Войти

Застряли за границей

7244
8
+5
Самолет МС-21-300
Церемония выкатки первого опытного образца среднемагистрального самолета МС-21-300.
Источник изображения: Марина Лысцева / fotografersha.livejournal.com

Почему "Суперджет" и МС-21 никогда не станут полностью российскими

Разрекламированное чиновниками импортозамещение все больше проникает в разные сферы промышленного производства. Написаны отраслевые программы, выделены деньги. Кое-что перепадает заводам, работающим на благо авиапредприятий. Однако ключевые проекты отечественной гражданской авиации - "Суперджет" и МС-21 - останутся плодом совместных усилий российских и иностранных рабочих. "Лента.ру" выяснила, почему собирать полностью отечественные воздушные суда невыгодно.


Попросили на импортозамещение

Подмосковное предприятие "Рубин" обратилось в Торгово-промышленную палату России в поисках финансирования строительства нового цеха, где планирует выпускать агрегаты для "Суперджета", МС-21 и Ту-214, рассказали "Ленте.ру" в ТПП. На создание нового производства по выпуску гидроприводов и насосов для отечественной авиатехники, которые смогут заменить изделия американской Eaton и украинской "ФЭД", требуется два миллиарда рублей. За пять лет "Рубин" рассчитывает с использованием новых мощностей изготовить продукции на 20,4 миллиарда рублей, сообщается в справке к проекту. Сейчас бывший завод №279 Минпромышленности СССР выпускает гидроприводы, насосы, гидромоторы и другую продукцию для авиапрома. Фонд развития промышленности (ФРП) уже одобрил кредит на 300 миллионов рублей по льготной 5-процентной ставке под строительство нового цеха на "Рубине".

В ФРП "Ленте.ру" сообщили, что с учетом заявки "Рубина" готовы софинансировать шесть импортозамещающих проектов в авиастроении общей стоимостью более 5,9 миллиарда рублей, из них средства фонда - 1,49 миллиарда. В частности, компания "Технодинамика" освоит производство вспомогательной силовой установки ТД-901 для замены американского аналога, а Энгельсское опытно-конструкторское бюро "Сигнал" имени Глухарева наладит выпуск разнообразных датчиков для самолетов и вертолетов (МС-21, SSJ-100, Ту-214, Ту-204СМ, Бе-200, Ми-171А2, Ми-34, "Ансат").

Четыре компании - "Эпсилон", "Вириал", УК "РП-Групп", "Фотоэлектронные приборы" - уже получили кредиты от ФРП для реализации импортозамещающих проектов в авиапроме стоимостью более 5 миллиардов рублей.


Полет нормальный?

Доля импортных комплектующих в "Суперджете" составляет 72 процента, в МС-21 - около 40, если оборудовать его разрабатываемым ОДК двигателем ПД-14 (с американским Pratt&Whitney процент отечественных агрегатов будет меньше), сообщили "Ленте.ру" производители этих лайнеров.

В Гражданских самолетах сухого (ГСС - производитель "Суперджета") пояснили, что из 72 процентов примерно половина приходится на поставку двигателя, собирающегося на российско-французском предприятии в Рыбинске. "Вклад российской промышленности в создание самолета, учитывая СП, составляет не менее 50 процентов. В настоящее время ГСС также анализируют возможности импортозамещения ряда систем SSJ-100", - сказал представитель компании.

Отраслевой план Минпромторга, утвержденный в 2015 году, предполагает замену в течение пяти лет 10 из 22 наименований комплектующих "Суперджета" отечественными аналогами, по остальным допускается импорт от 30 до 80 процентов. По МС-21, первый испытательный полет которого состоится весной 2017 года, лишь восемь из 35 видов комплектующих должны быть полностью российскими. В программах импортозамещения участвуют в том числе холдинги "Ростеха": "Вертолеты России", ОДК, "Технодинамика", КРЭТ. В 2015 году на авиационный кластер "Ростеха" пришлось около 350 миллиардов рублей выручки - больше трети всего заработка. В этом году будет примерно так же - около 30 процентов, сообщили в корпорации.


SSJ100 на МАКС-2015
Источник: Марина Лысцева / fotografersha.livejournal.com

По словам партнера Strategy Partners Group Артема Малкова, вопрос импортозамещения в авиапроме не так прост, как может показаться на первый взгляд. "Для старых самолетов, таких как Ил-76 или Ил-96, мы можем делать все. Это работоспособные машины, которые прекрасно летают. Но тот же Ил-96 для коммерческих перевозок в гражданской авиации уже не годится - слишком затратный", - объясняет он. Для новых самолетов нужно новое оборудование, сертифицировать которое по западным стандартам наши производители пока не научились. "Этим пытается заниматься, например, холдинг "Технодинамика", но он только в начале пути", - говорит эксперт.

Второе препятствие - отсутствие глобальной сервисной сети, без которой невозможно продвигать изделия на мировой рынок. Сертификаты и сервис важны не меньше, чем хорошие технологии: от этого зависит, поставят ли на борт агрегат или узел ведущие авиаконцерны, включая российские, говорит Малков.

В то же время высокая доля иностранных комплектующих - дверь на европейские рынки. Так, кооперация с Thales и итальянской Alenia при производстве "Суперджета" упростила его сертификацию в Европе. Когда воздушное судно производится в рамках СП с заграничными партнерами, у европейцев появляется стимул и желание помогать и ускорять сертификацию судна, резюмирует эксперт. В противном случае она может длиться годами.


Сменили пламенный мотор

Ухудшение отношений Москвы и Киева после политического кризиса 2014 года на Украине заставило спешно искать замену продукции запорожского "Мотор Сич" - его двигателями ТВ3-117 оснащались вертолеты разработки КБ "Миля" и "Камова".

В течение 2015 года в Россию было экспортировано 540 украинских двигателей мощностью более 1100 киловатт на общую сумму 327,5 миллиона долларов и 18 турбореактивных Д-436-148 стоимостью 24 миллиона, сообщало РИА Новости со ссылкой на данные Госкомитета по статистике Украины. Поставка в Россию силовых установок в прошлом году обеспечила запорожскому предприятию более половины годовой выручки, в 2014-м украинский завод заработал за счет этого 450 миллионов долларов, в 2013-м - более 500 миллионов.

В прошлом году компания "Климов" (входит в ОДК) начала серийное производство новой модификации двигателей ТВ3-117 - ВК-2500 полностью из российских комплектующих. Объемы выпуска в корпорации не раскрыли, сказав только, что потребности в рамках гособоронзаказа полностью удовлетворяются за счет отечественных изделий. По словам источника в отрасли, счет отечественных ВК-2500 пока идет на десятки.

Программа ВК-2500 не только снимает зависимость от поставки украинских двигателей для вертолетов, выпускаемых для отечественных силовых структур, но и является экономически оправданной для ОДК, считает исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Пока потребности "Вертолетов России" в поставках ВК-2500 несколько превосходят возможности "Климова", но решение этой проблемы - вопрос ближайшего будущего, уверен он.


Стать своим среди чужих

Стопроцентная локализация позволяет России нивелировать негативный эффект от всякого рода санкций и ограничений, но делает невозможным выход на международный уровень. По словам Малкова, ситуация с продажей за рубеж гражданских вертолетов сходна с продвижением пассажирских лайнеров: около 70 процентов покупателей в разных странах требуют сертификаты Европейского агентства летной безопасности (EASA) либо Федерального управления гражданской авиации США (FAA), то есть большая часть этого рынка для российских вертолетов пока закрыта - из-за отсутствия сертификатов. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что рынок поставщиков первого уровня (выпускающих готовые агрегаты - например, двигатели) очень консолидирован: каждый сегмент делят три-четыре крупные компании.

Масштабы и необходимость импортозамещения зависят от ориентации российской авиастроительной стратегии - экспорт или эксплуатация в России. "Выпуск продуктов только для внутреннего рынка - дело заведомо убыточное из-за его небольших размеров, а выход за рубеж неизбежно потребует сертификации", - подчеркивает Малков. В частности, первый и единственный постсоветский пассажирский лайнер "Суперджет", по его мнению, не имеет значительных перспектив импортозамещения в связи с небольшой серийностью программы, но если МС-21 станет более массовым, возможности для локализации вырастут.

Российским поставщикам изделий для авиапрома тоже придется встраиваться в международную систему кооперации и становиться поставщиками для глобальных холдингов, таких как Boeing, Airbus, Bombardier, Sikorsky. В противном случае, по мнению Малкова, государству придется дотировать их бесконечно.


Двигатель ВК-2500
Источник: klimov.ru

Олег Пантелеев согласен: только российские проекты "Суперджет" и МС-21 не обеспечат нужного масштаба для окупаемости производителей комплектующих. Им необходимо выходить на другие платформы, такие как российско-китайский самолет, проводить международную сертификацию и входить в международную базу поставщиков OASIS. Пантелеев добавляет, что для гражданского сектора важна господдержка производителей, развивающих собственные технологии для выхода на глобальный рынок в качестве поставщиков второго-четвертого уровней. По его словам, это не столько импортозамещение в интересах установки собственной продукции на отечественную технику, сколько развитие новых сегментов бизнеса.


Александр Волобуев

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
19.04.2013
Об авиастроении в России
03.05.2012
"Двигатели - 2012"
26.08.2011
Юбилейный МАКС, часть 1
26.08.2011
Юбилейный МАКС, часть 2
29.04.2010
"Двигатели - 2010": подводя итоги
16.04.2010
Моторостроителей быстро запрягли, но они медленно едут
8 комментариев
№1
22.11.2016 11:37
прям удивительно для Ленты взвешенная статья :)
0
Сообщить
№2
22.11.2016 14:31
Цитата, Бродник сообщ. №1
прям удивительно для Ленты взвешенная статья :)
угу, жаль только наркоманы взвешивали. только у них импорт в ссж на 72% вытянул бы. фюзеляж, крылья и холодная часть +сопло двигателя уже явно на более половины тянут.
+3
Сообщить
№3
22.11.2016 15:10
У нас огромные объемы ЗВР вложены в гособлигации США которые приносят доход меньше инфляции. Почему бы их не направить на сертификацию нашего оборудования. Все-равно толку от ЗВР никакого нет.
+4
Сообщить
№4
22.11.2016 15:20
Цитата, q
только у них импорт в ссж на 72% вытянул бы. фюзеляж, крылья и холодная часть +сопло двигателя уже явно на более половины тянут.

голые проценты без привязки к единицам измерения в подсчетах выдают матёрого безмозглого высокообразованного в точных науках журналиста.

проценты от чего,

от количества деталей (каждую заклёпку можно посчитать отдельно)
от стоимости деталей (сборку можно учитывать, а если журналист можно не учитывать)
двигатель можно засчитать иностранным, а можно посчитать в нём отечественную долю
и тэдэ, на что фантазии хватит можно выдать любое число.

например, когда захотелось поиграться с Ан-148 в деньги, посчитали, что на 75 процентов отечественный, Путину даже нашептали, что на Ан-148 имеются все права.

а когда Украина обрубила поставки, выяснилось, что отечественный на 30 процентов от силы.
0
Сообщить
№5
22.11.2016 15:55
Цитата, Олег Бахарев сообщ. №3
У нас огромные объемы ЗВР вложены в гособлигации США которые приносят доход меньше инфляции. Почему бы их не направить на сертификацию нашего оборудования. Все-равно толку от ЗВР никакого нет.
приезжай в прибалтику, покажу обрушившиеся комплексы, растащенные бомжами заводы, брошенные и промерзшие поселки-новостройки. и все потому что клоуны направили бабло жирных лет не в кубышку, а в "на сертификацию нашего оборудования". теперь ни оборудования, ни кубышки. нихрена нет.
оказалось умные когда приходит кризис достают облигации из кубышки и поддерживают спрос, а дурачки смотрят как быстро гниет оборудование без платежеспособного спроса на продукцию.
0
Сообщить
№6
22.11.2016 21:49
Цитата, Олег Бахарев сообщ. №3
У нас огромные объемы ЗВР вложены в гособлигации США которые приносят доход меньше инфляции. Почему бы их не направить на сертификацию нашего оборудования. Все-равно толку от ЗВР никакого нет.

Это как подсчитано?
0
Сообщить
№7
22.11.2016 23:10
Цитата, Олег Бахарев сообщ. №3
У нас огромные объемы ЗВР вложены в гособлигации США которые приносят доход меньше инфляции. Почему бы их не направить на сертификацию нашего оборудования.
На «Аэросиле» по договору с Минпромторгом провели разработку перспективной ВСУ для МС-21. В ноябре 2015-го получили дополнение к сертификату типа на ТА18-200МС. На всё про всё ушло чуть больше 300 млн рублей.
Цитата, q
В частности, компания "Технодинамика" освоит производство вспомогательной силовой установки ТД-901 [по французской лицензии] для замены американского аналога
Цитата, q
Для новых самолетов нужно новое оборудование, сертифицировать которое по западным стандартам наши производители пока не научились. "Этим пытается заниматься, например, холдинг "Технодинамика", но он только в начале пути"
)))
Точно сказано, "пытается заниматься". Денег из гос. бюджета она отжать пытается.
Холдинг госкорпорации «Ростех» «Технодинамика» тоже заявил намерение сделать ВСУ, и даже название там уже придумали – ТД-901. Общая стоимость проекта оценивается в 1 млрд 126 млн рублей.
Тем временем:
НПП «Аэросила»: пошла работа с «Гражданскими самолётами Сухого» по установке отечественной ВСУ на «Суперджет»: идёт изготовление образца для лётных испытаний. Готовим европейскую сертификацию нашей ВСУ.
Предприятие готово увеличить производство ВСУ до 300 штук в год и полностью закрыть потребности отечественных производителей самолётов и вертолётов.

Цитата, q
Российским поставщикам изделий для авиапрома тоже придется встраиваться в международную систему кооперации и становиться поставщиками для глобальных холдингов, таких как Boeing, Airbus, Bombardier, Sikorsky.
В Италии организовали производство по лицензии НПП «Аэросила». За итальянский бюджет даём работу российским разработчикам – в Евросоюзе есть программа поддержки высокотехнологичных производств. У ВСУ из Ступино есть и другие интересные западные перспективы.
Источник


Было бы желание, не застрянем за границей...
+1
Сообщить
№8
31.05.2017 22:17
Цитата, BorSch сообщ. №7
НПП «Аэросила»: пошла работа с «Гражданскими самолётами Сухого» по установке отечественной ВСУ на «Суперджет»: идёт изготовление образца для лётных испытаний. Готовим европейскую сертификацию нашей ВСУ.
Информация с Helirussia 2017.
Show Observer, 26 мая, стр.13:
Начата процедура валидации в ЕASA сертификата типа перспективного вспомогательного двигателя ТА18-100. С 2018 года данным двигателем по программе импортозамещения будут оснащаться самолеты SSJ взамен применяемого ныне ВСУ иностранного производства.
Отличная новость! Но читаем дальше:
В целях поддержки эксплуатации ВГТД ТА18-100 в Европе, подписан меморандум с итальянской компанией OMI s.r.l., которая завершает освоение производства двигателя по лицензии ПАО «НПП «Аэросила».
То есть, вспомогательный двигатель для SSJ по программе импортозамещения будет производиться ...в Италии. Хоть стой, хоть падай.
+1
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 16.04 16:21
  • 842
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 16.04 15:45
  • 111
Конкурента российского Су-75 из Южной Кореи впервые представили на выставке
  • 16.04 15:22
  • 2
Ответ на пост Razgon'а (важные IMHO вопросы)
  • 16.04 15:12
  • 74
Израиль усиливает меры безопасности в связи с опасениями ударов со стороны Ирана
  • 16.04 12:10
  • 1
Перспективная ракета "Амур-СПГ" сможет повторно использоваться от 50 до 100 раз
  • 16.04 11:28
  • 0
Поляки не могут разобраться, как же летать на южнокорейских самолётах FA-50
  • 16.04 09:24
  • 14
В спецоперации на Украине задействован триумвират крылатых ракет - "Калибр", "Оникс" и Х-35
  • 16.04 09:05
  • 5
Никита Михалков: России больше не нужно окно в Европу, которая окончательно деградировала
  • 16.04 08:51
  • 2
"Вампиры" против "Гераней" на Украине
  • 16.04 08:31
  • 0
Почему Израилю нужна полномасштабная война на Ближнем Востоке
  • 16.04 01:21
  • 2
Названо количество прикрывающих российские объекты «Панцирей»
  • 15.04 22:40
  • 1
Российские «Солнцепеки» получили дополнительную защиту
  • 15.04 22:39
  • 0
О русском патриотизме
  • 15.04 20:18
  • 22
Национальная политика и миграция
  • 15.04 17:12
  • 2
В России назвали главный козырь Ирана