Войти

"Мистраль" в горле у отечественного судпрома

5006
24
0

Минобороны России готовится поднять свой собственный судпром за счет покупки зарубежных десантных кораблей

На днях председатель правительства РФ Владимир Путин в очередной раз попытался встряхнуть российских чиновников и руководителей отечественного оборонно-промышленного комплекса, призвав их "в самые сжатые сроки разработать долгосрочную программу" развития отечественного кораблестроения. При этом премьер-министр посчитал правильным учесть при разработке такой программы потребности флота и задачи национальной безопасности страны, которые могут возникнуть в течение следующих минимум 30 лет.


Но пока что Минобороны России вкупе с отдельными компаниями нашей страны готовится поднять свой собственный судпром за счет покупки не самых технологически совершенных зарубежных десантных кораблей и приобрести лицензию на их постройку в Российской Федерации, что в конечном итоге выльется в огромную сумму растраченных бюджетных средств и никоим образом не позволит ни существенно повысить боевой потенциал ВМФ РФ, ни двинуть вперед отечественное кораблестроение.


Тральщик - за долги


Особо примечательно, что незадолго до выступления-наказа Владимира Путина, буквально за неделю, в том же Северо-Западном регионе РФ произошло событие иного плана, за которое никто отнюдь не испытает чувство гордости за родную державу. 12 декабря в столице Карелии Петрозаводске на ОАО "Судостроительный завод "Авангард" приставы арестовали за накопившиеся долги имущество предприятия на сумму в 3 млн. руб., в том числе и недостроенный тральщик.


Причем ситуация с "Авангардом" сегодня, в том числе и как следствие мирового финансово-экономического кризиса, сложилась чрезвычайно тяжелая - по данным Федеральной службы судебных приставов, завод является должником по 233 (!) исполнительным листам на общую сумму… более 210 млн. руб.! Из них около 182 млн. руб. приходятся на долги по налогам и сборам. При этом часть долгов "тянется" за предприятием еще с 1990-х годов. Но в конце 2008 года на "Авангарде" ввели процедуру наблюдения, исполнительные производства были приостановлены - за исключением суммы около 3,9 млн. руб. по страховым взносам в пользу Пенсионного фонда России.


Кроме того, всего за пять месяцев 2009 года долг по зарплате на заводе вырос почти до 5 млн. руб. - средств, полученных от Минобороны за ремонт одного тральщика (не того, что арестовали), хватило только для выплаты труженикам "Авангарда" заработанных денег за июнь (в декабре!). В итоге - закономерный результат: в начале декабря около половины из оставшихся на заводе немногим более сотни сотрудников получили уведомления об увольнении. А ведь до развала Советского Союза на "Авангарде", являвшемся одним из крупнейших предприятий по постройке и ремонту минно-тральных кораблей различных типов, работали более тысячи человек. Можно говорить о том, что минно-тральным силам российского флота в самое ближайшее время может быть нанесен серьезный урон, ведь это только кажется, что "маленькие кораблики" - тральщики - спроектировать и построить, что раз плюнуть.


Причина тяжелой ситуации на "Авангарде" и невозможности погасить долги банальна - у завода нет заказов от Минобороны, которое всегда было главным потребителем продукции и услуг Петрозаводского судостроительного предприятия. Помнится, года три-четыре назад начальники и руководители всевозможных рангов наперебой кричали о том, что флот буквально "завалил заказами" "Авангард", который становится главным заводом по постройке и ремонту минно-тральных кораблей Балтийского флота, а то, может, даже и Северного - вот как много, дескать, работы. Но гигантизм и "рублевый" замах российского ВМФ вновь оказался пшиком, ударом "на копейку". Хотя, если, по словам Владимира Путина, флот готов помочь Амурскому судостроительному заводу - в виде дополнительных заказов на сумму до 3 млрд. руб. (это не считая 1,9 млрд. руб. на завершение работ по предназначенной для ВМС Индии атомной подводной лодке "Нерпа"), то почему бы не "перекроить" план и найти заказы, которые можно было бы разместить на "Авангарде"?


Но у нас, впрочем, и с минно-тральными кораблями нового поколения дела обстоят не блестяще. Так, головной морской тральщик проекта 02668 - построенный на Средне-Невском судостроительном заводе "Вице-адмирал Захарьин" - два года проходил испытания, что слишком уж много для корабля такого класса водоизмещением менее 1000 тонн, и только в январе 2009 года был включен в боевой состав Черноморского флота. Последующих тральщиков пока что-то и не предвидится.


Однако другого и быть не может - бюджетных средств не хватает даже на корветы типа "Стерегущий" и фрегаты типа "Сергей Горшков". Все средства брошены на ремонт и постройку атомных подводных стратегических ракетоносцев, на реализацию программы никак не желающей летать морской ракеты "Булава". А потому теперь не до тральщиков. Зато не исключено ассигнование 2 млрд. евро на покупку "партии" французских десантно-командных кораблей типа "Мистраль"…


Странный выбор


А обойти тему приобретения "Мистраля" никак нельзя, ведь пока Владимир Путин давал указание руководителям Объединенной судостроительной корпорации и командованию ВМФ РФ разработать долгосрочную программу кораблестроения России, в которую заложить прогнозируемые задачи на несколько десятилетий вперед, в Северной Пальмире, но в более тихой обстановке, вне внимания СМИ, происходило еще одно совещание. Дело в том, что расположенный на другой набережной Невы "Балтийский завод" в тот же день - оцените "гримасу судьбы" - посетила делегация Минобороны Франции и судостроительной промышленности Пятой республики, повод - оценка производства по поводу возможности организации там лицензионной постройки десантно-командных кораблей типа "Мистраль".


Хотя пресс-служба Объединенной промышленной корпорации (ОПК, в ее ведении находятся промышленные активы Межпромбанка - в том числе и санкт-петербургские ОАО "Балтийский завод" и ОАО "Северная верфь") и указывала, что эта тема была одной из многих обсуждавшихся во время визита французских специалистов. Интересно, а что еще там надо было французским военным и судостроителям? Ну уж точно не портовый ледокол "Санкт-Петербург" они приехали в лютый мороз смотреть!


Ранее российские официальные лица говорили о том, что у нас будет объявлен тендер по данному вопросу, что, мол, есть и другие, не менее привлекательные, чем "Мистраль", вертолетоносцы для выбора. Однако ничего не известно о визитах на отечественные судоверфи представителей Голландии или Испании, которые могли бы предложить даже, может быть, лучшие корабли аналогичного назначения - раз наша, российская, школа проектирования и кораблестроения не удовлетворяет российское Минобороны и наших адмиралов.


Более того, вызывает определенное удивление тот факт, что визит французских специалистов прошел только на "Балтийском заводе", тогда как у нас есть и другие предприятия, способные строить корабли такого класса. Например, те же "Адмиралтейские верфи", которые даже сегодня - без модернизации - совсем чуть-чуть не дотягивают до заветного рубежа в 100 тыс. тонн водоизмещения, о чем так активно говорили многочисленные лоббисты, продвигая идею постройки в России некой "суперверфи".


Упор на "Балтийский завод" тем более непонятен, если рассматривать российское кораблестроение в целом - в рамках всей страны. Особенно, если принимать во внимание то, что это предприятие фактически не входит в структуру Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Это - частное предприятие с небольшой долей государства. А задачей ОСК, значит, и всех чиновников, согласно указаниям президента и премьера, является развитие в первую очередь государственной части судпрома. И ведь среди государственных верфей есть ничуть не менее крупные, чем "Балтийский завод".


Например, предназначенный для работы в арктических морях танкер "Кирилл Лавров", на спуске на воду которого 18 декабря присутствовал Владимир Путин, строился на стапеле ОАО "Адмиралтейские верфи" всего год. Есть еще и северодвинский "куст" судостроения, и калининградский "Янтарь". Получается, что при надлежащем финансировании российские предприятия могут строить гражданские суда, и то же самое можно сказать в отношении боевых кораблей: будут деньги и квалифицированные рабочие руки - отечественные заводы смогут дать нашему флоту (а также зарубежному заказчику) и корвет, и фрегат, и десантный вертолетоносец, и даже авианосец. Но дело-то как раз в том и заключается, что нет достаточных средств, а скоро не будет и квалифицированных рабочих и инженерных рук.


Как представляется, "коробка" французского "Мистраля" не является более технологически совершенной, чем корпус танкера арктического класса или модернизируемого авианосца "Викрамадитья". Радиоэлектронная начинка - это другое дело, но кто вам сказал, что страна НАТО, теперь даже входящая в военную организацию блока, даст России те наработки и технологии, которые внедрены на десантно-командных кораблях типа "Мистраль", вошедших в боевой состав ВМС Франции? Да можно вполне определенно сказать, что не дадут, а если бы и дали - большая часть их систем не совместима с российскими системами аналогичного назначения. Что, заграничные приобретения будут служить на флоте отдельно от всего остального корабельного состава?


Думается, что в случае покупки такого корабля и лицензии на его постройку нам просто продадут стальную "коробку", в лучшем случае - оснащенную новейшими дизельными двигателями, сантехникой и проложенными кабель-трассами, к которым надо будет подключать свою аппаратуру. Но не слишком ли низко ценит российское военно-политическое руководство свои проектно-конструкторские организации и судостроительные предприятия, что готово отдать сотни миллионов евро "за бугор"? Тогда как от российского кораблестроения можно требовать освоения высокотехнологичных проектов - ведь оно же, по мысли чиновников, не готово построить такой в принципе не особо сложный корабль, как "Мистраль"?


Дело - в деньгах и твердой воле


Во время совещания на "Адмиралтейских верфях" Владимир Путин справедливо подметил, что в отличие от гражданского судостроения, в военном кораблестроении "такого качественного рывка" пока что не последовало. И это при том, что уже давно определена необходимость к 2020 году довести количество новой военно-морской техники в ВМФ России до 70%. При том, что уже не один год идет процесс создания Объединенной судостроительной корпорации, призванной стать "спасителем" отечественного судпрома.


Последнему премьер наказал "выстроить единую технологическую цепочку строительства и последующего обслуживания военных судов", но ведь такая цепочка - проектирования, постройки, послепродажного обслуживания и ремонта, а также утилизации - у нас в стране и так есть. Тогда зачем нужна ОСК? Чем она будет заниматься? Организацией участия российских компаний на выставках морской направленности? Думается, здесь и без нее справятся, а вот, как показывает нынешняя суровая действительность, создать единый судостроительный комплекс в России ей просто не по силам - дело уже без смеха, а со слезами на глазах, напоминает басню Крылова о лебеде, раке и щуке.


Если рассматривать конкретно военное кораблестроение - то сделать что-то путное здесь невозможно, в том числе и потому, что государство - в лице Минобороны и ВМФ РФ - не готово обеспечить российские проектно-конструкторские организации и верфи должным количеством хорошо и вовремя финансируемых заказов. Об этом косвенно заявил и сам Владимир Путин: "Нельзя не принимать во внимание и реальные возможности государства по финансированию соответствующих проектов". А нет заказов - нет стимула к развитию кораблестроения, нет стимула - не будет скоро и самих верфей и КБ, утекут за границу и в другие отрасли высококвалифицированные кадры. А нет всего этого - и в головах адмиралов и генералов начинают циркулировать мысли о том, что "проще и дешевле" заказать военно-морскую технику за рубежом. Все - замкнутый круг, гордиев узел, который пока что не получается разрубить даже у премьера с президентом.


Но, как представляется, более выгодным для иных госчиновников является процесс "перманентной реорганизации и строительного долгостроя", когда корабли не сдаются заказчику, а годами - а то и десятилетиями - пребывают на верфях. За это время все вовлеченные в данный контракт стороны - как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя - "кормятся" на нем, а потом, когда придет пора спрашивать, оказывается, что и спрашивать-то в условиях "коллективной безответственности" попросту не с кого.


А в подобных условиях ни создание Объединенной судостроительной корпорации, которая еще не успела ничем себя прославить ни в одном из реальных дел, но зато уже получила четвертого по счету руководителя, ни вынесение ей "на вид" указаний - даже со стороны первых лиц государства - ничего изменить не сможет.


Р.S. 21 декабря главком ВМФ РФ адмирал Владимир Высокий сообщил журналистам, что Россия ведет переговоры с рядом зарубежных партнеров о возможности приобретения для отечественного Военно-морского флота корабля типа французского вертолетоносца "Мистраль". Главком сообщил, что переговоры ведутся не только с Францией, но и с Голландией, и Испанией. При этом адмирал отметил, что на первом месте стоит вопрос о возможности привлечения зарубежных технологий для производства подобных кораблей в России. По словам Владимира Высоцкого, "речь не идет конкретно о "Мистрале". Главная задача - привлечение перспективных зарубежных технологий". "Вот о чем идет речь, а не о тупой закупке корабля, когда мы покупаем корабль и ничего больше в него не вкладываем", - подчеркнул главком. На вопрос о способности российской промышленности самостоятельно строить такие вертолетоносцы, Высоцкий ответил утвердительно, но оговорился, что "для этого нужно провести соответствующую подготовку".


Владимир Щербаков

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
01.08.2016
День ВМФ России: время подвести итоги обновления российского флота
29.01.2014
Судостроение: неэффективно и убыточно
04.07.2013
Программы по обновлению корабельного состава ВМФ РФ, реализованные в первой половине 2013 года
17.06.2013
Болезни роста и курс на Цусиму
31.12.2011
Российский флот сегодня: итоги 2011 года
23.04.2007
ОКЕАНСКАЯ ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ Зачем понадобилась судостроительная корпорация
24 комментария, отображено с 1 по 12
№0
04.01.2010 22:00
Цитата
Затем эти полудохлые заводики собрали в одну кучу, подкинули бабла, чтоб совсем не окочурились и стали потихонечку нагружать госзаказами - централизованно. Вы видите какой-нибудь другой вариант их реанимировать? Если да, поделитесь, пожалуйста.


По моему во втором абзаце своего сообщения Вы дали четкую формулировку другого варианта их реанимировать. Не надо давать деньги всем - централизованно. Надо выделить "локомотив" обеспечить ему зеленый свет в финансах, улучшить контроль и гарантировать законодательно адекватную политику поставщиков, сырьевиков и монополистов.
Локомотив, имея зеленый свет, уже через год начнет говорить о кооперации... Это разве не путь?
Всем и сразу нужна конкуренция? Можно конечно создать конкуренцию искусственно, но её поддержка на должном уровне обойдется куда дороже, чем появление множества направлений в одной компании, которой дали зеленый свет. При правильной организации работы, компания  с зеленым светом очень быстро породит такое количество идей и совершенствований, которое будет явно превышать её мощности. Этого же можно добиться увеличивая госзаказ и финансирование именно на предприятие с зеленым светом. Тогда они будут вынуждены самостоятельно организовывать необходимую кооперацию, но это коррупционный путь, потому что изначально имеет предрасположенность к неконтролируемому перераспределению заказов с банальной прокачкой средств через несколько посредников. Однако имеет право на жизнь, если мы говорим, что средства не важны, важен результат.

Другой путь – я уже описывал по отношению к станкострою. В принципе он применим к любой отрасли без изменений.

Комментарий давал здесь, но текст привожу еще раз ниже.

Если искать истину посередине, то все же станкостроительные предприятия необходимо распределить между существующими ГК, новый ГК станкострой делать как центр проектирования перспективных моделей, наделенный эксклюзивным правом продажи станков на экспорт. Этот центр должен иметь лишь опытное производство, для создания единичных экземпляров.

Производство же этих перспективных моделей отдавать предприятиям станкостроя действующих ГК, но только на конкурсной основе.

Это позволит держать в едином кулаке перспективу разработки новых станков, а конкурсная основа заставит ГК поднимать свой станкострой на такой уровень, чтобы ГК КЦС (конструкторский центр станкостроя) отдала предпочтение на производство новых моделей, и как следствие освоение технологии для производства на самой ГК, именно в их ГК.

Определенная доля экспорта, которая будет оставаться у ГК КЦС обязана быть инвестирована в производство того ГК, который выиграет конкурс.
0
Сообщить
№0
05.01.2010 08:11
Цитата
Андрей Л., а причем здесь локомотив и конкуренция? Локомотив не создаст конкуренцию и не сохранит производственные мощности других предприятий


Тут Вы ошибаетесь. Нет никакого смысла в наборе заказов явно превышающих ваши мощности. И нет никакого смысла в откусывании заказов не вашего профиля при наличии достаточного числа заказов по вашей специфике.
Вы понимаете, что сейчас борьба за заказы, даже непрофильные, сводиться только к одной проблеме - нехватке этих самых заказов и отсутствии четкого планирования со стороны государства. Все набирают портфель, иногда даже лишку набирают, потому что им надо прокормить эти 3000 человек и уже не важно как.
Я же говорю о ситуации, когда государство создает всего четыре условия

    выбор предприятия локомотива
    стабильный и большой заказ
    государственное регулирование отношений с поставщиками и монополистами
    зеленый свет для предприятий локомотивов.
Если предприятие уверено в том, что у него будут заказы, в нужном объеме - борьба за непрофильные заказы или за объемы превышающие мощности прекратиться сама собой. Это же искусственная кормушка - и сейчас она искусственно создается.
Принцип такой же, как лимиты на вылов рыбы.

Конкуренция появляется, когда предприятия входят в нормальный режим работы и получают силы и время на разработку перспектив. В наших условиях говорить о конкуренции слишком рано. Сейчас стоит вопрос о выживании. Предприятия еле дышат, а система пока не готова к крупным заказам.
Вы верно подметили, что кормят всех – централизованно. Это ошибка, большая и тяжело исправимая. Деньги уходят в песок потому что:

    каждого кормят, но недостаточно, чтобы подняться на ноги
    из-за того, что кормят всех, те кто могли подняться недополучают для подъема и, следовательно, тоже топчутся на месте.
Возвращаясь к конкуренции – она появиться только после того, как объем заказов превысит мощности локомотива. У локомотива будет преимущество перед остальными в заделах – он раньше начал, он стабилен, у него есть ресурсы. От него уже пора требовать движения вперед
Но весь объем поставленного в серию он уже не будет набирать, мощности не будут позволять, плюс участие в новых проектах.
Сначала появиться конкуренция в производстве по принятым на вооружение моделям, а потом поднимутся и соседи.
Вы правы в том, что Севмаш не будет думать о том, что там на Балтийском заводе – это вопрос объемов заказов и скорости подъема предприятия, которое станет локомотивом.
Путь поддержки всех сразу неизбежно приведет к медленной стагнации по всем направлениям – просто скорость будет разной.
0
Сообщить
№0
05.01.2010 08:47
Квалифицированные спецы не поедут из Питера на Севмаш. Классные инженеры даже на Северную верфь не очень стремятся. Не знаю как сейчас, скорее всего для них мало что изменилось, а с год назад народ предпочитал уходить в небольшие лавочки по постройке яхт и корпусов - там были лучше условия контрактов, либо вообще на предприятия никак не связанные с морем. Во многом то что народ поуходил связано было с политикой руководства БЗ - зарплаты мизерные, ехать многим далеко - на Васильевском всего несколько домов в конце 1980-х для своих построено было.
Там сейчас осталось некоторое количество специалистов и территории. При наличии в угле ветки метро и конкурентоспособных зарплат народ пойдёт. Во всяком случае качеством работавших у меня ушедших оттуда специалистов, начиная от инженеров и кончая сварщиками я был доволен :-)
0
Сообщить
№0
05.01.2010 09:04
БЗ никак неможно пускать под нож, там ряд работ - изготовление атомных ледоколов и глубоководных аппаратов (делали в 2004 конструкции для обитаемого на 7тыс м и необитаемый аппарат на 10000м![/b]) больше негде попросту делать будет
0
Сообщить
№0
05.01.2010 09:46
Успешная реализация глубоководной программы, с донными бурениями и пр. может дать очень многое.
Реализовывать пилотируемо было бы рисковано, во всяком случае без наличия достаточного количества материалов.
Это помимо синергетического эффекта может дать не менее пользы, чем полёт к Луне. В плане PR выигрыш, при правильной постановке дела, будет ещё больше, чем от Сочей и всех выигрышей недавних вместе взятых, того же Камерона можно задействовать. Это покажет, что мы реально продвигаемся от продаж нефти к торговле высокотехнологичными решениями. Ну не получается пока из-за низкого уровня управления электроника, пусть будет глубоководная техника. По крайней мере это явно полезнее пустых трат на информационные поводы, которые реально ничего не дают. Те же Миры не дали должного эффекта, нет фактора новизны, вернее она исчепана во многом. Ну хоть лучше какую-нибудь Атлантиду бы исследовали, или базу инопланетян нашли :-)
0
Сообщить
№0
05.01.2010 09:48
Выдавать спроектированные и изготовленые в 1980-х аппараты за новое слово в технике или такие же по х-кам не удастьтся. Зато наличие реальных достижений может дать весьма многое.
0
Сообщить
№0
05.01.2010 12:18
Отнюдь. Мне пару раз с большим, в несколько лет разрывом по времени нужно было сделать железки. С титана и во второй раз из инвара. Каков результат? Никакого.
Ценник просто потрясающий. Вообще ряд железок пришлось заказывать где-то по сусекам, когда одни делают, другие доводят, а финишную вообще самим пришлось, т.к. сроки и цены в 1,5-1,8раза выше чем в Германии заламывали. Приглашали специалистов, благо в СПб они ещё ПОКА есть.
0
Сообщить
№0
05.01.2010 12:23
То что на БЗ да и на многих пр. заводах втихаря или открыто многое разворовали - секрет Полишенеля. Но в ту цену, которую мне выставляют закладывают ещё месячное содержание рабочих целого цеха, оплату тепла, цеха вообще не имеют элементарной теплозащиты - сарай и тот теплее. Про системы отопления и говорить нечего. Батареями топят, как результат на высоте кран-балки дышать нечем, а внизу в валенках у рабочих ноги.
0
Сообщить
№0
05.01.2010 12:25
К слову то что нужно в результате было выполнено при площадях раз в шесть меньших и всего 3-4рабочими, вместо двадцати шести, как расписывали.
0
Сообщить
№0
05.01.2010 17:06
Цитата
У нас нигде, даже на "Севмаше", нет простаивающих мощностей, т.е. нет ситуации, когда существующие производственные мощности больше количества заказов.


Вопрос ведь стоит в профильности заказов, а не во всех заказах подряд? Мы ведь рассуждаем с вами как раз о том, что предприятия сначала должны определиться с типами изготовляемой продукции, и уже потом появиться перегрузка заказами, и лишь потом конкуренция.
И не то, что конкуренция даже минимального роста не появиться, если будут давать денег всем по чуть-чуть. Отсюда и увольнение сотрудников и распродажа или сдача в аренду основных фондов.
Деньги  ведь дают не только Севмашу – так? Вот вам и головное, вот вам и зеленый свет.
0
Сообщить
№0
23.05.2010 00:31
Георгий, большевиков привели к власти на вполне конкретных условиях - разграбления Российской Империи и обязательно разрушение остатков Православия, к тому времени изрядно потрёпанного.
Если мне не верите - почитайте Ленина в году 1915 - начале 1917. Он полагал, что до Революции лет 50, не меньше, т.к. как умный человек не мог не видеть, что война выигрывается.
Троцкий, Сталин и пр. еврейско-мафиозная диаспора была привлечена как исполнители. Поскольку Сталин был более прагматичен и предсказуем, а следовательно манипулируем, его и оставили.

Такие многоходовки и многовариантные схемы людьми с улицы не составляются. Эти операции либо исключтиельно талантливые делали, либо имевшие определённые знания, которые были на тот момент неизвестны широкой публике.

Еврейская диаспора нужна была как исполнители. После выполнения работы её хотели убрать. Дабы ещё и сделать дополнительное изменение в тех кто выживет.
0
Сообщить
№0
23.05.2010 01:39
Послушайте, "Мистраль" - это опять-таки новый попил денег.

ОПК возглавляет Сергей Пугачев, влиятельный олигарх и активный сторонник ВВП. Для "модернизации" предприятиям выделят $1 млрд.
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 29.03 16:24
  • 1
«Спутниковые снимки не подтверждают»: в польской прессе опровергли заявления ВСУ о якобы уничтожении десантных кораблей ВМФ РФ
  • 29.03 16:11
  • 1
Самолет с уникальной конструкцией крыла получил разрешение на первый полет
  • 29.03 16:04
  • 17
Теракт в "Крокусе" свидетельствует о целесообразности создания специальной российской силовой структуры
  • 29.03 15:52
  • 445
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 29.03 15:50
  • 4
Нарышкин призвал окончательно очнуться от либерального дурмана девяностых
  • 29.03 15:43
  • 1
Балтийский флот пополнит современный многофункциональный буксир
  • 29.03 15:09
  • 0
Три столпа НАТО: Запугивание, провокации, агрессия
  • 29.03 09:50
  • 16
Российские корабли накрыла «Штормовая тень»
  • 29.03 09:29
  • 1
Стало известно о преодолевающей любую ПРО российской ракете
  • 29.03 09:19
  • 2683
Как насчёт юмористического раздела?
  • 29.03 07:39
  • 4
Ходаковский: экономика и демография - две «ахиллесовых пяты» Украины
  • 29.03 07:28
  • 1234
Корпорация "Иркут" до конца 2018 года поставит ВКС РФ более 30 истребителей Су-30СМ
  • 29.03 07:22
  • 11
Глава Ростеха анонсировал возобновление выпуска самолётов радиолокационного обнаружения и управления А-50У
  • 29.03 03:34
  • 4
Раскрыто назначение трехтонной российской бомбы
  • 28.03 22:28
  • 1
Заявления Генерального прокурора России о деприватизации предприятий ОПК