти все самолеты третьего поколения, а количество машин четвертого поколения заметно поубавилось.


Следом возник вопрос о направлениях дальнейшего развития авиатехники, и здесь в качестве перспективной была выбрана платформа ОКБ Сухого. Однако бюджетное финансирование в тот период – что по совершенствованию 4-го поколения, что по разработкам поколения 5-го – не только не обеспечивало развития на перспективу, но даже не всегда покрывало «расходы на текущую жизнедеятельность». Предприятиям предстояло выживать самостоятельно в условиях незнакомой для них рыночной экономики.


В погоне за «Cухим»


Живые деньги, позволяющие расти и развиваться, производителям авиатехники могли принести только экспортные контракты, и здесь у ОКБ Микояна, казалось, были все шансы – еще до распада Советского Союза МиГ-29 появился на вооружении ВВС многих стран мира. Правда, традиционные покупатели советского оружия из Восточной Европы теперь не изъявляли желания приобретать отечественную технику, но возможности продвижения новых МиГов на рынки Азии и Африки казались куда более высокими. В 1994 году эти надежды, напомним, были подтверждены неожиданным и оттого еще более значимым успехом: 18 истребителей МиГ-29, в том числе две учебно-боевые спарки, закупила Малайзия, прежде не использовавшая боевые самолеты советских/российских марок. Общая стоимость контракта составила 600 миллионов долларов, и многие специалисты оценивали это соглашение с Куала-Лумпуром как серьезную заявку на дальнейшие достижения на рынке.


Однако после малазийского «прорыва» наступила пауза. На фоне растущей популярности платформы «Сухого» МиГ явно буксовал. Крупных контрактов на поставку новых самолетов заключить не удавалось, значительная часть «двадцать девятых» поставлялась на экспорт «из наличия ВВС», покупателями в основном выступали не самые богатые страны третьего мира. Объяснить такое отставание можно только разобравшись в вариантах боевых самолетов, которые предлагали на экспорт оба основных российских разработчика.


«Суховская» фирма еще в 1993 году, после первого успеха с продажей Су-27СК Китаю, пришла к выводу о необходимости радикального совершенствования имеющейся платформы. В качестве «тягловой лошади», которой предстояло вытащить на себе всю структуру «Сухого» и смежных с ним фирм, был выбран самолет Су-30, на основе которого началась разработка многофункциональной машины, способной по возможностям, в том числе ударным, соперничать с новейшими разработками американцев, включая F-15E и только создающийся «Супер Хорнет».


При этом руководители и инженеры «Сухого» не почивали на лаврах: деньги, полученные от экспортных продаж, направлялись на модернизацию предлагаемых машин – как Су-30, так и базового Су-27. В итоге к концу 90-х годов «Сухой» располагал большим набором изделий, которые мог оперативно «затачивать» под вкусы и кошелек конкретного покупателя. Су-30МК, МКА, МКИ, МКК, МКМ, МК2, Су-27СК, СМК… Богатый выбор в сочетании с постоянным совершенствованием финансового инструментария и системы послепродажного обслуживания позволили «Сухому» стать одним из безусловных авторитетов на мировом авиационном рынке последних 15 лет, а истребителям на платформе Т-10 – самыми продаваемыми за этот же период.


Робкие надежды


Микояновцы пошли, казалось, сходным путем, но их коммерческий проект – МиГ-29СМ (СМТ) лавров не снискал. Говоря об основной причине неудачи, можно отметить тот факт, что новый истребитель, очевидно, создавался не под покупателя – с учетом его конкретных потребностей, а «по образцу» – исходя из «общемировых тенденций». Понимания тенденций развития боевых самолетов оказалось мало для успешного продвижения на рынке, и здесь маркетинговое преимущество «Сухого», сумевшего по факту продать Су-30К/МК Индии еще до того, как эта модификация «встала на крыло», сыграло решающую роль.


МиГ своего покупателя не нашел, а когда машина в итоге была создана, желающих ее приобрести оказалось немного. Дело в том, что МиГ-29СМТ, прибавив в универсальности, потерял в ЛТХ. Главный недостаток самолета – малый радиус действия пришлось устранять с помощью увеличения объема топливных баков, что повлекло не только наращивание взлетной массы, но и ухудшение аэродинамических характеристик истребителя. Между тем МиГ-29 значительно подорожал и приблизился в цене к Су-30. Конечно, ударные возможности самолета увеличились, но отставание от куда более тяжелого «Сухого» в дальности полета и боевой нагрузке сыграло свою роль.


Сказалась и уже упомянутая проблема с силовой установкой машины. Сокращение заказов на МиГ-29 повлекло за собой среди прочего остановку в развитии двигателей РД-33. Они совершенствовались со значительным опозданием по сравнению с изделиями на базе мотора АЛ-31, которыми оснащались Су-27 и его модификации. В итоге те преимущества, которые двухдвигательная схема дала МиГ-29 на старте по сравнению с основным соперником – американским F-16, были нивелированы. Не приходится сомневаться, что будь МиГ-29 построен по одномоторной схеме с использованием АЛ-31, его судьба на мировом рынке складывалась бы удачнее – за счет как более современной силовой установки, так и унификации с Су-27, облегчающей одновременную эксплуатацию этих машин.


Неоднозначную роль в судьбе «двадцать девятого» также сыграл сохранившийся с советских времен богатый задел почти готовых и полуготовых МиГов, которые фирма рассчитывала использовать в качестве «заготовок» на экспорт. Этот вариант, устраивавший страны Третьего мира, которые в силу финансовых ограничений предпочитали брать отремонтированные самолеты «из наличия», не годился для продажи машин более или менее состоятельным государствам. Ситуация была усугублена проблемами с комплектующими. Подтверждение этого – алжирский скандал, когда вышеуказанные проблемы стали поводом для возврата уже полученных истребителей и отказа от дальнейших поставок.


Тем не менее надежды на продолжение развития МиГа оставались. Они были связаны с двумя машинами. Речь, во-первых, идет об усовершенствованной палубной модификации МиГ-29К, спрос на которую гарантирован как минимум со стороны Индии, чьи авианосцы – как купленный у России «Адмирал Горшков» (ныне «Викрамадитья»), так и строящийся собственный – не могут нести более габаритные и тяжелые самолеты, например тот же «Супер Хорнет». МиГ-29К должны появиться и на российском авианосце «Адмирал Кузнецов» после его модернизации, которая начнется в 2012 году.


Второй «машиной надежды» стал Миг-35. Оснащенный более мощными двигателями с управляемым вектором тяги, получивший «стеклянную кабину» и широкую номенклатуру современного вооружения, этот самолет наконец позволил говорить о действительно новом витке развития микояновской платформы. Однако сейчас его судьба зависит главным образом от исхода индийского тендера MMRCA на поставку 126 истребителей.


В случае, если МиГ-35 не победит в этом тендере или не получит в нем заметную долю, с очень большой вероятностью можно будет утверждать, что самостоятельное развитие микояновской боевой машины окажется под угрозой. Очевидно, что Миг-35 слишком дорог для стран Третьего мира на фоне присутствия на рынке и подержанных МиГ-29, и китайских истребителей J-10 и JF-17. В развитых государствах, в том числе в России, МиГ-35 проигрывает прежде всего платформе «Сухого», совершенствование которой продолжается. В результате если в ближайшие год-два у МиГ-35 не появится собственный заказчик, то наиболее вероятная судьба, ожидающая РСК «МиГ», уже входящую в Объединенную авиастроительную корпорацию, – поглощение структурами АХК «Сухой» и создание легкого истребителя пятого поколения с использованием уже имеющихся у авиационной холдинговой компании наработок по программе ПАК ФА.


Илья Крамник

Опубликовано в выпуске № 7 (373) за 23 февраля 2011 года

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Оригинал публикации
  • В новости упоминаются
Похожие новости
12.09.2019
Старые вопросы нового облика: чего ждать от МиГ-35
14.03.2012
Почему востребовано русское оружие
26.08.2011
Юбилейный МАКС, часть 2
11.08.2010
Современное состояние и перспективы российских истребителей – Jane's Defense Weekly
03.04.2008
Перекрестное вооружение
31.01.2008
РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ ОЖИДАЕТ БОЛЬШАЯ РАБОТА
39 комментариев
№0
25.02.2011 04:09
Цитата
Тем не менее надежды на продолжение
развития МиГа оставались. Они были связаны
с двумя машинами. Речь, во-первых, идет об
усовершенствованной палубной
модификации МиГ -29К, спрос на которую
гарантирован как минимум со стороны Индии,
чьи авианосцы – как купленный у России
« Адмирал Горшков» (ныне «Викрамадитья»),
так и строящийся собственный – не могут
нести более габаритные и тяжелые самолеты,
например тот же «Супер Хорнет». МиГ-29К
должны появиться и на российском авианосце
« Адмирал Кузнецов» после его
модернизации, которая начнется в 2012 году.
На сайте РСК МиГ пишут, что МиГ-29К может базироваться на кораблях водоизмещением от 28000 тонн, оснащенных трамплином и аэрофинишером. Строящиеся для ВМС Австралии вертолетоносцы типа "Канберри" имеют водоизмещение 27,9 тысяч тонн, длину 230,8 метров и оснащены взлетным трамплином. Сильно ли нужно изменить проект этих кораблей, чтобы приспособить его для МиГ-29К?
0
Сообщить
№0
25.02.2011 05:03
У МиГа реальные перспективы выбить заказ на полк МиГ-35, для Буревестника. Более, чем реальный, нужно только правильно корову продавать, а не жевать сопли. Здесь нужны самолеты (я думаю, нет смысла объяснять насколько они сейчас тут нужны), а МиГу нужны заказы.
+1
Сообщить
№0
25.02.2011 05:15
Если висит ружье, оно обязательно выстрелит. Если есть аэродром, способный принимать тяжелые транспортники, он обязательно будет использован. Японцами использован. Так же, как и заблаговременно приготовленные глубоководные пирсы...

http://wikimapia.org/#lat=44.9214212&lon=147.6179266&z=15&l=1&m=b

Фотографии из прошлого:

http://img0.liveinternet.ru/images/foto/b/2/2/1152002/f_9828365.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//45/988/45988871_ostrov_Iturup_ayerodrom_Burevestnik_Mig23_mld.jpg

Поэтому размещение истребительного полка на Буревестники (в кратчайшие сроки), это наиболее важная стратегическая задача, опережающая и срывающая планы противника.
+1
Сообщить
№0
25.02.2011 05:20
Мне кажется врятли среди 600 новых самолетов по ГПВ 2020 ,из которых более 450 - самолеты фронтовой авиации, нет новых МиГов.Хотя скорее всего будут перевооружать на 35-е те 5 авиабаз,что летают на МиГ-29.
0
Сообщить
№0
25.02.2011 07:22
Чтобы нашлось место в ГОЗе, нужно обосновать, необходимость, причем так, чтобы все контраргументы разбивались в мелкие брызги, как волна об скалы.

Про Буревестник забыл добавить- рядом с ним должен дислоцироваться саперный батальон, восстанавливающий повреждения ВПП, а когда возникнет угроза его захвата- подорвет полосу и все технические сооружения, включая самолеты, которые не смогут прорваться на Сахалин, так же остатки топлива.
+1
Сообщить
№0
25.02.2011 10:48
Цитата
Чтобы нашлось место в ГОЗе, нужно обосновать, необходимость, причем так, чтобы все контраргументы разбивались в мелкие брызги, как волна об скалы.
===========================================================
Угомонитесь,Дятлов..Единственное обоснование(для производства 35х)-это победа в MMRCA..Не победит,никто начинать производство не будет..В статье об этом ясно сказано..Так что ищите другой способ защищать Буревестник..и желательно без вот этого..

Цитата
Про Буревестник забыл добавить- рядом с ним должен дислоцироваться саперный батальон, восстанавливающий повреждения ВПП, а когда возникнет угроза его захвата- подорвет полосу и все технические сооружения, включая самолеты,
===========================================================
Взрывать самолёты стоимостью под 70 лямов баков за штуку..при таких раскладах никакого Газпрома не хватит..
0
Сообщить
№0
25.02.2011 11:31
Смолеты могут быть эвакуироваеы. Взрывать придется только аэродром.
0
Сообщить
№0
25.02.2011 12:04
Цитата:
Угомонитесь,Дятлов..Единственное обоснование(для производства 35х)-это победа в MMRCA..Не победит,никто начинать производство не будет..В статье об этом ясно сказано..Так что ищите другой способ защищать Буревестник..и желательно без вот этого..
===========================================================
Если есть информация что в ГОЗе МИГ-35 предусмотрен
http://www.avia.ru/news/?id=1298544872
то и связь с индийским тендером может быть и не такой жесткой.
+1
Сообщить
№0
25.02.2011 12:24
Не специалист, мне кажется, что заграбастав ФАК НА Сухой просто не оставил перспективы для МиГов на поле истребителя завоевания превосходства. МиГ-29К - всего лишь отсрочка неизбежного. Хотя надо задать важный вопрос: есть ли у МиГ-35 боевые преимущества? Вопрос не об экономичесих характеристиках, а о победе в современном бою. И если преимущества есть, то может и не всё ещё потеряно. Самым важным, стратегическим направлением для МиГа может стать дальнейшее расширение возможностей МиГ-31. Полагаю, что именно на его основе возможен наш ответ "бысрому глобальному удару" (Prompt Global Strike, PGS). А также противоспутниковое направление. Новые материалы, принципиально новые двигатели. Новое вооружение. Данный задел бесценен.
0
Сообщить
№0
25.02.2011 12:34
Цитата
Самым важным,
стратегическим направлением для МиГа может
стать дальнейшее расширение возможностей
МиГ -31. Полагаю, что именно на его основе
возможен наш ответ "бысрому глобальному
удару" (Prompt Global Strike, PGS). А также
противоспутниковое направление. Новые
материалы, принципиально новые двигатели.
Новое вооружение. Данный задел бесценен.
Так не факт, что государство купит модернизированный вариант МиГ-31. Скорее факт, что не купит. А на создание такого самолета требуется денег больше, чем потребовалось для создания МиГ-35.
0
Сообщить
№0
25.02.2011 13:34
МиГ-35 сольет тендер, на модернизации МиГ-31 жить нельзя, заказы МиГ-29К если и будут, то не завтра и вроде даже не послезавтра. Плюсую про отсрочку, машина стареет ведь.

Вот интересно, купят ли родные ВС МиГ-35? Вопрос даже не на миллион. Могут ведь, просто ради поддержки.
0
Сообщить
№0
25.02.2011 13:42
Скорее всего скоро МО придет осознание того, что старые легкие истребители скоро выйдут из строя, а заменять их су-35 невозможно(ими еще су-27 заменить надоо, да и классы разные)и МО все таки решится на закупку МиГ-35(48-96 истребителей вполне можно купить), также заказ на МиГ-29К(26 штук вроде), и модернизация МиГ-31(10-12 штук уже модернизировано, большинство их них в прошлом году, процесс пошел так сказать, все они на ДВ). а Вот насчет модернизации строевых МиГ-29 тут даж не знаю, возможно нккоторые модернизируют до СМТ или СМ2
+1
Сообщить
№0
25.02.2011 14:18
Цитата
а заменять их су-35 невозможно(ими еще су-27 заменить надоо, да и классы разные)и МО все таки решится на закупку МиГ-35(48-96 истребителей вполне можно купить),
===========================================================
Собственно,почему не возможно?Если и правда стоимость МиГ-35  $63 млн(а при  серии в 48 единиц,ценник его врятли упадёт.)Без индусов экспортных перспектив нет.Да и вообще,дослогсрочной производственной перспективы у него нет.Получится "золотой" по стоимости самолёт и производства без перспектив.И зачем оно нам?
И зачем нам самолёт(миг) уступающий Су-35 по ТТХ и при  сопоставимой стоимости?
  ИМХО,пусть уж лудше Миг(если от него что-нибудь осталось) делает ЛМФС..Там хотя бы потенциальные перспективы есть..
-1
Сообщить
№0
25.02.2011 14:20
Если и правда стоимость МиГ-35 $63
оооу че так дорого то? даже в педивикии экспортная цена-45 млн долларов, для отечественных ВВс можно скинуть. Где ж там наберется то на 63?
0
Сообщить
№0
25.02.2011 14:27
https://vpk.name/news/49825_ssha_somnevayutsya_v_sposobnosti_indii_stat_polnocennyim_partnerom_v_ramkah_tendera_mmrca__wikileaks.html

под статьёй(В ИЗОБРАЖЕНИЯХ) табличка..в ней вроде как указаны ценники..большой вопрос,конечно,на сколько они реальны..но всё таки..
0
Сообщить
№0
25.02.2011 14:35
плюсану А.С.Б., у МиГ-35 двигатели же инвалидные, нет? По уже вброшенной картинке ясно, что они отстают от всех, причем серьезно. Так-же нужно будет содержать два образца фронтового истребителя, нет унификации, про которую говорится в этой статье.

Кстати, а зачем нужны нам, стране с длиннющей границей, легкие истребители? Я просто не  понимаю их роль в сравнении с Су-27(35), чем они лучше?
0
Сообщить
№0
25.02.2011 14:47
плюсану А.С.Б., у МиГ-35 двигатели же инвалидные, нет?
4000 часов - инвалидные нет?:)

По уже вброшенной картинке ясно, что они отстают от всех, причем серьезно.
в чем, если не секрет? сравните его хотя бы с Гриппеном, ну или Рафалем, где он ему там серьезно уступает?
+1
Сообщить
№0
25.02.2011 14:52
Цитата
Кстати, а зачем нужны нам, стране с длиннющей границей, легкие истребители? Я просто не понимаю их роль в сравнении с Су-27(35), чем они лучше?
===========================================================
Главный плюс-массовость(за счёт более низкой стоимости)..Т-50 (при цене под $100 млн) много не купить..а вот если
будет ЛМФС за 30-35 млн,то у нас вполне могут быть нормальные ВВС,по численности..И потом,полно задач,где применение тяжёлых платформ избыточно..С ними может справится и лёгкий истребитель..Да и для экспорта хорошо иметь и тяжёлую и лёгкую платформу(а ещё лудше и "морскую" версию лёгкого истребителя)..
+1
Сообщить
№0
25.02.2011 15:05
>в чем, если не секрет? сравните его хотя бы с Гриппеном, ну или Рафалем, где он ему там серьезно уступает?

возрастом?) Тем более - гриппен и рафаль - ну не те, с кем себя надо сравнивать, не?

>4000 часов - инвалидные нет?:)

а как со всякими новомодными штуками, как у 117? Модное зажигание, управление на цифре(FADEC) вроде?
0
Сообщить
№0
25.02.2011 15:06
А.С.Б. спасибо)
0
Сообщить
№0
25.02.2011 15:17
Ну что ж, Россия уходит с рынка легких истребителей. Надолго.
-1
Сообщить
№0
25.02.2011 15:32
возрастом?) Тем более - гриппен и рафаль - ну не те, с кем себя надо сравнивать, не?
конечно нет. Просто вы сказали, что МиГ-35 серьезно отстает от всех
0
Сообщить
№0
25.02.2011 15:38
Цитата
в чем, если не секрет? сравните его хотя бы с Гриппеном, ну или Рафалем, где он ему там серьезно уступает?
===========================================================
У Рафаля,заявлен боевой радиус 1700 км(против 960 км у Мига)..у меня прям "взрыв мозга"просто..КАК такое возможно!?!!За счём боевой нагрузки чтоле..Что-то уж очень большой заявлен..врут поди..


Мужики,будем ставки делать на победителя?)))На Миг-35 кто-нибудь поставит?)
0
Сообщить
№0
25.02.2011 15:44
>конечно нет. Просто вы сказали, что МиГ-35 серьезно отстает от всех

моя ошибка, да. Но МиГ-35 там далеко не лучшая машина, даже очень.
0
Сообщить
№0
25.02.2011 15:53
Микояну-бы с индусами совместно делать лёгкий истребитель взамен МИГ21, когда у Индии возникла такая задача.
Причем двигатель предложить АЛ-41Ф1С и вариант "стелс".
Но на МИГе прошляпили эту возможность.
0
Сообщить
№0
25.02.2011 16:21
Кранты мигу.
0
Сообщить
№0
25.02.2011 16:45
Цитата:
И зачем нам самолёт(миг) уступающий Су-35 по ТТХ и при сопоставимой стоимости?
ИМХО,пусть уж лудше Миг(если от него что-нибудь осталось) делает ЛМФС..Там хотя бы потенциальные перспективы есть..

===========================================================
Это конечно всё правильно , но можно сравнить и другие цифры ,например сколько стоит 1 час полета (эксплуатационые расходы) на Су-27 и Миг-29 не берусь назвать точные цифры но МИГ дешевле существенно
0
Сообщить
№0
25.02.2011 16:52
моя ошибка, да. Но МиГ-35 там далеко не лучшая машина, даже очень.
почему? Можно развернутый ответ?:)

Микояну-бы с индусами совместно делать лёгкий истребитель взамен МИГ21, когда у Индии возникла такая задача.
не прокатит. У них там Tejas, а средний-свой какой то собираются делать

У Рафаля,заявлен боевой радиус 1700 км(против 960 км у Мига)..у меня прям "взрыв мозга"просто..КАК такое возможно!?!!За счём боевой нагрузки чтоле..Что-то уж очень большой заявлен..врут поди..
с ПТБ и на самой оптимальной высоте поди
0
Сообщить
№0
25.02.2011 17:00
Цитата
У них там Tejas, а средний-свой какой то собираются делать

Так в том и фишка, что Tejas делают вместо МИГ 21 и если бы МИГ в своё время не щелкал клювом, то этот Tejas был-бы совместный с МИГ и с нашим двигателем.

Сейчас программа Tejas оценивается экспертами как не успешная.
0
Сообщить
№0
25.02.2011 17:04
Цитата
Это конечно всё правильно , но можно сравнить и другие цифры ,например сколько стоит 1 час полета (эксплуатационые расходы) на Су-27 и Миг-29 не берусь назвать точные цифры но МИГ дешевле существенно
===========================================================
Если речь вести об экономической целесообразности,то нужны точные подсчёты..(позволит ли экономия на эксплуатационных расходах "отбить" вложения на развёртывание и содержание производства миг-35?)..Потом,что справедливо для Миг-35(в смысле дешевизны лётного часа),то должно быть справедливо и в отношении перспективного ЛМФС..лёгкая платформа обязана обходится дешевле тяжёлой..
  Плюс у потенциального ЛМФС по сравнению с  Миг-35 более светлые перспективы,ИМХО(и на экспорт и для внутреннего потребления.)
0
Сообщить
№0
25.02.2011 17:26
>почему? Можно развернутый ответ?:)

спорно - АФАР ЖУК имеет репутацию(австралийцы на эту тему много воя поднимали) собранного  на коленке радара по не самой лучшей технологии.  я уже изрядно подзабыл, но раньше это часто тут обсуждалось в МиГ-35-тредах.
точно - если сортировать по возможностям двигателя то МиГ-35 будет не в первой половине.
точно - он единственный из всех - необкатанная несерийная машина. По всем остальным уже есть большой опыт эксплуатации и прочего сопутствующего, ТТХ всех остальных уже можно было рассмотреть через призму истории использования

А вообще в этой медитации на цифрах что-то есть. 1ккилометр за невысокую цену+передачу минимум половины потрохов. +скорость. Вот политически могут пойти в сторону диверсификации ВПК, но это к машине не относится.

А так, еще раз поглядев на эту табличку, можно подумать, что все варианты - компромиссы.

добавлено:
если верить ТомуКогоНельзяНазыватьИначеОнРасскажетПроБПЛА(хотя он говорит много умных вещей и читать его интересно, это есть=) ) то Гриппен имеет преимущество в простоте эксплуатации
0
Сообщить
№0
25.02.2011 17:54
то Гриппен имеет преимущество в простоте эксплуатации
имеет, и перед всеми истребибителями в тендере
спорно - АФАР ЖУК имеет репутацию(австралийцы на эту тему много воя поднимали) собранного на коленке радара по не самой лучшей
а у кого нибудь другого там есть радар с АФАР? Его доводят, и могут поделиться технологией, в отличие от других истребителей

точно - он единственный из всех - необкатанная несерийная машина.
ну это как смотреть, Gripen NG насколько я знаю, тоже необкатанная, и Ф-16 этот последний необкатанный(если его считать последователем Ф-16, то МиГ-35 тоже считайте последователем МиГ-29)

А так, еще раз поглядев на эту табличку, можно подумать, что все варианты - компромиссы.
тут с вами согласен:)
впрочем я сам не уверен в победе МиГ-35, но не потому что он кому то уступает, а потому что нельзя все яйца ложить в одну корзину
0
Сообщить
№0
25.02.2011 20:44
Цитата
то Гриппен имеет
преимущество в простоте эксплуатации
Это требование к Грипену было предъявлено изначально, еще когда было выдано задание на его создание.
0
Сообщить
№0
25.02.2011 21:26
Есть ли новости о "СКАТ"? Может вот как выглядит будущее МИГа (в смысле новой нишей будут ударные БЛА).
http://www.voiska.su/showthread.php?t=77
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D1%82_%28%D0%91%D0%9F%D0%9B%D0%90%29
0
Сообщить
№0
26.02.2011 12:04
Вот такие ассоциации от статьи. В России есть привычка заменять технические решения политическими. Многие технические решения отвергаются просто потому, что их придумали не свои. Всякая стандартизация это хорошо, но плохо когда здоровая конкуренция переходит в нездоровую:о)) Обычно бывает когда манагеры пиписьками меряются.
0
Сообщить
№0
26.02.2011 12:29
БПЛА «Скат» никогда не полетит. Когда понадобится такой аппарат в дело включится «Сухой» и скушает все пряники. Микояновцам только и останется, что глазеть на свой макет.
0
Сообщить
№0
26.02.2011 12:29
В статье пишут о том, что РСК МиГ не делает самолеты под запросы конкретного клиента, что не совсем является правда. МиГ-и выпускаются в различных комплектациях, в т.ч. и иностранной авионикой. Есть варианты модернизации с адаптацией под использование натовских боеприпасов (так уже модернизировали МиГ-29 одной из восточноевропейских стран).
0
Сообщить
№0
28.02.2011 05:23
БПЛА «Скат» никогда не полетит...Поскольку Погосян все же руководил МИГом, то, возможно, все же родится что нибудь унифицированное, где будет вклад и тех и других?
0
Сообщить
№0
28.02.2011 05:28
По крайней мере он нормально воспринял и работу Салюта над двигателем.
Новый двигатель АЛ-41Ф будет проходить испытания на более позднем этапе. Возможно, будет использован и двигатель ММПП «Салют» на основе модернизированного АЛ-31ФМ-3.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 20.04 00:43
  • 462
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 20.04 00:26
  • 105
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 19.04 23:42
  • 919
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 19.04 21:13
  • 2703
Как насчёт юмористического раздела?
  • 19.04 16:43
  • 0
«Новая Америка». Как западные корпорации осваивают земли «незалежных» индейцев
  • 19.04 16:35
  • 111
В России запустили производство 20 самолетов Ту-214
  • 19.04 16:24
  • 117
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 19.04 12:18
  • 17
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 19.04 11:50
  • 13
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью - Интервью ТАСС
  • 19.04 11:40
  • 1
Новый участник в битве за Арктику
  • 18.04 19:22
  • 18
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 18.04 18:25
  • 12
Британская ПВО может и не выдержать первого удара России (The Telegraph UK, Великобритания)
  • 18.04 15:42
  • 1
Сергею Шойгу в парке "Патриот" представили более 30 перспективных образцов вооружения и техники
  • 18.04 15:29
  • 0
Кипящий «котёл» Закарпатья остужать никто не собирается
  • 18.04 13:38
  • 1
Норвегия может приобрести фрегаты класса "Тип-26"