Войти

Установка на отставание

5700
18
-2
Двигатели Ту-160
Двигатели Ту-160.
Источник изображения: ИТАР-ТАСС/Дмитрий Рогулин

Двигательная активность наблюдается в Китае и США, но не в России

Создается впечатление, что успех наших авиакосмических сил в Сирии подействовал как снотворное на тех, кто определяет стратегию развития авиадвигателестроения. ОДК находится в режиме "догонки" новых самолетов. О перспективных разработках мало что известно.

Виктор Чуйко правильно отмечает проблемы отечественного авиационного двигателестроения ("Моторы с тягой к Украине"). Но чувствуется, что статус президента АССАД не дает возможности назвать ряд причин, мешающих отрасли вернуться на лидерские позиции в мире.

“Собственных средств не хватает, из федерального бюджета деньги не выделяются, а ведь проект затеяли под выпуск двигателя для самолета МС-21”

К примеру, как мы распоряжаемся поистине золотым фондом управленцев, прекрасно работающих как в мобилизационной, так и в рыночной экономике. Один из них – Юрий Елисеев. Он начал свою трудовую деятельность в ММПП "Салют" с 1975 года, пройдя путь от слесаря механосборочных работ до генерального директора. В настоящее время Юрий Елисеев – исполнительный директор и член совета директоров ПАО "Металлист-Самара". Представляется, что его потенциал востребован не в полной мере. Стоит напомнить, что он одним из первых начал консолидацию предприятий отрасли. При формировании НПЦ газотурбостроения "Салют" в его состав было включено ОМО им. П. И. Баранова, которое в то время находилось в незавидном положении. ММПП "Салют" оказало реальную помощь в восстановлении предприятия, в том числе передало станки, а также часть работ по выполнению своих заказов. Сегодня в цехах ОМО им. П. И. Баранова установлено оборудование, которого нет больше в России, что позволяет освоить технологии, используемые только "Роллс-Ройсом". Таким профессионалам, как Юрий Елисеев, можно доверять и более ответственные посты.

В этой связи интересно понять, какие люди управляют отраслью и какое в ней место Объединенной двигателестроительной корпорации?

ОДК – "дочка" Ростеха, входит в состав авиационного кластера. Его работой руководит Анатолий Сердюков, экс-министр обороны, а с 2015 года – индустриальный директор. Он входит в совет директоров ОДК и возглавляет два комитета: по кадрам и вознаграждениям, а также по стратегии. Кроме того, Сердюков включен в советы директоров всех крупных предприятий отрасли, в том числе "Авиадвигатель", "ОДК-Пермские моторы", НПЦ газотурбостроения "Салют", ММП им. В. В.Чернышева, УМПО, "Кузнецов" (а также Росвертола, "Вертолетов России", Казанского вертолетного завода).


Убытки и нехватки

Вклад ОДК в консолидированную выручку Ростеха составил в 2014 году 17 процентов, в 2015-м – 19 процентов. Доля в общей численности работников госкорпорации – около 20 процентов. То есть ОДК по темпам роста выручки опережает другие холдинги Ростеха, а по производительности труда чуть отстает от среднего значения.

Консолидированным финансовым результатом деятельности ОДК является чистый убыток, который в 2014 году составил 17,4 миллиарда рублей, а в 2015-м – 5,7 миллиарда. "ОДК производит убытки" – интересно звучит. К сожалению, данные для анализа причин убыточности в открытых материалах ОДК и Ростеха отсутствуют.

В связи с этим стоит привести пример из опыта работы украинских конкурентов. Так, КБ "Ивченко-Прогресс" в первой половине этого года увеличило объемы производства на 43 процента по сравнению с тем же периодом прошлого. И заработная плата там выросла на 43 процента. Нашей бы ОДК такие темпы!

Корпорация объединяет более 85 процентов активов российского двигателестроения. Но доля занимаемого ею рынка меньше. Из стратегии ОДК следует, что корпорация в долгосрочной перспективе стремится удержать не менее 70 процентов внутреннего рынка газотурбинной техники. То есть структура активов неудовлетворительна или они используются не в полную силу.

Интересно, что при корпоративном убытке деятельность головной компании ОДК прибыльна, хотя в 2015 году чистая прибыль уменьшилась на 30 процентов. В основном это связано с сокращением дивидендов, получаемых от дочерних и зависимых обществ, ростом собственных коммерческих расходов, увеличением численности работников головной компании, которая на 31 декабря составляла 356 человек (по штату), и ростом фонда оплаты труда.

ОДК выплачивает дивиденды. Их размер по итогам 2014 года составил 120 миллионов рублей (при чистой прибыли – 621,9 млн руб.). По результатам 2015-го совет директоров ОДК рекомендовал акционерам принять на годовом общем собрании решение дивиденды не выплачивать (при чистой прибыли – 434,8 млн).

Но предприятия, входящие в ОДК, в головную компанию дивиденды перечисляют. Например, "ОДК-Стар" (Пермь) на выплату дивидендов по итогам 2015 года направляет 233,3 миллиона рублей.

Согласно отчету ОДК за 2015 год загрузка мощностей составила 95 процентов. Поэтому необходимы новые. Так, на ОМО им. П. И. Баранова модернизированы мощности, позволяющие производить детали двигателя для ракетоносца Ту-160М2. Сообщалось, что это же предприятие будет производить двигатели для легкого военно-транспортного самолета Ил-112В и регионального Ил-114. Но не все получается. Например, с 2013 года прорабатывается вопрос по строительству производственного комплекса "ОДК-Пермские моторы". Ожидалось, что оно начнется в 2016-м. Но из-за нехватки финансирования сроки переносятся. Проект оценивается в 40 миллиардов рублей. Собственных средств не хватает, а из федерального бюджета деньги не выделяются, так как необходимо завершить ранее начатые стройки. А ведь проект затеяли под выпуск двигателя ПД-14 для самолета МС-21. Сроки, когда будет начато строительство, не называются.


Чувствительная сделка

Китай нацелен на статус мировой державы в области проектирования и производства авиадвигателей. Об этом говорится в письменном обращении председателя КНР Си Цзиньпина, которое было зачитано на торжественном собрании по случаю учреждения Китайской корпорации авиационного двигателестроения (Aero Engine Corporation of China). Очевидно, что наша страна активно способствует этому. Но не забываем ли мы при этом о своих интересах?

Меморандум о создании нового авиалайнера (ШФДМС) был подписан ОАК и Comac в апреле 2014 года. Какой двигатель будет установлен на этом самолете, пока неизвестно.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин сказал: "Мы проинформировали китайскую сторону о начале работ над тяжелым российским авиационным двигателем в сегменте до 35 тонн, решение по созданию которого в мае было принято президентом России, выделены соответствующие средства. Это практически решает вопрос, связанный с созданием дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета". И еще: "До сих пор ни в Советском Союзе, ни в РФ не было такого рода производства, такого мощного двигателя. Их выпускают лишь General Electric и Rolls-Royce. Сейчас такого рода двигатель появится и для совместного российско-китайского проекта".

Но вопрос: кто будет производить этот двигатель, как, впрочем, и самолет?

Руководитель "Авиадвигателя" Александр Иноземцев полагает, что именно Пермское КБ будет проектировать новый двигатель тягой от 25 до 50 тонн на базе разработок ПД-14, а серийный выпуск должен быть организован на Пермском моторном заводе или "Кузнецове". Но при нынешней политике Пекина по развитию внутреннего рынка есть риски, что все будет не совсем так.

Китай создает конгломерат производителей двигателей для самолетов. По данным СМИ, в него войдут Sichuan Chengfa Aero Science & Technology Co., Avic Aviation Engine Corp. и Avic Aero-Engine Controls Co.

Этому конгломерату и может отойти производство ПД-35. Шанхайская консалтинговая Galleon Group сообщила, что в ближайшие 20 лет КНР инвестирует 300 миллиардов долларов в создание военных и гражданских авиадвигателей.

Китай заключил контракт на закупку 24 истребителей Су-35 и вроде ведет переговоры о совместной разработке военного авиадвигателя, но Пекин отказывается сообщать любые подробности о "состоянии обсуждения этой чувствительной темы".


У конкурентов дешевле

Чтобы быть конкурентными, надо постоянно снижать издержки. Такую цель ОДК продекларировала, но как она выполняется, неизвестно.

Зато есть следующая информация: Пентагон и Pratt & Whitney достигли соглашения по выпуску следующих двух партий двигателей для новейшего истребителя F-35. Оно предусматривает, что стоимость базового варианта силовой установки сокращается на 3,4 процента, а двигатель для вертикального взлета дешевеет на 6,4 процента.

На данный момент Pratt & Whitney поставила 262 силовые установки, новые партии пойдут уже в этом году.

Технологическая корпорация General Electric ожидает значительного роста прибыли благодаря рекордным продажам авиадвигателя нового поколения LEAP, на который поступило 11 тысяч заказов, что делает его самым продаваемым высокотехнологичным продуктом в истории авиации. GE имеет уникальные разработки в области авиационного двигателестроения и совместно с компанией Safran создала силовую установку для самолетов, которая использует топливо на 15 процентов эффективнее, чем самые современные аналоги конкурентов. Благодаря этому корпорация рассчитывает к 2020 году иметь в эксплуатации более 44 тысяч коммерческих авиадвигателей по всему миру по сравнению с 35 тысячами сегодня.

В мире уже разрабатываются гибридные электрические двигатели. Американская аэрокосмическая и оборонная компания Orbital ATK заявила об успешном испытании авиационной гиперзвуковой установки, созданной с помощью 3D-печати.


Сергей Матюшкин, ветеран Счетной палаты РФ


Опубликовано в газете "Военно-промышленный курьер" в выпуске № 38 (653) за 5 октября 2016 года

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Оригинал публикации
  • В новости упоминаются
Похожие новости
26.06.2013
"Для меня в трех буквах IPO собрано все, чего необходимо достигнуть"
03.05.2012
"Двигатели - 2012"
29.04.2010
"Двигатели - 2010": подводя итоги
29.01.2010
Мы должны предугадывать рынок, а не догонять его
15.12.2009
Когда время дороже денег
13.08.2008
Кто на новенького?
18 комментариев
№1
05.10.2016 15:02
Поток сознания попахивающий заказухой...
+2
Сообщить
№2
05.10.2016 15:45
Ну посмотрим как ОДК в лице Перми будет вытягивать страну на новые горизонты гражданских ГТД.

НО громогласные заявления, делу не помогут.
Цитата, q
Генеральный конструктор «Авиадвигателя» Александр Иноземцев уверен, что ПД-14 будет успешно конкурировать с перспективными продуктами аналогичного назначения лидеров мирового авиадвигателестроения: двигателями PW1400G (самолет МС-21) и PW1100G (самолет А320Neo) компании Pratt & Whitney, а также двигателями Leap-1А (самолет А320Neo) и Leap-1В (самолет В737 Мах) консорциума CFMI (компании General Electric и Snecma).

Как мы собираемся конкурировать? С чем? C Leap и  PW1xxx. Не смешите людей!

Вырисовывается аналогичная ситуация, что была с ПС-90. Пролетели мы, тогда, с этим двигателем как фанера над Парижем. Сладкие песни они тогда пели Новожилову. Обещали двигатель 4-го поколения! На уровне меровых аналогов! А в итоге?

Вот один из конкурентов того времени (на который, по хорошему, должны были ориентироваться разработчики КБ Соловева) PW2037. В1985 году, самолет Boeing 757-200 с этими двигателеми совершает первый полет, а первый полет с ПС-90, Ил-96 совершает в 1988.

Теперь давайте их сравним. Первое значение параметра будет PW2037 второе ПС-90 Тяга=17.3/16 тс,
Dвх= 1,99/1,95 м,

Масса= 3259/2950 кг (но подход к измерению сухой массы отличаются т.к. стандарты разные, и если мерить ПС-90 по "американски" он будет несколько тяжелее),

уд. расх. топлива на кр.= 0.588/0.595 кг/ч/кгс (у ПС-90 этот показатель достигается только за счет отключения охлаждения лопаток турбины ВД),

Тк=1678/1640 К,

Наглядно видно, что ПС-90 был, на то время, двигателем вчерашнего дня.  Но нам же людей по воздуху возить - скажете вы. Может ресурс у ПС-90 был о-го-го! Но нет, тут совсем печаль, к началу 1990-х он был в районе 700 часов!

Все, видимо, возвращается на круги своя. LEAP и PW1xxx уже летают и выходят в серию, а ПД-14 только обкатывается, параметры скорее всего будут ниже уровня мировых аналогов, а если и будут, то ресурса не будет, от слова СОВСЕМ.

Хотя надежда умирает последней. Был бы очень рад ошибиться. А ВДРУГ ПД-14 ПРОСТО ЧУДО А НЕДВИГАТЕЛЬ!
+2
Сообщить
№3
05.10.2016 23:00
Цитата, Илья ЦИАД сообщ. №2
Все, видимо, возвращается на круги своя. LEAP и PW1xxx уже летают и выходят в серию, а ПД-14 только обкатывается, параметры скорее всего будут ниже уровня мировых аналогов, а если и будут, то ресурса не будет, от слова СОВСЕМ.
Только работой можно достичь результат.
Возможно, после 25 летнего застоя мы сразу не выбьемся на передний край, но задел создан приличный. И по ПД-14 и по изделию 30. Специалисты пройдя этот путь, совершенствуются.
Если не тормозить, а после разработки ПД-14 приступить к новой разработке, более эффективного двигателя, то скорее всего можно и выбиться на передний край.
Главное не останавливаться, двигаться вперед. Но это все, конечно, потребует затрат государства, это большие деньги и сроки.
+3
Сообщить
№4
05.10.2016 23:01
-
0
Сообщить
№5
06.10.2016 09:37
Дмитрий В.
Цитата, q
Только работой можно достичь результат.

Полностью с вами согласен! Наконец-то начали уделять достойное внимание отрасли! 180 ярдов на программу ПД-35, вроде как, выделяют. Отлично!

Цитата, q
Возможно, после 25 летнего застоя мы сразу не выбьемся на передний край, но задел создан приличный.

Только не застоя, а нормального  финансирования. Так как последний полет двигателя пятого поколения, в нашей стране, был в 2008, и был это НК-93. Но грамотных руководителей отрасли нет! Давайте выкинем все наработки по НК-93, и заново создадим двигатель пятого поколения! У нас же очень богатая страна! И кризиса у нас никакого нет!

Цитата, q
Специалисты пройдя этот путь, совершенствуются.
Если не тормозить, а после разработки ПД-14 приступить к новой разработке, более эффективного двигателя, то скорее всего можно и выбиться на передний край.

Это правильно! Абсолютно верные выводы вы делаете. Только вот вопрос, зачем нам из всех источников вешают про двигатель сравнимый с лучшими мировыми аналогами. Я предполагаю, для без грамотных и не далеких умом чинушей, а так же населения которому нужно давать хлеба и зрелищ.

Так вещайте выше озвученную правду. "Мы работаем, совершенствуемся, серии к 3-й дадим заявленные характеристики, а к 5-й дадим нужный ресурс, но будет это лет через 10-15". Это нормально! А вот кормить людей завтраками, как минимум подло, так как ГТД не стиральная машинка, которую если что, можно выкинуть и купить новую!

Цитата, q
Главное не останавливаться, двигаться вперед. Но это все, конечно, потребует затрат государства, это большие деньги и сроки.

То же верно! Если уж начали делать, то надо доводить дело до конца!

Но знаете, в финансовой пирамиде тот же самый принцип: Главное не останавливаться )))

большие деньги затрат государства и сроки Да сейчас самое время (санкциями обкладывают со все сторон) и денег море (в кризис то). :)))
Вы скажете лучше поздно чем ни когда, ну да, ну да.

Идти то, по не отработанной конструктивно силовой схеме (КСС) ПД-14,   отличной от всего что было сделано ранее, ведь КБ Соловева создавало все газогенераторы на основе КСС Д-20П середины 50-х! И сколько времени им нужно будет что бы довести двигатель до ума?
+3
Сообщить
№6
06.10.2016 10:01
Цитата, Илья ЦИАД сообщ. №2
Идти то, по не отработанной конструктивно силовой схеме (КСС) ПД-14,   отличной от всего что было сделано ранее

И этот человек топит за НК-93)))
+1
Сообщить
№7
06.10.2016 10:13
Ветеран Счетной палаты... Это, блин, как?
0
Сообщить
№8
06.10.2016 10:32
Хотя можно подшаманить характеристики. В чем опыта Перьмякам не занимать :)

К примеру если посмотреть на результаты испытаний ПД-14 (видимо на стенде)(да и источник не 100% надежный)

Смотрим на значение (взл. режим Н=0 М=0) R, кгс = 13890, ну вроде все отлично почти 14 тс!
Но это значение достигается без отборов воздуха и мощности!

А если посмотреть с ними (то есть с более преближинными к реальности) то, R, кгс = 12760 !

Самолетчики в курсе что, на данный момент двигатель не добирает до заявленной мощности 1240 кгс (что в сумме дает -2,5 тс тяги на МС-21)

Далее посмотрим удельный расход топлива на  Крейс. режиме с отборами Н=10668м М=0,8 МСА
C, кг/кгс.ч = 0.547 то есть такой же как у CFM56-5C4 созданный в 1994 году! Да еще ПД-14 тяжелее на 300 кг и при этом тяги на 1.3 тс меньше выдает.

Из этого, я лично, делаю вывод: когда ПД-14 встанет на крыло и потвердит заявленные характеристики (с нужным ресурсом) он будет на уровне ТРДД середины 90-х, то есть мы снова подтвердим свое отставание на 25 лет!
+3
Сообщить
№9
06.10.2016 10:41
Цитата, Илья ЦИАД сообщ. №8
Из этого, я лично, делаю вывод: когда ПД-14 встанет на крыло и потвердит заявленные характеристики (с нужным ресурсом) он будет на уровне ТРДД середины 90-х, то есть мы снова подтвердим свое отставание на 25 лет!

Вы, лично, можете не покупать.
0
Сообщить
№10
06.10.2016 10:56
Да! Много уважаемый Hazzard. Именно этот человек!

1.КБ Кузнецова началось заниматься трех валками с конца 60-х начала 70-х годов прошлого века!
(Первые летные испытания трехвального ТРДДФ НК-25 были 1975 году)

2.Первый вариант тех-валки с приводом винтов через редуктор от турбины низкого давления. Первым вмире сделали наши с вами отцы и деды в КБ Кузнецова!
(НК-62 прохдил стендовые испытани в 1982 году, и выдал 25 тс тяги, а на переделанный редуктор от НК-12 приходило 20000 л.с.)

3. Трех валка с приводом толкающего винто-вентилятора через редуктор! (НК-110 стендывые испытания 1988 году)

4. Трех валка с тянущим винто-вентилятором с редуктором внутри втулки винтов (НК-92 стендывые испытания 1989 году)

ИТОГО ОТ НК-62 1982 ДО ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ НК-93 27 ЛЕТ РАБОТЫ. И ЭТО ВСЕ, МЫ С ВАМИ, ВЫКИДЫВАЕМ НА СВАЛКУ!!!
0
Сообщить
№11
06.10.2016 11:09
Цитата, Илья ЦИАД сообщ. №10
ИТОГО ОТ НК-62 1982 ДО ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ НК-93 27 ЛЕТ РАБОТЫ. И ЭТО ВСЕ, МЫ С ВАМИ, ВЫКИДЫВАЕМ НА СВАЛКУ!!!

Потому что идея прекрасная, технологии замечательные, а рабочего двигателя нет. Как там? "Но знаете, в финансовой пирамиде тот же самый принцип: Главное не останавливаться )))"(с)
0
Сообщить
№12
06.10.2016 11:12
Цитата, q
Вы, лично, можете не покупать.

Несколько не удачная шутка.

Так как, и я в том числе, своими налогами, оплачиваю работу в оао "авиадвигатель" и по ПД-14 и по ПД-35. И посему мне очень интересно насколько эффективно расходуются средства!
+1
Сообщить
№13
06.10.2016 11:17
Цитата, Илья ЦИАД сообщ. №12
Несколько не удачная шутка. Так как, и я в том числе, своими налогами, оплачиваю работу в оао "авиадвигатель" и по ПД-14 и по ПД-35. И посему мне очень интересно насколько эффективно расходуются средства!

Ну так вы лично сделали уже вывод, на основе неизвестно откуда взятых цифр (Авиадвигатель их не публиковал) заранее. Значит купите себе отечественный автомобиль и считайте, что ваши налоги пошли на субсидирование именно его, а на ПД чужие.
0
Сообщить
№14
06.10.2016 11:18
Цитата, q
Потому что идея прекрасная, технологии замечательные, а рабочего двигателя нет.

Прошу вас найдите информацию сколько было затрачено денег на НК-93 из бюджета и на ПД-14.
И будет вам все ясно!

Только учтите что, НК-93 это работа на перспективу, а ПД-14 работа на отставание. Аргумент я вам привел с CFM56.
+1
Сообщить
№15
06.10.2016 11:26
Цитата, q
Значит купите себе отечественный автомобиль

Где вы их последний раз видели :)

Аргументы (не смехотворные) у вас видимо кончились.
Так что, желаю вам доброго здравия и здравомыслия!

П.С. Поживем увидим, каких результатов добьется ОАО "Авиадвигатель". Рад буду ошибиться.
0
Сообщить
№16
06.10.2016 11:35
Цитата, Илья ЦИАД сообщ. №14
Прошу вас найдите информацию сколько было затрачено денег на НК-93 из бюджета и на ПД-14.

А как мы будем считать то, что было вложено в НК-93 из бюджета СССР?

Цитата, Илья ЦИАД сообщ. №14
Только учтите что, НК-93 это работа на перспективу, а ПД-14 работа на отставание.

Скажите мне, какой из неимеющиханалоговвмире(с) параметров НК-93 испытан и подтвержден? Вы же из Самары, наверняка знаете как обстояли дела с этим двигателем, когда  редкое испытание заканчивалось про причине выполнения программы данного испытания. В редукторе после испытания, даже не оканчивающегося по причине его поломки, всегда находились детали, которые приходилось браковать. К примеру, после 100 часов работы на стенде двигателя №9  товарищ лично находил на шестернях сателлитов дефекты (кстати, не замеченные контролёрами ОТК), которые ставят под большое сомнения отработку этими шестернями заявленного межремонтного ресурса в 7500 ч. Не говоря уж о сепараторах сателлитных подшипников, которые вряд ли отработают хотя бы ещё одну сотню часов после испытания. И т.д. и т.п. и еще туча проблем. И это еще не сам двигатель, а только редуктор...
+1
Сообщить
№17
07.10.2016 11:36
Достойные аргументы, я вижу есть. Это хорошо.

Цитата, q
А как мы будем считать то, что было вложено в НК-93 из бюджета СССР?

Да, совершенно верно! Но "Авиадвигатель" тоже не в чистом поле появился, опыт, некоторое оборудование, цеха и т.д и т.п.

Но есть одна точка, от которой мы можем начать отсчет. Это начало летных испытаний. Сколько вкладывали в ПД-14 и НК-93?

Я приведу вам показательную историю про НК-93. Деньги, на продолжение летных испытаний, наконец-то выделили. Но только к 28.12.2008 они дошли до "Кузнецова", а освоить их нужно до 31 декабря. То есть за 3 дня!!! пред новогодних то!

Ну что тут сказать: ну бывает. Видимо министерство чего-то не успело, да и бюрократия и т.д. Вы наверное подумаете что их выделили в 2009? НЕТ! СОВСЕМ НЕТ!

В итоге с покрашенного,кстати за деньги одного из создателей НК-93 (продал а/м для этого), ИЛ-76ЛЛ, сняли движок, совершивший лишь один полет! Как вам летная программа испытаний? И финансирование?

А сколько денег влили в продолжение летной программы испытаний, после первого полета ПД-14?
0
Сообщить
№18
07.10.2016 20:40
Цитата, Илья ЦИАД сообщ. №17
Да, совершенно верно! Но "Авиадвигатель" тоже не в чистом поле появился, опыт, некоторое оборудование, цеха и т.д и т.п.  

Ненене, подождите, к развалу СССР у СНТК уже был фактически готов демонстратор. ПД-14й же делался с нуля.

Цитата, Илья ЦИАД сообщ. №17
Это начало летных испытаний. Сколько вкладывали в ПД-14 и НК-93?

Ну давайте, назовите цифры с начала летных испытаний.

Цитата, Илья ЦИАД сообщ. №17
В итоге с покрашенного,кстати за деньги одного из создателей НК-93 (продал а/м для этого), ИЛ-76ЛЛ, сняли движок, совершивший лишь один полет!

...и заключение по результатам этого полета вы, наверно, читали?
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 28.03 22:28
  • 1
Заявления Генерального прокурора России о деприватизации предприятий ОПК
  • 28.03 22:26
  • 429
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 28.03 20:03
  • 2682
Как насчёт юмористического раздела?
  • 28.03 18:33
  • 2
Источник сообщил об успешном применении ВС РФ перспективных "прыгающих мин" в зоне СВО
  • 28.03 16:17
  • 0
Force de Frappe. Франция перебрасывает истребители Rafale в Румынию
  • 28.03 15:34
  • 1
Представлен модуль акустической разведки, находящий беспилотники по звуку
  • 28.03 13:54
  • 5
«Дальность полета возрастет в три раза»: французская компания представила управляемую бомбу Hammer 1000
  • 28.03 10:55
  • 2
Раскрыто назначение трехтонной российской бомбы
  • 28.03 10:12
  • 1
В США вспомнили о советском атомолете
  • 28.03 10:06
  • 62
В США оценили российские Су-34 с УМПК
  • 28.03 10:05
  • 1
Клинцевич рассказал о запускаемых со «Смерча» российских бомбах
  • 27.03 19:52
  • 1
Генпрокурор рассказал, как боевую технику ремонтировали контрафактом
  • 27.03 15:15
  • 454
Международные расчеты, минуя доллар, по странам
  • 27.03 15:00
  • 10
Глава Ростеха анонсировал возобновление выпуска самолётов радиолокационного обнаружения и управления А-50У
  • 27.03 14:34
  • 8
Александр Михеев: система ПВО С-400 "Триумф" в разы превосходит конкурентов