Войти

Гражданская оборонка

5087
8
+1
Экскаватор
Экскаватор. Изображение пресс-службы «Уралвагонзавода».
Источник изображения: http://uvz.ru/

Как не повторить ошибок конверсии времен перестройки и грамотно перевести оборонную промышленность на мирные рельсы

Производство общедоступных дефибрилляторов и строительство пассажирских судов, запуск спутников, контролирующих леса, и появление отечественных аппаратов ИВЛ, в которых остро нуждаются тяжелобольные дети (об их нехватке Константин Хабенский рассказал Владимиру Путину во время "Прямой линии" два года назад), а также создание в составе ОСК речной лизинговой компании. Всё это со временем заменит выпуск военной техники и позволит крупнейшим предприятиям ОПК выжить после 2020 года, когда пик гособоронзаказа будет пройден. О том, как избежать ошибок конверсии 1980-х годов и эффективно переориентировать оборонку на "гражданку", эксперты рассказали на круглом столе "Известий".

"Известия": Почему вопрос диверсификации ОПК стоит так остро?

Владимир Гутенев, председатель комиссии Госдумы по развитию предприятий ОПК, первый вице-президент Союза машиностроителей России: Мы хорошо помним ситуацию конца 1990-х, когда целый ряд производственных цепочек был разрушен. "Оборонка" еле выживала. Начиная с прошлого десятилетия потихоньку начали склеивать производственную кооперацию. На этап динамичного развития ОПК вышел в 2006–2007 годах. Был создан целый ряд крупнейших вертикально интегрированных структур, в том числе "Ростех", Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Государство сформировало большую программу перевооружения армии, выделило на нее 20 трлн рублей. Плюс 3 трлн рублей — на техническое перевооружение предприятий ОПК. Увеличились и объемы оружейного экспорта. В год Россия продает оружия на $15 млрд при портфеле заказов на $50 млрд. В итоге "оборонка" вышла на достаточно приличную серию.

Казалось бы, беспокоится не о чем. Но это не так. Санкции в отношении российской экономики создали определенные проблемы. Пришлось направить ресурсы на импортозамещение. Сегодня по абсолютному большинству критических комплектующих удалось заместить зарубежных поставщиков.

С экспортом тоже есть нюансы. Благодаря демонстрации высоких характеристик нашего оружия, в том числе в Сирии, на него увеличился спрос. Но западная политика сдерживания продвижения нашего оружия на новые рынки не позволяет надеяться на значительное увеличение объемов российского оружейного экспорта.

Это внешние факторы, а есть и внутренние. В 2019–2020-е годы пик гособоронзаказа будет пройден. При этом предприятия обладают хорошим кадровым потенциалом, современными производственными мощностями. Что со всем этим делать? Закрывать? Сокращать? Ясно, что это было бы неправильно и даже преступно. Отсюда и очень важная задача диверсификации, выхода на рынок, в том числе зарубежный с гражданской продукцией. От того, насколько удачно пройдет диверсификация, зависят перспективы целого ряда отраслей.

"Известия": Каковы целевые показатели?

Владимир Гутенев: Президент на встрече с работниками Уфимского моторостроительного производственного объединения обозначил конкретные цифры: 30% "гражданки" к 2025 году, 50% — к 2030-му. Кстати, уже сейчас на ряде предприятий "Ростеха" такие показатели достигнуты. Но нужно приложить еще много усилий, чтобы достигнуть таких показателей в среднем по отрасли.

"Известия": Для российского судостроения освоение гражданской продукции и выход на зарубежные рынки — это вопрос жизни и смерти?

Алексей Рахманов, президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК): Можно и так ставить вопрос. У нас динамика роста гражданских заказов год от года демонстрирует восходящий тренд. С 2014 до 2017 год мы увеличили в 3,5 раза общий объем заказов на гражданскую технику. Но структура выручки в гражданском сегменте пока всё равно меньше 20%. Мы двигались от 10% выручки десять лет назад до примерно 14% в 2017 году. К 2025 году у нас задача выйти на 30%, а к 2030-му — на 50%. Будет очень тяжело, но мы знаем, что делать.

Надежда на государство "Известия": На внутреннем рынке у ОСК есть резерв увеличения заказов?

Алексей Рахманов: Мы проанализировали внутренний рынок и глубоко убеждены, что нужно немедленно приступать к модернизации флота "река — море". Через 5–7 лет будут большие проблемы с речным транспортом. Это и пассажирские, и грузовые суда. 11 тыс. единиц стоит на учете  в Российском Речном регистре. Из них львиная доля старше 35 лет. Эта проблема аукнется по всем фронтам. Мы много говорили о необходимости сделать межотраслевой баланс грузовой базы, чтобы быть четко уверенными, какие виды грузов целесообразнее перевозить по реке, какие — по железной дороге, а что — по дорогам общего пользования. Перевозчикам можно предложить перейти на реку как самый надежный, экологичный и экономичный вид перевозки определенных грузов.

"Известия": Государство, насколько известно, поддержало эту программу организацией лизинговых схем.

Алексей Рахманов: Да, но при этом в самый разгар навигации, когда река работает или должна работать на полную мощность, вдруг появляются скидки на железнодорожный транспорт при перевозке жидких нефтепродуктов. Об этом говорил Владимир Лисин на последнем заседании РСПП, на котором был президент России. Как же так? Мы только что построили десятки новых пароходов. Для чего? Мне кажется, что здесь государство должно применить регуляторную функцию и сказать: "Коллеги, давайте поймем, что из этих грузов должно перейти на реку". Тогда у нас появится стимул обновления 11 тыс. судов. Иначе они просто лягут на дно и будут экологическим вредом для будущих поколений.

"Известия": Это лоббистская история.

Алексей Рахманов: Да, я не скрываю: это лоббистская история. Наши лоббистские возможности направлены на то, чтобы оптимально использовать транспортную инфраструктуру и управлять грузовыми потоками, чтобы возродить гражданскую составляющую судостроения в России и строить похожие решения, например, в Индии. У нас для этого есть хороший набор инструментов.

В структуре ОСК появилась лизинговая компания. Мы уже имеем возможность предложить готовый продукт с финансовой услугой. Возможно, когда-то в будущем, если следовать логике мировых трендов, мы придем к необходимости оказывать  нашим клиентам полный комплекс судостроительных и транспортных услуг, то есть не только построить судно, но и обеспечить перевозку на нем грузов. Это пока звучит диковато для текущего бизнеса корпорации, но весь мир к этому движется.

"Известия": Холдинг "Швабе" специализируется на оптикоэлектронике. Какая у вас ситуация с гражданским сегментом?

Иван Ожгихин, замгендиректора "Швабе" по развитию систем продаж, маркетинга и сервисной поддержки гражданской продукции: По итогам 2017 года доля "гражданки" составила 28,6%, поэтому к 2025-му году перед нами стоит задача выйти на 80%. Это амбициозная задача. В абсолютном выражении это 240 млрд рублей по гражданской продукции.

"Известия": Некоторые оборонщики говорят, что мер господдержки в диверсификации надо больше.

Иван Ожгихин: В целом создано много инструментов для поддержки предприятий ОПК, нужно только правильно уметь ими пользоваться. Меры господдержки работают. Для "Швабе" векторными с точки зрения развития внутреннего приборостроения стали заказы, которые государство сделало на медицинскую технику. Я говорю о перинатальных центрах, которые в том числе возводит госкорпорация "Ростех" в 15 регионах РФ. "Швабе" — один из комплексных поставщиков. Помимо того что смогли загрузить свои предприятия, государство получило значительную экономию. На каждом перинатальном центре снижение цены составило до 100 млн рублей только на медоборудовании.

Польза для человека "Известия": Вы будете выпускать новые виды оборудования?

Иван Ожгихин: Конечно. Мы ищем партнеров и приобретаем компетенции, которых нам не хватает. Сейчас, например, формируется программа общедоступной дефибрилляции. Один из наших ведущих заводов — Уральский оптико-механический завод (УОМЗ) — в рамках импортозамещения сделал дефибриллятор. Подобное оборудование планируется установить в каждом аэропорту, на каждом вокзале. Оно позволяет оказать экстренную медицинскую помощь в местах массового скопления людей.

Владимир Гутенев: Поясню, если позволите, почему законодатели поддерживают этот проект. В стране за год гибнет от 25 тыс. до 27 тыс. граждан от внезапной остановки сердца. Им не смогли своевременно оказать экстренную помощь. Мы направили законопроект, который дает доступ к дефибрилляторам неограниченно широкому кругу лиц. Производители заработают, по моим оценкам, около 7–8 млрд рублей только на текущей поставке. При этом отечественный дефибриллятор в 2,5 раза дешевле зарубежного, стоящего около двух тысяч долларов. Самое главное, что мы спасем массу людей от внезапной смерти.

"Известия": А портативные аппараты искусственной вентиляции легких, которых так не хватает тяжелобольным детям, вы не выпускаете? Ведь такие пациенты месяцами лежат в реанимации, а могли бы находиться дома. 

Иван Ожгихин: Для неонатальной медицины мы производим транспортные инкубаторы. Но планируем производить и портативные аппараты ИВЛ. Мы разработали такой аппарат ИВЛ, и у нас задача в этом году — получить на него разрешительное удостоверение. Это универсальный аппарат, который может и в стационаре работать, и в домашних условиях. Идет разработка, уже есть опытные образцы. Потом мы должны пройти клинические испытания.

"Известия": Когда появятся такие аппараты и сколько они будут стоить? 

Иван Ожгихин: Планируем в конце 2018 — начале 2019-го. Будем делать линейку таких аппаратов. Стоить они будут в зависимости от модели от 150 тыс. рублей до 1 млн. Импортные аналоги дороже в несколько раз. Эти аппараты будет выпускать УОМЗ.

"Известия": Как в госкорпорации "Роскосмос" обстоит дело с диверсификацией и коммерциализацией?

Антон Жиганов, исполнительный директор "Роскосмоса" по развитию бизнеса и коммерциализации: Наша традиционная продукция — ракетно-космическая техника — делается как для нужд обороны, так и для решения социально-экономических задач. У нас уже 54% продукции — гражданского или двойного назначения. Наша задача, помимо целей, которые ставит руководство, еще в том, чтобы научится меньше зависеть от госзаказа.

Прозвучало правильное слово "коммерциализация". Год назад в корпорации началось направление развития бизнеса и коммерциализации. Не просто попытки продать в большем количестве то, что мы уже производим, а развить новые бизнесы, которые позволят корпорации меньше зависеть от госзаказа. Есть направление традиционных изделий, продуктов, услуг космической отрасли и направление непрофильное — новых продуктов, никак не связанных синергетически с продуктами и услугами, которыми "Роскосмос" занимается.

"Известия": Примеры можете привести?

Антон Жиганов: Да, конечно. Наш спутник может служить как для оборонных, так и для гражданских нужд: может снимать Сирию, а может снимать, каким образом управляется территория региона, как осуществляется контроль и мониторинг объектов недвижимости, лесных хозяйств. Сам снимок сегодня большой ценности не представляет, ценность представляет аналитика, ответ на запрос клиента — что на самом деле происходит.

Мы хотим пойти в сервисный рынок, в рынок управления большими массивами данных. Это не только данные со снимков, но и данные Росреестра и кадастра, Минсельхоза. Фактически мы хотим объединить все базы в одну большую виртуальную систему. Мы хотим сделать следующий шаг в сферу управления данными и предоставления клиентских сервисов. Есть интересная история, которая связана с турбонасосными агрегатами для ракетных двигателей. Из этого направления выросло производство агрегатов газоперекачки для ТЭКа.

Минимум 6–7 предприятий госкорпорации достаточно успешно производят такую продукцию. В октябре 2017 года мы подписали "дорожную карту" по отбору и созданию нового оборудования в интересах ПАО "Газпром", в том числе в целях импортозамещения зарубежных аналогов.

Есть опыт в освоении производства медтехники. Например, Центр имени Хруничева освоил с конца 1990-х производство барокамер. Они поставляются в 14 стран, включая США, Австралию. Работаем с аграрными корпорациями для выработки пакетного решения по точному земледелию, где можем использовать возможности дистанционного зондирования Земли, чтобы эти решения работали для агропрома.

"Известия": Россия, наверное, не единственная страна, которой пришлось решать задачу диверсификации ОПК?

Виктор Мураховский, член экспертного совета Коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, главный редактор журнала "Арсенал Отечества": В прошлом году для ВПК был подготовлен серьезный труд по теме диверсификации ОПК. В этом труде, в частности, исследован опыт диверсификации в Китае. Там исходное положение 20 лет назад было гораздо хуже, чем у нас, существовали сельскохозяйственные дивизии, которые занимались производством сельскохозяйственной и промышленной продукции, в том числе и военной. Сейчас в Китае абсолютно другая картина: практически не осталось специализированных военно-промышленных компаний, все они производят от 30% до 50% продукции широкого потребления.

Планировать диверсификацию на 5–10 лет, конечно, надо. Но надеяться, что это на 100% реализуется, не стоило бы. Ситуация иногда стремительно меняется, в том числе и военно-политическая. Мы совсем недавно уничтожали боеприпасы миллионами тонн, а сейчас некоторые предприятия боеприпасной отрасли в три смены работают, чтобы обеспечить текущие потребности и создать мобилизационный запас. Мало ли что случится через пять лет.

Уроки перестройки "Известия": У страны есть опыт конверсии, которая проводилась в СССР в перестроечные 1980-е годы. К сожалению, неудачный. Мы извлекли уроки из неудачной конверсии?

Сергей Хапров, советник гендиректора ПАО "Ил" и гендиректора АО "Воентелеком": Конечно, все боятся повторения конверсии конца 1980-х годов, когда оборонка многое потеряла. Она была не подготовлена. Смысл ее был не в том, что оборонка была дорогая. Она забирала основные таланты из экономики. Там были лучшие инженеры и ученые, лучшие материалы и оборудование. То, что оставалось гражданской промышленности, было не мирового уровня, и мы всё больше проигрывали международным конкурентам.

Одной из задач было не сократить оборонку, а эти таланты и мощности подключить к "гражданке". Но политически и технологически тот вариант не был готов. Сегодня диверсификация доходов ОПК должна решить две задачи. Во-первых, обеспечить предприятиям ОПК долгосрочную финансовую сбалансированность и достойный уровень жизни на постоянной основе, а не раз в 10–15 лет. Во-вторых, снизить зависимость экономики России от экспорта нефти и газа. Без гражданской высокотехнологичной продукции ОПК сделать это практически невозможно.

Виктор Мураховский: У меня большой армейский бэкграунд, я времена "перестроечной конверсии" 1980-х годов застал. Поэтому при слове "конверсия" рука тянется даже не к пистолету, а к орудию. Что тогда произошло? В тот период наш ВПК вышел на уровень завершения разработки оружия нового поколения. Если бы не та неудачная конверсия, мы бы получили новое оружие на 20 лет раньше. Например, на зенитную ракетную систему С-400 техническое задание было сформулировано в далеком 1983 году.

"Известия": А в сегодняшней диверсификации что вызывает вопросы?

Виктор Мураховский: Меня пугает, что показатели 30% и 50% директивно начинают "утрамбовываться" во все отрасли, холдинги, спускаться на уровень отдельных предприятий. Производитель малокалиберных боеприпасов мечется: как же ему выдать эти 30%. Почему мы должны задачу в 50% ставить для кораблестроения? У нас по военным делам там непаханое поле. У нас нет эсминца, универсальных десантных кораблей, вертолетоносцев, комплексных судов снабжения. Полный винегрет в классе корветов, фрегатов. Всё это надо систематизировать, выводить на современный уровень и делать сериями, которые должны обеспечить наше присутствие в Мировом океане, как сказано в нашей Морской доктрине.

"Известия": Какой выход?

Виктор Мураховский: Я бы предложил попросить законодателей и Минпромторг обратить внимание на то, чтобы нормативы в 30% и 50% не спускали сверху. Бюрократическая система не учитывает конкретного положения в холдингах, на отдельных предприятиях, в отраслях. Там еще многое можно сделать.

Владимир Гутенев: Я согласен, что никто не будет усреднять и спускать нормативы в 30% и 50% до каждого предприятия. Самая нижняя планка — это будут холдинговые компании. В плане законодательного обеспечения деятельности ОПК есть что совершенствовать. Осенью усилена уголовная ответственность до 10 лет за неисполнение гособоронзаказа. И он выполняется на 98,5%. Такого не было никогда. Могу спрогнозировать, что в ближайшее время выйдут поручения по итогам поездки президента в Уфу, в которых наряду с "пряниками" обязательно должен быть "кнут".

Иван Ожгихин: Думаю, ситуация со времен конверсии 1980-х годов изменилась кардинально. В ОПК прошло техперевооружение, в том числе под программы гражданского приборостроения. Ставя задачу осваивать гражданскую продукцию, мы сразу смотрим и на внешний рынок. Продукция должна быть конкурентоспособна не только в России, но и за рубежом. Экспортные центры оказывают российским предприятиям ОПК поддержку, чтобы максимально выходить на зарубежные рынки. Есть субсидия на компенсацию процедуры сертификации за рубежом, масса других инструментов. То есть если сравнивать конверсию 1980-х с сегодняшними процессами, то это уже даже не прошлый век, а прошлое тысячелетие.

Алексей Рахманов: Начну с шутки: в СССР были макароны трубочками, серенькие такие. От нечего делать взяли штангенциркуль и замерили диаметр: оказалось — 7,62 мм — калибр патрона АК (смех). Ясно, что с такой военизированной экономикой надо было что-то делать. Но я прошел через ту конверсию и могу сказать: это была не конверсия, а разрушение оборонной промышленности. Сейчас другие люди, которые понимают, что такое рынок, рыночные связи и рыночные законы.

Владимир Гутенев: Я считаю, что диверсификация ОПК — это сложный вызов нашей стране. Но в отличие от той конверсионной истории мы сейчас смотрим на проблемы открытыми глазами. Будет достаточно тяжело, нас ждет много испытаний, но я надеюсь, что мы сможем их пройти.

 


Сергей Вальченко, Алексей Рамм, Николай Сурков, Дмитрий Струговец, Елена Лория

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
02.09.2020
«Оборонка» обороне
17.02.2020
Оздоровление предприятий ОПК – приоритет власти
05.12.2018
Юрий Борисов: "Предписания по закупке отечественного оборудования будут"
28.02.2018
«Не страшно, что МС-21 будет летать с двигателями из США»
21.12.2016
"Новый курс" вместо "новой нормальности"
13.08.2008
Кто на новенького?
8 комментариев
№1
01.03.2018 09:56
Как именно избежать ошибок? Так ответ очевиден - машиностроение. ВПК никогда не будет эффективно выпускать потребительские товары, но может производить средства их производства. Примерно такие: http://3dtoday.ru/blogs/news3dtoday/autodesk-opens-the-factory-of-the-future-in-the-uk/
Нам именно такие производственные комплексы нужны сегодня. И действительно доступные любому инженеру через облачные платформы. Весь фокус в доступности.
Идея самая правильная. Современное производственное оборудование избыточно по своей сути и требует огромных объемов интеллектуального труда. Таким интеллектуальными ресурсами обладают только громадные транснациональные корпорации. Но они не обладают свободой целеполагания инженерных ресурсов. А значит нужна производственная альтернатива, альтернативная модель организации производства.
+2
Сообщить
№2
01.03.2018 11:52
Цитата, Корректор сообщ. №1
ВПК никогда не будет эффективно выпускать потребительские товары,

я бы не стал говорить - никогда, ибо примеры обратного всё-таки. Если вам не нравится опыт СССР или РФ, то вспомните, что ВСЕ крупнейшие компании мира реального сектора экономики не первый десяток (а то и сотню) лет успешно выпускают и военную, и гражданскую продукцию. Я про немецкие, английские, американские корпорации. В мирное время они зарабатывают хорошие деньги, а на военных заказах, ещё и в военное время они просто растут как бычки на гормонах и протеине. Во время WW1 и WW2 американская промышленность росла как дрожжи в духовке. Потому что, когда у вас покупают ВСЁ, только давай и как можно больше, это для любого производства самый торт. Это в мирное время надо из кожи вылезти, лишь бы продать да ещё и простым людям у которых не всегда деньги есть на покупку.

Другое дело, что отсутствие развитой отрасли _производства средств производства_, вся остальная предпринимательская братия вынуждена заниматься х..й, извиняюсь, торговать, спекулировать, делать что-то примитивное, никому не нужное на мировом рынке. А если ещё учесть, что толковых конструкторов и универсальных производств на улице не валяется, просто не возможно найти где тебе твоё изобретение воплотили бы в материю в масштабах пробной партии за разумные деньги.
Поэтому, да, нужно создавать системы, позволяющие реализовывать любую идею потребительского рынка в пробной партии за короткое время и деньги, доступные для малого-среднего бизнеса.
0
Сообщить
№3
02.03.2018 10:29
Цитата, VK сообщ. №2
Вы же знаете мою позицию - свободный доступ к средствам производства. И расселить мегаполисы через освоение незанятых территорий. Экономика и демография.
На современном технологическом уровне это все вполне возможно, ведет к повышению занятости населения в производстве и небывалому росту производительности труда и экономики.
Вполне достойная гражданская задача для нашего ВПК. Причем меняющая общественное сознание. Что собственно и наиболее требуется в текущий исторический момент. Иначе, только милитаризм и неудержимое стремление к войне.
Давно смотрел платформу Autodesk Fusion? Что мешает сделать аналогичную общегосударственную цифровую платформу, запустить масштабную программу машиностроения по созданию "цифровых фабрик"? Географически распределить новые производства по всей территории России при единстве научно-технологических знаний в рамках цифровой платформы? Сделать инженерные знания базовым образовательным стандартом?
При внимательном рассмотрении, даже капитализм не мешает. Скорее крупному капиталу пора спасаться, а лучше вариантов чем государственная производственная инфраструктура представить невозможно.
А уже неизбежное следствие распространения информационных технологий неизменно ведет к системам "социального доверия", но если в условиях капитализма и финансовых парадигм, система быстро превращается в социальный кошмар. То при доминирование производственных парадигм, система "социального доверия" принимает другую плоскость "социального баланса", где ведется учет участия человека в социуме. И без всяких "фантиков". Прямо буквально, что каждый человек потребляет у общества и что создает для общества.
И при близком рассмотрении, очевидно что государство прямо заинтересовано в существование таких систем.
0
Сообщить
№4
10.03.2018 11:27
Цитата, Корректор сообщ. №3
Вы же знаете мою позицию - свободный доступ к средствам производства.

Если вам надо высокотехнологичные ср-ва производства, то это всё элементарно стоит огромных денег не только на покупку или производство, но и на эксплуатацию. Я уже не говорю про квалификацию тех, кто будет их использовать и прочие моменты (сырьё, рынки сбыта).
Даже у СССР средства производства были далеко не передовые, а местами со стажем более 50 лет. И в условиях дефицита ограниченные ресурсы в виде средств производства никто не будет давать абы кому. Если государство из бюджета выделяет деньги, то на конкретные важнейшие задачи, которые могут решить единицы людей, встроенные в систему. А то что вы предлагаете, мной понимается как проявление анархии. Первое, что на них начнут производить массовые слои это _контрафакт_ или нелегальное оружие. И только единицы из миллионов сделают что-то толковое. И то, вступи в конкурентную борьбу 99 из 100 этих единиц обанкротятся. Такова суть свободной конкуренции.
Так что ничего, кроме очередной "фантазии в подозрительно ярких красках" ваша позиция по данному вопросу для меня не представляет.


Цитата, Корректор сообщ. №3
Что мешает сделать аналогичную общегосударственную цифровую платформу, запустить масштабную программу машиностроения по созданию "цифровых фабрик"?

Потому что дело в квалификации кадров и в сложных системах из высококвалифицированных людей, собранных в нужном месте, в нужное время, для конкретной задачи в определённых условиях. Просто толпа народа не сделает ничего толкового даже с самым уникальным оборудованием и софтом.
Чтобы сделать что-то аналогичное, надо чтобы было собрано аналогичное число профессионалов в определённых условиях и на них были потрачены определённые деньги. А потом их продукт кто-то должен покупать. А для этого у покупателей должны быть не только деньги, но и квалификация. Этого всего мало, потому и не появилось у нас ещё такого софта.

Цитата, Корректор сообщ. №3
И при близком рассмотрении, очевидно что государство прямо заинтересовано в существование таких систем.
Государство это такая система, где есть правящий класс и правительство. Это правительство реализует интересы правящего класса с оглядкой на широкие слои населения по мере их давления. С этой позиции, наше государство пока ещё не заинтересовано создавать нечто сложное и дорогое, т.к. кормушка сильно ограничена. А правящий класс сражается за доступ к этой кормушке, регулярно подавая инициативы вроде повышения пенсионного возраста, сокращения числа больниц и ВУЗов.
0
Сообщить
№5
10.03.2018 12:02
Первым делом импортозаместить коммунальные все машины, узбеки с гнутыми пальцами от своей важности на разной технике Китая и китайско-белорусской, просто обязаны пересесть на русские. Отрезать их закупки без слушания их возмущения " Не даете мошенничать за Ваш бюджет, разве это по братски!"
Электроэнергетика еще хуже с поддельным импортом второго и третьего уровня, на выходе вроде наше, а по сути все братское.
0
Сообщить
№6
12.03.2018 06:50
Цитата, VK сообщ. №4
Вы мыслите стереотипами. Конечно дорого и конечно сложно. И способно создавать цифровые платформы или крупное государство или огромная транснациональная корпорация. Но раз создают, значит это и выгодно.
А вы подумайте без стереотипов массового производства, какую продукцию создают цифровые платформы? Думаете основная продукция дорогие и индивидуальные вещи как инженерные шедевры главное? Совсем нет. Главная продукция цифровых платформ это инженерные знания и квалифицированные кадры. И со "сбытом" такой продукции проблем нет и не будет в обозримом будущем. Особенно, если вся эта "продукция" изначально интегрированная в рамках платформы.
Организации говорите мало, почти анархия? А что это такое цифровая платформа как не способ организации человеческого капитала и управления им. Вы подумайте, если никто не отдает обязательные письменные распоряжения, это не означает что организации нет. Организации тут хоть отбавляй, и такого уровня, что значительно превосходит "командный метод". Да и неблагодарное это дело командовать высокоинтеллектуальными специалистами, гораздо проще создавать условия. И вроде никто не командует, но выбора то нет.
Есть вещи которыми нельзя владеть или обладать, но контролировать которые чертовски выгодно. Вот например индустриальный стандарт. И вроде продать его нельзя, и прямо превратить в прибыль. Но что-то консорциумы не бедствуют. Время простых и тупых методов закончилось в тот самый момент когда в промышленность пришли информационные технологии. И вместе с ними и пришли методы непрямого управления и бизнес модели основанные на нематериальных ценностях и контроле информации.
Беспокоитесь что именно будут производить? А какая разница? Казино цифровая платформа всегда в выигрыше. В этом вся суть непрямого контроля и способности прямого изъятия прибавочного продукта в форма инженерных знаний и индустриальных стандартов. И некуда в от этого уже не денетесь. Весь вопрос кто будет всей этой "технологией" управлять.
И как уже вам писала, что если у нас не будет собственных платформ, то жить мы будем за счет чужих. И все наши лучшие мозги будут работать совсем не на нас. Платформа границ не имеет. И неважно где именно она создается сегодня. Завтра она обязательно в месте со станками и технологиями придет к нам и заберет у нас весь человеческий капитал. В этой стратегической "игре" второго места не будет. Не будет другой промышленности.
Цитата, VK сообщ. №4
Чтобы сделать что-то аналогичное, надо чтобы было собрано аналогичное число профессионалов в определённых условиях и на них были потрачены определённые деньги. А потом их продукт кто-то должен покупать. А для этого у покупателей должны быть не только деньги, но и квалификация. Этого всего мало, потому и не появилось у нас ещё такого софта.
Прекрасный пример стереотипов массового производства. Зачем вам в одном месте? Зачем вам продавать продукцию? Да и какую продукцию?
В том и смысл, что платформа это способ использовать чужие мозги и независимо от их местонахождения. И продавать платформе продукцию нет никакой необходимости. У нее есть гораздо более ценный и востребованные товар - сама платформа, как способ организации и как индустриальный стандарт. И никуда вы не денетесь без Windows, будете платить или вам "софт" отключат, как и доступ к интеллектуальным ресурсам.
Цитата, VK сообщ. №4
Государство это такая система, где есть правящий класс и правительство. Это правительство реализует интересы правящего класса с оглядкой на широкие слои населения по мере их давления.
Времена меняются. Вот тоже думали что "интегрируются" в Европу и США. А как все обернулось. Вот и роботизация мягко намекает. Тут выбор уже небольшой. Просто еще не все его понимают. Но геополитический кризис и технологическая революция все очень популярно объяснят. Возможно не все поймут, но все и не требуются, кто-то и не выживет. Оно же как, до новой исторической формации доживают далеко не все.
0
Сообщить
№7
12.03.2018 07:52
Цитата, VK сообщ. №2
я бы не стал говорить - никогда, ибо примеры обратного всё-таки

Единичные. В условиях равной конкуренции, слишком большие накладные расходы у предприятий ВПК относительно "обычных" предприятий. Всякие воен. приёмки, 2й отдел, охрана, секретность и как следствие относительная косность, и вот это вот всё -  закладывается в стоимость конечного оборудования. Поэтому оборонка на гражданский рынок может производить:
а). Какие-то уникальные вещи, где нет конкуренции.
б). Пользоваться административным ресурсом, чтобы исключить конкуренцию.
в). Производить изделия с высокой добавленной стоимостью, в которой вышеперечисленные накладные расходы ничтожны.
г). Создаваь отдельное "гражданское" подразделение, и за счёт него тянуть военку.  
Ну и, естественно, комбинировать все эти варианты. Все задачи, в принципе, решаемы, вопрос только в толковых управленцах.
0
Сообщить
№8
13.03.2018 10:11
Цитата, Hazzard сообщ. №7
Так вот и я об этом. Условия очевидны, но не очевидны последствия.
а) Сложные роботизированные комплексы.
б) Индустриальные стандарты.
в) Машиностроение.
г) Цифровая платформа интеграции.
И все инвестиции вернутся. А еще и действительно будет промышленное и научно-технологическое развитие, а не только слоган "ВПК драйвер развития российской экономики".
Ведь при наличии единой цифровой платформы станки можно не только продавать, но и сдавать в почасовую аренду, оформлять в лизинг, предавать в концессию. Да масса вариантов, включая смешанные. Как и каждый владелец станков будет участвовать в единой системе перераспределения заказов. Это совсем другая интеграция промышленности и совсем другой "рынок".
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 28.03 22:28
  • 1
Заявления Генерального прокурора России о деприватизации предприятий ОПК
  • 28.03 22:26
  • 429
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 28.03 20:03
  • 2682
Как насчёт юмористического раздела?
  • 28.03 18:33
  • 2
Источник сообщил об успешном применении ВС РФ перспективных "прыгающих мин" в зоне СВО
  • 28.03 16:17
  • 0
Force de Frappe. Франция перебрасывает истребители Rafale в Румынию
  • 28.03 15:34
  • 1
Представлен модуль акустической разведки, находящий беспилотники по звуку
  • 28.03 13:54
  • 5
«Дальность полета возрастет в три раза»: французская компания представила управляемую бомбу Hammer 1000
  • 28.03 10:55
  • 2
Раскрыто назначение трехтонной российской бомбы
  • 28.03 10:12
  • 1
В США вспомнили о советском атомолете
  • 28.03 10:06
  • 62
В США оценили российские Су-34 с УМПК
  • 28.03 10:05
  • 1
Клинцевич рассказал о запускаемых со «Смерча» российских бомбах
  • 27.03 19:52
  • 1
Генпрокурор рассказал, как боевую технику ремонтировали контрафактом
  • 27.03 15:15
  • 454
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 27.03 15:00
  • 10
Глава Ростеха анонсировал возобновление выпуска самолётов радиолокационного обнаружения и управления А-50У
  • 27.03 14:34
  • 8
Александр Михеев: система ПВО С-400 "Триумф" в разы превосходит конкурентов