Войти

Николай Кудрявцев: физики снова отправились в "школы"

2765
3
+5
МФТИ
Московский физико-технический институт.
Источник изображения: mipt.ru

Ректор Московского физико-технического института (МФТИ) Николай Кудрявцев рассказал корреспонденту "Известий" Марии Недюк, почему студенты-физики будут учиться в "школах", как удалось остановить утечку мозгов из России и по какой причине инновации и стартапы в стране находятся в зачаточном состоянии.

- Что за школы появились в Физтехе и для чего они нужны?

— Впервые идея создания физтех-школ возникла прошлой весной, когда нам нужно было подготовить новую программу развития университета и предоставить ее на Международный совет. В него входят ректоры и президенты вузов из первой мировой двадцатки. По примеру ведущих мировых университетов нам необходимо было создать новые "стратегические академические единицы" (САЕ), которые мы и назвали школами. Для чего это нужно? Сейчас исследования становятся междисциплинарными, для их успешного проведения нужна большая интеграция между факультетами, обмен знаниями и опытом.

Второй момент — с помощью новых структур идет совершенствование управления университетом. У нас этот процесс вертикальный — основные полномочия у единого центра, ректората. На Западе гораздо больше власти передано структурным подразделениям. Если российские университеты хотят попадать в ведущие мировые рейтинги, необходимо учитывать этот тренд.

— Школы — это замена традиционным факультетам и кафедрам?

— Нет, кафедра по-прежнему остается основной ячейкой образовательного процесса, факультеты также сохраняются. Сейчас у нас их 11. Школы сформированы на базе этих факультетов (для каждой из шести школ объединились по два факультета соответственно, за исключением школы радиотехники и компьютерных технологий, созданной на базе одноименного факультета).

С точки зрения студента, физтех-школа — это некий "заборчик" вокруг его научных интересов. Мы стремимся к тому, чтобы будущий ученый мог реализовывать индивидуальную траекторию развития. В результате реорганизации у молодого человека появляется больше возможностей — перед ним открыто множество базовых кафедр и направлений подготовки. Чего в рамках одного факультета не было.

Кроме того, мы должны думать о финансовой стороне. У нас очень индивидуализированное обучение, что затратно. А зарплаты преподавателей невысокие — они рассчитываются исходя из количества студентов, а не качества их образования.

Поэтому если речь идет о потоковых лекциях по специальности, то лучше объединить группы, привлечь более знакового преподавателя и больше ему заплатить. Эту задачу мы и решаем в рамках школ. Объединив факультеты, мы улучшаем преподавательский состав и исключаем дублирование лекционных курсов. На разных кафедрах есть очень близкие предметы, так почему бы их не объединить?

— Появятся ли в физтех-школах возможности для научной деятельности?

— Да. У нас появились научные лаборатории, чего раньше не было, и мы приписали их к школам. Закупили новое научное оборудование, в том числе для междисциплинарных исследований. Раньше всего 5% студентов делали свои дипломы в Физтехе, остальные вели научную деятельность в сторонних организациях. Сейчас положение меняется.

В науке должны быть созданы такие условия, чтобы в университеты пришли энергичные молодые люди с новыми идеями и горящими глазами. А просто так они не придут — им нужны лаборатории, оборудование, материалы. Сегодня мы работаем над этим. Студент Физтеха за время обучения без малого три года проводит в лабораториях. Мы увеличили научные площади в десять раз. Сейчас в Долгопрудном строятся два новых исследовательских корпуса, которые будут полностью отданы под научную деятельность.

— Чтобы ученый был успешен, он обязательно должен публиковаться за рубежом. Это повышает его место в международных рейтингах. А дают ли им что-то публикации в отечественных научных изданиях?

— В первую очередь нужно, чтобы публикации в наших изданиях попадали в международные рейтинги. Сейчас большинство отечественных журналов переводятся на английский, что существенно облегчает эту задачу. Российские ученые активно интегрируются в международное поле. Наука не может быть чем-то изолированным.

У российских ученых очень хорошие показатели по цитируемости, есть много молодых лабораторий, у которых этот показатель обязательно вырастет со временем, — мы прыгаем через десятки ступенек. И наши западные коллеги только удивляются этому. Я сам не раз слышал, как они говорят: "Дашь волю этим русским, они весь мир перевернут".

— Как сейчас обстоят дела с проблемой, которая долгие годы была очень болезненной для отечественной науки, — утечкой мозгов?

— Это болезненный вопрос не только для России. Проблема существует во всем мире, за исключением, наверное, США, куда умы притекают. Когда я начинал как ректор, в конце 1990-х, ситуация была очень сложной — порядка 30% ребят уезжали за рубеж. Мы начали задумываться — что не так? Оказалось, что есть три основные причины.

Самая главная — отсутствие оборудования. Вот вы подготовили молодого ученого. Он выходит с массой идей, а возможности реализовать их нет. В результате он теряет квалификацию, а иногда и дальнейшую мотивацию.

Вторая проблема — жилье, потому что все хотят заводить семьи, чтобы дети были устроены в садик, а с этим были большие проблемы. Ну и на третьем месте — зарплата. Это при том, что ученые — люди весьма скромные в своих потребностях.

Постепенно мы стали решать все эти вопросы. Оборудование вообще стали закупать только для того, чтобы остановить процесс утечки кадров. Теперь нам есть где поселить ученых, зарплата стала более-менее приличной. В результате уезжать стало гораздо меньше людей. Сейчас в течение трех лет после окончания уезжают 5-7% выпускников Физтеха. При этом многие потом возвращаются назад. Плюс пошел обратный процесс — к нам стали приезжать иностранные научные сотрудники.

— Как в МФТИ обстоят дела с инновациями и стартапами?

— У нас есть концепция развития "Университет 3.0", учитывающая, помимо развития науки и образования в одном кластере, инновации как необходимую составляющую. Но пока мы к этому серьезно не приступили.

Развивать инновации значительно сложнее, чем заниматься просто наукой, — во всем мире это идет с большим трудом. Как этот процесс должен происходить в идеале? Есть крупные компании. Они как-то поддерживают мелкие стартапы, просто дают на это деньги и даже не особенно смотрят, что там происходит. Вдруг какой-то из этих стартапов начинает развиваться, появляется некий продукт. Образуется небольшая компания, которая делает что-то, что представляет общественный интерес, это афишируется, и стартап покупает более крупная компания. В результате большая компания получает колоссальный профит, поскольку самая рискованная часть в самом начале была сделана другими за небольшие деньги.

На Западе очень высокая степень конкуренции в промышленности, все охотятся за светлыми головами. У нас же уровень конкуренции значительно меньше, что осложняет задачу. Но сейчас и наши компании потихоньку начинают смотреть в сторону науки. Сейчас инновации у нас скорее на зачаточном уровне, но их развитие — всего лишь вопрос времени.


Мария Недюк

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
22.02.2007
«Салют» продуктивным идеям
19.02.2007
«Кобра» в небе Бангалора
01.02.2007
ОПРЕДЕЛИЛСЯ ЛИДЕР "БИТВЫ ЗА ПАЛУБУ"
21.12.2006
Реинкарнация "Искандера"
11.12.2006
Генассамблея ООН приняла две внесенные Россией резолюции, направленные на ограничение гонки вооружений
07.12.2006
ГЛОНАСС - НАШ ОТВЕТ GPS КОСМИЧЕСКИЕ НАВИГАЦИОННЫЕ УСЛУГИ СТАНУТ ДОСТУПНЫ
02.10.2006
Рассказы генерального конструктора Часть 2
3 комментария
№1
27.01.2017 11:12
Цитата, q
Как этот процесс должен происходить в идеале? Есть крупные компании. Они как-то поддерживают мелкие стартапы, просто дают на это деньги и даже не особенно смотрят, что там происходит.
??? Это так должно быть?) В любом случае, не представляю, чтобы  в нашей стране кому-то просто так отдали деньги и "даже не особенно смотрели, что там происходит".
Такое может быть реальным только в случае очень большого отката или в случае, если очень "своим" людям отдали? Так это и сейчас так. Но развитию инноваций это не помогло почему-то.

Цитата, q
Сейчас инновации у нас скорее на зачаточном уровне, но их развитие — всего лишь вопрос времени.
Да, трудно только в первые сто лет)
От ректора такого института  хотелось бы услышать более конкретные диагнозы и предложения по части проблем с пресловутыми "инновациями". Если так будут говорить ректоры, то что мы хотим услышать от чиновников? С другой стороны, поскольку с приходом свободы и демократии, после развала "кровавого тоталитарного СССР",  выборы ректоров отменили, то вполне возможно, что по своему менталитету они стали ещё ближе к чиновникам. А ведь даже в советское время ректоров избирали.
+1
Сообщить
№2
27.01.2017 13:56
Цитата, TopGear сообщ. №1
??? Это так должно быть?) В любом случае, не представляю, чтобы  в нашей стране кому-то просто так отдали деньги и "даже не особенно смотрели, что там происходит".
Такое может быть реальным только в случае очень большого отката или в случае, если очень "своим" людям отдали? Так это и сейчас так. Но развитию инноваций это не помогло почему-то.
Простая и очевидная мысль - финансовый капитал не умеет управлять интеллектуальным потенциалом. Вообще. Принципиально. А у нас сегодня власть финансового капитала. Результат очевиден.
Цитата, TopGear сообщ. №1
С другой стороны, поскольку с приходом свободы и демократии, после развала "кровавого тоталитарного СССР",  выборы ректоров отменили, то вполне возможно, что по своему менталитету они стали ещё ближе к чиновникам.
Ну а поскольку реальные условия и требования развития требуют управления интеллектуальным капиталом, что не соответствует существующей политической системе, в ход идут решения "ручного управления" и "административные методы". Ну кто же будет делится властью. Результат предсказуем. Инновации согласно "директивам" не создаются.
Но конечно есть надежда на "невидимую рыку рынка" и частные компании "инвестирующие" в молодых и талантливых ученых. Вот ждем бурных "инвестиций". Уже 25 лет ждем.

А если серьезно, решение существует и дано известно. Вот только подрывает власть финансового капитала.
+4
Сообщить
№3
27.01.2017 16:22
Цитата, Корректор сообщ. №2
Ну а поскольку реальные условия и требования развития требуют управления интеллектуальным капиталом, что не соответствует существующей политической системе, в ход идут решения "ручного управления" и "административные методы". Ну кто же будет делится властью. Результат предсказуем. Инновации согласно "директивам" не создаются.
Но конечно есть надежда на "невидимую рыку рынка" и частные компании "инвестирующие" в молодых и талантливых ученых. Вот ждем бурных "инвестиций". Уже 25 лет ждем.

"А тем временем в замке шефа"(с):

Цитата, q
Правительство сократит расходы на научные исследования на 19 млрд руб.

Правительство сократит расходы на программу развития научно-технологического комплекса на 25 млрд руб. На 19 млрд меньше будет выделено на научные исследования, следует из проекта постановления кабмина

Расходы на развитие научно-технологического комплекса в 2017–2019 годах сократятся на 25 млрд руб. относительно цифр, которые были заложены на этот период в федеральной целевой программе развития научно-технологического комплекса на 2014–2020 годы.

Действующая редакция программы предполагает, что до 2020 года на эти цели будет потрачено 228,7 млрд руб., из которых 187,2 млрд — из федерального бюджета. 121,9 млрд руб. пойдет на «прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения».

Согласно проекту постановления, общая стоимость программы будет уменьшена до 203,7 млрд руб., из которых бюджетные средства — 168,3 млрд. На научные исследования пойдет 103 млрд руб.

Программа была принята в 2013 году и ежегодно корректировалась. Изначально на развитие науки и техники закладывалось 239 млрд руб., в том числе 197,6 млрд — из бюджета. 128,1 млрд должно было пойти на исследовательскую работу.

http://www.rbc.ru/society/27/01/2017/5889d8879a7947a91c8c62df?from=newsfeed
+1
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 20.04 00:43
  • 462
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 20.04 00:26
  • 105
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 19.04 23:42
  • 919
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 19.04 21:13
  • 2703
Как насчёт юмористического раздела?
  • 19.04 16:43
  • 0
«Новая Америка». Как западные корпорации осваивают земли «незалежных» индейцев
  • 19.04 16:35
  • 111
В России запустили производство 20 самолетов Ту-214
  • 19.04 16:24
  • 117
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 19.04 12:18
  • 17
Командующий ВВС США в Европе о роли авиации в боевых действиях на Украине
  • 19.04 11:50
  • 13
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью - Интервью ТАСС
  • 19.04 11:40
  • 1
Новый участник в битве за Арктику
  • 18.04 19:22
  • 18
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 18.04 18:25
  • 12
Британская ПВО может и не выдержать первого удара России (The Telegraph UK, Великобритания)
  • 18.04 15:42
  • 1
Сергею Шойгу в парке "Патриот" представили более 30 перспективных образцов вооружения и техники
  • 18.04 15:29
  • 0
Кипящий «котёл» Закарпатья остужать никто не собирается
  • 18.04 13:38
  • 1
Норвегия может приобрести фрегаты класса "Тип-26"