Войти

Почему "Ночной охотник" проиграл "Апачу" в Индии

4901
25
-5
Ударный вертолет АН-64Е
Ударный вертолет АН-64Е.
Источник изображения: boeing.com

Многие сегодня уже и не помнят, какие страсти кипели три года назад вокруг одного из многочисленных тендеров, объявленных военным ведомством Индии. Все дело в том, что тогда на просторах далекой страны сошлись в жестокой схватке российский и американский боевые вертолеты. В сентябре 2015 года Министерство обороны Индии окончательно оформило заказ на 22 ударных вертолета AH-64E "Апач" (Apache) и подписало соответствующий контракт с американской компанией Boeing. Тем самым была поставлена жирная точка в тендере, в котором конкурентом американского винтокрылого индейца выступал наш боевой вертолет Ми-28НЭ "Ночной охотник". Поставки "Апачей" планируется начать в 2019 году. Причем контракт на 22 "Апача" (плюс 11 - в опционе) был одним из пакета соглашений, подписанных между Boeing и правительством Индии и потянувших в сумме на 3 млрд долл.

Особенностью контракта является то, что постройка вертолетов, которые должны быть поставлены индийской армейской авиации, осуществляется с активным участием индийской авиационной промышленности, а именно с привлечением совместного американо-индийского предприятия Tata Boeing Aerospace Limited. Американцы обязались 30% стоимости соглашений реинвестировать в Индии в виде оффсетов, в рамках чего и было образовано данное совместное предприятие. В его создании приняли участие американский авиастроительный концерн Boeing и индийская компания Tata Advanced Systems (входит в холдинг Tata Group). Территориально оно расположено в Хайдарабаде, занимает площадь около 14 тыс. кв. метров и обеспечивает работой порядка 350 высококвалифицированных специалистов. Предприятию поручено производство фюзеляжей для АН-64 "Апач", а также выпуск различных других комплектующих и элементов конструкции вертолетов этого типа, включая лонжероны крыла.

Данное предприятие – наглядное свидетельство настойчивости индийского правительства в осуществлении своей амбициозной программы "Делай в Индии" (Make in India). Впрочем, в данном случае все у Дели получилось еще даже лучше, чем планировалось изначально. Дело в том, что совместному предприятию поручено производство фюзеляжей не только для тех вертолетов "Апач", которые будут поставляться Вооруженным силам Индии, но и вообще для всех новых вертолетов, которые компания Boeing будет поставлять своим заказчикам по всему миру. В том числе, кстати, и по контрактам с Сухопутными войсками США.

В технологическом плане ситуация выглядит следующим образом: изготовленные на предприятии в Хайдарабаде фюзеляжи будут затем отправляться на линию окончательной сборки, расположенную на предприятии концерна Boeing в городе Меса, штат Аризона, где они и будут превращаться в полноценные боевые машины.


Цех сборки фюзеляжей для вертолетов АН-64 «Апач» в индийском Хайдарабаде.
Источник: Фото со страницы Tata Group в Twitter

Видимо, в этом и заключается одна из причин того, что российский "Ночной охотник" с такой легкостью и быстротой проиграл в индийском тендере американскому "Апачу": российские вертолетостроители, судя по всему, не смогли предложить что-то более или менее равнозначное своему стратегическому союзнику за покупку всего двух с небольшим десятков машин. Даже при наличии опциона еще на десяток и возможности в перспективе продать еще какое-то количество вертолетов…

Предприятие Tata Boeing Aerospace Limited было начато в постройке в 2016 году и открыто 1 марта 2018 года в ходе торжественной церемонии с участием министра обороны Индии Нирмалы Ситараман. А уже 1 июня с.г. компания Tata Group объявила о том, что специалисты завода в Хайдарабаде осуществили поставку на линию финальной сборки первого фюзеляжа вертолета АН-64Е "Апач".

"Поставка в срок фюзеляжа вертолета АН-64 "Апач" является важным этапом в нашем совместном пути с Boeing, – подчеркнул в этой связи управляющий директор и старший исполнительный директор Tata Advanced Systems Сакаран Сингх. – Наше сотрудничество отражает приверженность к созданию в Индии аэрокосмической и оборонной производственной экосистемы. Поставка фюзеляжа в течение года со дня открытия предприятия – это серьезный толчок для национальной промышленности".

К этому добавим, что, согласно пресс-релизу совместного предприятия, поставка первого фюзеляжа была осуществлена даже с опережением ранее утвержденного графика.

Примечательно, что в то время, как индийская армейская авиация готовится к приему своих новых ударных машин, из-за океана недавно поступила информация о том, что командование СВ США неожиданно приняло резкое решение – прекратить приемку от промышленности вертолетов модификации АН-64Е, которая является на сегодня самой современной в семействе "Апачей" и до 2012 года носила обозначение AH-64D Block III (с того момента данной модели присвоено собственное наименование "Гардиан" (AH-64E Guardian), т.е. в переводе с английского – "Защитник", но общеупотребимым осталось имя "Апач").

Об этом конфузе еще в апреле 2018 года сообщили американские издания. А вскоре выяснилась и причина, побудившая американских генералов принять такое нетривиальное решение. Дело в том, что, как оказалась, АН-64Е стали представлять более значительную угрозу для своих же летчиков, летающих на них, чем для каких-то гипотетических вражеских солдат! Поэтому военное командование и потребовало от производителя, американской компании Boeing, сделать, наконец, вертолет безопасным для его экипажа, доработав вызывающие нарекания элементы конструкции (речь шла о недостатках несущей системы машины).

Руководство компании-производителя заявило, что уже работает над проблемой и устранит ее в течение нескольких месяцев. Конечно, а куда деваться то, если только американская Армия заказала модернизировать в вариант АН-64Е более 600 "апачей", не считая заказов на многие десятки новых машин этой модификации от американских и зарубежных вооруженных сил. Индийским же военным остается лишь надеяться, что ко времени начала поставок их "Апачей" специалистам Boeing удастся все же решить эту задачу и сделать вертолет опасным не для его экипажа, а для противника.



Владимир Щербаков

Ответственный редактор "Независимого военного обозрения"

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
12.02.2013
"Рособоронэкспорт" попал в индийский залог
27.12.2012
Военно-техническое сотрудничество России и Индии: сегодня и завтра
26.12.2012
Дальше будет трудней
31.10.2012
«Ми» мимо
24.05.2011
HeliRussia 2011
24.02.2009
Aero India 2009
25 комментариев
№1
04.06.2018 09:04
А как же наличие у Апачей ракет "выстрелил-забыл", в отличие от наших "выстрелил-визуально сопроводил"? Как-то эту деталь аффтор упустил))
0
Сообщить
№2
04.06.2018 09:14
Цитата, Макс Томский сообщ. №1
наличие у Апачей ракет "выстрелил-забыл",

Конечно, Дели из-за этого выбрали "Апач" плюс ресурс двигателя. Но у нас в этом году НУРС 80мм с дальностью 11км по цене чугуняки пошли, уравновесит все преимущество.
0
Сообщить
№3
04.06.2018 11:45
Цитата, Байкал57 сообщ. №2
НУРС 80мм с дальностью 11км по цене чугуняки пошли, уравновесит все преимущество.
НУРС он и есть НУРС: уже с дальности 800м стреляет по площади, а не по цели. В надежде, что из 12-16 НУРС один, может быть, попадёт в цель (танк, автомашину, артиллерийский окоп и т.п.)
Поэтому никогда НУРС не уравновесит УР класса "выстрелил-забыл", каждая из которых наводится именно в цель.
А стрелять НУРСом на 11 км - это вообще по воробьям. Примерно как из АК74 стрелять на 3км: если попадёшь, то да, убьёшь, но ни за что не попадёшь.
+5
Сообщить
№4
05.06.2018 02:46
Цитата, Байкал57 сообщ. №2
НУРС 80мм с дальностью 11км
С помощью чего прицеливаться с такой дальности? Тем более НАР, он все таки неуправляемый, с 3 километров-то нечасто попадает, а уж с 11...
0
Сообщить
№5
05.06.2018 04:04
Индусы как были падки на то что блестит и "по максимуму" так и остались. Им подавай самую нафаршированную версию по цене самой базовой. На Апач была заявлена система управления БПЛА, да и надвтулочный радар там стоит и работает, в то время как на Ми-28Н этот радар не был готов.

Я если честно слабо себе представляю как может оператор оружия и за БПЛА смотреть и оружие наводить. Относительно радара критика была справедлива. Кстати кто вкурсе? Радары уже установили на Ми-28 или нет?
+2
Сообщить
№6
05.06.2018 05:12
Цитата, IvanFoxbat сообщ. №4
С помощью чего прицеливаться с такой дальности?

В привередливом Дели 4,5млн. ИТ перцев, свой "Индо-Гефест" они доделывают, для них научить "Апач" попадать НУРСом с их радиусом поражения 80мм ОФС на 11км голубая мечта, еще и нам продадут и Тель-Авиву с Вашингтонами.
0
Сообщить
№7
05.06.2018 05:26
Цитата, Байкал57 сообщ. №6
свой "Индо-Гефест" они доделывают, для них научить "Апач" попадать НУРСом с их радиусом поражения 80мм ОФС на 11км голубая мечта


А получится так-же как с ИНСАСом, Арджуном и Тежасом.
+3
Сообщить
№8
05.06.2018 11:02
Цитата, Байкал57 сообщ. №6
научить "Апач" попадать НУРСом с их радиусом поражения 80мм ОФС на 11км
Не получится.
НУРС имеет рассеивание как любой баллистический боеприпас. Поэтому при любом идеально точном прицеливании НУРСы будут рассеиваться вокруг цели. Попасть одним боеприпасом можно только корректируя траекторию в процессе полёта по факту, то есть надо управлять снарядом. А НУРС - НЕ управляемый.
И потом, какой такой великий радиус поражения у одного 80-мм НУРСа?! Всего то в пределах 10м. А большУю площадь поражения получаем как раз залпом, когда штук двадцать НУРСов сами рассеиваются по довольно большой площади и достаточно плотно засеивают её осколками.
НУРС - площадное оружие и лепить из него высокоточное - пустое занятие.
-1
Сообщить
№9
05.06.2018 13:28
Байкал57
Цитата, Байкал57 сообщ. №2
Конечно, Дели из-за этого выбрали "Апач" плюс ресурс двигателя.
Не только по этому, но ещё и из-за слабой электроники Ми-28Н, а тем более НЭ. Забыли про то как тупо врезался ночью в землю с погибшими пилотами?
Цитата
"Не везде лучше. Электроника провальная: ничего летчик не видит, ничего не слышит", - заявил сенатор.
Он, в частности, отметил, что очки ночного видения "пилоты называют "смерть пилотам". "Когда безоблачно - все прекрасно, как только дымочка какая-то, то летчик потом три дня ходит с красными глазами", - сказал Бондарев.
Ми-28НМ лишь частично улучшит положение, но тогда и его не было.
-1
Сообщить
№10
05.06.2018 14:09
Цитата, Враг сообщ. №9
Только не надо опять приводить этот бред Бондарева про то что не слышит и не видит ничего экипаж. Всё давно разобрали и то что он назвиздел доказано. ОНВ тоже разобрали. Чего-то нет особых проблем у Ми-28Н сейчас с поражением всех видов целей в Сирии. Наши видимо не хотели продавать производственную линию: не для того строили свою что-бы каким-то индусам продать. Да ещё по дешёвке.
+1
Сообщить
№11
05.06.2018 14:20
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №3
А стрелять НУРСом на 11 км - это вообще по воробьям. Примерно как из АК74 стрелять на 3км: если попадёшь, то да, убьёшь, но ни за что не попадёшь.

Ещё в конце 90-х был представлен российский проект модуля лазерной коррекции для НАР С-5, С-8 и С-13. Понятное дело что такой или ему подобный модуль нужно принимать на вооружение.

НАР С-8 и С-13 превращенные в УР с лазерным наведением были бы весьма востребованы сегодня.
+1
Сообщить
№12
05.06.2018 15:02
Цитата, Виктор Алексеевич сообщ. №8

Зато  можно лупить по площадям, с копеечной ценой выстрела.  Далеко не все цели на поле боя точечные.  Можно с не с 11, так 5-7 км накрывать групповые цели.   Корректируемые НАРы (которые по факту разработаны, но не пущены в серию, и уже конечно не НАРы)  позволяют  и сарайки одним залпом ломать точечные.
Тут вопрос в другом. У индусов собираются корпуса апачей,  им апач естественно выйдет дешевле.   Да и если быть объективным, то индеец обкатан во множестве конфликтов.   Ми-28 такую репутацию заслужить нужно.
0
Сообщить
№13
05.06.2018 16:29
Цитата, Makc сообщ. №5
На Апач была заявлена система управления БПЛА, да и надвтулочный радар там стоит и работает, в то время как на Ми-28Н этот радар не был готов.
И нашлемного целеуказания тоже не было. Радар на МИ-28НМ только будет.
0
Сообщить
№14
07.06.2018 13:13
Цитата, АлександрА сообщ. №11
НАР С-8 и С-13 превращенные в УР с лазерным наведением были бы весьма востребованы
Никто и не спорит. Приданная вертушка болтается в 7-8км в тылу, чтобы её вражеский ПЗРК не достал, и по запросу пехоты даёт в район цели залп из 10-15 штук УР С-8, а пехота подсвечивает лазерным целеуказателем нужную цель и ракеты ложатся с КВО не 150-200м, а метров 5-7. Была цель и - нету её.
Цитата, DEMiURG сообщ. №12
Зато  можно лупить по площадям, с копеечной ценой выстрела
Да, есть такое упражнение у летунов: попал в круг такого то диаметра - отличник. А то, что на стоящем в центре этого круга списанном самолёте не появилось ни одной пробоины никого не интересует.
Площадная цель - опорный пункт, например, взводный (размеры 400*300м). Весь личный состав и техника - в окопах, траншеях... Ну, попали 32 НУРСа в площадь этого ОП и что? В лучшем случае будет одно прямое попадание в окоп или траншею, а вероятнее всего ни один НУРС не попадёт в окоп или траншею, все разорвутся на поверхности земли и не нанесут вообще никакого ущерба. И что даст такая атака?!
Копеечный боеприпас даёт копеечный результат.
-1
Сообщить
№15
07.06.2018 13:44
Иракцы шибко не любят мелкие НУРСы, им только 130мм, Градовские приловчились на Ми-35 и другие вообще не хотят, безопаснее, даже командиры частей добровольно садятся в кабину, чтоб самим лупануть и потом в телике рисануться. БЕЗОПАСНЫЕ ВЫЛЕТЫ все хотят.
0
Сообщить
№16
07.06.2018 17:13
Цитата, Makc сообщ. №10
Только не надо опять приводить этот бред Бондарева про то что не слышит и не видит ничего экипаж. Всё давно разобрали и то что он назвиздел доказано. ОНВ тоже разобрали.
Ох уж эти "разбиральщики". Ну конечно, главком Бондарев дурак и ничерта не знает, не понимает. Где уж главкому до местных диванных экспертов. И конечно, свершилось чудо и догнали Америку по электронике. Везде катастрофически отстаём, но вот в секретной военной технике, которую не купишь и не проверишь, случилось чудо, ага.

Цитата, Makc сообщ. №10
Чего-то нет особых проблем у Ми-28Н сейчас с поражением всех видов целей в Сирии.
На столько их нет, аж тупо врезались в местность и угробили вертолёт, да ещё и сами погибли. Вам это вертолётчики по секрету рассказали, что нет проблем? И при этом им есть с чем сравнивать, все они летали ещё и на "Гардианах"? Ну и индийцы, которые как раз реально сравнивали, идиоты?

Цитата, Makc сообщ. №10
Наши видимо не хотели продавать производственную линию: не для того строили свою что-бы каким-то индусам продать. Да ещё по дешёвке.
Они индийцы. Продали им производство Т-90, собирают они Су-30, а тут супертехнология, которую ни за какие деньги продавать нельзя, ага.

Цитата
Напомним, что оптико-электронная прицельная система ОЭС-52 предполагается к установке на вертолеты Ка-52 в комплектации, заказанной Египтом по контракту 2015 года на 46 вертолетов. Согласно ранее опубликованному отчету АО «НПК «СПП» за 2014 год, это предприятие планировало начать серийное производство ОЭС-52 в 2016 году и поставить в 2016-2019 годах около 50 комплектов системы.

Впервые система ОЭС-52 была продемонстрирована на одном из предсерийных вертолетов корабельного варианта Ка-52К, представлявшемся в экспозиции авиасалона МАКС-2015 в Жуковском в августе 2015 года.

По-видимому, ОЭС-52 разработана на основе французской оптико-электронной системы Safran (Sagem) Strix, используемой на европейском боевом вертолете Airbus Helicopters Tiger. Во время авиасалона МАКС-2013 в 2013 году между АО «Камов» и французской компанией Sagem (входила в группу Safran, а сейчас стала составной частью последней) был подписан протокол о намерениях по установке на вертолете Ка-52 новой оптико-электронной системы на основе системы Strix. По первоначальным планам летные испытания новой ОЭС на Ка-52 планировалось начать в 2014 году.
Слизали у французов, а те, само собой, не самым последним поколением делились. И уж, само собой, не от того, что нет проблем слизали французское, пусть даже устаревшее.
+1
Сообщить
№17
07.06.2018 19:20
Все очень просто:- Российские игрушки уже есть и при желании всегда можно докупить ... Со штатовскими сложнее..., но в угаре соревновательной конкуренции, с перспективой завоевания нового рынка можно от амеров получить то , что раньше и не снилось!  Не факт , что лучше Российского... Но в свете того что индусы рвутся ( ПУСТЬ коряво) к самодостаточности в плане ВПК - доступ к Американским технологиям дорогого стоит .Китай бы маму бы продал , чтобы заполучить конкурирующие , нет не технологии, а просто образцы!
0
Сообщить
№18
07.06.2018 19:22
Цитата, q
Не факт , что лучше Российского...
\
факт
-3
Сообщить
№19
08.06.2018 01:18
Да, они индийцы. Всем давно известно что руки там растут оттуда-же откуда и у арабов. Индия даже АК скопировать толком не может а уже хочет полный цикл производства, от плавки и технологии производства материалов до полной сборки. Французы их недаром послали и их требованиям по гарантии на Рафали индийской сборки. То что у них сейчас есть называется сборка машино-комплектов. Учите матчасть.
Фразы типа "по видимому" и "протокол о намерениях" значат ноль. Есть договор о поставках тепловизоров для КА-52? Точные данные в студию или не болтайте. Только не приплетайте поставки для Т-90 как доказательство.
Те очки были заменены задолго до вылета и вообще непонятно какого лешего одели устаревшую модель.
Я сказал про поражение целей пилотами. При чём тут то что они врезались? Цели поражаются. И ВКС РФ и Иракцами.
БЫВШИЙ главком. А раз он такой умный какого ..ра он позволил использование ПНВ устаревшей модели?
+3
Сообщить
№20
08.06.2018 07:19
Цитата, ankh-andrej сообщ. №13
Радар на МИ-28НМ только будет.
У нас да,на экспортных в Алжир и Ирак уже стоит .
+1
Сообщить
№21
08.06.2018 07:29
Цитата, Враг сообщ. №16
Ну и индийцы, которые как раз реально сравнивали, идиоты?
Египтяне имеющие Апач и купившие Ка-52 что идиоты?Про Бондарева все разобрано,есть у нас очки 3+ и они идут на экспорт и себе с недавнего времени(контракты вылаживали),а вот Бондарев почему то закупал очки 2 поколения.
Цитата, Враг сообщ. №16
а те, само собой, не самым последним поколением делились.
Доказательства в студию,что не самое современное.
Цитата, Враг сообщ. №16
аж тупо врезались в местность и угробили вертолёт, да ещё и сами погибли
Цитата, q
Военно-воздушные силы США сообщили о трех аварийных посадках самолетов за неделю
https://vpk.name/news/217678_voennovozdushnyie_silyi_ssha_soobshili_o_treh_avariinyih_posadkah_samoletov_za_nedelyu.html что не вижу ехидства по этому по воду? Ах да ты же кончаешь от неприятностей  в России.
+2
Сообщить
№22
08.06.2018 14:35
Цитата, Сергей-82 сообщ. №20
У нас да,на экспортных в Алжир и Ирак уже стоит
На экспортном он был с ограниченными функциями по сравнению с новым.
0
Сообщить
№23
08.06.2018 15:19
Цитата, ankh-andrej сообщ. №22
Не спорю,просто говорю что на экспорт шли с РЛС.
0
Сообщить
№24
09.08.2018 18:47
Цитата, Tornado сообщ. №18

Расскажи это Ф15
0
Сообщить
№25
09.08.2018 19:30
Цитата, Байкал57 сообщ. №15
Иракцы шибко не любят мелкие НУРСы, им только 130мм, Градовские приловчились на Ми-35 и другие вообще не хотят
Какой боекомплект?
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 16.04 13:10
  • 841
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 16.04 12:55
  • 73
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 16.04 12:28
  • 108
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 16.04 12:10
  • 1
Перспективная ракета "Амур-СПГ" сможет повторно использоваться от 50 до 100 раз
  • 16.04 11:28
  • 0
Поляки не могут разобраться, как же летать на южнокорейских самолётах FA-50
  • 16.04 09:24
  • 14
В спецоперации на Украине задействован триумвират крылатых ракет - "Калибр", "Оникс" и Х-35
  • 16.04 09:05
  • 5
Никита Михалков: России больше не нужно окно в Европу, которая окончательно деградировала
  • 16.04 08:51
  • 2
"Вампиры" против "Гераней" на Украине
  • 16.04 08:31
  • 0
Почему Израилю нужна полномасштабная война на Ближнем Востоке
  • 16.04 01:21
  • 2
Названо количество прикрывающих российские объекты «Панцирей»
  • 15.04 22:40
  • 1
Российские «Солнцепеки» получили дополнительную защиту
  • 15.04 22:39
  • 0
О русском патриотизме
  • 15.04 22:21
  • 1
Ответ на пост Razgon'а (важные IMHO вопросы)
  • 15.04 20:18
  • 22
Национальная политика и миграция
  • 15.04 17:12
  • 2
В России назвали главный козырь Ирана