Войти

МЗКТ мешает конкурентам пилить российский оборонный заказ

5839
14
-6
9П78-1 на базе МЗКТ-79301
Пусковая установка 9П78-1 на базе МЗКТ-79301.
Источник изображения: http://only-paper.ru/

Опаздывая к завершению дележа оборонного пирога, руководство КамАЗа и его лобби в руководстве ВПК пытается вскочить в последний вагон уходящего поезда.

На днях в московской газете "Известия" появилась публикация о том, что российская автомобильная промышленность создала семейство уникальных колесных тягачей и шасси на электродвигателях для мобильных ракетных комплексов стратегического назначения.

Со ссылкой на генерального конструктора автомобилей Даниса Валеева сообщается, что Завод специальных автомобилей (ЗСА, расположен в Набережных Челнах, ранее входил в состав ОАО "Камский автозавод") завершает испытание семейства специальных колесных тягачей и шасси (СКШТ) "Платформа-О". Они должны стать мобильной базой для размещения подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) "Ярс" и "Рубеж".

По словам Валеева, в ходе испытаний все автомобили семейства полностью подтвердили заявленные проектировщиками характеристики. Поэтому два первых многоосных тягача - КамАЗ-7850 (колесная формула 16х16) грузоподъемностью 85 т и КамАЗ-78509 (12х12) грузоподъемностью 50 т - будут приняты на вооружение уже в текущем году. А седельный тягач КамАЗ-78504 (8х8), способный транспортировать на полуприцепе груз массой до 16 т, пополнит российский военный автопарк в следующем году.

Как отмечается в публикации, "Платформа" станет первым полностью российским семейством СКШТ, запущенным в серийное производство. Эти СКШТ призваны заменить машины Минского завода колесных тягачей (МЗКТ), на которых ныне размещаются "Тополь" и "Ярс", а также оперативно-тактические комплексы "Искандер" и береговые "Бастион".

Ознакомление с этим материалом вызывает ощущение дежавю. И действительно, те же "Известия" в декабре 2012 года со ссылкой на неназванный источник в ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) сообщали, что Министерство обороны России намерено к 2014 году полностью отказаться от закупок белорусских СКШТ в качестве носителей комплексов "Ярс" и "Рубеж" в пользу машин семейства "Платформа". В последующем их планировалось поставить на вооружение всех видов и родов войск российской армии.

У ряда военных аналитиков та публикация вызвала недоумение. Ведь российские подвижные стратегические ракетные комплексы с самого начала базируются на колесных шасси, выпущенных в Минске (сначала под маркой МАЗ, а с 1991 года - МЗКТ), причем белорусские машины не случайно составляют основу парка тяжелой колесной техники не только РВСН, но и вооруженных сил России в целом.

Как заявил по горячим следам этой публикации известный российский военный эксперт Игорь Коротченко, МЗКТ нарабатывал свои технологии десятилетиями, в это предприятие были вложены гигантские средства еще во времена Советского Союза, а затем и в постсоветское время. То, что Россия продолжает использовать шасси МЗКТ, продиктовано исключительно их высочайшими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками, отмечал аналитик.

Для того чтобы перевести российскую армию на другую колесную базу, потребуются огромные затраты труда и средств. Не менее важно, по мнению Коротченко, то обстоятельство, что вся инфраструктура, обеспечивающая нормальное функционирование ПГРК, приспособлена под колесные шасси МЗКТ. В случае же замены матчасти эту инфраструктуру также придется адаптировать или даже перестраивать.

Правоту профессионалов подтвердил дальнейший ход событий. По данным пресс-службы Минобороны России, в 2015 году РВСН провели модернизацию ракетных комплексов "Ярс" подвижного грунтового и стационарного базирования. При этом "затраты на ввод нового мобильного комплекса "Ярс" в группировку РВСН были снижены за счет использования готовой инфраструктуры позиционных районов ракетных дивизий ПГРК, что позволило достичь высоких темпов переоснащения".

В 2016 году "Ярсами" переоснащаются еще пять полков. Туда поступят два десятка ракет. СКШТ для размещения пусковых установок и машин обеспечения боевого дежурства уже заказаны на МЗКТ.

Ситуация вроде бы совершенно ясная. И вдруг "Известия", как видим, вновь публикуют материал о скорой и неминуемой замене в российской армии минских СКШТ на камские. Правда, после перечисления всех технических чудес и инноваций, примененных в машинах семейства "Платформа", авторы публикации все же ретранслировали информацию других СМИ о серьезных проблемах, сопровождающих разработку и испытания тягачей семейства "Платформа-О".

В частности, упомянуто, что в электродвигателях машин при сильной нагрузке на колеса возникало короткое замыкание. Вследствие этого срок завершения работ по семейству "Платформа-О" был сдвинут с 2020 на 2022 год, а Минобороны для подстраховки инициировало открытие новой опытно-конструкторской работы по созданию сверхтяжелых тягачей, но уже традиционной схемы.

В самом российском оборонном ведомстве никак официально не комментируют ход испытаний и перспективы принятия на вооружение этих СКШТ. Однако, как пояснил "Известиям" информированный (и опять пожелавший остаться неизвестным) источник, близкий к военному руководству, "Платформа-О" - это очень серьезный и во многом спорный технический проект, и доводка тягачей нового семейства скорее всего продолжится даже после завершения испытаний.

Возникает вопрос: какова тогда цель всей шумихи вокруг проекта, который не обещает отдачи в обозримом будущем? Рискнем предположить, что истинную причину следует искать в решении Владимира Путина, которое он огласил на недавнем совещании по вопросам использования потенциала оборонно-промышленного комплекса в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения.

По словам российского президента, к 2020 году масштабное перевооружение армии и флота завершится, "пик поставок в рамках этой работы будет пройден". ВПК получил крупный портфель заказов со стороны государства. Обеспеченность вооруженных сил современным оружием к 2020 году должна быть доведена до 80%. Государство и дальше будет обеспечивать оборонку заказами, но такого их объема, как раньше, уже не будет.

Очень похоже на то, что, опаздывая к завершению дележа оборонного пирога, руководство КамАЗа и его лобби в руководстве ВПК пытается вскочить в последний вагон уходящего поезда, спихнув с подножки конкурента под благородным предлогом импортозамещения. Соображения военной и экономической целесообразности при этом отходят на второй план.

Между тем трудно не согласиться с авторами публикации на российском интернет-ресурсе flanker.su, по мнению которых, в России успехи в импортозамещении в основном отмечаются в сельском хозяйстве и животноводстве. А вот что касается высокотехнологичных отраслей, машиностроения и особенно ракетостроения, то достигнуть высоких результатов пока так и не удалось. В особенности это относится к ВПК.

Ярким примером тому, отмечается в публикации, является планируемая замена минских СКШТ российским аналогами. Она крайне невыгодна обеим сторонам как с технической, так и с экономической точки зрения.

Даже после провальной попытки КамАЗа посредством проекта "Платформа-О" создать альтернативу многоосным шасси МЗКТ, на которую ушли девять лет и миллиарды рублей, лоббисты КамАЗа собираются выбить для него средства на новый проект "Компрессор", отмечает flanker.su.

По сведениям ресурса, также планируется заменить и минские шасси, на которых базируются комплексы "Искандер", реактивные системы залпового огня "Смерч" и "Торнадо", зенитные ракетные системы С-300 и С-400. Только не КамАЗами, а колесными шасси Брянского автомобильного завода. Даже несмотря на то, что такая замена будет стоить в разы дороже, чем покупка всего МЗКТ на любых условиях. Логика таких действий проста: лишь бы Беларуси не достался "кусок нашего пирога".

"Складывается впечатление, что импортозамещение, особенно в ВПК, больше походит на распиловку оборонного бюджета, чем на замещение отечественными аналогами критически важных компонентов вооружения, необходимых для обороноспособности всей России", - таково резюме публикации. Точнее и не скажешь.


Александр Алесин

Права на данный материал принадлежат
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Похожие новости
05.08.2020
«Ярс» с белорусским акцентом
13.09.2018
Серийное производство шасси "Платформа-О" для "Тополей" и "Ярсов" начнется после 2023 года
18.05.2016
Тертый тягач
31.03.2016
Комплексы «Триумф» поставят на брянское шасси
20.06.2012
"Оборонка" Белоруссии: от России никуда не деться
14.06.2012
Оборонно-промышленный комплекс Белоруссии
14 комментариев
№1
20.09.2016 06:45
Опять некто КоротченкО выступает против российского производства,а потом лоббисты Украины и Белоруси опять начнут гнилить на тему якобы разжигания мной национальной розни. Коротченко,ты сам то понял,что написал?! Значит в России все воры,а вы там за границей все святые и с крыльями?! Я не раз общался с белорусскими нацистами,нацепившими флаг Великого Княжества Литовского и русофобия от них так и прет. России не стоит размещать заказы в Белоруси,чтобы не наступить на те же грабли,что и на Украине. Россия не должна зависеть от иностранных государств,тем более в военном и стратегическом плане.Производство надо развивать в РФ,создавая рабочие места для коренного населения РФ,а не для иностранцев и иностранных государств.Это вопрос национальной безопасности России !
+7
Сообщить
№2
20.09.2016 07:14
Цитата, q
А вот что касается высокотехнологичных отраслей, машиностроения и особенно ракетостроения, то достигнуть высоких результатов пока так и не удалось.
Это он о чем?
+6
Сообщить
№3
20.09.2016 07:34
Если Россия пойдет на поводу иностранных провокаторов и лоббистов иностранных заводов,таких как КоротченкО,то завтра Россия рискует и наверняка останется без шасси к ракетам ,как уже осталась без турбин для фрегатов,из за того,что пошла на поводу у украинских лоббистов и не развивала собственное производство.
+7
Сообщить
№4
20.09.2016 08:09
Белорусы забеспокоились,значит,есть поводы для этого.
+4
Сообщить
№5
20.09.2016 08:45
Почему то все забывают, что МЫ СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО, просто можно было создать на паритетных правах СП и спокойно работать, а лучше вообще создать такие условия в Союзном государстве которые есть в ОАЭ, где единая армия и службы безопасности и единое экономическое пространство, а законы в каждом эмирате свои, только вот думаю нашим политикам такое не поплечу слабенькие они в сфере стратегического мышления и планирования, а так же политической воли
-2
Сообщить
№6
20.09.2016 08:56
По факту,мы никакое Союзное государство,а вектор развития Белоруссии одинаков с украинским вектором развития,то-есть,Белоруссия-не Россия,что автоматически определяет независимое(враждебное) отношение правящих лиц Белоруссии к России.
+6
Сообщить
№7
20.09.2016 09:12
Цитата, Стальнов И.П. сообщ. №5
такие условия в Союзном государстве которые есть в ОАЭ
Не надо питать иллюзий... там не всё так просто....
+1
Сообщить
№8
Скрыто, низкий рейтинг.
№9
20.09.2016 09:56
Цитата, Игорь 7-7-7 сообщ. №6
По факту,мы никакое Союзное государство,а вектор развития Белоруссии одинаков с украинским вектором развития,то-есть,
По поводу первого согласен - никакого Союзного государства нет. А как оно вообще может быть, если у власти нашего государства стоят люди либеральных взглядов. Союз предполагает духовное сближение и уровень сотрудничества на порядок больше, чем при отношениях: ты мне я тебе. Вы же видите, как относятся либералы к миру: если я сильнее, то я сверху, а если ты сильнее то я снизу. И насаждают подобное отношение по всему миру. Это еще с их закрытых школ идет. Так какой союз может быть в либеральном мире?
По поводу того, что развитие Белоруссии и Украины идет в одном векторе - не согласен. Украина это сборище выродков, которые предали свою национальную идентичность. Только Запад Украины ничего не предавал, он таким был всегда. А те кто предали идентичность - пусть горят в Аду, потому что они предали десятки поколений предков. Мне их не жаль и детей их не жаль. Они обречены. А вот Белоруссия это другое дело. Батька смог сохранить то что осталось от СССР, модернизировал инфраструктуру, более того в Белоруссии не было того нравственного падения, которое у нас было в 90-е. У меня многие знакомые, которые побывали в Белоруссии очень хорошо отзывались о нравственном состоянии людей. Другое дело, что самостоятельность батьки начала мешать возрождению внешнеполитической мощи России. Это да, есть такая проблема. Ну и решение ее есть. Необходимо поменять наш вектор развития, направленный на создание из человека потребителя и винтика в машине потребления, остановиться. Глядишь и батька захочет Союза с обновленной Россией. А сейчас с кем ему Союзы заключать? С Медведевым, Набиулиной, братьями Ротенбергами? Ну вы сначала сделайте для страны своей столько сколько сделал батька, а потом уже на равных с ним разговаривайте. Пока вокруг Путина вьется подобная шушера, никакого Союза не будет.
-3
Сообщить
№10
20.09.2016 15:03
Да, статьи на vpk.name нужно читать с конца - смотрим источник:
данный материал принадлежат Белорусские новости,
и только потом уже читаем саму статью.
+8
Сообщить
№11
20.09.2016 16:31
Цитата, Игорь 7-7-7 сообщ. №6
независимое(враждебное) отношение правящих лиц Белоруссии к России.
О как..! т.е. у Вас если государство независимое то оно по определению уже враждебное по отношению к России..? Ну с таким подходом у России точно не останется больше друзей и союзников..
0
Сообщить
№12
20.09.2016 17:59
Что касается оборонки, всё надо делать самим. Независимо с кем и как мы дружим.
Оборонка это святое.
Что касается дружбы то это гражданка. Ни кто не закатывает истерик по поводу карьерных БелаЗов. Беларусь их поставляет и будет поставлять.
Что касается военной составляющей, как не тяжело надо свое вооружение переводить на свои шасси.
+5
Сообщить
№13
21.09.2016 00:35
Цитата, Алексей60 сообщ. №2
Это он о чем?
наверное о белорусском детище РСЗО Полонез:))
они очень горды что сделали УР с GPS / ГЛОНАС  наведением, хотя кодов к настоящему, "боевому" сигналу, им ни кто не даст. а по гражданскому КВО будет в десятки метров, о высокоточном оружии говорить не прходиться
0
Сообщить
№14
21.09.2016 00:41
Цитата, q
создать такие условия в Союзном государстве которые есть в ОАЭ, где единая армия и службы безопасности и единое экономическое пространство, а законы в каждом эмирате свои, только вот думаю нашим политикам такое не поплечу слабенькие они в сфере стратегического мышления и планирования
о как? а сам батька то на это пойдёт? ВВП то с радостью, об этом он давно намекает, но вот хитропопый батька ... Если по поводу АБ в Бобруйске для ВВС РФ вроде договорились в 2014 ещё, в Белорусии везде в СМИ написали про это, либерасты-грантоеды минские даже пикеты устраивали по этому поводу, и тут бац! ...  выборы батька провёл, успешно для себя(!!), о дружбе с РФ везде перед народом выступил и сразу тему авиабазы закрыл! Т.е. нагло обманул, союзник б ... Вот и вся "единая армия". По пути укры идёт, ни дать ни взять
0
Сообщить
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Ежедневная рассылка новостей ВПК на электронный почтовый ящик
  • Разделы новостей
  • Обсуждаемое
    Обновить
  • 24.04 19:13
  • 1010
Без кнута и пряника. Россия лишила Америку привычных рычагов влияния
  • 24.04 18:08
  • 477
Израиль "готовился не к той войне" — и оказался уязвим перед ХАМАС
  • 24.04 18:05
  • 43
Россия использует пропаганду как средство войны против Запада - британский генерал
  • 24.04 17:59
  • 6
В JAXA допускают, что лунный модуль SLIM сможет начать выработку электроэнергии
  • 24.04 17:50
  • 21
Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный
  • 24.04 16:17
  • 0
«Обратная» миграция: что творится в ЕС?
  • 24.04 14:35
  • 5
Клинцевич рассказал о запускаемых со «Смерча» российских бомбах
  • 24.04 13:06
  • 2
Инженеры NASA впервые за пять месяцев смогли получить данные о состоянии зонда Voyager-1
  • 24.04 11:41
  • 0
Закарпатье: Этнические конфликты и экономические проблемы в тени СВО
  • 24.04 11:28
  • 1
В России работают над 3D-принтером для крупных деталей
  • 24.04 10:51
  • 1
Глава НАСА обвинил Китай в скрытной милитаризации космоса под прикрытием гражданских программ
  • 24.04 09:32
  • 1
Интервью. Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет «Ангара»
  • 24.04 09:30
  • 2
Ходаковский: важно понять, для чего мы начали СВО и как будем дальше жить с побеждённой Украиной
  • 24.04 08:44
  • 7
В США показали испытания беспилотной подлодки на видео
  • 24.04 08:39
  • 5
"Вампиры" против "Гераней" на Украине