Войти

Сирийский опыт "Кузнецова" ляжет в основу требований к новым авианосцам

4277
9
+3
Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов
Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" проекта 11435 Северного флота в море. 15.10.2016.
Источник изображения: Пресс-служба Северного флота

ТАСС публикует предварительные оценки Средиземноморского похода единственного авианосца ВМФ России

МОСКВА, 8 февраля. /ТАСС/. Единственный российский авианосец "Адмирал Кузнецов" вернулся домой из похода в Средиземное море, где его самолеты наносили удары по террористам в Сирии.

Этот боевой опыт учтут при модернизации корабля и при разработке требований к новым авианосцам, которые планируется строить для ВМФ, рассказал ТАСС военный эксперт главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский.

Возглавлявший авианосную группу "Адмирал Кузнецов" и тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" встали 8 февраля на бочки на рейде Североморска после почти четырехмесячного похода. Как сообщили журналистам в Минобороны РФ, теперь "экипажи подготовят корабли к торжественной церемонии встречи корабельной авианосной группы, намеченной на 9 февраля".


Плюсы и минусы по итогам кампании

Авианосная группа ВМФ вошла в Средиземное море в конце октября прошлого года, 8 ноября она была у берегов Сирии. 10 ноября палубные истребители МиГ-29К и Су-33 начали полеты над Сирией. Тогда бои шли в Восточном Алеппо, который позже был полностью освобожден от террористов.

Истребители "Кузнецова" наносили удары по штабам и пунктам управления боевиков, скоплениям живой силы и военной техники, огневым позициям и опорным пунктам. За два месяца морские летчики выполнили 420 боевых вылетов (из них 117 - ночью), были уничтожены более 1 тыс. объектов террористов.

Первое боевое применение "Кузнецова" выявило как достоинства, так и недостатки этого проекта кораблей (1143.5), считает Мураховский.


Что касается возможностей, корабль подтвердил, что способен выполнять задачи по уничтожению наземных целей на значительном удалении высокоточным оружием с помощью своей авиационной группы, а также решать задачи ПВО корабельного ударного соединения, в состав которого он входит

Виктор Мураховский

главный редактор журнала "Арсенал Отечества"


Также подтвердилось, что "Кузнецов" весьма успешно интегрирован в межвидовую систему боевого управления, сформированную в Сирии.

Говоря о проблемах, Мураховский напомнил, что в ходе кампании в не связанных с боевыми действиями авиапроисшествиях было потеряно два палубных истребителя - МиГ-29К и Су-33.


Это говорит о недостатках как в техническом состоянии некоторых систем авианосца, так и в системе управления. На мой взгляд, это объясняется отсутствием значительного опыта именно в вопросах боевого применения корабля. Понятно, что все эти недоработки и недостатки должны быть обязательно учтены во время капитального ремонта с глубокой модернизацией

Виктор Мураховский

главный редактор журнала "Арсенал Отечества"

Направление модернизации и новые требования

Планируется, что "Адмирал Кузнецов" отправят на ремонт в первом квартале 2017 года, после чего начнутся работы по его модернизации и замене вооружения. Это займет около двух лет, однако сроки и объемы работ могут корректироваться.

Сейчас "Кузнецов" оснащен противокорабельными ракетами "Гранит" и мощной системой ПВО. Корабль может нести на своем борту до 30 истребителей МиГ-29К/КУБ и Су-33 плюс ударные вертолеты Ка-52К, противолодочные Ка-27 и Ка-29 (в транспортном варианте и в варианте вертолета-целеуказателя).

В сирийском походе на корабле находились десять истребителей Су-33, три истребителя МиГ-29КР и один МиГ-29КУБР, 18 вертолетов различных типов.

По словам Мураховского, боевое применение "Кузнецова" дало огромный массив информации, который обязательно будет использован в проекте модернизации. Доставшаяся от СССР конфигурация этого корабля, считает эксперт, не вполне отвечает современным требованиям.


Главным образом авиационная группировка на его борту была предназначена (во времена СССР - прим.ТАСС) для решения задач ПВО корабельной группы, в состав которой он должен был входить. Одновременно он должен был наносить удары противокорабельными ракетами дальнего действия по надводным целям противника. В области выполнения именно ударных задач авиационной группировкой "Кузнецов" (сегодня) выглядит слабее, чем, например, подобные корабли США.

На мой взгляд, с этого корабля нужно снять решение задач ракетными комплексами и сосредоточиться на улучшении возможностей его как авианесущего корабля. Также надо существенно улучшать его возможности в области систем радиоэлектронной борьбы и интеграции в современные автоматизированные системы управления войсками и оружием, которые сейчас уже применяются

Виктор Мураховский

главный редактор журнала "Арсенал Отечества"


Сирийский опыт "Кузнецова" - это первый опыт боевого применения отечественных авианосцев за всю историю флота и он, "несомненно, будет лежать в основе требований, которые будет предъявлять Минобороны к новому кораблю этого класса", отметил эксперт.

В то же время, считает он, даже с учетом сирийского похода, финальный проект новых российских авианосцев будет близок к тому, что уже ранее демонстрировалось российскими судостроителями на выставках, а также разрабатывалось в КБ. На последних морских салонах, в частности, экспонировалась масштабная модель тяжелого авианосца "Шторм" с атомной энергетической установкой.


Внимание НАТО и СМИ


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" (на первом плане) и тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" (на втором плане), прибывшие на военно-морскую базу Северного флота РФ в Североморске
Источник: © Лев Федосеев/ТАСС

Поход корабельной авианосной группы ВМФ России в "средиземку" привлек повышенное внимание военных НАТО и западных СМИ.

Например, ВМС Норвегии 18 октября заметили тренировочные полеты истребителей Су-33 с борта "Кузнецова" над северо-восточной Атлантикой. Вскоре в сети появилось видео следования корабельной группы, сделанное с самолета-разведчика Orion. В Норвежском море российские корабли сопровождали фрегат Норвегии Fridtjof Nansen и британский эсминец Richmond.

Когда авианосец был у берегов Сирии, 9 ноября прошлого года, за кораблями группы попыталась следить голландская дизель-электрическая подводная лодка, предположительно "Валрус". Корабли "Североморск" и "Вице-адмирал Кулаков" запеленговали субмарину на расстоянии 20 км с помощью гидроакустических комплексов и вертолетов Ка-27ПЛ, и затем вытеснили ее из района.

На пути домой, который начался 6 января, движение авианосной группы ВМФ России вызвало активность флота Великобритании: в Ла-Манше их сопровождал один из фрегатов Королевских ВМС, рядом с "Кузнецовым" пролетали британские истребители "Тайфун" и патрульный самолет.

Для западных СМИ одной из заметных "деталей" стал оставляемый российским авианосцем за кормой густой дым из трубы на первом этапе похода. Эта тема активно муссировалась и вызвала язвительные заявления ряда западных экспертов.

Однако приблизительно в момент начала действий авианосца у берегов Сирии "черная шапка" над "Кузнецовым" исчезла. Как пояснил ТАСС источник в судостроительной отрасли, повышенный выхлоп на самом деле был связан с калибровкой работы энергетической установки корабля. Никакой политической подоплеки он под собой не имел, как и не являлся следствием технической неисправности.

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
19.05.2021
Там любая война – холодная
08.12.2017
"Удобная морская цель": на что способна авианосная "Королева"
02.08.2017
Салют Андреевскому флагу
31.07.2017
Величие флота: зачем России грандиозный военно-морской парад
16.11.2016
Чем вооружена Средиземноморская группировка ВМФ РФ
21.11.2012
Возродить океанский флот
9 комментариев
№1
09.02.2017 08:55
Интересен проект модернизации...
Что всё-таки будут менять?
+1
Сообщить
№2
09.02.2017 11:54
"Что всё-таки будут менять?"

Полагаю, в первую очередь котлы. Ходить на мазуте в 21 веке, это древний анахронизм.
Во вторую очередь - Цирконы. Они как раз подоспеют. Ну и новый БИУС. Пора бы уже.

Возникла крамольная мысль: Надо бы как следует оценить достаточность и целесообразность бортовой авиационной группы. Насчет ДРЛО, тут все понятно и сомнений нет: НАДО.
А вот по количеству самолетов? Может быть и не стоит огород городить? Если истребителей-штурмовиков достаточно, то и АВ с трамплинным запуском вполне достоин!? Ну хотя бы в силу его простоты, надежности, меньших габаритов и обслуги? Тут есть о чем задуматься.
+1
Сообщить
№3
09.02.2017 12:13
Цитата, leonbor12 сообщ. №2
Полагаю, в первую очередь котлы. Ходить на мазуте в 21 веке, это древний анахронизм.
может так экономичней? Солярка стоит сейчас дороже Аи-92
Цитата, leonbor12 сообщ. №2
Во вторую очередь - Цирконы.
не согласен, ПКР надо убрать
Цитата, leonbor12 сообщ. №2
Ну и новый БИУС. Пора бы уже.
согласен
Цитата, leonbor12 сообщ. №2
Насчет ДРЛО, тут все понятно и сомнений нет: НАДО.
негде взять... проект А-110 с четырьмя движками  - 18м,
а лифты - 16м. + его даже и не пытаются создать в железе
Цитата, leonbor12 сообщ. №2
Ну хотя бы в силу его простоты, надежности, меньших габаритов и обслуги?
согласен на 200%
"какапульта" - просто мода, трамплин и дёшев, и надёжен как молоток

фишка ещё в том, что в сложенном виде 29-й шире на 40см 33-го,
хотя конечно короче на 4м.
+1
Сообщить
№4
09.02.2017 12:33
"не согласен, ПКР надо убрать"

На несогласие отвечу несогласием!
Если Цирконы, как утверждают некоторые, будут дальностью до 1000 км, их надо поставить. Они позволят поражать супостата не входя в зону досягаемости его истребителей.
Насчет ДРЛО, конечно проблема. Но ведь были же наработки по ЯК-44. С учетом современных достижений может быть возможно убавить вес нагрузки, уменьшить длину разбега. Ведь на многих небольших самолетах устанавливают АФАР, позволяющую видеть за сотни км. А тут надо бы добиться часов 8 барражирования с приемлемой дальностью обзора. А что подальше, на то Лиана, которая не за горами.

"лифты - 16м"

А зачем его в лифт всовывать? Пусть стоит себе в сторонке на палубе, кому он мешает?
-1
Сообщить
№5
09.02.2017 12:51
Цитата, leonbor12 сообщ. №4
Если Цирконы, как утверждают некоторые, будут дальностью до 1000 км, их надо поставить. Они позволят поражать супостата не входя в зону досягаемости его истребителей.
на борту АВ - истребители.
Именно это и есть ОСНОВНАЯ ценность АВ,
который у нас ЕДИНСТВЕННЫЙ. и новый мы построить НЕ можем.

Т.о. каждый истребитель в океане у нас на вес золота.
ПУ ПКР занимают место. Вместо них влезет ещё 2-3 ЛА.

ПКР можно прикрепить к истребителю и вперёд.
Какой смысл тратить драгоценное место?
ПКР пусть таскают другие НК, которые мы можем строить худо-бедно.
Цитата, leonbor12 сообщ. №4
Насчет ДРЛО, конечно проблема. Но ведь были же наработки по ЯК-44.
у Хокая два движка по 5000л.с.
У Яка - Д-27 производства УССР.

У РФ есть движка только на 3000лс.

Тут либо лепить 4шт, но будет 18 м
либо лепить два на крыло, а один на нос (как на Ан-2)
тогда может чего и будет.

а по весу м/электроники (полезной нагрузки) мы с США
примерно на одном уровне, поэтому ориентир - Хокай.

Цитата, leonbor12 сообщ. №4
А зачем его в лифт всовывать? Пусть стоит себе в сторонке на палубе, кому он мешает?

их надо от 4 до 6 шт. Они всю палубу займут.
Как им ТО делать? А если кран нужен или ещё чего?
В ангаре всё есть и сухо, и тепло.

__________________________________________________

Модерн дока для модерна Кузнецова!!!
http://eagle-rost.livejournal.com/651124.html

Выход:
Чабаненко - 2018, Кузнецов - 2020
+2
Сообщить
№6
09.02.2017 13:02
Цитата, q
На несогласие отвечу несогласием!
Если Цирконы, как утверждают некоторые, будут дальностью до 1000 км, их надо поставить.
Не надо делать боевых мутантов. Либо авианосец либо крейсер. ПКР там были только потому что в то время не существовало понятие МФИ. С вводом МФИ 12 пкр теряют свой смысл.  
Цитата, q
Полагаю, в первую очередь котлы. Ходить на мазуте в 21 веке, это древний анахронизм.
А какой есть выбор?
1. Поставить ЯЭУ это перепроектировать весь корпус.
2. ГТУ даже представить сложно и опять таки перепроектировать весь корпус.

Наиболее адекватным решением является заказ всё тех же котлов только произведенных по новым технологиям. Тем более что завод выпускавший их работает в Питере (и он же занимался индийским авианосцем).
Во многом проблем силовой установки в том что проводилась замена отработанных котлов на б/у котлы с эсминцев 956. В итоге не эсминцев ни надежного авианосца.

По вооружению тоже целая эпопея.
1. Кинжалы нужно менять. Т.к. нехотят заниматься тор-м менять их только на полимент редут. А тот в свою очередь опять таки недопилен. И когда будет допилен неизвестно.
2. Кортики и ак-630 нужно менять на панцирь. Опять таки панциря-м в серии нет. Да и ак-630 скорее всего менять на панцирь не будут в лучшем случае поставят ак-630м.
3. РБУ еще один вопрос.
4. С гас можно подумать что то от 22350.

Цитата, q
Но ведь были же наработки по ЯК-44.
Проблема не столько в планере сколько в фазированной решетке. Учитывая что с А-100 работы идут со скрипом то для ВМФ ДРЛО можно даже не ожидать.
Так что 99% что Кузнецов в ходе модернизации ДРЛО не получит.

Самый бюджетный вариант модернизации скорее всего ремонт навигационного оборудования и кту, прокладка новых кабелей. Возможно дозаказ истребителей МИГ.
Вообщем что то подсказывает что модернизация будет в стиле крейсера Варяг.
0
Сообщить
№7
09.02.2017 22:16
leonbor12
Цитата, leonbor12 сообщ. №4
Если Цирконы, как утверждают некоторые, будут дальностью до 1000 км, их надо поставить. Они позволят поражать супостата не входя в зону досягаемости его истребителей.
Это шутка такая? Палубный F-35C, боевой радиус действия без ПТБ и дозаправки в воздухе - 1140 км. ПКР LRASM-ER, которых может 2 штуки тащить каждый F-35C имеет дальность под 900 км (БЧ 450 кг в каждой).  Т.е. истребители супостата смогут атаковать с расстояния в пару тыс. км, если с ПТБ и дозаправкой в воздухе - ещё гораздо больше. Но "Цирконы" скорее всего будут иметь дальность 300-500 км.
0
Сообщить
№8
09.02.2017 23:24
Циркон ,наверное, модернизированный Оникс, скорость которого будет немного превышать гиперзвуковую. Любят у нас модернизированным образцам присваивать новые названия.
+2
Сообщить
№9
10.02.2017 12:24
Глубина анализа Мураховского просто умопомрачительная!
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 29.03 02:14
  • 437
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 28.03 22:28
  • 1
Заявления Генерального прокурора России о деприватизации предприятий ОПК
  • 28.03 20:03
  • 2682
Как насчёт юмористического раздела?
  • 28.03 18:33
  • 2
Источник сообщил об успешном применении ВС РФ перспективных "прыгающих мин" в зоне СВО
  • 28.03 16:17
  • 0
Force de Frappe. Франция перебрасывает истребители Rafale в Румынию
  • 28.03 15:34
  • 1
Представлен модуль акустической разведки, находящий беспилотники по звуку
  • 28.03 13:54
  • 5
«Дальность полета возрастет в три раза»: французская компания представила управляемую бомбу Hammer 1000
  • 28.03 10:55
  • 2
Раскрыто назначение трехтонной российской бомбы
  • 28.03 10:12
  • 1
В США вспомнили о советском атомолете
  • 28.03 10:06
  • 62
В США оценили российские Су-34 с УМПК
  • 28.03 10:05
  • 1
Клинцевич рассказал о запускаемых со «Смерча» российских бомбах
  • 27.03 19:52
  • 1
Генпрокурор рассказал, как боевую технику ремонтировали контрафактом
  • 27.03 15:15
  • 454
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 27.03 15:00
  • 10
Глава Ростеха анонсировал возобновление выпуска самолётов радиолокационного обнаружения и управления А-50У
  • 27.03 14:34
  • 8
Александр Михеев: система ПВО С-400 "Триумф" в разы превосходит конкурентов